Мотивация учебной деятельности младшего школьника
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Московский Педагогический Государственный Университет
Мотивация учебной деятельности
младшего школьника
06.06.2020
ст. преп., к.пс.н. Клюева Н.Ю.
Курс Психология, группа 201
1
Мотивация поведения человека
Основные вопросы:
- Биологические механизмы мотивации
- Двухуровневый характер мотивации:
● на уровне биологических стимулов;
● на уровне социальных факторов
- Принцип психофизического единства:
его проявление в мотивации поведения человека
- Когда потребность становится предметом изучения
психологии: сознательное и бессознательное в мотивации
- Представление о механизмах научения
- Взаимосвязь мотивации и эмоций
- Основные потребности личности
- Мотивация и личностные качества
- Врожденное и приобретенное в мотивации
2
Мотивация поведения человека
• Нейрофизиологические
механизмы мотивации
- Гомеостазис (по У.
Кеннону)
- Биологические
константы:
- жесткие
- пластичные
- Мотивация
возникает на основе
потребности
3
Мотивация поведения человека
- Детектирование потребностей:
> на основе первичных нервных механизмов
(сигналы от желудка, печени, мочевого пузыря и
т. д.);
> гуморальные механизмы (хеморецепторы);
> мотивационное состояние формируется только
от двойной стимуляции
4
Избирательность детектирования
возникающей потребности
■
Для каждого рецептора, отвечающего за
детектирование определенной константы,
содержание того или иного вещества
внутри организма определяет нормальное
течение его метаболизма
5
Специфика мотивационного состояния
● Клетки гипоталамуса оказывают активирующее воздействие на передние отделы
коры больших полушарий
● Создается (формируется) химическая настроенность (избирательность) корковых
механизмов
● Осуществляется отбор раздражителей внешнего мира, способных удовлетворить
актуальную потребность
● Активация гипоталамуса сопровождается эмоциями
● Воздействие со стороны гипоталамуса являются энергетической основой
формирования целенаправленного поведения
● Место мотивационного состояния в инстинкте
6
Свойства мотивационного состояния
(мотивации):
■
отражает
жизненно-важную
потребность
организма;
■
определяет активное отношение организма к
раздражителям внешнего мира;
■
приводит в действие прежний опыт организма и,
тем самым, способствует целенаправленной
организации поведения
7
Корково-подкорковые отношения в мотивации:
> в биологических мотивациях, инициативный источник
возбуждения всегда лежит в подкорковых
образованиях
> корковые нейроны, наряду с получением и
обработкой информации об исходном состоянии
организма и окружающей среды, сами оказывают
активное воздействие на мотивационные центры
гипоталамуса
> между корой головного мозга и подкорковыми
образованиями могут устанавливаться циклические
(реверберационные) взаимодействия
8
Принцип доминанты в организации поведения
в каждый момент времени клетками коры избирательно
завладевают те восходящие от гипоталамуса
активирующие влияния, которые отражают наиболее
важную на данный момент потребность организма
9
Двухуровневый характер мотивации
- на уровне биологических стимулов
- на уровне социальных факторов
10
Принцип психофизического единства
в мотивации: единства строения и
функции
Принцип единства субъективного и
объективного в мотивации – связь
сознания как знания (отражения) с
объектом, который в нем отражается
11
Когда потребность становится предметом
изучения психологической наукой?
12
■ Когда потребность
(биологическая) осознается
индивидом как свое желание
(хотение)
13
Желание и хотение
хотение есть осознание
еще не определенной потребности
желание есть стремление
к определенной вещи,
способной удовлетворить потребность
человек от природы обладает
способностями желать и хотеть
14
Представления о механизмах научения
Согласно данным П.К. Анохина, именно
взаимодействие мотивационных, сенсорных и
подкрепляющих возбуждений лежит в основе
образования условных рефлексов
15
Мотивация и эмоции
■ Формирование мотивационного возбуждения сопровождается возникновением эмоций (чаще всего
отрицательного характера)
■ Удовлетворение потребности связано с положительными эмоциями. Положительные эмоции санкционируют успех деятельности и фиксируются в памяти
■ Эмоции (представления о эмоциях) могут инициировать поведение субъекта
16
Формирование
потребностно-эмоционально-информационной субстанции
переживания
Мотивация
(потребности)
Опредмечивание
потребностей
Хотение,
желание
Образ предметов,
удовлетворяющих
потребности
переживания
Переход во внутренний
мир: потребностно-эмоциональноинформационная субстанция
17
Основные биологические потребности:
Пищевые
Половые
Доминирование
Безопасности
18
Основные потребности личности
Потребности
Духовные
Материальны
е
Предания,
традиции,
обычаи
Моральные
Физиологически
необходимые
Познание
окружающего
мира
Эстетически
е
Религиозные
Прочие:
социально обусловленные
духовно обусловленные
Специфически
познавательные
Социальные
Познавательные
Направленные
на существование
в обществе
Познание
самого
себя
В доминировании
В общении
В
социальном
признании
В служении
обществу
Материальных
явлений
Социаль
ных
явлений
Эмоциональных отношений
В самоактуализации
Синтетические потребности
19
Развитие потребностей личности
(младенческий возраст)
■
ведущий фактор: кормление грудью.
- развивает инстинкт материнства;
- формирует эмоциональную связь ребенка и матери;
- обеспечивает перенос эмоциональных отношений с матерью на других людей.
■
кормление в младенческом возрасте сопровождается
положительными и отрицательными эмоциями и служит
древнейшим дословесным регулятором поведения человека.
■
эмоциональное отражение бытия происходит на бессознательном
уровне.
■
Представляется обоснованным утверждение, что никакая
психоаналитическая процедура не в состоянии привести к
осознанию этой взаимосвязи.
20
Развитие потребностей человека
(дошкольный и школьный возраст)
■
биологические потребности и сознательные альтернативы
(многообразие альтернатив);
■
условия удовлетворения потребностей: потребности и
возможности.
■
системное взаимодействие мотивационных факторов.
■
идивидуальные комплексы личности:
- стремления, желания, отношения к окружающему миру во всем
многообразии и количественной выраженности с доминированием
определенных установок, мотивов, личностных качеств.
- мотивационные симптомокомплексы, определяющие поведение
личности, выступают основой формирующегося характера.
21
• Природные предпосылки индивидуальных
комплексов: агрессивность, подчиненность,
избегание.
Основные биологические отношения:
агрессивность, избегание, подчиненность.
•
Осознание
себя
и
своих
отношений
приводит к
формированию комплексов успешности и
неполноценности.
22
• Формирование комплексов обусловлено
полом, конституцией индивида, его влечениями,
способностями, индивидуальной историей
развития, опытом.
• Невозможно успешно воспитывать личность
без личных достижений.
23
Мотивация и качества личности
Личностные качества выступают как
характеристики качества субъекта
Качество
благочестивый
Поведенческие характеристики
почитающий бога
Мотивация
вера в бога, духовная
мотивация
добродетельны
й
желающий и делающий людям
добро
нравственная мотивация
заботливый
делающий что-либо для блага
других
любовь к людям
совестливый
поступающий по совести
нравственная мотивация,
совесть
жадный
стремящийся к приобретению,
часто за счет других
материальная мотивация
жестокий
совершающий зло
Нравственная мотивация
властолюбивый
стремящийся к господству
доминирование
Качества личности – это мотивация, закрепленная в устойчивых
для данной личности формах поведения.
24
За внешне представленными
качествами личности
скрываются
доминирующие мотивации
25
Врожденное и приобретенное в мотивации
■ Развитие мотивационной
биологических мотиваций
сферы
идет
на
основе
■ Приобретенными факторами мотивации выступают:
■
обычаи и традиции;
■
семейные отношения;
■
нормы поведения;
■
духовные ценности;
■
совесть;
■
вера
26
Учебная деятельность
■ Учебная деятельность составляет основу, представляет
главенствующий принцип системы школьного обучения, в ходе
которого ребенок получает основную информацию,
необходимую для дальнейшей жизнедеятельности.
■ Конечным результатом данного процесса должно всегда
являться формирование полноценной личности, способной к
анализу ситуаций, решению поставленных задач,
взаимодействию с социумом.
■ По окончании школы ребенок должен овладеть всеми
необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые
обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем.
Именно учебная деятельность способствует этому процессу в
наибольшей мере.
27
Факторы успешности
учебной деятельности
■ конечный результат учебной деятельности зависит от
компетентности преподавателя, ответственного за
сознание детей.
■ Не меньшей степени успех обучения зависит и от
личностных качеств каждого конкретного ученика, а также
значение имеет учебная мотивация.
28
Различия в учебной
мотивации
■
Каждый педагог в ходе учебного процесса сталкивается с проблемой
неодинакового усвоения учащимися с нормальным уровнем
развития интеллектуальных способностей одного и того же учебного
материала. Корень этой проблемы кроется в разных уровнях
сформированности учебной мотивации.
■
По наблюдениям педагогов, у успешных в учебной деятельности
учащихся развиты не только познавательные мотивы, но и
социальные мотивы (стремление к самореализации, направленность
на будущее и др.). У детей, которые имеют трудности в обучении, чаще
ведущими являются узколичные мотивы (получение хорошей отметки,
похвала взрослых и др.)
■
Проблема несформированности учебной мотивации проявляется в
том, что при равных интеллектуальных возможностях учащиеся
демонстрируют различные показатели качества обученности.
29
Степень изученности проблемы
учебной мотивации в
психологии
■ сущность мотивации раскрывается в концепциях Л.И.
Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других
отечественных ученых.
■ Различные мотивы учебной деятельности рассматриваются
в трудах Н.Ц. Бадмаевой, М.В. Матюхиной, А.К. Марковой,
М.Г. Морозовой, Т.Е. Титовой и других;
■ способы и методы воздействия учителя на развитие
мотивационной сферы учащихся затрагиваются в трудах
Л.В. Гончарик, А.Н. Леонтьева, Т.И. Шамовой и др.
30
Возникновение мотивации
■ Согласно теории деятельности, мотивация возникает лишь
тогда, когда норма деятельности соответствует имеющейся
потребности. То есть отсюда следует, что учащимся
необходимо предлагать деятельность, соответствующую их
потребностям. И для сохранения их учебной мотивации, а
также ее развития необходимы такие условия, как
необходимый уровень самостоятельности, успешность
выполняемых ими действий, обязательное обеспечение
положительной обратной связи, сформированность
нравственных качеств.
31
Отталкиваясь от пирамиды
человеческих потребностей А.
Маслоу, можно выделить:
■
1. Социальные потребности школьника, которые являются основой учебной
деятельности, условиями формирования и развития их учебной мотивации: быть
принятым и признанным в коллективе, общности; самостоятельно достичь успеха,
признания; иметь возможность самореализовывать своё «Я»;
■
2. Мотивы учения:
■
– учебно-познавательные мотивы, которые проявляются в интересе к новым
знаниям, в познавательной потребности, любознательности, саморазвитию,
познанию нового и др.;
■
– непосредственно-побуждающие мотивы, к которым относятся такие качества
знаний, как яркость, новизна, занимательность и др.;
■
– перспективно-побуждающие (социальные) мотивы, к которым относятся мотив
долга, ответственности, мотив хорошей оценки, а также мотив работать на благо
коллективной деятельности, обеспечивают успешность в начале учения, а
продуктивность от этих мотивов школьник получит на последующих этапах
возрастного развития;
■
– личностные мотивы: стремление к благополучию и достижению результата [30].
32
Различия в учебной
мотивации
■ Некоторыми психологами и педагогами (А.К. Марковой и др.)
были выделены и отрицательные учебные мотивы, к которым
они отнесли стремление ученика избежать наказания от
родителей, осуждения со стороны сверстников, педагогов и
т.п..
■ Кроме того, в учебной мотивационной структуре существуют
осознанные (проявляются в умении ребенка рассказать о
причинах, которые побуждают его к действию, умению
выстраивать их по степени значимости) и неосознанные
(существуют в неконтролируемых сознанием влечениях)
мотивы; также мотивы реальные (осознаются участниками
учебного процесса, и объективно определяющие достижения в
учебной деятельности) и мотивы мнимые (надуманные,
иллюзорные).
33
Д.Б. Элькониным были
выделены мотивы учения:
■
– учебно-познавательные мотивы: стремление к познанию нового,
саморазвитию;
■
– социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив хорошей
оценки, а также мотив работать на благо коллективной деятельности
обеспечивают успешность в начале учения, а продуктивность от этих
мотивов школьник получит на последующих этапах возрастного развития;
■
– личностные мотивы: стремление к благополучию и достижению. Если не
реализуются личностные мотивы, может проявиться отрицательная
мотивация, в виде избегания неприятностей, неудач [30].
■
Такие мотивы учения, как мотив достижения успеха и мотив получения
высокой оценки, характерны для начала обучения в школе и нередко
становятся доминирующими мотивами учения. Мотивация достижения
успеха (желание ребенка хорошо и правильно выполнить задание,
получить необходимый результат) наряду с познавательными интересами
(стремление к получению новых знаний, навыков, действий и др.) –
наиболее ценные мотивы учения
34
Динамика учебной
мотивации
■
Отечественные психологи (Л.А. Венгер и др.) отмечали, что в младшем
школьном возрасте у детей существует определенная динамика их
отношения к учению – правильное отношение к учебной деятельности
формируется не сразу. Например, в первых классах дети сначала
воспринимают положительно перспективу их нахождения в школе, так
как осуществляют свою потребность в изменении социального статуса
(из дошкольника в школьника; потребность узнать что-то новое, но
механизм этого познания еще сознательно ими не анализируется.
■
Поэтому педагогам необходимо на данном этапе подкреплять и
потребность быть школьником положительными эмоциями, чтобы
сформировать их мотивацию к учению, к познанию чего-то нового.
Если же потребность быть школьником не реализуется и ребенок
получает негативные эмоции от своего нахождения в школе и от всего
учебного процесса, то тяга к учению, стремление познавать что-то
новое может остаться в зачаточном состоянии.
35
Способы повышения
мотивации младших
школьников
■
Способов мотивации существует масса, начиная от нестандартного вида и поведения
учителя и заканчивая задействованием специального оборудования. Заинтересованность
школьников в обучении должна быть первоочередной задачей каждого учителя. Добиться
же этого далеко не просто, поскольку есть целый ряд факторов, препятствующих
достижению данной цели. К примеру, одним из самых распространенных можно назвать
неправильную организацию самих занятий. Сюда можно отнести нерационально
составленное расписание или неподходящую продолжительность урока.
■
Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в
классе, так как детям в этом возрасте свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от
обучения и всячески препятствовать этому процессу. Учитель в таком случае должен не
только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая
изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к
примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для
самостоятельной работы.
■
В случае младшей школы отлично подходят специально разработанные ведущими
педагогами техники вроде «Знаю – не знаю – хочу узнать», которые помогают не только
определить уровень компетенции ученика, но и обратить внимание на его интересы,
склонности. Хороша в данном случае технология ведения «Бортового журнала», в котором
ученики записывают различные факты и установки, определенные на каждом конкретном
уроке.
36
Способы повышения
мотивации младших
школьников
■
1. Постепенное увеличение сложности заданий. Необходимо, чтобы учебная деятельность приносила учащимся
положительные чувства, так как радость от успешной деятельности, способствует потребности в этой деятельности,
устойчивый мотив к занятию ею. Например, ученикам можно давать сначала легкие задания, и хвалить их за успешное
выполнение, и лишь когда у школьников появится уверенность в своих способностях решать задачи, можно переходить
к поручению более сложных задач. Таким образом, успешно решая задачи, учащиеся приобретают устойчивую
мотивацию к учебной деятельности.
■
2. В процессе обучения, с целью повышения учебно-познавательной активности детей учителю нужно придерживаться
таких принципов, как сотворчество; диалогичность; наличие вариативности решений в поставленных учебных задачах;
возможность осуществления детьми импровизационного поиска решения.
■
3. Применять на уроках методы и приемы обучения, которые способствуют активизации мыслительных и творческих
способностей. Например, использовать на уроках прием занимательности или необычной формы преподнесения
учебной информации. К примеру, на уроке ИЗО по теме «Осень» можно с помощью ИКТ организовать виртуальную
экскурсию по осеннему городу (там, где открыт доступ к веб-камерам, установленным в городе). С детьми наблюдают,
во что одеты люди, как преобразился город с приходом осени, какие краски преобладают в парках и т.п.
Познавательный интерес детей к уроку влияет на уровень их учебно-деятельностной активности. Например, детям
можно предложить решить сказочные задачи: «На что похоже» – показать рисунок и описать его; найти цифры или
буквы в игре «Волшебные кляксы», «Дорисуй-ка» – дорисовать необходимые детали рисунка и т.п.
■
3. Индивидуальный подход к ребенку. То есть максимально дать каждому ребенку возможность проявить себя на
уроке, не опрашивать только детей, которые тянут руку.
■
4. Стимулирование детей. Эффективный стимул к учебной деятельности – это ситуация успеха, поощрение, например в
виде грамоты, хорошей оценки, выставки работ и т.п.
■
5. Коллективное сотворчество. Данный метод способствует приобретение детьми умения работать совместно,
возможности вести обсуждения.
37
Способы повышения
мотивации младших
школьников
■ К концу обучения в начальной школе важным в
успешности обучения у младших школьников становится
мнение их сверстников: и положительные и отрицательные
мотивы формируются за счет мнения класса,
социометрического статуса ученика. Для детей в этот
возрастной период важно не только как оцениваются их
знания, им также интересна оценка всей их личности,
соотнесения ее с другими. Именно поэтому, хорошая
успеваемость развивает у детей высокую самооценку, а
плохая – снижает их самооценку. Успешность в учебной
деятельности является источником внутренних сил ребенка,
и в нем развивается стремление преодолевать трудности
38
Литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-Петербург, Москва, Харьков,
Минск. Изд. Питер, 2000.
2. Судаков К.В. Биологические мотивации. М, Медицина, 1971.
3. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.,
Логос, 2003.
4. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека, М.: «Логос», 2006.
5. Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В. ОСОБЕННОСТИ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ // Научное обозрение. Педагогические
науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726 (дата
обращения: 19.03.2020).
39
Практическое задание
06.06.2020
■ Учитывая основные новообразования возраста и опираясь
на психологические закономерности учебной деятельности,
опишите не менее 10 приемов, которые Вы могли бы
использовать с младшими школьниками во время урока,
для формирования учебной мотивации младшего
школьника
■ Практическое задание прикрепите в курсе на платформе
Moodle до 10.06.2020
40