Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Морфологические средства текстообразования

  • 👀 1006 просмотров
  • 📌 958 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Морфологические средства текстообразования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Морфологические средства текстообразования» doc
И. П. Матханова МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ В школьном курсе русского языка все больше внимания уделяется анализу текста: выявлению общих закономерностей его построения, особенно способам реализации категории связности, цельности, характеристике типов речи (повествование, описание, рассуждение) и их разновидностей, использованию стилистических ресурсов языковых единиц. Однако роль морфологических категорий и единиц в организации текста, текстового фрагмента и в шко­ле, и в вузе изучена недостаточно. Во-первых, это вызвано тем, что функции морфологических элементов не всегда четко осознаются носителями языка, а во-вторых, тем, что грамматические единицы и категории обслуживают несколько аспектов текста. Для успешного анализа текста следует обратить внимание минимум на три следующих аспекта функционирования морфологических элементов в тексте. При этом следует заметить, что морфологические средства текстообразования в целом не изолированы от лексики (русский язык относится к флективным синтетическим языкам, и поэтому русское слово обычно морфологически оформлено, а его морфологические признаки являются коммуникативно значимыми). Поэтому точнее эти средства текстообразования называть лексико-грамматическими. Первый аспект морфологического анализа текста определяется его структурной характеристикой, т.е. выявлением роли морфологических средств в реализации категории связности и в членении текста. Морфологические категории и формы можно отнести к основным средством связности текста. Текстовые связующе-интегративные функции морфологических средств во многом базируются на их структурных свойствах, реализующихся в обычном высказывании - согласовательной, дейктической, референтной и др. В этом случае связи между элементами устанавливаются не только горизонтально, но и вертикально. На уровне текста возможно говорить о кореферентности1, общности модального, видо-временного и персонального планов текста и т.д. Так, например, в следующем текстовом фрагменте описание конкретной внеязыковой ситуации позволяет в качестве средства связи выступать существительным мужчина, гражданин, муж, личному местоимению он, притяжательному местоимению его, а также словами супруга и она. Общее изумление вызвал мужчина, затесавшейся на сцену. Он объявил, что у его супруги грипп и что поэтому он просит передать ей что-нибудь через него. В доказательство же того, что он действительно женат, гражданин готов был предъявить паспорт. Заявление заботливого мужа было встречено хохотом... (М. Булгаков. Мастер и Маргарита) Употребление слов в кореферентной функции (для обозначе­ния одного и того же референта) обусловлено способом представления информации: от номинации общей, неконкретного характера, по внешнему признаку (мужчина) автор переходит к личному и притяжательному местоимениями (он. его), затем к официальному (гражданин), связанному с упоминанием лица об официальном до­ументе (паспорт), и, наконец последняя номинация - "заботли­вый муж" является в данном случае ситуативной, т.е. отражает со­держание описываемой ситуации. Таким образом, кореферентные связи реализуются при помощи лексико-грамматических средств, т.к. здесь учитывается и лексический отбор языковых средств, и грамматический - обычно в качестве средств кореференции выступают местоимения и имена существительные, а структурный аспект анализа текста тесно связан с семантическим. Связь между этими аспектами анализа текста может быть более тесной и менее тесной, опосредованной. Модальный, видо-временной и персональный планы текста связаны с семантическим аспектом не напрямую, на первый план часто выходит структурная функция. Однако в начальных фразах текстового фрагмента может быть задан персональный, темпоральный, модальный "ключ" текста. Приведем пример. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами: желтым, красным, синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, то увидишь, что это капли росы собрались в листах травы и блестят на солнце. Когда сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик. Сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (Л.Толстой) В этом тексте в первой же фразе задан персональный и модально-временной ключ, который определяет общий план фрагмента. В тексте повествуется о реальных событиях (используются глаголы в изъявительном наклонении), повторяющихся при опре­деленных условиях (реализуется значение настоящего неактуального времени), происходящих как с самим говорящим, так и со слушателем и любым, кто попадает в подобную ситуацию (обобщенно-личное употребление формы 2-го лица ед.ч.). Второй аспект анализа текста с морфологической точки зрения связан с "типообразующей" ролью анализируемых единиц: со стилистической характеристикой (текст художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и т.п.), а также отнесенностью текста к определенному типу или композицион­но-речевой форме: повествованию, описанию, рассуждению. При стилистической характеристике текста необходимо обращать на маркированные в этом плане морфологические единицы (ср. стилистические варианты махает - машет, врач - врачиха, в отпуске - в отпуску и т.п.). Существенную роль играет также употребительность / неупотребительность в тексте определенных единиц и категорий, причем учитывать надо не только знаменательные части речи, но и незнаменательные. Так, например, для официально-делового стиля нехарактерно употребление модальных слов, частиц, междометий, насыщенность текста этими словами свойственна разговорному стилю. Для определения стилистической принадлежности текста важна также и насыщенность его определенными формами и ЛГР. Например, для научного, официально-делового стиля характерно употребление большого количества абстрактных существительных, относительных прилагательных, для функционально-речевых стилей типично употребление глаголов в инфинитиве, в страдательном залоге, реализация значения настоящего неактуального времени. Так, в следующем текстовом фрагменте, относящемся к официально-деловому стилю, можно проследить некоторые особенности функционирования языковых единиц. В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителя". недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (предприятием, выполняющим его функции) в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем. В соответствии со ст.21 вышеуказанного закона за каждый день просрочки выполнения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков продавец (предприятие, выполняющее его функции), допустивший такие нарушения, выплачивает потребителю неустойку в размере одного процента стоимости товара, (Закон РФ "О защите прав потребителя") О принадлежности к официально-деловому стилю свидетельствует насыщенность текста абстрактными существительными предъявление, требование, выполнение, устранение, нарушение и т.д., большое количество причастий обнаруженные, выполняющим, соответствующего, допустивший и пр., в т.ч. страдательные формы обнаруженные, устранены, употребление стилистически маркированных предлогов в соответствии с, в течение. При анализе текстового фрагмента, относящегося к тому или иному типу речи (композиционно-речевой форме), важно учитывать взаимодействие грамматики и лексики. Это связано с тем, что повествование, описание и рассуждение как некая абстракция реализуются в своих конкретных разновидностях (ср.: описание как тип текста может быть реализовано в описании предмета, интерьера, пейзажа, портрета и т.д.), каждая из которых обладает не только определенным набором лексических средств, но и грамматическими особенностями. В значительной степени эти лексико-грамматические особенности проявляются в отборе определенных ЛГР различных частей речи (например, ЛГР конкретных, абстрактных, вещественных, или собирательных существительных, качественных или относительных прилагательных; статальном, реляционном, инхоативном СД глагола). Кроме того, проявлением лексико-грамматических свойств является сочетание в одном текстовом фрагменте некоторых тематических групп, лексических разрядов (неопределенных, отрицательных местоимений; качественных и аспектуальных наречий, наречий со значением времени и места; глаголов движения, существования, состояния; существительных тематических групп: мебель, части тела и др., предлогов и союзов с пространственной, временной, причинно-следственной семантикой) и определенных морфологических категорий или форм в од­ном из частных значений (глаголы в безличном употреблении, обоб­щенно-личном, настоящее абстрактное и прошедшее перфектное время, повелительное наклонение глагола; конкретные существительные в форме множественного числа; сравнительная степень при­лагательных, наречий, СКС, причастные и деепричастные формы и т.д.). Так, например, следующий текстовой фрагмент относится к композиционно-речевой форме (типу текста) - описание, а точнее, к описанию портрета как конкретной его разновидности. Наружность самого г-на Зверкова мало располагала в его пользу: из широкого, почти четвероугольного лица лукаво выглядывали мышиные глазки, торчал нос большой и острый, с открытыми ноздрями; стриженые, седые волосы поднимались щетиной над морщинистым лбом, тонкие губы беспрестанно шевелились и приторно улыбались. Г-н Зверков стоял обыкновенно, растопырив ножки и заложив толстые ручки в карманы. (И. Тургенев. Ермолай и мельничиха) В этой разновидности описания используются такие типичные для портрета языковые средства, как: тематическая группа существительных части тела: лицо, глазки, нос, волосы, лоб. губы, ножки и т.п.; параметрические существительные и прилагательные: широкие, тонкие, большой, толстые, глазки, ножки, ручки; качественно-характеризующие наречия: лукаво, приторно; цветовые прилагательные: мышиные, седые. Глаголы, употребляющиеся в этом тексте, как правило, относятся к НСВ, в данном случае это одновидовые глаголы статательного СД: торчал, стоял, поднимались, выглядывали (в переносном значении). Часто в этом типе текста глаголы НСВ выступают в неограниченно-кратной (повторяющейся) функции (шевелились, улыбались) и сопровождаются аспектуальными наречиями (беспрестанно, обыкновенно). Комбинация для каждого типа текста (композиционно-речевой формы) и его разновидности обладает высокой степенью вариативности, однако здесь можно проследить довольно устойчивые закономерности, обусловленность выбора морфологических средств тем или иным типом текста, так как "... носители языка, - как отмечает Д.Н. Шмелев, - обладают представлением об особенностях соответствующих типов речи - пусть в виде абстрактного образца, которому они в той или иной мере должны следовать или от которого сознательно отказываются" [25]. Третий аспект анализа текста с морфологической точки зрения можно назвать индивидуально-эстетическим, так как морфологические единицы выполняют здесь роль выразительного средства. Семантика морфологической единицы, как известно, слабо осознается обычным носителем языка, поэтому для того, чтобы ее актуализировать, говорящему приходится использовать специальные приемы. Актуализация морфологической семантики, "игра" грамматическими категориями - явление достаточно редкое, требующее высокого уровня языковой и речевой компетенции. Эти приемы, как уже было отмечено, не только не характерны для любого текста или определенных типов текста, они являются свидетельством языковой индивидуальности. Тем не менее можно наметить некоторые наиболее часто встречающиеся приемы (виды обнаружения речевой деятельности индивида - по Е.А. Земской) и характер их использования в тексте (какие цели ставит перед собой говорящий, используя эти приемы). Самый распространенный прием - повтор (обычно многократный) грамматических форм или лексико-грамматических средств с одной и той же семантикой. Это невольно останавливает внимание читателя на таких средствах, как, например, глаголы начинательного и одноактного СД в фрагменте текста, описывающего быстрое движение субъекта; как обобщенно-распределительные (определительные) местоимения в фрагменте, описывающем всеобщность, всеохватность, тотальность действия. Этот прием может быть использован для интенсификации какого-либо важного для говорящего признака, экспрессивизации текста, передачи динамичности действия за счет "сгущения" действий и их признаков, выделения какого-либо объекта через описание его разных сторон и некоторые другие. Так, например, в стихотворении М. Цветаевой "Окно" повтор творительного сравнения имеет значение "организующей доминанты" (Б. Эйхенбаум), создает внутреннее единство текста и одновременно передает движение взгляда лирического героя из комнаты, помещения - вовне, во внешний мир: Атлантским и сладостным Дыханьем весны – Огромною бабочкой Мой занавес - и Вдовою индусскою. Наядою сонною В моря заоконные... За счет повтора актуализируется, становится в центр внимания творительный сравнения, при помощи которого создается двухслойность лирического стихотворения: первый слой характеризуется конкретностью визуального восприятия - занавес как сладостное дыхание, как огромная бабочка, лирическая героиня сравнивается с индусской вдовой, сонной наядой; второй слой содержит обобщение, отражает эмоционально-смысловой сдвиг в мыслях и чувствах лирического героя, преобразование конкретного в общее: от восприятия конкретных предметов к описанию ситуации выходя за пределы печального, тихого, ограниченного существования в разнообразный, свободный, хотя и опасный мир. Такое двухслойное прочтение возможно благодаря тому, что доминантой стихотворения является сравнение (актуализируемое повтором), в природе которого заложена связь двух явлений. Ещё один прием - сопоставление, столкновение морфологических единиц, имеющих общие семантические признаки и различающихся по каким-либо семантическим оттенкам или стилистической принадлежности. Это сопоставление может быть представлено в виде контраста (контактного или дистантного) или в виде градации. Например, "Главное - ловить рыбу, а поймать совсем необязательно. С самого детства помню: наловил рыбы видимо-невидимо, больше невидимо, чем видимо"(И. Гофф). В этом фрагменте помимо контраста, базирующегося на лексических средствах (столкновение прямого и переносного значений), существенную роль играет контраст СВ и НСВ, актуализирующий основные значения видов: процесс - результат. Использование морфологических средств позволяет не формулировать данное противопоставление напрямую и представляет слушателю возможность воспринимать не на абстрактном уровне, а в конкретной словоформе. Образность как двоение смыслов: одно значение воспринимается через призму другого в тексте может создаваться переносным употреблением форм внутри морфологической категории, например, времени, вида (обычно экспрессивно значимой является форма НСВ в значении СВ: Зажигал он (Илья) свечи воску яркого...(вместо зажег), наклонения (Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней), лица. "Морфологическая образность" в художественном тексте - явление нередкое и для внимательного взгляда всегда заметное). Использование этого приема в текстовом фрагменте может привести к актуализации одного значения за счет нейтрализации других, к конкретизации какой-либо общей, абстрактной, неопределенной семантики, ее уточнению. И наоборот, при помощи этого приема говорящий может достигать более высокого уровня обобщения на основе конкретных семантических признаков, сближать, приравнивать разные значения, снимая их противоположность. Следующий прием, базирующийся на использовании выразительных возможностей морфологических средств - введение неузуальной (окказиональной/потенциальной) формы слова. Такое употребление служит для акцентирования, выделения важной для говорящего единицы и ее семантики, придает тексту особую экспрессивность. Существенным в этом случае является также то, что обычно у такой формы появляются дополнительные смыслы, важные для говорящего. Сравните употребление формы мн.ч. существительного слепота в четверостишии А. Вознесенского: Да хранит нас и в глаза лепится в слепое время, в слепой поход, слепота надежд, слепота детства, слепота лепета и миллионы иных слепот. Окказиональная форма мн.ч. абстрактного существительного слепота в данном случае реализует значение "различные виды, типы, проявление признака" и служит для обобщения, объединения предметов и явлений, которые, казалось бы, не имеют ничего общего между собой. Иногда в текстовом фрагменте может встретиться и такой прием: говорящий расшифровывает, раскрывает смысл слабо осознаваемой грамматической категории или формы при помощи лексических средств. Например: Я говорю: "пошел " "бродил ". А ты: "пошла", "бродила". И вдруг как будто веяньем крыл Меня ocенилo! С тех пор прийти в себя не могу... Все правильно, конечно. Но этим "ла " ты на каждом шагу Подчеркивала: "Я - женщина!" (И. Сельвинск'ий. К вопросу о русской речи) И наоборот, какие-то понятия, явления жизни сопоставляются с общеизвестными грамматическими значениями и формами. Ср. замечание В.В.Виноградова: "Разница между полноправным гражданином и ссыльным та же, что в грамматике между действителъным и страдательным залогом. Я направлен, привезен, послан и т.п. - вот как я стираюсь мыслить... " (В. В. Виноградов. Сумею преодолеть все препятствия...)' Часто при такой расшифровке подчеркивается семантика формы, мотивировка употребления именно этой, а не иной единицы, значение словоформы как бы заново осознается говорящим. И одном текстовом фрагменте могут сочетаться все три основные функции морфологических форм и категорий: структурная, "типообразующая" и эстетическая. Однако обычно один из аспектов выступает в качестве доминирующего. Чаще в качестве доминирующей выступает эстетическая функция морфологических элементов, т.к. такое их употребление требует от создающего текст наибольших усилий. Эстетическая функция морфологических средств характерна в первую очередь для художественных и публицистических текстов. Что касается "типообразующих " функций словоформ, то они доминируют в тех случаях, когда в тексте морфологические формы не выступают в качестве выразительных средств. Это, как правило, характерно для текстов, не относящихся к художественным, В художественных текстах "типообразующая" функция часто совмещается с эстетической (при повторе, контрасте, в сочетании с другими элементами контекста). Если текст насыщен СКС, или абстрактными существительными, или неопределенными местоимениями, или признаковыми словами, то совмещение "типообразующей" и эстетической функции особенно заметно. Структурная функция, как таковая, в тексте обычно не актуализируется, выступая в качестве служебной. Однако и здесь следует отметить, что одни и те же элементы текста могут выполнять сразу несколько функций, совмещать их. Так, например, глагольные формы в переносном употреблении (наклонения, времени, лица и др.) служат одновременно и связующе-интегративным средством (структурная функция) и выразительным (эстетическая). Таким образом, задачей текстового анализа в морфологическом аспекте является определение различных текстовых функций морфологических форм и категорий, выделение доминирующих функций (на фоне служебных) и установление тех условий и приемов, которые способствуют их реализации. Необходимо также установить, какое влияние оказывают выявленные функции на формирование текстового фрагмента. СХЕМА АНАЛИЗА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ Данная схема не является обязательной для анализа текста, она приводится для того, чтобы помочь студенту увидеть, что морфологические средства языка могут играть разную роль в организации текста. В схеме невозможно перечислить все возможные грамматические категории и формы, выполняющие текстообразующие функции, но здесь отмечаются наиболее типичные, основные средства. 1. Структурные функции. Необходимо указать, какие морфологические средства выполняют связующе-интегративную функцию, служат для объединения отдельных высказываний в единый текст. 1. Отметьте роль форм наклонения, видо-временных и личных форм глагола. 2. Укажите средства кореференции: местоимения (в широком смысле), имена существительные, именные словосочетания. 3. Союзы, частицы, вводно-модальные слова, оформляющие межфразовые связи. II. "Типообразуюшие" функции. 1. Определите стилистическую принадлежность текстового фрагмента (охарактеризовать текст как художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный), обоснуйте свой ответ: а) отметьте стилистические варианты (если они есть) морфологических форм; б) охарактеризуйте насыщенность текста определенными ЛГР различных частей речи, характерными для данной стилистической принадлежности; в) укажите на наличие/отсутствие частей речи, свойственных этому стилистическому типу текста; г) определите, какие другие (неморфологические) языковые средства характеризуют стилистическую принадлежность текста (лексические, синтаксические). 2. Определите тип текста (композиционно-речевую форму) описание, повествование, рассуждение: а) охарактеризуйте морфологические средства создания данного типа текста, прежде всего частные значения вида и времени, способы глагольного действия, значения залога и наклонения, а также ЛГР других частей речи (относительных/качественных прилагательных, семантических типов наречий, ЛГР имен существительных), наличие в тексте числительных; б) отметьте другие языковые средства, характерные для данного типа речи: лексические (тематические группы слов, тематическая сетка текста и т.д.), типичные синтаксические конструкции. Необходимо отметить, что не всегда можно с достаточной точностью определить тип речи (композиционно-речевую форму), т.к. возможны различного рода переходные и смешанные типы. III. Индивидуально-эстетические функции. Данная функция в текствых фрагментах встречается не всегда и определяется, как правило, в художественных и публицистических текстах. 1. Укажите прием, при помощи которого морфологический элемент (отметьте, какой именно) становится выразительным средством: а) повтор; б) сопоставление морфологических единиц (контраст или градация); в) употребление окказиональной формы или формы в переносном значении; г) расшифровка ГЗ при помощи лексических средств; д) другие приемы. 2. По возможности определите, какой эффект достигается при помощи этих средств: а) интенсификация признака; б) экспрессивизация текста; в) усиление динамичности действия; г) выделение объекта, актуализация какой-либо языковой единицы; д) конкретизация общей или неопределенной семантики; е) сближение разных явлений через нейтрализацию некоторых семантических признаков; ж) привнесение нового семантического оттенка (попытайтесь сформулировать, какого именно); з) создание художественного образа и др. Для того, чтобы охарактеризовать морфологический аспект текстообразования, можно выбрать иной путь: от доминирующей (самой заметной) функции - к структурной, неявной, неинтенциональной. Внутренние подразделы, по которым характеризуется каждая функция, при этом сохраняются. Таким образом, в начале определяется, есть ли в тексте повтор какого-либо морфологического средства, контраст, градация, переносное или окказиональное употребление форм и т.п., указывается, зачем автор использует этот прием. Функция морфологических средств, употребленных в таких условиях, является доминирующей. Возможно (особенно в случае повтора) эти же средства участвуют и в жанрово-стилистической характеристике текстового фрагмента. Если морфологических средств, выполняющих индивидуально-эстетическую функцию, в данном тексте установить не удалось, то необходимо попытаться определить, не является ли доминирующей в данном случае "типообразующая" функция морфологических единиц, для чего охарактеризовать стилистическую и жанровую принадлежность текстового фрагмента, указав соответствующие морфологические средства. При отсутствии индивидуально-эстетической функции морфологических средств доминирующей становится "типообразующая" функция. И наконец, последней характеризуется структурная функция морфологических единиц.
«Морфологические средства текстообразования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot