Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
Федяева М.В.
Комкина Т.М.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Модуль социально-политических знаний (Психология)
Образовательная программа: 6В01101 Педагогика и психология
г. Петропавловск
2020
Тема 1.2: Я и моя мотивация
1. Мотивация и самомотивация.
2. Виды мотивов.
3. Мотивационный профиль личности
1. Мотивация и самомотивация.
Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
Грамотное самомотивирование — это умение мотивировать себя к определённой деятельности так, чтобы и сама деятельность, и её результат были желаемыми. Как следствие — эффективность, положительные эмоции и стремление совершенствоваться в подарок.
Самомотивация это всегда преодоление себя, это всегда выбор или гармонизация своего "хочу" и своего "должен", и это преодоление и гармонизация всегда есть личностный рост человека
2. Виды мотивов
Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.
3. Мотивационный профиль личности
В отечественной и зарубежной психологии появляется еще один новый термин, характеризующий мотивационную сферу личности, а именно мотивационный профиль личности.
Так, Ш. Ричи и П. Мартин исследуя потребности человека, побуждающие его к профессиональной деятельности, обнаружили индивидуальное сочетание наиболее и наименее актуальных (значимых) для конкретного человека потребностей. Они определили это сочетание потребностей как мотивационный профиль
Кроме того, мотивационный профиль личности сегодня рассматривают как удобный способ измерения человеческой мотивации, «мотивационную сфера, состоящую из побудительных функциональных тенденций, личностных направленностей и мотивов-интересов»
Мотивационный профиль личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую вовлекается человек по мере взросления. Активно участвовать в различных видах деятельности, расширять свои социальные контакты человек начинает в студенческом возрасте. Возникает более четкое понимание смыслов относительно жизни, взаимоотношений с людьми, так как студенчество как возрастной период онтогенетического развития, является сенситивным периодом для развития самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.
Мотивационная картина личности отражается в личностно-мотивационном профиле. В.Э. Мильман выделяет 5 основных типов мотивационного профиля: прогрессивный, регрессивный, экспрессивный, импульсивный, уплощенный (монотонный). В каждом из профилей отражена мотивационная тенденция, стиль общения, эмоциональные особенности, самооценка, выражены лидерские черты
В студенческом возрасте происходит локализация мотивации поведения и деятельности в аспектах «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Жизненные планы студента связаны с получением высшего образования, обеспечением материального благополучия, определением в профессиональном жизнеустройстве, приобретением статуса, решением семейных проблем. Исследование мотивационного профиля студента, таким образом, позволяет выявить устремления современного молодого человека и создавать условия психологического сопровождения развития оптимальной мотивационной тенденции личности на жизнедеятельность, образование и т.д.
В зарубежной психологии жизненные планы, ценностные ориентации интерпретируют как социально-детерминированную направленность на цели и средства деятельности (М. Рокич, В. Франкл и др.). Жизненные планы и ценности личности студента относятся к категории «генеральных личностных ожиданий»: мотив выступает как механизм ответственности личности за свои поступки, действия, поведение, человек получает возможность когнитивно обрабатывать все потребности, побуждения.
Ценности и ценностные ориентации являются элементами как когнитивной структуры личности, так и ее мотивационно-потребностной сферы. Мотивационная сфера личности студента наиболее полно раскрывается в ситуации деятельности, где она выступает как позиция субъекта. Самосовершенствование студента стимулирует внутреннюю и вызывает внешнюю мотивацию, которая проявляется в борьбе за свой талант, в заявке на высокие профессиональные успехи, в творчестве и оригинальных находках. Будучи сложным интегральным психологическим образованием, ценности и ценностные ориентации выступают как смыслообразующие мотивы. Внутренние мотивы принадлежат к области «я» и фактически являются смыслообразующими, но актуально не проявляют свою смыслообразующую функцию
Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, взаимное усиление или ослабление мотивов. Доминирующие и подчиненные мотивы могут поменяться местами. Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганда и т.д.
Студенческий возраст является наиболее благоприятным для становления мотивационного профиля, естественно, в связи с особенностями развития происходят внутриличностные изменения и структура мотивационной сферы, в свою очередь, трансформируется. И этот ресурс необходимо задействовать для развития современного общества нашей страны.
Тема 1.2: Конкурентоспособность личности
1. Понятие конкурентоспособности.
2. Компоненты конкурентоспособности
Н.Н.Сидорова указывает, что конкурентоспособными людьми можно счи-тать ту часть представителей общества, которые сфокусированы на цели собст-венного интеллектуального и духовного роста, в отличие от людей, озабочен-ных удовлетворением своих материальных потребностей и не рассматриваю-щих свое образование и развитие как высшую ценность.
Это позволило ей считать конкурентоспособным человека, который стремится и способен мак-симально реализовать в жизни свои возможности и таланты, благодаря чему он получает преимущества на рынке труда.
Анализируя конкурентоспособность личности студента, С.В.Зверев рас-сматривает семантику слова«конкурентоспособность», разделяя его на две со-ставляющие– конкуренция и способность. В свою очередь, в составе слова способность– способ, который предполагает наличие порядка в действиях, оп-ределенность методов в исполнении работы или в достижении цели. Таким об-разом, смысловая нагрузка понятия указывает на сформированность у студента знаний и умений деятельности, позволяющих посредством проявления пре-имущества и использования сформированных качеств наиболее эффективно достигать цели.
По мнению Е.В.Таракановой, конкурентоспособный специалист способен достигать поставленных целей в быстро меняющихся ситуациях за счет умения решать профессиональные задачи и наличия определенных личностных качеств].
В психологической концепции профессионально-личностного развития Л.М.Митина рассматривает конкурентоспособность как интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, обуславливающих эффективность профессиональной деятельности специалиста, позволяющих ему быть более успешным на рынке труда
Компоненты и показатели конкурентоспособности будущего специалиста
Компоненты конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособности
Мотивационно-потребностный
Ценностные мотивы будущего учителя, позитивное стремление к различным видам социальной профессионально значимой активности, устойчивые потребности саморазвития, самоутверждения, самоактуализации, самовыражения.
Эмоционально-волевой
Устойчивое состояние, характеризующее присутствие осознанного стабильного положительного отношения к профессиональной деятельности; произвольное регулирование социально-профессиональной деятельности через проявление инициативы, самостоятельности, осознанного планирования своих действий, осуществление самоконтроля, стимуляции собственного развития.
Информационно-содержательный
Знания основных категорий, принципов и закономерностей педагогической деятельности; восприятие и преобразование информации о сущности педагогической профессии имеет практически-смысловой характер, владение системой личностно значимых знаний и умений, принятия решений, самопознания и самооценки своего профессионального потенциала.
Операционно-практический
Включает стремление к самостоятельной деятельности, творческое применение знаний, умений на практике, осознанная способность в преодолении трудностей, навыки познавательного, регулятивного, коммуникативного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения.
Тема 1.8: Психология здоровья личности
1. Психологические факторы возникновения болезней и укрепления здоровья.
2. Здоровый образ жизни как основа успеха личности
1. Психологические факторы возникновения болезней и укрепления здоровья
Сфера влияния факторов
Факторы
Укрепляющие
здоровье
Ухудшающие
Здоровье
Генетические
Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Медицинское обеспечение
Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
Условия и образ жизни
Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.
2. Здоровый образ жизни как основа успеха личности.
Основа успеха - здоровье личности
Здоровая личность – понятие многогранное.
Это такая личность, в которой гармонично сочетается физическое, духовно-нравственное, социальное, психическое и психологическое здоровье.
Если личность обладает здоровьем на всех уровнях, то она непременно добьётся успеха в жизни. Поэтому в этой статье мы поговорим о том, какие стороны включает в себя здоровье личности и охарактеризуем каждую из них.
Все грани личности, в том числе и её здоровья, взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга, однако, можно попытаться провести границу, и указать, что в большей степени относится к здоровью на том или ином уровне.
Физическое здоровье
Легче всего дать определение здоровью физическому, хотя и по этому поводу существует множество разногласий. Но можно сказать, что когда человек здоров физически – он хорошо себя чувствует и не болеет. Поскольку о физическом здоровье говориться чаще и больше всего, в этой статье мы поговорим подробнее о других уровнях здоровья.
Духовно-нравственное здоровье
Сложнее дело обстоит с определением духовно-нравственного здоровья, и далеко не каждый включает духовно-нравственный аспект в своё понятие здоровья.
Однако можно не только выделить духовно-нравственную сторону здоровья, но и пойти дальше, разделив духовно-нравственное здоровье на две отдельные грани – здоровье нравственное и здоровье духовное.
Нравственно здоровый человек имеет внутренние установки, в соответствии с которыми совершает добрые поступки, и не совершает зло. При этом таким человеком не руководит возможность положительной или отрицательной оценки социума, так как совершить или не совершить поступок велит его душа. Поэтому нравственно здоровый человек старается, в том числе воздерживаться от безнравственных мыслей.
Духовно здоровый человек способен испытывать духовную радость, имеет стремление к Богу, в том числе стремление во имя Него очищать своё сердце. На этом уровне проявляется действие духа в человеке, или, другими словами, – его трансцендентные переживания.
Духовное здоровье включает в себя здоровье нравственное. На духовном уровне проявляется сила духа человека, которая помогает ему добиваться целей в жизни, проходя через трудности и препятствия.
Стремление к духовным целям помогает выработать силу воли и мотивацию.
Социальное здоровье
Социальное здоровье – это здоровое взаимодействие с другими людьми, способность человека успешно выполнять какую-либо деятельность, которая одобряется обществом. Социально здоровый человек в достаточной мере, социально активен, обладает необходимыми в жизни навыками общения. Социальные контакты и умение общаться с людьми помогают ему на пути к достижению цели и успеха.
О социально здоровом человеке складывается хорошее впечатление в обществе, его уважают. Он не совершает таких поступков, которые не приняты в социуме.
Умеет быть не только тактичным и вежливым с людьми, но и защищаться от их манипуляций и быть способным отстаивать свои принципы. При этом социально здоровая личность относится с уважением и пониманием к другим людям.
Психическое и психологическое здоровье
Здоровая личность психически и психологически здорова.
У психически здорового человека нет психических расстройств, и он может контролировать свои слова и действия. А при психологическом здоровье нет таких психологических проблем, которые мешают человеку в жизни. Он умеет справляться со стрессом, трудности и давление со стороны не мешают ему выполнять запланированные дела.
У психологически здоровой личности чаще всего, положительное настроение. Оно адекватно ситуации. Такой человек не срывает негатив на других, а вернее – он его не накапливает изначально.
Психическое и психологическое здоровье влияет на здоровье социальное, духовное, нравственное и физическое.
Тема .3.1: Понятие и структура социально-психологического конфликта
1. Природа и причина социальных конфликтов.
2. Виды психологических конфликтов.
3. Этапы развития конфликта.
1. Природа и причина социальных конфликтов
Социальный конфликт – это такой вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию или ресурсы, угрожают оппозиции силами или оружием, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму аттаки или обороны. Конфликт всегда противостояние, столкновение сторон.
Природа конфликта. Существуют два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.
1. Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679). В книге «Левиафан» (1651) он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды.
2. Оптимистический подход представлен французским философом Жан Жаком Руссо (1712 – 1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природа добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.
Причины возникновения конфликта. Можно выделить следующие типы причин социального конфликта:
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.
Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий
1. Виды психологических конфликтов.
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
• Междиндивидуальные конфликты
• Межгрупповые конфликты и их типы:
◦ группы интересов
◦ группы этнонационального характера
◦ группы, объединенные общностью положения;
• конфликты между ассоциациями
• внутри и межинституциональные конфликты
• конфликты между государственными образованиями
• конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.
Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
• По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
• По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
• По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
• По формам борьбы (мирные и немирные).
• По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
• По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
• По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
• внутренние (личностные конфликты);
• внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.
К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").
Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
• объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
• субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
• конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
• деструктивные, разрушающие организацию.
2. Этапы развития конфликта.
Начало конфликта определяется первыми актами противодействия сторон.
Считается, что конфликт начался при условии одновременного наличия трех условий:
1. первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (действия - физические движения, передача информации);
2. второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
3. оппонент начинает соответствующие действия против первого участника.
Если одна из сторон конфликта начинает агрессивные действия, а вторая выбирает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон лишь задумывает конфликтное взаимодействие, т.е. действует в своем воображении, а не на самом деле.
Окончание конфликта может иметь различные формы, но в любом случае предусматривает прекращение действий участников, направленных друг против друга.
В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы.
Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
1. возникновение объективной проблемной ситуации;
2. осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
3. попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
4. возникновения предконфликтной ситуации.
Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречия еще не осознанны и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в процессе деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые становятся реальностью только в сочетании с субъективными факторами. Условия перехода - осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости начать какие-то действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажением. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами).
Индивидуальность осознания зависит от уровня знаний, потребностей, особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически приводит к конфликтному противодействию сторон. Чаще они (или один из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием стороны-оппонента. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение предконфликтнои ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы опасности для одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная в случае восприятия угрозы для определенных общественно важных интересов. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что существует в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
1. инцидент;
2. эскалацию конфликта ;
3. сбалансированное противодействие;
4. завершение конфликта.
Инцидент
- это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.
Если привлеченных одной из сторон ресурсов достаточно для соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые стимулы для дальнейших действий.
Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба разжигает эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта». Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия для достижения согласия еще не начинаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции. Происходит коррекция самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает в момент осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.
В конфликте можно выделить период, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей линии, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.
Тема 2.2: Модели поведения личности в конфликте
1. Поведение в конфликте: стратегии струдничества, соперничества, избегания, ухода, кооперации.
2. Основные манипулятивные техники.
3. Личность в процессе манипуляции
1.Поведение в конфликте: стратегии струдничества, соперничества, избегания, ухода, кооперации
О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Киллменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
Основу классификации составили два независимых параметра:
1. Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей.
2. Мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна (см. схему), позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход) . Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагаются жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
2.Основные манипулятивные техники
Под манипулятивными техниками понимаются всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия, которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной.
Основные составляющие манипулятивного воздействия:
- Оперирование информацией
Информация, которая подается человеком, - это материал, с которым можно делать все, что угодно. Ее можно искажать, утаивать, корректировать способ подачи. Искажение информации варьируется от откровенной лжи до частичных деформаций, таких, как подтасовка фактов, коллективное убеждение. Коллективное убеждение - это систематическая попытка убедить людей принять определенную склонность, приказ или доктрину. Этот термин в основном используется в технике, предназначенной для манипулирования человеческими мыслями и действиями против желания, воли и знаний индивида. Эта попытка делается путем контроля над природой и социальной средой для того, чтобы уничтожить лояльность к любым нежелательным группам, индивидам или образцам поведения.
- Утаивание информации и использование определенных способов подачи информации. т.е. скрытие определенных тем, избегание этих тем или избирательное дозирование информации. Определенную роль в утаивании информации или искажении ее играет способ подачи информации. Если обрушить на человека лавину однотипной информации или, наоборот, подавать информацию маленькими, очень дозированными порциями, человек не сможет ею эффективно воспользоваться. И, тем не менее, он не может упрекнуть, что его не поставили в известность.
Еще один распространенный прием в искажении информации – это подпороговая подача информации, когда происходит резкое изменение звука, смена музыкальной темы, если необходимо обратить внимание аудитории на какую-то информацию, изменение в дикторском тексте. Вот такие способы психологического воздействия называются лингвистическими ловушками.
Существуют следующие способы употребления лингвистических ловушек:
Универсальные высказывания, которые на самом деле ничего не говорят, но создают эффект восприятия точного аргумента: «Такова жизнь», «Война есть война».
«Генерализация». Это деление людей и явлений на классы или по времени: «Это всегда так», «Всю жизнь так было и так будет».
Неявное указание на якобы общепринятые нормы, воздействуют в основном на чувство вины: «Ты даже дверь за собой не закрыл».
Умножение действий либо ситуаций: «Ходят тут всякие», «Много вас таких, а я одна».
Использование неопределенных референтных индексов: «У нас в институте считают», «Общеизвестно, что…», «Есть мнение…».
Коммуникативный саботаж, при котором предыдущая реплика игнорируется, а ответ вводится новое содержание: «Тебе что завтра в институт?».
- Воздействие на психологические мишени.
Как правило, в основном мишенями являются потребности, интересы, склонности, нормы, установки, поведенческие стереотипы человека, на которого оказывается влияние со стороны инициатора воздействия. Обычно, воздействие строится в расчете на низменные влечения человека. Это секс, чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас, неустойчивость перед искушением властью, деньгами, славой, роскошью. Как правило, манипуляторы эксплуатируют влечения, потребности в безопасности, в пище, в чувстве общности, любви и привязанности.
Для манипулятора большое значение имеет контекст воздействия. Общение всегда происходит где-то при каких-то обстоятельствах, т.е. имеются какие-то временные и пространственные характеристики ситуации общения. Подбор и организация условий взаимодействия заключается в том, что манипулятор контролирует внешние переменные ситуации взаимодействия: физические условия, культурный и социальный контекст.
Под физическими условиями понимаются такие особенности окружения, которые определяют обстановку, в которой протекает общение: в рабочем кабинете, на улице, в аудитории, в автомобиле, на кухне и так далее. Это особенности освещения, слышимости, температуры, запахов, погоды, интерьера, расстановки мебели и так далее. Возможность для рассеивания внимания различна на улице и в кабинете, поэтому опытные манипуляторы внимательны к условиям.
Общеизвестны способы решения деловых вопросов в бытовых условиях, при выезде на природу, или наоборот, многие мошенники используют выманивание людей на улицу, где легче отвлечь внимание от мошеннических действий.
Культурный фон взаимодействия включает в себя особенности ситуации общения, определяемой культурными источниками – язык, на котором разговаривают люди, национальные и местные традиции, культурные нормы, регулирующие способы согласования людьми своих действий: запретные темы, нехорошие жесты, пределы шуток, стереотипы восприятия, предрассудки и так далее.
Социальный контекст – это совокупность переменных общения, задаваемых со стороны тех или иных групп людей, реальных или условных. Образцами социальных ситуаций взаимодействий является дружеская вечеринка, банкет, ожидание в приемной у врача, магазинные очереди и так далее. Структура социальной ситуации включает распределение ролей, стандартные социальные ролевые предписания, гибкие правила и нормы отношения.
Тема 2. 3: Техники и приемы эффективной коммуникации
1. Принципы, правила, навыки, приемы и технологии эффективной коммуникации.
2. Имидж и самоподача в коммуникации.
1. Принципы, навыки и приемы эффективной коммуникации.
Коммуникативные навыки используются нами на автоматическом уровне ежедневно, например: умение говорить и слушать, умение поддержать разговор. Однако во многих ситуациях оказывается, что наше умение коммуницировать недостаточно для достижения поставленных целей.
Открытия в области гуманистической психологии, сделанные во второй половине XX века, позволили сформулировать ряд приёмов, научившись которым вы сможете достичь значительных успехов в повышении эффективности коммуникации. В дальнейшем будем называть активного участника коммуникации (того, кто в данный момент говорит) «отправителем», а того, кто в данный момент слушает – «адресатом» или «получателем».
То, как отправитель строит коммуникацию зависит в первую очередь от его отношения к самому себе и к адресату. Успешная коммуникация подразумевает уважение к обоим участникам процесса. Следует помнить, что эффективная коммуникация – не манипулирование партнёром с целью извлечения односторонней выгоды, а доверительное, взаимовыгодное общение.
Список навыков для эффективной коммуникации
Ниже приведём список некоторых навыков, необходимых для эффективной коммуникации:
1. Умение слушать – не только способность сконцентрироваться и воспринять информацию, но и умение поощрить рассказчика, отправителя, задать уточняющий вопрос, использовать приёмы перефразирования («т.е. вы имели в виду...»), непонимания, отражения, резюмирования.
2. Гибкость и способность искать компромиссы.
3. Эмпатия – способность почувствовать эмоциональное состояние партнера и учитывать его при построении коммуникации.
4. Контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение.
Эффективная коммуникация невозможна без установления так называемой «психологической стыковки» между отправителем и адресатом. Это то, что на разговорном языке называется «нахождением на одной волне».
Приемы эффективной коммуникации.
Вот ряд приёмов, которые помогут вам достичь такой «стыковки» на деловой встрече:
1. Создайте приятную и спокойную обстановку.
2. Предоставьте первое слово вашему собеседнику.
3. При несогласии с ним, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему полностью высказаться.
4. Повторяйте его фразы, слегка их перефразируя. Это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли.
5. Если вы не согласны с предложением собеседника, предложите альтернативное решение, подкрепляя свою речь ясными и весомыми аргументами. Приведите примеры подхода, аналогичного вашему, подтверждающие его результативность.
6. Перед тем, как закончить встречу, подытожьте её. Выделите самое главное.
7. Независимо от результата встречи, выскажите намерение продолжать сотрудничество и поблагодарите собеседника за участие в обсуждении.
Чтобы достичь максимального результата, следует обратить внимание на средства невербальной коммуникации.
• Поза: Примите открытую позу. Открытая поза, когда руки и ноги не скрещены, говорит об открытости и доброжелательности. Слушая собеседника следуют слегка наклонить голову в его сторону. Вы можете изредка кивать, что означает не только согласие, сколько внимание и принятие.
• Темп и громкость речи, дикция: Не забывайте делать паузы. Обратите внимание, хорошо ли вас слышит собеседник. Оптимальный темп речи – около 120 слов в минуту.
• Внешний вид (неаккуратный, или, наоборот, неадекватно формальный внешний вид может быть воспринят как проявление неуважения к собеседнику)
• Жестикуляция и мимика: копирование жестов и мимики собеседника способствуют установлению доверительных отношений. Такое копирование создаёт ощущение зеркала, и ваш собеседник будет чувствовать себя максимально комфортно. Но копирование должно производиться осторожно, чтобы собеседник не почувствовал, что его пародируют.
Используя вышеописанные приёмы, вы сможете постепенно научиться эффективной коммуникации, что благоприятно скажется на вашем личностном и профессиональном росте.
2. Имидж и самоподача в коммуникации.
Имидж — это продуманный, стратегически разработанный, целенаправленно сформированный и эмоционально окрашенный образ, в котором заложено множество реальных и ожидаемых характеристик. Есть имидж человека, организации, нации, специалиста, руководителя, политика, территории, бренда. Суть имиджа дополняют, раскрывают и объясняют ключевые понятия облика, стиля, сформированного представления, рекламной идеи, социального стереотипа, восприятия, дополнительной ценности.
Самоподача (самопредъявление, самопрезентация)– процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.
К механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.
· Самоподача превосходства. Для того чтобы быть эффектным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства – одежду, манеру речи и поведения. Но т.к. самоподача – это управление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы были действительно заметны, подчеркнуты и выделены.
Самоподача превосходства имеет очень большое значение для руководителей, юристов и мн.др. Во многих странах мира существуют консультативные фирмы, которые помогают «поставить» нужную самоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как в конкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представители других групп и как они должны выглядеть, чтобы их деятельность была эффективной.
Самоподача привлекательности. Правило: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.
· Самоподача отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению значительно проигрывают самоподаче отношения. Всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое.
Вербальные и невербальные способы самоподачи отношения. Вербальные: подхалимы; как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать; найти общую тему для разговора, такую тему, точки зрения по которой заведомо совпадают. Невербальные: кивком головы, взглядом, поза и расположение тела по отношению к собеседнику. Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу.
· Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», «обстоятельства так сложились, что…», «я был вынужден…» - внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.