Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Моделирование инноваций и процессов. Целеполагание. Факторы, формирующие стратегию и этапы стратегического планирования

  • 👀 1492 просмотра
  • 📌 1451 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Моделирование инноваций и процессов. Целеполагание. Факторы, формирующие стратегию и этапы стратегического планирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Моделирование инноваций и процессов. Целеполагание. Факторы, формирующие стратегию и этапы стратегического планирования» docx
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)» (СПбГТИ(ТУ)) ЗАДАНИЕ 2 _______________Отчет______________ (виды работ: отчет, эссе, статья и т.д.) УГНС _________38.03 Экономика и управление__________________________________ Направление подготовки_________38.04.02 Менеджмент__________________________ (код, название) Направленность, магистерская программа (подчеркнуть)_____ 38.04.02.1 - «Инновационный менеджмент»________________________________________________ (код, название) Факультет________Экономики и менеджмента___________________________________ Кафедра______________Менеджмента и маркетинга______________________________ Учебный модуль________Моделирование инноваций и процессов__________________ Курс ________ Группа _______ Студент___________________________________________________________________ (Фамилия, Имя, Отчество) Цель работы (формулируется преподавателем, задание в соответствии с целями освоения компетенции) ________________________________________________________________ _освоение компетенции ПК-11__________________________________________________ Исходные данные (информационные источники) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дата выдачи задания ______________________________________________ Срок представления отчета к защите ________________________________ Преподаватель ________________________ _____Соколова Я.В.__ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Задание принял к выполнению _________________________ _____________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание — это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства: • четкая ориентация на определенный интервал времени; • конкретность и измеримость; • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; • адресность и контролируемость (Слайд 2). Слайд 2. Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных задач. Кроме экономических задач перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация видов целей (Слайд 3) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Слайд 3. После определения стратегической цели (целей) компании необходимо разложить ее на более мелкие, т.е. декомпозировать на разные уровни компании (декомпозиция — разложение основных целей на структурные образования без утраты смысла целого). Одним из распространенных методов декомпозиции является построение дерева целей. Дерево целей (Слайд 4) — это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель (вершина дерева); подчиненные ей цели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева). Слайд 4. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам: • общая цель (находящаяся в вершине графа) должна содержать описание конечного результата; • при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга; • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Таким образом, цели организации должны составлять единую систему. Цель компании в идеальном варианте декомпозируется до целей отдельных сотрудников. Так, процессы, происходящие на разных уровнях организации, сонаправлены на достижение единой цели — цели компании. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. Разработка стратегии организации — это планирование стратегических мероприятий для того, чтобы трансформировать компанию из состояния, в котором она находится сейчас, в то, в котором она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов. Разработка стратегии компании является необходимым условием ее успешного развития в долгосрочной перспективе. Прежде всего, направления развития компании определяют ее стратегические цели. Немаловажно и то, что в ходе разработки стратегии в единое целое собираются миссия компании, ее цели, маркетинговая, инвестиционная, кадровая политика, т.е. происходящим в организации процессам придается один вектор, что обеспечивает эффективное достижение стратегических целей. Разработка стратегии должна осуществляться с учетом всей имеющейся информации о текущем и прогнозируемом положении компании, об отрасли, в которой она работает, и прочих аспектах ведения данного бизнеса. Именно актуальные сведения о факторах, влияющих или могущих влиять на деятельность компании, обеспечивают надежность и компетентность стратегического выбора, осуществляемого в рамках стратегии (Слайд 5). Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса «как?». 1. Как достичь целей? 2. Как устранить конкурентов? 3. Как достичь преимуществ в конкурентной борьбе? 4. Как усилить долгосрочные позиции фирмы? 5. Как сделать управленческое стратегическое видение реальностью? Слайд 5 Стратегия организации находится в постоянной разработке, поскольку не всегда возможно продумать заранее все мелочи, а затем долгое время функционировать без изменений. В процессе разработки стратегии постоянно необходимо реагировать на трансформации, происходящие внутри компании или за ее пределами. Динамичный и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров, а также бесконечное число других событий оказывают влияние на стратегию, способствуя ее устареванию и потере функциональности. Рассматривая сказанное, можно сделать вывод, что при разработке стратегии необходимо учитывать влияние множества факторов, а именно: социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы (Слайд 6). Слайд 6. Факторы, формирующие стратегию и этапы стратегического планирования. При формировании стратегии необходимо учитывать множество факторов, а именно: экономическую и политическую ситуацию в стране, действующие юридические, экологические и трудовые нормы законодательства и т.д. На разработку стратегии также влияют личные амбиции менеджеров, их этические воззрения (человека, который управляет процессами; человека, способного к принятию решений, человека, выполняющего не инструкцию, а собственные решения, человека — машины, которая выдает один продукт — принятие решений). Необходимо помнить, что компании имеют и этические обязательства перед владельцами, служащими, покупателями, поставщиками и обществом, которые также необходимо учитывать в указанном процессе. Задачи подготовки и составления стратегии включают в себя разработку плана действий намеченной стратегии, а также его адаптации к изменяющейся ситуации. Текущая стратегия компании составляется менеджером с учетом событий, происходящих как внутри, так и за пределами фирмы. Разработка стратегического видения и миссии компании, установление цели и выбор стратегии — это главные задачи по выбору направления развития компании. Рассмотрим этапы стратегического планирования. 1. Подготовка к планированию. Возможные шаги: • конкретизировать основных причин планирования; • выбрать участников процесса планирования; • резюмировать историю и традиции организации; • определить информацию, необходимую для стратегического планирования; • определить процедуры правил обсуждения и выработки консолидированного решения. Результат — соглашение о процессе и готовности заниматься стратегическим планированием в организации. 2. Формулировка или уточнение миссии и стратегического видения фирмы. Возможные шаги: • сформулировать (или уточнить) миссию компании; • написать видение фирмы. Результат — написаны миссия и видения фирмы. 3. Сбор информации о деятельности организации. Возможные шаги: • проанализировать прошлые и настоящие стратегии организации; • выявить информационные источники и оценки деятельности организации; • собрать и проанализировать информацию об эффективности программ; • определить проблемные места стратегии организации. Результат: • список вопросов, на которые надо ответить в ходе стратегического планирования; • информация для определения приоритетов и стратегии. 4.Формулировка стратегии и определение приоритетов. Возможные шаги: • проанализировать соотношение сильных и слабых сторон организации; • проанализировать соотношение возможностей и угроз внешней среды; • определить эффективность программ по достижению стратегии; • определить возможные изменения в будущей стратегии; • сформулировать критерии для определения приоритетов; • определить объем работ по возможным проектам; • написать цели и задачи организации по конкретным стратегиям; • разработать план. Результат — определены стратегия, приоритеты, долгосрочные цели и конкретные задачи. 5. Написание стратегического плана. Возможные шаги: • написать стратегический план деятельности и развития организации; • представить стратегический план для обсуждения и оценки; • получить комментарии (обратную связь); • принять стратегический план деятельности и развития организации. Результат — стратегический план деятельности и развития организации. 6. Написание планов на год. Возможные шаги: • разработать план деятельности организации на год. Результат — годовые планы деятельности организации: краткосрочный (тактический) план деятельности и стратегический план. 7. Разработка системы мониторинга и оценки выполнения стратегии деятельности и развития организации. Возможные шаги: • оценить процесс стратегического планирования; • разработать систему мониторинга и оценки деятельности и развития организации. Результат: • комментарии заинтересованных лиц по процессу стратегического планирования; • система мониторинга и оценки деятельности и развития организации (Слайд 7) Слайд 7. В специальной литературе можно встретить другие названия этапов планирования, но суть у них будет одна — это решение о дальнейшей деятельности организации. Необходимо определять стратегию на основании собранной объективной информации о существующих и необходимых ресурсах, репутации и др. Организация не существует в вакууме. Действующие вне вашей организации силы могут создать для вас новые, благоприятные возможности или поставить перед вами сложные задачи. Руководители должны выявлять и отслеживать основные тенденции, которые могут иметь положительное или отрицательное влияние на организацию, ее миссию или на другие аспекты ее функционирования. Среда, в которой действует организация, — это люди, конкуренты и изменения в социально экономической, политической, нормативно правовой среде, в технике и природных ресурсах. Стратегическое планирование организации требует уточнения миссии, видения и цели организации Процесс формирования желаемого состояния организации. Процессом определения желаемого состояния организации во внешней и внутренней среде является целеполагание, результатом которого, как правило, становится набор целевых установок, состоящих из притязания собственников и миссии предприятия, выявленных и формализованных с помощью соответствующих методик (Слайд 8). Слайд 8. А. Методика формулирования миссии организации. Данная методика предназначена для формулирования главных целевых ориентиров и стратегических целей предприятия, взаимоувязанных с притязаниями собственников. Суть методики заключается в коллективной (экспертной) разработке положения о миссии фирмы. Данный документ становится своеобразной платформой для формулирования миссии фирмы. Привлечение менеджеров предприятия в качестве соавторов документа обеспечивает дополнительный психологический эффект «уменьшения сопротивления» действиям высшего руководства. Положение о миссии предприятия — конфиденциальный документ, включающий в себя следующие разделы: описание продуктов и услуг; характеристика рынков; цели предприятия; основы организационной культуры; имидж; заявление о миссии. Б. Методика формализации притязаний собственника. Эта методика направлена на определение текущей и перспективной позиции основных собственников по отношению к предприятию (тип стратегии собственника), а также предпочтений собственников и их готовности участвовать в управлении предприятием. Формулировка притязаний собственника позиционирует его относительно бизнеса и устанавливает порядок взаимоотношений между ними. Согласно многочисленным исследованиям, можно заключить, что в целом, несмотря на много образе и возможных вариантов, выделяются три основные стратегии собственника, в рамках которых формулируются его притязания (Слайд 9). Слайд 9. В. Методика постановки стратегических целей. Несмотря на то, что процесс постановки стратегических целей носит достаточно субъективный характер, связанный, прежде всего с целями и квалификацией собственников и топ менеджеров, на определенном уровне абстракции ориентирами может служить ряд нижеприведенных общих положений. Применение каждого из них связано с состоянием предприятия на данный момент. 1.Обеспечение существования предприятия — наиболее простой ориентир, выбираемый либо в начальный период деятельности предприятия, либо в кризисные периоды, связанные с угрозой исчезновения. 2. Стабильность деятельности — это состояние, при котором остаются стабильными жизненно важные показатели деятельности фирмы. Стабильность подразумевает способность к реакции на изменения во внешней среде. 3. Развитие. Позволяет более гибко реагировать на возникающие рыночные запросы, расширяет возможный круг альтернатив при планировании, позволяет оперативно перестраиваться с одного вида деятельности на другую. 4. Креативность — постоянные инновации во всех областях, прежде всего в производстве, в управлении и маркетинге, как цель и как средство поддержания постоянного конкурентного преимущества. Можно выделить восемь пространств, в рамках которых могут определяться цели предприятия, а именно (Слайд 10): 1) положение на рынке — желаемая доля рынка; 2) инновации — определение новых способов ведения бизнеса; 3) производительность труда, снижение издержек; 4) ресурсы — финансовые, материальные, людские, маркетинговые и др.; 5) доходность, прибыльность; 6) управленческие аспекты, качество менеджмента; 7) персонал (выполнение трудовых функций, отношение к работе); 8) социальная ответственность перед обществом. Слайд 10. Реализация научного подхода к процессу стратегического планирования целей предприятия (определенные цели из восьми пространств для выбранной категории) обеспечивается их соответствием ряду требований. Процесс постановки стратегических целей является частью стратегического планирования. Стратегические цели определяют такие общие параметры, как масштаб, вид и сфера деятельности предприятия, на достаточно длительную перспективу. Тест 1. Вставьте пропущенное понятие «… — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом ее реализации»: a) Стратегия b) Цель c) Миссия 2. Для целей не характерны следующие черты и свойства: a) конкретность и измеримость b) четкая ориентация на определенный интервал времени c) противоречивость и несогласованность с другими целями и ресурсами 3. По функциональной структуре группы целей бывают: a) Инновационные b) Внешние c) Количественные 4. По содержанию группы целей не бывают: a) Экономические b) Научные c) Финансовые 5. По повторяемости группы целей бывают: a) Разовые b) Стратегические c) Приоритетные 6. Вставьте пропущенное понятие «… Разработка стратегии организации — это планирование стратегических мероприятий для того, чтобы трансформировать компанию из состояния, в котором она находится сейчас, в то, в котором она хочет находиться»: a) Разработка стратегии организации b) Разработка маркетингового плана c) Разработка плана продаж сотрудников 7. Одним из распространенных методов декомпозиции определения стратегической цели является построение: a) Замка целей b) Дерева целей c) Целевого дома 8. Выберите верное утверждение: a) «Цель компании в идеальном варианте не декомпозируется до целей отдельных сотрудников». b) «Цель компании в идеальном варианте декомпозируется до целей не всех сотрудников». c) «Цель компании в идеальном варианте декомпозируется до целей отдельных сотрудников». 9. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса «как?», какие «как?» не входят в разработку стратегии: a) Как достичь целей? b) Как минимизировать издержки производства? c) Как устранить конкурентов? 10. Какие факторы влияют на разработку стратегии: a) Внешние b) Зарубежные c) Международные 11. К методике процесса формирования желаемого состояния организации не относится: a) Методика формулирования миссии организации. b) Методика формализации личностного роста. c) Методика постановки стратегических целей. 12. Что не относится к основным стратегиям собственника: a) Стратегия непрерывного штурма b) Стратегия ухода и защиты интересов c) Стратегия неразумного следования обстоятельствам 13. К внешним факторам, влияющим на разработку стратегий, относят: a) Социальные b) Корпоративная культура c) Личные устремления 14. Пространства, в рамках которых могут определяться цели предприятия: a) Безработица в стране b) Положение на рынке — желаемая доля рынка c) Оборачиваемость капитала 15. К внутренним факторам, влияющим на разработку стратегий, относят: a) Привлекательность отрасли b) Уровень конкуренции c) Этические принципы руководителей 16. Выберите первый этап стратегического планирования: a) Сбор информации о деятельности организации b) Подготовка к планированию c) Разработка системы мониторинга и оценки выполнения стратегии деятельности и развития организации 17. Выберите верное утверждение: a) «Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития» b) «Организации не ставят перед собой цели, цели ставит государство» c) «Как правило, организации неважно собственное функционирование и развитие» 18. Выберите верное утверждение: a) «Текущая стратегия компании составляется менеджером с учетом событий, происходящих только внутри фирмы» b) «Текущая стратегия компании составляется менеджером с учетом событий, происходящих только за пределами фирмы» c) «Текущая стратегия компании составляется менеджером с учетом событий, происходящих как внутри, так и за пределами фирмы» 19. Где располагается генеральная цель дерева целей: a) Вершина дерева b) Ветви дерева c) Корни дерева 20. Выберите верное утверждение: a) «Организации принимают решения только повторяющимися, традиционными проблемами» b) «Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами организации должны принимать решения по непредвиденным ситуациям» c) «Организации принимают решения только непредвиденным ситуациям»
«Моделирование инноваций и процессов. Целеполагание. Факторы, формирующие стратегию и этапы стратегического планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot