Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Отчет по лекции: «Подходы и принципы моделирования бизнес-процессов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
5
2.КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
ВВЕДЕНИЕ
Великие организации постоянно совершенствуют свои процессы с течением времени, стремясь сделать их максимально эффективными и экономичными. Моделирование бизнес-процессов - это инструмент, который организации используют для оценки своих текущих процессов. Это позволяет создателю визуализировать более эффективный процесс.
Моделирование бизнес - процессов-это метод, который включает в себя создание визуального изображения бизнес-процесса. Обычно это достигается с помощью инструментов моделирования бизнес-процессов, таких как блок-схемы и универсальные обозначения процессов бизнес-моделирования (также известные как BPMN).
Затем моделирование бизнес-процессов используется для определения улучшений в бизнес-процессах или рабочих процессах организации. Он делает это путем сопоставления двух разных итераций данного процесса. Первый - это процесс в том виде, в каком он существует в настоящее время, без внесения каких-либо изменений. Второй - это то, каким будет процесс после внесения улучшений.
Конечно, можно вручную набросать этапы процесса. Однако этот метод занимает гораздо больше времени и он намного менее эффективен, чем использование решения для автоматизации, такого как программное обеспечение для моделирования бизнес-процессов. С помощью программного обеспечения организации могут легко создавать и запускать модель процесса для определения областей, требующих улучшения. Таким образом, становится очевидной актуальность и ценность изучения моделирования бизнес-процессов на современном этапе развития множества компаний по всему миру, включая нашу страну.
Так, целью настоящего исследования является комплексный анализ моделирования бизнес-процессов. В связи с целью были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные понятия и подходы к вопросу моделирования бизнес-процессов;
• Определить ключевые принципы и цели в моделировании бизнес-процессов.
• Рассмотреть процесс использования моделирования в бизнесе.
Объектом работы являются современные технологии совершенствования бизнес-процессов. Предмет исследования – моделирование бизнес-процессов.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
Моделирование бизнес - процессов является неотъемлемой частью деятельности организации. Основой моделирования является представление реального хода деятельности компании с целью оптимизации и контроля выполнения определенных задач.
Для описания основных принципов моделирования бизнес - процессов, необходимо рассмотреть несколько основных понятий. Бизнес - процесс – логическая последовательность взаимозависимых и повторяющихся действий, в результате которых, ресурсы, подаваемые на вход, благодаря набору определенной последовательности воздействий, реализуются в продукт для удовлетворения потребителей, как внутренних, так и внешних. Под моделированием понимают процесс построения модели с целью описания реального (оригинального) хода работы системы. Основными объектами моделирования служит, во - первых, сам процесс (функция), в отношении которого задается вопрос «Что делается?», во - вторых, ресурсы (материальные, человеческие, финансовые, информационные и т.д.), которые являются «входов» в процесс, а также механизмом воздействия, в отношении которых задаются вопросы: «Из чего, кем и с использованием чего?», в - третьих, управление (например, документы, регламентирующие деятельность), в отношении которого задается вопрос: «По каким стандартам и регламентам?».
Существует два основных подхода к построению бизнес - моделей и управлению организацией: функциональный и процессный. Функциональный подход подразумевает представление организации как набора определенных функций, выполняемых сотрудниками на своих рабочих местах. Работники, выполняя определенный набор функций, нацелены лишь на достижение данной цели, поставленной руководителем перед ними, по успешному выполнению данной задачи. При данном подходе организацию и работников можно рассматривать как набор невзаимосвязанных действий. Работники не нацелены на взаимосвязь с другими отделами и подразделениями в ходе выполнения своей задачи. Также работники при данном подходе не нацелены на конечный результат компании. Данный подход имеет свое место в организациях с массовым и крупносерийным производствами. Несмотря на явные недостатки, данный поход имеет свои преимущества, такие как, единоначалие (все рядовые сотрудники подчиняются одному руководителю, что помогает избежать путаницы и задержек), отсутствие необходимости в работниках широкого профиля и т.д. Второй тип подхода – процессный. Данный тип управления противоположен функциональному подходу. При процессном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, создаваемых на предприятии. Каждый работник нацелен на работу с другими отделами и подразделениями, а также на достижение конечного результата. Однако, явным недостатком данного подхода является наличие ошибок и задержек, появляющихся в ходе процесса.
Основными принципами разработки моделей являются, во - первых, системность (разработка бизнес - моделей рассматривается как система согласованных и взаимозависимых моделей), во - вторых, стандартность (модели разрабатываются по единым стандартам и нормам), в - третьих, востребованность (разрабатываемые модели должны быть важными и востребованными).
От правильности, логичности и корректности построения бизнес - модели зависит результативность и эффективность всей системы.
Термины "Моделирование бизнес-процессов" и "отображение бизнес-процессов" часто используются взаимозаменяемо. Хотя методы схожи, есть разница. Моделирование бизнес-процессов обычно используется для отображения процессов низкого уровня. Другими словами, цель диаграммы состоит в том, чтобы дать несколько широкий обзор того, как работает процесс.
Однако отображение бизнес-процессов может быть использовано для создания как широких, так и очень подробных диаграмм. Там, где карты детализированы, их цель состоит в том, чтобы предоставить операционные процедуры для руководства заинтересованными сторонами по эффективному завершению процесса. Обратите внимание, что как моделирование бизнес-процессов, так и отображение бизнес-процессов используются в рамках более широкой инициативы, такой как управление бизнес-процессами.
Моделирование бизнес - процессов- это высокоэффективный метод, который предлагает организациям широкий спектр преимуществ. Некоторые из этих преимуществ включают следующие:
Метод позволяет определить области для улучшения. Основное применение моделирования бизнес-процессов заключается в том, чтобы предоставить заинтересованным сторонам лучшее понимание того, как работает процесс, с целью внедрения улучшений.
Прозрачность. Модель бизнес-процесса показывает, как должны выполняться задачи, кто несет за них ответственность и как процесс способствует достижению бизнес-цели. Это играет важную роль в повышении доверия и подотчетности во всей организации.
Ловкость и гибкость. Бизнес - цели и стратегии могут измениться в одно мгновение (подумайте о COVID-19). С помощью моделирования бизнес-процессов заинтересованные стороны могут немедленно определить и внедрить улучшения, соответствующие новым целям.
Стандартизация между отделами. Многие процессы в организации, особенно в более крупных, включают в себя аналогичные этапы и задачи. Например, запросы на заказы на закупку часто отправляются на уровне подразделения, а не на уровне предприятия. Используя модели процессов, заинтересованные стороны могут определить лучшие практики в подразделениях для внедрения эффективных процедур во всей организации.
Понимание, оптимизация и автоматизация процессов приводят к более эффективному и прибыльному бизнесу. Благодаря использованию отображения процессов информация легко доступна для принятия важных решений. Графически отображая рабочие процессы, организация обеспечивает прозрачность различных рабочих процессов в рамках всего бизнеса. Наличие этой информации наготове создает прочную основу для гибкости бизнеса и ускоряет выход на рынок новых продуктов и услуг.
Компании используют стандартизированный набор элементов, предоставляемых нотацией моделирования бизнес-процессов, для моделирования процессов. Как BPM.com как отмечается в белой книге 2016 года, существует четыре основных типа элементов:
События, обозначенные кружочками. Они могут включать начальную и конечную точки действия.
Действия, нарисованные в виде прямоугольников и состоящие из нескольких шагов, таких как формы и выходные документы.
Шлюзы, опознаваемые по бриллиантам. Они указывают на различные пути, по которым может идти деятельность.
Последовательность потоков, отмеченных стрелками (сплошными, пунктирными и так далее).
Сегодня существует множество различных инструментов для разработки бизнес-моделей, они используют различные языки моделирования, как стандартные, так и какие-то собственные разработки. Но все их можно объединить по принципу работы в три основных подхода:
• Функциональный;
• Процессный;
• Ментальный (с применением ментальных карт).
На самом деле, конечно, существуют и другие подходы, их много так же, как и языков моделирования. Но они большей частью являются гибридными решениями, объединяющих перечисленные подходы. Кроме того, именно процессная и функциональная модели уже стали стандартами, по крайней мере, на западе. И у нас они получают все большее распространение.
Существует множество различных инструментов моделирования бизнес-процессов, которые можно использовать для улучшения рабочих процессов, делая их более эффективными и экономичными.
Диаграмма SIPOC-это инструмент, используемый в методологии Шести Сигм. SIPOC-это аббревиатура, которая помогает заинтересованным сторонам определить ключевые элементы проекта по совершенствованию процессов. Элементами являются поставщики, входные данные, процесс, который совершенствуется, результаты и клиенты, которые получают результаты.
Диаграммы BPMN-это инструменты моделирования бизнес-процессов, разработанные Инициативой по управлению бизнес-процессами (BPMI). Этот метод похож на UML – диаграммы и представляет собой стандартизированный метод создания блок-схем-пошаговой диаграммы процесса. Таким образом, при создании модели процесса вы используете элементы, указанные в методологии BPMN.
UML-это язык моделирования развития, который используется для обеспечения стандартизированного способа визуального представления системы. Диаграммы включают участников системы, действия, роли и классы и помогают лучше понять или документировать систему. UML был создан в 1994 году, и его быстрый рост популярности привел к тому, что в 2005 году он был опубликован в качестве утвержденного стандарта ISO.
Сопоставление потоков создания ценности - это инструмент моделирования бизнес-процессов, используемый для анализа существующих и будущих состояний процесса. Эти карты показывают все важнейшие этапы, а также поток материалов и информации в процессе.
IPO, или модель ввода-процесса-вывода, представляет собой функциональный график, который определяет входы, выходы и требуемые процессы. Входные данные состоят из информации или материалов, которые вводятся в бизнес-процесс. Это запускает задачи, необходимые для получения результатов, которые являются целью бизнес - процесса.
Диаграммы Ганта-это упрощенные диаграммы, которые обеспечивают визуализацию общего времени, затраченного на выполнение задачи или процесса. Более конкретно, диаграммы Ганта могут отображать время начала и окончания/даты процесса, необходимые задачи и время, необходимое для выполнения каждой из них.
Как свидетельствуют различные инструменты моделирования процессов, которые мы обсуждали в предыдущем разделе, существуют различные способы использования этого метода. Однако существуют некоторые общие шаги, которые используются, когда цель состоит в том, чтобы улучшить процесс. К ним относятся:
Создание модели существующего процесса. Это можно сделать с помощью одного из инструментов моделирования бизнес-процессов, описанных выше, или любого из дюжины или около того широко используемых методов.
Определение областей для улучшения. Модели процессов подчеркивают узкие места и неэффективность существующих рабочих процессов. Рассмотрите, как можно улучшить эти проблемы, и оцените, как работает процесс с точки зрения эффективности и затрат.
Создание нового и усовершенствованного процесса. Вооружившись знаниями, которые вы получили, моделируя существующий процесс, внесите изменения. Обратите внимание, что с помощью программного обеспечения для моделирования бизнес-процессов вы можете протестировать новый процесс перед его запуском в режиме реального времени.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ
Существует два подхода к определению сущности понятия «бизнес-модель»: 1) ориентированный на бизнес-процессы/роли; 2) ориентированный на ценность/клиента.
Первый подход связан с рассмотрением деятельности предприятия с точки зрения бизнес-процессов и технологий. Второй подход предусматривает ориентацию на ценность, которую предприятие создает для внешних клиентов, а также на результаты деятельности.
Бизнес-модель позволяет сформировать целостную картину деятельности по достижению желаемого результата. Ключевыми элементами бизнес-модели предприятия, определяющими ее содержание, являются:
– ценность для внешних клиентов, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг;
– система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
– активы, которые предприятие использует для создания ценности;
– финансовая модель предприятия, определяющая как структуру его затрат, так и способы получения прибыли.
В данной концепции бизнес-модель тесно связана со стратегией, но не является тождественной ей. Это может быть представлено в виде простой формулы взаимодействия, предложенной M. Леви: V = M × S, где V – Value (Ценность), M – Model (Бизнес-модель), S – Strategy (Стратегия).
Данное уравнение предполагает, что предприятие должно определить оптимальные бизнес-модели для реализации стратегии. Параметрам уравнения могут быть присвоены значения в виде коэффициентов, определяющих специфику организации (для сравнения объектов они должны быть одинаковыми). Предлагается использовать целостную концепцию бизнес-модели, которая описывает все взаимодействия, как внутренние, так и внешние.
Бизнес-модель позволяет выработать единое представление о механизме работы предприятия. Она позволяет дать ответ на вопрос «что и как необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата?».
Бизнес-модель 5W+7S формируется исходя из целей развития предприятия, определяющих состав всех базовых компонентов бизнес-модели, которые в совокупности представляют собой определенную методологическую платформу:
– бизнес-функции, описывающие, что делает бизнес (What – W1);
– бизнес-процессы, описывающие, каким образом предприятие выполняет свои бизнес-функции (What way – W2);
– организационная структура, определяющая, где выполняются бизнес-функции и бизнес-процессы (Strategy, structure, system, style, skills, stuff, shared value – 7S);
– фазы, определяющие, когда (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции (When – W3);
– роли, определяющие, кто исполняет бизнес-процессы (Who – W4);
– процессы, инструменты, правила, определяющие связь между всеми составляющими данной методологической платформы (Why – W5).
Исходя из базовых компонентов бизнес-модели, выделяют наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые бизнес-модель должна описывать:
– воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;
– исполнители каждого шага;
– воздействия, регламентирующие данный шаг;
– результат, получаемый на выходе конкретного шага бизнес-процесса.
Форма представления бизнес-модели и базовые атрибуты должны определяться целями моделирования и принятой точкой зрения. При определении бизнес-модели набор признаков, определяющих ее содержание, может быть достаточно широким. Исследования эффективности бизнес-моделей показали, что если исходить из целей предприятия, возможны различные виды бизнес-моделей, которые предлагается классифицировать по следующим признакам: – в зависимости от направления развития бизнеса; – по функциональной принадлежности; – в зависимости от степени открытости бизнес-модели.
Модель «от производства» предполагает сделать первичным производство продукта, вторичным – поиск путей для его сбыта. Действуя в соответствии с традиционной моделью, предприятие постоянно пытается найти пути сбыта выпущенной продукции.
Переход к рыночным условиям выдвинул на первое место факторы успеха бизнеса с такими параметрами, как «качество», «цена», «время» (данный фактор сегодня является одним их важнейших факторов успеха и существенно влияет на результативность деятельности).
Эффективное функционирование предприятия предусматривает переход к принципиально новой бизнес-модели — «от клиента», когда товар производится по запросу потребителя в соответствии с его требованиями.
Использование бизнес-модели «от клиента» становится возможным только тогда, когда производство способно гибко реагировать на меняющиеся потребности потребителей, что сопряжено с появлением новых тенденций и технологий.
Анализ проблемных вопросов моделей указывает на явное превосходство модели «от клиента».
Существует несколько подходов к классификации бизнес-модели по различным параметрам. Анализ моделей, описанных различными авторами, систематизирован, обобщен и представлен в структурированном виде с выделением основных критериев и атрибутов, а также с указанием примеров их практического применения.
Бизнес-модели в зависимости от масштаба инвестиций, произведенных для поддержки и степени открытости бизнес-модели:
– Недифференцированная (семейные рестораны);
– Дифференцированная (начинающие технологические предприятия);
– Сегментированная (предприятия, продвигающие технологию);
– Внешне ориентированная (предприятия, специализирующиеся на НИОКР и действующие в зрелых отраслях);
– Интегрированная с инновационным процессом (ведущие финансовые предприятия);
– Адаптивная (Intel, Wal-Mart, Dell).
Подход к классификации бизнес-моделей А.Е. Кулижского [5] предполагает рассмотрение бизнес-моделей различного уровня и назначения в рамках общего подхода к бизнес-моделированию:
– Модели стратегического анализа (SWOT, PEST, BCG, McKinsey и др.);
– Модели стратегий (7S, модель конкурентных стратегий Портера, модель Shell, модель ХофераШендела и др.);
– Модели различных систем и подходов управления качеством, финансами, персоналом, клиентами, целями и пр. (CRM, SCM, BSC, TQM, ISO, PMI, SCM, BPM, KPI, MBO, HRM и т.д.);
– Референтные модели (типовые отраслевые решения, которые могут служить для других компаний примером для подражания);
– Сущностные модели (модель ценностной цепочки, модель Захмана, модель самообучающейся организации, архитектурные модели).
Так, можно заключить следующее. Проведенное исследование показало, что наиболее успешные модели направлены на удовлетворение потребностей потребителя и показатель клиентоориентированности в них имеет значения от 50 % до 86 %, рассчитанные по предложенному методу. Многие компании в настоящее время при построении бизнес-моделей используют принципы бенчмаркинга, основываясь на опыте функционирования успешных компаний, и таким образом занимают стабильную позицию на рынке. При формировании бизнес-модели ключевыми факторами формирования должны быть: ориентированность на модель «от клиента», сегментированную, с высоким показателем клиентоориентированности и инновационной направленностью. При этом необходима динамическая подстройка модели под изменения внешней и внутренней среды организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным образом, отметим, что поставленная цель настоящей работы, а именно, комплексный анализ моделирования бизнес-процессов, была достигнута. Кроме того, также были реализованы ряд поставленных перед исследованием задачей: изучены основные понятия и подходы к вопросу моделирования бизнес-процессов; определить ключевые принципы и цели в моделировании бизнес-процессов; рассмотрен процесс использования моделирования в бизнесе. Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.
Мы упоминали выше, что моделирование бизнес-процессов не является самостоятельным методом. Скорее, он используется как часть более крупной инициативы, такой как управление бизнес-процессами (BPM). Как таковой, разработчик моделей процессов является важной особенностью программного решения BPM.
Разработчик моделей процессов позволяет пользователям проектировать бизнес-процессы с помощью интуитивно понятной и простой в использовании функции перетаскивания. Пользователи могут перетаскивать задачи, а также точки принятия решений непосредственно на холст моделирования. Также можно добавить дополнительные элементы, такие как формы, пользователи и соединители данных. Также важно, чтобы пользователи могли протестировать свои новые технологические разработки. Это достигается с помощью механизма проверки процесса. Механизмы проверки процессов позволяют пользователям тестировать свои новые проекты процессов, чтобы убедиться, что они работают до развертывания.