Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Модель реального сектора экономики: модель AD-AS

  • 👀 469 просмотров
  • 📌 425 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Модель реального сектора экономики: модель AD-AS
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Модель реального сектора экономики: модель AD-AS» pdf
Лекция на тему 2.1. « Модель реального сектора экономики: модель AD-AS» Одно из важнейших направлений в макроэкономической теории - изучение условий сбалансированного развития экономики. Прежде чем перейти к рассмотрению равновесия на товарном рынке, воспользуемся методом агрегирования и зададим базовые категории анализа – совокупный спрос и совокупное предложение. По аналогии с микроэкономикой, определим факторы на них воздействующие и построим графические модели, отметим при этом, различия в микроэкономическом и макроэкономическом анализе. Связь и взаимное влияние описывается моделью AD-AS. Изучим условия возникновения равновесия в краткосрочном и долгосрочном периоде. Рассмотрим достижение равновесия при уровне производства не соответствующем состоянию полной занятости. Вопросы лекции 1. Совокупный спрос: структура и особенности. 2. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде. 3. Условие макроэкономического равновесия в модели AD – AS. Ключевые слова: совокупный спрос, совокупное предложение, ценовые и неценовые факторы их определяющие, равновесный доход (равновесный объем выпуска), равновесный уровень цен, равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде, инфляционный и дефляционный разрыв, шоки спроса и предложения. Методические рекомендации по изучению основных проблем лекции: перед тем как приступить к изучению вопросов лекции, требуется вспомнить - метод макроэкономики; - макроэкономические субъекты; - соотношение микроэкономического и макроэкономического анализа. Для лучшего понимания взаимодействия и взаимного влияния совокупного спроса и совокупного предложения, обратите внимание на закономерности поведения номинальных и реальных величин в краткосрочном и долгосрочном периоде. В дополнение к лекции имеется презентация. Обозначения, используемые в тексте лекции: AD - совокупный спрос; AS – совокупное предложение; P – общий уровень цен (дефлятор ВВП); Y- реальный объем выпуска (реальный ВВП, доход) Вопрос 1. Совокупный спрос: структура и особенности Современный подход к анализу макроэкономического равновесия основан на рассмотрении процесса взаимодействия основных агрегированных величин - совокупного спроса и совокупного предложения. Данный теоретический подход принято называть моделью «AD-AS». Основой анализа здесь служит зависимость между суммарной величиной расходов, и общим уровнем цен в стране. Данный подход имеет особое значение в современном макроэкономическом анализе, т.к. является основным при рассмотрении модели «AD – AS», которая, в свою очередь, выступает как базовая для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства. Изучение модели начнем с рассмотрения совокупного спроса. Как уже отмечалось в предыдущей лекции, совокупный спрос AD (aggregate demand) представляет собой сумму, в денежном выражении, всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики. Это С- личные потребительские расходы, - государственные закупки товаров и услуг, I – спрос на инвестиционные товары, Хn – спрос на отечественные товары со стороны заграницы. Расчет напоминает о показателе ВВП по расходам, но отличие состоит в том, что ВВП – это сумма фактических расходов, а совокупный спрос - это сумма запланированных расходов. При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен. Несмотря на различия аргументации, используемой представителями различных экономических школ и направлений при обосновании вида кривой совокупного спроса, подавляющее большинство учёных трактует ее как убывающую зависимость от общего уровня цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис.2.1.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен. На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска — реальный ВВП—Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (в долларах, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат — общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (У1) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других. Рис. 2.1.1. Кривая совокупного спроса AD Поэтому отрицательный наклон кривой совокупного спроса, не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода (микроэкономический анализ). Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами: • эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки); • эффектом Пигу ( или эффектом богатства); • эффектом импортных закупок. Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Т.е., когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Таким образом, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса повышает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках фирмы и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%. Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили. Итак, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. • эффект Пигу (эффект реального богатства), или эффект реальных денежных запасов— (назван в честь известного английского экономиста Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы»). Означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса: При более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы, отложит крупные покупки. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет, и расходы увеличатся. Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике. Объемы импорта и экспорта в государстве зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен в стране и за границей. Так, если уровень цен в России поднимется по сравнению с ценами за рубежом, российские покупатели будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных. А иностранцы будут покупать меньше российских товаров, что приведет к уменьшению нашего экспорта. Т.е., при прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым в совокупном спросе нашей страны сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт). И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и, тем самым, увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе. Помимо вышеперечисленных ценовых факторов, на изменение характера совокупного спроса (приводят к смещению кривой AD) оказывают влияние неценовые факторы. К неценовым факторам AD относится всё то, что влияет: 1) на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге, изменение предложения денег и скорости их обращения); 2) на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес, избыточные мощности); 3) на государственные расходы (изменение госрасходов на строительство, изменение госрасходов на экологические программы, изменение зарплаты бюджетникам); 4) на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.). Изменение совокупного спроса (рис.2.1.2) отражается на графике сдвигом кривой AD вправо или влево. Рис. 2.1.2. Смещение кривой совокупного спроса AD под влиянием неценовых факторов Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразятся на графике сдвигом кривой AD вправо, (Рис. 2.1.2, движение от AD1 к AD2) Данный сдвиг указывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг увеличивается. Сдвиг кривой AD влево (от AD1 к AD3), показывает сокращение совокупного спроса, означающее, что индивиды будут приобретать меньший объем товаров и услуг, нежели прежде, при различных уровнях цен. Резкие изменения со стороны спроса –шоки спроса, могут возникать из-за резкого изменения предложения денег, скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса. Вопрос 2. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде Совокупное предложение AS (aggregate supply) – это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен. Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране называют кривой предложения AS. На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Первые изменяют объем совокупного предложения (перемещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка и т. д.) приводят к сдвигу кривой AS. У экономистов разных школ не существует полного единодушия в отношении форм этой кривой. Кейнсианская и неоклассическая школы по-разному трактуют ее конфигурацию. Это объясняется тем, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации, в общем виде представленные графически на рисунке 2.1.3: 1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1 на графике; 2) состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2; 3) состояние полной занятости – отрезок 3. Первые два отрезка соответствуют кейнсианским представлениям о поведении кривой совокупного предложения. Кейнсианская модель описывает экономику в коротком периоде и основана на следующих предпосылках: а) неполная занятость в экономике; б) цены на товары и номинальная заработная плата жесткие. в) реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания. Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет слабый положительный наклон Теория Д. Кейнса создавалась на практическом фоне массовой безработицы и хронического недоиспользования наличных производственных мощностей. (Дж. М. Кейнс создавал свой главный труд во время кризиса 1929 – 1933 гг.), Согласно кейнсианским воззрениям экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен. Рис. 2.1.3. Кривая совокупного предложения Так, вплоть до достижения объема производства, соответствующего т. «В», фирмы будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, незанятая рабочая сила. Кривая – горизонтальна. Предположение об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается на практике поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Поэтому в краткосрочном периоде расширение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен. Отрезок 2 означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек компаний, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, компаниям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервале от т. «В» до т. «F» расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон. Необходимо отметить, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой. (Потенциальный выпуск ( F) - объем производства при полной занятости ресурсов). Полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10— 20% от их общего объема и естественного уровня безработицы в размере 6,5—7,5% от общей численности рабочей силы. (Эти показатели могут варьироваться по различным странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.) Таким образом, объем совокупного предложения в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины совокупного спроса. В условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают, прежде всего, изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен. Эмпирические данные подтверждают это положение. Классическая и неоклассическая школы исходят из того, что ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т.е. совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Совокупный спрос, по мнению представителей классической школы, всегда соответствует совокупному предложению. В соответствии со взглядами классической школы в экономике действует закон Сэя, предложенный известным французским экономистом начала XIX в. Жаном-Батистом Сэем , который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Так, например, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса (труда), собственником которого он является, а с другой — покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг), и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции (выручку от продаж), она расходует на покупку факторов производства (выплату факторных доходов собственникам экономических ресурсов). Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы. Классическая и неоклассическая школы рассматривает экономику в долгосрочном периоде. Долгосрочный период — это период, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. При этом в действие рыночного механизма государство не вмешивается. Долгосрочная кривая AS отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий: а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен; б) изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно; в) экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства (Y) равен потенциальному (F); г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. В данных условиях кривая AS вертикальна. Она характеризует естественный (потенциальный) уровень объема производства (рис.2.1.3), т. е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественном уровне. На графике (рис.2.1.3) этому состоянию соответствует уровень реального объема производства в точке F. Отметим, что полная занятость — это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической безработицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная) при этом могут и должны существовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. (Подробнее об этом речь пойдет в дальнейших лекциях). Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Поэтому перемещение вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реальный объем производства остается на одном и том же уровне, соответствующем точке F. Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции. К смещению кривой AS приводят изменения величины факторов производства или технологии: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы и их доступность, лидерство на ресурсном рынке, производительность ресурсов, кроме того, играют роль изменения в правовых нормах. Важнейшим из неценовых факторов совокупного предложения является изменение цен на факторы производства. Например, удорожание такого фактора как труд приведет к левостороннему смещению кривой AS, снижение цены труда выразится в правостороннем смещении. Аналогичные изменения произойдут в связи с динамикой цен на сырье и материалы. Резкие колебания со стороны предложения называются шоками предложения. Они могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы, со стихийными бедствиями, изменениями в законодательстве и другими факторами. Вопрос 3. Условие макроэкономического равновесия в модели AD – AS. Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Подчеркнем, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном (рис.2.1.4). Рис. 2.1.4. Равновесие в модели AD-AS в краткосрочном и долгосрочном периоде На этом графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью куплен (национальный доход равен совокупным расходам). Точка E1 — это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е2 — это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 — это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Выбрать тот, или иной вариант действия – это задача правительства страны, которое руководствуется программой выбранной в соответствии с экономической политикой, исходя из конкретных обстоятельств. Например, если правительство хочет увеличить объем выпуска в экономике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно должно стимулировать совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики — например, увеличить государственные расходы, снизить налоги, расширить предложение денег и т.п. ( рис. 2.1.5). Рис. 2.1.5. Изменение равновесия в краткосрочном периоде Повышение цен на энергоресурсы неизбежно вызовет левостороннее смещение кривой AS. Если такие изменения отсутствуют, то долгосрочная кривая AS фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются, лишь на уровне цен. (рис. 2.1.6) P AS E1 AD1 E2 AD2 F Y Рис. 2.1.6. Изменение равновесия в долгосрочном периоде Процесс взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения не означает автоматического приведения экономики к условиям полной занятости. Равновесие может устанавливаться на уровнях, ниже или выше уровня производства в условиях полной занятости. Согласно теории Д.М. Кейнса, экономика без государственного регулирования может попасть в ситуацию дефляционного (рецессионного) или инфляционного разрыва. Дефляционный разрыв означает ситуацию, когда макроэкономическое равновесие достигается на уровне производства, не обеспечивающем полную занятость (рис.2.1.7.) Р AS AD1 AD2 E2 E1 Дефляционный разрыв B F Y Рис. 2.1.7. Дефляционный разрыв Причиной дефляционного разрыва является недостаточный совокупный спрос. Совокупных расходов не хватает для достижения равновесия, соответствующего состоянию полной занятости. В такой ситуации в экономике присутствует безработица, не полное использование производственных мощностей. В таких условиях возрастает экономическая роль государства. Государственные институты, используя инструменты бюджетно – налоговой и денежно – кредитной политики, в состоянии обеспечить рост совокупного спроса: Е 1 переместится в положение Е2, что будет соответствовать состоянию экономики с полной занятостью. Инфляционный разрыв характеризует ситуацию, при которой макроэкономическое равновесие может быть достигнуто при уровне дохода, превышающем уровень производства в условиях полной занятости (рис. 2.1.8.) Р AD2 AD1 AS E2 E1 F Y Рис. 2.1.8. Инфляционный разрыв В этом случае, экономика может обеспечить полную занятость, но не в состоянии уравнять совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос оказывается больше, чем совокупное предложение, в результате возникает инфляционный бум, т.е. общий уровень цен возрастает. Для преодоления такого разрыва используются те же инструменты, бюджетно – налоговая и денежно – кредитная политика, но в противоположном направлении. Их задача сократить совокупный спрос. Равновесие из положения Е2 вернется в положение Е1 , что соответствует условиям полной занятости при умеренных темпах инфляции. Более полный анализ инструментов стимулирования и сдерживания будет проведен в темах, посвященных видам государственной фискальной и монетарной политики. Ранее мы дали определение таких явлений, как шоки спроса и предложения. Модель AD-AS позволяет оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на снижение дисбалансов и восстановление равновесного выпуска и уровня занятости. Вопросы для самоконтроля: 1. Что означает понятие макроэкономическое равновесие»? 2. В рамках каких школ были созданы основные модели равновесия? В чем принципиальные отличия? 3. Что представляют собой такие категории как «совокупный спрос» и «совокупное предложение»? Какие факторы воздействуют на данное явление? 4. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. 5. Что означает ситуация дефляционного и инфляционного разрыва? Рекомендуемая литература Основная литература Богданова Т. А. Макроэкономика : учебное пособие / Т. А. Богданова. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та., 2012 - глава 3. http://elib.spbstu.ru/dl/2/2373.pdf/view Русакова Т.Б. Макроэкономика: учебное пособие / Т. Б. Русакова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016 – раздел 3. Дополнительная литература 1. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. для вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – 4 – е изд. – СПб.: Питер, 2011. – Гл.3. 2. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский — М. :Юрайт, 2011.- глава 3, п.3.1 – 3.2 Электронные и Internet-ресурсы 1. Портал "Образовательные ресурсы интернета", раздел "Экономика" / www.alleng.ru/edu/econom3.htm. 2. Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология.Менеджмент" / http://ecsocman.edu.ru/text. 3. Портал по экономике «Economicus.Ru» / http://economicus.ru/. 4. Сайт Федеральнойслужбы государственной статистики РФ /http://www.gks.ru/. 5. Сайт Всемирного http://www.worldbank.org/en/research банка «Research&Outlook» /
«Модель реального сектора экономики: модель AD-AS» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot