Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Многоуровневая система образования специалистов автомобильного транспорта

  • 👀 544 просмотра
  • 📌 512 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Многоуровневая система образования специалистов автомобильного транспорта» pdf
1. Многоуровневая система образования специалистов автомобильного транспорта Факультет автомобильного транспорта (ФАТ) был организован в 1976 году, отделившись от Автотракторного факультета (АТФ), который, в свою очередь, является старейшим факультетом ВолгГТУ [в 1929 г. организован Сталинградский механический институт при тракторном заводе, затем стал политехническим, с ростом парка автомобилей выделилась кафедра АТ (в 1962 г) и факультет ФАТ]. В дальнейшем от АТ отделилась кафедра ТЭРА (первоначально – ЭРА) (именно тогда и образовался факультет), а позже от ТЭРА – АП (в 1984). К факультету также относятся кафедры ТиГ и СМ (общеинженерные, но ведут научную работу по автомобильной тематике). В настоящее время ФАТ является одним из наиболее престижных в ВУЗе. Наши выпускники занимают посты генеральных директоров ряда крупных предприятий [примеры], а один – зам. министра транспорта РФ. [еще примеры про РДС и т.д.]. Как известно, в нашем ВУЗе действует многоуровневая система образования, т.е. обучение включает 3 уровня. Такая система появилась сравнительно недавно, с 1993 года, когда институт стал университетом. Идея многоуровневого образования была заимствована на Западе, где это широко практикуется. Такая система была создана для рационализации подготовки специалистов, т.е. обучения по узкой специализации под конкретное рабочее место. У них по окончании второго уровня студент, получивший диплом бакалавра, устраивается на инженерную должность на производство. Там он обучается на практике, а после нескольких лет может вернуться в университет, чтобы закрепить практику дополнительной теорией и получить диплом инженера, но большинство этого не делают. У нас это пока не практикуется, и причин очень много (военкомат; отсутствие у большинства предприятия, готового взять на работу; нежелание работать по специальности; непонимание руководством предприятий термина «бакалавр»). Плюсы такой системы в нашем случае – чуть легче перевестись на другую специальность или в другой ВУЗ, проще получить второе высшее (хотя там тоже есть бакалавриат), есть выбор, учиться ли дальше; минусы – не всех берут, меньше стало иностранцев и какой смысл в системе, если она не работает, как запланировано). ВолгГТУ был первым в стране, перешедшим на многоуровневую систему, позже за ним последовали другие. Сейчас он опять единственный, где система еще сохранилась. В некоторых московских вузах бакалавром можно стать по желанию. Примерно через 3 года должен выйти указ: или все вузы принудительно переведут на многоуровневую систему, или наш университет вернется к обычной схеме… На первом уровне вы все обучаетесь по обобщенному направлению «Наземные транспортные средства и системы» (1, 2 и 3 курсы). Здесь, как, наверное, заметили, в основном изучаются естественные, общеинженерные и гуманитарные предметы. Предметы по специальности начинаются в основ1 ном на 3-м курсе: устройство автомобиля, теория автомобиля, организация и безопасность движения, ТЭА. После второго курса – ознакомительная (?) практика. В отличие от той, что после 1-го курса, здесь уже есть связь с автомобилями, но не слишком сильная. По окончании первого уровня, в конце 3-го курса, происходит распределение студентов по трем направлениям (по рейтингу): 5521 «Эксплуатация транспортных средств»; 5215 пару лет назад называлась «Менеджмент», потом возвращались к старому названию «Автомобильные перевозки», сейчас неизвестно; ???? «Организация дорожного движения». Последняя специальность новая, весной этого года по ней защитились только первые бакалавры. (подробности: 2 группы – 1-е направление, 2 группы – 2-е, 1 – 3-е). Таким образом, второй уровень подготовки – это 4 курс. Но начинается уровень с технологической практики. Советую заранее обдумать, где будете проходить, т.к. вуз ныне не имеет связей с производством… Здесь уже больше предметов по специальности (позже рассмотрим основные из них). По окончании защищается так называемая Выпускная работа бакалавра, т.е. мини-диплом. Соответственно, в начале 4-го курса официально выбирается руководитель выпускной работы. Но, поскольку число студентов у каждого из нас ограничено, чтобы попасть к кому хочется, лучше выбирать руководителя заранее, в соответствии… [в общих чертах о составе бакалаврской работы и подходах к ее выполнению (можно зачитать отдельные фразы из образовательного стандарта): 40 – 70 стр + 4-6 листов графики. В основном содержит данные из литературы (параллель с рефератом по дан. предмету), но с предложениями, анализом и т.д. Выполнение, защита]. Бакалавр – это дипломированный специалист, имеющий высшее образование по направлению, но без специальности. (Диплом бакалавра иногда дает возможность устроиться на работу, но в большинстве случаев – нет). Третий уровень подготовки – инженерный (5-6 курсы). Берут по рейтингу около 80-90% или платно. Здесь уже не направления, а специальности – 15.02 “Автомобили и автомобильное хозяйство”, 24.01 ”Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте” и 2404 «Организация дорожного движения». Соответственно, первая специальность предполагает последующую работу на: • предприятия и организации автотранспортного комплекса разных форм собственности; • конструкторско-технологические и научные организации; • авторемонтные предприятия; • автосервис, фирменные и дилерские центры автомобильных и ремонтных заводов; • маркетинговые и транспортно-экспедиционные службы; система оптовой и розничной торговли запасными частями и транспортной техники. Вторая: • региональные системы товародвижения и перевозки пассажиров; 2 • производственные и сбытовые системы, организации и предприятия различных форм собственности; транспортно-экспедиционные предприятия и организации; • региональные органы управления транспортом и государственной транспортной инспекции; • маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг. Третья: • система Государственной Инспекции по безопасности дорожного движения; • система Транспортной инспекции Министерства транспорта РФ; • службы безопасности движения автотранспортных и дорожно-эксплуатационных предприятий; • учебные заведения, научно-исследователь-ские и проектные институты; учреждения, занимающиеся автотехнической экспертизой и сертификацией автомобилей. Первая специальность включает две специализации: эксплуатация и ремонт автомобилей. Смысл введения специализаций – получение более целенаправленного образования, в соответствии с предполагаемым местом работы (по аналогии с зарубежной системой, о которой уже говорилось). Специализации различаются незначительно: одни изучают спецкурс эксплуатации, другие – ремонта; одни – проектирование АТП, другие – АРП. В настоящее время специализация «ремонт» под угрозой закрытия, т.к… В то же время, на производстве, как правило, не обращают внимания на подробности, т.е. из тех, кого знаю, окончившие 2 разных специальности работают на одинаковых должностях. На 5-м курсе обучение включает уже в основном предметы по специальности, но гуманитарные все равно сохраняются. На 6-м никаких предметов не изучается; в сентябре сдается Гос. экзамен по специальности, а в декабре защищается диплом инженера. [подробности по диплому: 80-120 стр. + 8-12 листов графики, бакалаврская + расчеты, проектирование, конструирование и т.д.]. В дипломе (корочке) записано: «Квалификация инженер по специальности 15.02 или 24.01». Это дает возможность работать по специальности на АТП, АРП, СТО и т.д. (подробнее рассмотрим позже). Хотя очень много идут в коммерцию… Другой вариант 3-го уровня – магистратура. Магистратура представляет собой как бы обучение на инженерном уровне, совмещенное с курсами для поступающих в аспирантуру. Соответственно, магистр – это инженерисследователь. Здесь примерно те же специальности, что и на инженерном уровне, но названия звучат по-иному, т.к. увязаны с направлениями подготовки аспирантов («Эксплуатация автомобильного транспорта», «Колесные и гусеничные машины» – это по первому потоку). В отличие от просто инженерного уровня, здесь обучение длится 6 лет и включает как предметы по специальности (почти все, что и у инженеров, и изучаются вместе с ними), так и специальные научные предметы (философия, иностранный, педагогика, 3 методология научных исследований). Последние полгода посвящены выполнению Диссертации магистра и подготовке и сдаче Гос. экзаменов, которые в данном случае совмещены со вступительными экзаменами в аспирантуру, а для желающих – и с выпускными из аспирантуры, т.е. кандидатскими). [кратко – о содержании магистерской диссертации: 80-150 стр+10-12 листов графики, обязательно научная направленность, научная новизна]. 2. Транспорт и общество Транспорт – это одна из основных отраслей экономики, целью которой является перемещение в пространстве грузов и пассажиров. В современных условиях без транспорта становится немыслимым функционирование других отраслей экономики. [пример – что бывает, когда не ходят автобусы и т.д. А ведь это – только одна из разновидностей транспорта. Еще пример – про Волжский и РТИ]. Сегодня в некоторых отраслях производства транспортные расходы составляют 20% общей стоимости продукции (хотя норма – 2-3%). Если рассматривать историю развития транспорта, то в основном его развитие шло вслед за развитием производства и повышением степени специализации предприятий и их подразделений. Естественно, что влияние здесь двухстороннее: транспорт способствует производству, которое, в свою очередь, обеспечивает транспортный процесс транспортными средствами и путями сообщения. Например, развитие авиации привело к появлению относительно дорогого. но зато быстрого вида транспорта, что во многих случаях очень важно. Прогресс в развитии транспортных средств повышенной проходимости способствовал включению в транспортную сеть удаленных населенных пунктов и предприятий. Как будущие специалисты – транспортники, вы должны в первую очередь иметь представление о транспортной системе. Транспортная система – это совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройств всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений. [расшифровка всех определений]. Транспортная система включает железнодорожный, морской и речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный и транспорт промышленных предприятий. Каждый вид транспорта имеет свои характерные особенности, которые определяют его преимущественное использование. [подробно будете изучать на специальных курсах, сейчас – буквально в двух словах] Железнодорожный – сравнительно низкая себестоимость, высокая пропускная способность и скорость, для крупных предприятий – доставка до места. Речной и морской – низкая себестоимость, большие грузоподъемности, но низкие скорости и требуют перегрузки. На реках – сезонность. 4 Воздушный – очень высокие скорости, но высокая себестоимость, зависимость от погодных условий, необходимость перегрузки. Трубопроводный – годится только для жидких и газообразных грузов, но низкая себестоимость из-за отсутствия погрузо-разгрузочных работ. Автомобильный – возможность доставки до места, довольно высокие скорости, меньше зависимость от погоды. Но высокая себестоимость. [поэтому то, что наблюдается у нас с пассажирским транспортом - беспредел]. Вместе с тем, транспорт является источником ряда проблем. Основные – экология и безопасность движения. В этом плане автомобильный транспорт наиболее проблематичен. Для автомобильного транспорта вопросы безопасности рассматриваются с различных точек зрения, различными науками и на различных уровней. Принято подразделять безопасность автомобиля на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую. Активная безопасность – свойство автомобиля предотвращать ДТП (возможны и другие определения). Активная безопасность играет важную роль при нормальном движении автомобиля и на начальной стадии ДТП, когда водитель еще способен изменить движение автомобиля. На активную безопасность оказывают непосредственное влияние инженеры по эксплуатации автомобилей [подробности: наибольшее значение имеет тормозная система и т.д., примеры]. Пассивная безопасность – это свойство автомобиля исключать или сводить к минимуму последствия ДТП для водителя, пассажиров, пешеходов и перевозимых грузов. [подробности: почему это важно, основные принципы, методы проведения испытаний, нормативы и т.д. Конкретные примеры]. Экологическая безопасность – свойство автомобиля оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. [загрязнение воздуха, шум, продукты износа шин и т.д. ] Все виды безопасности автомобиля в значительной степени определяются инженером. Параметры безопасности закладываются в конструкцию автомобиля при проектировании, а затем должны выдерживаться при эксплуатации… 3. Свойства инженера (что должен знать и уметь инженер) Инженер – это специалист, который, опираясь на теоретические знания, навыки, деловые и личностные качества, обеспечивает на основе анализа, расчетов, подготовки и принятия решений преобразование или поддержание в работоспособном состоянии технических, технологических и других систем с заданными критериями их функционирования. Бакалавр и специалист могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 5 • эксплуатационно-сервисная; • организационно-управленческая; • производственно-технологическая. Исторически появление инженерно-технического труда связано с обособлением умственного труда вследствие появления машин, укрупнения производства, развития функций регулирования, управления, координации, проектирования и конструирования. Функции инженерно-технического работника: 1. Координация труда 2. Создание и применение машин, требующих специальных знаний при их производстве, проектировании и эксплуатации. 3. Координация, контроль, подготовка и организация производства, т.е. принятие решений. 4. Другие функции: экономика и планирование, подготовка кадров, исследовательская работа. Предметом инженерного труда является технологический процесс в целом или его отдельные элементы. Средствами труда являются инженерные и управленческие методы. Специфика инженерного труда заключается в том, что инженер имеет дело не только с материальными объектами, но и с информацией о состоянии этих объектов. В соответствии с перечисленным построена и программа обучения. В частности, фундаментальные науки (математика, физика и т.д.) необходимы для понимания сути процессов, происходящих в технических системах. Кроме того, на них базируются специальные дисциплины. Специальные дисциплины (ТЭА, организация автомобильных перевозок, безопасность движения и т.д.) дают знания по инженерной технологии. Эти звания позволяют выполнять конкретные инженерные задачи. Но в основном здесь дается общая методика, основные принципы, а более конкретные знания получаются на практике. Что касается гуманитарных предметов, то такие дисциплины, как социология, психология, управление составляют основу знаний по работе с коллективом. Остальные предметы призваны, помимо повышения общего уровня развития, дать вам навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения, работать с литературой, выдвигать предположения и т.д. В конечном итоге, важнейшими качествами инженера являются умение логически мыслить, представлять объект проектирования (как умственно, так и на бумаге), критически оценивать различные варианты решения проблем [как в реферате], находить оптимальное решение проблемы [по поводу логики - привести примеры по защитам: как важно логически точно построить доклад]. Если говорить чуть более конкретно, то задачи инженера, окончившего наш факультет по специальности 15.02 примерно такие: 6 1) грамотно организовать технологический процесс, для чего подобрать технологическое оборудование, сделать расчет, спланировать участок, отделение или весь производственный корпус; 2) в соответствии с технологической необходимостью разработать нестандартное оборудование – съемники, приспособления к существующему оборудованию и т.д. Для этого нужно владеть навыками работы со справочниками, принципами расчета на прочность и т.д. Нужно уметь моделировать, в т.ч. математически [пример – расчет троллейбуса в дипломе ]; 3) управлять работой подчиненных, повышать их квалификацию; 4) организовать снабжение участка, изучать и внедрять новые нормативные документы, следить за документацией (листок учета ТО и ремонта, карты диагностирования) и т.д. Для инженера по организации автомобильных перевозок задачи практически те же, но в плане организации технологического процесса организуется процесс перевозки грузов и пассажиров. Инженерные расчеты здесь носят преимущественно экономический характер, и все, что внедряется, направлено на снижение стоимости перевозок и получение большей прибыли. На практике многие работают по соседней специальности, так что столь уж значительной роли выбор специальности, по-видимому, не играет. 4. История и перспективы развития автомобильной техники Автомобили как таковые существуют немногим более 100 лет, хотя первые разработки самоходных транспортных средств производились намного раньше, но они были совершенно не приспособлены к практическому применению. Впрочем, первые автомобили, которые уже могли выполнять некоторую транспортную работу, оставались достаточно громоздкими, тихоходными, шумными и т.д. [Под запись: основные этапы развития автомобильной техники в России: 1) появление первых автомобилей и небольших сборочных предприятий] В конце 19-го века первые автомобили появляются как в России, так и в ряде других стран. Характерная черта разработок того времени – активный поиск решений. Т.е. пробовались различные типы двигателей, варианты рулевого управления, трансмиссии и т.д. В этот период разработки русских конструкторов находились примерно на том же уровне, что и конструкции немецких, австрийских и т.д. Однако все это были в основном единичные экземпляры. А промышленное производство автомобилей в России развивалось на базе иностранных конструкций: Русско-балтийский вагонный завод производил автомобили по лицензии «Роллс-ройса» под названием «Руссо-балт». Но выпущено было совсем немного автомобилей, поэтому этот этап развития отечественного автостроения чаще всего не учитывается как таковой [обратить внимание, что уже нача7 лось копирование зарубежной техники при наличии множества интересных идей]. Первым этапом отечественного автостроения принято считать 1924… 1930 годы [но логичнее считать его вторым, так что запишем: 2) становление автомобильной промышленности СССР]. На протяжении этих лет произошло становление предприятий, способных выпускать относительно большие партии автомобилей. В 1924 году Московским автомобильным заводом начат выпуск автомобиля АМО-Ф15, который традиционно считается первым советским автомобилем. Тем не менее, это была копия итальянского ФИАТа модели 15, что и отражено в названии автомобиля. [вообще с ФИАТов были скопированы многие отечественные автомобили, но об этом позже]. В тот же период Ярославский автомобильный завод (ныне – Ярославский машиностроительный, производящий дизели ЯМЗ) выпустил трехтонный грузовик Я-3 (в 1925) и трех-с-половиной-тонный Я-4 (в 1928). [их конструкция также была заимствована, но откуда – не знаю]. Следует заметить, что советские конструкторы достаточно активно занимались разработкой собственных моделей автомобилей, и зачастую предлагали неординарные решения, которые, к сожалению, либо не доходили до воплощения, либо применялись в сильно исковерканном виде. Впрочем, это характерно для всех периодов отечественного автостроения. Следующий этап развития производства автомобилей в СССР начался в 30-32 годах и характеризовался ростом объемов выпуска. [записываем: 3) развитие производства автомобилей, создание новых производственных мощностей] В этот период был перестроен завод АМО, позже переименованный в ЗиС, а в 1932 году начал работать завод в Нижнем Новгороде – ГАЗ. ЗиС выпускал грузовые модели ЗиС-6 и ЗиС-8 и легковую ЗиС-101. [про грузовые не знаю, а 101 был срисован с Паккарда]. ГАЗ выпускал легковую модель ГАЗ-А, грузовую двухосную ГАЗ-АА и трехосную ГАЗ-ААА. Все они – копии соответствующих моделей Форда. [опять же связь: Газель тоже копия Форда!]. В 1940 открылся МЗМА (московский завод малолитражных автомобилей), в 1944 – Уральский завод (поначалу выпускал переделанный ЗиС-5В). В целом на этом этапе росло количество автозаводов и объем выпуска. Но собственных разработок было совсем немного. Четвертый этап развития автомобильной промышленности – с 1946 года, когда во всем мире автомобильный транспорт стал бурно развиваться. [записать можно так: 4) восстановление промышленности, совершенствование конструкции и наращивание выпуска автомобилей] В этот период появились новые модели, такие как ГАЗ-51, «Победа», Москвич-400. Первый дизельный автомобиль – ЯАЗ-200, ставший впоследствии МАЗом200. Среди них уже имеются собственные разработки советских конструкторов, но часто они были сделаны на базе иностранных прототи8 пов.[собственно, иногда доработки были довольно существенными – про ЗиС-115]. В литературе советских времен в отдельный этап развития выделяют 1957-58 годы. Но они мало отличаются от предыдущего – пожалуй, лишь большим количеством построенных заводов и разработанных моделей. Были разработаны такие модели, как Москвич- 402 и 410 [интересная полноприводная легковушка], ГАЗ-21, ГАЗ-13, ЗиЛ-157 и 164. Построен Ульяновский завод, поначалу выпускал ГАЗ-69, затем собственные модели [которые выпускаются до сих пор]. Позже построены заводы в Кутаиси, Кременчуге, Запорожье, Риге, Львове и т.д. Дальше шло постепенное совершенствование, смена поколений моделей, наращивание масштабов производства. Пятый этап начался после введения в строй ВАЗа и КамАЗа. Характеризуется массовым производством, среди грузовых автомобилей и автобусов увеличением моделей с дизельными двигателями. [так и запишем: 5) массовое производство, расширение модельного ряда] [упомянуть про основные преимущества дизелей: экология, выше КПД ]. Современный этап развития автомобильной промышленности – переход к многомодельной схеме (когда производится много унифицированных по ряду агрегатов моделей), учет спроса на определенные классы автомобилей (пример – про Газель), развитие фирменного сервиса (хотя тут еще далеко от нормального уровня). [можно записать так: 6) совершенствование конструкций автомобилей с учетом требований рынка и международных стандартов] Основные тенденции развития автомобильного транспорта в мире следующие (в общих чертах, только основные): 1) Повышение экологической чистоты – включает разработку новых, более экологичных автомобилей и поддержание старых в исправном состоянии, грамотная организация их работы (это и есть задача инженеров-эксплуатационников); 2) Повышение безопасности дорожного движения – тоже включает производственные и эксплуатационные мероприятия. 3) Снижение расходов на эксплуатацию транспортных средств – создание необслуживаемых узлов и агрегатов, уравнивание ресурса элементов автомобиля, совершенствование системы ТО и т.д. 4) Повышение комфортабельности автомобилей – связано с внедрением большого числа электронных устройств на автомобилях. Для достижения названных целей широко используется электроника, автоматика. В то же время, усложнение конструкции снижает ее надежность. Поэтому сейчас перед конструкторами стоят не только названные задачи, но и задачи повышения надежности транспортных средств. В отличие от начальных периодов развития автомобилей, сейчас революционных изменений в конструкцию почти не вносится, идет лишь постепенное совершенствование. [упомянуть про исследования на нашей кафедре – совершенствование тормозной системы, подвесок, рулевого управления]. 9 Для отечественной автомобильной промышленности сейчас основное направление – повышение качества продукции [упомянуть про качество “Волг” несколько лет назад], выполнение международных требований [установка АБС, подушек, нейтрализаторов и т.д.]. 5. Техническая эксплуатация автомобилей Как уже упоминалось, основной специальностью нашего факультета является «Автомобили и автомобильное хозяйство». Эта специальность включает две специализации (раньше – 3): техническая эксплуатация и реПредприятия автомобильного транспорта АТП Грузовые Пассажирские АРП Смешанные Специальные Автообслуживающие предприятия СТО Гаражи стоянки БЦТО АЗС Мотели монт автомобилей. По окончании этой специальности выдается диплом инженера, позволяющий работать на предприятиях автомобильного транспорта. В самом общем виде их можно классифицировать следующим образом: Классификация предприятий автомобильного транспорта: Функции, выполняемые указанными на схеме предприятиями: АТП – перевозка грузов и пассажиров, а также все производственные функции по ТО, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава. Автообслуживающие – выполняют лишь производственные функции по ТО и ремонту ПС. АРП – ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов. СТО – обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев – ТО, ремонт, снабжение запчастями и экспл. материалами. БЦТО – централизованное выполнение сложных видов ТО и крупного текущего ремонта ПС, эксплуатируемого небольшими АТП. Гаражи – стоянки и мотели – могут также выполнять некоторые виды ТО и снабжение [упомянуть про бакалаврские дипломы на тему СТО мотельного типа]. В основном после ВУЗа приходят работать мастерами, инженерами или их замами (на государственных предприятиях). Здесь большое влияние ока10 зывают различные факторы. В их число входят наличие практического опыта и уровень знаний. Для быстрого карьерного роста желательно наличие опыта (что наблюдается у студентов вечернего или заочного отделений). А специализация, о которой уже упоминалось, является одним из методов получения углубленных знаний. Имеется в виду, что человек, планирующий работать на эксплуатационном АТП, должен в процессе обучения в дополнение к основным дисциплинам изучить спецкурсы технической эксплуатации, а идущий на АРП – спецкурсы ремонта. Рассмотрим чуть подробнее, что представляет собой техническая эксплуатация. Само слово «эксплуатация» подразумевает использование объекта по назначению. Применительно к автомобилю выделяют коммерческую и техническую эксплуатацию. Основной задачей коммерческой эксплуатации является получение конечного результата (осуществление транспортной работы, получение доходов). Основной задачей технической эксплуатации является обеспечение транспортного процесса работоспособным подвижным составом при оптимальных трудовых и материальных затратах. Кстати, о затратах: Структура затрат за срок службы грузового автомобиля: 1. Изготовление автомобиля - 2%; 2. Капитальный ремонт агрегатов автомобиля - 7%; 3. Техническая эксплуатация включая ТО и ТР - 91%. Таким образом, совершенствование технической эксплуатации является важным направлением [подробнее]. В нашей стране, как и во всем мире принята плановопредупредительная система технической эксплуатации. При достижении автомобилем определенного пробега проводятся технические обслуживания (ТО), при которых контролируются основные узлы и агрегаты, производится регулировка и замена неисправных деталей. Грамотное ТО при отсутствии нарушений правил эксплуатации позволяет существенно сократить количество ремонтов автомобиля. На качество технической эксплуатации автомобилей оказывают влияние множество факторов [перечислить: качество самого автомобиля, дорожные, климатические условия, манера вождения и т.д., разобрать основные чуть подробнее]. 6. Ремонт автомобилей Ремонтом называется восстановление работоспособности изделия (автомобиля, агрегата, узла, отдельной детали). Необходимость в ремонте возникает вследствие множества причин, в частности, неравноценности составных частей, различного ресурса элементов, различия в условиях эксплуатации. Ремонт автомобилей подразделяют на текущий и капитальный. Капитальный отличается тем, что агрегат полностью разбирается, а ремонту 11 подвергается так называемая базовая деталь – наиболее дорогостоящая, определяющая положение других деталей. Экономическая целесообразность капитального ремонта – очень спорный вопрос. Как было указано выше, стоимость КР полнокомплектного автомобиля существенно выше стоимости производства нового. Поэтому во всем мире идет тенденция отказа от КР автомобиля в целом. Однако это не так просто. Чтобы обеспечить достаточно большой ресурс в этом случае увеличивают объем ТО, т.е. делаются профилактические и сопутствующие ремонты, особенно для агрегатов, непосредственно влияющих на активную безопасность автомобиля. А вот КР отдельных агрегатов экономически целесообразен и широко применяется и у нас, и за рубежом. Организация авторемонтного производства: К настоящему времени в сфере ремонта автомобилей сложилась следующая ситуация: ТР проводят на эксплуатационных предприятиях, т.е. там же, где ТО. Капитальный ремонт осуществляется на специализированных заводах – АРП (см. схему), причем имеются заводы по КР полнокомплектных автомобилей, по ремонту отдельных агрегатов и даже деталей. С учетом выше изложенного первые сокращаются, и основной упор делается на вторые и третьи. Появившиеся в последние годы частные фирмы также стали преимущественно ориентироваться на ТО и ремонт отдельных агрегатов и систем. За рубежом авторемонтные предприятия в основном очень узко специализированы, что позволяет в отдельных случаях применять поточный метод ремонта. Вопросы научной организации авторемонтного производства, совершенствования средств и методов ремонта, в настоящее время стали чрезвычайно актуальными. Это связано в основном со следующими причинами: - повышение требований к безопасности транспортных средств; - усложнение конструкций автомобилей, применение более современных технологий и материалов при производстве; В отечественной системе ремонта сюда можно добавить: - несовершенная производственно-техническая база АРП; - низкое качество изготовления автомобилей; - неприспособленность существующих АРП к современным условиям (многомарочность, постоянное обновление). В связи со всем вышеназванным научные исследования по ремонту подвижного состава стали очень актуальными. В дипломных проектах по ремонтной тематике разрабатываются оригинальные приспособления, и т.д. К сожалению, их становится все меньше [подробности, но не глубоко: примерные темы, в чем сложность, кто руководит]. 7. Кафедра ТЭРА Подготовка специалистов по технической эксплуатации и ремонту автомобилей осуществляется в нашем ВУЗе кафедрой ТЭРА (т.е. она – выпус12 кающая, и ее преподаватели, я в том числе, станут для тех, кто пойдет по этому направлению, руководителями дипломных проектов и работ). Как уже упоминалось, кафедра ТЭРА была образована в 1976 году, отделившись от АТ. Сейчас – самая многочисленная на факультете. На ней работает около 20 преподавателей, в т.ч. 2 – д.т.н., профессора, 10 – к.т.н., доцентов, 4 старших преподавателей, 1 ассистент + 3 аспирантов, преподающих на должности ассистентов. Кафедра расположена в лабораторном корпусе (ЛК) и включает лабораторию ГСМ, гаражный бокс, лабораторию механической обработки. При кафедре действует автошкола (категории В, С) центр подготовки преподавателей автошкол, инструкторов по вождению, специалистов по диагностике ТС, заправщиков. Научная работа кафедры: 1) АБС. История разработки, направления дальнейшего развития [показать в виде схемы: средства и методы для разработки АБС, их контроля, нормативные требования; влияние АБС на подвеску; влияние на рулевое управление; влияние на надежность собственно тормозной системы; математическое моделирование рабочих процессов (хотя оно присутствует везде, но сейчас есть и отдельная тематика)]. 2) Шины. Актуальность: изнашиваются довольно быстро, влияют на активную безопасность, представляют сложность для расчетов на износ, а большегрузные – очень дорогие. История исследований: заказ от министерства, большой объем исследований, специальная аспирантура, иностранцам понравилось. 3) ГСМ 4) подвески, рулевое управление. Около десяти предметов: ремонт, ТЭА, теория надежности, автоматика, подъемно-транспортное оборудование, эксплуатационные материалы, научные исследования, проектирование технологического оборудования, ПТБ, спецкурсы ТЭА. [Краткая характеристика всех предметов, их взаимосвязь]. Все эти направления могут стать направлениями бакалаврских работ… Основные вопросы дипломного проектирования 1) ВРБ – квалификационная работа на звание инженера по направлению, но без специальности. В ней нужно продемонстрировать знания по фундаментальным наукам и умение их применять к задачам по направлению. Т.е. нужно провести обзор литературы, анализ источников; сделать выводы; провести расчеты в рамках изученных дисциплин или немного за них, но не напирая на те предметы, которые будут изучаться на 5-м курсе. 2) По нашей кафедре ВРБ становится основой инженерного диплома, который может быть одного из двух видов: ДП или ДР: - определения ДП и ДР; - тематика ДП, актуальность тем; 13 - общее содержание ДП [коснуться схемы взаимосвязи семестровок кафедры, которую к этому моменту не стирать с доски]; тут вернуться к бакалаврской – сказать, что многие дают на них то же, что в дипломе, но в уменьшенном виде, что недопустимо; - направления ДР (примеры тем); - примерное содержание; - плюсы и минусы при выполнении и защите; - тематика ВРБ в зависимости от темы ДП или ДР: для ДР – литературный обзор и простейшие расчеты, которые в дальнейшем развиваются, дополняются; для ДП – разные варианты, типа изучения конструкций установок для конструкторской части и т.д. 3) Что касается магистерских диссертаций, то это обязательно научное исследование, имеющее научную новизну. Чаще всего является лит. обзором и простейшими расчетами для кандидатской. Безопасность дорожного движения Безопасность и организация дорожного движения являются одной из специальностей, по которым ведется обучение на нашем факультете. Ранее это была лишь специализация, но по ней выполнялось довольно много дипломных проектов и работ. В нашей стране организация дорожного движения включает 3 уровня: 1) общегосударственный; 2) уровень министерств и ведомств; 3) уровень служб дорожного движения. Задачей третьего уровня является проведение инженерных и организационных мероприятий на существующей уличнодорожной сети по обеспечению безопасности и достаточной скорости перевозок. К этим мероприятиям относятся: 1) Исследование транспортных и пешеходных потоков и статистических материалов по дорожно-транспортным происшествиям; 2) Выработка рациональных схем движения транспортных средств и их корректирование в соответствии с изменением условий движения; 3) Выявление мест повышенной опасности для транспортных и пешеходных потоков и разработка мероприятий по их ликвидации; 4) Выявление мест возникновения транспортных задержек и разработка мероприятий по их ликвидации; 5) Внедрение технических средств управления движением; 6) Прогнозирование развития дорожного движения и его организации. О безопасности уже говорили (об отдельном автомобиле и в двух словах в целом), теперь – чуть подробнее. Безопасность подразумевает минимальное количество опасных ситуаций и ДТП. Безопасность определяется очень большим числом факторов (вплоть до мелочей – пример с автобусом, 14 в который вкрутили более длинный винт). Однако все их можно объединить в комплекс «Автомобиль – Водитель – Дорога» (иногда сюда приписывают и организацию дорожного движения). [Под запись: Безопасность дорожного движения определяется комплексом “А – В – Д”] Названные факторы взаимосвязаны, т.е. в той или иной мере влияют один на другой. Обычно это изображается в виде схемы: Обучение по специальности предполагает изучение схемы в целом, отдельных ее частей и взаимного влияния составляющих. Т.к. цель нашего курса – освоить только самые основные принципы, а подробнее изучите в дальнейшем, то рассмотрим в двух словах. 1. С точки зрения безопасности движения, важнейшими характеристиками автомобиля являются конструктивная безопасность и надежность. Конструктивная безопасность, как уже говорили, включает в себя активную, пассивную, послеаварийную и экологическую. Последняя на движение особого воздействия не оказывает, вторая и третья проявляются только в редких случаях. Поэтому основная – активная безопасность. Активная безопасность автомобиля определяется его основными свойствами. К основным свойствам автомобиля относятся: тяговая и тормозная динамика, управляемость, устойчивость, проходимость, грузоподъемность, комфортабельность и т.д. Они характеризуются показателями – численными значениями, например, ….. Некоторые свойства не оказывают влияния, но большинство влияют в той или иной степени [примеры]. Надежность автомобиля характеризует степень изменения его параметров во времени. [в прошлый раз называл предмет «Теория надежности»] Зависит от конструктивных параметров, качества изготовления и качества технической эксплуатации [напомнить про структуру затрат на автомобиль, указать на взаимосвязь направлений, по которым мы обучаем…]. 2. Влияние водителя на безопасность движения оценивается его надежностью, которая включает в себя пригодность, работоспособность и подготовленность. Пригодность определяется соответствием медицинских и психологических параметров установленным требованиям. Работоспособность зависит от большого числа факторов физиологического плана, нарушение работоспособности называется переутомлением [примеры про сон за рулем – но отметить, что тут еще и дороги сказываются, да и автомобиль тоже]. По закону, продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 часов, а непрерывное управление автомобилем допускается не более 4-х часов. Подготовленность определяется наличием знаний и навыков. [Упомянуть про пик аварийности на втором году езды. Рассказать про проблемы автошкол: нужно соответствие уровней теоретических и практических 15 знаний. Практика по нормативам предполагает езду ночью, на буксире и т.п. Необходимо много технических средств]. Надежность водителя определяется очень нечетко, т.к. трудно оценить психологические факторы [примеры]. 3. Дорога. В данном случае под дорогой понимаются дорожно - климатические условия, включающие множество параметров. Собственно дорога характеризуется постоянными и переменными параметрами. К постоянным относятся: тип дорожного покрытия, ширина, величина уклонов, радиусы поворотов и т.д. Переменные параметры – состояние покрытия, видимость и т.д. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ДТП – это ……………… ДТП принято подразделять на столкновения (встречное, боковое и т.д.), наезды на пешеходов, опрокидывания ТС и т.д. Все ДТП, за исключением наиболее легких, фиксируются в ГИБДД. Эти данные используются при расследовании, а также для создания статистического материала. Там в том числе указываются причины ДТП. Мы уже говорили о комплексе «А-В-Д». Если посмотреть на причины ДТП, то в среднем принято следующее соотношение: водитель – виновник 75% ДТП, автомобиль (техническое состояние) – 15%, дорога – 10%. Что касается нашей области, то за последние 10 лет количество ДТП постоянно растет, и по данным УГИБДД при ГУВД Волгоградской области с 01.01.1999 по 31.12.2001 года на территории области зарегистрировано 8149 ДТП (1999-2647, 2000-2753, 2001-2749) в которых погибло 1561 человек, 87 из которых дети, в авариях пострадал 9311 человек, в том числе 1131 дети. Ежегодно в результате ДТП более 300 тыс. человек в стране получают ранения и около 60 тыс. человек погибает. Только за 12 месяцев 2001 года к уголовной ответственности по Волгоградской области привлечены 946 граждан (1999-971, 2000-890). Анализ причин ДТП по Волгоградской области показывает, что в 1999 году в 25 случаях, в 2000 году в 39 случаях, в 2001 году в 73 случаях, причиной ДТП послужила неисправность транспортного средства, из них 20% случаев приходится на неисправность тормозной системы. Причем приведенные данные являются несколько заниженными в связи с тем, что техническая исправность транспортного средства оценивается лишь в тех случаях, когда при расследовании ДТП заводится уголовное дело. Уголовное дело было заведено в среднем по результатам 34,4% ДТП. Следовательно, техническая исправность транспортного средства не была учтена в более чем 65% случаев. Из ДТП по вине водителей на первом месте превышение скорости (около 40%), затем выезд на встречную полосу, несоблюдение очередности проезда перекрестка, нарушение правил обгона, несоблюдение дистанции и т.д. Сопутствующие причины – неопытные водители (еще хуже – «шапкозакидательство»), пьяные за рулем. 16 Из технических причин на первом месте – тормозная система (отказ, неравномерность действия и т.д.) – около 50%, затем – рулевое управление (20%), неотрегулированные фары, ходовая часть и трансмиссия, стопсигналы, изношенные или лопнувшие шины и т.д. По ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог на первом месте – скользкое покрытие (около 70%), затем - плохое состояние покрытия (о котором почти все написали тогда в летучке) – около 12%, недостаточный уход в зимнее время, плохое состояние обочин и недостаточное освещение. Обработка статистических данных по ДТП также является направлением инженерной деятельности. В частности, такая работа входит в состав дипломного проекта по направлению «Организация и безопасность дорожного движения». Еще одно направление инженерной деятельности – автотехническая экспертиза. Экспертиза – это научно-техническое исследование ДТП, целью которого является характеристика процесса ДТП во всех его фазах, определение истинных причин возникновения ДТП и оценка поведения каждого из участников ДТП. В конечном итоге определяется, имел ли водитель возможность предотвратить ДТП и выполнял ли он все установленные правила движения. Экспертизой занимаются многие преподаватели кафедры АТ, это направление развивается и в дипломных проектах. Введение в специальность. Лекция по кафедрам АТ, АП и т.д. Кафедра АТ – создана в 1962 году, первоначально была единой кафедрой автомобильной направленности. Сейчас на ней 9 преподавателей, в т.ч. 1 - д.т.н., 6 – к.т.н., доцентов. Кафедра включает ряд лабораторий по устройству автомобиля, по электрооборудованию, гаражный бокс. При кафедре действует автотехнический центр, проводящий экспертизу ДТП, ремонт иномарок и платная стоянка. Научная работа – расчеты для ГИБДД и судебных органов, расчеты СПС, АБС. Предметы: 1) устройство автомобиля (описательный курс); 2) теория эксплуатационных свойств автомобиля; - типа продолжения первого, только углубление в теорию, в расчеты, формулы и т.д. В семестровке рассчитываются характеристики автомобиля. 3) СПС; - продолжение второго, только в применении к ТС с прицепами и другому спец. подв. сост. 4) безопасность движения – основа специальности "Организация движения", включает изучение характеристик движения, методик расчета параметров, мер по совершенствованию организации движения. Здесь же – основы автотехнической экспертизы, о которой уже в двух словах говорили. 5) электрооборудование – устройство, принцип работы, лабы по определению характеристик. 17 Направления научной работы кафедры – организация движения; повышение безопасности движения в плане расчетов автомобилей (типа пассивной безопасности); расчет СПС (длинные прицепы, прицепы для спец. категорий грузов); совершенствование методики экспертизы. Соответственно, примерно такого типа темы дают на ВРБ и дипломы. Стандартный ДП по кафедре АТ – "Совершенствование организации ДД в …", "Проект организации ДД …". Обычно сюда включается обработка статистики по ДТП из ГАИ, построение картограмм происшествий, расчет интенсивности движения автомобилей и пешеходов, предложения по совершенствованию и т.д. Бакалаврские бывают как сбор материала для будущего инж. дипл. ДР – по экспертизе, по методам расчета ТС на пассивную безопасность и т.д. Кафедра АП – отделилась от ТЭРы в 1984 году. Специализируется на вопросах организации перевозок, экономических аспектах АТ. На кафедре работает порядка 20 преподавателей, из них 3 – д.т.н., профессора. Предметы: основы организации автомобильных перевозок; экономика АТ, лицензирование и сертификация – это для всех. Для тех, кто учится по специальности "перевозки" – еще ряд. Для тех, кто обучается по другим специальностям, преподаватели АП являются консультантами по экономическому разделу ДП (стандартного). Научная работа – исследование пассажиропотоков, логистика (одни из первых в мире), перевозка вибронеустойчивых грузов, совершенствование транспортного комплекса (хотя это часть логистики). Темы дипломов – по совершенствованию пассажирских и грузовых перевозок. Диплом включает исследование пассажиропотоков (возможно, столкнетесь на практике этим летом) или грузопотоков; подбор подвижного состава; расчет экономических характеристик перевозок. Могут быть темы, связанные с перевозками определенных видов грузов. Кафедры ТиГ и сопромат – являются общеинженерными, но относятся к нашему факультету. ТиГ образовалась из двух отдельных кафедр и является одной из наиболее крупных в университете. В ее состав входят несколько д.т.н. (как минимум – 3). Лаборатории кафедры расположены в ГУКе на 0 – 2 этажах и содержат достаточно много оборудования. Кафедра отнесена к ФАТу, т.к. научная работа включает исследования, связанные с повышением экологической чистоты автомобильных ДВС, с тепловым расчетом двигателей. Преподаватели кафедры проведут ряд дисциплин: теплотехника, гидравлика, прикладная теплотехника (в применении к автомобильным ДВС), гидроприводы (включая элементы автоматических устройств автомобилей, 18 ГМП), экология автомобилей. Последнее является частью ДП по специальности 1502. Бакалаврские работы по каф. ТиГ в основном также связаны с экологическими параметрами автомобильных ДВС (совершенствование процесса сгорания). Минус таких работ – на инженерный диплом преподаватели ТиГа не берут, т.е. приходится коренным образом менять тему. Зато на кафедре есть магистратура, поэтому для желающих пойти по научному направлению можно направление и не менять. Кафедра СМ – одна из старейших в университете (образована в 1929 году). С ней вы уже столкнулись. К ФАТу относится потому, что в числе направлений научной работы – расчет деталей автомобилей на прочность и устойчивость. Но желающих выполнять ВРБ по каф. СМ я пока не видел, хотя это и разрешено. Здесь та же ситуация с переходом к инженерному диплому, что и на ТиГе. Кафедра ДМ – относится к машфаку, но немного сотрудничает с ФАТом – есть небольшое число ВРБ, выполненных под руководством одного преподавателя с ДМ. И даже с переходом к инженерному диплому. 19 Основные принципы автомобильных перевозок На одной из лекций рассматривали транспортный комплекс (систему) как совокупность перевозочных средств, средств связи, транспортных путей и т.д. кроме того, говорили, что он включает в себя различные виды транспорта. Одним из направлений обучения является организация автомобильных перевозок. Цель – осуществление транспортных услуг с максимальной эффективностью, т.е. высокая скорость при оптимальных затратах. Перевозки подразделяют на грузовые и пассажирские. Грузовые, в свою очередь, включают: 1) Перевозки в сфере личного пользования; 2) Перевозки в сфере обращения: в производстве [добывающая отрасль, строительство, с/х] и потреблении продукции; 3) Технологические перевозки (между цехами или внутри). Перевозки могут осуществляться одним или несколькими видами транспорта. Схемы перевозки грузов: 1) одним видом: подготовка груза погрузка складирование транспортирование разгрузка подача подвижного состава 2) смешанная перевозка: подготовка груза погрузка складирование транспортирование подача подвижного состава передача груза с одного вида транспорта на другой разгрузка транспортирование подача подвижного состава Применительно к пассажирским перевозкам – аналогично, но заменить термины. 20 Совокупность нескольких видов транспорта, применяемых в конкретном случае перевозок, тоже является транспортным комплексом. Важнейшим показателем транспортного комплекса является его провозная возможность – количество тонн груза, которое он может перевезти в единицу времени. Провозная возможность зависит от вида подвижного состава, его характеристик, режима работы, коэффициента технической готовности, коэффициентов использования грузоподъемности и пробега, времени простоя под погрузкой / разгрузкой, и т.д. Обобщенным показателем применительно к автомобилю является производительность (определение такое же, как провозной возможности). 21
«Многоуровневая система образования специалистов автомобильного транспорта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 154 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot