Межличностные отношения и общение
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ Межличностные отношения и общение
Категория отношений в психологии
Категория отношений для психологии в целом и тем более для психологии межличностных отношений является системообразующей. Еще С.Л. Рубинштейн (1969), описывая деятельность человека (субъекта), отмечал, что существенным оказывается не сам по себе ход событий, а прежде всего отношение человека к тому, что происходит. В.Н. Мясищев (1995) утверждал, что отношения связывают человека со всеми сторонами действительности: явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; с самим собой. И, наконец, «категория отношений – это та ключевая категория, которая связывает в единое полотно явления неживой и живой природы, мир биологического и мир социального, открывая пути к познанию принципов самодвижения системы, в которой человек и общество являются, хотя и закономерным, но лишь этапом развития универсума».
Действительно, прежде чем понять, как строится общение, каким образом используются методы и технологии эффективной коммуникации, необходимо понять, что такое отношение вообще и как отношения соотносятся с общением.
Прежде всего, отношения человека как базовая категория были представлены в психологии отношений, основоположником которой стал А.Ф. Лазурский. Отношение, по мнению А.Ф. Лазурского, является системообразующим фактором структуры личности (А.Ф. Лазурский, 1921, электронный ресурс). Отношение личности к внешним объектам и к среде (экзопсихические проявления) наряду с взаимозависимыми психическими элементами и функциями (эндопсихические проявления) характеризуют целостность личности.
В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В.Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по В.Н. Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. «Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях». В свою очередь общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения и как субъективные отношения. Важное место в системе отношений занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые главные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Значительным шагом в развитии психологии отношений является концепция Б.Ф. Ломова. Главное в этой концепции – развернутая характеристика субъективных отношений. На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и другим общностям. Система субъективно- личностных отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов, 1975, 1984). Эти отношения отражают ценностные ориентации, привязанности, симпатии, интересы, все то, в чем выражается субъективная позиция личности, ее оценка событий, людей, участвующих в них; то как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. Субъективные отношения личности формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям, а отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими. С.Л. Рубинштейн (1969) указывал, что отношения выступают как условие существования и реально всегда существует два взаимосвязанных отношения – отношение к бытию и отношение к другому человеку. При этом связь разных отношений человека к миру, его способностей (познания, деятельности, отношения к другому человеку) не уровневая, а эпицентрическая. Осуществляется эта связь субъектом и через субъекта, при этом одно отношение может включаться в состав другого (К.А. Абульханова, 2000). Все формы отношений (взаимоотношений человека с миром) составляют сущность субъекта.
В целом, с позиций психологии отношений (А.Ф. Лазурский, 1921; В.Н. Мясищев, 1995; Б.Г. Ананьев, 1980; А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, 1992), человек рассматривается как «ансамбль отношений». Отношение рассматривается, с одной стороны, как потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков (основанной на социальном опыте); с другой – как потенциал психической реакции личности (в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности). Таким образом, человек (личность) рассматривается как система отношений к действительности и отношений с действительностью. Г.М. Андреева выделяет два вида отношений: общественные и межличностные. По мнению автора, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. Общественные отношения – это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.
В свою очередь межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Таким образом, в условиях, когда каждый человек взаимосвязан со множеством других, возникает система – система отношений. В этих отношениях человек стремится быть и оставаться (в той мере, которую он определяет для себя сам), внося свой вклад в устойчивость системы. Интегральное взаимоотношение с другими определяет внутреннюю целостность как самой личности, так и всей системы.
Структура межличностных отношений
Традиционно в психологии выделяют три компонента в структуре отношений: когнитивный (информационный), аффективный (эмоции чувства, аффекты) и поведенческий (практический, регулятивный) При этом специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Другими словами можно сказать, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, эмоций, переживаний, возникающих у людей по отношению друг к другу. Соответственно базовым компонентом межличностных отношений является именно аффективный компонент. Рассматривая содержание каждого компонента, важно отметить следующее. Когнитивный элемент представлен мнениями, суждениями, убеждениями человека относительно своих взаимоотношений с другими, это осознание своих межличностных отношений.
Аффективный аспект проявляется в различных эмоциональных переживаниях людей, связанных с межличностными отношениями. Эмоциональное содержание межличностных отношений включает весь диапазон переживаний и чувств человека: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) через индифферентные (нейтральные) к дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Конъюнктивные чувства (объединяющие) могут проявляться в различных формах эмоциональных состояний, которые отражают готовность к сближению и развитию отношений. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Дизъюнктивные чувства (разъединяющие) проявляются в таких эмоциональных состояниях и переживаниях, что приводит к отдалению в отношениях и прекращению общения. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях, поведенческих паттернах. В случае если один из партнеров вызывает симпатию, поведение будет доброжелательным, направленным на сотрудничество, взаимодействие. Если же объект не симпатичен, то интеракция будет направлена на соперничество, конкуренцию, конфликт.
Система межличностных отношений
Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между людьми, имеющими разный социальный статус: руководитель – подчиненный, лидер – последователь, высокостатусный субъект – низкостатусный субъект) и «горизонтали» (между людьми, имеющими одинаковый социальный статус: отношения между коллегами, партнерами, субъектами взаимодействия). Соответственно и «вертикальные» и «горизонтальные» межличностные отношения могут формироваться с позиций:
· доминирования – равенства – подчинения;
· зависимости – независимости.
Динамика межличностных отношений
Межличностные отношения развиваются во временном континууме и
имеют определенную динамику. Развитие межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Длительность каждого этапа зависит от многих факторов как объективных (время, территория, ситуация и т.п.), так и субъективных, психологических (индивидуально-психологические особенности партнеров, их мотивы, ценности, аттитюды и т.п.). Процесс знакомства предполагает установление контакта между партнерами и осуществляется в зависимости от различных норм общества: социальных, культурных, профессиональных. Приятельские отношения – на этом этапе происходит формирование готовности/неготовности к дальнейшему развитию межличностных отношений между партнерами. Товарищеские отношения – на данном этапе закрепляются межличностные отношения, они становятся более устойчивыми и доверительными. Дружеские (доверительные) отношения характеризуются общностью интересов, целей, взаимной привязанностью, доверием, чувством безопасности, возникающих у партнеров друг к другу (Н.Н. Обозов, И.С. Кон, Т.П. Скрипкина).
Параметры межличностных отношений
Межличностные отношения – явление многомерное и многогранное, именно поэтому, как отмечает В.А. Лабунская, большинство исследователей психологии отношений и межличностных отношений выделяют целый ряд параметров (критериев), которые могут быть использованы для анализа и классификации межличностных отношений.
1. Знак отношения, или его «валентность», направленность. Данный параметр разделяет отношения на негативные, позитивные, амбивалентные и нейтральные, а также на отношения к себе и к Другому.
2. Интенсивность отношения – это количественный параметр, который показывает силу проявления отношения.
3. Модальность отношения, раскрывающая конкретную, содержательную, качественную сторону отношения.
4. Дифференцированность отношений, многообразие отношений.
5. Степень взаимности и определенности отношения.
6. Степень глубины и устойчивости отношения.
7. Степень типичности, стереотипности отношения.
8. Степень конгруэнтности, или соответствия внешнего выражения
отношения его внутреннему содержанию.
9. Стиль отношений (степень самоконтроля, степень самоограничения,
степень самоактуализации в отношениях).
10. Степень осознанности и зрелости отношения.
11. Степень этичности отношения.
В заключении важно подчеркнуть, что главным в межличностных отношениях остается вопрос их «реализации». Другими словами, посредством чего субъекты устанавливают отношения, как отношения формируются?
Г.М. Андреева отмечает, что межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений человека. Общение в системе межличностных отношений обусловлено совместной жизнедеятельностью людей, оно осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. общение существует и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Общение выступает в социуме как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
1.2. Общение: понятие, функции, структура
Общение – сложный, опосредованный множеством факторов процесс установления и развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Характеристики процесса общения
Основными характеристиками процесса общения выступают содержание, цель и средства. Среди видов общения можно выделить также личностное и деловое. Личностное общение предполагает такой контакт между индивидами, который затрагивает глубокие чувства и переживания человека, его интересы и потребности: определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего/внешнего конфликта и т.п. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием такого общения является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Функции общения
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Б.Ф. Ломов выделяет три функции:
информационно- коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно- коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией или приеме/передаче информации между людьми. Регуляторно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение становится важнейшим фактором, определяющим эмоциональные состояния человека: весь спектр эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.
Существуют и другие виды функций общения:
· прагматическая функция – отражает мотивационно-потребностные причины вступления в общение;
· функция формирования и развития – отражает возможность совершенствования личности, познания себя в процессе общения;
· познавательная функция – отражает возможность в процессе общения
узнавать и познавать окружающий мир, партнера, социальное пространство;
· эмотивная функция – позволяет человеку выражать свои чувства и
переживания в процессе общения;
· функция самовыражения – способствует проявлению индивидуальности
человека, его личностных особенностей;
· координационная функция – способствует координации действий партнеров в общении, их взаимопониманию и др.
Виды потребностей, реализуемых в общении
В процессе общения личность может реализовать свои различные потребности, причем степень выраженности этих потребностей у каждого человека будет разной Потребность в безопасности проявляется в том, что, находясь в сообществе других людей, человек чувствует себя защищенным от различного рода угроз и опасностей.
Потребность в аффилиации заключается в стремлении быть включенным в доверительные, эмоционально-значимые отношения с другими людьми. Потребность в престиже заключается в стремлении человека иметь определенный социальный статус в обществе, пользоваться уважением других
людей. Потребность в доминировании/подчинении проявляется в том, что одни люди стремятся главенствовать в отношениях, управлять другими, а другие – хотят быть ведомыми и не стремятся к лидерским позициям. Потребность в проявлении индивидуальности заключается в стремлении человека раскрыть свои индивидуально-личностные особенности, подчеркнуть свою уникальность и неповторимость.
Структура общения
Структуру общения можно рассмотреть с разных точек зрения: как посредством выделения уровней анализа явления, так и посредством основных его функций. С точки зрения уровня анализа явления их выделяют три.
Первый уровень – макроуровень. На этом уровне процесс общения изучается в пролонгированных интервалах времени, сопоставимых с этапами развития человека: на сколько человек включен в систему взаимосвязей с другими, членом каких социальных групп является (т.е. с кем и как часто он поддерживает контакты).
Второй уровень – мезауровень. Основное внимание на этом уровне уделяется содержательным компонентам ситуаций общения (по поводу «чего» и «с какой целью» человек вступает в общение); рассматривается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, используемые в общении.
Третий уровень – микроуровень. На этом уровне анализируется элементарная единица общения – взаимодействие участников общения: «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т.п.
Наиболее распространенной в социальной психологии является структура, включающая три взаимосвязанных стороны общения, предложенная Г.М. Андреевой. Другими словами, структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.