Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Международные финансовые институты
1. Международные финансовые институты: основные цели и задачи
Международные финансовые институты как международные валютно-кредитные и финансовые организации создаются в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества и решения проблем в области валютно-кредитных и финансовых отношений.
Международные финансовые институты стали формироваться главным образом после второй мировой войны. Их возникновение связано с рядом причин:
• интернационализацией экономики и усилением глобализационных процессов;
• необходимостью межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений;
• потребностью решать проблемы устойчивого развития мировой валютной системы, рынков ценных бумаг, драгоценных металлов
Международные финансовые организации призваны:
• обеспечить стабилизацию международных финансовых отношений;
• разрабатывать и реализовать международную политику в области валютно-кредитных и финансовых отношений;
• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом1.
2. Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение ООН, межправительственная организация, предназначенная для содействия международному валютному сотрудничеству в области валютно-кредитных отношений. Цели МВФ обозначены в статьях соглашения, которые выполняют роль устава МВФ:
1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовым проблемами.
2. Содействовать процессу расширения сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств – членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
3. Обеспечить стабильность валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использование девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.
5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам- членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
6. Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств- членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
7. Поддерживать устойчивость валютных паритетов и устранение валютных ограничений.
8. Предоставлять кредитные ресурсы любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.
МВФ был создан на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.
Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Фонд также имеет представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами.
Организационная структура. Совет управляющих - высший орган МВФ, состоит из представителей стран-членов (как правило, министра финансов или председателя центрального банка), назначаемых на 5 лет.
Совет управляющих занимается решением таких вопросов как:
• изменение Статей Соглашения (Устава);
• прием и исполнение членов фонда;
• выборы исполнительных директоров;
• определение и пересмотр квот.
Исполнительный совет - отвечает за текущие дела Фонда, состоит из Директора-распорядителя, являющегося его председателем и 24 исполнительных директоров, назначаемых каждые два года. Занимается широким кругом стратегических, оперативных и административных вопросов.
Международный валютно-финансовый комитет состоит из 24 членов (управляющие Фонда, министры и другие должностные лица сопоставимого ранга), собирается два раза в год. Готовит рекомендации Совету управляющих по вопросам функционирования международной финансовой системы.
Капитал МВФ формируется из взносов стран - членов. Каждая страна имеет квоту, которая зависит от экономического состояния страны, в частности от ВВП, золотовалютных резервов, объема операций по текущим операциям платежного баланса. Квоты деноминируются в расчетной единице, называемой специальные права заимствования (СДР). Квота играет весьма важную роль, ибо она определяет:
• сумму подписки на капитал МВФ;
• возможность получения кредита от фонда;
• количество голосов в фонде;
• величину СДР при их распределении.
Страны - участницы обязаны регулярно информировать МВФ о макроэкономических показателях, о платежном балансе, золотовалютных резервов и в целом о состоянии экономики.
Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г.
Страна – член МВФ при присоединении к фонду должна внести в качестве подписки в капитал фонда 25% квоты в СДР или же в твердой валюте (доллар, евро, йена, фунт стерлингов), а остальные 75% - в национальной валюте.
Каждая страна - член имеет 250 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100000 СДР квоты. Квоты пересматриваются каждые 5 лет, их изменения должны быть одобрены большинством голосов (85%). Процедура пересмотра квот, состоявшаяся в двенадцатый раз в 2003 г., не привела к росту квоты, они остались на уровне, установленном в 1998 г. Очередной раунд должен состояться в 2008 г.
К середине 2006 г. квоты обеспечили финансовые ресурсы фонда в размере 213,5 млрд. СДР или 317,3 млрд. долларов США. У США квота составляет 37,1 млрд. СДР (около 551 млрд. долл.) или 17,08% общей величины квот, у России- 5945,4 млрд. СДР или 2,79%.
3. Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН, деятельность которой направлена на оказание помощи в целях развития экономики, решения социально- экономических задач, стимулирование развития рыночных отношений в развивающихся и транзитивных странах.
В группу Всемирного банка входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944г.), Международная финансовая корпорация (МФК, 1956г.), Международная ассоциация развития (МАР, 1960г.), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС,1966г.), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, 1988г.)
Всемирный банк создавался для оказания помощи Западной Европе в восстановлении экономики после мировой войны. Его первый заем на сумму 250 млн. долл. был предоставлен Франции в 1947г.
На современном этапе Банк фокусирует свое внимание на достижении главной цели – обеспечение стабильности и сокращение бедности в мире, оказание беднейшим группам населения и беднейшим странам.
В настоящее время в состав Всемирного банка входит более 180 государств.
Участниками МБРР могут быть только члены МВФ.
Основные направления деятельности:
1. Финансирование программ в системе образования
2. Финансирование мероприятий по борьбе со СПИДОМ
3. Финансирование программ здравоохранения
4. Оказание помощи в сокращении бремени задолженности
5. Борьба против коррупции в международном масштабе
6. Помощь странам, пережившим вооруженные конфликты
7. Оказание помощи бедным странам
Всемирный банк осуществляет свою деятельность через департаменты вице – президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию. Всемирный банк управляется как своего рода акционерное общество, акционерами которого являются страны - члены этой организации. Крупнейшим акционером являются США (16,41 процента акции), за ним следует Япония (7,78%), Германия (4,49%), Великобритания(4,31%) и Франция (4,31%)2.
Высшим руководящим органом банка является Совет управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например, министр финансов или управляющий центральным банком. Совет управляющих определяет политику банка, проводит свои совещания раз в год во время ежегодных сессий банка совместно с МВФ.
Сессии проводятся лишь раз в год, конкретные полномочия делегируются Директорату (исполнительному органу). Каждое государство- член группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются государствами- членами, обладающими крупнейшими пакетами акций,- США, Японией, Германией, Францией и Соединенным Королевством. Некоторые директора выбираются от одной страны - России, Саудовской Аравии, Китая.
Капиталы Всемирного банка формируется путем подписки стран - членов на акции, а также путем эмиссии облигаций на международном финансовом рынке.
Банк выдает кредиты непосредственно правительствам или же под их гарантию. Кредиты предоставляются, как правило, на длительный срок, от 12 до 20 лет, а льготные ссуды – на 3-5 лет. Традиционное направление предоставления кредитов дополняется предоставлением ресурсов на программы структурной адаптации, развитие финансового сектора, борьбы с бедностью, социальное развитие и экологию, инфраструктурных преобразований, стимулирование частного сектора, повышение человеческого потенциала. При этом спектр кредитных инструментов весьма широк: кредиты на основе корзины валют, одновалютные кредиты по плавающей ставке, и фиксированной ставке. Кредиты банка, как правило, покрывают 30% общей стоимости проектов.
Основными задачами реализации программ являются: снижение государственного воздействия на экономику, либерализация цен, стимулирование экспорта, реформирование финансовой, а в ряде случаев и административной системы.
Международная ассоциация развития (MAP; International Development Association), дочерняя организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МАР была создана в 1960 году для предоставления развивающимся странам кредитов и займов на более льготных, чем в МБРР условиях.
Целью МАР является устранение неравенства между странами и внутри стран, особенно в получении начального образования, элементарного медицинского обслуживания, а также обеспечение доступа к общественным благам. Кроме того, МАР финансирует проекты на охрану окружающей среды, развитие частного предпринимательства, построение адекватной рыночной инфраструктуры.
МАР выдает кредиты странам, в которых доход на душу населения составлял менее 875 долл. США в год и у которых нет финансовых возможностей занимать средства у МБРР. Сроки погашения кредитов составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период погашения основной части. Проценты не взимаются, а комиссионный сбор составляет 0,75% фактически выделенных средств.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г., предоставляет займы и осуществляет долевое финансирование проектов в частном секторе развивающихся стран.
В состав МФК входят 178 стран- членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору, предоставлении своим клиентам долгосрочных кредитов, гарантий, оказывая им консультативные услуги различного рода.
МФК предлагает широкий ассортимент финансовых продуктов и услуг компаниям в развивающихся странах- членах. Важнейшие виды финансовых продуктов и услуг включают:
• долгосрочные займы в основных валютах по фиксированной или плавающей ставке процента;
• инвестиции в акционерный капитал;
• синдицированные кредиты;
• управление рисками (посредничество в организации сделок “своп” с валютой и процентными ставками, проведение операций по хеджированию);
МФК финансирует проекты в самых разных отраслях промышленности и секторах экономики. Проекты в сфере финансовых услуг составляют значительную долю и охватывают широкий спектр услуг – от развития лизинговых операций, рынка страхования, ипотечного кредитования до выдачи ссуд студентам и открытия кредитных линий банкам в отдельных странах, которые, в свою очередь, предоставляют малым и средним предприятиям микрокредиты и займы.
Максимальный объем финансирования по линии МФК не должен превышать 25% от сметы суммарных затрат по новым проектам, в исключительных случаях по небольшим проектам эта доля может быть увеличена до 35%. МФК может предоставлять средства в объеме до 50% затрат пролонгированным проектам, если требуется дальнейшее их развитие.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) основано в апреле 1988г. и является самым молодым членом группы Всемирного банка.
Цель МАГИ – поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства- члены для ускорения их экономического роста.
МАГИ способствует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническую помощь в распространении информации об инвестиционных возможностях в различных регионах. Это агентство оказывает консультативные услуги в целях содействия правительствам в привлечении частных инвестиций.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) представляет собой независимую организацию, которая создана в 1965г. на основании Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между странами и гражданами различных государств. Цель Центра – способствовать примирению сторон и оказывать арбитражные услуги на основе положений Конвенции при возникновении споров по инвестиционным вопросам среди стран, заключивших контракты с Центром. В настоящее время насчитывается около 90 стран – членов этой организации.
МЦУИС способствует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.
4. Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1990 году с целью оказания помощи бывшим социалистическим странам Центральной и Восточной Европы в формировании рыночных отношений.
Членами ЕБРР могут быть европейские страны, а также члены МВФ. Штаб-квартира Банка находится в Лондоне.
В Уставе ЕБРР содержится политический мандат, в соответствии с которым страны, которым Банк оказывает помощь, должны соблюдать принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
Осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих – высший распорядительный орган, в его составе каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность.
Совет управляющих выбирает Президента сроком на 4 года и его заместителя, которые являются законными представителями ЕБРР.
Совет управляющих осуществляет решение следующих вопросов:
• прием новых членов, или приостановка членства в ЕБРР;
• избрание директоров и президента Банка;
• изменение размера уставного капитала;
• внесение изменений в Устав ЕБРР.
Исполнительным органом является Совет директоров, в состав которого входят 23 члена, избираемые каждые три года. На Совет директоров возложено решение текущих вопросов, осуществление полномочий, делегированных Советом управляющих, реализация директивных документов Банка.
Основные цели ЕБРР заключаются в том, чтобы способствовать странам Центральной и Восточной Европы в создании полноценной рыночной экономики, развитии в этих странах частной собственности и предпринимательства. Для достижения данных целей ЕБРР ставит ряд задач, среди которых основными являются:
• содействие формированию и развитию частного сектора;
• привлечение зарубежного и национального капитала для функционирования рыночной экономики;
• осуществление инвестиций в реальный сектор и сферу услуг для устойчивого развития рыночных отношений;
• оказание поддержки проектам, направленных на структурные преобразования, реформирование отдельных секторов экономики, создание и развитие рыночной инфраструктуры, решение проблем окружающей среды.
Ресурсы ЕБРР включают уставный капитал, привлеченные средства и средства, которые Банк получает при погашении кредитов и в результате реализации коммерческих инвестиционных проектов. Наибольшие доли в капитале Банка имеют США (10%), Франция, Великобритания, Япония (8,5%) и Россия (4%).
ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, инвестируя средства как в новые производства, так и в действующие предприятия. Банк также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и их структурной реорганизации, а также модернизации коммунального хозяйства.
В своей деятельности ЕБРР способствует:
• развитию промышленного производства и финансового сектора;
• активизации инвестиционной деятельности;
• проведению структурных и отраслевых реформ;
• развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
• укреплению финансовых организаций и правовых систем;
• развитию адекватной инфраструктуры для поддержки частного бизнеса;
• внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Европейский банк реконструкции и развития стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, вовлекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие.
Большинство своих полномочий Совет управляющих передоверил Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Совет управляющих выбирает Президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.
ЕБРР финансирует различные отрасли, но основной акцент делается на финансовый сектор, энергетику, телекоммуникации и агробизнес.
Не финансируются следующие виды деятельности:
• оборонная промышленность;
• табачная промышленность;
• производство средств, запрещенных международным правом;
• игорный бизнес;
• производства и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.
Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до 49% для краткосрочного проекта. Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Погашение основного долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода. В соответствии с коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается разовый сбор на покрытие административных расходов, связанных с подготовкой проекта.
5.Банк международных расчетов
В осуществлении валютно-кредитных операций существенную роль играет Банк международных расчетов (БМР).
БМР – первый международный банк, который был создан в 1930г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии. Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой БМР был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США. Россия является членом Банка с 1996г.
Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними.
Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР часто называют международным банком центральных банков.
Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров, а сам Банк в сущности является расчетной палатой.
Основными его функциями являются:
• обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
• выполнение роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников.
• проведение депозитно-ссудных, фондовых и других операций, в том числе с золотом, а также осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений;
• укрепление сотрудничества между центральными банками;
• совместное проведение международных операций;
• проведение консультаций по валютно-кредитным операциям.
Одной из основных операций являются инвалютные кредиты центральным банкам. Также он активно осуществляет операции “своп” с центральными банками с целью нивелирования колебаний валютного курса. БМР создан в 1930г.
Ресурсы Банка формируются за счет краткосрочных вкладов центральных банков в иностранной валюте или золоте. Стоит отметить, что денежной единицей в БМР служит франк с золотым содержанием 0,290332 г. чистого золота. Один золотой франк равен 1,941 долл. США. Другим источником ресурсов БМР являются заемные средства.
БМР является признанным в мире крупным экономическим информационно-исследовательским центром. Он проводит политику активного сотрудничества с другими международными кредитно-финансовыми организациями.
6. Парижский и Лондонский клубы
Лондонский и Парижский клубы кредиторов представляют собой неофициальные неформальные международные объединения.
Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Это объединение получило название "Лондонского клуба" в силу того, что переговоры по реструктуризации долга между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне. Данный клуб является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет, в его состав входят представители около 15 банков, предоставивших кредиты. Соглашение между консультативным комитетом и страной-должником о реструктуризации долга может быть официально подписано только в том случае, когда это соглашение поддерживают банки, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника. В Лондонском клубе не пересматривают процентные платежи, но могут изменить сроки погашения.
В Лондонском клубе реструктуризация долга включает следующие этапы:
1. Заявление о моратории. Это уведомление для всех кредиторов о том, чтобы они не осуществляли действия против страны-должника.
2. Стратегическое планирование процесса урегулирования долга. Страна-должник должна разработать стратегию реструктуризации, определить объем дополнительных запрашиваемых средств, период консолидации и погашения долга. Необходимо также подобрать внешних финансовых советников и юридических консультантов.
3. Взаимодействие с Банковским консультативным комитетом. БКК являются связующим звеном между должником и его кредиторами. Он согласовывает и документально оформляет соглашения о пересмотре долга от имени всех банков.
4. Подготовка информационного меморандума. Информационный меморандум содержит необходимую информацию о положении страны-должника, которая требуется для принятия взаимного решения о пакете реструктуризации.
5. Долги, подлежащие и не подлежащие реструктуризации (долги МВФ, Всемирному банку, ценные бумаги, размещенные по закрытой подписке и другие внешние долги правительства, его политических ведомств, учреждений и полугосударственных предприятий, а также долги, гарантированные любыми из этих органов).
Парижский клуб кредиторов это неформальное финансовое объединение лидирующих банков мира. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский клуб, и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. В отличие от Лондонского клуба, Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Когда возникает непосредственная угроза прекращения платежей, правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов.
Назначаются прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей. В ходе переговоров вырабатывается комплекс рекомендаций, составляется протокол в котором официально фиксируется согласованные условия. С юридической точки зрения протокол носит только рекомендательный характер; в нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств. Хотя содержание согласованного протокола не имеет юридической силы, но положения протокола являются обязательными для подписавших его сторон. Представители стран-кредиторов и страны-должника должны заключить на основе положения протокола двусторонние соглашения, которые имеют обязательную силу, и юридическое значение. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов.
Россия является членом Парижского клуба с 1995 г. В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед банками-кредиторами Парижского клуба.
7. Международные региональные финансовые организации ЕС
Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС включает ряд международных региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами:
• развитием экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции; созданием единого рынка и единой валюты;
• стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой экономике в противовес другим центрам - США и Японии;
• необходимостью расширения целевых совместных фондов для оказания помощи ассоциированным развивающимся странам и обеспечения социальной региональной политики.
Финансовые организации ЕС преследуют разнообразные цели:
укрепление европейской интеграции и мирового центра путем создания собственной институциональной структуры; развитие экономики стран ЕС; проведение единой сельскохозяйственной политики; создание Экономического и валютного союза в соответствии с Маастрихтским договором, вступившим в силу с ноября 1993 г.; проведение согласованной политики по отношению к ассоциированным странам. В соответствии с поставленными целями эти организации осуществляют межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии западноевропейской экономической интеграции. Целевая установка ЕС на создание экономического и политического союза определила специфику его региональных финансовых институтов. Они являются составным элементом институциональной структуры ЕС, которая включает наднациональные институты - Европейский парламент.
Совет европейских сообществ, КЕС, Суд. Материальной основой их создания служил совместный бюджет ЕС, объединяющий взносы из национальных бюджетов стран-членов. В деятельности региональных институтов с 1979 г. использовалась европейская валютная единица экю, а с января 1999 г. - евро.