Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Международное право

  • 👀 422 просмотра
  • 📌 367 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Международное право» docx
Сделать слайды для лекции "Международное право" ( 25-30 слайдов). Лекция поделена на 3 основных темы. 1. Понятие, система и функции международного права. Термин «международное право» сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие «jus gentium» (право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. Позднее он приобрел более широкое значение «jus inter gentes» в качестве комплекса общепринятых норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами («общее для всех народов право»). Отсюда можно сделать вывод, что термин «международное право» не вполне адекватен истинному значению понятия. Реально МП создается не народами, а государствами как суверенными политическими организациями, и направлено на регулирование межгосударственных отношений. Наверное, правильнее было бы называть это право межгосударственным. Согласно общепринятому определению, международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях. Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосударственным правом заключаются в том, что они: * представляют собой совокупность юридических принципов и норм – обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно; * обладают сходной структурой (принципы – отрасли – подотрасли – институты – нормы); * используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве. В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе. Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права – главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.). В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры. В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международноправовые нормы – «горизонтально». В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер. В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права. Функции МП: Функции МПП – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: 1. социально-политические функции (их роль заключается в упрочении существующей системы международных отношений): * функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка; * функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.); * функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества; * информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество). 2. юридические функции (осуществляют правовую координацию межгосударственных отношений): * регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение; * обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения; * охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка). Основные черты (признаки) МП: 1. Современное МП функционирует в сложной среде, т.к. формирующие его государства имеют значительные различия в общественно – политическом строе и в своих внешнеполитических взглядах. Поэтому МП призвано юридическими средствами обеспечить поддержание международного мира и безопасности и развивать дружеские отношения между государствами. 2. Современное МП носит универсальный характер, в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства (отказ от концепции «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны). 3. Современное МП декларирует запрет захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных конфликтов, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. 4. Современное МП выработало достаточно действенный механизм решения межгосударственных споров мирными средствами. 5. Современное МП носит нормативный характер, т.к. имеет сложную нормативную структуру, включающую в себя как единые для всех государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенным государствам и именуемые локальными нормами. 6. Современное МП является общим для всех государств, вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку каждое государство создает и свою международно-правовую сферу. 2. Источники международного публичного права. Источники международного публичного права – это формы существования международных правовых норм. К источникам международного публичного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права. 1. В международном публичном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного публичного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного публичного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права. Данные акты должны отвечать требованиям нормообразования. 2. Наряду с вышеперечисленными источниками международного публичного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН. 3. Статья 38 Статута Международного суда ООН содержит перечень источников международного публичного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся: • международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; • международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного публичного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо оттого, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени. 4. К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие. 5. В качестве вспомогательных источников международного публичного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (это резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. 6. Выделяют региональные и универсальные источники международного публичного права. К региональным источникам международного публичного права относятся источники, направленные на урегулирование международных отношений в определенном регионе (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская хартия местного самоуправления и др.). К универсальным источникам относятся те источники, действие которых не ограничено каким-либо регионом (Устав ООН). 3. Проблемы современного международного публичного права а) Проблемы в международном праве Несмотря на активное развитие мирового сообщества, имеются определенные проблемы международно-правового регулирования отдельных областей. Наличие проблемы в данной сфере связано с несколькими факторами: • устаревшие нормы международного права, которые существуют уже длительное время и во многом не адаптированы к современной ситуации; • пробелы в правовом регулировании множества областей; • конфликты интересов государств при создании международно-правовых норм. Указанные проблемы приводят к тому, что не в полной мере регулируются международно-правовые отношения, возникают неурегулированные области, что приводит к неточностями и неопределенностям правового статуса многих субъектов международного права. Это делает невозможным многие международные аспекты сотрудничества государств, оказывает негативное влияние на развитие отношений в международно-правовой сфере. Рассмотрим некоторые наиболее актуальные проблемы международного права. б) Проблема международно-правового регулирования исследования и использования космического пространства В настоящее время международно-правовые отношения в данной сфере регулируются международным космическим правом. Основные нормативно-правовые акты в данной сфере – это резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, международные договоры, а также иные документы, в том числе большое количество двусторонних и многосторонних соглашений, которые так или иначе регулируют международные аспекты сотрудничества в космосе. Несмотря на наличие большого количества международно-правовых актов в данной сфере, остается множество неопределенностей и пробелов. Например, не определён правовой статус космических туристов, не урегулированы правовые вопросы в отношении к геостационарной орбиты и ее правового статуса, проблемы добычи полезных ископаемых в космосе, координации деятельности международных организаций в данной сфере и так далее. Наиболее актуальным здесь кажется вопрос формирования правового статуса космического туриста, так как сегодня активно идет формирование коммерческого рынка в данной сфере. Уже к 2020 году планируется, что космос будут посещать не менее одного миллиона туристов, а к 2030 пять миллионов. В связи с перспективами развития космических путешествий и связаны актуальные вопросы в данной сфере. Основные нормативно-правовые акты в данной сфере вырабатывались ещё в 1960 года, когда о космическом туризме еще толком никто и не задумывался. Поэтому не делались разграничения между профессиональными космонавтами и туристами, все они являлись посланцами человечества в космос. Не менее важным вопросом является так называемая геостационарная орбита, которая проходит над экватором земли. Размещение спутников на ней является весьма полезным для развития информационных технологий. Учитывая, что она проходит прямо над экватором, размещение спутников на ней способствует равномерному распределению сигналов по всей планете. Однако проблема заключается в том, что место на геостационарной орбите ограничено, то есть лимитировано. В настоящее время на геостационарной орбите находятся уже свыше 6 150 спутников разных стран, однако потребность в них всё возрастает. Некоторые страны выставляют свои претензии на геостационарную орбиту, заявляя, что она является продолжением магнитного поля Земли, а соответственно является продолжением территории, над которыми она находится. Организацией Объединенных Наций данные заявления были подвергнуты резкой критике и отвергнуты, так как согласно общим принципам международного права космическое пространство принадлежит всему человечеству. Однако тогда возникает вопрос, кто будет нести ответственность за падение спутника на территорию государство, в котором оно находится. Актуальным также является разбирательство правового статуса Организации Объединенных Наций. в) Проблемные вопросы международного регулирования ведения войны Современное состояние международных отношений говорит о высоком уровне вооруженности многих государств, ежедневно мы видим возникающие конфликты и войны в разных районах земного шара, массовое истребление гражданского населения. Урегулирование возникающих проблем и конфликтов производится правовыми средствами международных организаций. Люди, которые находятся на поле боя, должны вести вооруженный конфликт согласно принципам международного права. Нормы в данном случае регламентируют вопросы прав и обязанностей со стороны воюющих сторон в ходе вооруженного конфликта с учетом разъяснения способов и средств ведения военных действий. Механизмы, которые создаются человеком, несут огромную опасность. Данные вопросы особенно актуальны при ведении войн, так как применение оружия может привести к уничтожению всей планеты, в частности, оружие массового поражения. Согласно указанному положению особо актуальное значение в данной сфере имеют запрещенные средства и способы ведения войны. Война выступает в качестве вооруженной борьбы между государствами и народами, военными действиями между государствами. Современное международное право контролирует вопросы избежания ничем не оправданных средств среди воюющих и мирного населения. Так, не допускается взятие заложников во время войны, применение определенного вида оружия.
«Международное право» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot