Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.4 - Международное двойное налогообложение
1. Принципы международного налогообложения
2. Случаи возникновения двойного международного налогообложения
3. Общие принципы и методы устранения международного двойного налогообложения
4. Соглашения об избежании международного двойного налогообложения и решения международных организаций.
5. Решение проблем международного двойного налогообложения в России.
1. Принципы международного налогообложения
В современном мире большинство государств пришло к выводу, что международное двойное налогообложение, которое может быть в целом определено как взимание сопоставимых налогов в двух (или более) государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта и за одинаковые периоды, препятствует торговле, свободному движению капиталов и развитию международных рынков. Поэтому различные государственные образования, стараясь решать проблему международного двойного налогообложения резидентов и нерезидентов, разграничивают свои полномочия и сферы влияния путем принятия внутренних законодательных актов, а также посредством заключения международных соглашений по вопросам налогообложения.
Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).
Налогообложение в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется различными государствами на основе специальных принципов, включая принципы устранения двойного налогообложения.
Принципы международного налогообложения
(внутригосударственный уровень)
┌─────────────────────────────────────────┐
┌────┤ Принципы международного налогообложения ├────┐
│ └─────────────────────────────────────────┘ │
▼ ▼
┌───────────────┴─────────────────────────────────┐ ┌──────────┴──────────────┐
│ Принципы, обеспечивающие устранение двойного ├─◄──►─┤ Принципы, обеспечивающие│
│ налогообложения │ │противодействие уклонению│
└┬────────────────────────────────────────────────┘ │ от уплаты налогов │
│ ┌───────────────────┐ └─┬───────────────────────┘
│ ┌───────────────────┐ ┌─►─┤ Территориальность │ │ ┌───────────────┐
├─►┤ Налоговый статус ├─┘ └───────────────────┘ │ │ Регулирование │
│ │ налогоплатильщика ├─┐ ┌───────────────────┐ ├────►─┤ трансферного │
│ └───────────────────┘ └─►─┤ Резиденство │ │ │ценообразование│
│ └───────────────────┘ │ └───────────────┘
│ ┌───────────────────┐ │ ┌───────────────┐
│ ┌─►─┤ По покупателю │ │ │ Регулирование │
│ │ └───────────────────┘ ├────►─┤ тонкой │
│ ┌───────────────────┬─┘ ┌───────────────────┐ │ │ капитализации │
├─►┤ Источник доходов ├───►─┤ По месту сделки │ │ └───────────────┘
│ └───────────────────┴─┐ └───────────────────┘ │ ┌────────────────┐
│ │ ┌───────────────────┐ └────►─┤ Ограничение по │
│ │ │ По месту передачи │ │применению льгот│
│ └─►─┤ товара │ └────────────────┘
│ └───────────────────┘
│ ┌────────────────────┐
│ │ Деловое учреждение │
│ ┌─►─┤ (постоянное │
│ │ │ представительство) │
│ ┌───────────────────┐ │ └────────────────────┘
│ │ Налоговый статус ├─┘ ┌───────────────────┐
├─►┤ коммерческой ├───►─┤ Независимый агент │
│ │ деятельности ├─┐ └───────────────────┘
│ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐
│ └─►─┤ По контрактам с │
│ │ местными фирмами │
│ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐
│ │ "Экспортный" │
│ ┌─►─┤(зачет иностранного│
│ │ │ налога) │
│ │ └───────────────────┘
│ │ ┌───────────────────┐
│ ┌───────────────────┬─┘ │ "Национальный" │
└─►┤ Налоговый ├───►─┤(вычет иностранного│
│ нейтралитет │ │ налога) │
└───────────────────┴─┐ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐
│ │ "Импортный" │
└─►─┤ (освобождение │
│иностранного дохода│
│от налогообложения)│
└───────────────────┘
Большинство стран, несмотря на различия в экономическом развитии, в целях и приоритетах финансовой политики, в целом, и налоговой политики, в частности, сочетают в своих налоговых системах общие принципы: резидентства (то есть обложение налогом лиц, имеющих в этих странах постоянное местопребывание, по всем доходам, включая полученные за рубежом) и территориальности (то есть взимание налогов с доходов, полученных на территории данных стран, независимо от постоянного местопребывания лиц, получающих доходы).
Определение налогового статуса налогоплательщика является важнейшим вопросом, поскольку прямо влияет на уровень налоговой нагрузки.
При разработке механизма международного налогообложения государства используют два принципа: территориальности и резидентства.
Принцип территориальности: данный подход основан на концепции так называемой территориальной привязки, согласно которому каждая страна облагает налогом только те доходы (объекты налогообложения), которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и организациями этой страны за пределами ее территории, к налогообложению в этой стране не привлекаются и в состав облагаемых доходов граждан и организаций не включаются. Но при практической реализации этого подхода возникают серьезные трудности, которые в первую очередь заключаются в выборе разных критериев (в разных государствах) для определения территориальной привязки отдельных видов международной коммерческой деятельности и связанных с нею доходов.
Принцип резидентства: данный подход берет за основу резидентство ("национальность") налогоплательщика. Так, всякий налогоплательщик, признаваемый резидентом (постоянным жителем) данной страны, подлежит налогообложению в ней применительно ко всем своим доходам из всех источников, в том числе зарубежных. Статус резидента устанавливается законодательством страны по нормам, различающимся в отношении граждан (физических лиц) и корпораций (юридических лиц). Если первые обычно получают статус резидента в той или иной стране в соответствии со своим гражданством (по паспорту), по месту своего постоянного проживания или по другим подобным критериям, то для юридических лиц их "национальность", как правило, определяется исходя из места их регистрации, места осуществления основной деятельности, местонахождения руководящего органа или других подобных критериев.
Резидентство
Территориальность
Учитывается материальное и социальное положение налогоплательщика, так как страна постоянного местопребывания наиболее полно может оценить состояние дел налогоплательщика и справедливо обложить налогами его доход
Практически отсутствуют налоговые льготы, налог удерживается у источника образования дохода
Выгоден капиталоэкспортирующим странам
Выгоден капиталоимпортирующим странам
Уплачиваются налоги на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на собственность
Уплачиваются налоги на доходы, полученные иностранными резидентами в виде процентов, дивидендов, роялти
Облагаются налогами доходы, полученные резидентом во всех юрисдикциях
Налоги взимаются только с доходов резидентов, полученных в данной стране
На практике большинство государств сочетает в своей налоговой политике оба подхода: облагают налогами "своих" (национальных) физических и юридических лиц по всей совокупности доходов (на основе неограниченной налоговой ответственности) и облагают налогами любые доходы и деятельность иностранных физических и юридических лиц, если эти доходы получены и деятельность реализуется на их территории (на основе ограниченной налоговой ответственности).
При этом, возможность возникновения коллизий между странами достаточно велика: во-первых, разные государства могут пользоваться (и реально пользуются) разными критериями определения "национальности" налогоплательщиков; во-вторых, каждое государство неизбежно "залезет в карман" других стран, проводя налогообложение "всемирных" доходов (и деятельности) "своих" налогоплательщиков - в части доходов, получаемых на территории этих других стран.
Если бы все государства использовали в своих налоговых системах только принцип резидентства, то вопрос о международном двойном налогообложении не возникал бы. Однако в условиях неравномерности экономического развития государств ни одно из них (особенно это относится к развивающимся странам) не может полностью отказаться от права облагать налогами доходы, возникающие на его территории. Дискуссия о предпочтительности первого или второго критерия (резидентство или территориальность) ведется среди налоговых специалистов давно. В пользу того и другого выбора высказано немало доводов, которые сводятся к следующему.
С точки зрения устранения двойного налогообложения критерий резидентства имеет то преимущество, что он позволяет учесть все элементы материального и социального положения налогоплательщика, поскольку именно страна его постоянного пребывания (проживания) имеет возможность наиболее полно оценить эти элементы и более справедливо обложить налогом чистый доход лица.
С точки зрения соответствующих налоговых органов, особенно в связи с проблемой уклонения от налогообложения, более предпочтительным может оказаться критерий территориальности, при условии что его применение не приведет к избыточному налогообложению валового дохода относительно соответствующего чистого дохода.
В случае коллизии претензий двух или более государств на взимание налогов возникает потенциальная возможность международного двойного налогообложения. Например, страна А может претендовать на налогообложение лица (в том числе корпорации) на основании гражданства или местопребывания этого лица (резидентства), в то время как страна Б претендует на право налогообложения на основании того, что доход получен в стране Б.
Существует общее правило международного налогообложения, по которому взимание налогов с доходов осуществляется первоначально в стране, с которой имеется территориальная связь (то есть в стране, в которой получен доход), а затем в стране гражданства или местопребывания.
2. Случаи возникновения двойного международного налогообложения
В современной международной практике проблема двойного налогообложения может возникать в разных случаях.
Во-первых, в случае, если налогоплательщик с постоянным местопребыванием в одной стране (стране постоянного местопребывания), извлекает доходы из источников на территории другой страны (страны источника дохода). При этом страна источника дохода обычно облагает налогами доходы налогоплательщика на основании принципа экономического отношения. В то же время страна постоянного пребывания налогоплательщика облагает налогами доходы налогоплательщика на основании принципа резидентства. Результатом одновременного применения обеими странами принципа резидентства и принципа экономического отношения может стать двойное международное налогообложение дохода, а именно в стране источника дохода и в стране постоянного пребывания.
Во-вторых, налогоплательщик может оказаться для целей налогообложения резидентом одновременно двух стран, если их законодательство использует разные критерии определения статуса резидента. В таком случае, если оба государства облагают подоходным налогом своих резидентов на базе мирового дохода, налогоплательщик подпадает под бремя двойного налогообложения по всему своему доходу.
В-третьих, двойное международное налогообложение происходит в случае, если один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период.
Обобщая причины возникновения международного двойного налогообложения, следует отметить, что двойное международное налогообложение может возникать в следующих случаях:
- если по национальному законодательству нескольких государств налогоплательщик признается резидентом и соответственно несет неограниченную налоговую ответственность перед каждым из них в отношении объектов налогообложения;
- если у резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства и оба эти государства взимают налог с этого объекта налогообложения;
- если несколько государств подвергают одно и то же лицо, не являющееся резидентом ни одного из них, налогообложению по объекту, который возникает у налогоплательщика в этих государствах.
Проблема двойного налогообложения может возникать также из-за различий в выборе налоговой базы и в правилах определения налогооблагаемого дохода. Возможно также международное двойное налогообложение из-за различий в статусе налогоплательщика: например, в одной стране налогом на прибыль облагается партнерство как юридическое лицо, а в другой - непосредственно доходы партнеров.
3. Общие принципы и методы устранения международного двойного налогообложения
Для устранения двойного налогообложения или для уменьшения его бремени существуют два пути. Первый заключается в принятии государством внутренних законодательных мер в одностороннем порядке, второй - в регулировании проблемы двойного налогообложения путем заключения международных соглашений.
Большинство стран на практике сочетает оба направления, которые дополняют друг друга и в то же время не могут быть полностью взаимозаменяемы. Часто методы одностороннего устранения двойного налогообложения, предлагаемые национальным законодательством (полное или частичное освобождение, налоговый кредит), совпадают с механизмом устранения двойного налогообложения, предусмотренным в международных соглашениях. Однако полностью решить проблему устранения двойного налогообложения в одностороннем порядке не удается ни одной стране, поскольку перед любым государством всегда стоит двойственная задача: с одной стороны, обеспечение достаточного уровня поступлений в бюджет, а с другой - создание оптимальных условий для стимулирования экономического развития (особенно в сфере движения капиталов). Предоставление налоговых льгот по национальному законодательству в большей степени ориентировано на создание благоприятных условий для налогоплательщиков - резидентов этих стран, тогда как расширение налоговых льгот для иностранных организаций и граждан всегда имеет очень конкретную географическую привязку и обусловлено степенью развития двусторонних торговых, экономических, финансовых и других отношений.
Традиционно инициатива по разрешению проблемы двойного налогообложения принадлежит стране постоянного местопребывания налогоплательщика, которая обычно не взимает налоги с дохода, полученного из зарубежных источников, применяя территориальную систему налогообложения или систему налогового зачета.
В теории международного налогообложения в качестве наиболее общих оснований для привлечения иностранных юридических и физических лиц к налогообложению можно выделить два основных подхода:
1) за основу принимается критерий наличия (или отсутствия) на территории данного государства постоянного делового учреждения, или деловой базы, или постоянного представительства, в которых или через которые иностранцы осуществляют свою деятельность;
2) за основу принимается факт осуществления (или неосуществления) деятельности в данной стране.
Первый подход характерен для стран континентальной Европы, второй - для англосаксонских стран.
Критерий деятельности меньше поддается формализации, чем критерий постоянного "делового учреждения" (для которого можно установить определенный набор признаков, ограничить размеры, сроки и т.д.), поэтому в странах, пользующихся критерием деятельности, наряду с законодательством большое значение имеют административная практика, судебные прецеденты, сложившиеся обычаи и т.д.
Коммерческую деятельность можно определить как совокупность взаимосвязанных торговых сделок и производственных операций, конечной целью которых является извлечение прибыли. Если коммерческая деятельность целиком осуществляется в пределах одной страны, то и прибыли, получаемые от нее, могут облагаться налогами только в этой стране. Если же такая деятельность охватывает два государства и более, то возникает вопрос о распределении прибыли между ними в целях налогообложения. Особое значение этот вопрос имеет для так называемых межнациональных предприятий и компаний, для которых международные сделки и операции являются обычным способом осуществления деятельности.
Поэтому доля в прибылях действующих в этих государствах иностранных организаций обычно определяется "условными" методами. При этом подразумевается, что любое подразделение либо ответвление организации в большей или меньшей степени, прямо или косвенно вносит вклад в обеспечение конечного результата - получение прибыли (независимо от того, калькулируется прибыль для этого подразделения во внутреннем учете организации или нет).
Такой подход позволяет на практике начислять прибыль любому подразделению иностранной организации независимо от его размера, выполнения им обособленных операций или сделок, наличия у него своего баланса, собственных счетов и т.д.
В каждом государстве существуют свои методы определения доли прибыли этого подразделения в общих прибылях организации. Прибыль может исчисляться по доле подразделения в общей сумме продаж компании; пропорционально соотношению числа служащих подразделения и общей численности работников компании; в пропорции к доле активов компании, находящихся на территории данной страны, и т.д.
В большинстве государств применяется административное начисление налогов даже в отношении таких подразделений, представительств иностранных организаций, которые по статусу не имеют права заниматься какими-либо коммерческими операциями на территории данного государства (например, подразделение, координирующее деятельность организации в других странах, и т.д.). Размер налога устанавливается в таких случаях по усмотрению налоговых органов исходя обычно из 5-8% объема общих расходов на содержание данной конторы, бюро и т.д.
Поскольку в отношении иностранных организаций обложению налогами подлежат обычно только их прибыли, полученные от деятельности на территории данного государства, то вопрос определения места деятельности, с точки зрения налогообложения, имеет важнейшее значение.
Таким образом, общие принципы обложения доходов от внешнеторговой деятельности состоят в следующем. Иностранная организация облагается налогом в другой стране, если она:
а) осуществляет там полный коммерческий цикл операций;
б) действует через свое деловое учреждение;
в) реализует свои операции через зависимых агентов, имеющих полномочия на заключение сделок (в последних двух случаях англосаксонские страны ориентируются в основном на продажи).
В то же время иностранная организация может считать себя гарантированной от налогообложения в другой стране, если она ведет там свою деятельность исключительно через независимых агентов, брокеров и т.д. (некоторые страны не считают независимым брокера, представляющего интересы только одной организации) при условии, что брокеры получают разумное вознаграждение за свои услуги и выплачивают с него все полагающиеся в данной стране налоги.
При этом не требуется, чтобы деловое учреждение представляло собой самостоятельную или обособленную торговую, производственную единицу. Напротив, стандартная формулировка определяет такое деловое учреждение как постоянное место деятельности, через которое иностранное лицо полностью или частично осуществляет свою деятельность. Следовательно, не только самостоятельное подразделение организации, но даже его часть, находящаяся на территории другой страны, может являться там деловым учреждением и подпадать под налогообложение в этой стране. В большинстве стран облагаемый доход такого делового учреждения может определяться либо как некоторая доля от общей прибыли организации, либо как прибыль условно самостоятельной деловой единицы. Предполагается, что какие бы минимальные функции ни выполняло данное деловое учреждение, всегда можно найти отдельное, независимое предприятие или организацию, которые осуществляли бы аналогичную деятельность и прибыли которых служили бы эталоном для определения облагаемого дохода данного делового учреждения.
Критерии "деятельность" и "деловое учреждение" применяются только для определения режима налогообложения прибылей от торговой, промышленной и других видов коммерческой деятельности (активных доходов). В отношении прибылей от инвестиций (пассивных доходов) применяется критерий "источник дохода". Если в отношении активных доходов решающее значение, с точки зрения их привлечения к налогообложению, имеют характер и методы осуществления деятельности, приносящей доход, то для пассивных доходов определяющую роль играет местонахождение их источника - внутри данной страны или за ее пределами.
Пассивные доходы включают различного рода процентные платежи (по ссудам, кредитам, депозитам, долговым обязательствам и т.д.), дивиденды и другие выплаты (по акциям, паям и т.д.) в форме распределения прибылей; лицензионные платежи; плату за аренду помещений, оборудования, транспортных средств и т.д.; платежи по авторским правам; страховые премии; гонорары директоров компаний и др. Основное отличие этих доходов от коммерческих прибылей состоит в том, что первые имеют характер твердых или заранее фиксированных платежей, выплачиваемых регулярно в пределах согласованного сторонами периода.
Пассивные доходы считаются происходящими из местных источников, если они выплачиваются непосредственно государством, его органами или подразделениями, физическими и юридическими лицами - резидентами данной страны; получены за использование патентов, прав, имущества, оборудования на территории данного государства.
Такие доходы облагаются специальными налогами, взимаемыми у источника с каждой переводимой за рубеж суммы по твердой ставке (20-30%), причем налоги у источника исчисляются с валовой суммы платежа, а не с чистой прибыли, как налоги с корпораций.
Другая особенность взимаемых у источника налогов состоит в том, что их реальная уплата в казну производится плательщиком дохода, а не его получателем, но за счет последнего, то есть лицо, выплачивающее или переводящее денежную сумму за рубеж (обычно банки), удерживает из нее налог, уменьшая таким образом реальный доход получателя. Но кто бы ни уплачивал формально налог, он фактически уплачивается за счет получателя: либо путем начисления суммы-брутто с последующим удержанием из нее налогов, либо путем перевода суммы-нетто, заранее по согласованию сторон уменьшенной на сумму причитающегося налога.
Таким образом, организация, действующая в какой-либо зарубежной стране, может подпадать под один из трех следующих режимов:
- во-первых, если эта организация будет признана резидентом данной страны, то обложению в этой стране подлежат все ее доходы, в том числе от деятельности и из источников за рубежом;
- во-вторых, если данная организация не является резидентом страны, но осуществляет деятельность на ее территории или имеет здесь свое деловое учреждение, то налогами в этой стране облагаются только ее доходы из местных источников;
- в-третьих, если организация не является резидентом и не осуществляет деятельность в этой стране или не имеет в ней делового учреждения, то обложению подлежат только ее пассивные доходы из местных источников.
Устранение двойного налогообложения иностранных компаний осуществляется на основе следующих принципов:
- принципа деятельности через деловое учреждение (постоянное представительство);
- принципа "причисления" прибылей такому деловому учреждению (постоянному представительству) как если бы оно было отдельным независимым предприятием;
- принципа обложения по специальным пониженным ставкам налога с доходов от инвестиций.
Устранение двойного налогообложения своих резидентных организаций осуществляется с помощью специальных методов, к которым в теории международного налогообложения относятся метод освобождения, метод вычета и метод зачета иностранного налога.
Основными являются два следующие метода устранения международного двойного налогообложения:
- использование территориального подхода в сфере международного налогообложения и исключение определенного дохода (например, прибыли от хозяйственной деятельности), полученного в другой стране, из налоговой базы (метод освобождения).
Применение данного метода обеспечивает так называемый импортный нейтралитет налоговой системы государства, то есть независимость решений инвестора при вложении средств на территории своей страны или за ее пределами исходя из налоговых соображений;
- использование территориального подхода в сфере международного налогообложения и включение дохода, полученного в другой стране, в налоговую базу, с последующим зачетом уплаченных иностранных налогов в счет подоходного налога, подлежащего уплате в данной стране [метод зачета (налоговый кредит)].
С целью избежания двойного налогообложения многие страны освобождают от налога доход, заработанный в результате хозяйственной деятельности в другом государстве, используя в то же время кредитный механизм для инвестиционного дохода, заработанного и обложенного налогом в другом государстве.
Метод зачета обеспечивает так называемый экспортный нейтралитет налоговой системы государства, в соответствии с которым инвестор уплачивает налог по наиболее высокой ставке либо в своей стране, либо в стране - источнике дохода, и при этом удовлетворяются национальные фискальные интересы.
Помимо двух вышеуказанных основных методов устранения двойного налогообложения применяется метод вычета, при котором с использованием территориального подхода в сфере международного налогообложения уплаченные за рубежом налоги включаются в вычитаемые расходы при определении налогооблагаемой базы налогоплательщика.
Метод вычета обеспечивает так называемый национальный нейтралитет налоговой системы государства. С его помощью могут достигаться цели предотвращения вывоза капитала за границу либо стимулирования реинвестиций национальных организаций за границей для укрепления их позиций в определенных отраслях мировой экономики.
На практике варианты налогового нейтралитета встречаются в каждой национальной налоговой системе в разных сочетаниях в зависимости от целей государственной внешнеэкономической политики, направления и степени воздействия на нее групповых экономических интересов и состояния государственного бюджета.
При использовании метода освобождения освобождение может предоставляться в двух формах:
- полное освобождение, при котором доход, полученный в зарубежном государстве-источнике, не включается в налоговую базу при исчислении налога в стране резидентства;
- освобождение с прогрессией.
При освобождении с прогрессией доход, полученный в зарубежном государстве-источнике, не облагается налогом в стране резидентства, но суммируется с другими доходами налогоплательщика для применения к нему более высокой ставки при прогрессивном налогообложении.
При использовании метода зачета (налогового кредита) различаются полный кредит и обычный кредит. При полном кредите вычитается вся сумма налога, уплаченного в зарубежном государстве-источнике. При обычном кредите вычитается налог, уплаченный в зарубежном государстве-источнике, в сумме, не превышающей сумму налога, который был бы исчислен в стране резидентства с дохода, полученного в государстве-источнике.
Метод освобождения в отношении доходов, которые могут облагаться в обоих государствах, используется реже, чем налоговый кредит. Преимущество метода освобождения состоит в том, что при его применении не требуется, чтобы налог фактически был уплачен в государстве-источнике.
При использовании метода налогового кредита предпочтение отдается обычному кредиту.
При территориальной системе налогообложения страна постоянного местопребывания налогоплательщика облагает налогом доходы постоянных резидентов, полученные из источников в этой стране, и позволяет налогоплательщикам исключать из налоговой базы доходы, полученные из зарубежных источников. Таким образом, только иностранное государство, на территории которого извлекается доход, облагает налогом доход налогоплательщика. Поэтому при территориальной системе международное двойное налогообложение не возникает, так как доходы налогоплательщика облагаются налогом только в стране источника дохода по действующей в этой стране ставке.
При резидентской системе налогообложения страна резидентства налогоплательщика облагает налогом иностранные доходы, но предоставляет налоговый зачет для налогов, уплаченных в стране, на территории которой получен доход. В результате применения механизма налогового зачета двойное международное налогообложение не возникает, так как доходы налогоплательщика облагаются налогом только один раз по более высокой из ставок страны - источника дохода или страны резидентства налогоплательщика.
Эти принципы международного налогообложения формулируются и закрепляются или в соответствующих разделах обычных налоговых законов (как в Великобритании), или в налоговом кодексе (как в Российской Федерации и в США), или в специальных законах (как в Германии и во Франции). Спорные ситуации, возникающие при применении налоговых законов разных государств, решаются путем заключения временных или постоянных, двусторонних или многосторонних налоговых соглашений.
4. Соглашения об избежании международного двойного налогообложения и решения международных организаций.
В национальном законодательстве различных государств нормы, регулирующие международные налоговые отношения, устанавливаются в нормативно-правовых актах соответствующих уровней государственного управления.
Международные соглашения также регулируют отношения, касающиеся сотрудничества иностранных государств в сфере налогообложения.
Все существующие международные соглашения, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на две группы:
- собственно налоговые соглашения;
- международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы.
К налоговым соглашениям относят:
- ограниченные налоговые соглашения, основным признаком которых является распространение их действий на конкретный вид налога, конкретную категорию налогоплательщиков;
- общие налоговые соглашения, которые являются основой большинства действующих налоговых соглашений;
- соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам, которые регулируют процессы взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств по оказанию взаимной помощи в борьбе с налоговыми нарушениями путем передачи информации, предоставления документов, проведения расследований и обмена опытом.
В силу того, что общие налоговые соглашения охватывают все вопросы взаимодействия в сфере налогообложения государств — участников соглашения и могут дополняться отдельными соглашениями об административной взаимопомощи по налоговым вопросам, они являются более перспективными в отношении развития внешнеэкономической деятельности государств.
В силу своих возможностей каждое государство пытается решить проблему оптимизации налогообложения, заключив двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения.
Практика заключения межгосударственных соглашений в этой сфере началась еще около 40 лет назад. К настоящему времени заключено более 1970 таких договоров с участием 178 стран. С участием России (также СССР) начиная с 1977 г. заключено более 100 общих двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых в настоящее время действуют 74 (в том числе два заключено СССР), прекратили действие - 16 (все с участием СССР), не вступили в силу – остальные. Среди партнеров России в этой сфере находятся все ведущие страны (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), а также 11 государств СНГ.
Каждое рассматриваемое соглашение обязательно включает следующие положения:
- круг лиц, к которым оно применяется;
- налоги, на которые распространяется его действие;
- общие определения (договаривающееся государство, лицо, компания и др.);
- положения, раскрывающие понятия "резидент", "постоянное местопребывание", "постоянное представительство";
- виды доходов (прибыль, доходы от имущества, дивиденды, проценты, роялти, стипендии, пенсии и др.) и особенности их налогообложения;
- конкретный механизм избежания двойного налогообложения;
- меры, обеспечивающие недискриминацию в налогообложении;
- взаимосогласительные процедуры;
- порядок обмена информацией.
Почти во всех соглашениях регламентируются исключительно прямые налоги.
Непосредственно состав российских налогов в этих договорах ограничивается налогами четырех видов, а именно налогом на доходы физических лиц, налогом на имущество физических лиц, налогом на прибыль организаций и налогом на имущество организаций.
Кроме того, в условиях глобализации, проблемами выбора рациональных налоговых механизмов занимаются также и международные организации. В частности, ООН осуществляет разработку и внедрение определенных международных программ, направленных в помощь и для содействия странам, осуществляющим рыночные реформы. Во время реализации одного из таких мероприятий в рамках Международной налоговой программы возникла идея подготовить типовой Мировой налоговый кодекс, целью которого является предоставление возможности странам, находящимся на пути рыночных реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе с применением единой терминологии и единой трактовки всех явлений и фактов.
Положения "Основ Мирового налогового кодекса", разработанного в 1993 г., носят рекомендательный характер и обязывают учитывать конкретные экономические и правовые условия государств, применяющих Кодекс, при подготовке национального налогового законодательства.
Ориентация на унификацию фискальной политики особенно ярко проявилась в процессе создания единого европейского рынка. Сближение прямого налогообложения впервые было предложено еще в 1962 году в отчете Комиссии ЕС Комитетом по фискальным и финансовым вопросам, известном как Комитет Ньюмарка. Главная задача политики гармонизации прямого налогообложения - это сопоставимость национальных налоговых законодательств, унификация ставок налога на доходы от ценных бумаг и процентов, устранение двойного налогообложения, максимальное снижение возможностей уклонения от уплаты налога.
На сегодняшний день гармонизация в сфере прямого налогообложения главным образом сосредоточена на налогах, имеющих прямое влияние на движение капитала: налога на операции с капиталом и налога на проценты и дивиденды.
Главное противоречие налоговой политики ЕС состоит в том, что, хотя, по сути налоговые системы всех стран-членов являются унифицированными, ставки налогов контролируются на национальном уровне и являются различными в странах ЕС. Опосредованным доказательством интенсификации налоговой конкуренции в странах ЕС выступают анонсированные планы модернизации налоговых систем некоторых из "старых" членов ЕС. Например, Германия с ее стремлением удержать стабильно высокие ставки налогов, вынуждена реформировать налоговую систему через "побег" бизнеса в более благоприятные юрисдикции.
Важным аспектом следует считать наличие существенных противоречий между ЕС и США в налоговой сфере, которые определены, например, в содержании рекомендаций по налоговой политике, предоставленных американским Институтом САГО 108-му Конгрессу США, согласно которым необходимыми считаются такие меры, как защита американского налогового суверенитета от иностранных инициатив относительно гармонизации налогообложения и неприятия правил, направленных на обмен информацией с налоговыми органам других стран относительно доходов, полученных нерезидентами США. Главной проблемой в этой сфере, с точки зрения США, является то, что инициативы относительно гармонизации налогообложения, предлагаемые ЕС, ОЭСР и ООН, предусматривают фактическую фиксацию налогов на очень высоком уровне, что лишит возможностей США самостоятельно применять налоговые рычаги для стимулирования экономического роста.
Большой интерес представляют также систем налоговых льгот и сдерживающих мер налоговой политики в развитых странах.
5. Решение проблем международного двойного налогообложения в России.
Россия в 1997 г. была включена в качестве наблюдателя в Налоговый комитет ОЭСР и в вопросах о налоговых соглашениях применяет Конвенцию об избежании двойного налогообложения.
Российская Федерация при устранении двойного налогообложения своих резидентов применяет метод обычного кредита, что предопределено действием в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами соглашений об избежании двойного налогообложения, предусматривающих данный метод.
По налогу на имущество организаций (ст. 386.1 НК РФ) и по налогу на прибыль организаций (кроме дивидендов от иностранных организаций) (ст. 311 НК РФ) таких ограничений НК РФ не предусматривает.
НК РФ устанавливает следующий порядок устранения двойного налогообложения в части:
1) налога на прибыль организаций (ст. 311 НК РФ):
- доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме, предусматривая расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами;
- при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ;
- суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами России, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в нашей стране;
2) налога на имущество организаций (ст. 386.1 НК РФ):
- фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества;
- при этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении указанного имущества;
3) налог на доходы физических лиц (ст. 232 НК РФ): с учетом положений п. 1 ст. 232 НК РФ зачет уплаченного за границей налога на доходы физических лиц производится только при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения;
4) налог на имущество физических лиц: устранение двойного налогообложения в отношении уплаты налога на имущество физических лиц не предусмотрено, т.к. этим налогом облагается только имущество, расположенное на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84 было одобрено новое Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Данное соглашение было принято в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении соответствующих межгосударственных соглашений с другими государствами. При этом предыдущая редакция соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 N 352, была признана утратившей силу.
Если с некоторой страной налогового соглашения нет, то Россия предоставляет своим компаниям одностороннее освобождение от двойного налогообложения. Это значит, что если российская компания законным образом уплатила налог за рубежом, то при предоставлении соответствующих справок он принимается к зачету при уплате налога в России.
На современном этапе развития экономики России актуальным является вопрос о соотношении международных налоговых соглашений и национального законодательства по налоговому бремени. В одних государствах принята концепция, согласно которой нормы международного налогового соглашения могут увеличивать налоговое бремя по сравнению с национальным законодательством. В других государствах, наоборот, международные налоговые соглашения могут только уменьшать обязательства налогоплательщиков по сравнению с национальным законодательством. Та или иная концепция в одних странах вытекает из законодательства, в других — из решений высших судебных органов. В Российской Федерации данный вопрос не решен ни законодательством, ни судебной практикой. Во избежание спорных ситуаций целесообразно установить в НК РФ правило о презумпции уменьшения налогового бремени налогоплательщика в соответствии с международным договором.