Международно-правовая регламентация торгов. Основные способы конкурентных закупок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
«Международно-правовая
регламентация торгов.
Основны е способы
конкурентны х закупок»
Международно-правовая регламентация
торгов
Регламентация международных торгов
основывается как на международно-правовы х
источниках, так и международно-признанны х
национальны х документах.
Международная регламентация торгов
основывается на:
• международны х соглашениях по процедуре
проведения торгов;
• рекомендациях международны х организаций;
• рекомендациях специализированны х
национальны х организаций;
• международных торговы х обы чаях.
Документы международной
регламентации проведения торгов
«Общие условия договора подряда» разработаны в 1956 г. английской Ассоциацией
инженеров-консультантов совместно с Институтом
инженеров по гражданскому строительству и
экспертами в области строительной
промышленности.
«Условия контракта на сооружение
объектов гражданского строительства»
(«Красная книга») – разработаны в середине
60-х годов ХХ в. Международной федерацией
инженеров-консультантов (ФИДИК) и
финансировалась эта работа Всемирным банком.
Документы международной
регламентации проведения торгов
" Условия контракта (международного) на
строительны е гражданс кие работы с приложением
форм тендеров и соглашения« - приняты в 1969 г. в
Австралии, широко известны в развивающихся
странах . В 1981 г. были дополнены " Общими
условиями проведения тендеров" .
" Инструкции по составлению соглашения о
международн ом консорциуме" (1976 г.) - начало
выработки условий участия в торгах в рамках
международны х орган изаций. Изданы организацией
по координации европейских металлообрабатывающих
предприятий "Оргалим", объединяющей центральные
проектно-конструкторские и металлообрабатывающие
предприятия в 15 странах Европы .
Документы международной регламентации
проведения торгов
" Руководство по составлению международны х
договоров между странами, объединяю щимися для
реализации конкретного объекта" , разработаны в
1979 г. Европейской экономической комиссией ООН где, в
частности, были детально разработаны вопросы подготовки
тендерных предложений и процедуры участия в торгах.
Проект " Кодекса поведения сторон" и
" Соглашение о правительственны х закупках" выработаны в 1978-1979 гг. специальной группой ГАТТ.
Регулировали порядок размещения государственных
заказов посредством международны х торгов. В
настоящее время требования по закупкам к странамчленам ВТО зафиксированы в Многостороннем
соглашении о государственны х закупках в рамках
ВТО.
Документы международной регламентации
проведения торгов
Европейское сообщество (ЕС) – цель: создание единого
экономического пространства, регулируемого общими
правилами, в том числе и в области государственны х
закупок. Регламентируются посредством Директив,
соглашения о государственных закупках и ряда других,
определяющих правила и процедуры закупки товаров,
работ и услуг.
«Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичны х закупках»
(2011 г.) - утвержден Комиссией ООН по праву
международной торговли. Широко используется в
национальных законодательствах многих стран мира по
государственным закупкам.
Документы международной регламентации
проведения торгов
Руководства по закупкам товаров работ и
услуг - документы Всемирного банка.
Непрерывно совершенствуются.
Соглашение о займе - подписываемое
правительством страны и МБРР/МАР:
международно-правовой документ,
регламентирующий особенности закупок в
проектах, финансируемых МБРР и МАР в части
применения Руководств, правил использования
различных типов конкурсных торгов,
внеконкурсных и неконкурентных методов
закупок.
Особенности МКТ
•
•
•
•
•
Цель МКТ:
предоставить всем приемлемы м потенциальны м
участникам торгов своевременную и достаточную
информацию о требованиях Заемщика и
обеспечить равны е возможности для участия в торгах
на приобретение необходимых товаров и
неконсультационных услуг.
Для МКТ характерны:
развитая нормативно утвержденная система правил,
обязательных процедур и последовательность действий;
откры ты й круг участников - может участвовать любое
правомочное лицо;
особое внимание к информированию потенциальных
участников о проводимых МКТ.
Схема процедур МКТ
Подготовительная
Проведение
тендера
Исполнение
контракта
планирование и подготовка
плана закупок
публичное вскры тие
предложений
Управление и
контроль за
реализацией
подготовка текста извещения
и объ явлений о тендере
сравнение и оценка
предложений
опубликование извещения и
объ явлений о тендере
присуждение и
подписание контракта
подготовка и вы пуск
тендерной документации
распространение
документации среди
потенциальны х участников
торгов
сбор предложений
Планирование закупок
• определение и формулировка предмета закупок,
установление требуемого объ ема закупаемой продукции,
ее качественны х характеристик, графика и времени
поставки;
• изучение соответствующего ры нка и потенциальны х
поставщик ов (проведение конъюнктурны х исследований);
• выбор способа закупок;
• определение типа контракта;
• подготовка плана закупок;
• определение функций и круга обязанностей всех
участников проц есса закупок;
• подготовка необходимой документации для
осуществления закупок (тендерной документации);
• планирование самого процесса проведения тендеров ;
• определение форм и методов осуществления контроля за
выполнением условий контракта;
• проработка комплекса юридических вопросов .
Субъекты тендеров
Субъекты
тендеров
Организато
ры
заказчи
к
организато
р торгов
Участники
тендерны й
комитет
Консультант
Консультанты
ы
Консультанты
Функции заказчика
подготовительн
ая стадия
прин имает решение о
проведении торгов,
издает соответствующий
официальны й
распорядительны й документ, в
котором определяет
организатора торгов и
ответственного исполнителя за их
проведение,
формирует и утверждает состав
тендерного комитета,
подготавливает исходные данные
для разработки тендерной
документации,
принимает непосредств енное
участие в ее разработке.
проведения
тендеров
контролирует работу
организатора торгов и
тендерного комитета,
утверждает результаты торгов,
участвует в выработке
окончательных условий
контракта,
заключает контракт с побе
дителем торгов,
ликвид ирует (если это
требуется) тендерный комитет по
завершении сделки,
расс матривает апелляции на
решение тендерного комитета и
работу организатора торгов.
Организатор тендеров
• готовит документы для объявления торгов,
• публикует объявления о тендерах,
• организует разработку и распространение
тендерной документации,
• организует прием предложений,
• организует работу тендерного комитета,
• расс матривает апелляции на решение
тендерного комитета (если представители
организатора торгов не являются членами
тендерного комитета)
Тендерны й комитет
Тендерны й комитет (ТК) - постоянный или
временный орган, создаваемый заказчиком (или
организатором торгов), для их проведения.
ТК - коллективный орган, в состав которого
могут привлекаться представители заказчика,
организатора торгов экспертны х и консультаци
онны х организаций.
ТК - рабочий органом процесса проведения
тендеров. Функции ТК:
• участие во вскры тии поступивших предложений,
• оценка предложений,
• определение победителя тендеров , которого
утверждает заказчик (организатор) торгов.
Консультанты
Консультанты, инженерно-консультационные фирмы,
эксперты и др. временно или постоянно подключаемые к
организаторам и участникам торгов в процессе проведения
тендеров = консультанты
Консультанты предоставляют услуги:
типа консультационного инжиниринга,
либо полного комплекса инженерноконсультационны х услуг, связанных с разработкой
технико-экономического обоснования (ТЭО), проектной
документации и осуществлением контроля за
строительством или реконструкцией инвестиционного
объекта, либо отдельных звеньев этого комплекса,
предоставление консультационных услуг при ведении
переговоров между заказчиком и победител ем
торгов по подписанию контрактам.
Участники тендеров
Участник тендера
Претендент
Потенциальны й участник организация, фирма,
консорциум, под чьим именем
подана заявка.
Статус претендента получают
после регистрации заявк и
на участие в торгах, со
храняется на всех
подготовительных процедурах
проведения торгов до
момента официально
регистрации их тендерного
предложения (оферты).
Оферент
Оферент
(участник)
претендент,
приславший
тендерное
предложение
(оферту),
подкрепленное
банковской
гарантией (если требуется), содержащей
согласие
участвовать
на
условиях,
изложенных в тендерной документации, а
также конкретные условия оферента по
объекту тендера.
Статус оферента утрачивается
всеми
оферентами с момента утверждения побе
дителя по результатам торгов . Может быть
утрачен на основании решения ТК из-за
нарушения тендерного закон одательства
или утвержденны х заказчиком условий
конкурса.
Формы и методы осуществления контроля
за реализацией контракта
В дополнение к распределению функций
контроля между участниками процесса закупок
должны быть определены формы и методы
осуществления контроля за выполнением
условий контракта, в частности:
разработаны конкретны е схемы оформления и
прохождения документов, конкретный механизм
документооборота;
определен порядок авторского надзора
(строительные работы);
определен порядок технического надзора
(товары и строительные работы).
Извещения и публикация объявления о тендере
Извещения о тендере
(МКТ)
Общее
Специальное
(GPN)
(SPN)
информация о Заемщике (или потенциальном
Заемщике);
сумма и цели займа;
перечень закупок, отражаю щих План закупок в
рамках МКТ;
наименование, номера телефона (факса, адрес
электронной почты ) и адрес учреждения
Заемщика, ответственного за закупки,
адрес электронного портала в Интернете,
находящегося в бесплатном национальном и
международном доступе, или сайте, на котором
будут размещаться последую щие Специальны е
извещения о закупках;
если известно, то следует указать дату, когда
документация для предварительного
квалификационного отбора или тендера будет
доступна.
конкретизирует Общее
извещении , которое
приглашает участвовать в
предварительном
квалификационном отборе или
в торгах (в зависимости от
обстоятельств) на
конкретны е контракты .
Публикация общего извещения о тендере
(МКТ)
Заемщик готовит и
представлея
т Банку
проект
Общего
извещение о
закупках
Банк согласовы ва
ет это
извещение
Банк и организует
публикацию
извещения в
официальном
электронном
бюллетене ООН
Development
Business on-line
(UNDB on-line) по
следующему
адресу:
www.devbussiness.c
om и на своем
электронном
портале общего
доступа
www.worldbank.org
Публикация специального объявлений о
тендере (МКТ)
По крайней мере, в одной национальной газете
страны заемщика или официальном бюллетене, или
на электронном портале, находящихся в бесплатном
национальном и международном доступе на
английском, французском или испанском язы ках,
или, по усмотрению Заемщика, на государственном
язы ке.
В обязательном порядке должны также
публиковаться в UNDB on-line.
Специальное извещение о закупках публикуется
после согласования текста с ВБ.
Когда публиковать SPN?
Извещение следует публиковать заблаговременно,
чтобы предоставить возможность потенциальным
участникам торгов заранее получить документацию для
предварительного квалификационного отбора/тендеров,
подготовить и представить свои заявки.
Должно быть отведено достаточно времени для
подготовки предложений. При этом должны учитываться:
конкретны е условия проекта,
масштабы и сложность проекта,
срок необходимый:
• для доведения информации до потенциальных
участников тендера,
• для оплаты документации,
• для получения гарантий предложения,
• для получения тендерной документации почтовым
отправлением и, соответственно, конкурсных
предложений по почте и т.д.
Срок подготовки предложений
Как правило, при проведении МКТ на
подготовку предложения предусматривается не
менее 6 недель с даты объявления торгов
(публикации SPN) (или даты предоставления
документов для торгов, причем в расчет
принимается более поздняя дата).
Когда речь идет о крупны х объ ектах или
сложны х видах оборудования, период
подготовки предложений, как правило, составляет
не менее 12 недель, чтобы предоставить
возможность потенциальным участникам торгов
провести необходимы е исследования до
представления своих предложений.
Тендерная документация
Тендерная документация (ТД) - пакет документов,
которы й должен содержать всю необходимую
информацию , позволяющую потенциальному участнику
подготовить тендерное предложение на поставку товаров,
выполнение работ и оказание неконсультационных услуг.
ТД готовится с целью решения следую щих задач:
• проинструктировать участников торгов о порядке
подготовки и представления предложений;
• описать закупаемое оборудование или работы ;
• проинформировать участников торгов о применяемы х
процедурах сравнения и оценки предложений;
• определить условия контрактов;
• представить технические спецификации для
закупаемых товаров или ведомости объ емов работ в
случае закупки работ.