Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Международная практика определения
эффективности государственного и
муниципального управления
Широко
используемая в мире
методика ООН по оценке «качествен
ного управления»
учитывает ключевые ценности
различных подходов:
Ценности правового подхода:
Верховенство
права (rule of law) — наличие
справедливых законов и действенная защита прав
человека, особенно для демократических меньшинств.
Равенство и недискриминация (equity and inclusiveness)равный подход ко всем гражданам.
Ценности политического подхода:
Участие
(participation) — участие граждан в процессе принятия
государственных решений, как непосредственное, так и через
организации гражданского общества
Оперативность (responsiveness) — административные
процессы в разумное время обеспечивают вовлечение и дают
возможность участия всех заинтересованных лиц.
Ориентация на консенсус (consensus oriented) — используются
механизмы посредничества и иные способы для достижения
общего согласия при принятии решений в интересах всех
членов общества.
Ценности менеджеристского подхода:
Результативность
и эффективность (effectiveness and
efficiency) -органы власти производят результаты, которые
удовлетворяют общественные ожидания, и в то же время
наилучшим образом используют ресурсы, находящиеся в
их распоряжении, заботясь о воспроизводстве этих
ресурсов.
Универсальны е организационны е ценности:
Прозрачность
(transparency)
Подотчетность (accountability)
Наряду с политическими,
правовыми и менеджеристскими
ценностями в методике ООН
выделенны«универсальные
организационные ценности»
(прозрачность и подотчетность),
которые относятся не к
конкретному содержанию
деятельности органов власти, а к
решению характерной для любой
организации агентской проблемы.
Именно одновременное наличие
прозрачности и подотчетности
является предварительным
условием решения проблемы
качества государственного
управления и позволяет обеспечить
реализацию ключевых ценностей
государственного управления. Без
наличия необходимой информации
о деятельности государственных
служащих, нельзя ими управлять
(использовать «кнут и пряник»). Без
возможности управлять
информация о деятельности
государственных служащих не
имеет полезного применения.
Важно отметить,
Строительство
электронного государства влияет, прежде
всего, на реализацию универсальных организационных
ценностей государства (прозрачности и подотчетности),
только косвенно затрагивая осуществление остальных
ценностей государственного управления.
В
электронном государстве прозрачность обеспечивается
за счет обеспечения
доступа граждан к информации государства,
подотчетность — за счет придания в рамках
государственного учета раскрываемой информации
официального статуса, а также
аудита государственных информационных систем,
который позволит реализовать требования
государственного учёта и обеспечения доступа к
информации.
В докладе Всемирного экономического форума в 2013 году содержались
требования к функционированию государственного управления в новых
условиях.
В частности, в докладе говорилось о принципе F.A.S.T (flatter, agile,
streamlined, tech-enabled), который предлагается взять за основу оценки
деятельности органов публичного управления (flatter – «плоский»,
доступный; agile - подвижный, streamlined - хорошо налаженный, четкий,
организованный, and tech-enabled технически оснащенный).
Принцип
FAST предполагает, что органы публичного
управления должны, сохранив все свои основные базовые
качества,
усилить
их
через
применение
более
инновационных, эффективных (effective) и результативных
(efficiency) практик. В деятельности органов публичного
управления должно быть меньше «суеты и спешки», но
больше оперативности в переходе на лучшее качество
государственных слуг и к «ответственному правительству».
Международные методики
определения эффективности
государственного и муниципального
управления
Мониторинг
качества
государственного
администрирования
проводится
как
на
региональном и национальном уровне в
каждой
конкретной
стране,
так
и
на
наднациональном
уровне
различными
международными организациями.
Наиболее
распространенным в мировой практике оценки
качества
национального
управления
является
Интегральны й
показатель
государственного
управления (Governance Research Indicator Country
Snapshot - GRICS).
Показатели качества государственного
управления
№
1
Название показателя
Интегральный показатель государственного
управления
(Governance Research Indicator Country Snapshot
- GRICS)
Организация, проводящая
расчет показателя
Всемирный банк
Характеристика показателя
•
•
•
•
•
2
Показатель оценки качества целей и прогресса
реформ в стране
Организация экономического
сотрудничества и развития
(ОЭСР)
Оценка качества госуправления на основе 6
индексов по следующим параметрам
государственного управления:
право голоса и подотчетность;
политическая стабильность и отсутствие насилия;
эффективность правительства;
качество законодательства;
верховенство закона и контроль коррупции
Оценка эффективности госуправления на основе
исследования качества администрирования по
следующим блокам:
• государственная служба,
• управление разработкой и реализацией политики,
• управление государственными расходами,
• контроль за международными финансовыми
операциями,
• внешний аудит,
• государственные закупки.
3 Показатель кредитоспособности
страны , инвестиционны й рейтинг
Международны е рейтинговы е
агентства Standart and Poor" s,
Moodis, инвестиционное
агентство Fitch и др.
Рейтинговая оценка стране
дается на основе анализа
основны х национальны х
макро- и микро
экономических показателей.
4 Индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП)
Комитет развития ООН
Оценка качества жизни
населения страны на основе
определения индексов по
следующим показателям: ВНП
на душу населения, ожидаемая
продолжительность жизни,
уровень образования
населения страны.
5 Индекс восприятия коррупции (ИВК)
Международное агентство
Transparency International
Определение качества
госуправления на основе
оценки степени представлений
о распространенности
коррупции среди
государственных служащих и
политиков
6
Индекс непрозрачности
Международное агентство Price
waterhouse Coopers
7
Обследование деловой среды и
Всемирный Банк, Европейский банк
деятельности предприятий (BEEPS - The реконструкции и развития
Business Environment and Enterprise Performance Survey)
Определение качества госуправления
на основе оценки инвестиционного
климата страны, конкурентной среды,
качества организации механизмов
взаимодействия государственных
органов и бизнес- структур.
8
Индекс экономической свободы (ИЭС)
Определение качества госуправления
на основе 50 характеристик,
объединённых в 10 факторов
экономической свободы: торговая
политика, фискальная политика,
государственная интервенция в
экономику, монетарная политика,
иностранные инвестиции и потоки
капитала, банковская сфера, зарплаты
и цены, имущественные права,
государственное регулирование,
чёрный рынок.
Фонд Наследия (Heritage Foundation)
совместно с Уол Стрит (Wall Street)
Определение качества
госуправления на основе оценки
воздействия непрозрачности страны
на стоимость и эффективность
капиталовложений
9
Индекс глобальной
конкурентоспособности
10
Индекс конкурентоспособности
11
Показатель свободы прессы
Всемирны й экономический форум Оценка качества
(ВЭФ)
государственной политики по
нескольким группам факторов:
базовы х, повы шаю щих
эффективность и
инновационны х
Фонд IMD
Определение качества
госуправления на основе оценки
4 групп показателей: состояние
экономики, эффективность
правительства, эффективность
бизнеса, состояние
инфраструктуры.
Международная организация
Определение качества
«Репортеры без границ»
госуправления на основе оценки
страны по 53 критериям,
отражающим степень свободы
прессы.
В
соответствии с данными
характеристиками государственного
управления, Интегральный показатель
государственного управления (GRICS)
включает в себя следующие индексы:
Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) - индекс
включает показатели, измеряющие различные аспекты политических
процессов, гражданских свобод и политических прав.
Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан
в выборе правительства. Показатель степени независимости прессы тоже
относится к данной группе.
Политическая стабиль ность и отсутствие насилия (Political Stability and
Absence of Violence) - индекс включает группу показателей, измеряющих
вероятность дестабилизации правительства и вынужденной отставки в
результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри
страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного
управления может вызвать необходимость резких перемен, смену
политического курса, а также подрывает возможность мирных выборов
правительства гражданами.
Эффективность
правительства
(Government
Effectiveness) - индекс отражает качество госуслуг,
качество
бюрократии,
компетенцию
госслужащих,
уровень независимости госслужбы от поли-тического
давления, уровень доверия к политике, проводимой
правительством.
Качество законодательства (Regulatory Quality) значение индекса связано с проводимой политикой. С
помощью него измеряются противоречащие рыночной
экономике меры, такие как контроль уровня цен,
неадекватный
контроль
банков,
чрезмерное
регулирование международной торговли и развития
бизнеса.
Верховенство закона (Rule of Law) - индекс измеряет уровень
доверия граждан к законам общества, и приверженность к
исполнению этих законов. Он включает показатели отношения
граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости
законодательной системы, приверженности к контрактной
системе.
Контроль коррупции (Control of Corruption) - индекс
отражает восприятие коррупции в обществе (коррупция использование общественной власти с целью извлечения
частной выгоды). В индексе учитываются разные стороны
явления, начиная от частоты «дополнительной оплаты за то,
чтобы работа была сделана» до влияния коррупции на
развитие бизнеса, а также существования «большой
коррупции» на высоком политическом уровне и участия элит в
коррупции.
Сегодня GRICS является распространенной
международной методикой оценки качества
государственного управления. Однако следует
отметить, что в отношении данного индекса со
стороны экспертов высказываются критические
замечания. К примеру, специалистами
отмечается, что данны й композитны й индекс
оценивает не столько само качество
государственного управления, сколько
процессы политического управления в
стране.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦИФРОВОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
В докладе Всемирного банка «Цифровое правительство 2020: перспективы для
России» отмечается достижение Россией существенного прогресса в
реализации концепции электронного правительства, предусматриваю щей
предоставление государственны х и муниципальны х услуг в электронной форме
параллельно другим каналам.
При этом в числе ключевых показателей успешности проекта
называются:
создание многофункциональных центров и Единого портала
государственных услуг;
формирование системы межведомственного электронного
взаимодействия;
развитие базовых государственных информационных ресурсов
(национальных баз данных);
предоставление общих сервисов (Всемирный банк, 2016).
По данным на конец
2018 г., среднесуточное
число пользователей
порталов госуслуг в РФ
составляет 1,150 млн.
человек (что в 3 раза
превышает показатель
аналогичного периода
прошлого года).
За шесть лет в полную силу заработала
Единая система межведомственного
электронного взаимодействия органов власти
(СМЭВ). По данным на апрель 2018 г., общее
количество транзакций в ней достигло 20 млрд.
в год.
В числе положительны х мер стоит отметить и запрещение
органам государственной власти и местного самоуправления
требовать от граждан и юридических лиц при предоставлении
государственных услуг документы и сведения, которые находятся
в распоряжении других органов государственной власти и
местного самоуправления (за исключением документов личного
хранения).
С 2016 г. аналогичный запрет установлен и для органов государственного контроля (надзора) при
организации и проведении проверок. Органы государственного контроля (надзора) не вправе
требовать от юридических лиц и предпринимателей 188 документов, доступ к которым может быть
получен с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В рамках развития межведомственного информационного взаимодействия с 1 февраля 2018 г.
обеспечена возможность предоставления кредитным организациям документов (сведений), которые
находятся в распоряжении МВД России, Росреестра, ФНС России, ФССП России, ФАС России, Росстата,
Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, что снижает
нагрузку на заявителей. Сейчас эти ведомства предоставляют по запросу кредитных организаций
порядка 20 документов и сведений в электронном виде.
Однако стоит отметить, что и лидерам
построения электронного правительства
(Великобритания, Австралия, Южная
Корея и Сингапур) не удалось на
сегодняшний день достичь
полномасштабной цифровизации и
перейти к цифровому правительству по
умолчанию, подразумевающему цифровой
формат взаимодействия и максимальный
уход от бумажного оборота.
Так, в упомянутом докладе Всемирного
банка в числе прочих дана рекомендация
Правительству РФ обеспечить
трансформацию административных
процессов на основе принципа «цифровые
по умолчанию». Многие эксперты также
отмечают, что в проекте федерального
проекта «Цифровое государственное
управление» указанный принцип не нашел
должного отражения
Стоит отметить, что данны й принцип во многом является
основополагающим для реинжиниринга административных процессов
для предоставления государственных услуг по цифровым каналам с
целью извлечения из этого максимальной эффективности и
продуктивности.
«Цифровое по умолчанию» означает «цифровое по сути»,
безальтернативно, когда не существует «бумажного» аналога.
Создание системы национального блокчейна позволит
создать полноценную платформу для цифрового
правительства, состоящую из доверенных базовых
информационных ресурсов, персональных идентификаторов
граждан и правительственных органов. Основой указанной
инициативы могут быть уже успешно себя
зарекомендовавшие существующие базовые компоненты
инфраструктуры электронного правительства, такие как
единый портал государственных услуг и муниципальных
услуг, федеральный реестр государственных услуг, единая
система идентификации и аутентификации, система
межведомственного электронного взаимодействия, единая
система нормативно-справочной информации и
государственная информационная система о
государственных и муниципальных платежах.