Международная организация труда и регулирование социально-трудовых отношений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
И РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
кафедра Управления трудом и персоналом
Билялова Е.А., старший преподаватель
Новы е т ермины :
Международная
организация труда
Международная
конференция труда
Административный
совет
направления
деятельности
Международной
организации труда
2
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1.1
1.1Создание
Созданиеии развитие
развитие
Международной
Международной организации
организации труда
труда
Международное регулирование
социально-трудовы х отношений
можно определить как регулирование
трудовы х отношений на основе
ратифицированны х норм международны х
организаций и международны х договоров.
Международное регулирование труда
осуществляется на всех уровнях
межгосударственного сотрудничества:
двустороннем, региональном, общемировом.
К органам международного регулирования
труда относятся в первую очередь ООН и
МОТ.
Всеобщая
декларации прав человека
право на труд,
на свободны й вы бор работы ,
на защиту от безработицы ;
право на справедливы е и благоприятны е
условия труда;
право на равную оплату за равны й труд без
какой-либо дискриминации;
право на удовлетворительное
вознаграждение, обеспечиваю щее достойное
человека существование для него и его семьи;
право на создание профсою зов и вступление
в них;
право на отды х, вклю чая право на разумное
ограничение рабочего дня и оплачиваемы й
периодический отпуск.
5
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
— связи, возникаю щие между физическими лицами
(между индивидуумами и различны ми
объединениями индивидуумов), а также между
физическими и юридическими лицами в процессе
трудовой деятельности.
Имеют первостепенное значение для решения
проблем продуктивной занятости и социальной
защиты, оплаты труда и формирования доходов,
технологизации трудовых процессов, гуманизации
труда, улучшения УТ, а также для развития
самоуправления, ответственности, самостоятельности
и творческой инициативы, социального партнерства.
6
Меж дународная организация т руда
(МОТ, англ. International Labour
Organization, ILO)
— специализированное учреж дение ООН,
меж дународная
организация,
занимающаяся
вопросами регулирования т рудовы х от ношений.
На 2012 год участ никами МОТ являют ся 185
государст в.
С 1920 года шт аб-кварт ира Организации —
Меж дународного бюро т руда,
нах одит ся в
Ж еневе.
В
Москве
нах одит ся
оф ис
Субрегионального бюро для ст ран Вост очной
Европы и Цент ральной Азии.
7
Основны е причины
создания МОТ
8
Шест ь первы х
меж дународны х конвенций по
вопросам т руда:
№ 1 конвенция 1919 года о рабочем времени в
промы шленности;
№ 2 конвенция 1919 года о безработице;
№ 3 конвенция 1919 года об охране материнства;
№ 4 конвенция 1919 года о труде женщин в ночное
время;
№ 5 конвенция 1919 года о минимальном возрасте
для приема на работу в промы шленности;
№ 6 конвенция 1919 года о ночном труде
подростков в промы шленности.
9
Принципы МОТ:
«Прочны й мир может бы ть установлен
только
на
основе
социальной
справедливости. Все лю ди имею т право
на осуществление своего материального
благосостояния и духовного развития в
условиях
свободы
и
достоинства,
экономической устойчивости и равны х
возможностей; достижение условий, при
которы х это будет возможно, должно
являться главной целью национальной и
международной политики».
Уст ав Меж дународной организации т руда
и Регламент Меж дународной конф еренции т руда.
Ж енева. 1958. С. 24–25
10
Основны ми задачами МОТ
являют ся:
1) разработка международной политики и программ, направленны х на решение
социально-трудовы х проблем;
2) создание и принятие международны х трудовы х норм в виде конвенций и
рекомендаций в целях осуществления данной политики;
3) помощь странам-участницам в решении социально-трудовы х проблем, так
назы ваемое техническое сотрудничество;
4) защита прав человека (право на труд, на объ единение, защита от принудительного
труда, от дискриминации);
5) борьба с бедностью , за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие
социального обеспечения;
6) разработка программ улучшения условий труда и производственной среды ,
техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружаю щей
среды ;
7) содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно
с правительствами по регулированию социально-трудовы х отношений;
8) разработка мер по защите наиболее уязвимы х групп трудящихся: женщин,
молодежи, инвалидов, пожилы х лю дей, трудящихся-мигрантов.
11
Приорит ет ы
программ деят ельност и МОТ:
1)
поддерж ка процесса демократ изации,
способст вующего развит ию диалога
меж ду т ремя названны ми парт нерами
(т рипарт изма) в каж дом государст ве;
2) продолж ение борьбы с бедност ью и
особенно за счет увеличения занят ост и;
3) защит а т рудовы х и граж данских прав
т рудящихся во всех ее ф ормах.
12
Филадельф ийская
декларация МОТ (1944г.)
труд не является продукт ом;
свобода слова и свобода объединения
являются необходимы м условием
постоянного прогресса;
убогость в любом мест е является угрозой
для общего благосостояния;
все люди, независимо от расы , веры или
пола, имеют право на осуществление
своего материального сост ояния и
духовного развит ия в условиях свободы и
достоинства, экономической устойчивост и
и равны х возмож ностей.
13
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1.2
1.2Структура
СтруктураМеждународной
Международной
организации
организации труда
труда
15
Международная конференция
труда (МКТ)
является всемирны м
ф орумом
для
обсуждения общих трудовых и социальных
проблем и международных трудовых норм;
она определяет общую политику фирмы.
Каждые два года конференция принимает
двухлетнюю программу работы и бюджет
МОТ,
который
слагается
из
взносов
государств-членов.
16
пост оянны х комитет ов, которы е
создаются на МКТ
Комитеты МКТ
Х аракт ерист ика и основны е полномочия
комитет ов МКТ
Распорядит ельны й
комит ет
регулирует программу и время работ ы МКТ и комит ет ов, а
т акж е разрабат ы вает и рассмат ривает предлож ения по
созданию новы х комит ет ов;
Комит ет по
проверке
полномочий
осущест вляет проверку полномочий делегат ов и их
совет ников, а т акж е рассмат ривает ж алобы в связи с
полномочиями. После проверки полномочий публикует ся
список всех делегат ов и участ ников конф еренции;
Финансовы й
комит ет
рассмат ривает вопросы уплат ы правит ельст вами членских
взносов, вы плат ы задолж енност ей, бюдж ет ны е смет ы ,
предлож ения по распределению расходов по программам и
регионам. В него входят по одному правит ельст венному
делегат у от каж дого предст авленного на конф еренции члена
организации;
правительст венны х
представителей
Комит ет по
применению
конвенций и
рекомендаций
рассмат ривает сведения и доклады о вы полнении
рат иф ицированны х конвенций, предст авляемы х
правит ельст вами ст ран- членов МОТ, заслушивает
правит ельст венны х предст авит елей некот оры х ст ран по эт им
вопросам и предст авляет на конференции доклад. Большую
подгот овит ельную работ у для эт ого комит ет а конф еренции
проводит Комит ет эксперт ов по применению конвенций и
17
рекомендаций Админист рат ивного совет а.
Административны й Совет
являет ся исполнит ельны м органом
МОТ.
Он руководит работой компании в период
между сессиями Генеральной конференции и
определяет порядок выполнения ее решений.
Ежегодно
проводятся
три
сессии
Административного Совета — в марте, июне и
ноябре.
18
Международное бю ро труда
(МБТ)
в Женеве является постоянным секретариатом МОТ,
оперативным
штабом,
исследовательским
и
издательским центром.
Бюро занимается подготовкой документов и докладов,
которые используются в ходе конференций и заседаний
фирмы (например, Генеральный доклад Комитета
экспертов по применению стандартов, доклады
Административного Совета и его комитетов и
т.д.).
Бюро также осуществляет руководство программами
технического сотрудничества, которые обеспечивают
нормот ворческую деятельность МОТ.
19
20
Основны е направления
деят ельност и МОТ
21
Методы , используемы е в работе МОТ:
1.развитие социального партнерства
правительств, организаций
трудящихся и предпринимателей (трипартизм)
2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций
и
рекомендаций
и
контроль
за
их
использованием
(нормотворческая деятельность)
3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых
проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством
4. проведение исследований и осуществление публикаций по
социально-трудовым проблемам.
Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная
черта от всех международны х организаций. Решение всех
социально-трудовы х проблем может бы ть успешны м только в
результате согласованны х действий правительств, трудящихся и
предпринимателей.
22
Конвенции
–
это
международноправовые договоры, закрепляющие для
ратифицировавших их государств-членов
обязательства юридического характера.
Рекомендации предназначены лишь
для
создания
ориентиров
при
выработке государствами-членами МОТ
своей политики в той или иной сфере
трудовых отношений, при разработке
национального
законодательства
и
практических мероприятий.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1.3
1.3Взаимоотношения
ВзаимоотношенияРоссии
Россииии
Международной
Международнойорганизации
организациитруда
труда
Взаимодействие России с МОТ
Взаимодействие Российской Федерации с МОТ
осуществляется в соответствии с регулярно
подписываемыми Программами сотрудничества,
которые предусматривают различные формы
взаимодействия Минтруда России, ФНПР и РСПП
с МОТ в вопросах расширения возможностей
занятости и создания рабочих мест в нашей
стране, содействия учреждению безопасных
условий труда и расширению социальной защиты,
а также соблюдения международных трудовых
стандартов и развития социального диалога
(в настоящее время действует Программа
на 2017-2020 гг.).
25
Конвенции МОТ,
касающихся основных институтов трудового
права, не ратифицированные нашей страной:
о прекращении трудовых отношений (№ 158,1982 г.);
о трудящихся - мигрантах (№ 97, 1949 г. и № 143,
1975 г.);
об оплачиваемых отпусках (№ 132, 1970 г.);
об установлении минимальной заработной платы(№
131,1970 г.); о безопасности и гигиене труда (№
155,1981г.);
о максимальном грузе, допустимом для переноски
одним трудящимся (№ 127, 1967 г.);
содействии коллективным переговорам (№ 154, 1982
г.) и др.
26
Вопросы :
1. Назовите важнейшие, на Ваш взгляд, предпосы лки создания МОТ.
2. Каковы цели и задачи Международной организации труда?
3. Сколь ко стран являю тся членами МОТ?
4. С какой цель ю созы ваю тся региональ ны е конференции МОТ и
какие вопросы на них рассматриваю тся?
5. Назовите исполнительны й орган МОТ и его основны е функции.
6. Какова организационная структура Административного совета?
7. Вы делите те вопросы , которы м чаще всего уделяется внимание в
конвенциях и рекомендациях МОТ. Почему эти вопросы
являю тся объектом столь присталь ного внимания?
8. Каким образом МОТ оказы вает практическую помощь
отдельны м странам?
9. Расскажите о научной и информационной деятельности МОТ.
10. Почему, на Ваш взгляд, многие страны -члены не ратифицирую т
конвенции МОТ?
27
Домашнее задание:
Проанализируйт е одну из
рат иф ицированны х Россией
конвенций МОТ (по выбору)
с т очки зрения реализации ее
полож ений в нашей ст ране.
Сдать до 11 декабря 2018 года
в электронном виде на почту преподавателя.
28
Лит ерат ура:
1. Экономика труда и социальнотрудовые отношения / Под ред. Г.Г.
Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во
МГУ, ЧеРо, 1996. Гл. 16, 17.
2. Конвенции и рекомендации МОТ. Т. 1, 2.
Женева, 1992.
3. Костин Л.А. Международная
организация труда. М.: Экзамен, 2002.
29