Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
определённого метода познания и методологии. Поэтому методология познания – это совокупность познавательных средств, методов приёмов, используемых в какой-либо науке. Философский метод познания – самый общий метод познания реального мира, методология для всех наук. Этот метод является научно-методологическим орудием, раскрывающим взаимосвязь и взаимозависимость, причины изменения и развития, сущность всех предметов и явлений.
В истории философии разрабатывались различные методы познания – метафизика, софистика, эклектика, диалектика, синергетика.
Софисты пытались заменить истинные знания ложными, прикрываясь лжеправдой, используя ряд недостатков естественного языка, в частности, амонимию, амфаболию, неправильную связь слов, неоднозначное произношение, грамматические формы изложения и др. Поэтому Фараби назвал софистику «лжемудростью». Софистское мышление ограничивалось кругом абстрактных понятий, не принимая во внимание материальную основу обсуждаемого явления.
В отличие от софистского, метафизическое мышление оперирует в основном предметами. В этом смысле метафизика отрицает софистский метод.
Схема 1. Сущность понятий метод и методология
Схема 2. Концепция методологического знания
Положительная сторона метафизического мышления состоит в том, что оно стремится подробно изучить предметы, глубоко раскрыть их сущность. Основным недостатком этого мышления является то, что оно не видит и не желает видеть взаимосвязь предметов и явлений природы, их непрерывное изменение и развитие.
Эклектика – методология, не учитывающая разницу между важными и неважными, основными и второстепенными связями, объединяющая различные, даже противоположные стороны, без всяких принципов. Основным недостатком эклектического мышления является то, что она не способна отличить основную, решающую связь в отношениях предметов и явлений объективного мира.
Диалектика (от греч. «диалегоман» - веду беседу, рассуждаю) в начале означала метод постижения истины путём дискуссий, спора, позже употреблялась как метод познания и объяснение мира. Диалектический метод мышления, в отличие от софистского и метафизического, рассматривает предметы и их образы в тесном единстве. Поэтому она свободна от недостатков, присущих софистике и метафизике. В диалектическом мышлении предметы и их логические образы – понятия – являются естественной формой движения познания, где субъективная диалектика проявляется как смысл объективной диалектики. Диалектическое мышление в познании всякого предмета или явления объективного мира требует учитывать все его аспекты и связи, а также отношения с другими предметами и явлениями. Диалектический метод рассматривает предметы и явления мира не только во взаимосвязи и взаимопредположении, но и в движении, изменении и развитии.
Ещё один важный принцип диалектического метода состоит в том, что он предполагает конкретно-исторический подход в изучении, анализе всякого предмета и явления. Чтобы познать сущность предмета, его целесообразно изучать в связи с внешней средой, условиями, местом и временем. Пренебрежение конкретно-историческим подходом неизбежно ведёт к односторонности в теории и практике. Данный принцип диалектики играет большую методологическую роль в научном познании и практике. Конкретно-исторический подход к предметам и явлениям позволяет определить факторы, влияющие на их развитие, направления этого развития.
Диалектическое мышление открывает сущность предметов и явлений, их взаимосвязи и закономерности развития с помощью философских законов, понятий. Законы и понятия диалектики отражают самые общие связи предметов и явлений действительности, позволяют познать законы их развития и сознательно проанализировать события, происходящие на практике.
В ХХ веке в науке возникло понятие «синергетика» (греч. кооперация, взаимодействие, совместное воздействие). Синергетический подход применим в исследованиях неупорядоченных, неустойчивых, неравновесных, нелинейных отношений в открытых системах. Неравновесность и неустойчивость – естественное состояние всех процессов, значит, самоорганизация означает естественное стремление процессов к стабильности. Настоящий метод позволяет понять как беспорядочные состояния в природе и обществе сами по себе приходят в порядок. Ошибочно заменять этим методом, способствующим философскому познанию мира, метод диалектический, как и считать его приемлемым лишь для естественных наук. Уместное использование синергетического метода способствует познанию закономерностей самоупорядочения беспорядочных состояний в действительности.
Рассмотрим методы эмпирического уровня научного познания.
Наблюдение – метод чувственного познания, направленный на изучение действительности с конкретной целью. Уровень наблюдения зависит от конкретности поставленной цели, предварительных знаний о предмете, явлении. При наблюдении субъект использует приборы, оборудование. Приборы расширяют уровень наблюдений, усиливают способность восприятия наблюдаемого предмета. Наблюдение может быть непосредственным (без прибора) или опосредованным (с прибором). В процессе наблюдения субъект отражает и уточняет количественные и качественные аспекты объекта.
Измерение – метод определения количественных характеристик предмета в процесс познания. Измерение осуществляется, как правило, путём сопоставления, соотношения изучаемого предмета с другим, обладающим точно фиксированными свойствами и признаками. Методом измерений можно установить свойства предметов: прочность, сложность и др.
Сравнение (сопоставление) – отдельный этап в формировании и развитии знаний. Исследователь, опираясь на ранее усвоенные знания, устанавливает присущие объекту сходства и отличительные аспекты. Данный метод широко применяется в физике, математике, химии, геологии, биологии и др. областях науки. Сравнение является методом изучения схожих и отличительных сторон одного явления с другим и их отношений.
Эксперимент – метод исследования, изучения предметов путём испытаний, опытов. Исследователь в ходе эксперимента воздействует на объект, применяя приспособления, приёмы исследования, создаёт для этого искусственные условия, ведёт обследование в этих условиях, собирает данные. Экспериментальный метод способствует глубокому изучению важных качеств и особенностей предмета, явления, его отношения, связи и зависимости с другими явлениями. Данный метод позволяет исследователю получить знания, которые невозможно получить методом наблюдения в естественных условиях. Эксперимент тесно связан с наблюдением. В зависимости от области исследований, природы исследуемых предметов эксперимент может быть и мысленным. Рассмотренные выше методы свойственны эмпирическому уровню познания.
Схема 3. Методы эмпирического исследования
На теоретическом уровне научного познания применяются методы: аксиоматический, гипотетически-дедуктивный, восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, логический, анализ, синтез, дедуктивный и индуктивный, аналогия, идеализация, моделирование, систематизация и др.
Метод аксиоматики основывается на аксиомах. Взятые за основу аксиомы признаются действительными в конкретной теоретической системе без доказательств. Теоретические знания выносятся из аксиом дедуктивным путём.
Гипотетико-дедуктивный метод близок к аксиоматическому, но немного от него отличается. Основой данного метода являются не аксиома, а данные опытов. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в опытах. Гипотеза направляет процесс научного исследования, способствует добыче новых доказательств и сведений.
Изучаемое явление можно представить как конкретный клубок различных связей. Задача научного познания – выделение связей и отражение с помощью определённых научных абстракций. Но простая совокупность таких абстракций не может отражать природу явления, его принципы работы и развитие. Для этого необходимо представить объект целым, со всеми его связями и зависимостями. Такой метод исследования называют восхождением от абстрактного к конкретному. Применяя данный метод, исследователь находит, прежде всего, основную связь объекта, затем поэтапно в различных условиях, наблюдая за объектом, открывает его новые связи (зависимости), их взаимоотношения и полностью раскрывает сущность изучаемого объекта.
Схема 4. Методы теоретического познания
Исторический и логический – методы познания важных особенностей процесса развития объективного мира. Исторический метод – метод познания времени, периода совершения, точного возникновения, развития предметов и явлений. Каждый предмет необходимо изучать с точки зрения историчности, в связи с конкретным опытом. Освещение истории предмета требует указать основные этапы в его развитии и их связи, а для этого нужны теоретические знания о его сущности. Логический метод исследует содержание предмета в теоретической форме. Данный метод позволяет познать самые важные связи объекта исследования. Метод логического познания выполняет функции отражения объективной реальности, всё разнообразие её связей.
Теоретические знания, полученные методом мышления, – это система сравнительно законченных знаний. В процессе своего развития эта система изменяется. В методе логического мышления не может быть движения в слепую, он обобщает знание, оберегая историчность от случайных разграничений. Методы исторический и логический диалектически взаимосвязаны. В диалектическом единстве эти методы подтверждают возможность установления основных направлений истории и закономерностей развития действительности.
Кроме рассмотренных выше методов научного познания существуют и общие для любой формы познания методы: абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.
Абстракция – метод познания важных свойств предмета в конкретных отношениях. Это метод мысленного отвлечения от свойств, отношений, этапов развития предмета, явления. Абстракция включает в себя анализ и синтез (обобщение). Анализ и синтез – взаимозависимые методы, применяемые в процессе познания.
При анализе изучаемый предмет, явление, мысленно делится на части, элементы и изучается их зависимость, взаимоотношения и взаимовлияния. Но один этот метод не даёт возможности полноценного изучения предмета, поэтому дополняется методом синтеза.
Синтез, опираясь на результаты анализа, изучает как единое целое качество предметов и явлений. Синтез – метод восстановления, объединения мысленно разделённых элементов, мысленного воссоздания прежней целостности. Анализ – подготовительный процесс познания, а синтез его завершение. В результате анализа и синтеза формируются общие понятия, суждения, с их помощью определяются изучаемые качества и закономерности.
Велика роль индукции и дедукции в процессе познания. Индукция и дедукция – основная форма умозаключения, отражает движение мысли от известного к неизвестному. Индукция – метод суждений в формировании общих заключений от отдельных мысленных знаний: изучая частное, познаётся общее. Общее находится в тесной связи с предметами и явлениями.
С помощью индуктивного метода открываются закономерности, формируются понятия. Индукция – метод исследования причинных связей предметов и явлений. Индукция тесно связана с дедукцией. Дедукция – логический метод, ведущий от общего к частному, теории в науках возникают дедуктивным методом. Метод применяется, как правило, в глубоком изучении доказательных материалов, в результате их накопления и систематизации. Существуют аксиоматический, гипотетический дедуктивные методы. Дедуктивный метод связан со всеми методами умозаключений, в первую очередь, с индукцией. Индуктивный и дедуктивный методы диалектически взаимосвязаны, поэтому их нельзя разделять или противопоставлять.
Аналогия – метод изучения сходства каких-то особенностей предметов и явлений. Изучаются похожие свойства, особенности двух предметов.
Идеализация – метод с образованием абстрактных идеализированных объектов. Реальный объект заменяется идеальным. Это метод исследования естественных наук. К примеру, этим методом физика изучает физические объекты: идеальный газ, абсолютно твёрдое тело, абсолютно чёрное тело; изучаемые в геометрии объекты: прямая линия, квадрат, шар и др., можно рассматривать как объекты идеализации. Идеализация – метод изучения свойств, которым не обладает реальный предмет. Он способствует созданию сравнительно достоверной картины реальности. Этого достаточно для практических целей.
Моделирование – научный метод, основанный на опосредованном изучении бытия. Основу моделирования составляет аналогия, соответствие между исследуемым объектом и его моделью. Метод облегчает процесс научного исследования, считается единственным средством изучения сложных объектов, применяется в исследовании сложных объектов. К примеру, модель атома Борна позволяет изучать сложные особенности атома. Этот метод является методом установления не только известных свойств и отношений, но и новых особенностей и отношений предметов.
Модели могут быть материальными и идеальными. Модели, изготовленные из материальных предметов, воссоздают интенсивность развития, необходимые закономерные связи и отношения предметов, отражающие их сущность. Идеальные модели существуют в форме идей. К примеру, математическое моделирование, математическое отражение физических процессов. Математическое моделирование позволяет целостно исследовать объект и расширить масштабы исследований. Кибернетические приборы, ЭВМ созданы на этой основе.
Широко используется в современном научном познании метод систематизации, он применяется в научном познании сложных объектов. Метод систематизации включает в себя изучение комплекса определённым образом взаимосвязанных и составляющих некое целое элементов. На основе данного метода открываются общие связи, отношения изучаемого или искомого объекта с другим объектом, каждый исследуемый объект и составляющие его элементы рассматриваются как единая система, каждый элемент, составляющий эту систему, функционально связан с другими по месту, времени и условиям. Изменение одного из этих элементов приводит к изменению другого. Поэтому изучение этих элементов основывается на систематизации. При изучении каждая система рассматривается в единстве с другими системами. Но познать эти системы сразу, одновременно нельзя, но их можно познать, отделить, рассмотреть во взаимосвязи.
В научном познании большую познавательную роль играют формы научного познания: гипотеза, идея, факт, закон, теория и т.д.
Благодаря познанию законов объективного мира человечество имеет возможность постичь тайны мира. Законы философии как наиболее общие позволяют осмыслить изменения в мире, возникновение и исчезновение, механизм взаимовлияния и развития предметов и явлений объективного мира. Закон как философская категория – отражение важных, необходимых, внутренних, повторяющихся, общих, относительно устойчивых связей и отношений предметов и явлений объективного мира, определяющих особенности и направление развития событий в конкретных условиях, предполагающих определённый результат.
Надо различать законы бытия и юридические законы. Законы бытия носят объективный характер. Их можно познать и использовать на практике. Юридические законы составляются людьми, чтобы поддерживать порядок в обществе, их можно менять, обновлять, вырабатывать новые. Существует разница между понятиями «закон» и «закономерность». Закон представляет конкретную точную сторону закономерности, закономерность означает тенденцию общего направления, проявляется в качестве цикла системы законов. Законы материальной действительности характеризуются многогранностью. Законы природы и общества различаются объективными процессами.
Законы природы существовали на земле ещё до людей, а законы общества возникли в связи с условиями, возникшими в результате человеческой деятельности. Законы общества показывают самые общие, важные зависимости в общественных отношениях людей. Ещё одно различие состоит в том, что законы природы меняются постепенно, по сравнению с законами общества. Общественные законы действуют в определённый период, а затем уступают место новым законам, некоторые теряют свою силу. В зависимости от круга действия законы делятся на всеобщие, общие и частные. Закон сохранения и превращения веществ, закон перехода энергии из одного вида в другой являются общими, такие как закон Кулона – частными. Частные законы отражают взаимозависимость между специфическими особенностями конкретного объекта или формой движения материи. Частными законами являются: закон Кулона в физике, закон Джеймса в психологии и др. Общие законы означают связи между большими совокупностями предметов и явлений общими законами являются: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения и др. Всеобщие законы позволяют понять все связи, изменения и условия развития в природе, обществе и мышлении, предвидеть окончательные последствия развития событий. К таковым относят законы философии, о которых пойдет речь далее.
Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений является одним из основных законов философии. Суть этого закона состоит в том, что незначительные количественные изменения в предметах и явлениях постепенно пополняются и в определённый период развития нарушают меру и посредством скачка приводят к коренным качественным изменениям.
Различные предметы и явления в объективном мире отличаются друг от друга своими качествами. Качество – внутренняя конкретность предметов, совокупность свойств, признаков, особенностей, отличающих его от других предметов, качество определяет предмет таким, какой он есть, качество предметов проявляется через его свойства. Свойство – внешнее проявление взаимосвязи качества предмета с другими предметами. Внутреннее качество предметов проявляется в определённых свойствах. Каждый предмет обладает многими основными и второстепенными свойствами, к примеру, металл имеет такие свойства как плотность, растяжимость, проводимость тепла и т.д. Качество – связующее в единое целое все свойства предмета.
Значит, качество означает общность, целостность, относительную стабильность, тождественность предмета. В широком смысле, это совокупность различных свойств предмета. Однако качество и свойство понятия разные. Изменение качества неизбежно приводит к изменению свойств, но изменение свойств не всегда влияет на изменение качества, некоторые свойства могут исчезнуть, не оказывая влияния на качество предмета. Качество означает постоянство, относительную стабильность предмета.
Всякий предмет взаимосвязан с другим в определённой системе. В зависимости от связей в системе предмет может иметь различные свойства. В частности, «стол» изготовлен из природного материала, дерево имеет природное качество, поэтому он подчиняется природным закономерностям. В то же время, «стол» - продукт труда человека, имеет социальную природу и подчиняется социальным закономерностям. Социальные качества делят на социальные качества первого порядка и социальные качества второго порядка. Тот же стол, поскольку удовлетворяет конкретную потребность человека, проявляется как предмет только (практически) осязаемый. С другой стороны, стол имеет ценность и проявляется в качестве товара. В этом случае стол проявляется как «предмет чрезвычайно осязаемый», а это социальное качество второго порядка.
Предметы отличаются друг от друга как качественной, так и количественной стороной. Количество характеризуется объёмом, размером, видом, скоростью движения и др. – как и природные явления общественные имеют количественную сторону, в частности, вода имеет свою сопоставительную массу, температуру кипения и замерзания. Один общественный строй отличается от другого не только особенностями, но и развитием, типом, степенью развитости производительных сил, производительностью труда, культурой и др.
Количественное и качественное в предмете предполагают друг друга, существуют в единстве. Всякий предмет обладает единством количества и качества. В природе не существует предмета обладающего лишь количеством или качеством. Поэтому полной характеристикой является характеристика предмета по количеству и качеству.
Единство количества и качества, взаимозависимость отражается в понятии «мера». Мера – соответствие количественных отношений и структур качеству. Количество объекта меняется в определённом интервале (промежутке), не выходя за рамки данного качества. Единицы этого интервала отражают меру в единстве качества и количества, определённость (конкретность) предмета. Нарушение меры приводит к состоянию невозможности существования предмета. Мера отражает взаимоотношения количества и качества во всяком предмете и явлении. При этом всякий предмет, явление имеет своеобразную меру, ибо особенность качества сочетается не со всяким количеством, а с конкретным количеством. Нарушение меры, присущей данному объекту, приводит к переходу его к новому качеству.
Существуют различные меры. В системе научных знаний различают: 1) обычную меру – меру (единица измерения) предмета, взятую отдельно саму по себе; 2) системную субстанционную меру – меру предмета, являющегося частью, элементом данной системы; 3) точную меру – меру предмета, являющуюся совокупностью всех внутренних отношений. Процессы общественной жизни так же имеют различные нормированные отношения. Понятия качество, количество, мера определяют объективные и самые общие характеристики предметов мира. Поэтому утверждения отдельных философов о том, что качество предметов понятие субъективное, теоретически безосновательно.
Количество и качество существуют в единстве, влияют друг на друга в определённых условиях. Качество и количество предметов и явлений хоть и объективно, всё же относительно, ибо грань между ними изменяема, их нельзя абсолютизировать. Так же изменчиво количественное определение предметов. Коль объективный мир находится в постоянном движении, изменении и развитии, то количественное и качественное определение, свойства предметов также находятся в изменении и развитии. Познание точного состояния количественных и качественных изменений имеет важную значимость для науки, практики.
Количественные и качественные изменения присущи всем предметам и явлениям. Существует строгая закономерность между количественными и качественными изменениями, которая обозначается следующим образом: новые количественные изменения во всякой конкретной ситуации приводят к качественным изменениям, и в этой ситуации новое качество проявляет новые количественные показатели. Например, новая порода овец как новое качество может производить большее количество шерсти и более длинную шерсть, чем предшествующие породы.
Несмотря на тесную взаимосвязь между количественными и качественными изменениями, они имеют и специфические особенности. Анализируя процесс количественных и качественных изменений, необходимо учитывать не только механизм изменений, происходящих в теоретической и практической деятельности, но и их глубину и значимость.
На этой основе изменения можно разделить на революционные и эволюционные. При этом переход от одного качественного состояния в другое происходит путём скачка. Что такое скачок? Скачок – философское понятие, означающее процесс перехода количественных изменений в качественные, происходящих в природе, обществе и мышлении. Скачок – форма перехода гораздо быстрее происходящая в сравнении с непрерывным развитием. Он означает прерыв непрерывности при переходе от количественных изменений в качественные. Скачки всегда готовятся в результате количественных изменений. Здесь нужно помнить, что количественные изменения это не просто равномерное увеличение или уменьшение предмета и явления. Скачок – решение противоречий между предметами и явлениями. В результате скачка происходит ликвидация старого и действующих на его основе противоречий и появление нового качества. Наконец, скачок – отрицание старого качества и установление нового. В результате скачка происходит резкий переход от старого качества к новому.
В зависимости от качественных особенностей явлений и условий их развития переход от старого качества к новому происходит в различных формах. Процессы, происходящие сегодня в нашем обществе в социальной, экономической, политической, культурной, нравственной и других сферах по своей сути относятся к качественным изменениям (преобразованиям). В их результате общество, государство поднимается на новый высокий уровень развития. Они происходят не сами по себе, а в результате творческой деятельности, социальной, политической активности широких слоёв населения.
Как известно, всякие предмет и явление обладают противоположными сторонами и силами, тесно взаимосвязанными и исключающими друг друга и в результате взаимодействия их между собой исчезает старое и появляется новое. Этот процесс отражается законом единства и взаимодействия противоположностей. Известно, предметы различны. Не существует двух предметов абсолютно одинаковых. Степень различия между предметами также разная: существуют важные и мелкие различия.
Различия в предметах и явлениях составляют основу противоречий и противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступающим источником самодвижения и развития. Стороны, свойства и признаки, существующие в природных предметах и явлениях, исключают друг друга, одновременно друг друга предполагают, это и называют противоречием. К примеру, северный и южный полюсы магнита, положительный и отрицательный заряды электричества, добро и зло, они исключают друг друга и в то же время предполагают.
Различия в предметах и явлениях составляют основу противоречий и противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступающим источником самодвижения и развития. Стороны, свойства и признаки, существующие в природных предметах и явлениях, исключают друг друга, одновременно друг друга предполагают, это и называют противоречием. К примеру, северный и южный полюсы магнита, положительный и отрицательный заряды электричества, добро и зло, они исключают друг друга и в то же время предполагают.
Отношения между противоположными сторонами предметов и явлений называют противоречиями. Понятие столкновение в отличие от противоречий определяет обострение противоположных сторон предмета и явления, и невозможность их сосуществования при старых границах, противоречия не всегда заканчиваются столкновениями, такое возможно при особых условиях. Возьмём, к примеру, атом. Он состоит из отрицательных и положительных зарядов, протонов и электронов, других сложных противоположных сторон. В ядре атома существуют такие противоположные силы как притяжение и отталкивание.
Развитие в органическом мире также трудно предположить без взаимодействия противоположностей. Сама жизнь – противоречивый процесс: в ней существуют противоборствующие стороны как созидание и распад, ассимиляция и диссимиляция. Пока организм живой, его некоторые клетки погибают, другие новые возникают, и это происходит постоянно.
Закон единства и взаимодействия противоположностей находит своё отражение и в процессе познания. Известно, что процесс познания состоит из тесно связанных между собой рационального и чувственного познания. Путём чувственного познания человек получает сведения лишь о внешних сторонах и чертах предметов и явлений, а через абстрактное мышление познаёт закономерности, определяющие их внутреннее отношение. Чувственное и рациональное две неразрывно связанные, но различные важные стороны познания.
Общность закона единства и взаимодействия противоположностей не только в том, что он присущ всем предметам и явлениям мира, противоречия имеют место в предметах и явлениях с момента их возникновения и до гибели. Единство противоположностей обозначает различные стороны одной сущности, поэтому возникает в следующих условиях:
- во-первых, противоречия существуют в одном предмете и явлении, так, например, анализ и синтез, индукция и дедукция относятся к мышлению;
- во-вторых, противоречия взаимосвязаны, одно предполагает другое, без одного не может быть другого;
- в-третьих, одно противоречие переходит в другое и взаимопроникает, к примеру, позитрон и электрон в определённой ситуации переходят в фотон, в результате появляется новый вид материи.
Единство противоположных сторон относительно, преходяще, взаимодействие между ними абсолютно. Со временем некоторые конкретные формы взаимодействия могут исчезнуть, но взаимодействие между противоположностями было и будет всегда.
Противоречия в природе и обществе характеризуются своим разнообразием. Разнообразие противоречий может устраняться в различных формах. Одна из них разложение (распад) старого и установление нового, примером чему может служить распад плановой экономики и возникновение рыночных отношений. Также противоречия могут устраняться путём их осознанного слияния, устранения и продвижением вперёд.
В процессе развития предметов и явлений в объективной реальности происходит отрицание старого новым. Однако старое не игнорируется полностью, его положительные стороны сохраняются. Этот процесс отражается законом отрицания отрицания и категорией преемственности.
Метафизическое направление не признаёт творческую созидательную роль отрицания. Диалектическое воззрение подчёркивает отрицание новым старого. Всякий процесс имеет аспект отрицания. Внутреннее противоречие рано или поздно приводит процесс развития к распаду старого и возникновению нового.
Различия в предметах и явлениях составляют основу противоречий и противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступающим источником самодвижения и развития. Стороны, свойства и признаки, существующие в природных предметах и явлениях, исключают друг друга, одновременно друг друга предполагают, это и называют противоречием. К примеру, северный и южный полюсы магнита, положительный и отрицательный заряды электричества, добро и зло, они исключают друг друга и в то же время предполагают.
В результате отрицания старого новым происходит прогрессивное движение и развитие предметов и явлений материального мира за счёт категории преемственности. Таким образом, прогресс состоит из сменяемых друг другом этапов, один этап отрицается другим, другой третьим. Распад старого и возникновение нового – два важных и неразрывных аспекта диалектического отрицания в процессе развития. Закон отрицания отрицания характеризуется следующими особенностями:
• во-первых, отрицание старого новым – процесс объективный, не зависящий от сознания, воли людей. Отрицание не субъективное мнение извне, а этап объективного развития;
- во-вторых, диалектическое отрицание не сила или состояние, введённое извне, а результат внутреннего развития предмета и явления, его самоотрицания. Диалектическое отрицание не схоже с деятельностью, полностью уничтожающей предмет, это отрицание, позволяющее продолжение развития, возникновение нового;
- в-третьих, диалектика считает, что для всякого предмета и явления существует конкретный вид отрицания. Как и для всех видов представлений и понятий, для каждого вида предмета существует особый вид отрицания, здесь и происходит развитие;
- в-четвёртых, диалектическое отрицание не есть полное отрицание, это процесс связующий старое с новым. Диалектическое отрицание характеризуется преемственностью между старым и новым;
- в-пятых, диалектическое отрицание характеризует ход развития от простого к сложному, от одного качества к другому, процесс сохранения в новом всего положительного, что было в старом качестве.
Закон отрицания отрицания отражает процессы в различных сферах объективного мира и познания, имеет широкий круг действия. Если, например, зерно посеять в почву, то под влиянием тепла и влаги оно произрастёт, прорастает растение. Растение отрицает зерно, а новые зёрна растения отрицают растение и т.д. Закон отрицания отрицания проявляется и в нравственной жизни общества. Впервые закон отрицания отрицания описал Гегель. По его мнению, первичная, целостная мысль делится на противоречащие: положительную и отрицательную, состоящих из «да» и «нет». Деление целого надвое – отрицание антитезисное. В конце взаимодействия противоречащие мнения объединяются, возникает новая мысль (синтез). Таким образом, по мнению Гегеля, чистая идея в своём развитии проходит три этапа: тезис, антитезис и синтез. Всё что относится к развитию чистой идеи, относится ко всем предметам и явлениям материального бытия. Закон отрицания отрицания характеризует преемственность и повторяемость в развитии, в результате развитие не прямолинейно, а зигзагообразно. Особенность процесса развития в том, что новое не остаётся новым всегда: со временем оно стареет и отрицается. В результате чего процесс развития видится как двойное отрицание.
Диалектическое отрицание обозначает развитие. К примеру, вода, нагреваясь, превращается в пар, охладившись, обратно превращается в воду. Металл при нагревании становится жидким, при охлаждении – твёрдым. Здесь мы видим отрицание одного состояния другим. Но здесь не происходит развития, а явление сменяется другим. Диалектическое отрицание в отличие от вышеуказанного ставит целью разрешить такие противоречия, в результате чего в развитии достигается высокий уровень. Ещё одна важная особенность диалектического отрицания состоит в том, что второе отрицание не только уничтожает старое, но и обобщает, т.е. синтезирует всё положительное в развитии.
Отрицание отрицания завершает определённый этап в развитии, в тоже время служит отправной точкой для дальнейшего развития. Значит, понятие отрицания означает и время. Это время заключительного этапа определённого процесса, отправная точка для нового диалектического времени и это будет продолжаться бесконечно. Предмет, синтезированный в одних отношениях, будет состоять из начальной точки для нового развития.
Диалектическое развитие, движение не прямолинейное, а зигзагообразное, постепенно усложняющееся, расширяющееся, связанное друг с другом общей преемственностью, включающее в высшем этапе аспект начальной (отправной) точки. Развитие в отдельных случаях идёт регрессивно. Примером тому служит распад материальных систем, переход более высоких форм движения материи в менее простые. Но нужно отметить, возврат в развитии – временное ограничение движения вперёд. Общественный прогресс, например, развитие общества никогда не останавливается и является процессом закономерным.
Диалектическое понимание направления развития от простого к сложному не имеет ничего общего с метафизической теорией о круговом движении. Некоторые учёные считают повторение отдельных этапов, происходящих в мире, простым возвратом к старому. По их мнению, начало и конец природы и общества происходит по вполне совпадающим циклам или кругу. Как утверждал итальянский философ Ж.Г.Вико (XVIII в.) общество проходит в своём развитии 3 этапа:
- период детства – властвует религиозное мировоззрение и насилие;
- юношеский период – процветает рыцарство, аристократия и развитость;
- совершенство.
Селинглер считает, что общество переживает этапы: становление (1), процветание (2), кризис (3). Современный этап в истории человечества – этап кризисов, поэтому все достижения культуры должны быть уничтожены. По мнению, английского учёного Тойнби, история общества состоит из несвязанных между собой цивилизаций. Всякая цивилизация проходит этапы развития: весна, лето, осень, зима; детство, юность, совершенство и старость. Западная цивилизация в настоящее время в этапе совершенства и имеет особенность развития в будущем. Американский профессор Райд пишет, что история общества состоит из повторения определённых этапов, а именно эпохи героизма, время восстаний и восстановления. Человечество после современной цивилизации будет развиваться лишь возвратом в прошлое.
Известно, общая связь и развитие предметов и явлений образуют своеобразную «логику предметов», объективную диалектику. Эта объективная диалектика отражается в мышлении человека, т.е. в субъективной диалектике в виде определённых научных понятий, категорий. «Категория» в переводе с греческого означает «свидетельство», «определение», «высказывание». Философские категории – понятия, отражающие общие, важные черты, особенности и отношения предметов и явлений объективной реальности.
В истории философии более подробно вопросы сущности категорий изучены Аристотелем. В своих работах «Метафизика» и «Категории» он разъяснил сущность и философское значение понятий: сущность и явление, количество и качество, причинность, необходимость и случайность, целое и часть и т.д. В работах мыслителей Средней Азии, в частности, Хорезми, Фараби, Беруни, ибн Сины, Улугбека эти категории встречаются часто. Каждая наука имеет систему категорий, т.е. понятий, с помощью которых изучает закономерности развития предметов и явлений мира. Философские категории отличаются от понятий других наук рядом важных особенностей:
• во-первых, категории – это отражение самых общих связей в объективном мире. Объективное содержание категорий – это наиболее общие законы движения предметов и явлений действительности, существующие вне зависимости от сознания людей. Категории – форма отражения действительности в мышлении людей. Значит содержание категорий – это форма мышления, отражающая наиболее общие законы развития мира. Например, причинная необходимость, закономерность и пр. есть отражение законов природы, действительности, мира в мозге человека;
- во-вторых, категории как самые общие понятия есть форма мысли человека и имеют логическое содержание. Под логическим содержанием категорий понимают степень проникновения человеческого мышления в суть предметов. Категории не только обозначают самые общие и важные стороны мира, но и являются ступенями и опорной точкой познания. По мере их познания открываются самые общие закономерности предметов, явлений мира, важных для теоретической и практической деятельности человека. Философские категории отражают успехи человечества в освоении мира в результате своей деятельности. Философские категории объективны по своему источнику, содержанию, но субъективны по форме. Если предметы и законы их развития материальны, существуют вне зависимости от сознания людей объективно, то категории мышления существуют лишь в мозге человека;
- в-третьих, категории выполняют важную методологическую роль в научном познании. Философские категории, отражая действие самых общих законов, явлений объективного мира, с одной стороны, способствуют глубокому познанию сущности предметов, с другой стороны, позволяют получать и накапливать новые знания о предметах и явлениях объективного мира. Философские категории – методология научного познания, способ поиска результатов перехода от известного к неизвестному, поскольку они правильно отражают предметы и явления внешнего мира и как взаимосвязанных и развивающихся. Они являются общими методами процесса познания.
Категории дают сведения не только о существующих предметах, но и о тех предметах, которые должны будут существовать в будущем. Они способствуют пониманию не только настоящего состояния, но и указывают на направление развития и изменения. Поэтому они служат источником новых знаний. Всё это свидетельствует о непосредственном внедрении в практику философских категорий, исходя из их гносеологической природы;
- в-четвёртых, в основе формирования и развития философских категорий лежит совокупность материально-чувствительной деятельности человека-практика. Поэтому философские категории являются продуктом социальной практики. В процессе материального производства человек как субъект относится к предметам внешнего мира как к объектам своей деятельности. В отношениях субъекта и объекта формируются логические категории. Отражение закономерностей внешнего мира в форме мышления происходит также на основе практики. Практика проверяет правильность знаний, полученных через логические категории. Таким образом, соответствие содержания нашего мышления законам бытия происходит на основе практики и доказывается ею.
Категории других наук обозначают конкретную сферу связей, зависимостей в природе, обществе и мышлении, философские же категории обозначают самые общие связи, взаимовлияния в объективном мире.
Парные категории философии означают противоречивые им причинные связи, взаимовлияния и пр. в мире. Условно их можно разделить на три группы:
1. Категории, означающие самые общие связи действительности. Это категории отдельное, частное и общее, сущность и явление.
2. Категории, означающие строение действительности. Это категории содержания и формы, целого и части, структуры и элемента.
3. Категории, обозначающие детерминизм (причинность) между предметами и явлениями действительности: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности.
Категория «единичное» отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. «Общее» – это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности.
Особенное – это то, что является общим в отношении к единичному и единичным по отношению к общему.
Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне – то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.
Промежуточной категорией между единичным и общим является понятие «особенное». Приведем пример: статья (закона) – единичное; закон – особенное; право – общее. Понятие «закон» является общим по отношению к понятию «статья». В свою очередь понятие «закон» является единичным относительно понятия «право». Категории единичного, особенного и общего в процессе познания играют роль его опорных пунктов, ступенек от незнания к знанию.
Сущность – внутренняя сторона действительности, обозначающая глубокие сравнительно устойчивые связи и отношения, происходящие в предметах и явлениях. Явление – изменчивая, богатая особенностями движения, признаками сторона действительности, как проявление различных сторон сущности. Проникновение в сущность предметов через познание явлений позволяет выявить законы развития предметов и явлений. Известно, знание объективных законов – основа целесообразной деятельности субъекта предвидеть ход развития предметов и явлений в будущем.
Сущность и явление имеют общие и частные стороны. Во-первых, сущность означает внутреннюю связь предметов и явлений мира, а явление – внешние связи; во-вторых, поскольку внутренние связи означают сущность непосредственно не осязаемую чувствами. Сущность скрыта от нас, а явление, наоборот, непосредственно осязаемо чувствами; в-третьих, сущность отличается постоянством и стабильностью. В этом плане сущность сравнительно глубже явления, позволяет познать законы развития явлений. Явление отражает разные стороны предметов, и таким образом, явление богаче сущности.
Сущность и явление тесно взаимосвязаны в различных связях. Всякая сущность проявляется так или иначе, а явление – это та или иная сторона сущности. Также изменение или исчезновение сущности приводит к изменению или исчезновению явления. В связи сущности и явления сущность определяющее, а явление определяемое, вытекающее из сущности. Явление в определённой ситуации может искажать сущность, но, несмотря на это сущность предметов можно познать через явления.
Чтобы познать явление, надо его наблюдать. Чтобы познать сущность этого явления, надо его понять. Знание о явлении выражается в его описании. Знание о сущности этого явления – в его объяснении. Например, радуга – явление, сущность которого – рассеяние солнечного света в капельках влаги в атмосфере. Методологическое значение категорий сущности и явления заключается в том, что позволяет глубже осознать суть – содержание предметов и явлений мира.
К категориям, означающим строение предметов и явлений действительности, относят содержание и форму, целое и часть, структуру и элемент.
Содержание – комплекс внутренних элементов и связей, характеризующих конкретный предмет и явление. Форма – способ выражения содержания, его носитель, к примеру, содержание атома – элементарные частицы его образующие и их движение, его форма – порядок расположения этих элементарных частиц и их строение. Содержание и форма неразделимы во всяком предмете и явлении мира. Нет явлений, обладающих формой, не имеющих содержания.
В единстве содержания и формы решающим и основным является содержание. Сначала меняется содержание, а затем форма. Но, несмотря на это, форма относительно независима, активно влияет на развитие содержания. Единство содержания и формы не исключает противоположности между ними. Развитие возможно лишь тогда, когда содержание и форма предметов и явлений соответствуют друг другу. Поэтому своевременное разрешение противоречий между содержанием и формой играет важную роль в научном познании и практике. Элемент – составная часть взаимосвязанных, составляющих единую целую систему предметов и явлений. Структура – способ, порядок связи элементов, образующих целое, система отношений в рамках целого. Понятие структура означает стабильность системы, устойчивость в отношении различных внешних и внутренних процессов. Элемент и структура тесно взаимосвязаны, предполагают друг друга. Особенность связи элементов, образующих целое, система их отношений в рамках целого зависит от природы, количества и качества элементов, а качество, особенности, место, роль и значение элементов зависят от системы связей, т.е. структуры целого. Изменение тех или иных элементов, образующих целое, может быть причиной изменения структуры, а возникновение новой приводит к соответствующим изменениям в соотношениях её элементов. В предметах и явлениях появляются новые особенности, новые качества и количественные проявления.
Элемент и структура образуют единство противоположностей. Элементы в постоянном взаимодействии меняются, а структура стремится к стабильности, к не изменчивости. Это противоречие заканчивается на определённом этапе развития, когда изменённым элементам перестаёт соответствовать старая структура, происходит процесс разрушения старой и новой структуры.
На современном этапе научного познания категории целое и часть также обретают статус философских понятий. Целостность – самое общее свойство предметов и явлений материального мира. Какую бы часть материи не взять, она целая. Вместе с тем она часть большого целого. Всякое целое, имея определённое количество частей, представляет собой определённое качество. Всякий предмет, образованный из взаимосвязанных частей, есть целое. Целое проявляется как единство разнообразий. Разнообразие частей, их различие, качество – особенность целого.
Причинность – особый вид общей зависимости событий объективного мира. Причинность – такая внутренняя зависимость событий, означающая, что коли есть явление, оно может оказать влияние на другое явление. Причина – производитель соответствующего результата. Причиной называют влияние предмета или явления, создавшего или изменившего другой предмет в определённых условиях. Следствие – результат действия причины.
Причина – связь какого-либо влияния, она порождает результат, т.е. определённое следствие. Причину нужно различать от условия и предлога. Предлог может создать возможность какого-либо следствия, но не определяет его. На причину и следствие оказывают влияние окружающие их явления. Их совокупность – условие, которое необходимо для начала конкретного события, но само по себе оно не приводит к следствию. Причинно-следственные связи характеризуются:
- общим характером причинно-следственных связей явлений. Ни одно событие не происходит без причин;
- категории причины и следствия раскрывают корни происхождения индивидуальных, отдельных событий. Причинность – генетическая связь, определяющая происхождение процессов действительности;
- причинно-следственные связи образуют новое явление при наличии определённых условий в определённое время;
- с точки зрения времени причина предшествует следствию и производит его;
- причинно-следственные связи производят конкретное явление – следствие непременно.
Причинно-следственные связи проявляются в различной форме. К ним относят главные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр. причины. О данных формах причин писал Ибн Сина в «Канонах медицины». Философский анализ причинных отношений предметов и явлений позволяет глубже познать их сущность и изучать законы развития. Причинность одна из объемлемых частей любого закона. Категории причины и следствия призывают науку познавать новые и новые причинно-следственные отношения и закономерности, основанные на них. Познание закономерностей объективного мира – основная проблема сознательной практической и научно-теоретической деятельности человека.
Категории необходимости и случайности формировались в результате более расширенного представления людей о причинно-следственных отношениях, присущих предметам и явлениям мира. Необходимость – событие, определяемое процессом развития предметов, явлений, процессов, закономерно вытекающее из важных внутренних зависимостей и поэтому неизбежное. Основные особенности необходимости: 1) причина необходимости в ней самой, она вытекает из внутренней природы данного явления или процесса; 2) необходимость вытекает из глубоких, важных, повторяющихся внутренних связей предметов и явлений; 3) необходимость закономерно готовится предшествующим развитием; 4) необходимость имеет особенность неизбежности, направляет происходящие процессы; 5) причинность носит общий характер. Случайность образуется из внешних связей предметов и поэтому отличается неопределённостью, необязательностью. Случайность характерна для процессов, возможно происходящих или не происходящих.
Случайность отличается от необходимости: 1) причина случайности не в самой себе, а в других предметах и явлениях, она вытекает не из внутренних, а из внешних причин; 2) она вытекает из не главных, не существенных, второстепенных связей действительности; 3) случайность происходит под влиянием процессов всего развития явления; 4) случайность не определяет направление развития предметов, поэтому не является неизбежным; 5) случайность может произойти или не произойти; 6) случайность носит нетипичный, индивидуальный характер. Необходимость и случайность тесно взаимосвязаны, предполагают друг друга. Не существует случайности отдельно от необходимости, как и необходимости несвязанной со случайностью. Также взаимосвязь необходимости и случайности обозначается их переходом друг в друга в определённых условиях.
Возможность – ещё не свершившееся явление, но оно, возможно, произойдёт и станет действительностью. Превращение возможности в действительность определяет процесс развития. Действительность – существующий мир, существующие предметы. Действительность всегда происходит из возможности и, в свою очередь, на протяжении развития порождает всё новые и новые возможности, превращающиеся в действительность, этот процесс безграничен.
Возникновение и существование всякой действительности определяется влиянием определённых законов и условий. Если нарушаются эти законы и условия, то действительность лишается своей особенности – необходимости. Противоположная сторона возможности – невозможность, которая противоречит законам объективного мира, не соответствует ему. Возможность, в отличие от невозможности, обладает определённой степенью вероятности.
Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события для данных условий и при данной закономерности. Для появления возможность должна иметь минимальную, для совершенства – конкретную, для превращения в действительность совершенную степень вероятности. Возможности проявляются формально, абстрактно и реально. Формальные возможности хоть и не противоречат объективным законам, не имеют никаких условий для перехода в действительность. Возможность, недостаточная для превращения в действительность условиями, абстрактна. Абстрактная возможность – это несущественная тенденция развития предмета. Реальная возможность имеет все необходимые условия, закономерная тенденция развития объекта.
Формальная и абстрактная возможности не схожи с невозможностью, ибо имеют свои основу и корни в бытие. Абстрактная возможность в течение развития может стать реальной. Возможность и действительность диалектически взаимосвязаны. Эта связь отражается, прежде всего, в переходе их друг в друга, превращении возможности в действительность при определённых условиях и создании действительностью всё новых и новых возможностей. Этот процесс является противоречивым и требует определённых условий и времени.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое закон?
2. Какие особенности имеют законы природы и общества?
3. Что такое количество и качество, мера?
4. Какой закон раскрывает сущность, причины движения, развития?
5. Как понимать диалектическое отрицание?
6. Что такое преемственность в развитии?
7. Что такое противоречие? Какие виды противоречий вы знаете?
8. Как устраняются противоречия?
9. Что такое отрицание? Закон отрицания отрицания.
10. Раскройте сущность понятия «нигилизм».
11. Как вы объясните понятие «категория»?
12. Чем отличаются философские категории от категорий других наук?
13. Какие категории отражают самые общие связи? В чём их суть и связь?
14. Какие категории отражают структуру предметов и явлений?
15. Что такое детерминизм и индетерминизм?
16. Чем отличается причина от повода?
17. Что такое метод и методология?
18. Какова сущность диалектического метода?
19. В чём преимущество и недостатки метафизического метода?
20. Какова сущность софистики и эклектики?
21. Что вы знаете о синергетике?
22. Какие методы применяются на эмпирическом уровне научного познания?
23. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания?
24. Какие общелогические методы знаете?
25. Как рассматривает хаос и порядок в синергетика?
Задания для самостоятельной работы (рефераты, доклады, презентации)
1. Содержание понятия «методология».
2. Понятие «метод».
3. Диалектика субъекта и объекта в научном познании.
4. Методы, исторически сложившиеся в познании.
5. Синергетика как метод познания.
6. Диалектический метод познания.
7. Методы эмпирического уровня научного познания.
8. Методы теоретического уровня научного познания.
9. Формы научного познания и их роль в получении новых знаний.
10. Научное познание и знание.
11. Научный метод и его роль в познании.
12. Роль философии в научном исследовании.
13. Диалектика как наука.
14. Закон как философская категория.
15. Закон и закономерность.
16. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений.
17. Закон взаимодействия противоположностей.
18. Закон отрицания отрицания.
19. Категория преемственности.
9. Содержание и сущность философских категорий.
10. Основные и не основные законы диалектики.
11. Развитие старых и появление новых философских категорий.
Литература:
1. Основы философии/ Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана. – Ташкент: Ўзбекистон, 2004.- С.203-247.
2. Философия. Курс лекций/ Авт.-сост. И.Саифназаров и др– Ташкент, 2002.- С.109-121.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2003.
4. Спиркин А.Г.Философия. – М.: Гардарики, 2007.- С.285-307.
5. Пулатова Д.А., Иззетова Э.М. Философия. – Ташкент, 20013.
6. Философия. – Минск: НТЦ «АПИ», 1999.- С.172-211.
7. Туленова К.Ж., Иззетова Э.М., Агаронян Ю.А., Ли Е.В. Основы философской науки. – Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2011.
8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – М., 2009.
9. Лавриненко В.И.Философия. – М.,2006.
10. Философия. Учебник./ Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 182-192.
11. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.– М.: Проспект, 2003. -С. 458-522.