Методы воспитания по формированию навыков безопасного поведения на дорогах дошкольников
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1.3. Методологические подходы воспитания навыков безопасного поведения у детей на дорогах
Лекция 1. Воспитание навыков безопасного поведения у детей на дорогах: современные методы, формы и средства обучения и воспитания.
План Лекции 1.
1. Задачи и принципы работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах дошкольников.
2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
3. Воспитание навыков безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста.
1. Задачи, принципы работы и методы воспитания
по формированию
навыков безопасного поведения на дорогах дошкольников
Основными задачами работы по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах являются:
1. Подготовка ребёнка к процессу обеспечения личной безопасности в условиях окружающего мира.
2. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка, как основы безопасности в условиях общения с внешним миром.
Эти задачи реализуются через систему воспитательно-образовательной работы, направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с понятиями опасных для жизни ситуаций на дорогах и особенностей поведения в них. Эта работа осуществляется в комплексе всей многогранной и повседневной работы по всем разделам образовательной деятельности. Ведь в работе решаются не только задачи по данной проблеме, но и задачи по развитию логического мышления, развитию ориентировки в окружающем мире, развитию элементарных математических представлений и задачи по развитию речи.
Работа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, в силу её особой значимости для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов.
Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия лучше проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.
Принцип учёта условий городской и сельской местности. У городских и сельских дошкольников разный опыт взаимодействия с окружающей средой. У каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же программное содержание используется в разных возрастных группах, но с использованием методов, соответствующих возрастным особенностям детей.
Принцип интеграции, то есть проникновение работы по воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах во все виды педагогической деятельности.
Принцип координации деятельности педагогов. Деятельность педагогов дошкольного учреждения должна быть скоординирована таким образом, чтобы обеспечить последовательную и систематическую работу по данному направлению.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи, который предполагает реализацию системы сотрудничества с родителями по вопросам воспитания навыков безопасного поведения на дорогах.
И основной принцип, обеспечивающий перерастание знаний и умений детей не в количество, а в качество, а навыков в привычку и образ жизни, принцип сотрудничества и единства требований, перерастание педагогики требований в педагогику отношений личностей.
Выше перечисленные принципы определяют основные требования к построению содержания обучения детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах и ориентируют воспитателей на повседневную творческую работу, постоянное совершенствование и самообразование. Только такой подход обеспечит эффективность воспитательной работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге.
Методы воспитания:
• это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение
воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
• это пути достижения заданной цели воспитания;
• это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение
воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.
Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания:
Категория
Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром
Назначение
Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни
Функции метода
Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через:
1) Показ, пример - наглядно-практические формы
2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы
Формирование опыта поведения, организация деятельности через:
1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы
2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы
Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:
1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы
2) Соревнование, субъективно-прагматический метод - практические формы
Сущность
Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения
Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек
Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности
Некоторые приёмы воспитания
Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.
Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело
Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему
Результат
Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности
На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения.
Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:
1. Цели и задачи воспитания.
2. Содержание воспитания.
3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень
развития психологических и нравственных качеств.
4. Уровень сформированности коллектива.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».
6. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
7. Уровень педагогической квалификации.
8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).
9. Ожидаемые последствия.
Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
1. непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование,
приучение);
2. создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника
изменить свое отношение, позицию;
3. создание общественного мнения;
4. общение, деятельность организованные воспитателем;
5. процессы передачи информации в целях образования, а затем
самообразования.
6. погружение в мир искусства и творчества.
Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.
Основными методами обучения и воспитания безопасному поведению детей дошкольного возраста на дорогах выступают:
- наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений),
- словесные,
- игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры),
- практические (упражнения, опыты, моделирование).
2. Система работы по формированию навыков
безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
в условиях детского сада.
Рассмотрим особенности работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста. Её эффективность напрямую зависит от оптимизации средств, методов и форм работы с детьми. Эти средства не новы и традиционно используются в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Особенность их использования в работе по формированию навыков безопасного поведения на дорогах обусловлена степенью их возможности влиять на регулирование поведения детей.
Поведение должно характеризоваться навыком, готовностью выполнять целенаправленные действия, доведённой до автоматизма, в результате многократного повторения действия. А выполнение правил безопасности должно стать способом поведения, привычкой, осуществление которой в определённых ситуациях приобретает для человека характер потребности. Как известно, привычки складываются не только стихийно, но и являются продуктом направленного воспитания, в результате которого перерастают в устойчивые черты характера.
Для того чтобы получить этот продукт направленного воспитания целесообразно использовать в работе следующие формы обучения:
Формы обучения безопасному поведению на дорогах детей дошкольного возраста:
- НОД;
- беседы групповые и индивидуальные;
- художественно-творческая деятельность;
- игровые формы обучения;
- экскурсии;
- тренинги;
- наблюдения;
- ознакомление с художественной литературой;
- театрализованная деятельность.
Рассмотрим особенности использования этих форм обучения для формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Непосредственная организованная образовательная деятельность – основная форма воспитательно-образовательной работы в детском саду. НОД может проводиться один раз в месяц в рамках занятий познавательного цикла на основе разработанных тематических планов. На этих занятиях решаются задачи по расширению кругозора детей, совершенствованию умений и навыков. Особенность этих занятий состоит в том, что преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов. Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.
Большое значение для формирования у ребёнка поведенческих навыков оказывает непосредственное общение его с взрослым, с воспитателем. Поэтому в своей работе по формированию навыков безопасности больше внимание необходимо уделять организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к личности самого педагога, который должен стать примером для подражания. Преимущество использования в работе по формированию у детей навыков безопасности бесед обусловлено ещё тем, что такая форма работы позволяет педагогу осуществлять тактичную корректировку в поиске и выборе ребёнком нравственного пути.
Игра, игровые формы обучения – являются важнейшей формой работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста. Игра вплотную связана с окружающим ребёнка миром. Именно в игре формируются и перестраиваются психические процессы ребёнка. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, которые перерастают в образ жизни. Познавательные игры расширяют объём информации, получаемой детьми в ходе обучения, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. В интеллектуальных играх тренируются сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки. Сюжетно-ролевая игра в работе по формированию у детей навыков безопасности используется как моделирование реальных действий и ситуаций и выступает мощным противодействием негативного влияния окружающей среды.
Проведение тренингов для работы по формированию навыков безопасности на дорогах помогает сделать для детей более понятными смысл запретов и способов безопасного поведения, а также способствует формированию умений и навыков, отработке их на практике. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: поведение в опасных ситуациях и т.д. В игровой тренинг следует включать разного вида «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами. Но не следует превращать тренинги в весёлую игру. Дети должны относиться к ним серьёзно.
Художественно-творческая и театрализованная деятельность способствуют закреплению у детей навыков безопасного поведения на дорогах. В процессе этой деятельности ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, выражать своё отношение к отображаемому им сюжету.
Использование художественной литературы для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах предполагает отбор произведений соответствующей тематики. Как мы уже отмечали выше именно произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки – являются в работе по формированию у детей навыков безопасности основным способом сообщения новых знаний. На примере литературных героев и персонажей сказок дети учатся различать правильные и неправильные поступки, видят последствия, к которым могут привести те или иные необдуманные поступки. Данные художественные произведения связаны с содержанием той или иной темы работы по обучению детей правилам дорожного движения. Их можно использовать на разных этапах раскрытия темы в соответствии с конкретными педагогическими задачами.
Ценность таких форм работы как экскурсии и наблюдения заключаются в характере познавательной деятельности детей – целенаправленном, планомерном непосредственном восприятии наблюдаемых ситуаций, предметов и явлений окружающей жизни. Воспитатель помогает детям овладеть приёмами наблюдения: ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способам обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки. Содержание экскурсий и занятий и игр, связанных с наблюдениями, постепенно усложняются: выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связей между ними.
Средства обучения и воспитания
С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- плакаты, иллюстрации;
- настольно-печатные игры, дидактические игры;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;
- подборку художественной литературы по теме.
Реализация поставленной цели предусматривает следующее:
- разработку системы планирования;
- определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);
- разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;
- разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
- в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.
3. Воспитание навыков безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста.
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства:
- учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом,
- плакаты,
- макеты дорожных знаков,
- специальное оборудование для проведения игровых занятий,
- видеофильмы,
- компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
Методы обучения
Метод обучения - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности дорожного движения: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными книжками-тетрадями.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.
Например, исторические справки по дорожной тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.
Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной дорожной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.
Рассказ-объяснение педагог использует для совместного с учащимися поиска новых знаний, связанных с прежним опытом. Так, если ребенок знакомится с транспортом, разнообразным по величине, форме, цвету, конструкции, назначению, надо учить его видеть в автобусе, трамвае, грузовой машине нечто общее. Сначала ребенок только «узнает в лицо» в отдельности каждую машину. Поэтому важно рассмотреть, сделать анализ этих предметов. Задача педагога — выделить их существенные признаки. В данном случае это не цвет и величина, а назначение предмета и способ его движения. Анализируя эти признаки, можно сформировать их общее определение - транспорт. Зная этот термин, учащиеся получают опору для восприятия предметов категориями и начинают относить новые предметы и образования к тем или иным понятиям.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.
Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам). Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного.
В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой - актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в дорожной среде.
В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные - комментировать, поправлять. Можно предложить каждому учащемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учащихся.
Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Учащийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.
Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальным дорожным движением. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в дорожной среде. То есть младших школьников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.
Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.
Домашние задания, имеющиеся в предлагаемых для использования книжках-тетрадях, даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности дорожного движения, закрепить и обобщить изученное в школе.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравниваю с образцом (эталоном).
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного много кратного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.
В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных ситуаций, анализа и оценки ошибочных неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Так, организуя ролевую игру «водители-пешеходы» педагог дает детям соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?»
В игре дети должны понять, что на дороге нельзя метаться: остановись, и машины тебя объедут. Цель — научить ребенка спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел ее перейти.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с дорожной средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.
Педагог просит детей прислушаться к уличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Методы воспитания
Методы воспитания - это способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение младших школьников.
Применительно к тематике безопасности дорожного движения рекомендуется использовать следующие методы воспитания.
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводи наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идей внушения лучше формулировать по-разному. Эффект внушения можно наблюдать сразу, но для этого педагог должен терпеливо и настойчиво внушать ребенку, что его безопасные действия на дороге для его же блага.
Убеждение - это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В образовательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, работе с учебной книжкой-тетрадью, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Ребенку надо постоянно объяснять смысл и необходимость безопасных действий. Только разумное, сознательное выполнение правил создает внутреннюю потребность поступать именно так. Главное - добиться внутренней убежденности учащихся в необходимости правильного, культурного поведения в дорожной среде. Детям не следует говорить только «нельзя». В этом возрасте нужны частые подкрепления, повторения, разъяснения, почему нельзя. Одновременно с тем, что нельзя делать на дороге, нужно объяснить и показать, что можно. Например, из-за стоящего транспорта на дорогу выходить нельзя, а по пешеходному переходу — можно. Ребенок должен понять, что запрет, например, играть на дороге не временный (сегодня нельзя, а завтра можно), а постоянный. В воспитании надо проявлять твердость и последовательность в сочетании с добротой и вниманием к ребенку.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера — подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от нее очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Формы обучения
В постоянно меняющихся условиях современного учебного и воспитательного процесса от педагога требуется постоянная выработка и воплощение оптимальных нестандартных педагогических решений. Тем самым каждый вырабатывает для себя и апробирует на детях свою педагогическую среду, которая является условием организации жизнедеятельности детей, направленной на формирование отношений ребят к миру, людям и друг к другу. Эта среда включает в себя принципы, формы, методы и приемы обучения, которые педагог умело, сочетает и эффективно применяет в разных педагогических условиях обучения и воспитания.
Обучая детей ПДД. необходимо использовать все доступные формы обучения и воспитания:
- тематические и игровые уроки,
- тематические занятия,
- эвристические беседы,
- обсуждения ситуаций,
- наблюдения,
- использование компьютерных программ,
- экскурсии,
- заучивание стихов,
- чтение художественных текстов,
- просмотр видеофильмов и мультфильмов,
- игры и т.д.
Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, следует активно использовать все известные игровые методики.
Эти методики включают в себя практически все формы работы:
• тематические праздники;
• ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры и игровые моменты;
• конкурсы;
• эстафеты;
• диалоги;
• беседы;
• диспуты;
• тренинги;
• письменные творческие задания (сочинения, сказки и пр.);
• соревнования.
Они предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения, поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры. Игровые методики дают толчок развитию психологической пластичности, и самое главное - прочно закрепляют знания по культуре поведения на дороге. Чаще всего игры используются при контроле знаний.
Виды контроля:
• текущий контроль умений и навыков,
• контроль домашней подготовки,
• итоговый контроль (после завершения изучения какой-либо темы) как один из способов организации обратной связи.
Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является очень эффективной для детей, впрочем, как и для взрослых. Через игровые же моменты активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность ребенка.
Важную роль в развитии познавательной активности младших школьников играют упражнения в устном и письменном сочинении. Выражая в речи свои чувства и эмоции, ребенок выявляет свое отношение к событиям и поведению действующих лиц. В сочинении ученик излагает свои собственные мысли, появившиеся у него в результате его жизненного опыта, наблюдений, приобретенных знаний, выражает свои чувства, переживания.
Эвристическая беседа - новая форма обучения, когда дети сами «выводят» законы, формулы. Она создает атмосферу сотрудничества и творчества, доставляет детям удовольствие от учебной деятельности. Это одно из самых сильных средств стимуляции познавательной активности детей.
Средства обучения
Необходимым условием успешного обучения школьников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Занятия необходимо проводить в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами.
Методические:
• методический комплект «Правила дорожного движения» - макеты перекрестков, участников дорожного движения;
• материалы обучающих курсов для родителей и педагогов;
• подборка памяток для детей и родителей;
• материалы для проведения родительских собраний;
• дорожные знаки с методическими указаниями;
• комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГИБДД»;
• тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов для участников 1-6-го годов обучения;
• разработки игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др.
• положения о конкурсах, смотрах и др.
Дидактические:
• игровой материал «Дорожные знаки» (собери дорожный знак; какой знак лишний в логической цепочке; распределить по сериям; кубики с изображением дорожных знаков);
• плакаты «Формы перекрестков», «Жесты регулировщика», «Сигналы светофора»;
• фотоматериал «Улицы нашего города», «Ретро-автомобили», «Эмблемы автомобилей», «Марки отечественных и зарубежных автомобилей»;
• шифровки, карточки для игровых конкурсов «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
• макеты улиц и перекрестков;
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
• видеоматериалы «Ситуации на дорогах»;
• книжки-раскраски по теме;
• тематические альбомы для рассматривания;
• компьютерные обучающие программы;
• детская художественная литература.
Технические:
• телевизор, видеомагнитофон, магнитофон;
• аудиовизуальные средства;
• макет светофора, жезлы;
• стенды «Дорожные знаки», где знаки распределены по сериям;
• стенд «Дорожная разметка»;
• велосипеды, атрибуты для велоэстафеты;
• уголки безопасности;
• наборы тематических плакатов;
• настольные игры по ПДД;
• форма для участников конкурсов, слетов, летней лагерной смены;
• игровые костюмные атрибуты.
Вне кабинета:
• пришкольный автогородок;
• разметка на пришкольной площадке.
Тому, кто должен создавать и подбирать все эти материалы, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.