Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

  • 👀 332 просмотра
  • 📌 268 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Правовое воспитание детей дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» pdf
Правовое воспитание детей дошкольного возраста «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» Ф.М. Достоевский План 1. 2. 3. 4. Значение правового воспитания. Понятие права, правового воспитания. Компоненты правового воспитания детей дошкольного возраста. Методика правового воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание правовой культуры взрослых 1. Значение правового воспитания. Понятие права, правового воспитания Значение правового воспитания В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Каждый гражданин России, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Воспитание высоконравственных самостоятельных граждан правового, демократического государства, способных к социализации, продолжению образования, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой степенью ответственности за судьбу Родины, проявляющих уважительное отношение к националь-ному достоянию, языкам, традициям и культуре народов нашей страны является одним из важнейших условий развития общества. Именно такой гражданин является сегодня национальным воспитательным идеалом и высшей целью образования. Значение правового воспитания  «Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. М., 2009. Значение правового воспитания В сфере личностных отношений правовое воспитание должно обеспечить:  готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;  способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;  осознание ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности, умение им противодействовать;  свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию Значение правового воспитания В сфере общественных отношений правовое воспитание должно обеспечить:  законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок В сфере государственных отношений правовое воспитание должно обеспечить:  укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления «Концепция ДНРВ личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. М., 2009». Понятие прав человека  Право – система общеобязательных норм, правил и отношений, устанавливаемых и охраняемых государством и регулирующих жизнедеятельность общества; включает права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.  Благодаря праву человек получает возможность жить, учиться, заниматься любимым делом, создавать семью… Правовые нормы упорядочивают общественные отношения, поведение людей, определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, необходимо знание норм права. Законодательная правовая основа    1914 – Декларация прав ребенка Н. К. Вентцеля; 1924 – Женевская декларация прав ребенка; Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) утверждает права человека на жизнь, свободу и равенство в правах, на личную неприкосновенность, тайну корреспонденции и др. 1959 – Декларация прав ребенка (утв. Генеральной Ассамблеей ООН). В ней говорится, что ребёнок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др. Всеобщая декларация прав человека  Право на жизнь  Право на социальное обеспечение  Право на медицинский уход  Право на отдых и досуг  Право на свободу  Право на труд  Право на равенство в правах и достоинствах  Право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну и возвращаться в нее  Право на свободу мысли, совести и религии, свободу менять свою религию или убеждения  Право на бесплатное общее образование Законодательная правовая основа Законодательная правовая основа Законодательная правовая основа  1974 – Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении.  2 декабря 1993 года принята Конституция Российской Федерации – основной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. 1995 – Семейный кодекс РФ. 1998 – ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Задания Правда ли, что…  10 декабря – День прав человека?  Каждый человек имеет право свободно передвигаться в пределах каждого государства?  Дети имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций?  За нарушение Декларации прав человека следует уголовное наказание?  Родители имеют право, но не обязаны заниматься воспитанием детей?  Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях? Задания Правда ли, что…  Алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления?  Допрос ребенка до 14 лет должен проходить при присутствии педагога?  К несовершеннолетним может применяться наказание: лишение свободы сроком на 10 лет?  Подлежит наказанию нецензурная брань в общественных местах?  Запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним?  Педагоги и родители не должны вмешиваться в личную жизнь и тайну корреспонденции детей и посягать на их репутацию? Задания Правда ли, что…  Право на имя и гражданство должно принадлежать ребенку с его рождения?  Отец освобождается от обязанности по заботе и воспитанию детей в случае развода?  Декларация прав ребенка гарантирует возможность игр и развлечений детям в целях образования?  К ребенку можно применять некоторые формы небрежного отношения и жестокости в случае непослушания или правонарушения?  В случае оставления без заботы или жестокого обращения с ребенком он может быть разлучен с родителями?  Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ? Задания Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя текст законодательных актов о правах ребенка:  Права появляются у ребенка с наступлением совершеннолетия, когда закон наделяет его полной правовой ответственностью.  Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. Задания Расшифруйте аббревиатуры:  ООН  ЮНЕСКО  ЮНИСЕФ Задания Назови героев и произведения:  Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.  Он воспользовался правом на свободное передвижение в пределах страны, но, в итоге, лиса посягнула на его право на жизнь.  Этот герой многих русских народных сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве.  Сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. Правовое воспитание Правовое воспитание Очень часто в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. И несмотря на то, что с момента ратификации Конвенции о правах ребенка прошло более 20 лет, её статьи либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Важно учить детей радоваться жизни, ценить жизнь и беречь её, воспитывать уважение к самому себе. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Ребенок должен знать и понимать, что он равноправный со взрослыми человек. Его права, как и права любого человека, нельзя нарушить! Правовое воспитание Т.И.Акимова правовое воспитание определяет как организованное, систематическое и целенаправленное воздействие на личность, формирующее правовые установки, правосознание, правовую культуру, привычки и навыки активного правомерного поведения. 2. Компоненты правовой культуры детей дошкольного возраста Основные задачи правового воспитания: • сформировать правовые представления, понятия, взгляды и убеждения, выступающие в виде личного правового сознания, т. е. донести до сознания детей в доступной форме основные положения документов, защищающих права человека и ребёнка, познакомить с социально-правовыми нормами и правилами поведения; • воспитать веру в справедливость законов, их необходимость и целесообразность, веру в неотвратимость наказания за противоправные поступки; • формировать у детей способность оценивать своё поведение и поступки окружающих; • ориентировать на ненасильственную модель поведения, воспитать привычку поступать в соответствии с требованиями морали и права, социальную ответственность, нетерпимое отношение к нарушениям норм морали и права, стремление к участию в борьбе за укрепление законности и правового порядка; • создавать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения, самоуважения и положительного отношения к окружающим людям вне зависимости от их происхождения, расы, национальности, языка, пола, возраста, личностного своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков, приобщать к ценностям сотрудничества; • формировать чувство собственного достоинства, умения высказывать свою точку зрения, находить аргументы в пользу своей позиции, сравнивать свою точку зрения с иной, уважать позицию оппонента и соглашаться с ней, конструктивно разрешать конфликты и споры; • содействовать защите прав и достоинств детей, обеспечить каждому ребёнку оптимальные условия развития и самореализации, проводя работу с взрослыми, окружающими ребёнка, и обучая самих детей защищать свои права. Компоненты правового воспитания детей дошкольного возраста Н.Ю.Ган выделяет компоненты правового воспитания дошкольников:  информационно-познавательный – знание воспитанниками своих прав и обязанностей;  поведенческо-деятельностный – владение навыками и умениями по реализации правового поведения, умение воплотить свои права в деятельности, использовать обязанности и соблюдать запреты;  эмоционально-оценочный – оценка своей деятельности, умение оценивать с точки зрения норм права поступки других людей •Уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на нравственные нормы, чтобы избежать наказания со стороны взрослых, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. •В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова). •Дети 6–7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих. По мнению психологов, старший дошкольный возраст характеризуется развитием морально-правового осознанного отношения ребенка к установленному в обществе порядку и позволяет успешно формировать правовую культуру. В соответствии с мнением С.А. Козловой, права, с которыми необходимо знакомить детей в дошкольном возрасте, разбили на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей. первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются третий блок – права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальной жизни Задания   Разделить основные права ребенка на три выше названные группы. Подобрать для иллюстрации каждого права сказки и/или иные художественные средства (например, в каких произведениях нарушены право на имя, образование, личную неприкосновенность, жизнь, свободу, необходимый уровень жизни, неприкосновенность жилища, в каких произведениях реализовано право на свободу мирных собраний или право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?) В первый блок входят права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестокого обращения и т.д. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право. Формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен также соблюдать их по отношению к другим детям. Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия, на личную жизнь и тайну корреспонденции. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями. Методическая работа в этом блоке должна опираться, прежде всего, на исходное изменение позиции взрослого, который обязан внимательно присматриваться к себе, следить за тем, чтобы не нарушать права маленького человека. Вместе с тем, детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции, сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента. Третий блок прав - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребенка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идет о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т.д. Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений. Цель ознакомления детей с правами третьего блока – расширить их представления о правах ребенка, научить «приобщать себя к проблемам мира». Работа по правовому воспитанию может быть условно разделена на 3 этапа: 1) знакомство с нравственными нормами и правилами поведения (дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся согласовывать права и обязанности, гуманно общаться с людьми); 2) изучение и осознание детьми собственных прав (знание прав осознается, как щит, прикрывающий ребенка от посягательств и произвола взрослых); 3) знакомство с документами, защищающими права ребёнка и формирование навыков поведения, умений защищать и отстаивать свои права. От компетентности педагога зависит соблюдение прав детей в ДОУ и защита от жестокого обращения в семье. Задача воспитателя, как педагога – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, содействовать защите прав и достоинств детей. 3. Методика правового воспитания детей дошкольного возраста Первое концептуальное положение: приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых – родителей, воспитателей, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребенка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей. Второе положение. Применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нормы поведения и взаимоотношений. В целях правового воспитания используются следующие методы обучения:  наглядный (рассматривание плакатов о правах ребенка, иллюстрации к сказкам, документов «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка»),  словесный (беседа о правах ребенка),  практический (дидактические игры),  методы проблемного обучения. Эта работа организуется в процессе разных видов деятельности:  игровой (хороводные игры, «игры-братания» и «игрыпохвалы»);  проблемно-поисковой и экспериментирования (решение ситуаций);  продуктивной (рисование, лепка, аппликация, выставки любимых вещей);  наблюдение и самонаблюдение;  театрализованной деятельности. Целесообразно при устраивании выставок:  во время отбора экспонатов закреплять представления детей о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.),  приучать бережно относиться к своим и чужим вещам,  готовить с детьми рассказы о том,, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога. Могут быть использованы следующие средства правового воспитания:  совместная деятельность,  социальная и культурная атмосфера города или поселка, в котором живет ребенок,  искусство,  средства массовой информации. Для раскрытия содержания статей Конвенции такие исследователи как О.И.Борисова, С.А.Соловей, Т.Н.Львова и др. рекомендуют использовать художественную литературу. Так как настоящий текст правовых документов изложен сложным юридическим языком, ребятам предлагают познакомиться с ними через литературные произведения. Однако знакомство детей с правами человека на основе сказок нужно проводить весьма осторожно, так как в них существует совсем иная оценка действий героев. Использование системы правовых оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев Рекомендуется использовать хорошо знакомые литературные произведения, в которых сюжет отражает определенные социальные явления:  «Чиполлино» Д. Родари,  «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена,  «Приключения Буратино» А. Толстого,  «Айболит» К.И. Чуковского,  «Воробьишко» М. Горького,  «Золушка» Ш. Перро,  русская народная сказка «Морозко»,  ненецкая сказка «Кукушка»,  стихи о семье, пословицы, поговорки. Дети анализируют поступки литературных и сказочных героев с точки зрения права и морали. Пытаются «переписать» сказки:  изменить сюжет,  придумать героям другие диалоги,  ввести новых персонажей для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Продолжением работы по правовому воспитанию становятся многочисленные праздники, развлечения, образовательные спектакли, где герои представления – сверстники самих детей. Детям 5–6 лет доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная (3 блока). Прежде чем детям расскажут о Декларации прав ребёнка, воспитатель проводит:  серию этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила взаимоотношений,  дети учатся жить в группе по своим справедливым «законам», которые «устанавливают» сами (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать, всегда говорить друг другу правду и др.). «Декларация» в каждой группе получится своя. Дети оформляют её в виде самими написанной и проиллюстрированной  книги,  доски и др. Для закрепления знаний о правах и обязанностях можно использовать  театрализованные игры,  разыгрывать проблемные ситуации и т.д.  рисование «Я и мои права», «Город Счастья», «Как я отдыхаю», «Я и спорт» и т.п. С детьми подготовительной к школе группы ознакомление детей с собственными правами может идти в ходе проекта «Откуда мы родом». Проводится:  цикл образовательных мероприятий «Приключения маленького человечка» (по книге Т.Усачева);  настольные, напольные и настенные игрыпутешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру;  этические беседы с детьми;  рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику,  сюжетно-ролевые игры. Дети совместно с родителями  разрабатывают семейные гербы,  изготавливают поделки, аппликации. Помогает активное использование СМИ для освещения деятельности пропаганды правовых знаний, проведения различных конкурсов и викторин по правовой тематике, встречи с ведущими специалистами-правоведами, сотрудниками правоохранительных органов. Эффективность правового воспитания старших дошкольников возможна при следующих условиях:  использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;  создание в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;  обеспечение преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.  обеспечение открытого характера деятельности ДО (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информативность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении с другими образовательными учреждениями и социальными институтами города);   обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая детей и взрослых; организация предметно-пространственной среды в ДО, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.). О.Н.Петрова выделила следующие условия формирования правовых представлений:  использование и анализ материалов Конвенции, специальных пособий, рекомендаций, парциальных программ, курсов, которые расширяют круг правовых представлений;  включение детей в круг специальных занятий, направленных на формирование правовых представлений Критериями правовой культуры у ребенка дошкольного возраста являются:  полнота знаний детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний;  умение оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности,  умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,  сформированность качеств самоконтроля, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности. Уровни представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека Высокий – знает о своих правах и обязанностях; – может оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения норм поведения; – использует свои знания в различных видах деятельности; – умеет соблюдать запреты и исполнять обязанности. Средний – вспоминает свои права и обязанности с помощью взрослого; – оценивает свое и чужое поведение с помощью взрослых; – использует свои знания о правах в различных видах деятельности по подсказке воспитателя; – не всегда соблюдает запреты и исполняет обязанности. Низкий – не знает о своих правах и обязанностях; – не умеет оценивать свое поведение и поведение сверстников; – не проявляет интереса к использованию своих знаний о правах в разных видах деятельности; – не соблюдает запреты и не исполняет обязанности. Задачи правового воспитания решаются в программах:  Макаровой Т. В. «Толерантность и правовая культура дошкольников»,  Голицыной Н. С. «Ознакомление старших школьников с Конвенцией о правах ребенка»,  Болотиной Т. «Защити меня»,  Соловьевой Е. В. «Приключения Буратино»,  Лопатиной А. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» и др. 4. Воспитание правовой культуры взрослых Первая необходимая составляющая для формирования правовой культуры ребенка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Для высокой эффективности работы необходимо взаимодействие всех педагогов и специалистов. Материалы работы обсуждаются на педагогических советах, семинарах, методических объединениях, где проходит изучение изменений в законодательстве, связанных с охраной прав детства в РФ. Оформляются уголки «Права детей» в старших группах. Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, разбор отдельных случаев с поиском правильного выхода из положения, чтение статей Декларации т.д. Работа с родителями и педагогическим коллективом должна проходить длительно и систематично. В работе с педагогами проводятся консультации, семинары, деловые игры, дискуссии, в ходе которых осуществляется:  анализ различных ситуаций, затрагивающих права педагога, родителей и детей, с выявлением причин их возникновения;  просмотр видеозаписей с последующим обсуждением;  изучение законов и нормативно-правовых документов, касающихся защиты прав детей;  чтение научной психолого-педагогической литературы по проблеме, журнальных и газетных статей;  обмен оптом с коллегами на методическом объединении С целью контроля уровня сформированности знаний и умений педагогов в области правового образования детей старшего дошкольного возраста можно использовать  тесты,  конкурс на лучшее оформление уголка по правовому просвещению родителей,  аукцион дидактических игр по ознакомлению с правами детей 5-7 лет. Построение единой содержательной системы по охране прав ребенка напрямую связано с преемственностью в работе между педагогами группы и подкрепляется тесной связью с семьей. От компетентности педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в ДО защита от жестокого обращения в семье. Задача воспитателя, как педагога – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно, или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей. Для изучения семей воспитанников группы педагоги используют одну из эффективных методик наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательная информация о психологическом климате семьи получаем из рисунков детей на темы:  «Моя семья»,  «Мой любимый человек». Можно использовать тестирование, анкетирование родителей. В работе по правовому просвещению родителей используется наглядная информация:  Папки-передвижки и информационные стенды «Права ребенка»  Фотовыставки и фотогазеты  Папку с консультациями «Школа заботливых родителей», которую регулярно пополняем новыми материалами по правовому просвещению родителей  Рисунки детей.  Памятки для родителей. Популярными методами работы с родителями являются беседы, совместные праздники. На мероприятиях совместно с родителями можно анализировать проблемные ситуации с использованием анонимных анкет, обсуждать литературу по интересующим темам.     Стенд для родителей создаётся при участии самих родителей. Готовя выпуск “Правовое воспитание”, они читают материал, знакомятся: с принципами, описанными в Декларации о правах ребенка; с основными правами ребенка, закрепленных в Конвенции ООН и Конституции РФ; с памятками “Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей”, “Три способа открыть ребенку свои права”; узнать, какие социальные права гарантированы детям.  В плане работы с родителями воспитанников предусмотрено организовать дискуссионные встречи или заседания родительского клуба по темам: «Ответственность и независимость вашего ребенка», «Дети и СМИ», консультации: «Играем вместе с детьми», «Роль бабушки и дедушки в воспитании ребёнка».  Может быть проведен цикл родительских собраний на темы: «Защита прав и достоинств ребенка», «Защищаем права ребенка в детском саду», «Мама, мама, ты одна не предашь и не разлюбишь». Литература 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 дек. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 22.05.2019). 2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.s html (дата обращения: 22.05.2019). 3. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 22.05.2019). Литература 5. Акимова, Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Текст] / Т.И. Акимова. – М. : Владос, 2000. – 78 с. 6. Борисова, О. Правовое воспитание дошкольников [Текст] / О. Борисова // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – С.82–84. 7. Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости [Текст] / Л. Васильева-Гангнус. – М. : НИГМА, 2019. – 184 с. 8. Вахрушева, Л.Н., Мокеева, С.В. Формирование представлений о правах у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры [Текст] / Л.Н. Вахрушева, С.В. Мокеева // Вестник ВятГУ : науч. электрон. журн. – 2018. – С. 81–90. 9. Ган, Н.Ю. Педагогический мониторинг правового воспитания старших дошкольников [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Н.Ю. Ган. – Екатеринбург, 2002. – 218 с. Литература 10. Давыдова, О.И. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст] / О.И. Давыдова, С.М. Вялкова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. 11. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст] : практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / авт-сост. Е.В. Соловьёва [и др.] – М. : АРКТИ, 2004. – 88 с. 12. Кваша, А.А. Правовые установки граждан [Текст] / А.А. Кваша. – Волгоград. – 2002. –18 с. 13. Козлова, С.А. Мы имеем право [Текст] : учебнометодическое пособие / С.А. Козлова. – М. : Обруч, 2010. – 208 с. 14. Кочергина, В. Правовое воспитание дошкольников [Текст] / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6 – С.21–25. Литература 15. Мокеева, С.В., Вахрушева, Л.Н. Развитие представлений о правах детей 5–6 лет в процессе познавательной беседы // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2017. Т. 29. С. 237–242. 16. Мулько, И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре [Текст] : Методическое пособие для ДОУ / И.Ф. Мулько – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. 17. Никитин, А.Ф. Обучение правам человека [Текст] /А.Ф. Никитин. – М. : – 1990. – С. 54–56. 18. Певцова, Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков [Текст] / Е.А. Певцова. – М. : Новый учебник, 2003. – С. 47. 19. Петрова, О. Практикум по правовому воспитанию [Текст] / О. Петрова. // Ребенок в детском саду. – №4. – 2002. – С. 81–84. Литература 20. Усачёв, А. Приключение маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых [Текст] / А. Усачёв. – М. : РИО Самовар, 2005. – 95 с. 21. Федотова, С.В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека [Текст] / С.В. Федотова. // Современное образование: проблемы и перспективы : Сборник научных трудов. – Москва, 1998. – С. 94–96. 22. Шабельник, Е.С. Права ребенка [Текст] : Учебник для начальных классов / Е.С. Шабельник. – М. : ВитаПресс, 1998. – 56 с. 23. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка [Текст]: метод. пособие для занятий с детьми 5–10 лет /Т.А.Шорыгина. – М. : Сфера, 2018. – 144 с. Спасибо за внимание!
«Правовое воспитание детей дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot