Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы психологии труда и её основные методологические принципы.

  • 👀 746 просмотров
  • 📌 714 загрузок
  • 🏢️ Голицынский пограничный институт ФСБ России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы психологии труда и её основные методологические принципы.» doc
ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФСБ РОССИИ Кафедра № 22 ЛЕКЦИЯ по учебной дисциплине «Психология труда» ТЕМА № 2 Методы психологии труда и её основные методологические принципы. Подготовил: профессор кафедры № 22 Казачков А. И. ГОЛИЦЫНО – 20__ План лекции: Введение 1. Неэкспериментальные методы психологии труда. 2. Экспериментальные методы психологии труда. 3. Методологические принципы психологии труда. Заключение. Литература: Основная: 1. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Дополнительная: 1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Юнити, 1998. 3. Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной, организационной деятельности. – М.: Академический проект, 2003. 4. Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект, 2002. 5. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. – М., 1992. 6. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности// Современная психология: справочное руководство. – М., 1999. 7. Котепова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М., 1986. 8. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология руда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестоматия). – М., 1995. 9. История советской психологии труда: хрестоматия. – М., 1983. 10. Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина// Вопросы психологии. 1990. № 1. ВВедение. Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, на­полняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо об­щепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Методы – это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Существует две большие категории методов: группа неэкспериментальных методов, представляющая собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях, и группа эксперимен­тальных методов, включающая целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности. В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств. Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов. 1. Неэкспериментальные методы психологии труда. Наблюдение является базовым методом психологического изучения профессиональной деятельности. Наблюдение – это метод психологического исследования, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения. С помощью наблюдения определяют характер профессиональных задач, структуру рабочих операций, участие анализаторных систем в приеме информации, особенности профессионального взаимодействия. Традиционно выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение). Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соот­ветствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональ­ные реакции и коммуникативные процессы. Длительное на­блюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления. Выделяются следующие основные области применения наблюдений: 1) анализ поведения одного человека при систематических изменениях ситуации - это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций и т. п.; 2) наблюдение за работой одного человека (группы) в разных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности. 3) наблюдение за поведением различных людей в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности, дать сравнительную характеристику качества деятельности. Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, кото­рые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространен­ными среди них являются фотография рабочего дня, хроно­метраж, анализ продуктов трудовой деятельности. Фотография рабочего дня представляет собой получение информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Способы регистрации параметров при организации данного способа могут быть разными — психолог может непосредственно сопровождать работника или наблюдать за его поведением. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основ­ной деятельности, мимику, маршруты передвижения во вре­мя работы. Результаты фотографии рабочего дня представ­ляются в виде графиков, это дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, со­отношении основных и вспомогательных функций и удель­ном весе каждой из них в структуре деятельности. Хронометраж (от греч. chronos — время, metreo — измеряю) предполагает регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса. Хронометраж позволяет определить различные временные характеристики трудового процесса, на основании которых можно установить распределение затрат времени на выполнение различных производственных операций и на устранение помех, фактические затраты времени на изготовление единицы продукции и сменной нормы, потери времени на действия, опосредованно влияющие на трудовую деятельность (уход с рабочего места, отсутствие материала). Так же с помощью этого метода можно определить динамику двигательной и сенсорной активности человека и других показателей его работоспособности. Как и любому методу объективного обследования, проведению хронометража должна предшествовать специальная подготовка, заключающаяся в определении и изучении трудовых операций. Вместе с тем, использование этого при­ема требует от психолога большой осторожности и такта. Дело в том, что на предприятиях часто проводится произ­водственный хронометраж, который ставит своей целью пе­ресмотр нормативных показателей, обычно в сторону их уве­личения. Поэтому присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отноше­ние к проводимому психологическому обследованию. Поэто­му психолог должен перед проведением хронометража объяснить цели и задачи будущего исследования и поста­раться снять негативные установки у работников. Еще одним дополнительным методом, повышающим объективность наблюдения является анализ продуктов трудовой деятельности – метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой деятельности. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод – с помощью этого метода изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. Анамнез (психологический) – совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности профессионального пути. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личност­ных особенностей, не поддающихся непосредственному на­блюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что «полностью и всесторонне личность может быть изучена только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом ее изучения.» Виды: • субъективный анамнез – высказывания самого испытуемого; • объективный анамнез – высказывания о нем других людей и характеризующие его документы. Группу субъективных психологических методов изучения трудовой деятельности представляют самооценочные методы. Их характерной чертой и отличительной особенностью является то, что информацию об исследуемой деятельности или о себе лично дает сам испытуемый. Эта информация носит субъективный характер, может сознательно или бессознательно иска­жаться испытуемым, однако зачастую она является един­ственным источником сведений об особенностях деятельно­сти, недоступных получению с помощью других методов, Это связано с тем, что никто другой как сам участник трудового процесса, не в состоянии объяснить многие ню­ансы деятельности, возникающие при ее выполнении труд­ности, применяемые трудовые приемы и способы их выпол­нения и т.п. Основными из самооценочных методов являют­ся такие методы, как самонаблюдение, самооценка и самоотчет. При проведении самоотчета испытуемый получает ин­струкцию «думать вслух» в процессе работы, т. е. прогова­ривать каждую операцию. Иногда с этой целью испытуе­мого просят рассматривать исследователя, как ученика и объяснять ему необходимые действия. Сначала самоотчет охватывает узкий круг вопросов, потом этот крут расширя­ется. Как показывает практика, после определенных труд­ностей, связанных с привыканием к новым условиям, испы­туемые оказываются в состоянии сообщать о своих размыш­лениях и действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективизация деятельно­сти помогает испытуемым осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимание, и оказывает положи­тельное влияние на успешность деятельности. Для анализа внутренней структуры мыслительных операций метод са­моотчета («думанье вслух») является пока незаменимым. Самонаблюдение — это наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого субъек­та. В этом случае исследователь становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особен­ности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода. Одновременно работают два психолога, что бы по возможности минимизировать влияние их субъективных оценок. В процессе обучения и самостоятельной работы психолог наблюдает труд и одновременно фиксирует в памяти свои переживания, сопровождающие освоение умений. В конце акждого дня психолог заполняет дневник, отвечая на следующие вопросы: • в чем состояла трудовая деятельность? • какие задачи приходилось выполнять, в каких условиях? • каковы были субъективные и объективные проявления утомления? • какие предложения можно внести по усовершенствованию учебного процесса и организации самого труда? Основными достоинствами этого метода являются: • получение путем самонаблюдения некоторой информа­ции, недоступной внешнему наблюдению и разным опрос­ным методам; • изучение профессиональной деятельности в лонгитюдном разрезе, т.е. рассмотрение самого процесса овладе­ния ей; • более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности. Вместе с тем, трудовой метод имеет и ряд недостатков. Во-первых, он применим только к несложным для овла­дения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно гово­рить лишь об овладении некоторыми элементами деятель­ности в форме трудовых проб. Во-вторых, регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов про­водится по окончании рабочего дня по памяти, когда иссле­дователь находится в состоянии утомления, это может от­рицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания. Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод мо­жет давать очень ценный материал. Вторым основным методом психологии труда является опросный метод, который традиционно представлен в двух фор­мах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опро­са (анкетирование). Одной из разновидностей устного опроса является беседа – один из основных общих методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений путем речевого общения с ним о деятельности. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально – важных качеств работника по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Второй формой опросного метода является анкетирование. Оно проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентаций работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы, мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии, профессионально - важных качеств. В зависимости от целей и задач исследования происходит отбор испытуемых. Он может быть случайным, когда анкета выдается каждому рабо­чему на предприятии, или проведенным в соответствии с оп­ределенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например, молодые специалисты до 25 лет). По сравнению с беседой, которая характеризуется рас­тянутостью, медленным накоплением данных при массо­вых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике. В психологии труда используется такая форма опросного метода, как метод экспертных оценок, который предполагает опрос специа­листов о тех или иных элементах рабочей ситуации или лич­ности профессионала с целью построения ответственного зак­лючения. Эксперт – специальным образом отобранный специалист, компетентный в решении исследовательской задачи. Основные недостатки методов, опирающихся на индивидуальную экспертную оценку: • ограниченность опыта одного эксперта; • не проводится специальная процедура отбора экспертов и количественная оценка их компетентности. Преимущества метода групповых экспертных оценок: • обобщенное коллективное мнение более достоверно. Для таких экспертных оценок привлекаются опытные специалисты, каждому из которых предъявляется серия одинаковых, четко сформулированных вопросов, направленных на выявление их мнения о деятельности или состоянии работника в заданных условиях. Метод обобщения независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации, коллеги, подчиненные. Экспертам в количестве 5 – 7 человек предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. Метод критических инцидентов. Метод разработан американ­ским психологом Джоном Фланаганом в начале 50-х гг. XX в. Суть метода состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их опи­сать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом мо­жет стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человече­ская деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществле­ния сделать определенные выводы о работнике. Критическим ин­цидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные). Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологиче­ской терминологии, допускается обычный, житейский язык. Осо­бо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация. Каждое описание должно со­держать: описание профессиональной ситуации и предпосылки поведения работника, конкретизированные во времени и в про­странстве; точное описание действий работника, которые счита­ются эффективными или неэффективными для данной ситуации; последствия поведения работника; зависимость результатов дей­ствий от работника или от внешних причин. Накапливается банк такого рода описаний. Критерий достаточности — появление не более двух-трех новых, по сути, сюжетов на каждые 100 разных ситуаций. Далее карточки с описанием ситуаций предлагают экс­пертам для группировки по критерию причин проблем и субъект­ным факторам успеха в их разрешении. Метод получил признание в работах по профотбору, профобучению, в составлении программ профессиональных тренингов, в работах по аттестации персонала и других направлениях. В исследованиях военных летчиков в 1940-е годы, к примеру, было собрано свыше 700 критических инциден­тов, далее они были разбиты на 24 группы индивидуально-лично­стных свойств, составивших основу профессиональных требований к специалисту, а также базу подбора психодиагностических мето­дик для профотбора летчиков. Вопрос 2. Экспериментальные методы психологии труда. Вторую группу методов психологии труда составляют экспериментальные методы. Эксперимент – это метод психологического исследования при помощи которого целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Эксперимент. Выделяют естественный, производственный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент - его суть состоит в том, что испытуемым предлагают для оценки их способностей, качеств, компетенции не новые для них, специально созданные тестовые задания, а привычные виды задач. Производственный эксперимент состоит в сравнительном наблюдении психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании чем-то отличаю­щихся орудий труда и т.д. Специфика лабораторного эксперимента в профессиографии (и в целом в психологии труда по сравнению с общей психологией) отличается тем, что модель деятельности, заложенная в эк­спериментальном задании для испытуемого, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) ре­альной изучаемой профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить данные лабораторных эк­спериментов на реальную профессиональную деятельность. Обладая несомненными достоинствами, эксперимент как метод психологического исследования имеет ряд недостатков. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, что бы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Эксперимент применим не ко всякой исследовательской задаче. Например, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Однако несмотря на эти недостатки и ограничения, эксперимент занимает одно из важнейших мест в практике психологических исследований. 3. Тестовый метод. Это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные задачи и вопросы – тесты, имеющие определенную шкалу значений. Используется только при изучении субъекта труда. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. В отечественной психодиаг­ностике предлагается три основных подхода к изучению пси­хологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особен­ностей личности на основе результатов выполнения опре­деленных заданий и способа их выполнения. Тесты, реа­лизующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способно­стей, достижений, с одной стороны, и некоторые личност­ные тесты — с другой. В психологии труда используют тестовые батареи, которые представляют собой группу специально подобранных тестов, прогнозирующих один общий критерий (например, какой – либо результат деятельности). В качестве тестовой батареи может использоваться набор относительно независимых друг от друга тестов, но в совокупности диагностирующих определенное психологическое качество. Например, для профессионального отбора радиотелеграфистов используют тестовую батарею, которая включает в себя такие методики, как «Перепутанные линии», «Корректурная проба с кольцами» и другие. Но по совокупности полученных результатов можно спрогнозировать успешность или пригодность человека к этой профессии. Но так же тестовая батарея может представлять собой группу тестовых заданий, объединенных в одну психологическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического явления. Такие методики наиболее широко распространены среди тестов интеллекта (напр., тест Векслера, тест Амтхауэра, GATB- батарея тестов общих способностей и др.). К примеру, батарея GATB, предназначенная для использования в целях профессионального отбора и ориентации, содержит 12 субтестов, из которых 8 вербальных (арифметические упражнения, восприятие форм, словарный и др.) и 4 практических (психомоторная ловкость, подвижность пальцев и др.). Выполнение заданий этой тестовой батареи направлено на анализ различных комплексных способностей, важных для широкого круга видов профессиональной деятельности. К объективным тестам личности относят тесты действия и ситуационные тесты. В психологии труда в большей сте­пени используются ситуационные тесты для целей профес­сионального отбора. В частности, разновидностью таких те­стов является ситуация группы без лидера, предназначенная для оценки организаторских способностей и лидерских черт. В таких тестах дается задача, требующая совместных уси­лий, где не назначается лидер и ни на кого не возлагается ответственность. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании чело­веком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тес­ты — опросники, которые подразделяют на тесты, оцени­вающие личностные черты, и тесты, диагностирующие интересы и установки людей. В профессиональной пси­ходиагностике используют как общепсихологические те­сты исследования личности (опросник 16PF Р. Кеттелла, опросник Г. Айзенка), так и специально разработанные тесты для профессиональной сферы. К ним относятся: Оп­росник профессиональных предпочтений Д. Голланда; личностная анкета KUD, разработанная чешскими пси­хологами для профориентационных целей; опросники для диагностики феномена «психического выгорания». Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимо­действия субъекта с внешне нейтральным, безличным мате­риалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. Группа проективных ме­тодик включает большое количество самых разнообразных тестов. Для диагностики специфических профессиональных феноменов (синдрома выгорания), а также как вспомогательных средств при про­фессиональном консультировании применяют проективные рисуночные тесты (например, методика «Нарисуй свою профессию»). Таким образом, большинство методов психологии труда предназначены: • для психологического анализа профессиональной деятельности, • для проведения разнообразных прикладных исследований, • для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний. Эффективное изучение вышеизложенного может быть только при разумном сочетании различных методов. Вопрос 3. Методологические принципы психологии труда. Для всех отраслей психологии объединяющей яв­ляется общая психология. Она изучает общие закономер­ности психики человека и животных. Между психоло­гией труда и общей психологией существует тесная связь, которая заключается в применении психологических знаний к изучению трудовых процессов, про­явлению в них основных закономерностей психики человека, особенностей его мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и других свойств. В свою очередь, психология труда обогатила общую психологию новыми фактами об осо­бенностях человеческой психики в условиях деятельности. В развитие психологии труда внесла свой вклад и возрастная психология, она обогатила ее зна­ниями о возрастных особенностях человека в разные перио­ды жизни, которые психология труда учитывает при анализе и совершенствовании организации труда, профотборе и обу­чении. Психология труда, изучая такие малоразработанные разделы возрастной психологии, как психологию взрослого человека и психологию старения, динамику психических изменений в процессе про­фессионального роста и факторы, влияющих на нее, тем самым вносит свой вклад в развитие возрастной психологии. Отрасли специальной психологии, изучающие отклоне­ния психики от нормы, оказывают помощь психологии труда в сфере профотбора, трудовой экспертизы в плане органи­зации коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, особенно связанных с эк­стремальными условиями (научных экспедиций, экспери­ментов, военных действий, аварийных ситуаций, катастроф, опасных трудовых условий и др.). Наблюдается и обратная связь обогащения специальной психологии достижениями в сфере психологии труда, позволяющими предупредить и своевременно откорректировать возможные отклонения психики с помощью специальных приемов и требований. Социальная психология вносит свой вклад в организацию коллективного труда людей. Ее положения применяются психологией труда при исследовании характера труда в раз­личных видах трудовых коллективов: творческих группах, аварийных и спасательных бригадах, в изолированных от среды командах. В свою очередь, особенности различных областей и условий человеческой деятельности, которые изу­чает психология труда, позволяют получить новые психо­логические факты о раскрытии возможностей человека при его взаимодействии с другими людьми. Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии. Принцип — это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике. Основными в отечественной психологии явля­ются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности. Принцип детерминизма заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением об­раза жизни. Согласно этому принципу, способ производства и материальные условия жизни влияют на психику челове­ка, т.е. психика человека, ее особенности обусловлены об­щественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности. Высшим уровнем развития психики является сознание человека, более совер­шенный способ отражения окружающего мира. Принцип единства сознания и деятельности раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой — со­знание определяет характер и содержание деятельности, так как деятельность создается человеком, и он может ее совершен­ствовать. Принцип развития психики в деятельности. Появившийся на свет человек застает социально – психологическую реальность, воплощенную в человечестве и всех его составляющих, в определенном состоянии. Меняется социальная среда, постепенно человек начинает овладевать различными видами деятель­ности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой дея­тельности человек осваивает опыт человечества, под его вли­янием развивается психика. Принцип системности. Психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими, выступает элементом социально-психологической системы — психологии группы, общности. Один из классиков социальной психологии Дж. Морено (1892—1974) высказывался даже более категорично: Социальный атом - это наименьший социальный элемент, но это не индивид. Общая теория систем, выступающая одним из столпов современной общенаучной методологии, рассматривает систему как совокупность элементов, находящихся во взаимосвязях и функционирующих как единое целое. Система обладает системными свойствами, являющимися продуктом целостного функционирования ее. Системные свойства качественно своеобразны, интегративны, не являются простой суммой свойств элементов и поэтому не сводимы к ним. Вместе с тем, возникнув на основе взаимодействия элементов, системные свойства оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Система вступает во взаимодействие со средой и другими объектами как целостность, обнаруживая свои системные свойства. Примеров системностей в неживой и живой природе неисчислимое множество. Например, телевизор, состоящий из множества элементов. Ни один из них не способен воспроизводить звук и картинку. Но объединенные в строго организованную по определенной схеме систему, они целостно приобретают такие свойства. Взаимодействие людей в группе приводит к возникновению групповой деятельности — целостного, интегративного, системного, качественно своеобразного, отличного от индивидуальной деятельности социально-психологического явления. Деятельность отдельного члена группы, выступая по отношению к психологии деятельности ее элементом, испытывает на себе силу ее системности, подвергаясь определенным изменениям. Для образной иллюстрации происходящего можно с оговорками использовать такую аналогию: каждый человек, находясь вместе с другими людьми в одной комнате, выдыхает в ее атмосферу что-то свое, но делая вдох, впускает в себя воздух, включающий и смешавшиеся выдохи всех. Этот принцип направляет научное исследование на изучение элементов системы дея­тельности в психологии труда, функций элементов системы, их связей, динамики развития. Принцип системности тре­бует всестороннего изучения того или иного предмета; для этого реализуется последовательность изучения, включа­ющая следующие основные этапы: структурное, функцио­нальное, генетическое исследование, а также исследование системных качеств изучаемого предмета. Принцип антропоцентризма фиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. Ре­зультатом активного взаимодействия человека со средой в процессе деятельности является преобразование среды и изменение самого человека. Посредством своей активнос­ти человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита инфор­мации, времени и возможностей. Принцип специфичности предполагает учитывать особен­ности характера и форм различных видов деятельности, ко­торые обусловлены специфическими для каждой деятельно­сти условиями и требованиями к человеку. Каждый вид деятельности, имея общую структуру с другими видами де­ятельности, реализует ее особым образом, характерным для конкретной деятельности. Указанные принципы применимы к психологии труда, инженерной психологии и психологии разных сфер профес­сиональной деятельности человека.
«Методы психологии труда и её основные методологические принципы.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot