Методы психофизиологии профессиональной деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методы психофизиологии профессиональной деятельности
Первая - описание профессионального становления личности, психологических
особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для исследования этого
процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирования,
интервью), психобиографии, метода критических событий. Эти методы могут быть отнесены
к генетическим.
Вторая задача - психологическая характеристика профессий. Исследование
психологического содержания профессии возможно путем изучения продуктов
деятельности, трудового метода, анализа документов, наблюдаемого опроса,
профессиографии. Эта группа методов относится к праксиметрическим.
Третья задача - измерение профессионально значимых показателей, признаков
деятельности и личности. Решению этой исследовательской задачи служат тесты
специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также
разного рода опросники профессиональных интересов, ценностных ориентаций и профессиональных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.
Четвертая исследовательская задача - объяснение особенностей, закономерностей и
механизмов профессионального становления. Основными методами решения этой задачи
являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой)
эксперименты.
Пятая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских
данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный,
корреляционный, факторный анализ и др. (табл.6).
Генетические методы
Генетические методы направлены на исследование изменений профессионального
развития личности в течение длительного времени. В профпсихологии оправданно
использование лонгитюдного метода, метода психобиографии, монографического описания
профессионального становления конкретного индивида.
Лонгитюдный метод - многократное систематическое изучение одних и тех же
испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные исследования проводятся на
протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития,
деформаций) личности.
Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. нашего столетия и
применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования
психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали
использоваться длинные (проводимые в течение 20-30 лет) лонгитюды, в которых на
больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей
(адаптация к условиям работы, выбор профессии и удовлетворенность ею).
Проведение лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование
других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др.
Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы,
профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в
которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение
достоверных результатов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования
обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную
на однородности изучаемой выборки.
Применение лонгитюдов в профпсихологии позволит изучить изменения
индивидуальной траектории профессионального становления личности, выявить периоды
спада, стабилизации, подъема профессионального развития.
Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены отбором испытуемых.
Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны
также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка
распределялась в интервале 200-2000 испытуемых.
Следующая проблема - определение оптимальных интервалов между измерениями.
Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные
периоды. При исследовании профессионального становления личности в качестве интервала
обследования можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития.
Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности.
Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается
Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.
Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью
исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием
случайных или драматических событий. С годами сокращается число испытуемых, меняется
состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики
претерпевают изменения. Одним из факторов, ограничивающих применение лонгитюда,
является его высокая стоимость.
Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других
методов, в частности психобиографических.
Биографические методы - это способы исследования и проектирования жизненного
пути личности. Современные биографические методы направлены на реконструкцию
жизненных программ, профессиональных планов, разработку сценариев профессионального
развития личности.
Биографические методы предусматривают контент-анализ автобиографий, мемуаров,
построение траектории жизненного пути, диаграмм удовлетворенности профессиональным
трудом и др. Эта группа методов включает каузометрию, психобиографию и др.
Охарактеризуем отдельные из перечисленных методов, представляющие особую
ценность для профпсихологии.
Каузометрия - метод исследования субъективной картины жизненного пути и
психологического времени личности, предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кроником1.
Каузометрия проводится в форме интервью, которое включает следующие
процедуры: биографическую разминку, составление перечня значимых событий, их
датировку, анализ причин, породивших события, определение их значимости,
эмоциональную оценку. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы - графика
событий и межсобытийных связей, который отражает локализацию событий в календарном и
психологическом времени.
Каузометрия как метод исследования представляет большую ценность для
профпсихологии, так как позволяет определить критические точки профессионального
становления, время их наступления, способы преодоления неблагоприятных событий,
профессиональных инцидентов.
Каузометрия применима также в профессиональном консультировании и
психотерапии для анализа и коррекции сценариев профессиональной жизни, проектирования
карьеры, преодоления профессиональной стагнации и кризисов.
Психобиография - метод психологического изучения жизненного пути конкретных
лиц. Первоначально психобиография использовалась для анализа карьеры политических
деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деятелей науки и
культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей.
Использование психобиографии в профпсихологии позволяет получить ценную информацию
о зарождении профессиональных намерений, факторах выбора профессии, трудностях
профессиональной адаптации, траектории карьеры, кризисах профессионального
становления личности.
1
См.: Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. С.32.
Метод анамнеза профессионального становления - это сбор данных об истории
развития человека как субъекта труда. Данный метод подробно рассмотрен Е.А.Климовым1.
Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявления
некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д.
Предметом рассмотрения являются высказывания испытуемого о своем прошлом.
Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к
нему входят все те, которые предъявляются к методу беседы. Наряду с ними метод анамнеза
должен удовлетворять следующим требованиям:
*
программу анамнеза следует дополнить мероприятиями по сбору вещественных
источников: аттестационных документов, знаков отличия, личной библиотеки и т.п.;
*
факты биографии должны соотноситься с социально-экономической ситуацией в
данном регионе;
*
"субъективный" анамнез необходимо дополнить высказываниями сторонних лиц,
хорошо знающих испытуемого: преподавателей, мастеров производственного обучения,
коллег, руководителей и др.
Характеризуя этот метод, Е.А.Климов отмечает, что он "имеет совершенно
уникальное отношение к малоразработанным в нашей науке вопросам ретроспективного
анализа ситуаций выбора профессии, изучения путей формирования мастерства, типологии
профессиональных судеб ("карьер"), а также вопросам преодоления последствий тяжелых
психологических конфликтов, социально-трудовой реабилитации людей при частичной
утрате ими трудоспособности, наконец, к вопросам профессиональной реориентации...".
Праксиметрические методы
Праксиметрические методы - это способы анализа процессов и продуктов
деятельности. К ним Б.Г.Ананьев относит хронометрию, циклографию, профессиографию,
оценку изделий и выполненных работ, широко применяемые в психологии труда.
Анализ заданий - это психолого-ориентированный метод изучения наблюдаемого и
скрытого профессионального поведения человека. Метод анализа заданий был разработан
Ф.Тейлором и применялся для описания, анализа и стимуляции профессиональной
активности рабочих на конвейере. В дальнейшем этот метод был существенно
усовершенствован, расширилась сфера его применения. Анализ заданий стал использоваться
как путь создания банка данных для разработки интегральных методов отбора и обучения
персонала.
Чтобы понять суть этого метода, нужно прежде всего определить понятие "задание".
Задание - это совокупность действий, обеспечивающих реализацию конкретного процесса и
достижение конечной цели. Задание обычно определяется как комплекс действий,
выполняемых одним работником. Операции, необходимые для выполнения задания,
включают восприятие, распознавание, решение, управление и коммуникацию. Каждое
задание представляет собой некоторую комбинацию этих различных типов познавательной и
физической активности.
Наряду с анализом заданий в инженерной психологии широко применяется метод
анализа работ.
Е.Мак-Кормик и его коллеги по заказу ВМС США разработали перечень видов
деятельности для анализа 250 видов работ в металлургической промышленности. Из
полученных материалов путем факторного анализа было выделено 14 факторов, которые
стали основой проектирования "Опросника позиционного анализа" (PAQ).
1
См.: Климов Е.А. Введение в психологию труда. С.154-156.
Приведем примеры некоторых пунктов: применение письменных инструкций,
использование осязания, кодирование-декодирование, использование клавиатуры,
консультации, необычный трудовой ритм, количество подчиненных работников.
При анализе работ методом PAQ исследователь получает ответ по каждому пункту,
учитывая определенные критерии. Следует подчеркнуть, что PAQ представляет собой метод
анализа работ, а не заданий и используется при решении проблем подбора персонала, так как
обеспечивает возможность оценки профессиональной пригодности.
На основе анализа работ были разработаны методы анализа профессий. Различие
между ними заключается в том, что анализ работ направлен на изучение деятельности и
условий труда работника на конкретном рабочем месте; анализ профессий включает
результаты анализа работ и на этой основе описывает труд в рамках определенных
профессий, т.е. помимо характеристики трудовой деятельности в анализ профессии входят
организационные признаки рабочего места, перечень заданий, особенности физических,
умственных, волевых и личностных требований.
Для сбора данных при проведении анализа заданий применяются известные
эмпирические методы: изучение документации, анкетирование, интервьюирование,
наблюдение, изучение продуктов деятельности, трудовой метод и др.
Анализ заданий широко используется в управленческой психологии для
упорядочения информационных решений, учета человеческого фактора при проектировании
технических устройств и органов управления, изучения надежности системы "человек машина", моделирования умственных действий с целью изучения баз знаний, постановки
проблем и поиска стратегии их решения.
Весьма продуктивным представляется применение психолого-ориентированного
метода анализа заданий в профессиографии при определении требуемых знаний, навыков и
профессионально важных качеств, критериев и процедур профессионального отбора и
обучения, систематизации профессионального поведения.
Другой процедурой анализа профессиональной деятельности является метод
критических событий, суть которого заключается в том, что исследователь описывает
поведение работника, характеризуемое как неудовлетворительное.
Метод изучения документации - это способ сбора объективной информации о
процессе труда, травматизме, составе работающих, их профессиональной подготовке и
квалификации. Эту информацию извлекают из следующей документации:
технологических карт, характеризующих последовательность действий работников,
способы их выполнения, требования к качеству работы;
технических характеристик оборудования, аппаратуры и приборов, определяющих
психофизиологическую и психологическую нагрузку на человека;
сведений о возрасте, стаже, образовании, профессиональной подготовке,
квалификации работников, текучести кадров, ее причинах и др.;
информации о производственных авариях и травматизме, а также о состоянии
здоровья работников.
Из профессионально ориентированной документации по заранее составленной
программе извлекают информацию, необходимую для работы с персоналом: планирования
повышения квалификации, профилактики текучести кадров, проведения аттестации,
профессиональной экспертизы, определения профпригодности и др.
Трудовой метод - это метод исследования профессии непосредственно на рабочем
месте. Психолог, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном
лице исследователя и работника. В основе данного метода лежит самонаблюдение.
Достоинство этого метода заключается, по мнению Е.А.Климова, в том, что достигается
доскональное знание профессии "изнутри", что крайне обостряет наблюдательность
исследователя. Метод включает анализ условий труда, выделение физических и умственных
действий и операций, характеристику психической напряженности, рассмотрение
взаимоотношений между работниками. Изучение профессий осуществляется по заранее
разработанной программе, после каждого дня работы заполняется протокол по
стандартизированной схеме.
Применение трудового метода оправданно при исследовании профессионального
обучения на рабочем месте и профессиографии несложных видов труда. Использование
этого метода требует много времени. В настоящее время трудовой метод изучения
профессий уже не применяется. Более эффективны методы исследования на рабочем месте. Исследователь по стандартизированной схеме наблюдения изучает деятельность
работника, находясь с ним в доверительных отношениях. Преимущество этих методов - в
максимальной близости к профессиональной реальности.
Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении
результатов труда испытуемых: различных поделок, технических устройств,
производственных изделий, чертежей и т.п. По качеству продуктов деятельности можно
сделать заключение об уровне развития профессионально важных качеств испытуемого:
аккуратности, ответственности, точности. Анализ количества и качества изделий,
изготовленных в течение определенного промежутка времени, позволяет обнаружить
продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда, время
наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.
Анализ продуктов деятельности как метод целесообразно использовать при
исследовании обучаемости профессии.
Наблюдение - метод сбора информации путем прямой и непосредственной
регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического
восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализованное
наблюдение), в отдельных случаях по плану (свободное наблюдение).
Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет
скорректировать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы.
Формализованное наблюдение ведется по стандартизированной программе;
наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксируются в протоколе.
Отмечается частота их проявления, психическая напряженность, поведенческие реакции
людей и т.д.
В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают
включенное наблюдение, когда исследователь входит в состав группы и выполняет все виды
деятельности этой группы, и стороннее наблюдение, когда исследователь рассматривает
ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюдаемого действия, когда
анализируются психические явления, снятые кино- или видеокамерой.
Наблюдение как метод профпсихологии применяется при оценке организации
рабочего места и производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации
испытуемого, его профессионального поведения, профессиональной обучаемости и
квалификации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм
профессий, исследовании особенностей профессиональной адаптации, обучения на рабочем
месте.
Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности
полученных данных из-за большого количества сопутствующих явлений и высокой
вероятности субъективной интерпретации наблюдаемых событий. При наблюдении
приходится информировать испытуемых о задачах исследования, что вносит изменения в их
профессиональное поведение и деятельность. Кроме того, у работников, да и у
руководителей, появляются опасения, что результаты исследования отрицательно скажутся
на их работе.
Психометрические методы
Психометрия (психометрические методы) - исследование количественных сторон,
соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком
психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики
индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса.
Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих
валидностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится
психологическое тестирование.
Тестирование - метод психологической диагностики, при котором используются
стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и
специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств
личности, в профессиональной сфере при отборе и определении профпригодности,
профессиональной экспертизе и реабилитации, а также при профессиональном
консультировании.
В профпсихологии важное значение приобретает диагностика специальных
способностей и профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты
направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным
образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах
профессионального отбора кандидатов на вакантную работу побудила психологов
разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. Разные отрасли
производства предъявляют к работникам специфические требования. В целях профотбора,
профконсультации, расстановки кадров, замещения вакантных рабочих мест необходимо
иметь тесты, позволяющие определить выраженность профессионально значимых
психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.
Тесты профессиональных достижений разрабатываются для измерения степени
овладения определенным видом деятельности либо для диагностики результатов
профессиональной подготовки.
Тесты специальных способностей широко применялись за рубежом (в США) для
оценки промышленного персонала. Наибольшую известность получил тест отбора персонала
Э.Ф.Вандерлика. В основу теста была положена диагностика специальных умственных
способностей. Показатели теста растут с повышением образовательного и профессионального уровней испытуемых.
В зарубежной психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные,
двигательные, технические и профессионализированные, куда входят художественные,
управленческие, предпринимательские, конвенциальные и др. В соответствии с
выделенными способностями конструировались и различные тесты.
Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального
отбора. Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие
профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха.
Тесты визуальных способностей дифференцируются в зависимости от профессионально
значимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различение, восприятие глубины,
мышечный баланс глаз. Очень распространенным тестом, определяющим остроту зрения,
является следующий: испытуемому показывают таблицу, на которой изображены ряды
печатных букв, постепенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть буквы,
которые указывает экспериментатор.
Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота
слуха, выделение сигналов из фона, наполненного шумами, различение тембра, высоты
звуков. Наиболее часто определяется острота слуха. При этом используется звуковой сигнал,
а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые
предложения. Для измерения более сложных характеристик слуха, например музыкального,
применяют тесты музыкальной одаренности.
Диагностика двигательных способностей осуществляется с помощью тестов,
измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций.
Поскольку многие моторные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы
говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты
конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших
масштабах. За рубежом широкое распространение получили тесты, диагностирующие
ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции,
скорость движения руки.
Приведем пример моторного теста. Перед испытуемым кладется прямоугольная
доска, состоящая из двух секций, в каждой из которых по 48 отверстий. Отверстия одной из
секций заполнены цилиндрическими стержнями, отверстия другой пусты. Испытуемому
предлагают как можно скорее переставить стержни из одной секции в другую, действуя
одновременно двумя руками. Учитывается, какую часть работы испытуемый успевает
выполнить за определенный период времени. Свое основное применение моторные тесты
находят при отборе промышленного и военного персонала.
Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических
способностей. Под техническими способностями понимают сложные интеллектуальные
способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и
сенсомоторные умения. Тесты технических способностей применяют при профотборе инженеров, механиков, наладчиков и т.д. Широкое распространение получили тесты
А.А.Беннета, Миннесотский тест на восприятие пространства.
К
последней
группе
специальных
способностей
А.Анастази
относит
профессионализированные способности. Тесты, сконструированные для их измерения,
используются при отборе персонала для определенной профессиональной области
деятельности. Широкую популярность в США получил канцелярский тест штата Миннесота.
Тест определяет такие способности, как аккуратность, скорость восприятия, знание деловой
терминологии, осведомленность, грамотность, хорошая речь.
К профессионализированным способностям относятся также художественные,
музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, социальные и
исполнительские способности. В зависимости от содержания конкретной деятельности
разрабатываются тесты профессиональных способностей.
Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными
знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние
специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность обучения
и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на
оценку успехов индивида после завершения обучения.
Применяют обычно три формы тестов достижений: тесты действия, письменные и
устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в
конкретной профессиональной деятельности. Для выполнения теста либо используют
производственное оборудование, либо моделируют трудовые операции на тренажерах. Тесты
действия широко применяются в конторских профессиях (технический секретарь,
машинистка, стенографистка, клерк и т.п.).
Использование тестов достижений для оценки профессиональной компетентности
можно проиллюстрировать на практике аттестации психологов в США. Чтобы быть
допущенными к экзамену на звание психолога, кандидаты должны иметь университетское
психологическое образование и проработать 2 года под руководством дипломированного
психолога. Экзамен состоит из двух частей:
*
выполнить сто заданий с множественным выбором по семи областям деятельности:
клинической психологии, психологии развития, промышленной психологии, общей
экспериментальной психологии, тестированию и статистическому анализу, социальной
психологии и психологическому консультированию;
*
дать описательные ответы на пять вопросов, один из которых - по методологии
исследования и четыре - по любым двум из перечисленных семи областей деятельности. Эти
области кандидат выбирает сам.
В каждом штате существуют свои законы присвоения звания психолога и выдачи
лицензии на практическую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить
общество от шарлатанов и некомпетентных лиц, объявляющих себя психологами.
Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей
объясняется тем, что они позволяют специалистам по развитию персонала оперативно
выявлять уровень профессиональной подготовленности работника, следить за его
профессиональным становлением (карьерой) и прогнозировать профессиональные
достижения.
В связи с введением в нашей стране аттестации госслужащих проблема диагностики с
использованием тестов достижений и специальных способностей приобретает особую
актуальность.
Методы опроса - это способы получения информации в ходе непосредственного
(интервью) или опосредованного (опросник-анкета) общения исследователя с испытуемым.
Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надежность и валидность позволяют
отнести их к психометрическим методам. К группе психометрических методов относятся все
стандартизованные формы опроса. В профпсихологии широкое распространение получили
опросники-анкеты. К ним относятся биографические опросники, опросники интересов.
Биографические опросники диагностируют уровень и характер образования, виды
профессиональной деятельности, смену места работы и профессии, хобби и т.п.
Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и
профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального
отбора. Одним из первых таких опросников стал "Бланк профессиональных интересов",
созданный Э.Стронгом в 1920 г
Другим
распространенным
опросником
интересов
является
"Протокол
профессиональных предпочтений" Г.Кьюдера (1966). Он предназначен для определения
предпочтительных интересов индивида среди широкого круга разных видов деятельности,
но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.
Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают
систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебнопрофессиональной деятельности (при прочих равных условиях - наличии исходных знаний,
умений и навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития,
здоровья).
Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче учащийся приобретает новые знания и
профессиональные умения, тем свободнее он ориентируется в учебно-профессиональных
ситуациях, тем выше темп его профессионального развития. В основе профессиональной
обучаемости лежит развитие сенсомоторных способностей, психических процессов, а также
мотивационно-волевых и эмоциональных качеств личности. Степень развития и сочетание
этих свойств определяют индивидуальные различия в обучаемости, являются ее
качественными показателями.
Диагностика учебно-профессиональной обучаемости позволит дифференцировать
профессиональную
подготовку
специалистов,
прогнозировать
успешность
профессиональной деятельности.
Экспериментальные методы
Метод эксперимента является основным методом познания механизмов и
закономерностей психологической реальности. Его сущность заключается в получении
нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Основная
неспециализированная задача эксперимента - установление причинно-следственных связей и
объяснение психологических процессов и явлений. При проведении эксперимента
используют двойное правило различия и согласия (Дж.С.Милль): если за группой событий
А,Б следует событие а, но за Б,В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп
событий рассматривается как экспериментальная, вторая - как контрольная. Единственное
отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента
может подвергаться различным изменениям.
Модель эксперимента
Группа
Экспериментальная
Контрольная
Характеристика
группы до
эксперимента
Характеристика
группы после
эксперимента
Происшедшие
изменения
х1
у1
х2
у2
х1- х2
у1- у2
При проведении эксперимента возможно в широких пределах варьировать условия
протекания изучаемого процесса, выделять влияние переменных факторов, изучать их
взаимосвязи и тем самым устанавливать закономерности и механизмы психических явлений.
Таким образом, экспериментальные методы основываются на точном учете
изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект
эксперимента). Специфика экспериментальных исследований состоит в том, что они
предполагают:
*
организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые
психологические особенности испытуемых;
*
изменение этих условий в ходе исследования.
Различают три типа экспериментального метода: естественный, моделирующий и
лабораторный эксперименты.
Естественный эксперимент предполагает исследование психических явлений в
обычных, естественных условиях (на уроке, в производственном коллективе, в процессе
выполнения трудового задания и т.п.). Достоинства естественного эксперимента относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка
проведения эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности
испытуемых.
Моделирующий эксперимент применяют в ситуациях, когда большая сложность и
высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их в обычном
режиме работы реальных технических устройств. Такие процессы упрощают. В изучаемом
трудовом процессе выделяют основные его составляющие, определяющие успех работы,
создают искусственные условия осуществления этой деятельности, и в таких
смоделированных условиях изучают сложный трудовой процесс. Моделирующий
эксперимент применяется также при изучении профессионально важных качеств личности в
процессе ее профессионального становления.
Лабораторный
эксперимент
предполагает
проведение
исследований
в
психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.
Этот тип эксперимента применяется обычно при исследовании элементарных психических
функций: сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, при изучении рабочих движений
человека.
За последние два десятилетия высокого уровня развития достигли видеотехника и
различные оптико-механические устройства для преобразования значений параметров
движения в электромагнитные сигналы. Все это способствовало, с одной стороны, широкому
внедрению в исследования таких методов, как видеосъемка, стереоскопическая съемка и т.п.,
с другой стороны, упрощению процедуры подготовительных работ, проведения
эксперимента и анализа экспериментального материала. Несмотря на универсальность
методов видеофоторегистрации пространственных координат тела и отдельных его частей,
эффективное применение ЭВМ и другой специальной техники в исследованиях до сих пор
остается довольно сложной проблемой.
Формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий
профессионального образования, эффективной методики профессиональной подготовки на
предприятии, инновационных способов повышения квалификации.
Методы математической обработки
К методам обработки количественных данных относятся статистические приемы
подведения итогов исследования, выявления определенных связей между ними, проверки
достоверности выдвинутой гипотезы. Математическая обработка результатов обеспечивает
доказательность (репрезентативность) исследований. В сочетании с качественными
показателями количественная обработка значительно повышает объективность
психологического исследования.
Наиболее распространенными методами обработки количественных данных в
прикладной психологии являются дисперсионный, корреляционный и факторный анализ.