Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы обучения

  • 👀 562 просмотра
  • 📌 496 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы обучения» pdf
ЛЕКЦИЯ 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАН 1. Понятие методов, приемов и средств обучения, их назначение. 2. Характеристика методов обучения по источнику знаний. 3. Характеристика методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. 1. Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учеников, направленной на решение различных дидактических задач и овладение изучаемым материалом. Методы обучения активизируют собственные силы личности учеников и способствуют развитию, как познавательных процессов, так и личностных свойств и качеств. Под влиянием рационально используемых педагогом методов обучения ученики познают себя (свои интересы, склонности, возможности и т.п.), у них формируются понятия о ценностях в мире и установки на свою роль в изменении и совершенствовании мира. Это позволяет выделить три типа деятельности учеников: интеллектуальнопознавательную; деятельность эмоционального характера, влияющую на мотивы и отношение к познаваемым ценностям мира, и практическую деятельность созидательного и творческого характера. Составной частью методов обучения или отдельной их стороной являются методические приемы, использование которых повышает эффективность методов обучения. Методические приемы обучения – это части каких-либо методов обучения, которые усиливают действие основных методов или создают организационные предпосылки для их успешного применения. Например, объяснение физического упражнения (метод словесного обучения) воспринимается полнее и точнее, когда осуществляется в замедленном темпе с акцентированием внимания учеников на отдельных его элементах (методический прием обучения). Формирование двигательных умений и навыков проходит быстрее и эффективнее, если многократное выполнение физических упражнений (практический метод обучения) дополняется организацией текущего контроля и элементами анализа выполняемого учеником движения (методический прием обучения) с целью выявления причины допускаемой ошибки. Методы обучения Методические приемы 1. Демонстрация 1. демонстрация двигательного действия двигательного действия сопровождалась его описанием 2. демонстрация осуществлялась в замедленном темпе и под счет 2. Объяснение 2. во время объяснения педагог задает вопросы физического занимающимся, делает паузу, повышает или упражнения понижает тембр голоса, показывает элементы физического упражнения 3. Упражнение (многократное выполнение физических упражнений) 3. организация текущего контроля, исправление ошибок, анализ выполняемого учеником движения, дополнительные объяснения, вопросы к ученику, зеркальное выполнение упражнений одновременно с педагогом Отдельные методы обучения могут выступать в роли методического приема и наоборот. Например, в ходе изложения лекционного материала (метод словесного обучения) преподаватель включает кратковременную беседу со слушателями (методический прием обучения), которая может решать разные задачи: акцентировать внимание слушателей на отдельном вопросе; проверить, как воспринимается излагаемый материал и др. Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения – учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Их выбор зависит от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, характерных особенностей отдельных учебных предметов, материальной оснащенности учебного учреждения. 2. Группировку методов обучения по определенному признаку называют классификацией. Наибольшее распространение получили классификации методов обучения: по источнику, из которых ученики получают знания и по характеру познавательной деятельности учеников в процессе обучения, с разной степенью проявляемой при этом самостоятельности. Классификация по источнику знаний включает три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические. К словесным методам обучения относят: рассказ (повествовательное изложение фактов, событий, развивающихся во времени и имеющих сюжет); описание (раскрытие внешних признаков изучаемых явлений, физических упражнений); объяснение (раскрытие внутренних закономерностей изучаемых явлений, что позволяет выявлять причины достоинств и недостатков в выполнении физических упражнений); беседу (вопросноответная форма общения с учениками, решающая разные задачи: введения учеников в курс предстоящей работы; объяснения, повторения и закрепления материала; обобщения и систематизации знаний); лекции (монологическая форма изложения материала); учебную дискуссию (обмен взглядами, суждениями по конкретной проблеме и отстаивание их); работу с книгой (организация самостоятельной работы учеников с использованием составления плана прочитанного, выписки цитат, конспектирования, написания тезисов, рецензий, аннотаций, рефератов и др.) Эффективному использованию словесных методов обучения способствует: постоянное совершенствование разнообразных форм изложения учебного материала, добиваясь его понимания, аргументированности; совершенствование грамотности речи, дикции, регулирования темпа изложения материала. Чтобы обратить внимание учеников на отдельные стороны изучаемого вопроса, используется выбор нужного тона и интонаций, эмоциональность изложения, сочетание вербального (словесного) общения с невербальным (владение мимикой, жестами, пластикой движений). К наглядным методам обучения относят: демонстрацию (показ изучаемых предметов, явлений с использованием разных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической и др.); наблюдение за изучаемым предметом или явлением с последующим их анализом и обсуждением (педагог организует наблюдение, ученики наблюдают, затем идет обсуждение увиденного); экскурсии, ориентированные на изучение предмета или явления в естественных условиях (учебно-тренировочное занятие, соревнование, на стадионе и др.) или в специально организованных условиях (музей и др.). Требования к использованию методов наглядного обучения:  Подчинение видов наглядности цели и задачам уроков, учебнотренировочных занятий.  Разнообразие видов наглядности, обеспечивающее формирование многостороннего представления об изучаемом предмете, явлении. Так, при обучении физическому упражнению сформировать представление о внешнем характере движений и их зависимости от внутренних биомеханических, физиологических и других закономерностей поможет использование изобразительной, символической (графики, модели и т.п.) и др. видов наглядности.  Воздействие на разные органы чувств – зрение, слух, мышечное чувство и др.  Обучение учеников целенаправленному наблюдению, выделяя в изучаемом явлении главное и второстепенное.  Использование предметных ориентиров, регуляторов, ограничителей движений, позволяющих управлять темпом, ритмом, направлением, силой, продолжительностью движений.  Использование словесно-образной наглядности, дающей яркое представление о характере движений (прыжок в длину с места аналогичен прыжку зайца и др.). К практическим методам обучения относят: упражнения, предполагающие многократное применение знаний на практике, а также углубление их, выработку соответствующих умений и навыков, развитие творческих способностей; лабораторные и практические работы, ориентирующие на самостоятельную деятельность в соответствии с полученными знаниями и инструкцией, разработанной педагогом. Эффективность практических методов обучения возрастает в условиях:  Целенаправленного использования учениками усвоенных знаний на практике, формирования умений и навыков, повторения и закрепления учебного материала.  Создания ситуаций для переноса усвоенных знаний, умений и навыков в новые, нестандартные условия.  Предупреждения появления ошибок путем систематического использования текущего контроля, организации самоконтроля, оценки выполнения учебных заданий и коррекции работы учеников.  Установления связи усвоенных умений и навыков с усвоенными ранее, постепенного их усложнения в разнообразных ситуациях.  Разнообразия обстановки, в которой выполняются разучиваемые двигательные или другие действия, что предупреждает утомляемость от однообразия работы, повышает интерес к решению учебной задачи.  Рациональное распределение повторений учебных заданий во времени. 3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учеников позволяет усложнять формы и способы работы учеников, создавать более благоприятные условия для проявления и формирования их индивидуальности, для использования собственных возможностей в процессе познания мира и самого себя. Основным признаком выделения методов в данной классификации является характер или тип познавательной деятельности учащихся. Характер познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого они достигают, работая по схеме предложенной педагогом. Авторами данной классификации методов обучения являются Лернер И.Я. и Скаткин М.Н. Эта классификация включает комплекс методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность учеников, побуждает к самостоятельному творческому поиску способов преодоления возникающих в учебной работе трудностей. Классификация включает объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и методы проблемного обучения - проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский. - Объяснительно-иллюстративный метод предполагает передачу знаний в готовом виде путем использования комплекса тех или иных словесных и наглядных методов обучения. Применение комплекса данных методов позволяет преобразовать пассивно усвоенные знания в активно осмысленные и используемые в разных ситуациях практической учебной работы. Ученик может объяснить причины переноса знаний, реализованных в умениях, в другие ситуации. Этому способствуют объяснение и демонстрация изучаемых предметов и явлений в развитии и изменении, наблюдение за ними, сравнение данных наблюдений ряда учеников и т.п. Репродуктивный метод предполагает: самостоятельное теоретическое обоснование выполняемых практических заданий; выявление совместно с преподавателем алгоритмической последовательности практических действий и работе по алгоритму с последующим объяснением его значимости. Широко используется программирование (разработка) «шагов», «порций» в практической работе (разделение учебного материала на отдельные части) и разработка форм контроля за усвоением каждой части, прежде, чем перейти к усвоению последующей; функции контроля могут выполнять технические средства. Контролирующие устройства позволяют поддерживать обратную связь с учениками, давая информацию о соответствии их действий заданному образцу. Примером программированного обучения физическим упражнениям может быть использование тренажеров, а также устройств, контролирующих направление, силу, ритм, амплитуду движений и т.п. - Метод проблемного изложения материала предполагает постановку перед учениками проблемной задачи (не имеющей традиционного решения) и раскрытие педагогом путей ее решения. Использование метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем определенного типа, но еще без умения осуществлять это самостоятельно. - Проблемный частично-поисковый метод предполагает постановку перед учениками проблемной задачи и решение ее учениками с помощью преподавателя. - Проблемный исследовательский метод предполагает постановку перед учениками проблемы и самостоятельное ее решение учениками. Значительная мера самостоятельности учеников не исключает помощи педагога, тренера, особенно в планировании самостоятельной работы, требующей творческого подхода, умения сравнивать разные точки зрения по исследуемому проблемному вопросу, обосновывать и доказывать свое суждение. Ход самостоятельной исследовательской работы ученика может включать следующие этапы: 1. Осознание учениками при помощи педагога, тренера целей (конечного результата деятельности), задач (этапов для достижения цели), методов, средств и условий, необходимых для их решения. 2. Создание проблемной ситуации, когда выполняющие работу не знают, как ее решить практически. 3. Разработка вариантов решения проблемной ситуации. 4. Выбор наиболее эффективного варианта, его обоснование и проверка в практической деятельности. 5. Сравнение планируемого конечного результата с достигнутым, выявление причин достоинств и недостатков выполненной работы. Проблемное обучение характеризуется созданием проблемных ситуаций, организацией самостоятельного поиска учащимися вариантов их решения и проверкой правильности этих вариантов. Проблемной характеризуют такую ситуацию, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает теоретических знаний, фактического материала, и он должен сам их искать. Поисковой деятельности ученика предшествует формулировка гипотезы, предположения об обоснованном варианте решения проблемной задачи. Гипотеза формулируется на основе логических рассуждений, анализа (мысленного отделения друг от друга элементов изучаемого явления и одновременно выделения тех данных, которые уже известны и послужат для конструирования гипотезы), синтеза (объединения тех элементов, которые явятся основой гипотезы). Проверка гипотезы включает ее оценку и выбор правильного решения, которое можно объяснить и научно обосновать. Проверка может быть логической и экспериментальной в зависимости от характера проблемы и возможностей ученика. Проблемное обучение имеет разные виды. Проблемное преподавание предполагает постановку перед учениками проблемной задачи (не имеющей традиционного решения) и раскрытие путей ее решения, показывая трудности и противоречия, которые приходится преодолевать, формулируя гипотезу и осуществляя поиск ее доказательств. Проблемой называют сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения. Вопрос, на который нет готового ответа, носит проблемный характер. Проблемное учение предполагает формулировку проблемной задачи и самостоятельное ее решение учениками, включающее формулировку гипотезы, ее проверку, объяснение и доказательства с разной степенью помощи преподавателя в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учеников. Характерной чертой проблемного обучения является преобладание учения над преподаванием в условиях взаимодействия педагога и учеников, что активизирует познавательную деятельность занимающихся и способствует развитию познавательных способностей. Вопросы: 1. Раскройте сущность понятий «методы обучения», «методический прием обучения», «средства обучения». 2. Охарактеризуйте известные Вам классификации методов обучения. 3. При решении каких дидактических задач особенно успешно можно использовать словесные методы, наглядные, практические? 4. Как влияет возраст, подготовленность учеников на выбор методов обучения? 5. Приведите пример того, как можно использовать объяснительноиллюстративный, репродуктивный или частично-поисковый методы обучения в процессе изучения элементов техники в одном из видов спорта.
«Методы обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot