Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ №11 Методы наблюдения в бухгалтерском учете:
инвентаризация.
В данной лекции рассматривается метод бухгалтерского учета, основанный на
наблюдении - инвентаризация.
Нормативными документами, регламентирующими инвентаризацию, являются:
1) Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от
06.12.2011г. №402-ФЗ.
2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 29 июля 1998г. №34-н.
3) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 13 июня 1995г. №49.
1.Понятие и необходимость проведения инвентаризации. Задачи инвентаризации
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их
наличие, состояние и оценка, т.е. проводиться проверка соответствия учетных данных
фактическому наличию имущества и обязательств организации.
Таким образом, инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета
выступает в качестве необходимого дополнения к документированию хозяйственных
операций.
Инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств и
обязательств организации и правильностью отражения их в бухгалтерском учете.
К объектам инвентаризации относятся :
- имущество организации (основные средства, нематериальные активы,
финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, другие
запасы, денежные средства и прочие финансовые активы);
- финансовые обязательства организации (кредиторская задолженность, кредиты
банков, займы и резервы);
- имущество, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, т.е.
находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и
т.п.
Основными задачами инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества организации (учтенного и
неучтенного);
2) проверка реальности сумм, учтенных на балансе товарно-материальных
ценностей, незавершенного производства, дебиторской и кредиторской задолженностей;
3) контроль за сохранностью имущества организации путем сопоставления
фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
4) выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свои
первоначальные качества, товарный вид, не отвечающих стандартам качества,
залежавшихся и испорченных;
5) выявление сверхнормативных и неиспользуемых длительное время товарноматериальных ценностей с целью их последующей реализации;
1
6) проверка соблюдения правил и условий хранения товарно-материальных
ценностей и денежных средств, правил содержания и эксплуатации объектов основных
средств;
7) проверка соблюдения правил организации материальной ответственности за
имущество организации.
Из перечня задач проведения инвентаризации видно, что кроме количественного
контрольного значения инвентаризация имеет и качественную составляющую контроля,
т.к. в ходе ее проведения обращается внимание на состояние складских помещений и на
соблюдение условий, обеспечивающих сохранность товарно-материальных ценностей
Такой аспект инвентаризации служит средством не только вскрытия и выявления
недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем.
2. Периодичность, сроки и порядок проведения инвентаризации.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
-при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
-при преобразовании государственного или муниципального унитарного
предприятия;
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
-при смене материально ответственных лиц;
-при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
-в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
-при реорганизации или ликвидации организации;
-в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обязательная инвентаризация проводится ежегодно перед составлением
годового отчета не ранее 1 октября отчетного года.
Она позволяет установить реальность всех статей бухгалтерского баланса и
отчетности организации.
Такая инвентаризация является весьма трудоемкой работой, так как охватывает все
без исключения активы и обязательства организации (кроме имущества, инвентаризация
которого в соответствии с законодательством подлежит проверке в иные сроки, например,
инвентаризация основных средств - раз в три года, библиотечных фондов - раз в пять лет).
Организации самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном
году и сроки их проведения. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при
формировании учетной политики необходимо определять порядок и сроки проведения
инвентаризации активов и обязательств организации.
Поэтому, в приложении к Приказу по учетной политике организации помещается
график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, даты их проведения.
Периодичность проведения инвентаризации зависит от вида имущества.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению по каждому
материально ответственному лицу.
При назначении работника на должность, связанную с ответственностью за товарноматериальные ценности (заведующий складом, кладовщик, кассир), с ним заключается
письменный договор о материальной ответственности.
Порядок проведения инвентаризации.
2
Для проведения инвентаризаций в организации создается постоянно действующая
инвентаризационная комиссия, которая выполняет организационно-контрольные
функции по своевременному проведению обязательных и выборочных инвентаризаций
имущества и финансовых обязательств. В организациях с большим объемом работ могут
создаваться несколько рабочих инвентаризационных комиссий.
Эффективность инвентаризации во многом зависит от состава инвентаризационной
комиссии, в которую входят: руководитель организации (возглавляет комиссию),
главный бухгалтер, представители администрации, работники бухгалтерии, другие
специалисты (инженеры, товароведы, экономисты и т.п.), представители службы
внутреннего аудита организации или независимых внешних аудиторов.
Не входит в состав комиссии материально-ответственное лицо.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных
комиссий утверждает руководитель организации.
Запрещается проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств при
неполном составе членов рабочей инвентаризационной комиссии.
3. Этапы проведения инвентаризации:
1 -й этап – подготовительный.
На данном этапе: издается приказ руководителя предприятия о проведении
инвентаризации, уточняется списочный состав рабочей инвентаризационной
комиссии, определяются сроки проведения и виды проверяемого имущества,
разрабатываются внутренние инструкции, выводятся в учете остатки товарноматериальных ценностей.
2-й этап – проведение инвентаризации.
Инвентаризация имущества должна начинаться строго в указанное в приказе время.
На этом этапе производится снятие остатков в натуре: взвешивание, осмотр,
пересчет и обмер товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия в присутствии материально-ответственного лица
проверяет наличие ценностей и составляет инвентаризационные описи.
Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член
инвентаризационной комиссии, другой – материально ответственное лицо.
На
ценности,
пришедшие
в
негодность,
составляется
отдельная
инвентаризационная опись. В протоколе комиссии данные о них фиксируются отдельно,
причем указываются причины порчи и виновные в этом люди.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально
ответственные лица.
3-й этап – сравнительно-аналитические мероприятия.
На третьем этапе в бухгалтерии производится проверка и сопоставление
фактического наличия имущества по описи и обязательств с данными учета,
производится составление сличительных ведомостей и определение причин
расхождений.
Данные в сличительных ведомостях приводятся в натуральных и стоимостных
показателях. При этом в ведомости записываются не все ценности, а только те, по
которым выявлены отклонения от учетных данных.
Выявленные по данным сличительных ведомостей разницы сразу после окончания
проверки должны быть оформлены актом инвентаризации типовой формы и отражены в
учете.
4-й этап – Оформление результатов инвентаризации в учете
3
На заключительном этапе оформляется ведомость учета результатов
инвентаризации, производится внесение записей в регистры бухгалтерского учета,
издается Приказ об утверждении результатов инвентаризации с выводами.
4..Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того
месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в
годовом бухгалтерском отчете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием
имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в
следующем порядке:
1) Выявленные излишки ценностей приходуются по рыночной стоимости на
дату проведения инвентаризации, с одновременным отнесением сумм на увеличение
финансовых результатов хозяйственной деятельности у коммерческих организаций.
Инвентаризационная комиссия устанавливает причины возникновения излишков и
виновных в этом лиц. Излишки ценностей по результатам инвентаризации подлежат
оприходованию (учету) на соответствующие счета баланса. Как правило, они отражаются
по дебету счетов учета материальных ценностей и кредиту счета 91 «Прочие доходы и
расходы».
Например, в процессе инвентаризации были выявлены излишки, т.е. неучтенные
ценности, которые следует учесть проводками (см. таблицу):
1.
2.
3.
4.
Оприходованы излишки материалов
Оприходованы излишки товаров
Оприходованы излишки основных средств
Оприходованы излишки готовой продукции
Д 10
Д 41
Д 08
Д 43
К 91-1
К 91-1
К 91-1
К 91-1
2) Суммы недостач и потерь от порчи материальных ценностей списываются со
счетов их учета по фактической себестоимости на счет 94 «Недостачи и потери от
порчи ценностей»:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К10 «Материалы»,41 «Товары», 01 «Основные средства», 43 «Готовая
продукция» и.т.п.
Далее на основании акта инвентаризационной комиссии определяются источники
погашения выявленных недостач и потерь от порчи материальных ценностей.
Списание недостач и потерь от порчи материальных ценностей в зависимости от
причины и выбранного способа погашения отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и
потери от порчи ценностей».
Отражение в бухгалтерском учете
сумм выявленных в ходе инвентаризации недостач и потерь
1
2
3
4
Учтена недостача имущества и его порча в пределах норм
естественной убыли (считается текущими расходами организации и
относятся на издержки производства или обращения)
Учтена по рыночной стоимости и относится на виновных лиц.
недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли (на
основании договора о полной материальной ответственности за такую
недостачу отвечает материально ответственное лицо, независимо от
того, присвоил он ценности себе или нетей.)
Работник добровольно внес денежные средства в кассу
У сотрудника вычли стоимость пропавшего имущества из заработной
платы (с его письменного согласия по заявлению)
Д20,23,25,26,29,44
Д73 субсчет 73-2
«Расчеты по
возмещению
материального
ущерба»
К 94
К 94.
Д 50 «Касса»
К 73-2
Д 70 «Расчеты с
персоналом по
К 73-2
4
5
6
Если взыскать сумму с материально ответственного лица по тем или
иным причинам невозможно, то ее относят на прочие расходы без
уменьшения налогооблагаемой прибыли
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании
убытков с них, то ее относят на прочие расходы без уменьшения
налогооблагаемой прибыли
оплате труда
Д 91-2 «Прочие
доходы
и
расходы»
Д 91
К 73-2
К 94
В случае мелкой недостачи, происшедшей у данного работника впервые и
вследствие неопытности, просчета или других действий, не содержащих признаков
уголовного преступления, на работника может быть наложено административное
взыскание с обязательным возмещением понесенного организацией убытка в
общегражданском порядке.
При установлении недостач и потерь, явившихся следствием злоупотреблений,
соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь
подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь
предъявляется гражданский иск.
В этих случаях материально ответственное лицо должно быть освобождено от
занимаемой должности и руководитель организации должен назначить нового
материально ответственного работника, которому ценности передаются под отчет в
установленном порядке.
5