Методы детерминированного факторного анализа. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задача 1. «Методы детерминированного факторного анализа» и «Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции»
Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является одним из важнейших методологических задач в ЭА. Способ цепной подстановки используется для расчета во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяется ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.
В качестве примера проанализируем процесс формирования валовой продукции в зависимости от показателей использования трудовых ресурсов. На рисунке 1 представлена логическая схема формирования валовой продукции в зависимости от показателей использования трудовых ресурсов.
Рис.1 Логическая схема формирования валовой продукции в зависимости от показателей использования трудовых ресурсов
В таблице 1 представлены данные для анализа объема валовой продукции.
Табл. 1 Данные для анализа объема валовой продукции
Показатель
Условные обознач.
Уровень показателя
Изменение
базовый
текущий
абсолютное
относительное, %
Валовая продукция, млн. руб.
ВП
400
600
200
50
Среднесписочная численность рабочих
ЧР
100
120
20
20
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, млн. руб.
ГВ
4
5
1
25
Количество отработанных дней одним рабочим за год
Д
200
208,3
8,3
4,2
Среднедневная выработка рабочего, тыс. руб.
ДВ
20
24
4
20
Средняя продолжительность смены, ч
П
8
7,5
-0,5
-5
Среднечасовая выработка продукции одним рабочим, тыс. руб.
ЧВ
2,5
3,2
0,7
28
Объем валовой продукции зависит от двух основных факторов первого порядка: численность рабочих и среднегодовая выработка продукции. Имеем двухфакторную мультипликативную модель:
ВП=ЧР*ГВ
Алгоритм расчета способом цепной подстановки для этой модели:
ВП0=ЧР0*ГВ0=100*4=400 млн. руб.
ВПусл=ЧР1*ГВ0=120*4=480 млн. руб.
ВП1=ЧР1*ГВ1=120*5=600 млн. руб.
Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята численность рабочих текущего периода вместо базового. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим остается базовой. Значит, за счет роста численности рабочих выпуск продукции увечился на 80 млн. руб.
Третий показатель валовой продукции отличается от второго тем, что при его величины расчете выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо базового. Количество рабочих в обоих случаях отчетного периода. Отсюда за счет повышения производительности труда объем валовой продукции увеличился на 120 млн. руб.
Т.о. увеличение объема валовой продукции вызван следующими факторами:
1) за счет роста численности рабочих ВП увеличилась на +80 млн. руб.
2) за счет повышения производительности труда ВП увеличилась на +120 млн. руб.
Итого ВП увеличилась на +200 млн. руб.
Алгебраическое влияние факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:
ВПчр+ВПгв=ВПобщ
Отсутствие такого равенства свидетельствует об ошибках в расчетах.
Задача 2 «Анализ динамики производства и реализации продукции»
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Натуральные показатели используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-стоимостные применяют для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на ремонтных заводах – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных индексов роста и темпов роста, предварительно нейтрализовав влияние фактора цен (табл. 2).
Табл. 2
Год
Объем производства продукции в текущих ценах, тыс. руб.
Индекс цен
Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс. руб.
Индекс роста, %
Объем реализации продукции в ценах базисного года, тыс. руб.
Индекс роста, %
базисный
цепной
базисный
цепной
1
18610
1,00
18610
100
100
18500
100
100
2
27357
1,50
18238
98
98
18144
98
98
3
38148
1,46
17419
93,6
95,5
17390
94
95,8
4
53940
1,40
17593
94,5
101
17715
95,7
101,8
5
73940
1,33
18132
97,4
103,1
18145
98,1
102,4
6
100320
1,28
19220
103,3
106
19018
102,8
104,8
, где - индекс цен i-ого года, где - выпуск продукции в ценах базового года, - выпуск продукции в ценах текущего года
- индекс роста базисный, - индекс роста цепной
Из таблицы видно, что первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три года наметился его рост. В итоге за пять лет, ВП увеличился всего на 3,3%, а объем реализации – на 2,8%. Если за предыдущие года темпы роста производства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темп роста производства опередил темп роста реализации, что свидетельствует о накоплении незначительных остатков нереализованной продукции в шестом году.
Подробный анализ динамики объемов производство показал, что во втором году объемы производства сократились на 2% по сравнению с первым годом, в третьем году - на 6,4% по сравнению с первым и на 4,5% по сравнению со вторым, в четвертом году начинается медленный рост – объем производства увеличился на 1% по сравнению с третьим годом и составил 94,5% первого года, в пятом году объем производства увеличился на 3,1% по сравнению с четвертым годом и составил 97,4% первого года, в шестом году - увеличился на 6% по сравнению с пятым годом и составил 103,3% первого года. Анализ динамики объемов реализации показал, что во втором году объемы реализации сократились на 2% по сравнению с первым годом, в третьем году - на 6% по сравнению с первым и на 4,2% по сравнению со вторым, в четвертом году начинается медленный рост – объем реализации увеличился на 1,8% по сравнению с третьим годом и составил 95,7% первого года, в пятом году объем реализации увеличился на 2,4% по сравнению с четвертым годом и составил 98,1% первого года, в шестом году - увеличился на 4,8% по сравнению с пятым годом и составил 102,8% первого года. Таким образом, только между пятым и шестым году объемы производства и реализации достигли уровня базового года.
Среднегодовой тем роста выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или (среднеарифметической взвешенной):
,
Задача 3. «Анализ эффективности использования материальных ресурсов»
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.
Обобщающие показатели:
Прибыль на рубль материальных затрат – отношение прибыли от основной деятельности к сумме материальных затрат.
Материалоотдача – отношение стоимости произведенной продукции к сумме материальных затрат. Этот показатель характеризует стоимость произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, топлива, энергии и т.п.)
Материалоемкость отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции, показывает какова величина материальных затрат в каждом рубле произведенной продукции.
Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется соотношением индекса валового производства к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдача и одновременно раскрывает факторы ее роста.
Положительно оценивается рост материалоотдачи и соответственно снижение материалоемкости, что будет означать повышение эффективности использования материальных ресурсов.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции – отношение суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.
Коэффициент материальных затрат – отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает экономию (к<1) или перерасход (к>1) материальных ресурсов.
Частные показатели применяют для характеристики эффективности использования отдельных видов ресурсов (металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.
В процессе анализа рассматривается влияние этих показателей на объем производства продукции. На рисунке 2 рассмотрим структурно-логическую схему факторного анализа материалоемкости.
Рис. 2 Структурно-логическая схема факторного анализа материалоемкости
Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:
Влияние факторов на материалоемкость можно определить методом цепной подстановки.
Материалоемкость отдельных видов продукции i-ого вида изучается с помощью следующих модели: .
Далее анализ должен быть направлен на изучение причин изменения расхода материальных ресурсов на единицу продукции и цен на сырье и материалы. Влияние этих факторов на уровень материалоемкости можно определить следующим образом:
, где – абсолютный прирост материалоемкости и материальных затрат за счет фактора х.
Если какой-то фактор воздействует одновременно на сумму материальных затрат и объем производства продукции, то расчет его влияния на изменение уровня материалоемкости производится по формуле: .
Для оценки показателя прибыль на рубль материальных затрат используют следующую факторную модель: , где П – прибыль от реализации продукции, В – выручка от реализации продукции , – рентабельность продаж, – доля реализованной продукции в общем объеме продукции, МО – материалоотдача.
На основании результатов анализа предложенных факторных моделей вырабатывается стратегия предприятия в области ресурсосбережения, направленная на повышение эффективности использования материальных ресурсов.