Методы активизации деятельности обучаемых на лекции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методы активизации деятельности обучаемых на лекции
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1.Методы активизации познавательной деятельности обучающихся….4
2. Психологические особенности лекции………….…………………..6
3. «Активные методы обучения» - АМО……………………………….8
4. Повседневные практики преподавания……………………………..11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от студентов умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного.
Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть составить план изучаемого материала, то это задание заставляет студентов глубже вникать в сущность новой темы, мысленно разделять материал на важнейшие логические части.
1.Методы активизации познавательной деятельности обучающихся
Поскольку методы активизации познавательной деятельности многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям [1]:
- по источникам передачи и характеру восприятия информации:
- словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
- наглядные методы (показ, демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование технических средств и пр.);
- практические методы (практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение проблемных ситуаций, лабораторные работы, сочинения и пр.).
По характеру взаимной деятельности педагога и обучающихся:
-объяснительно-иллюстративный метод,
-репродуктивный метод,
-метод проблемного изложения,
-частично-поисковый или эвристический метод,
-исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности преподавателя:
-методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
-методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
-методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль (самоконтроль), лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности преподавателя и обучающегося (система методов проблемно-развивающего обучения) [1]:
-по уровню проблемности и видам деятельности преподавателя (методы изложения: монологический, диалогический; методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный);
-по характеру учебной деятельности обучающихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая);
-по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).
2. Психологические особенности лекции
Лекция - это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.
Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе [2].
Цели лекции - это предполагаемые результаты, то есть того, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, какие качества воспитать, какие проблемы поставить перед студентами для их самостоятельного осмысления.
Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности. Педагоги стремятся возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса [3].
Осуществление психологического анализа лекции предполагает учет следующих аспектов, выражающих субъектную сторону данного вида деятельности [2]:
1) анализ лекции как вида деятельности преподавателя (здесь рассматриваются содержание и структура преподавательской деятельности, ее цели, мотивы, применяемые способы и приемы управления познавательной активностью обучаемых);
2) анализ лекции как вида учебной деятельности студентов (особенности функционирования психических процессов, преобладающие психические состояния, их динамика в процессе занятий);
3) анализ лекции, как совместной деятельности преподавателя и студентов (согласованность, мотивированность и целенаправленность, взаимопонимание).
Способы подготовки и чтения лекции определяются в зависимости от слушателей, предполагаемого содержания и прогнозируемых результатов. Поэтому в одном случае преподаватель может выбрать способ глубокого теоретического анализа проблемы, в другом ведущую роль отвести демонстрации ярких, запоминающихся фактов.
Особое значение для активизации познавательной деятельности студентов имеет проблемное изложение, когда лектор не делает готовых, однозначных выводов, а рассуждает, высказывает научные предположения и тем самым подводит их к самостоятельной формулировке выводов.
Подготовка и особенно чтение лекции - достаточно сложная деятельность, требующая от преподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил и мастерства. Кроме того, требуется учитывать динамику учебной работоспособности и закономерности познавательной деятельности студентов [4].
3. «Активные методы обучения» - АМО
Сущность активного обучения выражается в переходе от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении (А.А. Вербицкий).
Активные методы обучения - это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Познавательная активность проявляется в трех видах активности [5]:
- в активности воспроизведения, выраженной в стремлении студентов понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
- в активности интерпретации, проявляющейся в стремлении студентов постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
- в творческой активности, предполагающей самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление учащимися познавательных интересов.
Показателем активности обучаемого становятся интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познавания, стремление к творческой интерпретации выполнения индивидуальных и коллективных учебных заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов
При использовании АМО на конкретном учебном занятии (лекции) преподаватель решает ряд довольно сложных задач. Например, формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям; развитие умения аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать свои мысли или способности анализировать сложные ситуации, выделять главные и второстепенные причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения.
Существует несколько классификаций АМО. Традиционная классификация разделяет их на две большие группы [5]:
- Неимитационные методы, нацеленные преимущественно на активизацию восприятия теоретического материала, самостоятельной переработки и осмысления учебно-научной информации с установкой на ее воспроизведение. Эта группа методов формирует у студентов и коммуникативные навыки, и аналитические - в виде умения строить доказательства, формулировать собственную позицию в понимании проблемы и искать творческие пути ее решения. Наибольшее распространение получили метод решения учебных педагогических задач, дискуссии, мозговой штурм, эвристическая беседа, метод синектики, теория решения изобретательских задач.
- Имитационные методы, предполагающие моделирование будущей реальной деятельности специалиста. Они разделяются на неигровые (анализ конкретных ситуаций, исследовательские задания) и игровые (деловые, ролевые, тренинг).
В современном образовании игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии, которая представляет собой совокупность различных игр, направленных на реализацию цели обучения и получение соответствующего результата:
- дидактические - от формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, до расширения кругозора;
- развивающие - от умения принимать оптимальные решения, сравнивать, сопоставлять, находить аналогии до развития воображения, творческих способностей к внутренней мотивации учебной деятельности и совершенствования навыков самоуправления поведением;
- воспитательные - от воспитания навыков совместной деятельности, общительности, коммуникабельности до формирования нравственных позиций, этических и мировоззренческих установок, приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, стрессового контроля и само регуляции личности.
Однако при всей эффективности активных методов в практическом их использовании педагоги часто испытывают ряд трудностей, которые обусловлены тем, что на первоначальном этапе обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, поскольку преподавателем осуществляется принудительная активизация его мышления.
Кроме этого эффективность занятия, где в качестве основного метода применяется активный, в значительной степени зависит от устойчивой и длительной активности студентов в течение занятия, а кратковременная и эпизодическая активность не приносит должных результатов. Преподавателю не всегда удается полностью реализовать все запланированные условия, стимулирующие самостоятельность и творчество при выработке решений. Трудно решается задача повышения степени мотивации и эмоциональности обучаемых. Чтобы преподаватель был готов к устранению подобных трудностей, ему следует обратить внимание на особенности применения этих методов в конкретном учебном занятии.
На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента. Один из эффективных способов — контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции.
4. Повседневные практики преподавания
Исследования показали, что хорошие повседневные практики преподавания могут сделать больше для борьбы с апатией студентов, чем специальные меры, направленные на усиление мотивации напрямую.
Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от студентов умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление [4].
Если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь внимание учащихся, то затем по мере изложения материала нужно его усиливать.
Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Деятельность преподавателя во время чтения лекции будет наиболее оптимальной тогда, когда он будет учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых.
Для того чтобы активизировать внимание аудитории, достаточно усилить речь или изменить тон. Но после восстановления внимания - возвратиться к нормальному тону. Также используется и обратный прием - понижение голоса до шепота. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также увеличением значительности слов и фраз путем расстановки акцентов.
Выдержанная пауза в середине лекции способна оказать значительное воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации [4].
Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, являются эффективным способом переключения внимания.
В диалоговых формах лекционных занятий активизацию учебно-познавательной деятельности студентов можно добиться, используя метод "мозгового штурма". Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время. Этот метод эффективен, когда необходимо объединить творческие усилия группы учащихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения. Такого рода усвоение повышает интерес к содержанию предмета и решению проблемных вопросов.
Американские исследователи утверждают, что для того, чтобы студенты стали более уверенными при самостоятельном обучении, преподаватели должны сделать следующее:
1) обеспечить возможность для достижения студентом успеха, назначая задачи, которые являются не слишком сложными, не слишком легкими;
2) помочь студентам сформировать свой взгляд на материал;
3) создать открытую и положительную атмосферу;
4)помочь студентам почувствовать, что они являются важными членами учебного сообщества.
ВЫВОДЫ
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Система работы активизации познавательной деятельности обучающихся строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности.
Цели лекции - это предполагаемые результаты, то есть того, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, какие качества воспитать, какие проблемы поставить перед студентами для их самостоятельного осмысления.
Особое значение для активизации познавательной деятельности студентов имеет проблемное изложение, когда лектор не делает готовых, однозначных выводов, а рассуждает, высказывает научные предположения и тем самым подводит их к самостоятельной формулировке выводов.
Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности. Педагоги стремятся возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса.
При проведении лекции для активации деятельности обучающихся педагог должен:
- экспериментировать и стараться сделать каждую следующую лекцию не похожей на предыдущую;
- использовать такие методы обучения как беседа, «мозговой штурм», организовывать интерактивные игры.
Завоевав внимание студентов на лекции и заинтересовав их предлагаемым материалом педагог сможет активизировать их познавательную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мокрушина Т. А. Методические рекомендации для преподавателей: Методические рекомендации – Белово: типография ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум», 2015.- 15с.
2. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/ А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004 - 463 с.
3. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: 1998 - 320 с.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов - М.: Высшая школа, 1990 - 206с.
5. Методы активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс].–URL: http://studbooks.net/926592/pedagogika/metody_aktivizatsii_uchebnoy_deyatelnosti_uchaschihsya;