Методы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 17
Методы
Методология – это:
• учение о методе научного познания;
• совокупность приемов исследования применяемой в какой-либо науки
Методология используется как:
• способ познания исследования явлений природы и общественной жизни;
• прием или система приемов познавательной и трудовой деятельности;
• способ достижения какой-либо цели, способ решения какой-либо задачи.
Метод обучения – представляет собой систему целенаправленных действий преподавателя, организующего познавательную практическую и профессиональную деятельность учащегося, обеспечивающую содержание образования.
Активизация учебной деятельности – это целенаправленная деятельность, направленная на разработку и использование такого содержания, форм и методов, а также средств обучения, Которые способствуют повышению интереса, творческой активности и самостоятельности студентов.
Интенсификация – изыскание возможностей передачи студентам возрастающего объема информации при неизмененной протяженности сроков обучения.
Содержание, формы, средства, и методы обучения.
1. Рациональный отбор учебного материала (с выделением баз и второстепенного).
2. Перераспределение объема учебного материала во времени при концентрации нового на начальном этапе обучения.
3. Концентрация аудиторных занятий (на младших курсах).
4. Обеспечение логической преемственности нового и старого материала
5. Более рациональное и экономичное использование каждой минуты времени на занятиях.
6. Отбор форм обучения, адекватных отобранному содержанию.
7. Широкое использование коллективных форм познавательной деятельности (ролевые и деловые игры) в условиях сотрудничества.
8. Формирование у преподавателя соответствующих умений организации управления коллективной учебной деятельностью.
9. Совершенствование формирования профессиональной коммуникативной компетенции, способствующей творческому мышлению.
10. Равномерное продвижение всех студентов не зависимо от исходного уровня обучаемости и индивидуальных способностей.
11. Широкое использование новейших научных данных в области психологии и педагогики.
12. Использование автоматизированных информационных систем в обучении.
Проблемно поисковый метод обучения (проблемное обучение)
Этот метод тесно связан с проблемным обучением, при этом возникает вопрос, что такое проблемное обучение, которое впервые разработал отечественный ученый-психолог Алексей Михайлович Матюшкин.
Проблемное обучение предусматривает создание на занятиях проблемных ситуаций и обсуждение возможных способов их решения, а для этого учащимся нужно совершить информационный поиск. Прежде всего нужно ответить на проблемные вопросы, которые превращаются в проблемную задачу, при решении таких задач у учащихся активизируется творческое мышление, творческие способности и познавательная мотивация.
Проблема – это вопрос, ответ на который учащемуся не известен, но он может приступить к его поиску, то есть использовать проблемно-поисковый метод. В проблеме есть объективный момент – исходные данные, позволяющие решать эту задачу, но следует найти искомое, чтобы найти это искомое, нужен способ её решения.
Решение проблемной задачи начинается с организации проблемной ситуации, главным моментом проблемной ситуации является то новое, что должно быть открыто для правильного выполнения задачи.
Противоречия возникают при решении проблемы:
1. Между исходными и новыми званиями.
2. Между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью.
3. Когда неизвестно, применима ли данная модель или метод, данная теория или средство в конкретных условиях. Учащиеся, решая проблему знают, чего он не знает.
Рассмотрим цели проблемного обучения:
1. увидеть проблему в тривиальной ситуации;
2. увидеть по–новому структуру тривиального объекта;
3. перенос ранее усвоенных знаний и умений в проблемную ситуацию;
4. комбинирование нового способа решения из элементов ранее известных методов.
Критерии оценки реальных учебных проблем:
1. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся;
2. Желательно, чтобы учащиеся принимали участие в отборе проблем, выбранная проблема должна допускать много путей решения:
• проблемная задача должна быть посильна учащимся;
• при предъявлении проблемы необходимо учитывать исходный уровень обученности и опыт учащегося;
• проблемная задача должна быть серьезной для учащегося;
• должна соответствовать возрастным особенностям учащимся;
• проблема должна даваться с учетом имеющегося учебного материала, решение которой требует умения в сформированных смежных дисциплинах;
• результат решенной проблемной задачи должен быть личностно значим.
Студенты должны самостоятельно вилеть и уметь:
• формулировать проблему, проблемную задачу;
• определять цель выбора данной темы;
• новизну и актуальность ее практическую и теоретическую значимость;
• совершать самостоятельный информационный поиск новых знаний, приемов и средств её решения;
• строить гипотезы, организовывать и осуществлять ее экспериментальную проверку.
1. Педагогические требования к развивающему обучению Не подавлять интуицию учащегося при решении творческих задач.
2. Формировать у студента уверенность в своих силах, веру в свои способности.
3. Формировать учащихся чувство ответственности.
4. Поощрять у него склонность к риску.
5. Не допускать у него конформного мышления (соглашательского).
6. Развивать у студента воображение, чувствительность к противоречиям.
7. Чаще использовать в обучении задачи открытого типа.
8. Шире использовать проблемные методы обучения, которые стимулируют самостоятельность в открытии нового знания.
9. Обучать студентов творческим приёмам решения задач.
10. Осуществлять совместную деятельность (сотрудничество преподавателя со студентами и студентов между собой).
Частично-поисковый метод (эвристический)
Этапы исследования:
• видение проблемы;
• построение самостоятельно найденного доказательства;
• высказывание предположения (т.е. гипотезы), построение плана проверки гипотезы;
• деление проблемы на подпроблемы;
• сбор данных, информационный поиск;
• обобщение материала, выводы;
• построение математической модели или проведение эксперимента;
• умение вести дискуссию;
• умение в ситуации сотрудничества отвечать не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.
Для полноценного усвоения творческой деятельности и одновременного усвоения знаний и умений этот метод выполняет следующие функции:
• обеспечивает овладения методами научного познания и применение их в научных исследованиях;
• формирует концептуальное мышление, умение творческой деятельности, умение решать проблемные задачи, известных обществу, но неизвестных студенту;
• является условием формирование интереса, потребностей к научной деятельности;
• формирует умение пользоваться автоматизированной информационной системой для поиска литературы по исследуемой проблеме.
Кейс-метод (метод ситуационного анализа)
Кейс-метод стимулирует учащихся к активной, самостоятельной деятельности, творческому мышлению и коммуникативной компетенции.
Под проектом понимается, самостоятельная работа, планируемая и реализуемая на практике, которая предусматривает поиск решения возникшей проблемы в проблемной ситуации в совместной деятельности преподавателя и учащихся.
Метод проектов – это совместная деятельность преподавателя и студентов, решение проблемы должно было быть найдено в коллективном продукте и использовался лично-деятельностный подход к обучению.
Одним из проектов может быть презентация профессионально ориентированного продукта (офис, фирма), при подготовке высококвалифицированных кадров, будущая деятельность которых может быть связана с исполнительскими функциями в производственной и социально-экономической сфере, для этого должны быть сформированы:
• базовые основы профессиональных кадров;
• основные практические и профессиональные компетенции;
• коммуникативные компетенции (умение поиска анализа информации и ее обобщение);
• навыки и умения самообразования.
В проблемной игре должна быть проблемная ситуация, необходимо:
• распределение ролей;
• использование импровизации;
• наличие общих целей у игроков;
• наличие коллективных решений у игроков;
• формируются творческие умения.
10.12.2016
Метод ситуационных игр, ролевых игр:
Сущность дидактических, ситуационных игр, ролевых игрОни активизируют учебный процесс, стимулируют речевую деятельность. В дидактике известны дидактические игры, ролевые игры проблемной направленности. Цель, показать в игровой форме возможные способы решения проблемы и последствия такого решения.
Задачи ролевой игры
• Наличие в сценарии игры проблемной ситуации.
• Наличие в ролевой игре конкретной социальный, культурологический и профессиональный фон.
• Должно быть распределение ролей по желанию учащихся.
• Использование импровизации.
• Наличие общих целей у коллектива.
• Применение коллективного решения участниками игры.
Критерии оценки игры
• Решение поставленной проблемы;
• Компетентность участников игры (знание социокультурных особенностей персонажей, соблюдение речевого этикета и прочее);
• Активность участников ролевой игры;
• Использование творческих умений в решении проблемных задач.
Лекция № 18
Деловые игры
Сущность деловой игры
Деловая игра зародилась в России в XVII веке при Петре I, но первая организационно-производственная игра была разработана и проведена в нашей стране в Ленинграде в 1932 году Марией Мироновной Бернштейн. Применение она получила в США в 1957 году. Первый разработчик (разработал основные критерии, правила) Андрей Александрович Вербицкий в 1960-70 годы, с него начались деловые игры.
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.
В игре используется принцип двуплановости:
• мнимые квазипрофессиональные условия (учебник), в которых разворачиваются профессиональные ситуации, по своим характеристикам являются подлинными;
• настоящая производственная ситуация.
При подготовки деловой игры следует использовать следующие критерии отбора содержания:
• уровень обученности студентов;
• уровень сложности, доступности учебного материала;
• потребности студента;
• формирование положительной мотивации;
• возрастные и психологические особенности студентов.
В процессе игры происходит дальнейшее развитие таких психических процессов, как:
• творческое и логическое мышление;
• профессиональная память;
• воссоздающее воображение (то чего не было ранее);
• концентрация внимания, которая способствует лучшему произвольному запоминанию (нет цели) учебного материала;
• самоконтроль и саморегуляция.
Лекция № 19
Основы педагогического контроля в высшей школе
Функции контроля
диагностическая функция контроля – это процесс выявления уровня сформированности знания, навыков и умений;
обучающая функция контроля – проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала;
воспитывающая функция контроля:
• наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студента;
• помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности;
• помогает устранить пробелы в знаниях и умениях их применять на практике;
• формировать творческое отношение к предмету;
• высказываются различные суждения;
• задаются наводящие вопросы;
• обсуждаются неверные суждения.
Однако контроль выполняет и диагностическую и воспитательную функцию.
• экзамены;
• зачеты;
• тестирования.
(выполняют преимущественно диагностическую функцию).
Формы педагогического контроля:
• зачеты;
• коллоквиумы (собеседования);
• экзамены;
• письменные контрольные работы;
• рефераты;
• проектные работы (курсовые и дипломные);
• лабораторные контрольные работы;
• семинары.
По времени педагогический контроль делится на:
1. Текущий (неформальный контроль) осуществляется в течении семестра устно или письменно.
2. Самоконтроль осуществляется самими студентами.
3. Промежуточный контроль проводится в виде зачета или и экзамена по семестрам.
4. Итоговый контроль в виде выпускного экзамена за весть курс обучения по данному предмету.
Оценка – способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний навыков и умений студента целям и задачам обучения.
Отметка – численный анализ оценки.
При оценке знаний навыков и умений следует исходить из следующих результатов.
Отлично:
• за точное и прочное владение материалом в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ни одной ошибки;
• при устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильная.
Хорошо:
• за прочное овладение предметом при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (одна-две ошибки).
Удовлетворительно:
• за овладение предметом с заметными пробелами, неточностями, пропусках и ошибках, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.
Неудовлетворительно:
• за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе или в письменной работе.
Педагогический тест – совокупность заданий, возрастающей трудности специфической формы, отобранных на основе научных приемов для педагогического измерения успешности усвоения знаний навыков и умений для тех или иных целей.
Формы тестовых заданий:
1. Задания в закрытой форме, состоящие из инструкций, которая служит стимулом для ответа.
• Стандартные инструкции (обведите кружочком правильный ответ).
• Полная ясность текста.
• Кратность (5-6 слов).
• Простая стилистическая конструкция.
• Все ответы правильные и неправильные должны быть равны по длине.
• В задании включается больше слов чем в ответ.
• Исключается вербальная ассоциация.
• Правильный ответ должен быть только один исключение повторяющихся слов в ответе.
2. Задания в открытой форме. В них используются только готовые формы. Студенты самому следует вставлять недостающие слова или группу слов «дополните» - пишется в задании таких тестов:
• Дополняющая форма ставится в конце, она не должна быть единственной.
• Все ответы должны быть одной длины.
3. Задания на установление соответствия. Учащимся предлагается установить соответствия между элементами двух списков:
• правые для выбора;
• левые для ответа.
4. Задание на установление правильной последовательности. Эти тесты хороши для техники.
Перечень характеристик тестовых заданий
1. Содержание теста. Чем полнее выбрано содержание, тем выше валидность теста.
360 заданий выполняется да 1,5-2 часа.
2 . Предметная частота. Чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание предмета.
3. Значимость содержания. Содержание знания должно ранжироваться, он должен отражать содержание курса. Содержание текста должно быть научно обоснованным, доступным.
• 60-70% материала составляет задания средней трудности.
• Каждое задание выполняет информационную функцию.
• Оценка теста может быть полемическая, если из 10 заданий одно не правильное, то сумма баллов составляет 9.
4. Дихотомическая – это деление на две равные части, затем следующее деление на две части.
• Сделал – «1» балл;
• Не сделал – «0» баллов.
Валидность – пригодность теста, способность качественно изменить то, для чего тест составил автор. Оценка валидности производится по результатам тестирования и экзамена. ТО тест валиден тогда, когда он оценивает действительно тот аспект, который должен оценивать.
Надежность – означает степень совпадения результатов тестирования в двух параллельных группах, учащихся одного уровня.
Объективность – это критерий в котором сочетается надежность и валидность теста, плюс ряд других аспектов.
3.1 Недостатки тестирования
• зависимость оценки заданий от уровня трудности задания;
• зависимость оценки от уровня подготовленности студента;
• один и тот же инструмент не может оценивать разные уровни знания студентов;
• оцениваются знания с точки зрения «правильно», «не правильно».
Психология личности
17.12.2016 – Лекция № 20
Воспитание и формирование личности студента
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о человеке, что он индивид – не сказать ничего.
Появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью.
Ядро личности. В психологии ядро личности предст собой совокупность действенных отношений человека к миру. Это ядро личности обнаруживает себя в мотивах, поэтому основой личности является иерархическая структура ее мотивов. Мотив – опредмеченная потребность.
Мотив – то, что рождается в сознании человека.
Второй узловой момент в яре в развитии личности – появляется самосознание, ведущего к тому, что человек начинает сознательно и целенаправленно «сроить» себя.
Индивидуальность человека проявляется в следующих чертах:
• темперамент;
• характер;
• привычки;
• преобладающие интересы;
• познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение);
• воля;
• способности;
• индивидуальный стиль деятельности и тд.
Индивидуальность есть только одна из сторон личности человекам (темперамент, характер, способности и т.д.) Именно поэтому нужно выделить значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащемуся, необходимо видеть, чем этот учащийся отличается от своих товарищей. В связи с этим необходимо организовать воспитательный процесс.
Личностный подход может считаться таким, который не ограничивается учетом индивидуальных особенностей, а именно:
мышлением;
волей;
памятью;
чувствами учащегося,
а направлен на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности может рассматриваться как личностный подход.
Личностный подход разработал Артур Владимирович Петровский.
Структура личности человека шире структуры индивидуальности.
Первой составляющей структуры личности является её интроиндивидная (внутрииндивидная) подсистема.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и являющихся относительно независимыми от наличных ситуаций. Но есть мотивы ведущие, которые выполняю функцию смыслообразования.
Смысл действия – это отношения мотива деятельности к цели действия. Каков мотив, таков и смысл его результатов. Кроме ведущего мотива есть еще и подчиненные мотивы, они выполняют стимулирующую функцию и имеют положительную валентность.
Лекция № 21
Возрастные и психологические особенности личности студента
В плане личностного-деятельностного подхода студент рассматривается, как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического воздействия.
У (студента) имеются следующие качества:
• зрелость в умственном отношении;
• убежденность;
• сложившееся мировоззрение;
• смелость, решительность;
• самостоятельность;
• прямолинейность;
• критичность;
• но может быть противоречивая оценка, что вызывает развязность, резкость, скептическое и ироническое отношение к преподавателю;
• отрицательное отношение к мнению старших, но пик интеллектуальных и познавательных возможностей;
• принятие ответственных решений;
• выбор и овладение профессией.
Студент в этом возрасте обладает несколькими социальными ролями. Но ряд экспериментов показывают, что большинство студентов не умеют слушать и конспектировать лекции литературу.
• Лекционный материал записываю 18-20% студентов.
• Умеют выступать перед аудиторией только 13%.
• Вести дискуссию только 17%.
• Давать аналитическую оценку проблем только 17%.
Адаптация студентов в высшей школе делится на
Профессиональную – приспособление к организации учебного процесса, формирование навыков и умений самостоятельной работы.
Социально-психологическую – приспособление студента к группе, установление взаимоотношений, выработка стилей поведения.
По характеру учебной деятельности и соответствующей ей поведению выделяют три типа студентов (Владимир Александрович Никитин):
1. Студенты ориентированы на разностороннюю подготовку, проявляют активность во всех сферах жизни ВУЗа.
2. Студенты четко ориентированы на узкую специализацию – познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ, но скорее не в ширь, а в глубь.
3. Студенты проявляют минимальный уровень активности и творчества. Познавательная активность строго направлена на усвоение знаний, навыков и умений только в рамках учебной программы.
Специфика обучения в техническом ВУЗе студентов:
1. будущему специалисту производства приходится иметь дело с обильным потоком информации, которую ему необходимо обработать и передать по назначению, а это невозможно без умения межличностного и межкультурного общения;
2. у специалиста должно быть развито логическое (задачи по алгоритму) и концептуальное мышление (решить задачу с открытой структурой), он должен уметь планировать для решения сложных интеллектуальных задач
3. уметь включать частные проблемы в более общие
4. владеть высоким уровнем концентрированного внимания;
5. обладать высокой скоростью и точностью протекания мыслительных процессов:
• анализ;
• синтез;
• индукция;
• дедукция;
• обобщение;
• абстрагирование;
• конкретизация;
• сравнение;
• сопоставление.;
6. обладать сознательность и ответственностью.
Возрастные особенности личности студента Экспериментально доказано, что оптимальная чувствительность зрения и пику памяти наблюдается в возрасте 20 лет. Именно в этом возрасте, по мнению Бориса Герасимовича Ананьева, происходит острое противоречие между мнимническим (память) и логическим развитием.
В результате специализации у студента развивается профессиональная память, наиболее развита:
• зрительная;
• смешанная память (зрительно-слуховая);
а также
• логическая;
• ассоциативная.
Эффективность запоминания зависит от следующего
Как поставлена задача;
Как организован запоминаемый материал;
Какие действия может выполнить с ним человек;
В какой мере он освоил способы запоминания и сохранения (припоминания).
Перечень вопросов для пилотного анкетирования:
Нравится ли предмет, который Вы изучаете?
• да
• нет
• не знаю
Хотите ли Вы изучать этот предмет дальше?
• да
• нет
• не знаю
С какой целью Вы изучаете этот предмет?
• да
• нет
• не знаю
Нужен ли он вам?
• да
• нет
• не знаю
Типы темперамента
• Холерический темперамент – представители этого типа, темперамента обладают характеризуются большой возбудимостью, неуравновешенностью. Холерик агрессивен, вспыльчив, прямолинеен в отношениях с людьми, работает только когда, когда есть интересная работа, часто впадает в депрессию. Бывают невротические срывы, конфликты;
• Сангвинический темперамент. Горячий, продуктивный, но лишь тогда, когда есть интересное дело. Быстро находит контакт с людьми, активен, в коллективе может проявить себя как жизнерадостный веселый человек. У сангвиника легко возникают и пропадают эмоции;
• Флегматический темперамент. Уравновешенный, спокойный, ровный, упорный труженик, усидчив, терпелив, в меру общителен, не любит болтать попусту, доводит дело до конца. Недостатки: малоподвижен, неразговорчивый, не внешние действия реагирует медленно, прочно запоминает усвоенный материал;
• Меланхолический темперамент. Слабая нервная система, высокая эмоциональная чувствительность, большая ранимость. При встрече с чужими людьми не решителен, способен к длительным переживаниям, умеет преодолевать трудности, ярко выраженные интеллектуальные способности.
Классификация личности по Карлу Юнгу, по их направленности на внешний или внутренний мир:
• Экстраверт – ориентируются преимущественно на внешние впечатления, на свое собственное состояние дела. Он сосредоточен, социально-контактен, имеет повышенную реактивность.
• Интроверт – установка на свои собственные впечатления, необщителен, малоконтактен.
Классификация: Акцентуация личности. (НИР – первый медицинский институт – Карл Леонгард).
1. Психически здоровая не акцентуированная личность, высокая суммарная успеваемость, самое высокое удовлетворение своей деятельностью, самая высокая активность в обществе, хорошее товарищество, хорошо преодолевает все трудности.
2. Практически здоровая личность, но акцентуированные отдельные черты:
2.1 Сверхточность, педантичность, ответственность, хорошая успеваемость.
2.2 Самое высокое чувство товарищества, всегда готовы помочь, тревожны, и сами создают стрессовые ситуации, трудно определяют самое главное для подготовки к экзаменам. Этой группе нужны слова одобрения, поощрения. Чтобы сохранить личность от разрушения.
2.3 Повышенное устойчивое настроение, если обида, то на долгое время. Продолжительные переживания, жесткий твердый характер, живет по алгоритму, не удовлетворён собой, индивидуалист.
2.4 Демонстративность, способен легко вытеснять из сознания все отрицательные воздействия, одаренность, принятие социальных ролей, повышенная самооценка, артистичность.
3. Лица с нервно-психическими нарушениями, пограничная группа, но не патология, 70% населения (с этой группой нужно работать очень аккуратно).
3.1 Циклотемический тип – перепад настроений, обладают эмпатией, хочет быть всегда любимым, планирует не выполнимые вещи, при невыполнении впадет в депрессию.
3.2 Аутичный тип (шахматисты) – замкнутые интроверты, обладают высокими мыслительными способностями.
3.3 Хакеры – интроверты, люди увлечённые вычислительной техникой.
3.4 Неуправляемый тип – экстраверты, устойчивость настроения (особенно обиды), плохое товарищество, низкая успеваемость. Сложная личность.
3.5 Смешанный тип.