Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ КУРСА
ТЕМА 1. Методология педагогики, ее предмет, задачи и уровни.
Методология как учение о методах познания и преобразования мира. Объект и предмет методологии педагогической науки. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности.
Основные положения методологии психолого-педагогического исследования: изучение предметной деятельности развивающейся личности как главного источника ее социального формирования и воспитания; всесторонний подход к изучению педагогического процесса; поиск и обоснование причинно-следственных связей.
Уровни методологии: философский (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом), общенаучный (содержательные общенаучные концепции, воздействующие на достаточно большую совокупность научных дисциплин), конкретно-научный (совокупность методов, принципов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине), технологический (набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку).
Характеристика основных философских подходов: экцистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагратизм, диалектический материализм. Характеристика общенаучных подходов в психолого-педагогических исследованиях: системный, синергетический. Конкретно-научные методологические подходы: личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, индивидуально-творческий, культурологический, контекстный и др.
Задачи методологических исследований в области педагогики: выявление тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой; поиск повышения качества социально-педагогических исследований, анализ методов познания в педагогике.
Единство и различия педагогической науки и педагогической практики: логико-методологический и организационный аспекты. Два вида деятельности в области педагогики: научный и практический. Сопоставление этих видов деятельности по: объектам, по средствам, по результатам.
Связь педагогики с другими науками: философия, психология, биология, медицина, экономика, политология. Виды научных педагогических знаний. Первая группа – знания о сущем: о педагогических явлениях (фактах), о сущности и закономерностях педагогического процесса, уже осуществленного в действительности. Вторая группа – нормы, регулятивы педагогической деятельности. Это знаний о должном – как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с новыми целями и с конкретными условиями, в которых протекает учебно-воспитательный процесс.
Причины возрастания роли методологии в определении перспектив развития педагогической науки: тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности; усложнение самой педагогики как науки; разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований; применение математических методов в социальных науках; изменение роли человека в профессиональной деятельности.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
Самостоятельная работа: составьте схему методологических уровней педагогического исследования.
Контрольные вопросы:
- почему в настоящее время возрастает роль методологии в определении перспектив развития психологии и педагогики?
- дайте определение понятия «методология» в широком и узком смысле этого слова.
ТЕМА 2. Методологические принципы научного исследования.
Исследование как универсальная деятельность. Наука как пространство институализации исследовательской деятельность. Исследование как особый тип мыследеятельности (по Н.Г. Алексееву). Соотношение исследовательской деятельности и проектирования, конструирования, управления. Различение научно-исследовательской, учебно-исследовательской и учебной деятельности.
Обоснование совокупности принципов как методологии научных психолого-педагогических исследований, предопределяющих их исходные теоретические концепции, гипотезы, методику.
Характеристика общих методологических принципов научного исследования: единство теории и практики; объективности, всесторонности и комплексности исследования; единство исторического и логического. Характеристика частных методологических принципов психолого-педагогического исследования: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внутренних условий развития, активности личности; единства психики и деятельности и др.
Методологическая роль основных законов диалектики в психолого-педагогическом исследовании. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется через действие противоречий. Виды противоречий: внутренние и внешние, основные и производные.
Закон перехода количественных изменений в качественные требует исследовать любые психолого-педагогические явления в единстве их качественных и количественных характеристик.
Закон отрицания отрицания как устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором сохраняются «в снятом виде» отдельные стороны, элементы предшествующего процесса.
Методологические требования к проведению психолого-педагогического исследования:
- исследовать процессы и явления в реальности, со всеми позитивными и негативными моментами; не описывать явления, а критически анализировать их;
- оперативно реагировать на новое в теории в практике психологии и педагогики;
- усиливать практическую направленность, весомость рекомендаций;
- обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления;
- соблюдать строгую логику мысли. Чистоту психолого-педагогического эксперимента.
Методологические требования к результатам проведения психолого-педагогического исследования: объективность, достоверность, надежность и доказательность.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: сформулируйте наиболее общие требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.
Контрольные вопросы:
- какие методологические принципы психолого-педагогического исследования вы знаете?
- какую методологическую роль в исследовании проблем психологии и педагогики играют основные законы и категории диалектики?
ТЕМА 3. Научное исследование как особая форма познавательной
деятельности.
Наука и научное познание. Различение научного познания и обыденного. Наука и искусство. Исследование как осознанное открытие нового знания с помощью определенного метода. Исследование – извлечение знания «из следа». Позиция исследователя по отношению к действительности. Научное познание и догма. Роль исследования в современном мире.
Научное исследование как особая форма научного познания в области педагогики. Стихийно-эмпирическое познание. Сравнительный анализ научного и стихийно-эмпирического познания. Необходимость использования научной терминологии.
Типология научных исследований в педагогике: фундаментальные (признаки: теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение; концептуальность, историзм, критический анализ научно несостоятельных положений; использование методик, адакватных природе познаваемых объектов действительности, новизна и научная состоятельность полученных результатов); прикладные (приближенность к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов), разработки (целевая направленность, конкретность, определенность, небольшой объем).
Поисковая активность как основа творчества. Творчество как разновидность поисковой активности (В.С. Ротенберг). Познание и творчество. Творчество как «способность создавать что-либо самостоятельно» (В. Освальд). Критерии проявления творческого мышления по Дж. Гилфорду: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Взаимосвязь исследовательских способностей и интеллекта (по Д.В. Ушакову).
Исследование как универсальная способность, включенная во все виды деятельностного познания мира, других людей, самого себя. Противодействие стремлений к определенности и самостоятельной исследовательской активности. Личностный выбор: между принятием на веру и самостоятельным познанием.
Исследование как творчество. Исследование как путь развития творческих способностей. Исследовательская деятельность как творческая деятельность: самостоятельность выстраивания пути познания. Роль образа и образного мышления в исследовательской деятельности. Развитость образной сферы, жизненный опыт и способность видеть и реагировать на новое. Развитие экспрессий. Личный эмпирический опыт: познание мира от движения, от действия; образ опыта.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: дайте сравнительный анализ научного познания и стихийно-эмпирического познания.
Контрольные вопросы:
- какие формы отражения педагогической действительности вы знаете?
- на какие группы делятся все исследования в области психологии и педагогики?
ТЕМА 4. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.
Основные этапы осуществления исследовательской деятельности: ориентирование (выделение предметной области осуществления исследования); проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); оспособление (определение и освоение способа исследования – подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования); планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска); эмпирия (сбор материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных); осмысление (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных); рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Характеристика понятий: тема, актуальность, противоречие, проблема, цель и задачи исследований, объект и предмет, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Актуальность характеризуется степенью расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые могут дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является противоречие между социальной и педагогической практикой, отражающее самые острые, общественно значимые проблемы, требующие решения.
Проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки, потребность в изучении области социальной жизни, с тем чтобы активно влиять на разрешение выявленных противоречий. Решение проблемы составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.
Объект исследования - педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования — часть, отраженная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов исследования. Типичные ошибки в формулировке компонентов психолого-педагогического исследования. Понятие о логике исследования.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3. Копытова Н.Е., Пронина Л.А., Макарова Л.Н. Технология создания курсовых и дипломных работ. Тамбов, 2005.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: сформулировать объект и предмет исследования для 3-4 конкретных тем.
Контрольные вопросы:
- охарактеризуйте основные компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования;
- назовите главные критерии оценки результатов научного исследования.
ТЕМА 5. Классификация методов научного познания.
Этапы исследовательского поиска: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический (или теоретический), прогностический.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому). Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования, с потребностью в системных представлениях о нем. Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирования процесса познания или практического преобразования объекта. Признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность. Особенности использования методов научного познания.
Основания для классификации методов познания. Классификация методов научного познания: философские (диалектический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический), общенаучные (системность, комплексность, функциональность, моделирование, формализация), конкретно-научные (используемые в конкретных науках), дисциплинарные (применяемые в конкретной научной дисциплине, входящей в отрасль науки) и методы междисциплинарного исследования. Исследование и диагностика.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: составьте схему, отражающую взаимосвязь различных методов научного познания.
Контрольные вопросы:
- найдите неверное утверждение.
Деятельность можно считать научной, если она...
1. ставит цели;
2. выделяет объекты;
1. выявляет степень эффективности конкретных методических приемов в каждом конкретном случае;
3. использует специальные средства;
4. имеет однозначность в терминологии.
- раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова.
ТЕМА 6. Классификация методов психолого-педагогического исследования.
Степень общности (общее – особенное - единичное) как критерий для классификации методов психолого-педагогического исследования. Связь методов исследования с уровнем, на котором реализуется психолого-педагогическом исследование: эмпирическим, теоретическим и методологическим.
Эмпирический уровень – установление новых фактов науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Теоретический уровень – выдвижение и формулировка основных педагогических закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты, прогнозировать будущие события. Методологический уровень – формулировка общих принципов исследования педагогических явлений, построение теории.
Классификация методов психолого-педагогического исследования: теоретические, эмпирические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Относительность классификации, взаимодополняемость методов психолого-педагогического исследования.
Взаимосвязь метода и приема исследования. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.
Приобретение опыта исследования. Формирование личностного отношения к объекту исследования. Способность устанавливать эффективные коммуникации для достижения результата. Основные функции исследования в образовательном процессе. Основные задачи исследовательского обучения.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3. Копытова Н.Е., Пронина Л.А., Макарова Л.Н. Технология создания курсовых и дипломных работ. Тамбов, 2005.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
5.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: выполните тест:
- продолжить фразу. Для решения конкретных исследовательских задач...
1. используют единственный метод или одну методику;
2. используют множество методов исследования;
3. методы исследования не используются;
4. важна адекватность метода существу предмета и его продукту;
5. не надо ставить цель исследования.
Контрольные вопросы:
- какие основные группы методов психолого-педагогического исследования вы знаете?
- обоснуйте критерии для классификации методов психолого-педагогического исследования.
ТЕМА 7. Общенаучные логические методы и приемы познания.
Классификации видов исследовательских работ: по уровню сложности, степени самостоятельности, длительности выполнения, предмету исследования. Универсальность и вариативность этапов исследовательской деятельности. Специфика исследовательских работ в зависимости от научного направления и предмета исследования. Таксономия целей исследования.
Общенаучные логические методы и приемы познания. Обоснование их взаимосвязи. Требования к применению.
Анализ – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Задача анализа – на основе различного рода данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности. Виды анализа: механическое расчленение, определение динамического состава, выявление форм взаимодействия элементов целого, нахождение причин явлений и др.
Синтез – реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. Результат синтеза – совершенно новое образование, свойство которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.
Абстрагирование – мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения их существенных признаков. Виды абстракций: отожествления, изолирующая абстракция, абстракция актуальной беспечности в математике, абстракция потенциальной осуществимости.
Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализированный объект – это упрощенный и схематизированный образ реального предмета.
Обобщение представляет собой: логический переход от единичного к общему, установление общих свойств и признаков предмета; результат этого процесса – обобщенное понятие, суждение, теорию. Виды обобщений: абстрактно-общее и конкретно-общее.
Индукция – обобщение результатов наблюдений и экспериментов, движение мысли от единичного к общему. Виды индуктивных обобщений: индукция популярная, индукция неполная, полная, научная и др.
Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному, выведение единичного из общего.
Аналогия – устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. При выводе по аналогии знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.
Моделирование - воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Материальное и идеальное моделирование. Мысленное моделирование (наглядное, символическое, математическое).
Развивающие задачи и возможности исследовательской работы (предмет исследования; методы исследования; темп деятельности; уровень сложности и т.д.). Работа с проблемой понимания. Герменевтический тренинг. Проблема темпа усвоения новых знаний и трансляции собственных знаний.
Основная литература:
1.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2.Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
2.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
5.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: привести конкретные примеры использования логических методов и приемов познания в психолого-педагогических исследованиях.
Контрольные вопросы:
- перечислите известные вам общенаучные логические методы и приемы познания. Раскройте сущность каждого из них.
- выделите методы, которые относятся к традиционно-педагогическим.
1. Наблюдение.
2. Изучение.
3. Изучение продуктов ученического творчества.
4. Реферирование.
5. Беседа.
6. Математические.
ТЕМА 8. Метод изучения научной и методической литературы, архивных материалов.
Способы изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Библиографический поиск и алгоритм его выполнения. Характеристика понятий: картотека, каталог (систематический и алфавитный), библиография. Библиография – список подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведение необходимых указателей. Библиография включает книги, учебники, пособия, статьи, журналы, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.
Этапы и приемы работы с книгой. Рациональные приемы работы с документами. Аналитико-синтетическая обработка информации – совокупность процессов по преобразованию исходных документов и информации путем их анализа, извлечения фактов и синтеза. Характеристика основных типов «свертывания» информации: выписки, тезисы, резюме, рефераты, конспекты (плановый, вопросно-ответный, текстуальный, свободный, тематический, схема-конспект).
Создание обзора источников по теме. Обзорная информация – систематизированная и обобщенная информация о состоянии объекта, предмета, явления, которая может быть использована и для прогнозирования. Особенности обзора – проблемность, оригинальность, прогностичность, систематизированность.
Реферативный и аналитический обзоры. Требования к обзору: объективность, достоверность используемой информации, полнота сведений, достаточная ретроспективность и многоаспектность используемых источников, комплексность рассматриваемых объектов, лаконичность изложения.
Структура обзора: вводная часть, аналитическая и заключительная. Лингвостилистические отличия основных композиционных частей обзора.
Составление библиографического описания документов: описание под фамилией автора, описание под заглавием, многотомные издания, авторефераты диссертаций, произведения из собраний сочинений, произведение из сборника, статьи из журналов и газет.
Использование новых информационных и цифровых технологий в исследовательской деятельности. Особенности работы с Интернет-информацией. Электронный каталог. Оформление списка электронных ресурсов: ресурсы локального доступа, ресурсы удаленного доступа.
Основная литература:
1. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе. Тамбов, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
3. Копытова Н.Е., Пронина Л.А., Макарова Л.Н. Технология создания курсовых и дипломных работ. Тамбов, 2005.
4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
2.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
3. Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства. М., 1998.
4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
5. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. М., 1990.
Самостоятельная работа: составьте библиографическое описание различных литературных источников.
Контрольные вопросы:
- перечислите основные эмпирические методы психолого-педагогического исследования;
- охарактеризуйте особенности применения методов изучения психолого-педагогической литературы, архивных данных. Какие сведения об используемых литературных источниках необходимо фиксировать исследователю?
ТЕМА 9. Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования.
Общая характеристика эмпирических методов, требования к их проведению. История возникновения, этическая ответственность использования.
Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Виды наблюдений: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее; каузальное и экспериментальное; полевое и лабораторное. Меры повышения надежности и точности наблюдения.
Беседа как метод исследования. Исследовательская функция беседы. Виды бесед: формализованная и неформализованная. Правила применения метода беседы. Методика проведения и техника фиксирования результатов (в форме протоколов, дневников, при помощи технических средств).
Опрос как метод получения психологической и социологической информации. Место и функции методов опроса: анкетирования, тестирования, интервьюирования, социометрии. Достоинства и недостатки методов опроса. Особенности обработки результатов, полученных в ходе использования методов опроса.
Анкетный опрос. Виды анкет: открытые, закрытые, смешанные. Процедура подготовки анкеты, требования к содержанию вопросов: пилотаж анкеты с целью проверки ее обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов; разъяснение цели опроса; корректность по отношению к респондентам; анонимность; исключение возможности двусмысленного толкования вопросов и др.
Особенности проведения интервью. Достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Интервью мнений и интервью документальное. Разработка содержания вопросов интервью.
Экспертный опрос: сущность, содержание, особенности проведения. Отбор экспертов. Количественная оценка мнений экспертов – метод полярных баллов. Достоинства и недостатки.
Тестирование. Виды тестов: тест интеллекта, тесты достижений, тесты личности. Требования, предъявляемые к тестированию: надежность (в какой степени ответы одной и той же личности совпадают при ее неоднократном тестировании данным тестом) и валидность (пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить). Достоинства и недостатки данного метода. Особенности организации и проведения психолого-педагогического тестирования.
Социометрия. Сущность метода, его достоинства и недостатки. Параметрическая и непараметрическая социометрия. Особенности использования в исследовательской работе. Сбор и обработка результатов, их интерпретация.
Основная литература:
1. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе. Тамбов, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
3.Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
2. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990.
3. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
4.Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
Самостоятельная работа: используя любой метод опроса, провести исследование по определенной теме среди однокурсников.
Контрольные вопросы:
- дайте сущностную характеристику таких опросных методов, как анкетирование, интерьюирование, тестирование, экспертный опрос и социометрия;
- раскройте достоинства и недостатки применения метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.
ТЕМА 10. Методы изучения продуктов деятельности и передового педагогического опыта.
Метод изучения продуктов деятельности позволяет опосредованно изучить сформированность знаний, умений и навыков, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств личности. Особенности использования данного метода в психолого-педагогических исследованиях.
Объекты изучения: сочинения, контрольные работы, рисунки, тетради по предметам, поделки, модели и др. Цели изучения детских работ. Проективные методики, сложности их использования. Психосемантические методики. Использование фотографирования, киносъемки, звукозаписи, компьютерной графики при обращении к методу изучения продуктов деятельности.
Метод изучения педагогической документации: характеристик, личных дел, журналов, медицинских карт, дневников, приказов, протоколов собраний и др. Контент-анализ документов – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации с использованием большого массива. Цели использования метода: критерии анализа и оценок: объективность, надежность и валидность. Обработка результатов, их интерпретация.
Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта. Критерии передового педагогического опыта: актуальность и перспективность, новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса, соответствие основным положениям современных социальных наук, устойчивость и стабильность достижения положительных результатов, возможность творческого применения опыта в сходных условиях, оптимальное расходование сил, средств и времени.
Источники изучения передового педагогического опыта: письменные документы, воспоминания лиц в устной форме, живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению и описанию. Классификация педагогического опыта: по качеству (передовой, эффективный, рациональный); по масштабу (единичный, типичный, групповой, коллективный, массовый); по новизне (новаторский и модифицирующий). Обобщение результатов, их анализ и выводы. Координатный, понятийно-смысловой и саморазвивающийся классификаторы.
Исследовательские способности как конкретные умения осуществления деятельности (по А.И. Савенкову): видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; способность классифицировать, наблюдать; овладение навыками проведения экспериментов; умение структурировать материал, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Основная литература:
1. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе. Тамбов, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
3.Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
2. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990.
3. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
4. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. М., 1990.
5. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
6 .Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
Самостоятельная работа: проанализировать продукты детской деятельности (2-3 вида по выбору студента).
Контрольные вопросы:
- выделите беседу как метод научно-педагогического исследования.
1. Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
3. Беседа учителя с учениками о правилах поведения в общественных местах.
4. Беседа с учениками о правилах техники безопасности.
5. Беседа учителя, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к, изучаемому материалу.
6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку.
- раскройте особенности метода изучения педагогической документации.
ТЕМА 11. Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.
Методология развивающего эксперимента (В.В. Давыдов и др.). Мониторинг эффективности результативности исследовательской деятельности (по А.В. Леонтовичу и А.С. Обухову): методы фиксации и критериальной оценки условий деятельности; методы фиксации и критериальной оценки развития исследовательской позиции в деятельности; методы и способы критериальной оценки результатов деятельности.
Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании. Общая характеристика метода эксперимента, его особенности в практике психолого-педагогического исследования. Достоинства и недостатки метода. Роль эксперимента в ряду методов изучения педагогических процессов и явлений.
Этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент (проведение серии опытов — создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и измерение реакций испытуемых); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).
Виды эксперимента: естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (при создании искусственных условий, например, группа учащихся изолируется от детальных). Чаще используется естественный эксперимент, он бывает длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, т.е. устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития или личности школьника, или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.
Классификация экспериментов по В. Загвязинскому: зондирующий, проверочный, сравнительный, перекрестный. Классификация экспериментов по В. Давыдову: классический и многофакторный.
Подготовка, организация и проведение психолого-педагогического эксперимента. Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Сбор, обработка и анализ экспериментальных данных. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
Основная литература:
1. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе. Тамбов, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
3.Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
2. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.
3. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск, 1998.
4. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
5 .Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
Самостоятельная работа: составьте программу констатирующего этапа педагогического эксперимента.
Контрольные вопросы:
- найти неверное утверждение: по масштабу эксперименты бывают...
1. глобальные;
2. локальные;
3. модельные;
4. территориальные;
5. микроэксперименты
- найти неверное утверждение: сущность эксперимента состоит в том, что он...
1. ставит изучаемые явления в определенные условия;
2. создает планомерно организуемые ситуации;
3. выявляет факты с целью установления неслучайной зависимости;
4. устанавливает случайную зависимость между экспериментальным воздействием и объективным результатом;
5. искусственно отделяет изучаемое явление от других явлений.
ТЕМА 12. Теоретические и сравнительно-исторические методы педагогического исследования.
Специфика использования теоретических методов психолого-педагогического исследования. Использование общенаучных логических методов в качестве основы теоретического психолого-педагогического исследования.
Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования. Генетический - раскрывает специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и прогнозируя развитие ситуации). Исторический метод применяется при изучении истории психологии и педагогики; раскрывает возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, психологических и педагогических теорий в конкретных исторических условиях.
Сравнительно-исторический метод прослеживает и сравнивает психолого-педагогические явления в развитии, углубляет представления о прошлом, обогащает понимание современных проблем образования. Историзм как метод исследования позволяет раскрыть внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах их развития.
Проектирование и планирование основных этапов исследовательской деятельности: мотивация, проблематизация, оспособление, планирование, опыт, осмысление, рефлексия. Условия мотивации занятия исследовательской деятельностью. Инициация постановки исследовательских творческих заданий. Предоставление различных средств решения творческих заданий. Предоставление возможности презентации результатов исследования. Инициирование рефлексии собственной деятельности.
Основная литература:
1. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе. Тамбов, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
3. Копытова Н.Е., Пронина Л.А., Макарова Л.Н. Технология создания курсовых и дипломных работ. Тамбов, 2005.
Дополнительная литература:
1. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1980.
2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
3.Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
4. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. М., 1990.
5.Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
Самостоятельная работа: составьте толковый словарик методов психолого-педагогического исследования.
Контрольные вопросы:
- для каких целей в рамках психолого-педагогического исследования применяются сравнительно-исторические методы?
- раскройте сущность генетического и сравнительного исторического методов исследования.
ТЕМА 13. Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования.
Проблема измерения психологических и педагогических явлений. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, меры связи между переменными, многомерные методы анализа эмпирических данных.
Средняя арифметическая применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость. Представляет собой частное от деления суммы величин на их число.
Медианой называется мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной (построенной по признаку возрастания или убывания) шкале, которое соответствует середине исследуемой совокупности. Медиана может быть определена для порядковых и количественных признаков.
Мода – наиболее часто встречающееся типичное значение признака среди других значений, она соответствует классу с максимальной частотой. Этот класс называется модальным значением.
Дисперсия равна среднему квадрату отклонений значения исследуемой переменной от среднего значения. Она выступает как одна из характеристик индивидуальных результатов разброса значений исследуемой переменной вокруг среднего значения. Вычисление дисперсии осуществляется путем определения: отклонения от среднего значения; квадрата указанного отклонения; суммы квадратов отклонения и среднего значения квадрата отклонения.
Среднее квадратическое отклонение подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебаний численных значений признаков, из которых выводится средняя величина. Средняя арифметическая и среднее квадратическое отклонение являются основными харакетеристиками полученных результатов в ходе исследования.
Меры связи между переменными на примере формул Пирсона и Спирмена. Многомерные методы анализа эмпирических данных: факторный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, многомерное шкалирование и др.
Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании. Программа и процедуры измерения. Оценочные шкалы: трехмерная, многомерная, двусторонняя. Виды группировок данных: типологическая, вариационная, аналитическая.
Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике. Свойства корреляции. Способы графического (диаграммы, графики, фигуры и др.) и табличного представления результатов исследования. Поверхность распределения, обобщающие показатели (абсолютные величины, приведенные в сравнимый вид). Интерпретация результатов математической обработки экспериментальных данных.
Основная литература:
1. Дьячек Т.П., Гарашкина Н.В. Диагностические методы в социальной работе. Тамбов, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1980.
2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
3.Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
4. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
Самостоятельная работа: провести обработку экспериментальных данных с помощью конкретных математических методов.
Контрольные вопросы:
- в чем заключается сложность количественных измерений в психолого-педагогических исследованиях?
- раскройте сущность таких видов средних величин, как средняя арифметическая, медиана и мода.
ТЕМА 14. Структура и логика проведения психолого-педагогического исследования.
Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования: вариативность его построения. Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все компоненты, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Комплексность исследования. Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.
Этапы исследования: на первом выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, разрабатывается гипотеза; может включать пробное (пилотажное) исследование.
На втором этапе выбираются методы и разрабатывается методика исследования, формулируются и уточняются предварительные выводы, обосновываются заключительные выводы и формулируются практические рекомендации. Методика исследования – совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения, и интерпретацию полученных с их помощью результатов. Элементы методики: теоретико-методологическая часть; исследуемые явления, процессы, признаки; субординационные связи и зависимости между ними; совокупность применяемых методов, их координация; порядок применения методов; последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.
Третий этап предполагает внедрение полученных результатов в практику и оформление работы. Проведение эксперимента: выбор и обоснование цели и частных задач, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы и т.д.; планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария, математической модели эксперимента и т.д.; анализ и обработка полученных данных, вычисление статистических переменных, интерпретация результатов.
Критерии оценки полученных данных, их качественный и количественный анализ. Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработка данных, полученных разными методиками.
Апробация результатов исследования, виды апробации, их взаимодополняемость. Научные выводы: аргументированность и обобщенность; целесообразность и правомерность, логическое следствие из анализа и обобщения накопленного материала; апробированность и реальность для внедрения в массовую практику.
Формулирование практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса. Внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику; отличие от внедрения результатов научной работы. Использование ресурсов психолого-педагогического исследования в педагогической практике.
Этапы внедрения результатов исследования: ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования; формирование положительного отношения к ним; практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, методы в образовательном процессе; предъявление преподавателям требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3. Копытова Н.Е., Пронина Л.А., Макарова Л.Н. Технология создания курсовых и дипломных работ. Тамбов, 2005.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
3. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1980.
4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
5. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
Самостоятельная работа: предложите собственную идею для психолого-педагогического исследования и обоснуйте ее актуальность.
Контрольные вопросы:
- почему логика каждого исследования всегда носит специфический характер?
- какие этапы предусматривает процесс внедрения результатов исследования в педагогическую практику?
ТЕМА 16. Педагогическое мастерство и культура исследователя.
Исследовательская позиция личности как особое отношение к миру, другим людям, самому себе. Соотношение исследовательской позиции и исследовательской деятельности: взаимосвязь и взаимная детерминация.
Исследовательская позиция как проявление субъектной позиции. Параметры проявления субъектной позиции (по А.В. Леонтовичу, А.С. Обухову, В.И. Слободчикову): 1 – осознанность, 2 – целенаправленность, 3 – произвольность, 4 – самостоятельность (возможная независимость деятельности от ситуативности), 5 – продуктивность, 6 – культуросообразность, 7 – оспособленность, 8 – коммуникативность, 9 – разделение концептов я/я – деятель.
Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя: оптимизм, гуманизм, справедливость, сдержанность, умение честно вести исследовательскую работу, требовательность к себе, коммуникабельность, глубокие специальные знания, исследовательские навыки, психолого-педагогические способности.
Педагогическое мастерство исследователя проявляется в его профессиональных способностях: интеллектуальных, перцептивных, конструктивных, суггестивных, эмоционально-волевых, дидактических, организаторских, научно-познавательных, творческих.
Творчество и новаторство в работе педагога исследователя. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности.
Психологический эффект рефлексии, ее виды и уровни. Коммуникативный, кооперативный, личностный и интеллектуальный аспекты рефлексии (А.В. Карпов). Виды рефлексии по ее направленности: ситуативная, ретроспективная, перспективная. Внутрисубъектная и межсубъектная рефлексия. Уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлексируемого содержания (по А.В. Карпову и по В.И. Слободчикову).
Схема организации рефлексии по Н.Г. Алексееву: остановка, фиксация, объективация, отстранение. Схема действия по П.Я. Гельперину (ориентировка, исполнение, контроль) и по Н.Г. Алексееву (замысел, реализация, рефлексия). Проектирование и исследование как деятельность; связь с рефлексией. Развитие деятельности через рефлексию. Развитие рефлексии в деятельности.
Научная добросовестность и этика. Многообразие проявлений принципиальности педагога-исследователя. Взаимосвязь нравственных качеств исследователя и его научной работы. Взаимоотношения отдельного исследователя и авторского коллектива.
Искусство общения и культура поведения педагога-исследователя. Стиль профессионального общения: его виды. Типы развития стилей профессионального общения. Стагнация, профессиональная деформация и профессиональная деградация педагога-исследователя. Особенности рецензирования научных работ. Единство критики и поддержки коллеги.
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2006.
2. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
3. Копытова Н.Е., Пронина Л.А., Макарова Л.Н. Технология создания курсовых и дипломных работ. Тамбов, 2005.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.
2. Методология педагогических исследований /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1980.
3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.
5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
Самостоятельная работа: составьте таблицу-перечень личностно-профессиональных качеств, необходимых педагогу-исследователю.
Контрольные вопросы:
- какую роль играет искусство общения в деятельности педагога-исследователя? Раскройте основные компоненты его культуры поведения.
- в чем заключается научная добросовестность и этика педагога-исследователя?
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Методология педагогики: сущность, задачи, уровни и функции.
2. Методологические принципы научного исследования.
3. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности.
4. Основные компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования.
5. Главные критерии оценки результатов научного исследования.
6. Содержание и основные характеристики метода научного познания.
7. Классификация методов научного познания.
8. Классификация методов психолого-педагогического исследования.
9. Общенаучные логические методы и приемы познания.
10. Метод изучения научной и методической литературы, архивных материалов.
11. Наблюдение и беседа как методы исследования.
12. Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования (интервью, анкетирование, экспертный опрос).
13. Социометрия и тестирование как методы опроса.
14. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.
15. Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.
16. Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.
17. Основные понятия математической статистики (средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия).
18. Статистическая проверка научной гипотезы.
19. Статистическая обработка результатов психолого-педагогического исследования.
20. Структура и логика проведения психолого-педагогического исследования.
21. Апробация и внедрение полученных результатов исследования.
22. Оформление результатов научной работы.
23. Педагогическое мастерство исследователя.
24. Искусство общения и культура поведения исследователя.