Методология описания бизнес-процессов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Методология описания бизнес-процессов [1]
Под методологией описания бизнес-процессов понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.
Выделяют 2 типа моделей:
• модель «как есть» (as-is) – это модель бизнес-процесса, построенная на основе субъективного видения бизнес-процесса, существующего в организации.
• модель «как должно быть» (to-be) – это модель альтернативных путей выполнения работы и документирования того, как компания будет делать бизнес в будущем.
Процесс создание таких моделей называется моделирование бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов – это отражение субъективного видения реально существующих в организации процессов при помощи графических, табличных и текстовых способов представления.
Любая методология включает три основные составляющие:
• Теоретическая база.
• Описание шагов, необходимых для получения заданного результата.
• Рекомендации по использованию как отдельно, так и в составе группы методик.
При этом основная задача любой методологии – дать пользователю практическую последовательность шагов, которые приводят к заданному результату.
Рассмотрим историю развития методологий моделирования бизнес-процессов.
Таблица 4.1 – История развития подходов к управлению качеством
Период
Методология моделирования бизнес-процессов
Методология управления качеством
1940-1960-е гг.
Появление алгоритмических языков описания
Национальные стандарты
1960-е гг.
Появление методологии структурного анализа и проектирования – SADT (Structured Analysis and Design Technique)
Развитие стандартов в различных областях, в частности в области контроля качества продукции
1970-1980-е гг.
Появление методологий серии IDEF (Integrated DEFinition – Встроенное описание), DFD (Data Flow Diagrams – Диаграмма потоков данных)
Выпуск стандартов серии ISO 9000 версии 1988 г.
1990-е гг.
Появление методологии ARIS (Architecture of Integrated Information Systems – Архитектура интегрированных информационных систем), UML (Unified Modeling Language – Унифицированный язык моделирования) и т.д.
Выпуск стандартов серии ISO 9000 версии 1994 г. (закладываются основы процессного подхода)
2000 г.
Выпуск стандартов серии ISO 9000 версии 2000 г. (четкое определение процессного подхода к управлению организацией)
2004 г.
Появление нотации BPMN (Business Process Model and Notation - Нотация и модель бизнес-процессов)
2008-2009 г.
Выпуск стандартов серии ISO 9000 версии 2008 г. (Появление термина «владелец процесса» и исключение термина «качество продукции»)
2011 г.
Появление нотации BPMN версии 2 (Business Process Model and Notation - Нотация и модель бизнес-процессов)
Основой методологии IDEF0, используемой для моделирования бизнес-процессов, стали методология SADT и алгоритмические языки, использовавшиеся для разработки программного обеспечения. Методология SADT была разработана частной американской корпорацией и затем в рамках программы Министерства обороны США преобразована в методологию IDEF0, утвержденную как федеральный стандарт США. Появление методологии IDEF0 было предопределено тенденциями развития вычислительных средств – мощных машин (Mainframe) и появлением подходов MRP. Планирование материальных ресурсов для обеспечения производства.
В конце 1990-х гг. разработана нотация ARIS eEPC. Она была одной из первых нотаций, получивших широкую известность на российском рынке. Нотация относится к типу Work Flow. Ее особенности – наличие элементов типа «Событие» и операторов логики «И», неисключающего «ИЛИ», исключающего «ИЛИ».
В 2004 году появилась новая нотация BPMN (Business Process Model and Notation, нотация и модель бизнес-процессов) – система условных обозначений (нотация) для моделирования бизнес-процессов. Она разработана компанией Business Process Management Initiative (BPMI) и поддерживается Object Management Group после слияния организацией в 2005 году. Нотация ориентирована на описание так называемых «исполняемых процессов», то есть процессов, которые поддерживаются системами автоматизации операционных процессов – BPM (Business Process Management).
В настоящее время на рынке присутствует несколько методологий. Их целесообразно разделить на три категории:
• Методологии ведения проекта
• Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов.
• Методологии использования программных продуктов для моделирования бизнес-процессов проекте.
Последовательно рассмотрим каждую из трех групп методологий.
Одним из наиболее популярных подходов в области ведения проектов является методология Майкла Хаммера и Джеймса Чампи, известная как «реинжиниринг бизнес-процессов». Реинжиниринг бизнес-процессов – это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, сервис и темпы» [2]. Основой указанного подхода является рассмотрение деятельности организации «с чистого листа» и разработка новых, более эффективных бизнес-процессов.
Ко второй группе методологий относятся методологии моделирования и анализа бизнес-процессов. В настоящее время существует несколько базовых способов описания процессов: IDEF 0, DFD, ARIS, BPMN 2.
К третьей группе методологий относятся методологии использования инструментальных средств моделирования для создания моделей бизнес-процессов. Знать нотацию моделирования бизнес-процессов и уметь ее эффективно использовать на практике далеко не одно и то же.
Графическим образом взаимосвязь трех групп методологий можно представить следующим образом (см. рисунок 4.1):
Рисунок 4.1 – Методология моделирования бизнес-процессов в ряду других методологий
Резюмируя все выше сказанное о методологиях, следует отметить, что методологии не являются самоцелью, а лишь средством достижения целей проекта. При этом следует понимать, что процесс моделирования является субъективным. При этом субъективны как мнение сотрудников о реальном ходе работ, так и взгляд на процессы аналитика, проводившего интервью. Для устранения этой субъективности на этапе анализа бизнес-процессов используют различные способы корректировки моделей.
Список источников
1 Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.
2 Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 288 с.