Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология научных исследований

  • 👀 519 просмотров
  • 📌 482 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология научных исследований» ppt
Методология научны х исследований Место дисциплины в системе подготовки магистров  Подготовка к эффективной профессиональной научноисследовательской и аналитической деятельности в области управления    Творческий подход к работе Стремление к поиску инновационных форм организации управленческой деятельности Умение применять в управлении научноисследовательский инструментарий Введение в дисциплину Исследовательская деятельность в управлении Исследование    подвергнуть научному изучению или осматривать для изучения чего-нибудь процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества процесс выработки новых научных знаний, знаний один из видов познавательной деятельности Основны е цели исследования   Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов. Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Исследование  это вид деятельности человека, состоящий в:      распознавании проблем и ситуаций; определении их происхождения; выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения Коротков Э.М. Агрегатная модель процесса исследования УПРАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ : Парадигма Концепция Методология Мировой уровень исследований План исследования ВХОДЫ : Накопленны е знания и резуль таты Проблемы для разрешения Научная информация ВЫХОДЫ : Новы е знания Исследовательский процесс Модели будущих разработок Научны е знания МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛНЕНИЯ: Лю ди Ресурсы (материальны е, финансовы е и т.д.) Основополагаю щие характеристики исследования    Направленность Результаты Качество Исследование в системе управления Цикл Шухарт а-Деминга (цикл PDCA) Планирование Современны й взгляд Корректирование + Выполнение Проверка Целеполагание Организация Мотивация Анализ Исследование в системе управления    Обновление системы управления Переход к метауправлению Исследовательская деятельность Основны е виды исследований      Теоретические Эмпирические Прагматические Фундаментальные Прикладные Научны й уровень Содержание исследования Виды исследований         Бюджетные Хоздоговорные Не финансируемые Долгосрочные Краткосрочные Экспресс-исследования Прорывные Развивающие Источник финансирования Длительность исследования Роль в науке Категориальны й аппарат исследования          Тема исследования Актуальность исследования Проблемы исследования Объект исследования Предмет исследования Исходные гипотезы исследования Цели исследования Задачи исследования Основание исследования  Правовой аспект  Теоретико-методический  Прагматический  Эмпирический Тема и актуальность исследования   Область исследования Соответствие интересуемой тематике реальному положению дел, потребность и пригодность результатов исследования для решения насущных проблем Проблема исследования  Реальное противоречие, требующее своего разрешения    Между стратегией и тактикой управления Между возможностями фирмы и условиями рынка Между квалификацией персонала и потребностями в инновациях и т.д. Объ ектом исследования является  Микромодель исследования (социальные группы, предприятие, совокупность предприятий, отрасль, регион и т.д.) – система управления Особенности объ екта управления  Относится к классу социальноэкономических систем, где основополагающим элементом является человек, чья деятельность определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития Предметом исследования является    То, что необходимо изучать на примере выбранного объекта Управленческая ситуация, в результате анализа которой выявляется проблема Узкое место предмета составляет проблему исследования Концепция исследования    Руководящая идея или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений или процессов, происходящих в обществе; система взглядов на что-либо; основная мысль, когда определяются цели, задачи исследования и указываются пути его ведения. Определенный способ понимания исследуемого явления. Обосновывает выбор одного из путей решения проблемы с позиции определяющего замысла. Клю чевы е концепции в исследовании систем управления  Основанные на фундаментальных законах и закономерностях, принципах и гипотезах теории управления   Концепция жизненного цикла объекта (организации, товара, технологии…) Основанные на системном управлении Следствия системного управления для исследования  Любая деятельность - процесс   Кибернетическая модель: Вход – Управляющее воздействие – Процесс преобразования – Выход – Обратная связь Вход» Формирование горизонтального управленческого цикла процессов в дополнение к вертикальному циклу функций управления Концепция исследования систем управления Б.З. Мильнера  «Сначала надо исследовать, насколько эффективно достижение конечных целей системой управления, не интересуясь при этом, каким образом организовано их исполнение» Исходны е гипотезы исследования   Научное предварительное недоказанное утверждение (предположение, предсказание) новых явлений или событий Форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям Виды гипотез для социальноэкономических систем   Рабочая гипотеза предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования. Может иметь место несколько вариантов Конкретная гипотеза – уточненная гипотеза Работа с гипотезой  Гипотеза требует либо доказательства, доказательства либо опровержения «Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или модифицируется – короче, опыт расширяется» Работа с гипотезой  Доказанная гипотеза может стать теорией «Факты опыта какой-то ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами, образуют теорию». Работа с гипотезой   Недоказанная и не опровергнутая гипотеза приобретает статус открытой проблемы Наличие гипотезы позволяет перейти к выбору методологического подхода Цели исследования    Различие между практическими целями и целями исследования (получения нового научного знания) Определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом Опираясь на гипотезу, цель указывает направление исследования, формируя образ ожидаемого результата Результат исследования Рекомендации  Модель  Методика  Формула  Закономерности… - способствующие успешному разрешению проблемы, понижению ее содержания истоков и последствий  Как можно получить новы е научны е результаты ?    Исследовать новые, ранее не изученные объекты К ранее исследованной области применять новые исследовательские подходы Одновременно исследовать и новые объекты и использовать новые технологии Задачи исследования   Задачи определяют структуру исследования (содержательная детализация поставленной цели) Виды:   основные вспомогательные Задачи исследования         Анализ: исторический; аналитический; сравнительный; статистический; системный; комплексный; критический; методологический; факторный Внедрение Выявление Исследование Изучение Конкретизация Определение Построение            Разработка Рассмотрение Опровержение Оценка Подтверждение Совершенствование Систематизация Сравнение Формулировка Уточнение Характеристика ….. Основания исследования  Основание исследования  Правовой аспект  Теоретико-методический  Прагматический  Эмпирический Особенности индивидуальной исследовательской деятельности     Четкое определение цели исследования Исследование строится на плечах «предшественников» Освоение терминологии и выстраивание понятийного аппарата Результат исследования должен быть оформлен в письменном виде Введение в дисциплину Методология исследования : основные подходы и базовые концепции исследований Методология (methodos- путь познания, logos – учение)  Фундаментальное основание исследования  Учение о принципах построения, формах и способах научнопознавательной деятельности  Современный синтез всех научных знаний, необходимых в познавательной деятельности Методология  Совокупность целей, подходов, подходов ориентиров, средств, методов и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществления познавательной деятельности Методологический подход   Подход — это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка (с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели). Система знаний, методов, методов понятийнометодическая база исследований, характеризующаяся определённым аспектом рассмотрения проблем Методологический подход  Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов. Ориентиры и ограничения   Методология исследования также должна включать определение и формулирование ориентиров и ограничений, которые позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, ограничения – явными и неявными Связь методологии и теории   Теория – система основных идей в определенной области знаний Теория указывает путь от методологии к практике Методологический подход  В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования Подходы к исследованию    Аспектный Системный Концептуальный Аспектны й подход   Выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на исследование Пример: проблема развития персонала может иметь экономический аспект, психологический аспект, образовательный аспект и т.д. Системны й подход  Более высокий уровень методологии, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками Концептуальны й подход  Предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования Базовы е методологические подходы к исследованию подсистем менеджмента       Диалектический подход Процессный подход Ситуационный подход Функциональный подход Рефлексивный подход Системный подход Методологические подходы к исследованию Диалектический Учет Принцип объ ективности Принцип всеобщей связи явлений Учет непреры вного изменения, развития исследуемы х элементов фактов, условий развития, адекватность средств, позволяющих получить истинные знания об объекте Сочетание истории объекта, его теории (структура, функции, связи) и перспектив его развития Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследования Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот Методологические подходы к исследованию Процессны й Методологические подходы к исследованию Процессны й  Виды технической реализации процессного подхода     Параллельный Последовательный Параллельно-последовательный Преимущества     Непрерывность проведения исследовательских работ Получение синергетического исследовательского результата Более полное выполнение требований к проведению исследований Постоянное улучшение процессов Методологические подходы к исследованию Ситуационны й   Основа - ситуация Случаи использования ситуационного подхода   Типовые ситуации Уникальные ситуации   Наличие информационной неопределенности Наличие полной неопределенности Методологические подходы к исследованию Ситуационны й  Объекты исследования      Методы и стиль управления Стратегия развития организации Внутренняя и внешняя среда организации Подсистема управления качеством и др. Методы    Экономический и логический анализ Разработка управленческих решений Интеллектуальная обработка информации и т.д. Методологические подходы к исследованию Функциональны й    Модель «черного ящика» Акцент на изменение состояния «черного ящика» Практическое использование при     Планировании Прогнозировании Оценке акционерного капитала Оценки изменения цен и т.д. Методологические подходы к исследованию Рефлексивны й   Рефлексивность Рефлекторность    Изучение реакции системы на возмущения – способности к адаптации Изучение способности организации к самосохранению - способности к устойчивости Диагностика реакции системы Методологические подходы к исследованию Системны й     Исследование объекта как целостной совокупности составляющих ее подсистем и элементов Рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы Всестороннее изучение не только отдельных свойств, но и генерируемых синергетических свойств, обладающих новыми качествами Изучение совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике Методологические подходы к исследованию Системны й  Преимущества     Возможности познания объекта исследования (в том числе и его синергетических свойств) шире Декомпозиция с необходимой глубиной Более глубокая схема обоснования и выявления характера связей и отношений Тесная связь с другими методологическими направлениями науки Методологические подходы к исследованию Системны й  Состав наук и научных направлений, составляющих основу системного подхода    Общая теория систем Специализированные теории систем Современная теория систем Методологические подходы к исследованию Что нового?  Классификация по степени познания окружающего мира     Дисциплинарный подход Междисциплинарный подход Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход Трансцисциплинарный системный подход Классификация научного знания (по П.М. Гурееву) Дисциплинарны й подход Междисциплинарны й подход Полидисциплинарны й подход Трансдисциплинарны й подход Деление окружающего мира на области, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую монодисциплинарную теоретическую картину Изучение объектов, явлений и процессов, допускающее прямой перенос методов исследования одной монодисциплины в другую Создание и сведение монодисциплинарных аспектов в общее полидисциплинарное описание конкретного сложного объекта Создание целостной научной картины принцип организации научного знания наука объект наука наука объект наука наука объект Картина мира наука Введение в дисциплину Методы исследования и их классификация Метод исследования    От греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, действия Теория предлагает научный метод решения проблем Способ получения нового знания, непосредственный инструментарий с помощью которого проводится исследование Метод исследования  «Под методом я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать» Р. Декарт Метод исследования Основны е понятия     Метод исследования – путь исследования Методика исследования - совокупность способов и приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь, применение и интерпретация полученных с их помощью результатов Техника исследования - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода Процедура исследования – последовательность действий, способ организации исследования Вы бор методов исследования (способы )    Интуитивно, руководствуясь опытом Эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила Консультативно, на основе рекомендаций Вы бор методов исследования (требования)     Цели исследовательских работ Требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности Ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследований и используемым техническим средствам исследований Имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактических данных о СУ, производственной системе и внешней среде
«Методология научных исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot