Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Методология научны х
исследований
Место дисциплины в системе
подготовки магистров
Подготовка к эффективной
профессиональной научноисследовательской и аналитической
деятельности в области управления
Творческий подход к работе
Стремление к поиску инновационных форм
организации управленческой деятельности
Умение применять в управлении научноисследовательский инструментарий
Введение в дисциплину
Исследовательская
деятельность в
управлении
Исследование
подвергнуть научному изучению или
осматривать для изучения чего-нибудь
процесс научного изучения какого-либо
объекта (предмета, явления) в целях
выявления его закономерностей
возникновения, развития и преобразования
его в интересах общества
процесс выработки новых научных знаний,
знаний
один из видов познавательной деятельности
Основны е цели
исследования
Определение, выявление новых
соотношений, взаимосвязей, данных,
которые хотя и не могут рассматриваться
как окончательные результаты, но
позволяют ответить на ряд нерешенных
вопросов.
Проверка и подтверждение
определенных фактов или теоретических
положений.
Исследование
это вид деятельности человека,
состоящий в:
распознавании проблем и ситуаций;
определении их происхождения;
выявлении свойств, содержания,
закономерностей поведения и развития;
установлении места этих проблем и ситуаций
в системе накопленных знаний;
нахождении путей, средств и возможностей
использования новых представлений или
знаний о данной проблеме в практике ее
разрешения
Коротков Э.М.
Агрегатная модель
процесса исследования
УПРАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ :
Парадигма
Концепция
Методология
Мировой уровень исследований
План исследования
ВХОДЫ :
Накопленны е
знания и
резуль таты
Проблемы для
разрешения
Научная
информация
ВЫХОДЫ :
Новы е знания
Исследовательский
процесс
Модели будущих
разработок
Научны е знания
МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛНЕНИЯ:
Лю ди
Ресурсы
(материальны е,
финансовы е и
т.д.)
Основополагаю щие
характеристики исследования
Направленность
Результаты
Качество
Исследование в системе
управления
Цикл Шухарт а-Деминга (цикл
PDCA)
Планирование
Современны й
взгляд
Корректирование
+
Выполнение
Проверка
Целеполагание
Организация
Мотивация
Анализ
Исследование в системе
управления
Обновление системы управления
Переход к метауправлению
Исследовательская деятельность
Основны е виды
исследований
Теоретические
Эмпирические
Прагматические
Фундаментальные
Прикладные
Научны й
уровень
Содержание
исследования
Виды исследований
Бюджетные
Хоздоговорные
Не финансируемые
Долгосрочные
Краткосрочные
Экспресс-исследования
Прорывные
Развивающие
Источник
финансирования
Длительность
исследования
Роль в науке
Категориальны й аппарат
исследования
Тема исследования
Актуальность исследования
Проблемы исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Исходные гипотезы исследования
Цели исследования
Задачи исследования
Основание исследования
Правовой аспект
Теоретико-методический
Прагматический
Эмпирический
Тема и актуальность
исследования
Область исследования
Соответствие интересуемой
тематике реальному положению
дел, потребность и пригодность
результатов исследования для
решения насущных проблем
Проблема исследования
Реальное противоречие, требующее
своего разрешения
Между стратегией и тактикой управления
Между возможностями фирмы и условиями
рынка
Между квалификацией персонала и
потребностями в инновациях и т.д.
Объ ектом исследования
является
Микромодель исследования (социальные
группы, предприятие, совокупность
предприятий, отрасль, регион и т.д.) –
система управления
Особенности объ екта
управления
Относится к классу социальноэкономических систем, где
основополагающим элементом
является человек, чья деятельность
определяет особенности всех
процессов ее функционирования и
развития
Предметом исследования
является
То, что необходимо изучать на примере
выбранного объекта
Управленческая ситуация, в результате
анализа которой выявляется проблема
Узкое место предмета составляет
проблему исследования
Концепция исследования
Руководящая идея или совокупность идей,
предлагающих новую теоретическую базу для
понимания и исследования явлений или
процессов, происходящих в обществе; система
взглядов на что-либо; основная мысль, когда
определяются цели, задачи исследования и
указываются пути его ведения.
Определенный способ понимания исследуемого
явления.
Обосновывает выбор одного из путей решения
проблемы с позиции определяющего замысла.
Клю чевы е концепции в
исследовании систем управления
Основанные на фундаментальных
законах и закономерностях,
принципах и гипотезах теории
управления
Концепция жизненного цикла объекта
(организации, товара, технологии…)
Основанные на системном
управлении
Следствия системного
управления для исследования
Любая деятельность - процесс
Кибернетическая модель: Вход –
Управляющее воздействие – Процесс
преобразования – Выход – Обратная связь Вход»
Формирование горизонтального
управленческого цикла процессов в
дополнение к вертикальному циклу
функций управления
Концепция исследования систем
управления Б.З. Мильнера
«Сначала надо исследовать,
насколько эффективно достижение
конечных целей системой
управления, не интересуясь при
этом, каким образом организовано
их исполнение»
Исходны е гипотезы
исследования
Научное предварительное
недоказанное утверждение
(предположение, предсказание)
новых явлений или событий
Форма перехода от неизученных
фактов к законам и
закономерностям
Виды гипотез для социальноэкономических систем
Рабочая гипотеза предварительное предположение,
выдвигаемое на начальном этапе
исследования. Может иметь место
несколько вариантов
Конкретная гипотеза – уточненная
гипотеза
Работа с гипотезой
Гипотеза требует либо
доказательства,
доказательства либо опровержения
«Существенная функция гипотезы состоит в
том, что она ведет к новым наблюдениям
и исследованиям, благодаря чему наша
догадка подтверждается, опровергается
или модифицируется – короче, опыт
расширяется»
Работа с гипотезой
Доказанная гипотеза может стать
теорией
«Факты опыта какой-то ограниченной
научной области вместе с
осуществленными, строго доказанными
гипотезами или связывающими,
единственно возможными гипотезами,
образуют теорию».
Работа с гипотезой
Недоказанная и не опровергнутая
гипотеза приобретает статус
открытой проблемы
Наличие гипотезы позволяет
перейти к выбору
методологического подхода
Цели исследования
Различие между практическими целями и целями
исследования (получения нового научного знания)
Определение конкретного объекта и
всестороннее, достоверное изучение его
структуры, характеристик, связей на основе
разработанных в науке принципов и методов
познания, а также получение полезных для
деятельности человека результатов, внедрение в
производство с дальнейшим эффектом
Опираясь на гипотезу, цель указывает
направление исследования, формируя образ
ожидаемого результата
Результат исследования
Рекомендации
Модель
Методика
Формула
Закономерности…
- способствующие успешному разрешению
проблемы, понижению ее содержания
истоков и последствий
Как можно получить новы е
научны е результаты ?
Исследовать новые, ранее не
изученные объекты
К ранее исследованной области
применять новые исследовательские
подходы
Одновременно исследовать и новые
объекты и использовать новые
технологии
Задачи исследования
Задачи определяют структуру
исследования (содержательная
детализация поставленной цели)
Виды:
основные
вспомогательные
Задачи исследования
Анализ: исторический;
аналитический;
сравнительный;
статистический; системный;
комплексный; критический;
методологический;
факторный
Внедрение
Выявление
Исследование
Изучение
Конкретизация
Определение
Построение
Разработка
Рассмотрение
Опровержение
Оценка
Подтверждение
Совершенствование
Систематизация
Сравнение
Формулировка
Уточнение
Характеристика …..
Основания исследования
Основание исследования
Правовой аспект
Теоретико-методический
Прагматический
Эмпирический
Особенности индивидуальной
исследовательской деятельности
Четкое определение цели
исследования
Исследование строится на плечах
«предшественников»
Освоение терминологии и
выстраивание понятийного аппарата
Результат исследования должен быть
оформлен в письменном виде
Введение в дисциплину
Методология исследования :
основные подходы и базовые
концепции исследований
Методология (methodos- путь познания, logos – учение)
Фундаментальное основание
исследования
Учение о принципах построения,
формах и способах научнопознавательной деятельности
Современный синтез всех научных
знаний, необходимых в познавательной
деятельности
Методология
Совокупность целей, подходов,
подходов
ориентиров, средств, методов и
процедур логической организации,
используемых при изучении
явлений и осуществления
познавательной деятельности
Методологический подход
Подход — это ракурс исследования,
исходная позиция, отправная точка (с
которой исследование начинается и
которая определяет его
направленность относительно цели).
Система знаний, методов,
методов понятийнометодическая база исследований,
характеризующаяся определённым
аспектом рассмотрения проблем
Методологический подход
Характер объекта и предмета
исследования определяет также
разнообразие подходов и
приоритетов.
Ориентиры и ограничения
Методология исследования также должна
включать определение и
формулирование ориентиров и
ограничений, которые позволяют
проводить исследование более
последовательно и целеустремленно
Ориентиры могут быть мягкими и
жесткими, ограничения – явными и
неявными
Связь методологии и
теории
Теория – система основных идей в
определенной области знаний
Теория указывает путь от
методологии к практике
Методологический подход
В рамках одного методологического
подхода могут существовать ряд
разных теорий, взглядов,
положений, имеющих одну и ту же
концептуальную основу
исследования
Подходы к исследованию
Аспектный
Системный
Концептуальный
Аспектны й подход
Выбор одной грани проблемы,
учитывая ее актуальность или
ресурсы, выделенные на
исследование
Пример: проблема развития
персонала может иметь
экономический аспект,
психологический аспект,
образовательный аспект и т.д.
Системны й подход
Более высокий уровень методологии,
требующий максимально возможного
учета всех аспектов проблемы в их
взаимосвязи и целостности,
выделения главного и существенного,
определения характера связей между
аспектами, свойствами и
характеристиками
Концептуальны й подход
Предполагает предварительную
разработку концепции
исследования, т.е. комплекса
ключевых положений,
определяющих общую
направленность, архитектонику и
преемственность исследования
Базовы е методологические
подходы к исследованию
подсистем менеджмента
Диалектический подход
Процессный подход
Ситуационный подход
Функциональный подход
Рефлексивный подход
Системный подход
Методологические подходы к исследованию
Диалектический
Учет
Принцип объ ективности
Принцип всеобщей связи явлений
Учет непреры вного
изменения, развития
исследуемы х элементов
фактов,
условий
развития,
адекватность средств, позволяющих
получить истинные знания об объекте
Сочетание истории объекта, его теории
(структура,
функции,
связи)
и
перспектив его развития
Выделение
основных
факторов,
решающих
звеньев,
определяющих
результаты исследования
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот
Методологические подходы к исследованию
Процессны й
Методологические подходы к исследованию
Процессны й
Виды технической реализации процессного
подхода
Параллельный
Последовательный
Параллельно-последовательный
Преимущества
Непрерывность проведения исследовательских
работ
Получение синергетического исследовательского
результата
Более полное выполнение требований к
проведению исследований
Постоянное улучшение процессов
Методологические подходы к исследованию
Ситуационны й
Основа - ситуация
Случаи использования
ситуационного подхода
Типовые ситуации
Уникальные ситуации
Наличие информационной
неопределенности
Наличие полной неопределенности
Методологические подходы к исследованию
Ситуационны й
Объекты исследования
Методы и стиль управления
Стратегия развития организации
Внутренняя и внешняя среда организации
Подсистема управления качеством и др.
Методы
Экономический и логический анализ
Разработка управленческих решений
Интеллектуальная обработка информации и
т.д.
Методологические подходы к исследованию
Функциональны й
Модель «черного ящика»
Акцент на изменение состояния
«черного ящика»
Практическое использование при
Планировании
Прогнозировании
Оценке акционерного капитала
Оценки изменения цен и т.д.
Методологические подходы к исследованию
Рефлексивны й
Рефлексивность
Рефлекторность
Изучение реакции системы на
возмущения – способности к
адаптации
Изучение способности организации к
самосохранению - способности к
устойчивости
Диагностика реакции системы
Методологические подходы к исследованию
Системны й
Исследование объекта как целостной
совокупности составляющих ее подсистем и
элементов
Рассмотрение организации как открытой
многоцелевой системы
Всестороннее изучение не только отдельных
свойств, но и генерируемых синергетических
свойств, обладающих новыми качествами
Изучение совокупности параметров и
показателей функционирования системы в
динамике
Методологические подходы к исследованию
Системны й
Преимущества
Возможности познания объекта
исследования (в том числе и его
синергетических свойств) шире
Декомпозиция с необходимой глубиной
Более глубокая схема обоснования и
выявления характера связей и отношений
Тесная связь с другими методологическими
направлениями науки
Методологические подходы к исследованию
Системны й
Состав наук и научных
направлений, составляющих основу
системного подхода
Общая теория систем
Специализированные теории систем
Современная теория систем
Методологические подходы к исследованию
Что нового?
Классификация по степени
познания окружающего мира
Дисциплинарный подход
Междисциплинарный подход
Мультидисциплинарный
(полидисциплинарный) подход
Трансцисциплинарный системный
подход
Классификация научного
знания (по П.М. Гурееву)
Дисциплинарны й
подход
Междисциплинарны й
подход
Полидисциплинарны й
подход
Трансдисциплинарны й
подход
Деление окружающего мира на
области, выявление
многообразных типов связей в
нем и сведение их в единую
монодисциплинарную
теоретическую картину
Изучение объектов, явлений и
процессов, допускающее
прямой перенос методов
исследования одной
монодисциплины в другую
Создание и сведение
монодисциплинарных аспектов
в общее полидисциплинарное
описание конкретного
сложного объекта
Создание целостной научной
картины
принцип
организации научного знания
наука
объект
наука
наука
объект
наука
наука
объект
Картина
мира
наука
Введение в дисциплину
Методы исследования и
их классификация
Метод исследования
От греч. methodos – путь, способ
исследования, обучения, действия
Теория предлагает научный метод
решения проблем
Способ получения нового знания,
непосредственный инструментарий с
помощью которого проводится
исследование
Метод исследования
«Под методом я разумею
достоверные и легкие правила, строго
соблюдая которые человек никогда не
примет ничего ложного за истинное, и
шаг за шагом приумножая знание,
придет к истинному познанию всего
того, что он будет способен познать»
Р. Декарт
Метод исследования
Основны е понятия
Метод исследования – путь исследования
Методика исследования - совокупность
способов и приемов, связанных с данным
методом, включая частные операции, их
последовательность и взаимосвязь,
применение и интерпретация полученных с
их помощью результатов
Техника исследования - совокупность
специальных приемов для эффективного
использования того или иного метода
Процедура исследования –
последовательность действий, способ
организации исследования
Вы бор методов
исследования (способы )
Интуитивно, руководствуясь опытом
Эвристически, используя приемы
логики и формальные методические
правила
Консультативно, на основе
рекомендаций
Вы бор методов
исследования (требования)
Цели исследовательских работ
Требования, предъявляемые к конечным
результатам исследований, их точности и
достоверности
Ограничения по срокам, ресурсам,
возможностям исследований и используемым
техническим средствам исследований
Имеющиеся данные об аналогичных
исследованиях и фактических данных о СУ,
производственной системе и внешней среде