Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология научных исследований

  • 👀 403 просмотра
  • 📌 374 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология научных исследований» ppt
Лекция 3. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Метод в науке     совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей; Эти приемы устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов; Методы познания столь же многообразны, как и сама действительность; Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии. Виды научны х методов 1. Всеобщие философские методы, сфера применения которых наиболее широка. 2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Отличие от всеобщих методов: находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. 3. Частные, или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности (методы физики, биологии, политологии или социологии). Всеобщие философские методы  Диалектический метод (основатель Георг Вильгельм Фридрих Гегель);  Метафизический метод Диалектический метод  метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии;  является «движущей душой истинного познания» (Г. Гегель);  базируется на принципе, вносящем в содержание любой науки внутреннюю необходимость и связь. Три основны х закона диалектики 1. Закон перехода количественны х изменений в качественны е: Основа закона: взаимосвязь двух свойств — качества и количества; переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным; Три основны х закона диалектики  качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений;  не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию. Три основны х закона диалектики 2. Закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу; Три основны х закона диалектики 3. Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Метафизический метод    активно использовался до XIX в. - до Гегеля, и был обусловлен низким уровнем развития общественных и технических наук; рассматривает явления вне их взаимной связи и развития; Сущность метафизики: односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого Метафизический метод Метафизический метод рассматривает все предметы, явления, а также понятия: лишь в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного); изолированно, обособленно друг от друга (т.е. обособляясь, абстрагируясь от остального); фактически метафизика есть попытка достичь абсолютное, законченное знание; рассматривает сущность мира неизменной; С середины XIX в. все больше и больше вытеснялся из диалектическим методом. Общенаучны е методы  Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части;  Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое;  -  Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего, к более общему: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество»; Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования;  Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему;  Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему;  Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках;  Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели  Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания.
«Методология научных исследований» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot