Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Метод в науке
совокупность приемов, способов, правил познавательной,
теоретической
и
практической,
преобразующей
деятельности людей;
Эти приемы устанавливаются не произвольно, а
разрабатываются исходя из закономерностей самих
изучаемых объектов;
Методы познания столь же многообразны, как и сама
действительность;
Исследование
методов
познания
и
практической
деятельности является задачей особой дисциплины –
методологии.
Виды научны х методов
1. Всеобщие философские методы, сфера
применения которых наиболее широка.
2. Общенаучные методы, находящие применение
во всех или почти во всех науках.
Отличие
от
всеобщих
методов:
находят
применение не на всех, а лишь на определенных
этапах процесса познания.
3.
Частные,
или
специальные
методы,
характерные для отдельных наук или областей
практической деятельности (методы физики,
биологии, политологии или социологии).
Всеобщие философские
методы
Диалектический
метод (основатель Георг
Вильгельм Фридрих Гегель);
Метафизический метод
Диалектический метод
метод
познания действительности в ее
противоречивости, целостности и
развитии;
является «движущей душой истинного
познания» (Г. Гегель);
базируется на принципе, вносящем в
содержание любой науки внутреннюю
необходимость и связь.
Три основны х закона
диалектики
1. Закон перехода количественны х изменений в
качественны е:
Основа закона: взаимосвязь двух свойств —
качества и количества;
переход от незначительных и скрытых,
постепенных количественных изменений к
изменениям коренным, открытым — качественным;
Три основны х закона
диалектики
качественные
изменения наступают не
случайно, а закономерно, вследствие
накопления незаметных и постепенных
количественных изменений;
не постепенно, а быстро, внезапно, в виде
скачкообразного перехода от одного
состояния к другому состоянию.
Три основны х закона
диалектики
2.
Закон
единства
и
борьбы
противоположностей:
все сущее состоит из противоположных
начал, которые, будучи едиными по свое
природе,
находятся
в
борьбе
и
противоречат друг другу;
Три основны х закона
диалектики
3. Закон отрицания отрицания:
новое всегда отрицает старое и занимает
его место, но постепенно уже само
превращается из нового в старое и
отрицается все более новым.
Метафизический метод
активно использовался до XIX в. - до Гегеля, и
был обусловлен низким уровнем развития
общественных и технических наук;
рассматривает явления вне их взаимной связи и
развития;
Сущность метафизики: односторонность,
абсолютизация какой-то одной стороны живого
процесса познания или любого элемента целого
Метафизический метод
Метафизический метод рассматривает все предметы,
явления, а также понятия:
лишь в количественном изменении (уменьшении или
увеличении, в простом перемещении, повторении
пройденного);
изолированно, обособленно друг от друга (т.е.
обособляясь, абстрагируясь от остального);
фактически метафизика есть попытка достичь
абсолютное, законченное знание;
рассматривает сущность мира неизменной;
С середины XIX в. все больше и больше вытеснялся из
диалектическим методом.
Общенаучны е методы
Анализ
- мысленное или реальное
разложение объекта на составляющие его
части;
Синтез - объединение познанных в
результате анализа элементов в единое
целое;
-
Обобщение - процесс мысленного перехода от
единичного к общему, от менее общего, к более
общему:
переход от суждения «этот металл проводит
электричество» к суждению «все металлы
проводят электричество»;
Абстрагирование (идеализация) - мысленное
внесение определенных изменений в изучаемый
объект в соответствии с целями исследования;
Индукция
- процесс выведения общего
положения из наблюдения ряда частных
единичных фактов, т.е. познание от
частного к общему;
Дедукция - процесс аналитического
рассуждения от общего к частному или
менее общему;
Аналогия
- вероятное, правдоподобное
заключение о сходстве двух предметов
или явлений в каком-либо признаке, на
основании установленного их сходства в
других признаках;
Моделирование - воспроизведение
свойств объекта познания на специально
устроенном его аналоге - модели
Классификация
- распределение тех или
иных объектов по классам (отделам,
разрядам) в зависимости от их общих
признаков, фиксирующее закономерные
связи между классами объектов в единой
системе конкретной отрасли знания.