Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Методология научного исследования1
Научная деятельность, как и любая другая, осуществляется при помощи определенных средств, а также особых приемов и способов. Это связано с сущностью науки, направленной на производство знаний о природе, обществе и о самом познании. Наука имеет непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Производство знаний, постижение истины требуют специфического инструментария. От обоснованного, последовательного и правильного применения инструментария полностью зависит успех научного исследования, его научная значимость. В науке ценится и вывод, сделанный в ходе исследования и способ, при помощи которого стал возможен этот вывод. Иногда способ важнее отдельного, частного вывода, т.к. он открывает путь к множеству новых выводов.
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
Метод должен формироваться в самом начале исследовательского пути, когда учёный только формирует гипотезу, ещё не очень чётко представляет себе объект исследования. Сформировав программу исследования, учёный должен определиться и с предполагаемым инструментарием, определиться с уже имеющейся в арсенале науки методологией и сформировать запрос на необходимые, но ещё отсутствующие инструменты познания.
Научный метод – это система правил и приемов, с помощью которых достигается познавательный результат. Научному методу свойственны следующие признаки: 1) возможность применения любым исследователем, т.е. метод носит объективный характер для научного сообщества. Не может быть метода, который был бы принципиально доступен только какому-то одному исследователю или какой-то отдельной уникальной группе учёных, 2) отсутствие стихийности в применении, 3) направленность на определённый объект, группу объектов и способность обеспечивать направленное поступательное движение к познавательной цели. Характер метода исследования определяется 1) предметом исследования, 2) характером поставленных исследовательских задач. Эффективность метода не может быть априорной. Следовательно любое исследование в самом своём начале должно включать в себя процесс подбора методов и прогнозное обоснование их предстоящей эффективности.
Выводы любого исследования должны подвести итог не только содержательной части исследования, но и процессуальной.
Методы, подходящие для одной области научных исследований, могут оказываться неадекватными для достижения целей в других научных областях. В отдельных случаях возможен перенос методов из одних наук в другие науки для решения их задач. Т.е. существуют противоположные тенденции дифференциации и интеграции наук на основе применяемых методов. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая, таким образом, выступает его предпосылкой. Эффективность, результативность метода фундируется глубиной теории, на основе которой он формируется. В свою очередь метод используется для углубления и расширения теоретического знания. Таким образом, теория и метод тесно взаимосвязаны: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки вытекающих из нее правил, приемов, операций. Методы способствуют формированию, развитию, уточнению теории, ее многоплановой практической проверке.
В структуре метода центральное место занимают определённые правила действий исследователя. Метод алгоритмичен. Правило для исследователя – предписание, устанавливающее порядок познавательных действий при достижении исследовательской цели. Правило является таким положением, в котором отражена закономерность в предметной области исследования. Правило включает в себя систему операциональных норм, обеспечивающих соединение средств и условий с деятельностью человека, ведущего познание.
Отдельные методы ценны тогда, когда их совокупность – методология – позволяет организовывать эффективное познание. В самом общем смысле под методологией понимается система методов, используемых в некоторой области деятельности. Но в контексте философского исследования (в контексте истории и философии науки, в контексте дисциплины «Методы и методология научного исследования») методология – это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. Методология науки стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях. Начиная с XVII-XVIII вв. методологические идеи развиваются в рамках частных наук. Каждая наука имеет свой методологический арсенал. Главное внимание в рамках методологии науки направлено на научное исследование как вид деятельности, в котором находит свое воплощение применение различных научных методов. Научное исследование – деятельность, направленная на получение истинного знания о действительности.
В системе методологического знания можно выделить основные группы методов с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся: 1) философские методы (диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический и др. Философская система обязательно имеет методологическую функцию, 2) общенаучные методы, 3) частнонаучные методы (полностью зависимы от объекта изучения и особенностей решаемых задач). В связи с этим в рамках методологии науки выделяют философско-методологический анализ науки, общенаучную и частнонаучную методологию.
Как уже было отмечено, каждая философская система имеет методологическую функцию. Примерами могут служить диалектический метод, метафизический метод, феноменологический метод, аналитический метод, герменевтический метод и т.д. Специфика философских методов состоит в том, что это не свод жестко фиксированных регулятивов, а система сложных правил, операций, приемов, носящих всеобщий и универсальный характер. Философские методы задают самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Образно говоря, философия – это компас, помогающий определить правильный путь, но не инструкция, объясняющая, как определить направление по мху на стволе дерева или по расположению муравейника. Методология дает учёному лишь самую общую ориентацию исследования. Философские императивы транслируются в научные исследования через общенаучные и конкретнонаучные регулятивы.
Общенаучные методы многообразны. Их разделяют на: 1) общелогические, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, абстрагирование, 2) методы эмпирического исследования, применяемые на эмпирическом уровне исследования (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение), 3) методы теоретического исследования, применяемые на теоретическом уровне исследования (идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и т.д.), 4) методы систематизации научных знаний (типологизация, классификация). Характерными чертами общенаучных понятий и методов являются:
- соединение в их содержании элементов философских категорий и понятий ряда частных наук;
- возможность формализации и уточнения математическими средствами.
На уровне общенаучной методологии формируется общенаучная картина мира. А частнонаучная методология представляет собой совокупность знаний о принципах и методах, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Каждая наука имеет свой особый, специфический набор средств. Как уже отмечалось, методы одних наук могут в некоторых случаях транслироваться в другие науки. Возникают междисциплинарные научные методы.
Исследования делятся на эмпирические и теоретические. Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает сбор и первичную обработку опытных данных, регулирует практику научно-исследовательской работы – экспериментально-производственную деятельность.
В теоретическом исследовании свои особые правила: предписания относятся к деятельности с объектами, выраженными в знаковой форме (высокая степень абстракции). Существуют методики различного рода вычислений, расшифровки текстов, проведения мысленных экспериментов и т.д. Особая роль в современности в этой связи принадлежит способам использования компьютерной техники. Методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, техусловия, стандарты и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой чистую умозрительность и не может претендовать на роль в реальном изменении мира.
Научное исследование имеет определённую структуру и содержит в своей структуре целый ряд разнообразных элементов. Научное исследование всегда вооружено целым арсеналом методов, подходов, составных частей. В частности – объект исследования – фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта, и который существует независимо от сознания исследователя. Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными. Предметом исследования является часть объекта, непосредственно задействованная в исследовании; это главные, наиболее существенные признаки объекта с точки зрения того или иного исследования. Поэтому формой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема. Проблема не является чем-то замершим, застывшим. Перед исследователем возникает ряд уточняющихся вопросов, происходит смена вопросов, появление вопросов дополнительно встающих перед субъектом познания, последовательно разрешаемых им и подчиненных общей цели исследования. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины заняты изучением отдельных аспектов исследуемых объектов. Многообразие всевозможных аспектов исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Научное исследование имеет чётко артикулированные цель и задачи. Задачи вытекают из цели. Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Цель и задачи исследования образуют взаимосвязанную логическую цельность.
Научное знание комплексно. В этой связи наука постоянно опирается на системный подход. Системный подход выступает в роли общенаучной методологической программы. Работа со сложными исследовательскими задачами предполагает использование не только различных методов, но и различных стратегий научного поиска. Важнейшим из них, играющим роль общенаучной методологической программы научного познания, является системный подход. Системный подход представляет собой совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Система – совокупность элементов, находящихся в структурных отношениях и связях друг с другом, образующих целое. Философские аспекты системного подхода выражаются в принципе системности, содержание которого раскрывается в понятиях целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы. Понятие целостности отображает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из свойств частей свойств целого и, вместе с тем, зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места и функций внутри целого. В понятии структурности фиксируется тот факт, что поведение системы обусловлено не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры и что существует возможность описания системы через установление ее структуры. Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодействии со средой, оставаясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Понятие иерархичности ориентирует на то, что каждый элемент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы (принцип «матрёшки»). Возможность множественности описаний системы существует в силу принципиальной сложности каждой системы, вследствие чего её адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую систему.
С появления концепции синергетики происходит становление нелинейной методологии познания, связанной с разработкой междисциплинарных научных концепций – динамики неравновесных состояний. Объектом познания всё чаще и чаще является сверхсложная самоорганизующаяся и тем самым исторически саморазвивающаяся та или иная система. С системным подходом в качестве общенаучной методологической программы также тесно связан структурно-функциональный подход, выступающий его разновидностью. Он строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга. Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях, а функция как назначение каждого из элементов данной системы.
Основные требования структурно-функционального подхода:
- изучение структуры, строения изучаемого объекта,
- исследование его элементов и их функциональных характеристик,
- рассмотрение истории функционирования и развития сложного объекта в целом.
Наука имеет ряд методов, основанных на общей логике человеческого мышления. Выделяются общелогические методы научного исследования.
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего их изучения. Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемого объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя. В результате появляются «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.
Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов. Метод, противоположный обобщению – ограничение (переход от более общего понятия к менее общему).
Индукция – метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.
Рассмотрев методы, носящие универсальный характер, обратимся к методам эмпирического исследования На эмпирическом уровне применяются такие методы, как наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный, деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и поэтому отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие строго определенных средств (в технических науках – приборов), объективность результатов. Объективность обеспечивается возможностью контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования, в частности, эксперимента. Часто наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов и т.д. Интерпретация результатов наблюдения осуществляется с помощью определенных теоретических положений. Осуществление развитых форм наблюдения предполагает использование особых средств – и в первую очередь приборов, разработка и воплощение которых также требует привлечения теоретических представлений науки. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка результатов опыта (данных наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.). В ходе описания проводится сравнение и измерение явлений.
Сравнение – метод, выявляющий сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Но данный метод имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом признаки, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний. При этом значение получаемой величины должно быть настолько близким к истинному, что для данной цели его можно использовать вместо истинного. Возможны погрешности результатов измерений (систематические и случайные). Различают прямые и косвенные процедуры измерения. К последним относятся измерения объектов, которые удалены от нас или непосредственно не воспринимаются. Значение измеряемой величины устанавливается при этом опосредованно. Косвенные измерения осуществимы тогда, когда известна общая зависимость между величинами, которая позволяет вывести искомый результат из уже известных величин.
Эксперимент – метод исследования, при помощи которого происходит активное и целенаправленное восприятие определенного объекта в контролируемых и управляемых условиях. Основные особенности эксперимента:
- активное отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования,
- многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя,
- возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях,
- возможность рассмотрения явления «в чистом виде» путем изоляции его от внешний влияний, или путем изменения условий эксперимента,
- возможность контроля за «поведением» объекта и проверки результатов.
Эксперимент можно образно назвать «идеализированным опытом». Эксперимент – высшая форма эмпирического исследования. Эксперимент применяется либо для создания ситуации, позволяющей исследовать объект в чистом виде, либо для проверки уже существующих гипотез и теорий, либо для формулировки новых гипотез и теоретических представлений. Всякий эксперимент всегда направляется какой-либо теоретической идей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента, также как и наблюдения, всегда теоретически нагружены – от его постановки до интерпретации результатов. Стадии проведения эксперимента:
- планирование и построение (его цель, тип, средства и т.п.),
- контроль,
- интерпретация результатов.
Структура эксперимента:
- объект исследования,
- создание необходимых условий (материальные факторы воздействия на объект исследования, устранение нежелательных воздействий – помех),
- методика проведения эксперимента,
- гипотеза или теория, которую нужно проверить.
В зависимости от задач эксперимента выделяют исследовательские (задача – формирование новых научных теорий), проверочные эксперименты (контроль существующих гипотез и теорий), решающие (подтверждение одной и/или опровержение другой из соперничающих теорий). В зависимости от характера объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и др. эксперименты. Выделяют также качественные эксперименты, имеющие целью установить наличие или отсутствие предполагаемого явления, и измерительные эксперименты, выявляющие количественную определенность некоторого свойства.
Рассмотрев методы эмпирического исследования, обратим внимание на методы теоретического исследования. На теоретическом этапе используются мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также методы исторического и логического анализа.
Идеализация – метод исследования, состоящий в мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условий, необходимых для его реального существования. По сути, идеализация представляет собой разновидность процедуры абстрагирования, конкретизированной с учетом потребностей теоретического исследования. Результатами такого конструирования являются идеализированные объекты. Формирование идеализаций может идти разными путями:
- последовательно осуществляемое многоступенчатое абстрагирование (так, получаются объекты математики – точка, прямая, плоскость и т.д.),
- вычленение и фиксация некоего свойства изучаемого объекта в отрыве от всех других (идеальные объекты естественных наук).
Идеализированные объекты гораздо проще реальных объектов, что позволяет применить к ним математические методы описания. Благодаря идеализации процессы рассматриваются в их наиболее чистом виде, без случайных привнесений извне, что открывает пути к выявлению законов, по которым эти процессы протекают. Идеализированный предмет в отличие от реального характеризуется не бесконечным, а вполне определенным числом свойств и потому исследователь получает возможность полного интеллектуального контроля над ним. Идеализированные предметы моделируют наиболее существенные отношения в реальных предметах.
Моделирование (метод, тесно связанный с идеализацией) – это метод исследования теоретических моделей, т.е. аналогов (схем, структур, знаковых систем) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Исследователь, преобразуя эти аналоги и управляя ими, расширяет и углубляет знания об оригиналах. Моделирование – это метод опосредованного оперирования объектом, в ходе которого исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а некоторая промежуточная система (естественная или искусственная), которая:
- находится в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом (модель – это, прежде всего, то, с чем сравнивают – необходимо, чтобы между моделью и оригиналом было сходство в каких-то физических характеристиках, или в структуре, или в функциях),
- способна в ходе познания на известных этапах замещать в определенных случаях изучаемый объект (в процессе исследования временное замещение оригинала моделью и работа с нею позволяет во многих случаях не только обнаружить, но и предсказать его новые свойства),
- давать в процессе ее исследования в конечном счете информацию об интересующем нас объекте. Логической основой метода моделирования являются выводы по аналогии.
Существуют различные виды моделирования. Основные:
- предметное (прямое) – моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные физические, геометрические и пр. характеристики оригинала. Предметное моделирование используется как практический метод познания,
- знаковое моделирование (моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения естественного или искусственного языка и т.д.). Поскольку действия со знаками есть одновременно действия с некоторыми мыслями, постольку всякое знаковое моделирование по своей сути является моделированием мысленным.
Формализация – метод исследования, в основе которого лежит отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков. Использование специальной символики позволяет устранить многозначность и неточность, образность слов естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации знания.
Аксиоматический метод – способ построении научной теории, при котором за ее основу принимаются некоторые положения, не требующие специального доказательства (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств. Совокупность аксиом и выведенных на их основе положений образует аксиоматически построенную теорию, включающую в себя абстрактные знаковые модели. Такая теория может быть использована для модельного представления не одного, а нескольких классов явлений, для характеристики не одной, а нескольких предметных областей.
Гипотетико-дедуктивный метод – способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых затем путем дедуктивного развертывания выводится система частных гипотез, подлежащая опытной проверке. Тем самым этот метод основан на дедукции (выведении) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно.
Структура гипотетико-дедуктивного метода:
- выдвижение гипотезы о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов,
- оценка основательности гипотез и выбор из их множества наиболее вероятной,
- выведение из гипотезы дедуктивным путем следствий с уточнением ее содержания,
- экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение или опровергается.
Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности или ложности в целом.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному – метод, заключающийся в том, что первоначально находится исходная абстракция (главная связь (отношение) изучаемого объекта), а затем, шаг за шагом, через последовательные этапы углубления и расширения познания, прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открываются новые связи, устанавливаются их взаимодействия и, таким образом, отображается во всей полноте сущность изучаемого объекта.
Метод исторического и логического анализа. Исторический метод требует описания фактической истории объекта во всем разнообразии его существования.
Логический метод – это мысленная реконструкция истории объекта, очищенная от всего случайного, несущественного и сосредоточенная на выявлении сущности. Все конкретные методы, как эмпирические, так и теоретические, сопровождаются проведением логических процедур. Эффективность эмпирических и теоретических методов находится в прямой зависимости от того, насколько правильно с точки зрения логики строятся соответствующие научные рассуждения. Поэтому существует принцип единства логического и исторического.
Обоснование – логическая процедура, связанная с оценкой некоторого продукта познания в качестве компонента системы научного знания с точки зрения его соответствия функциям, целям и задачам этой системы. Основные виды обоснования:
Доказательство – логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Это позволяет исключить всякие сомнения и признать истинность данного выражения. Виды доказательств:
- прямое (тезис непосредственно вытекает из доводов),
- косвенное (тезис доказывается косвенным путем),
- апагогическое (доказательство от противного – установление ложности антитезиса: допускается, что антитезис истинен, и из него выводятся следствия, если хотя бы одно из полученных следствий вступает в противоречие с наличными истинными суждениями, то следствие признается ложным, а вслед за ним и сам антитезис – признается истинность тезиса),
- разделительное (истинность тезиса устанавливается путем исключения всех противостоящих ему альтернатив).
Опровержение – логическая процедура, устанавливающая ложность тезиса логического высказывания. Виды опровержения:
- доказательство антитезиса (самостоятельно доказывается высказывание, противоречащее опровергаемому тезису),
- установление ложности следствий, вытекающих из тезиса (делается допущение об истинности опровергаемого тезиса и из него выводятся следствия; если хотя бы одно следствие не соответствует действительности, т.е. является ложным, то ложным будет и допущение – опровергаемый тезис).
Подтверждение – частичное обоснование истинности некоторого высказывания. Если при доказательстве достигается полное обоснование истинности некоторого высказывания, то при подтверждении – частичное.
Возражение – логическая процедура, противоположная подтверждению. Оно направлено на ослабление некоторого тезиса (гипотезы). Виды возражений:
- прямое (непосредственное рассмотрение недостатков тезиса; как правило, путем приведения истинного антитезиса, или путем использования антитезиса, который недостаточно обоснован и обладает определенной степенью вероятности),
- косвенное (направлено не против самого тезиса, а против приводимых в его обоснование аргументов или логической формы его связи с аргументами (демонстрации).
Объяснение – логическая процедура, раскрывающая сущностные характеристики, причинные связи или функциональные отношения некоторого объекта. Виды объяснения:
- Объектное (зависит от характера объекта): - эссенциальное (направлено на раскрытие сущностных характеристик некоторого объекта). В качестве аргументов выступают научные теории и законы.
- Субъектное (зависит от направленности субъекта, исторического контекста – один и тот же факт может получить разное объяснение в зависимости от конкретных условий и направленности субъекта).
Интерпретация – логическая процедура, приписывающая некоторый содержательный смысл или значение символам или формулам формальной системы. В результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Может также наделяться новым смыслом и по-новому интерпретироваться ранее выработанная содержательная теория.
Существуют разнообразные методы систематизации научных знаний.
Классификация – метод разделения множества изучаемых объектов на подмножества на основе строго зафиксированных сходств и различий. Классификация – способ организации эмпирического массива информации. Цель классификации – определение места в системе любого объекта, а тем самым установление наличия некоторых связей между объектами. Субъект, владеющий критерием классификации, получает возможность ориентироваться в многообразии понятий и/или объектов. Классификация всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его. С другой стороны, классификация позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании.
Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения; искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака.
Типологизация – метод разделения некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного). Типологизация проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям), или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать соответственно теоретические и эмпирические типологизации. Результатом типологизации выступает обоснованная внутри ее типология. Последняя может рассматриваться в ряде наук как форма представления знания. Связь и различие классификации и типологизации: Классификация предполагает нахождение четкого места каждому элементу (объекту) в группе (классе) или ряде (последовательности), при четком проведении границ между классами или рядами (один отдельно взятый элемент не может одновременно принадлежать разным классам (рядам), или не входить в какой-либо из них вовсе). К тому же считается, что критерий классификации может быть случайным, а критерий типологизации всегда сущностный. Классификация слабее, чем типология, связана с содержанием В то же время некоторые классификации, особенно эмпирические, могут быть истолкованы как предварительные (первичные) типологизации, или как переходная процедура упорядочивания элементов (объектов) на пути к типологизации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое метод?
2. Какие признаки свойственны научному методу?
3. Что такое методология?
4. Назовите методы эмпирического уровня науки
5. Назовите методы теоретического уровня науки.
Литература:
1. Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж Бернал ; пер. с англ. М. : Иностр. лит., 1956. 340 с.
2. Дягилев Ф. М. Становление науки и ее методологии : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. / Ф. М. Дягилев. Нижневар¬товск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. Т. 1. 399 с.
2. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар.. - М.: Дашков и К, 2013. 216 c.
3. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. 284 c.
4. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2016. 208 c.