Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методология, методы и процедура исследования

  • 👀 4176 просмотров
  • 📌 4114 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методология, методы и процедура исследования» pdf
Лекция 4. МЕТОДОЛОГИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином "методология" принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания. Поскольку теория формулирует принципы и законы, отражающие объективный мир в ее предметной области, она оказывается в то же время и методом дальнейшего проникновения в еще не изученные сферы действительности на базе имеющегося знания, проверенного практикой. "Всякая наука — прикладная логика", — писал Гегель. Выделяют три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Первая направляет усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на установление каузальных зависимостей в некоторой специальной области, а третья помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей, т. е. не случайно. Разработанная методология определяет виды, методы и процедуру социологического исследования. Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получения объективных, достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего исследования в практике. Социологическое исследование, направленное на решение каких-либо практических задач, имеющее целью выработку научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, называется прикладным. Исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий – фундаментальным. Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов и техники социологического исследования, называется эмпирическим и может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от того, какую цель ставит перед собой. .В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения. Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных. Опрос. Самый распространенный метод сбора первичной социологической информации. С его помощью получают 90 % всех социологических данных. Опрос предполагает непосредственное обращение к участникам тех или иных социальных процессов, событий, явлений. Он нацелен на выявление мнений, отношений, оценок, т.е., такую информацию, которую невозможно получить другими методами. Ясно, что опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего наблюдения, и проявляются только в определенных условиях и ситуациях. Изучение и анализ документов. Это метод позволяет получать информацию о событиях и явлениях, которые уже состоялись, и получить о них представление другими способами не представляется возможным. Под документами в социологии понимаются различные текстовые, видео-, аудиоисточники, содержащие необходимые сведения о предмете и объекте исследования. Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений или процессов, происходящих в определенных условиях. Наиболее широко используется при исследованиях форм общения и поведения индивидов, социальных групп, а также на этапе разработки программ как начальный пункт анализа объекта. Использование метода наблюдения предполагает соблюдение определенной последовательности и правил. Эксперимент в социологии - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показательной деятельности, и поведении объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов». Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методика - совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Эффективность любой методики тем выше, чем полнее каждый ее компонент ориентирован на конечный (целевой) результат, чем оптимальнее используются в ней элементы контроля и проверки. Методика социологического исследования - это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни применительно к уникальным особенностям проблемной ситуации и исследовательских задач, специфике изучаемых объекта и предмета, к конкретным организационноэкономическим, финансовым, кадровым и другим возможностям исследовательского коллектива. Методика социологического исследования реализуется в виде совокупности нормативных предписаний и конкретных инструментальных процедур и операций, необходимых для решения исследовательских задач, а также критериев оценки качества получаемой эмпирической информации. Каждая социологическая методика представляет собой, как правило, совокупность оригинальных, иногда уникальных методических решений, которые являются результатом теоретических и эмпирических обоснований их адекватности для конкретных исследовательских задач, конкретных объекта и предмета исследования. Методика социологического исследования включает: • обоснование и способы проектирования и реализации выборочных процедур; • конкретные разновидности методов сбора эмпирических материалов, представленных в виде опросников, бланков и других форм полевых документов; • указания относительно методов и средств преобразования эмпирических материалов и выходных форм; • инструкции анкетерам, интервьюерам, операторам, организаторам исследования, руководителям и т.п. Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику. Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации. Приведем общую схему последовательности операций, необходимых для установления обоснованных социологических фактов (рис. 1). Первый уровень на этой схеме — общая предпосылка обоснованности фактуального знания. Это наши фундаментальные представления о социальной и природной действительности, наше мировоззрение. Если на этом уровне доминируют иллюзии, заблуждения, то они будут "накладываться" на все последующие операции исследования. Второй уровень — состояние и разработанность социологической теории. Здесь имеется в виду система уже достигнутого научного знания об объектах исследования, исходя из которой и путем сопоставления с новыми, еще не систематизированными наблюдениями (или данными других наук) выдвигаются гипотезы относительно неисследованных социальных явлений и процессов. Они образуют концептуальные "рамки", в которых далее будут описываться отдельные события в конкретных социальных ситуациях. Условие такого перехода от имеющихся теоретических представлений к эмпирическому исследованию — эмпирическая интерпретация понятий, о чем мы будем говорить в следующей главе. Третий уровень — процедурный. Это система знаний о методах и технических приемах исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию. Конечный "продукт" этой деятельности — научные факты — вводится в социологическую теорию. В жестко целенаправленном исследовании они входят в ту систему знания, из которой были извлечены первоначальные гипотезы. Конечно, на базе хорошо обоснованных фактов возможно и иное их теоретическое истолкование. Но тогда потребуется дополнительное исследование, проверяющее надежность фактической базы, ибо крайне редко удается дать действительно полное и всестороннее описание фактов; какие-то существенные свойства и связи наблюдаемых явлений с иной точки зрения окажутся менее убедительными или вовсе не охваченными. Понятно также, что введение новых научных фактов так или иначе видоизменяет теорию данного уровня, а изменения в ряде специальных социологических теорий ведут к соответствующим преобразованиям в более высоких уровнях знания. Таков как бы спиралевидный путь развития любой науки. Начальный этап исследования на любом витке спирали имеющееся системное знание, а завершающий — новое системное знание и переход к следующему витку. Как известно, любая исследовательская работа осуществляется по логически-последовательной схеме. Точно так же поступают и в проведении социологического исследования – исследование проводится по определённым этапам, которых автор выделяет четыре: 1. Подготовительный (или организационный) этап - разработка, согласование с заказчиком и утверждение документов социологического исследования: сметы расходов на проведение исследования, рабочего плана, карты выборки, программы и инструментария; 2. Полевой (или информационный) этап – сбор первичной социологической информации; 3. Технический (или этап обработки) этап – обработка собранной первичной социологической информации; 4. Аналитический (или заключительный) этап – анализ обработанной информации, формулирование выводов и рекомендаций по решению исследованной проблемы, подготовка аналитического отчета по итогам исследования, Каждый этап охватывает определённый вид работ, имеет свои особенности, временные рамки и т.д. Таким образом, этапы социологического исследования – это определённые стадии реализации взаимосвязанных и взаимообусловленных действий исследователя, характеризующихся относительной независимостью. Выделение этапов социологического исследования не формальное действие, а сложный и необходимый процесс, организующий действия социолога. 1. Подготовительный (или организационный) этап. На этом этапе решаются исходные задачи, во многом определяющие тему исследования, его научную и практическую значимость. Прежде всего, необходимо определить тему исследования, так как она нуждается в научном оформлении, грамотной формулировке проблемной ситуации. Существенное значение приобретает анализ проблемной ситуации. Далее составляется методологическая и методическая часть программы социологического исследования, разрабатывается инструментарий сбора информации и её обработки. Необходимо составить рабочий план исследования, предусмотрев решение различных процедурных вопросов. Процедурные вопросы – это и знакомство с руководителем производственного коллектива, респондентами, определение даты, времени и места бесед, определение рабочего места исследователей размножение инструментария исследования, формирование и обучение исследовательского коллектива и многие другие вопросы, которые должны быть подробно отражены в рабочем плане исследования. На этом же этапе требуется проверить инструментарий исследования, путём проведения пилотажных исследований. Пилотажное исследование предназначено для проверки качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации. В ходе пилотажа проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняется и корректируется инструментарий. При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения социолога с респондентами. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые группы (до 20 человек), проводится по упрощенной программе. Однако при этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов. Наряду с этим необходимо собрать и проанализировать предварительную статистическую информацию об объекте исследования. Завершается подготовительный этап разработкой методологической, методической и процедурной частей программы социологического исследования. 2. Полевой (или информационный) этап. Начинается непосредственное изучение объекта исследования согласно принятой программе. Главная особенность данного этапа заключается в непосредственном контакте исследователя и респондентов. Как бы ни была хорошо разработана программа исследования, необходимо помнить, что существенную роль играет непосредственная реализация этой программы. То есть при сборе информации исследователь устанавливает тесные контакты с множеством лиц - руководителями предприятий, респондентами, общественными организациями. Поэтому в ходе полевых работ исследователь должен придерживаться основных принципов поведения: объективность, конкретность, корректность, контактность, ненавязчивость, профессиональность и соблюдение анонимности опроса. Исследователи должны не только уметь находить контакт с респондентами, но и выходить из кризисных ситуаций разрешать возможные конфликты. Для того чтобы не пропускать ни одного мероприятия и чётко организовать свою работу, исследователю необходимо разработать подробный график работ на весь период исследования. График этот должен включать все виды деятельности, планируемые для данного периода с обозначением времени, места и имён исполнителей. На этом же этапе происходит уточнение целей и задач исследования, так как анализ предварительной информации, полученной по различным источникам, иногда приводит к необходимости отказаться от первоначальных представлений об изучаемом объекте. На этом же этапе очень важно вести наблюдение. Постоянно фиксировать наблюдаемое, необходимо всё видеть и замечать. В ходе исследовательского процесса социолог пополняет нехватку теоретических знаний, проверяет содержание операционных определений. Завершается этап полевых работ систематизацией и подготовкой полученной информации к обработке и анализу. 3. Технический этап (или этап обработки). Третий этап – обработка социологической и статистической информации. То есть, на этом этапе происходит преобразование полученных данных с целью сделать их обозримыми, компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Обработка информации производится как вручную, так и с помощью специальных программ на компьютере. На компьютере обычно обрабатывается информация, полученная в ходе анкетного опроса. Что же касается статистических материалов, информацию, полученную в ходе наблюдения, устных бесед и интервью, как правило, обрабатывается вручную. Под каждый массив информации, подлежащей обработке необходимо составить логическую программу, в которой исследователь отмечает, что и какого вида информацию он хочет получить. На этом же этапе, очень полезно будет сделать предварительный анализ полученной информации: каково его качество, количество и определиться, какая информация нужна дополнительно. Данный этап завершается передачей обработанной информации для анализа и оформления выводов исследования. 4. Аналитический (или заключительный) этап. Четвёртый этап – этап анализа и оформления выводов исследования. Существуют различные формы оформления выводов: аналитическая записка, промежуточный научный отчёт, аналитический (полный) научный отчет. Каждая из этих форм отчётности имеет свою специфику, направленность, содержание, объём и адресатов.
«Методология, методы и процедура исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot