Методика занятий физическими упражнениями
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 4,5,6. второй курс МГРИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
4.1. Содержание и характеристика : методических принципов
Основными компонентами методических принципов, которыми необходимо руководствоваться преподавателю физической культуры (тренеру),
решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач,
являются принципы сознательности и активности, наглядности,
доступности и индивидуализации, систематичности. Характеристика этих
принципов предусматривает раскрытие внутренних свойств, отражающих их
связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность.
4.1.1. Принципы сознательности и активности
Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебновоспитательной деятельности. Его сущность заключается в формировании у
индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры,
в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является
определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также
разъяснение их сущности занимающимся.
Из практики физического воспитания и спорта известно: если занимающиеся
обладают высоким уровнем мотивации, определяющим их потребности и
интересы в учебно-воспитательном процессе, то его эффективность будет
высокой. Поэтому изучение мотивационной сферы индивида, его интересов в
сфере физической культуры является важным аспектом формирования
сознательности и активности. Современные исследования показывают, что
в процессе формирования потребностей индивида в высокой двигательной
активности существенную роль играют три основных фактора.
В первом, наиболее сильном по своему влиянию факторе отражено влияние
спортивных традиций в семье (активные занятия физическими упражнениями
членов семьи, личный пример родителей, а также воздействие личности
преподавателя, его авторитета и уровня профессиональной компетенции).
Второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых
результатов от занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы
и повышение мышечного компонента состава тела, гармоничное
телосложение, отвечающее современным эстетическим требованиям).
Таким образом, влияние второго фактора на мотивационную сферу помимо
биологических потребностей в двигательной активности индивида обусловлено
динамикой результатов, определяющих долгосрочные цели занятий.
Третий фактор отражает общие закономерности развития и
самоорганизации живых систем, определяющие комплексность воздействия
культурных, социальных факторов и биологических потребностей индивида
в процессе формирования сознательности и активности.
Перед коллективом и конкретной личностью могут ставиться перспективные
(лонгитудинальные) и текущие (ближайшие) цели. В качестве перспективных
целей для контингента учащихся могут быть выполнение норм спортивного
разряда, включение в состав сборных команд. Текущими целями могут быть
овладение техникой упражнения, достижение определенного уровня развития
физических способностей. Вместе с тем важно раскрыть сущность
предлагаемых заданий, довести до сознания занимающихся ответы на вопросы:
«почему?», «каким образом?», «в каком объеме?». Осмысленное выполнение
физических упражнений, несомненно, способствует мобилизации индивида,
тем самым повышая эффективность образовательного аспекта занятий и рост
духовности занимающегося. При этом педагогу необходимо учитывать
состояние занимающихся. Состояние ожидания новой информации, интерес к
ней, безусловно способствуют повышению продуктивности занятия. В то же
время информационная пресыщенность индивида может стать серьезным
препятствием в учебно-воспитательном процессе.
С целью формирования сознательного отношения индивида к занятию
необходимо стимулировать его потребность в самооценке, самоанализе и
самоконтроле двигательной деятельности. Для этого необходимо планировать
в учебно-воспитательном процессе целенаправленные задания по развитию
способности к оперативному анализу состояния (с использованием методик
экспресс-контроля САН, КОНТРЭКС), умению находить ошибки в технике
движений, причины их возникновения и пути устранения.
В процессе совершенствования этих способностей занимающиеся должны
сопоставлять субъективные ощущения по силе, скорости, времени и другим
параметрам движения и состояния организма с оценкой, получаемой от
преподавателя. В этих занятиях целесообразно использование приемов
идеомоторной тренировки, а также тренажеров с обратной связью,
обеспечивающих получение оперативной информации о качественных и
количественных параметрах выполняемых физических упражнений.
Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное
формирование его индивидуальной позиции в процессе освоения
ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности
являются инициатива, самостоятельность и творчество. Существенную роль в
развитии занимающихся играет пробуждение у них интереса к занятиям,
систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация
индивидуальных самостоятельных занятий. В этом процессе важно определить
оптимальную меру баланса взаимодействия преподавателя и занимающегося,
поскольку два крайних проявления управленческой роли преподавателя —
чрезмерное доминирование и недостаточная требовательность
связаны с проявлением активности индивида. Немаловажную роль здесь
играет авторитет преподавателя, уровень его профессиональной
компетентности. Опыт показывает, что высокий авторитет преподавателя
обеспечивает харизматическую веру занимающихся в его профессиональные
знания и способствует повышению темпов освоения заданий. И, наконец,
большое стимулирующее влияние на активность занимающихся оказывает
выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска
новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических
приемов. В различных современных формах активного досуга (шейпинге,
степ-аэробике, ритмической гимнастике) с целью повышения эмоциональности,
а также регулирования вегетативных функций организма широко используются
методические приемы, предполагающие подбор музыкального сопровождения
различной целевой направленности. Композиция, темп, мощность звука
фонограммы в совокупности определяют степень психофизиологического
воздействия на занимающихся. Темповая, ритмичная музыка современных
танцевальных направлений значительно повышает активность занимающихся,
мобилизует их моторную и вегетативную функции к интенсивной деятельности,
а также определяет ритм двигательных действий.
4.1.2. Принцип наглядности
Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных
действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа
(модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических
способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом по
совокупности ощущений, поступающих от других органов чувств: слуха,
вестибулярного аппарата, рецепторов мышц.
Основными формами чувственного познания в реализации принципа
наглядности являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений
(например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). В результате многолетних
тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко
дифференцированным ощущениям при выполнении специализированных
двигательных действий.
Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения
изучаемого двигательного действия (например: бег, прыжки, плавание). И,
наконец, представление характеризуется мысленным воспроизведением
двигательной деятельности.
В практике спорта представление физических упражнений, их многократное
мысленное повторение используют как методический прием идеомоторной
тренировки.
В процессе построения концептуального образа разучиваемого действия
важную роль играет объем сенсомоторной информации, хранящейся в памяти
индивида. Он является предпосылкой к формированию таких сложно
дифференцированных тактильных восприятий, как «чувство воды», «чувство
весла», «чувство мяча» и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше
интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее формируются на
его основе двигательные умения и навыки.
В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа наглядности предусматривает комплексное использование прямой и опосредованной форм наглядности. Наряду с общепедагогическими средствами
(натуральный показ двигательного действия, имитационный показ его
частей и движения в целом, его образное описание, демонстрация и разбор
ошибок — формы прямой наглядности), целесообразно использование
кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм — опосредованные формы
наглядности, а также специализированных средств направленного воздействия
на функции сенсорных систем (технические средства обучения, свето-,
звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комплексное использование
в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от
чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.
При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд
положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена
индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций
зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом
взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной
деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или
словесно-логического восприятия). Степень и характер применения
наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста,
пола, подготовленности и типологических особенностей нервной системы
занимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм
наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного
процесса.
4.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогического задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности
возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности. Доступность
зависит как от возможностей занимающихся, так и от объективных трудностей,
возникающих при выполнении заданий:
• координационной сложности;
• чрезмерной энергоемкости;
• опасности.
Достижение в занятии полного, с педагогических позиций, соответствия между
трудностями и возможностями занимающихся характеризует оптимальную
меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к
нарушениям техники движений, функциональным перенапряжениям. И
наоборот, слишком легкие задания будут малоэффективными в повышении
подготовленности занимающихся. Поэтому правильное определение
оптимальной меры доступности является одним из важных аспектов
управленческой деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе.
В регулировании меры сложности заданий преподаватель (тренер) должен
руководствоваться программными требованиями и нормами нагрузок,
разработанными для каждой возрастной группы занимающихся, а также
результатами текущей и оперативной диагностики их состояния и подготовленности.
В практике реализации принципа доступности необходимо соблюдать
правила; от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к
сложному, от главного к второстепенному, от близкого к далекому.
Индивидуализация учебно-воспитательного процесса — следующее
важное требование рассматриваемого принципа.
Она выражается в дифференциации учебных заданий,
• норм физической нагрузки и способов ее регулирования,
• форм занятий и приемов педагогического воздействия.
Поскольку организм индивида обладает присущей только ему качественной
определенностью в реакции на физическую нагрузку, чрезвычайно важно
определить индивидуально допустимый порог мощности и энергоемкости
выполняемых заданий. Игнорирование принципа индивидуализации в
управлении учебно-воспитательным процессом закономерно вызывает эффект
«ретроингибирования» (торможение темпов адаптации накопившимися в
организме продуктами рабочего распада) даже при использовании умеренных
физических нагрузок.
Таким образом, использование индивидуализированных подходов
целесообразно при решении различных педагогических задач, будь то развитие
физических способностей, формирование знаний, умений и навыков или совершенствование личностных качеств и духовности индивида. Несомненно, что
сущность принципа индивидуализации заключается в алгоритмизации,
принятии адекватных управленческих решений относительно физического
воспитания конкретной личности, а не группы.. Несомненно, что эффективная
реализация принципа индивидуализации обусловлена его связями с принципом доступности и общими закономерностями управления учебно-воспитательным процессом.
4.1.4. Принцип систематичности
Предполагает построение учебно-воспитательного процесса в виде
определенного алгоритма, обеспечивающего логику и взаимосвязь различных
аспектов управления. Он требует, чтобы занятия физическими упражнениями
не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а
осуществлялись непрерывно и последовательно. Последовательность в
занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении ряда
условий. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от
развития одних физических способностей к другим, строгого согласования и
распределения нового учебного материала с предыдущим, а также целесообразного порядка, направленности применяемых физических нагрузок. В этом
процессе важное значение имеет учет закономерностей возрастного развития
физических способностей, а также переноса двигательных навыков и
физических способностей. Определяя последовательность освоения
упражнений, а также различных по характеру физических нагрузок в отдельном
занятии и в системе занятий, необходимо использовать эффект положительного
переноса и по возможности исключить тормозящее влияние отрицательного
переноса. Одним из важных аспектов в реализации принципа
систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня
подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в
отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно
длительного времени.
Наряду с этим рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную
вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации
занятий, условий их проведения, что является несомненно объективной
предпосылкой всестороннего и гармонического развития индивида.
4.2. Характеристика принципов, выражающих специфические
закономерности занятий физическими упражнениями
В унифицированную группу принципов, отражающих специфические
закономерности построения занятий физическими упражнениями (в сфере
физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации),
входят принципы непрерывности, прогрессирования педагогических
воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия. Их
характеристика предполагает раскрытие содержания требований принципов и
их взаимосвязи с особенностями построения и технологией управления
(планирования, принятия управленческих решений, контроля и учета,
коррекции педагогического процесса).
4.2.1. Принцип непрерывности
Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими
упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость слишком
больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями,
которые приводят к снижению достигнутого уровня физической
подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса
обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и
отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей
интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного
эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа
необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался»
определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их.
В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат
закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также
динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости от того, в
какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных
варианта построения занятия.
• Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и
предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе
недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки
для суммарного тренировочного эффекта. Его применение
целесообразно главным образом при развитии выносливости.
• Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает
поддержание определенного уровня физической работоспособности.
• В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение
последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
• Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия
через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической
рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха
имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.
При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является
ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность
компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность
оперативного и текущего состояния объекта педагогического
воздействия, процесс управления строится на основе постоянно
меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку
фортран, каждое тренировочное задание и величина последующего
отдыха должны быть связаны воедино по следующей схеме:
предполагаемая мера физической нагрузки срочный (кумулятивный)
тренировочный эффект с> величина и качество отдыха, которые бы
обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме
занимающихся.
Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение
определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий,
не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в
занятии следует учитывать преемственность и степень связи между ними.
Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений
в одном занятии и в системе занятий.
4.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного
принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического
воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к
занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий,
а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности.
Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда
будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и
связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся. На
начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать
адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию
при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке
новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и
ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных
упражнений без проведения предварительной тренировочной работы
значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит к
перенапряжению функциональных систем организма. При использовании
больших энергоемких физических нагрузок в организме остаются более
выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму
адаптации. При ее целенаправленном формировании используют
волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный
характер регулирования физической нагрузки является универсальной
формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к
объемным и высокоинтенсивным нагрузкам.
4.2.3. Принцип цикличности
Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного
процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости
отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-,
мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность
микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим
двигательной активности индивида. Он является основной структурной
единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его
содержание предусматривает планирование развивающих занятий
целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов,
отражающих закономерности адаптации организма к физической
нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.
По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная
система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования
функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к
физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена
специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа
подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта
микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе
преимущественной направленностью тренировочного воздействия,
оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют
собой совокупность пяти, шести микроциклов, которые формируют
относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и
обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект.
Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа
подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому
параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в
зависимости от содержания этапа подготовки.
Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких
мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного,
годичного и многолетнего циклов подготовки. Методологической
основой технологии управления в макроцикле являются объективные
биологические закономерности долговременной адаптации индивида к
физическим нагрузкам в процессе его эндогенного развития.
В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий
для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной
формы (готовности к максимальному результату), ее реализации в
соревнованиях и последующей утраты.
Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и
спортивной тренировки должен быть построен с использованием
относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных
единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны
обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при
достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования
мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе
должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического
мастерства индивида.
4.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры
воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку
возрастная динамика развития физических способностей,
совершенствования вегетативных и моторных функций организма во
многом определяет содержание учебно-воспитательного процесса,
реализация рассматриваемого принципа предусматривает постановку
долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов
физического воспитания и спортивной тренировки в различные воз-
растные периоды. Предикаты (свойства, функции) принципа возрастной
адекватности предусматривают решение сложных методологических и
технологических проблем. Наиболее актуальными являются определение
возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной
деятельности и для спортивной специализации; уточнение содержания и
преимущественной направленности базовой подготовки. К ним
целесообразно отнести малоизученные вопросы оптимального
соотношения различных сторон подготовки в процессе многолетней
тренировки. Технологические трудности реализации данного принципа
обусловлены сложностью алгоритмизации многолетнего учебновоспитательного процесса, обеспечивающего преемственность целей,
текущих педагогических задач, используемых средств и методов
физического воспитания на каждом возрастном этапе. Игнорирование
этих вопросов при разработке многолетних программ физического
воспитания неизбежно приводит к отклонениям физического развития
индивида. Эффективность физического воспитания детей во многом
обусловлена правильным подбором физических нагрузок
преимущественной направленности в период сенситивного развития
организма, что несомненно обеспечивает благоприятные предпосылки
для эффективного роста их спортивно-технического мастерства.
Характер занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста приобретает черты физической рекреации
оздоровительной направленности. Таким образом, эффективная
реализация принципа возрастной адекватности предусматривает
решение следующих вопросов. Это определение стратегии и технологии
преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах
многолетних занятий, обеспечение гармонического развития физических
способностей, совершенствования вегетативных и моторных функций
организма в процессе онтогенеза, а также обеспечение постепенного
увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными
возможностями на каждом возрастном этапе.
Каждый из принципов был рассмотрен отдельно только для удобства
изложения. На самом же деле все они синтезированы в систему единого
педагогического процесса и лишь отражают его отдельные стороны. Так,
сознательность и активность обязательно предполагают доступность
обучения и развития физических способностей. Доступность и
индивидуализация обеспечивается наглядностью и систематичностью.
Принцип систематичности, в свою очередь, содействует постепенному
повышению тренирующего воздействия. Учитывая сложность структуры
унифицированной системы принципов, можно утверждать, что ни один
из них не может быть реализован в полной мере в отрыве от
совокупности принципов. Успешность учебно-воспитательного процесса
будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии управленческих
решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех
принципов.