Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями, спортом с лицами разного возраста

  • 👀 393 просмотра
  • 📌 352 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями, спортом с лицами разного возраста» pdf
Биохимическое обоснование методики занятий физическимиупражнениями, спортом с лицами разного возраста Биохимические особенности растущего организма Так как главнейшей составной частью организма являются белки, то процесс роста и развития, с биохимической точки зрения, это, преждевсего, энергичный синтез различных белков. В связи с этим потребность в пищевых белках и интенсивность белкового обмена в растущем организме значительно выше, чем у взрослых. Усиленный синтез белков в растущем организме требует относительно больших затрат энергии, чем у взрослых. Энергия, нужная для синтеза белков, черпается из процессов биологического окисления, в ходе которого создаются молекулы АТФ, используемые для активации аминокислот. Все это приводит к тому, что окислительные процессы в растущем организме протекают более напряженно. Поглощение кислорода, рассчитанное на 1м2 поверхности тела, тем интенсивнее, чем меньше ребенок. Возможности энергетического обеспечения мышечной деятельности удетей и подростков меньше, чем у взрослых, так как большая доля энергии используется на пластические процессы. Содержание гемоглобина в крови и миоглобина в мышцах детей ниже, чем у взрослых, поэтому кислородная емкость организма детей меньше. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы у детей и подростков даже в состоянии покоя функционируют с большим напряжением, чем у взрослых, а поэтому обладают меньшими функциональными резервами. Все это ограничивает возможности аэробного энергетического обеспечения интенсивной работы: при выполнении одинаковой стандартной нагрузки повышение уровня лактата в крови детей и подростков оказывается выше, чем у взрослых. Возможности анаэробного энергообеспечения у детей и подростков тоже меньше, чем у взрослых. Для детей и подростков характерна некоторая заторможенность мобилизации углеводов при мышечной деятельности. Многие физические упражнения, особенно неинтересные и длительные, быстро приводят к понижению уровня глюкозы в крови у детей. Только эмоционально насыщенные занятия с разнообразными упражнениями и особенно с игровыми элементами способствуют сохранению повышенного уровня глюкозы в крови до конца занятия. Биохимические особенности стареющего организма Характерной особенностью стареющего организма является снижениепластического обмена на фоне общего понижения интенсивности обмена веществ, замедляется самообновление белков. Уменьшается число нервныхклеток в коре головного мозга и мозжечке. Уменьшается плотность и прочность костей. Замедляется новообразование эритроцитов. Ухудшается заживление ран. Понижается интенсивность окислительных процессов. Снижение синтеза белков распространяется на синтез окислительных ферментов, что приводит к ослаблению процессов биологического окисления. Понижение интенсивности окислительных процессов приводитк уменьшению продукции энергии, необходимой для синтеза белков иДНК, а значит, к уменьшению возможностей этого синтеза. В пожилом возрасте понижаются возможности как аэробного окисления, так и гликолиза. У пожилых также наблюдается легкая заторможенность мобилизации углеводов при мышечной деятельности. С возрастом изменяется обмен липоидов, что выражается в повышениив крови холестерина и понижении содержания лецитина, следствием чего может быть понижение эластичности и прочности сосудов. Биохимическое обоснование занятий физической культурой в детском и пожилом возрасте Физические упражнения для детей и подростков должны способствовать росту и развитию организма, в конечном итоге – синтезу тканевых белков. Усиление процессов синтеза происходит в период отдыха после мышечной работы, но сильное утомление угнетает течение окислительных процессов и возможности биологического синтеза. Поэтому при выполнении физических упражнений с детьми и подростками следует избегать значительного утомления. Не рекомендуются детям и подросткам физические упражнения, требующие значительной скоростной выносливости, большие силовые, особенно статические нагрузки, однообразные упражнения. Наиболее подходящие кратковременные скоростные упражнения, выполняемые повторно с достаточными интервалами отдыха. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными. В пожилом возрасте занятия ФУ должны задерживать процессвозрастной инволюции, т.е. способствовать повышению общей интенсивности обмена веществ. Занятия должны быть систематическими. Наиболее эффективны, так же как и для детей – кратковременные скоростные нагрузки, не требующие больших силовых напряжений и проявления значительной скоростной выносливости, чередуемые с достаточными интервалами отдыха. Биохимические основы питания при занятиях ФУ и спортом В настоящее время диетологи разрабатывают для спортсменов индивидуальные рационы, которые основаны на данных исследований физиологических и биохимических процессов, происходящих во время физических нагрузок. Энергетические затраты зависят от вида спорта и величины нагрузки. Также учитывается весовая категория спортсмена, поэтому расчет энергетических затрат проводится с учетом его индивидуальныхособенностей. Основные виды спорта принято делить на 5 групп: • виды спорта с незначительными физическими нагрузками (шахматы и шашки); • виды спорта с кратковременными физическими нагрузками (акробатика, гимнастика, стрельба, фехтование, конный спорт, бег на дистанции до 300 м, тяжелая атлетика); • виды спорта с постоянными и интенсивными физическими нагрузками (бег на 400-3000 м, плавание, многоборье); • виды спорта с длительными физическими нагрузками (альпинизм,бег на 1000 м, марафон, велогонки, гребля, лыжи, спортивная ходьба); • виды спорта с напряженным режимом во время тренировок и соревнований (спортивные игры, единоборства). Во время напряженных тренировок у спортсменов истощается нервнаясистема, при этом, если не соблюдается специальный восстановительный режим, организм быстро входит в стрессовое состояние. Это, в свою очередь, приводит к нарушению работы пищеварительной системы,заболеваниям желудочно-кишечного тракта, тахикардии и другим сердечно-сосудистым заболеваниям. Разнообразие в энергозатратах спортсменов зависит не только от вида спорта, но и от объема и характера выполняемой работы. Энергозатраты могут колебаться в больших пределах для одного и того же вида спорта в зависимости от этапа подготовки к соревнованиям или степени нагрузки на самих соревнованиях. При составлении рациона спортсмена учитывается и то, что расход энергии зависит и от его собственного веса. Для ориентировочного представления необходимо пользоваться опорными таблицами, в которых даются средние цифры энергозатрат для каждого вида спорта в отдельности. Составление правильного рациона для любого спортсмена является сложной и необходимой задачей, решая которую, необходимо учитывать такие аспекты, как пол, возраст, этап учебно-тренировочного процесса, конкретный вид спорта. Рацион спортсмена должен составляться со строгим учетом некоторых принципов. 1. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы поступление следующих энергетических веществ из пищи соответствовало расходованию энергии во время физических нагрузок. 2. При выборе продуктов следует учитывать содержание спортивной деятельности (активные тренировки, период подготовки к соревнованиям, соревнования, восстановительный период). 3. Питание должно быть сбалансированным, учитывающим особенности данного вида спорта и интенсивность нагрузок. Между количеством основных питательных веществ, витаминами и микроэлементами необходимо соблюдать равновесие. 4. При составлении рациона должны быть учтены индивидуальныеособенности данного спортсмена: его пол, возраст, физиологические, метаболические характеристики, состояние желудочно-кишечного тракта идругих органов, наличие болезней, вкусы и привычки в еде. 5. Пищевые вещества необходимо использовать таким образом, чтобыулучшить работу важнейших органов спортсмена. 6. Необходимо использовать продукты, которые обеспечивают повышение скорости, наращение мышечной массы и увеличение силы. 7. Следует рационально вводить в организм белки, жиры, углеводы, витамины, минералы в период «сгонки» веса при переходе спортсмена в заданную весовую категорию. 8. Прием пищи должен быть адекватным режиму тренировок и соревнований. Даже при не слишком интенсивной спортивной деятельности какая-то доля жидкости утрачивается. Если нагрузки продолжительные, потеря жидкости может привести к резкому ухудшению самочувствия. Во избежание этого в рацион спортсмена должны быть включены разнообразные минерализованные и витаминизированные напитки, которыми следует вовремя восполнять недостаток воды в организме. Биохимический контроль в спорте В спорте наряду с медицинским, педагогическим, психологическим и физиологическим контролем используется биохимический контроль за функциональным состоянием спортсмена. Определение биохимических показателей обмена веществ позволяет решать следующие задачи комплексного обследования: – контроль за функциональным состоянием организма спортсмена, которое отражает эффективность и рациональность выполняемой индивидуальной тренировочной программы; – наблюдение за адаптационными изменениями основных энергетических систем и функциональной перестройкой организма в процессе тренировки; – диагностика предпатологических и патологических изменений метаболизма спортсменов; – отбор лиц для занятий различными видами спорта. Биохимический контроль позволяет также решать такие частные задачи, как выявление реакции организма на физические нагрузки, оценка уровня тренированности, адекватности применения фармакологических и других восстанавливающих средств, роль энергетических метаболических систем в мышечной деятельности, воздействие климатических факторов и др. В связи с этим в практике спорта используется биохимический контроль на различных этапах подготовки спортсменов. В годичном тренировочном цикле подготовки квалифицированных спортсменов выделяют разные виды биохимического контроля: • текущие обследования (ТО), проводимые повседневно в соответствии с планом подготовки; • • • этапные комплексные обследования (ЭКО), проводимые 3-4 раза в год; углубленные комплексные обследования (УКО), проводимые 2 раза в год; обследование соревновательной деятельности (ОСД). В любом биохимическом исследовании можно выделить три этапа: 1) получение биологических препаратов – объектов биохимических исследований; 2) биохимический анализ препаратов; 3) сопоставление полученных результатов с нормами здоровых людейи спортсменов, с результатами других методов контроля, условиями проведения исследований (в покое, в процессе или после мышечной работы) и т.п., т.е. интерпретация результатов. В качестве препаратов биохимического контроля в спорте широко используются традиционные препараты биохимических исследований на человеке: пробы выдыхаемого воздуха, крови, мочи, пота, мышечной ткани, слюны. Среди этих препаратов наибольшее предпочтение обычно отдается выдыхаемому воздуху, крови и моче. Основные биохимические показатели состава крови и мочи, их изменение при мышечной деятельности Показатели углеводного обмена: глюкоза, молочная кислота. Показатели липидного обмена: свободные жирные кислоты, кетоновые тела, холестерин, продукты перекисного окисления липидов (ПОЛ), фосфолипиды. Показатели белкового обмена: гемоглобин, миоглобин, актин, альбумины и глобулин, мочевина, обнаружение белка в моче, креатинин, креатин. Показатели кислотно-основного состояния (КОС) организма При тестировании спортсменов наиболее целесообразно исследовать такие показатели, которые характеризуют уровень развития так называемой «ведущей» функции, уровень развития которой в наибольшей мере определяет спортивное мастерство представителей данного вида спорта.
«Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями, спортом с лицами разного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Хуббиев Ш. З., Баранова Т. И.
Смотреть все 125 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot