Методика технологического расчета производственно-технической базы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 5
МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЕТА
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АТП
Цель: изучить методику технологического расчета ПТБ АТП.
Продолжительность лекции – 6 часа.
Оглавление
5. МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ПТБ АТП 2
5.1. Выбор исходных данных 2
5.2. Расчет производственной программы АТП 8
5.3. Расчет трудоемкости ТО и ТР автомобилей 10
5.4. Расчет численности производственных рабочих 12
5.5. Расчет числа постов и линий ТО и ТР 16
5.5.1 Расчет числа универсальных и специализированных постов 18
5.5.2. Расчет числа постов и линий при поточном методе обслуживания 18
5.6. Расчет технологического оборудования 20
5.7. Расчет площадей производственных участков и зон ТО и ТР 22
5.7.1. Площадь зоны ТО и TP 24
5.7.2. Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей 26
5.7.3. Площади складских помещений 27
5.8. Площади административных и бытовых помещений 30
6. УКРУПНЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПТБ АТП 32
Контрольные вопросы 37
5. МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ПТБ АТП
5.1. Выбор исходных данных
Определяющим условием разработки проекта является грамотный выбор исходных данных, которые влияют на результаты расчетов. В зависимости от принятой формы развития и характера проектируемого объекта исходные данные могут быть заданы или получены расчетным путем. Исходными данными для расчета производственной программы являются:
• списочное число Асj автомобилей j-й марки (совместимой группы);
• среднесуточный пробег Lcc автомобилей;
• число рабочих дней Др г в году (при 6-дневной рабочей неделе — 305 дн.);
• продолжительность работы Тн автомобилей на линии (время в наряде);
• средний пробег группы автомобилей с начала эксплуатации;
• категория условий эксплуатации;
• природно-климатические условия.
Для рассчитываемой марки или совместимой группы автомобилей определяют нормативные периодичности технических обслуживании, пробег до капитального ремонта, трудоемкости и продолжительности простоев. Нормативы периодичностей и трудоемкостей ТО и TP в соответствии с ОНТП—91 приведены в табл. 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 Периодичность ТО автомобилей
Автомобили
Периодичность ТО автомобилей в
зависимости от нормативного пробега, км
Для ТО-1
Для ТО-2
Легковые
5000
20000
Автобусы
5000
20000
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей
4000
16000
Примечание: Периодичность ТО прицепов и полуприцепов устанавливается приравненной периодичности обслуживания тягачей.
Нормативы ТО и TP корректируются с учетом реальных условий эксплуатации автомобилей с помощью коэффициентов, учитывающих следующие факторы: К1 — категорию условий эксплуатации автомобилей; К2 — модификацию автомобилей и организация работы; К3 — природно-климатические условия; К4 — пробег с начала эксплуатации; К5 — размеры АТП и число совместимых групп подвижного состава.
Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0 принимают для эталонных условий работы предприятия: 1 категории условий эксплуатации, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды, подвижного состава с пробегом с начала эксплуатации, равными 0.50 - 0.75 от пробега до капитального ремонта, АТП со списочным составом 200 - 300 ед., состоящим из трех технологически совместимых групп автомобилей.
Таблица 5.2 Нормативы трудоемкости ТО и ТР подвижного состава
Тип подвижного состава и
его параметры
Трудоемкость, чел.-ч,
на одно обслуживание
Трудоемкость, чел.-ч,
на 1000 км
ЕО
ТО-1
ТО-2
ТР
Легковые автомобили
особо малого класса
0.15
1.9
7.5
1.5
малого класса
0.20
2.6
10.5
1.8
среднего класса
0.25
3.4
13.5
2.1
Автобусы
особо малого класса
0.25
4.5
18.0
2.8
малого класса
0.3
6.0
24.0
3.0
среднего класса
0.4
7.5
30.0
3.3
большого класса
0.5
9.0
36.0
4.2
особо большого класса
0.8
18.0
72.0
6.2
Грузовые автомобили грузоподъемностью
От 0,3 до 1.0 т
0.2
1.8
7.2
1.55
От 1.0 до 3.0 т
0.30
3.0
12.0
2.0
От 3.0 до 5.0 т
0.3
3.6
14.4
3.0
От 5.0 до 8.0 т
0.35
5.7
21.6
5.0
От 8.0 до 10.0т
0.4
7.5
24.0
5.5
Более 10.0 т
0.5
7.8
31.2
6.1
Прицепы
одноосные до 3.0 т
0.05
0.9
3.6
0.35
двухосные до 8.0 т
0.12
2.1
8.4
1.15
двухосные более 8.0 т
0.15
2.2
8.8
1.25
Полуприцепы
Грузоподъемность 8.0 т более
0.2
4.4
17.6
2.4
Во всех остальных случаях технологические расчеты производятся с корректировкой в зависимости от условий эксплуатации, состояния подвижного состава, размера и разномарочности АТП. Классификация условий эксплуатации и значений коэффициентов корректирования приведены в табл. 5.3-5.8
Таблица 5.3 Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации
Условия движения
За пределами пригородной зоны
(более 50 км от границы города)
В малых городах
(до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне
В больших городах (более 100 тыс. жителей.)
I
Д1 – Р1, Р2, Р3
---
---
II
Д1 – Р4
Д1 – Р1, Р2, Р3, Р4
---
Д2 – Р1, Р2, Р3, Р4
Д2 – Р1
Д3 – Р1, Р2, Р3
---
III
Д1 – Р5
Д1 – Р5
Д1 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д2 – Р5
Д2 – Р2, Р3, Р4, Р5
Д2 – Р1, Р2, Р3, Р4
Д3 – Р4, Р5
Д3 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д3 – Р1, Р2, Р3
Д4 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д4 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д4 – Р1
IV
---
---
Д2 – Р5
Д3 – Р4, Р5
Д4 –Р2, Р3, Р4, Р5
Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Д5 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
V
Д6 – Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
Тип дорожного покрытия
Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика
Д2 – битумоминеральные смеси
Д3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон
Д4 – булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники
Д5 – грунт укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия
Д6 – естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия
Тип рельефа местности
Р1 – равнинный (до 200 м)
Р2 – слабохолмистый (свыше 200 до 300 м)
Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м)
Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м)
Р5 – горный (свыше 2000 м)
Таблица 5.4 Коэффициенты корректирования по условиям эксплуатации К1
Категория условий эксплуатации
Периодичность ТО
Удельная трудоемкость ТР
Пробег до КР
Расход запасных частей
І
1.0
1.0
1.0
1.00
ІІ
0.9
1.1
0.9
1.10
ІІІ
0.8
1.2
0.8
1.25
ІV
0.7
1.4
0.7
1.40
V
0.6
1.5
0.6
1.65̡
Таблица 5.5 Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от модификации и организации работы К2
Модификация подвижного состава и организация его работы
Трудоемкость ТО и ТР
Пробег до КР
Расход запасных частей
Базовый автомобиль
1.00
1.00
1.00
Седельные тягачи
1.10
0.95
1.95
Автомобили с одним прицепом
1.15
0.90
1.10
Автомобили с двумя прицепами
1.20
0.85
1.20
Автомобили – самосвалы при работе на плечах свыше 5 км.
1,15
0,85
1,20
Автомобили – самосвалы с одним прицепом или при работе на плечах до 5 км.
1.20
0.80
1.25
Автомобили – самосвалы с двумя прицепами
1.25
0.75
1.30
Специализированный подвижной состав
1.10-1.20
***
Таблица 5.6 Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости от климатических условий К3 = К3І К3ІІ
Характеристика
района
Периодичность ТО
Удельная
трудоемкость ТР
Пробег
до
КР
Расход
запасных частей
Коэффициент К3І
Умеренный
1.0
1.0
1.0
1.0
Умеренно теплый, теплый влажный
1.0
0.9
1.1
0.9
Жаркий сухой, очень жаркий сухой
0.9
1.1
0.9
1.1
Умеренно холодный
0.9
1.1
0.9
1.1
Холодный
0.9
1.2
0.8
1.25
Очень холодный
0.8
1.3
0.7
1.4
Коэффициент К3ІІ
С высокой агрессивностью окружающей среды
0.9
1.1
0.9
1.1
Таблица 5.7
Коэффициенты корректирования удельной трудоемкости ТР (К4)
и продолжительности простоя в ТО и ТР (К4І) в зависимости от пробега
подвижного состава с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях нормативного пробега до КР
Легковые
Автобусы
Грузовые
К4
К4І
К4
К4І
К4
К4І
До 0.25
0.4
0.7
0.5
0.7
0.4
0.7
От 0.25 до 0.50
0.7
0.7
0.8
0.7
0.7
0.7
От 0.50 до 0.75
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0
1.0
От 0.75 до 1.00
1.4
1.3
1.3
1.3
1.2
1.2
От 1.00 до 1.25
1.5
1.4
1.4
1.4
1.3
1.3
От 1.25 до 1.50
1.6
1.4
1.5
1.4
1.4
1.3
От 1.50 до 1.75
2.0
1.4
1.8
1.4
1.6
1.3
От 1.75 до 2.00
2.2
1.4
2.1
1.4
1.9
1.3
Свыше 2.00
2.5
1.4
2.5
1.4
2.1
1.3
Таблица 5.8
Коэффициенты корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (К5)
Число автомобилей в АТП
Число технологически совместимых групп
Подвижного состава
Менее 3
Три
Более 3
До 100
1.15
1.20
1.30
От 100 до 200
1.05
1.10
1.20
От 200 до 300
0.95
1.00
1.10
От 300 до 600
0.85
0.90
1.05
Свыше 600
0.80
0.85
0.95
• Учитывая, что периодичности и трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов нормированы по типам и классам автомобилей (совместимым группам) (см. табл. 5.9.), технологический расчет выполняют по каждой совместимой группе автомобилей, имеющихся на предприятии.
Таблица5. 9. Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам
Типы подвижного состава
Технологически совместимые группы
1
2
3
4
5
Легковые
АЗЛК
ВАЗ
ИЖ
ГАЗ
---
---
---
Автобусы
---
РАФ
УАЗ
ПАЗ
КАвЗ
ЛАЗ (бенз)
ЛиАЗ
ЛАЗ (диз)
МАЗ
Грузовые
ИЖ
УАЗ
ЕрАЗ
ГАЗ
ЗИЛ
КАЗ
УрАЛ
МАЗ
КрАЗ
КамАЗ
Примечание: Технологически совместимая группа включает подвижной состав, конструкция которого позволяет использование одних и тех же постов и оборудования для ТО и ТР;
5.2. Расчет производственной программы АТП
В связи с тем, что КР не является обязательным техническим воздействием для АТП, да и практически уже не производится на авторемонтных заводах, представляется целесообразным выполнять только расчет годовой производственной программы.
Производственная программа по ТО и ТР на АТП рассчитывается на весь парк автомобилей на календарный год с разбивкой на кварталы, месяцы и сутки.
Для расчета числа ТО за год по J-й совместимой группе автомобилей необходимо предварительно установить периодичность обслуживания, пробег до капитального ремонта и затем годовой пробег этих автомобилей:
• Периодичность i-го технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2) для j-й группы автомобилей Lij определяют путем корректирования нормативной периодичности i-го обслуживания Lнij с помощью коэффициентов К1 и К3:
Lij = LHij K1 K3;
LTO-1j = LHТО-1j K1 K3.
LTO-2j = LHТО-2j K1 K3.
• Пробег до капитального ремонта в заданных условиях эксплуатации LKРj для j-й группы автомобилей определяют путем корректирования нормативного пробега до капитального ремонта LhKPJ с помощью коэффициентов К1; К2; К3 по формуле:
LКРj = LHKРj K1 K2 K3.
• Для расчета годового пробега j-й группы автомобилей LГj необходимо:
1) определить число дней эксплуатации за цикл Дэ ц:
Дэ.ц = Lкр/ Lссj,
где Lкр — пробег до капитального ремонта;
2) затем рассчитать число дней простоя в ТО и TP за цикл Дпр ц:
Дпр.ц = Дпр.КР + Дпр.ТОиТР Lкр К4І / 1000,
где Дпр.КР — число дней простоя в КР, табл.5.9;
Дпр.ТОиТР — удельный (нормативный) простой автомобиля в ТО и TP на 1000 км пробега, дн. (табл. 5.10).
3) и коэффициент технической готовности αтг:
αтг = Дэ ц /(Дэ ц + Дпр.ц),
где Дэ ц - число дней эксплуатации за цикл:
4) полученное в результате расчетов значение αтг, и заданные значения числа дней работы в году Др.г, среднесуточного пробега Lссj и списочного количества автомобилей Acj j-марки подставляем в формулу и определяем ее годовой пробег:
Lгj = Дэ.г Lссj Aсj = Др.г αтг Lссj Acj
Таблица 5.10 Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте
Подвижной состав
Простои в ТО и ТР,
Дн./1000 км
Простои в КР, дн
Легковые автомобили
0.30 … 0.40
18
Автобусы
0.30 … 0.50
20
Автобусы большого класса
0.50 … 0.55
25
Грузовые автомобили
грузоподъемностью 0.3 … 5.0 т
0.40 … 0.50
15
грузоподъемностью более 5.0 т
0.50 … 0.55
22
Прицепы и полуприцепы
0.10 … 0.15
---
Для обеспечения технологичности выполнения технических обслуживаний, периодичность между различными видами обслуживания устанавливается кратной между собой, среднесуточным пробегам и пробегам до КР.
Периодичность ЕО, равная среднесуточному пробегу, принимается кратной периодичности ТО-1, периодичность ТО-1 — кратной периодичности ТО-2, а периодичность ТО-2 — кратной пробегу до КР. Это позволяет совмещать проведение технических обслуживаний с различной периодичностью. Полученная периодичность для удобства расчета округляется.
После определения периодичностей воздействий рассчитывается число ТО для каждой совместимой группы автомобилей за год. Число обслуживаний для j-ой группы автомобилей за год NiГj будет равно:
NiГj = LГj /Lij.
При расчете числа воздействий необходимо учитывать то, что ТО-2 включает и объем работ совмещаемого ТО-1, а работы ЕО не совмещаются с другими видами обслуживания и выполняются только в зоне ежедневного обслуживания
NКРГJ= LГJ / LKPj;
NТО-2Гj = LГJ / LТО-2j
NТО-1Гj = LГJ / LТО-1j – NТО-2Гj
NЕОГj = LГJ / LССj
По годовому числу i-го вида технического обслуживания определяют суточную программу обслуживаний данного вида для J-й группы автомобилей Nicj:
Nicj = NiГJ /ДР.Г.
Суточная программа по каждому виду обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) является критерием для выбора метода ТО (поточная линия или универсальные посты). Применение поточной организации обслуживания становится целесообразным при минимальной суточной программе: для ЕО — более 100 обслуживаемых однотипных автомобилей; для ТО-1 — более 12—15 автомобилей; для ТО-2 — более 5 — 6 технологически совместимых автомобилей в сутки. При меньших суточных программах принимается метод обслуживания на универсальных постах.
Расчет трудовых затрат и производственных площадей для предприятий, планирующих выполнять капитальный по отдельным автомобилям, следует производить исходя из реальных потребностей.
5.3. Расчет трудоемкости ТО и ТР автомобилей
Важное значение при технологических расчетах, имеет расчет трудоемкостей ТО и TP, и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ, можно определить потребную численность производственных рабочих, число постов, рабочих мест.
Нормативная трудоемкость работ по обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1000 км пробега приведены в Положении ТО и ремонта часть 2. Нормативная трудоемкость i-го обслуживания tiн корректируется с помощью коэффициентов К2 и К5
ti = tiн K2 К5
Удельная нормативная трудоемкость TP tТРH корректируется с помощью коэффициентов К1 К2 К3, К4, К5
tTР = tТРH K1 K2 K3 K4 K5.
Нормативы трудоемкости СО в Положении не приведены. Учитывая, что СО выполняется совместно с ТО-2, предшествующим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоемкости СО принимаются в процентах от трудоемкости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов — в размере 50 %; для холодного и жаркого — в размере 30 %; для других районов — 20 %.
При расчетах необходимо учитывать, что нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают в себя трудоемкости ЕО.
Годовой объем работ по ТО i-го вида для j-й группы автомобилей TiГj можно определить произведением числа технических воздействий за год на трудоемкость единицы воздействия:
для ЕО ТЕОГJ = NЕОГJ * tЕО = NЕОГJ tЕОН К2 К5;
для ТО-1 ТТО-1ГJ = NТO-1ГJ tТО-1 = NТО-1ГJ tТО-1Н К2 К5;
для ТО-2 ТТО-2ГJ = NТO-2ГJ tТО-2 = NТО-2ГJ tТО-2Н К2 К5;
для СО ТСОГJ = NСOГJ tСО = 2 AСJ 0,2 tТО-2.
Годовой объем работ по TP для j-й группы автомобилей ТТРГJ можно рассчитать следующим образом:
ТТРГJ = LГJ tТР / 1000 =0,001 LГJ tТРН К1 К2 К3 К4 К5.
Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка автомобилей за год
∑ ТГJ = ТЕОГJ + ТТО-1ГJ + ТТО-2ГJ + ТТРГJ + ТСОГJ.
Нормативы трудоемкостей ТО и TP не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования и инструмента предприятия, внутри гаражные транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, хранение, приемку и выдачу материальных ценностей, уборку производственных помещений и другие вспомогательные работы по самообслуживанию предприятия.
Трудоемкость вспомогательных работ по самообслуживанию предприятия ТСАМ.Г устанавливается в размере не более 30 % от объема суммарной трудоемкости технических обслуживаний и текущего ремонта парка автомобилей за год
ТСАМ.Г = 0,3ТГ.
Общая трудоемкость всех работ по предприятию за год
∑ТОБЩ.Г = ∑ ТГ + ∑ТСАМ.Г.
5.4. Расчет численности производственных рабочих
Зная трудоемкости работ по предприятию за год можно рассчитать численность производственных рабочих. При расчете численности рабочих различают технологически необходимую RT и штатную Rшт численности рабочих.
Технологически необходимая численность рабочих определяется отношением годового объема работ ТГ к годовому фонду времени одного рабочего места в одну смену Фр м
RT = ТГ / ФР.М.
Годовой фонд времени рабочего места при 6-дневной рабочей неделе можно рассчитать по следующей формуле
ФР.М = 7 (ДК.Г – ДВ – ДП) - ДПП,
где 7 - продолжительность рабочего дня;
ДК.Г - число календарных дней в году;
ДВ - число выходных дней в году;
ДП - число праздничных дней в году;
ДПП - число предпраздничных дней.
Технологически необходимая численность рабочих не учитывает предоставление отпусков и невыход рабочих по болезни или другим уважительным причинам. Указанные факторы учитываются в штатной численности рабочих RШТ:
RШТ = ТГ / ФШТ,
где ФШТ - годовой фонд времени штатного рабочего;
ФШТ = ФР.М -7 (ДОТ + ДУП),
где ФР.М - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего;
ДОТ - число дней отпуска рабочего;
ДУП - число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
Отношение технологически необходимой численности рабочих к их штатной численности представляет собой коэффициент штатности:
KШТ = RТ / RШТ. , RШТ = RТ / KШТ.
Годовой фонд времени ремонтных рабочих различных профессий и коэффициенты штатности приведены в табл. 5.11.
Таблица 5.11 Годовой фонд времени ремонтных рабочих
Профессия рабочего
Годовой фонд времени, чел
Коэффициент штатности
KШТ
штатного рабочего,
ФШТ
технологически необходимого
рабочего, ФР.М
Слесарь, агрегатчик, моторист, станочник, электрик, шиномонтажник, кузовщик, жестянщик, столяр, мойщик
1840
2 070
0,889
Карбюраторщик, регулировщик топливной аппаратуры, вулканизаторщик, маляр, термист, медник, аккумуляторщик, сварщик
1820
2 070
0,879
Маляр, работающий с нитрокрасками
1610
1830
0,88
Штатная численность рабочих распределяется по цехам, участкам, постам и видам работ. Примерное распределение трудоемкостей по видам работ и рабочим местам представлены в табл. 5.12 и 5.13.
Таблица 5.12 Распределение трудоемкости ТО и TP по видам работ, %
Процентное соотношение по видам работ
Легковые
автомобили
Автобусы
Грузовые автомобили
Прицепы и полуприцепы
ЕО
Моечные
15
10
9
30
Уборочные
25
20
14
10
Заправочные
12
11
14
—
Контрольно-диагностические
13
12
16
15
Мелкий ремонт
35
47
47
45
ТО-1
Диагностирование общее (Д-1)
15
8
10
4
Крепежные, регулировочные, смазочные и др.
85
92
90
96
ТО-2
Диагностирование углубленное (Д-2)
12
7
10
2
Крепежные, регулировочные, смазочные и др.
88
93
90
98
ТР
Постовые работы
диагностирование общее (Д-1)
1
1
1
2
диагностирование углубленное (Д-2)
1
1
1
1
регулировочные и разборно-сборочные
33
27
35
30
сварочные
4
5
—
—
сварочные для ПС:
с металлическими кузовами
—
—
4
15
с металлодеревян- ными кузовами
—
—
3
11
жестяницкие
2
2
—
—
жестяницкие для подвижного состава:
Продолжение табл. 5.12
с металлическими кузовами
—
—
3
10
с металлодеревян- ными кузовами
—
—
2
7
окрасочные
8
8
6
7
деревообрабатывающие для ПС:
с металлодеревян- ными кузовами
—
—
2
7
с деревянными кузовами
—
—
4
15
Итого
49
44
50
65
Участковые работы:
агрегатные
15
17
18
—
слесарно-механиче ские
10
8
10
13
электротехнические
5
7
5
3
аккумуляторные
2
2
2
—
ремонт приборов системы питания
2
3
4
—
шиномонтажные
1
2
1
1
вулканизационные
1
1
1
2
кузнечно-рессорные
2
3
3
10
медницкие
2
2
2
2
сварочные
2
2
1
2
жестяницкие
2
2
1
1
арматурные
2
3
1
1
обойные
2
3
1
—
таксометровые
2
—
—
—
Итого
51
56
50
35
Всего
100
100
100
100
Таблица 5.13 - Распределение трудоемкости работ самообслуживания по видам работ
Виды работ
Распределение трудоемкости работ, в зависимости от вида работ %,
Электромеханические
25
Механические
10
Слесарные
16
Кузнечные
2
Сварочные
4
Жестяницкие
4
Медницкие
1
Трубопроводные (слесарные)
22
Ремонтно-строительные
16
Итого
100
При распределении работающих по постам и участкам необходимо учитывать рекомендации ОНТП (см. табл. 5.14).
Таблица 5.14Численность одновременно работающих на одном посту, чел.
Типы рабочих
постов
Типы подвижного состава
А/м легковые
Автобусы
Автомобили грузовые
Особо малого класса
Малого класса
Среднего класса
Большого класса
Особо большого класса
Особо малой грузоподъе-мности
Малой и средней грузоподъе-мности
Большой грузоподъе-мности
Особо большой грузоподъе-мности
Прицепы и полуприцепы
Посты ЕО
уборочных работ
2
2
2
3
3
4
2
2
3
3
2
моечных работ
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
посты ТО-1
2
2
2
3
3
4
2
2
3
3
2
посты ТО-2
2
3
3
4
4
4
3
3
4
4
2
Посты ТР
регулировочных и разборно-сборочных работ
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1
1
1,5
1,5
1
сварочно-
жестяницких работ
1
1
1,5
1,5
2
2
1
1,5
1,5
1,5
1
малярных работ
1,5
1,5
2
2
2,5
2,5
1,5
2
2
2
1
деревообрабатывающих работ
-
-
-
-
-
-
1
1
1
1,5
1
посты диагностирования, общего и углубленного
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
1
Примечание: для вне дорожных автомобилей-самосвалов численность одновременно работающих на одном посту следует принимать как для грузовых автомобилей особо большой грузоподъемности.
5.5. Расчет числа постов и линий ТО и ТР
На основе установленной производственной программы, режима работы зон, выбранной организационной структуры и технологии ТО и TP автомобилей производится расчет числа: линий технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2); специализированных и универсальных постов (ТО-1, ТО-2 и ТР); распределение рабочих по постам, расчет и подбор оборудования.
Режим работы зон ТО зависит от режима работы автомобилей на линии (режима работы предприятия). В целях максимального использования подвижного состава на линии, ЕО и ТО-1 выполняют в межсменное время, после возврата автомобилей с работы. Техническое обслуживание ТО-2 отличается сложностью и относительно большей трудоемкостью, включающей в себя работы специализированных цехов и участков и, как правило, выполняется в дневную смену, когда работают все эти цеха и участки. Рекомендации ОНТП представлены в табл. 5.15.
Режим работы специализированных участков диагностирования Д-1 и Д-2 зависит от режима работы зон ТО-1 и ТО-2. Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1, а Д-2 - с зоной ТО-2.
Таблица 5.15 Рекомендуемые режимы работы зон, участков и цехов
Виды работ
Рекомендуемый режим производства ТО и ТР подвижного состава
Число дней работы в году
Число
смен работы в сутки
Продолжительность смены
Номер смены
Уборочно-моечные ЕО
305
2
8
1-2
357
3
7
1-3
365
3
7
1-3
Диагностирование общее и
углубленное
255
1-2
8
1-2
305
2
8
1-2
ТО-1 и ТО-2
255
1-2
8
1-2
305
2
8
1-2
Регулировочные и
разборочно-сборочные работы
при ТР
255
2
8
1-2
305
2-3
7-8
1-3
357
3
7
1-3
Агрегатные, слесарно-механические, электротехнические, радио ремонтные, шиномонтажные, вулканизационные, кузнечно-рессорные, медницкие, сварочные, жестяницкие, арматурные, деревообрабатывающие, обойные, ремонт приборов системы питания при ТР
255
1-2
8
1-2
305
1-2
8
1-2
Таксомоторные и аккумуляторные
при ТР
305
1-2
8
1-2
357
1-2
8
1-2
Молярные при ТР
255
1-2
7
1-2
305
1-2
7
1-2
Режим работы зоны TP составляет, как правило, две, а иногда и три смены. В дневную смену выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы TP, требующие участия производственных цехов и участков, а также работы по устранению внезапных отказов автомобилей. Во вторую и третью смену выполняются ремонтные работы, выявившиеся при ТО и диагностировании, а также работы по заявкам водителей.
5.5.1 Расчет числа универсальных и специализированных постов
Число отдельных постов ТО и TP рассчитывается для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и определяется соотношением годовой продолжительности постовых работ данного вида TПI к годовому фонду рабочего времени одного поста (Фш):
XYI = Tгтi φi / ФПI RП = TГТI KПI KСМI φI / ДР.Г. ТСМ С RП ƞП ,
где Tгтi - годовая трудоемкость i-вида воздействия по парку автомобилей;
KПI - доля постовых работ для данного вида воздействия (см. табл. 5.11), исключаются работы, выполняемые в цехах, постах диагностирования и других рабочих местах (для ТО-1 KПI = 0,8...0,9; для ТО-2 KПI = 0,7...0,8; для TP KПI = 0,35...0,45);
KСМI - коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых в наиболее загруженную смену (для ТО-1 и ТО-2 KСМI = 1; для TP KСМI = 0,5...0,6);
φI - коэффициент, учитывающий неравномерность объемов работ и поступления автомобилей на посты вследствие случайности характера изменения технического состояния подвижного состава (φI = 1... 1,4);
ДР.Г - число рабочих дней в году зоны (см. табл. 5.15;
ТСМ - продолжительность смены (при 6-дневной рабочей неделе — 7ч);
С - число смен (при использовании KСМI число смен С принимается равным 1);
RП - численность рабочих, одновременно работающих на посту (табл. 5.16);
ƞП - коэффициент использования рабочего времени поста, характеризующий уровень технологии и организации работ (ƞП = 0,85...0,95).
Таблица 5.16 Численность рабочих, одновременно работающих на посту
Тип автомобиля
Численность рабочих на посту, чел.
ЕО
ТО-1
ТО-2
TP
Грузовой
2...3
2...4
3...5
1...2
Легковой
2...3
2...4
3...4
1
Автобус
2...4
3...5
4...5
1...2
Прицепы
1...2
2
2...3
1
5.5.2. Расчет числа постов и линий при поточном методе обслуживания
Поточный метод обслуживания может быть периодического или непрерывного действия. Поточные линии периодического действия могут использоваться при выполнении ТО-1 и ТО-2 в крупных предприятиях при суточном числе обслуживании однотипных автомобилей ТО-1 более 12—15 автомобилей и ТО-2 более 5 — 6 автомобилей. Поточные линии непрерывного действия применяются для ЕО с использованием механизированных установок для мойки и сушки автомобилей при минимальной суточной программе не менее 100 обслуживаемых однотипных автомобилей.
Для расчета числа постов и линий при поточном методе организации работ по установленному режиму работы зоны ТО и суточной производственной программе определяется ритм производства ri данного вида обслуживания, представляющий собой время, мин, приходящееся на одно обслуживание этого вида
ri = 60Tобсл.I / NIC
где Tобсл.I - продолжительность работы зоны ТО в течение суток, ч;
NIC - суточная программа обслуживания автомобилей. i-ого вида.
Исходной величиной, характеризующей поточную линию, является такт линии τл, который представляет собой интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими обслуживание.
Такт линии определяется из выражения
τл = 60 ti / Rл + tП = 60 ti / Хл Rср + tП,
где ti - трудоемкость данного вида обслуживания (для ЕО принимается доля УМР, см. табл. 5.12);
Rл - общая технологически необходимая численность рабочих, работающих на данной линии;
tП - время передвижения автомобиля с поста на пост, мин;
Хл - число постов на линии;
Rср - средняя численность рабочих на посту линии.
Для исключения простоев отдельных постов на линии необходимо, чтобы такт каждого из постов был равен такту линии:
τл = 60 ti / Rл + tП.
Время передвижения автомобиля tn с поста на пост составит
tП = (La +a) Va
где La - габаритная длина автомобиля (автопоезда), м;
а - интервал между автомобилями, стоящими на двух последовательных постах, м (а = 1,2...2 м);
Va - скорость передвижения автомобиля между постами, м/мин (Va = 0... 15 м/мин).
Число поточных линий обслуживания m определяется из соотношения
m = NIC / Nл или m = τл / r,
где Nл - пропускная способность одной линии;
r – ритм линии.
Минимальная длина линии обслуживания по внутренним размерам здания Lл определяется
Lл = LаХл +a(Хл - 1) + 2b,
где b - расстояние между автомобилем и воротами на первом и последнем постах линии, м (b = 1,5...2 м).
В холодной климатической зоне длина линии увеличивается на два поста в тамбурах при въезде и выезде. Тамбуры служат для предотвращения интенсивного охлаждения помещения.
Поточная линия непрерывного действия ЕО при полной механизации работ по мойке и сушке и отсутствии операций, выполняемых вручную, рассчитывается по числу механизированных установок на линии. Рабочие на линии отсутствуют за исключением оператора, управляющего механизированными установками. Такт такой линии определяется из выражения
τлЕО = 60 / Nму,
где Nму - производительность механизированной моечной установки (принимается для легковых 30 … 40, автобусов 30 … 50, грузовых 15 … 20 авт./ч).
Если на поточной линии непрерывного действия какие-то работы выполняются вручную (например, уборочные), то такт линии ЕО τлЕОр рассчитывается на скорость перемещения конвейера, позволяющую выполнять ручные работы в процессе передвижения автомобиля:
τлЕО = (Lа +a) / vK ,
где vK - скорость передвижения конвейера (принимается равной 2 ... 3 м/с).
Численность рабочих, занятых на ручных операциях RЕОр, составит
RЕОр = 60 mEO tEOp / τлЕО,
где mEO — число линий ЕО;
tEOp — трудоемкость ручной доли работ при ЕО.
5.6. Расчет технологического оборудования
Методика подбора оборудования зависит от степени его использования и загрузки.
К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления, производственный инвентарь (верстаки, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО и TP подвижного состава. Технологическое оборудование подразделяется на основное, комплексное, подъемно-осмотровое, подъемно-транспортное и складское.
При полной загрузке оборудования его количество рассчитывают по трудоемкости работ и фонду времени работы оборудования (способ - 1) или его пропускной способности (способ - 2).
Способ – 1. Число основного оборудования Qo рассчитывается по трудоемкости работ, фонду рабочего времени и загрузке оборудования:
Qo = To / Фo Ro ƞo
где To — годовая трудоемкость работ на данном виде оборудования, чел.-ч;
Фo — годовой фонд времени единицы оборудования, ч;
Ro — численность рабочих, одновременно работающих на оборудовании;
ƞo — коэффициент использования оборудования.
Значение коэффициента ɳоб зависит от рода оборудования, его назначения, характера производства и принимается не ниже: для диагностического, контрольного, испытательного, регулировочного, моечно-уборочного оборудования – 0,5, окрасочно-сушильного, кузнечно-прессового, сварочного, кузовного – 0,6; металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, разборочно-сборочного и электротехнического – 0,7 /ОНТП-01-86/
Станочное оборудование механического цеха рассчитывается исходя из процентного соотношения между трудоемкостями основных видов станочных работ (табл. 5.17).
Таблица 5.17 Распределение объема работ механического цеха
Виды работ механического цеха
Распределение объема работ, %
Токарные
48
Револьверные
12
Фрезерные
12
Строгальные
5
Шлифовальные
10
Заточные
8
Сверлильные
5
Способ – 2. Расчет оборудования по его пропускной способности производят по формуле:
Qоб = Nc φо / Nоб Тсм С ɳоб
где Nc – суточная программа работ данного вида (количество воздействий или обслуживаемых объектов);
φо – коэффициент неравномерности поступления объектов обслуживания;
Nоб - часовая производительность единицы оборудования.
Данным способом можно рассчитать количество механизированных моек.
Число единиц оборудования, используемого периодически, устанавливается по Табелю технологического оборудования для данного производственного подразделения.
Число единиц подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования зависит от числа и специализации постов ТО и ТР и линий ТО, уровня механизации производственных процессов.
Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.д) принимается равным числу работающих в наиболее загруженную смену.
Количество складского оборудования определяется его номенклатурой и размерами складских запасов.
При подборе оборудования используют Табели технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, ПАТО, БЦТО и СТО, а также справочниками и каталогами фирм производителей и торгующих организаций.
http://www.garo.ru/garo.nsf/pages/index, http://www.technosouz.ru/Pages/garage.html, http://www.oma-garagequipment.ru/site.xp/050056050.html
http://www.autoinstrument.su/shop/category/metalloobrabotka/
http://www.avto-ugs.ru/catalog/
http://www.sorokin.ru/
Перечень оборудования и оснастки целесообразно представить в таблицах, формы которых показаны ниже.
Таблица 5.18 Технологическое оборудование и организационная оснастка
Наименование
Тип,
модель
Количество
Размеры в плане, мм
Электрическая мощность, кВт
Таблица 5.19 Технологическая оснастка
Наименование
Модель или ГОСТ
Количество
5.7. Расчет площадей производственных участков и зон ТО и ТР
Ориентировочный расчет площадей производственных участков выполняется по удельным площадям, приходящимся на рабочих, работающих на участке в наиболее напряженную смену (табл. 5.20).
Расчет площади участка Fi выполняется по формуле
Fi=f1i+f2i(Ri - 1)
где f1i - площадь i-го участка, приходящаяся на первого рабочего, м2;
f2i - площадь участка на каждого последующего рабочего, м2;
Ri - численность рабочих в цеху в наиболее загруженную смену, чел.
Более точным является расчет площади участка, выполненный по удельной площади, приходящейся на единицу площади, занимаемой оборудованием:
Fi=foiKoi
где foi – площадь, занимаемая оборудованием, м2;
Koi - коэффициент плотности расстановки оборудования (табл. 5.16).
Значение коэффициента плотности зависит от вида выполняемых работ и в соответствии с нормативами технологического проектирования АТП и СТОА устанавливается по производственным цехам и участкам.
Таблица 5.20 Удельные площади цехов на одного рабочего
Наименование цеха
Удельная площадь, м2/чел.
на первого
рабочего
на каждого последующего работника
Агрегатный
22
14
Слесарно-механический
18
12
Электротехнический
15
9
Приборов систем питания
11
8
Аккумуляторный
21
15
Шиномонтажный
18
15
Вулканизационный
12
6
Кузнечно-рессорный
21
5
Медницкий
15
9
Сварочный
15
9
Жестяницкий
18
12
Арматурный
12
6
Обойный
18
5
Деревообрабатывающий
24
18
Таксометровый
15
9
Уточнение площади производственного участка осуществляется с помощью графико-планировочного решения, которое заключается в том, что на чертеже производственного участка расставляются шаблоны с очертаниями технологического оборудования в плане, выполненные в масштабе. Шаблоны расставляются в соответствии с технологическим процессом, соблюдая нормативы расстановки оборудования (см. табл. 7.3).
5.7.1. Площадь зоны ТО и TP
Площадь зоны ТО и TP зависит от вида и расстановки постов, которые могут быть прямоточными, тупиковыми прямоугольными и тупиковыми косоугольными, а также от расстановки оборудования, нормируемых расстояний между автомобилями на постах, между автомобилями и элементами здания или оборудованием и ширины проезда в зонах.
Расположение постов под углом к оси проезда более удобно для заезда на них автомобилей и несколько сокращает ширину проезда. Однако при этом удельная площадь здания, занимаемая таким постом, будет больше, чем у тупикового прямоугольного, что иногда имеет существенное значение при принятии планировочного решения.
Предварительный расчет площадей зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и TP (F3i) выполняется по формуле
F3i = fai Xi Koбi
где fai — площадь, занимаемая автомобилем и технологическим оборудованием в плане
на посту зоны, м2;
Xi — число постов в i-й зоне;
Koбi — коэффициент плотности расстановки оборудования (см. табл. 5.21).
Таблица 5.21 Коэффициенты плотности расстановки оборудования
Цеха, участки, производственные зоны,
вид выполняемых работ
Коэффициент плотности, Коб
Слесарно-механический, медницко-радиаторный, ремонта аккумуляторов, таксометров и радиооборудования, электрооборудования, приборов системы питания, обойный, краскоприготовительный
3...4
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента
3,5...4,5
Зона ТО и TP автомобилей
Сварочный, жестяницкий, арматурный
4...5
Кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий
4,5...5,5
Складские помещения
2,5
Площади зон уточняются при разработке планировочного решения графическим методом с учетом сетки колонн и нормируемых расстояний между автомобилями при маневрировании в зоне ТО и ТР. Нормируемые расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами здания в зонах ТО и ремонта установлены строительными нормами и правилами в зависимости от габаритных размеров автомобилей (табл. 5.22).
Таблица 5.22 Нормативы расстояний между автомобилями и конструкциями здания
Автомобили и конструкции
здания, между которыми устанавливается расстояние
Расстояния между автомобилями и элементами здания, м, в зависимости от
габаритных размеров автомобилей
длина
до 6 м
ширина
до 2 м
длина
от 6 до 11 м
ширина
от 2,5 до 2,8 м
длина
более 11 м
ширина более
2,8 м
Автомобили на постах ТО и TP и конструкции здания
Боковая сторона автомобиля и стена:
на постах ТО и TP без снятия шин и тормозных барабанов
1,2
1,6
2,0
со снятием шин и тормозных барабанов
1,5
1,8
2,5
Торцевая сторона автомобиля и стена:
1,2
1,5
2,0
автомобиль и колонна
0,7
1,0
1,0
автомобиль и наружные ворота, расположенные против поста
1,5
1,5
2,0
Автомобили на постах ТО и TP
Продольные стороны автомобилей:
без снятия шин и тормозных барабанов
1,6
2,0
2,5
со снятием шин и тормозных барабанов
2,2
2,5
4,0
Торцевые стороны автомобилей
1,2
1,5
2,0
Для определения границ, описываемых габаритными очертаниями автомобиля при его движении и маневрировании, пользуются шаблонами. Шаблон вырезают из плотной бумаги по габаритным размерам автомобиля в масштабе чертежа (рис. 5.1, а). На шаблоне линией обозначается задняя ось (для трехосных автомобилей центр задних осей), затем по обе стороны оси определяются точки пересечения линии внешнего габаритного радиуса R из передних габаритных точек автомобиля с линией оси. Эти точки являются центрами поворота автомобиля при полностью повернутом рулевом колесе и сохраняются на шаблоне, соединив их с очертаниями автомобиля «крыльями».
а — шаблон автомобиля;
б — применение шаблона
Рисунок 5.1 Применение шаблона при определении ширины проезда tпр:
1 - начало заезда на пост или место стоянки передним ходом; 2 - пост или место стоянки автомобиля; 3, 4 — зоны безопасности (габаритные размеры приближения).
Необходимые для изготовления шаблона параметры - габаритные размеры а, b, размеры переднего и заднего свесов с, е, база автомобиля d, величина внешнего габаритного радиуса поворота (R) определяются из справочников по техническим характеристикам автомобилей.
При использовании шаблона автомобиля, его максимальный радиус поворота осуществляется при нажатии иглой циркуля на одну из точек О. При этом следует учитывать, что габаритные точки шаблона при въезде на пост (место хранения) или выезде с него не должны задевать соседние автомобили, оборудование или элементы здания и находиться от них на расстоянии, обеспечивающем зону безопасности (рис. 5.1, б; табл. 5.23).
Таблица 5.23 Зона безопасности (габаритные размеры приближения) при движении и маневрировании автомобилей в зонах ТО, TP и стоянки
Нормируемые расстояния
Размеры зоны безопасности в зависимости от длины автомобиля
до 6 м
от 6 до 8 м
свыше 8 м
До соседних автомобилей, оборудования и элементов здания
0,3
0,4
0,5
То же, для автопоездов
0,4
0,5
0,6
До автомобилей или конструкций на другой стороне проезда
0,8
1,0
1,2
То же, для автопоездов
0,9
1,0
1,2
5.7.2. Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей
Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей зависит от числа автомобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и способов расстановки автомобилей. Автомобиле места хранения могут быть закреплены за определенными автомобилями. Число автомобиле мест хранения при их закреплении за автомобилями соответствует списочному составу парка Ас. Автомобиле места могут быть и обезличены, когда автомобили становятся на хранение на свободные места.
Минимально необходимое число автомобилемест АСТ при обезличенном хранении на стоянке определяется из выражения
Aст = Ас – (АКР + ХТР + ХТО + ХП) – АЛ,
где АКР - число автомобилей, находящихся в КР;
ХТР - число постов TP;
ХТО - число постов ТО;
ХП - число постов ожидания ТО и TP;
Ал — число автомобилей, отсутствующих на предприятии (круглосуточная работа на линии, командировки).
Стоянки могут быть закрытого, частично закрытого или открытого типа. Тип стоянки зависит от климатических условий, эксплуатационных и экономических факторов и типа подвижного состава. В холодных климатических условиях предприятия вынуждены строить теплые закрытые стоянки (в первую очередь для легковых автомобилей и автобусов). При отсутствии средств на строительство крытых стоянок обогрев автомобилей в зимнее время осуществляется на открытых стоянках.
Геометрические размеры стоянки определяются габаритными размерами подвижного состава и величиной нормируемых расстояний между автомобилями, между автомобилями и элементами здания, а также шириной проезда, необходимого для маневрирования автомобилей при их установке на место хранения и выезде с него. Нормативы расстояний между автомобилями, автомобилями и элементами здания на местах хранения и маневрирования автомобилей соответствуют нормативам зоны ТО и ТР.
5.7.3. Площади складских помещений
Площади складских помещений рассчитывают по площади стеллажей для хранения запасных частей, агрегатов и материалов. Запас хранимых запасных частей и материалов определяется с учетом суточного расхода и нормативных дней хранения.
Число ярусов стеллажей зависит от высоты складских помещений, уровня механизации складских работ и объема запасов.
Объем запасов хранения запасных частей и материалов GЗЧ, кг, определяется по формуле
GЗЧ = Ас αТ Lcc Z Ga ДЗЧ / 1000000,
где αТ — коэффициент технической готовности;
Z - расход запасных частей и материалов, % от массы автомобиля Ga, на 10000 км пробега (табл. 5.24);
ДЗЧ - норматив продолжительности хранения запасных частей, дни. (табл. 5.25).
Таблица 5.24 Расход запасных частей и материалов, % от массы подвижного состава, на 10 тыс. км пробега
Объект хранения
Типы подвижного состава
грузовые
автомобили
легковые
автомобили
автобусы
Запасные части
1,0...2,5
2,5...5,0
1,0...2,0
Металлы и металлоизделия
1,0...1,5
0,7...1,30
0,8...2,0
Лакокрасочные изделия и химикаты
0,15...0,30
0,5...1,0
0,15...0,40
Прочие материалы
0,15...0,25
0,25...0,50
0,25...0,60
Таблица 5.25 Продолжительность хранения запасов на АТП
Эксплуатационные материалы, запасные части и
материалы
Продолжительность хранения, сут.
Топливо автомобильное
5
Смазочные и лакокрасочные материалы, автомобильные шины
15
Кислород и ацетилен в баллонах, пиломатериалы, металл и прочие эксплуатационные материалы
10
Детали и узлы
20
Отработанные смазочные материалы, подлежащие регенерации
10
Металлолом, ценный утиль
15
Автомобили, агрегаты и узлы, подлежащие списанию
10-
Автомобильные шины, подлежащие восстановлению или списанию
10
Агрегаты, узлы и детали ремонтного фонда, подлежащие капитальному ремонту или восстановлению
10
Инструмент
15
Запас агрегатов определяют исходя из нормативов запаса на 100 автомобилей. Площадь пола fст, занимаемую стеллажами для хранения агрегатов, запасных частей и материалов, определяют по формуле
fст = GЗЧ / q,
где q - допускаемая нагрузка 1 м2 площади, занимаемой стеллажами. Для запасных частей q = 600 кг/м2; для агрегатов - 500 кг/м2; металлов – 600 ... 700 кг/м2.
Запас смазочных материалов ЗСМ рассчитывают по каждому сорту масла по удельным нормам расхода на 100 л топлива:
ЗСМ = 0,01 QСУТ gСМ ДСМ,
где QСУТ - суточный расход топлива, л;
gСМ - норма расхода смазочных материалов (табл. 5.26), л;
ДСМ - норматив продолжительности хранения запаса смазочных материалов (Дсм = 15 дн.).
Суточный расход топлива рассчитывают по формуле
QСУТ = Ас αТ Lcc HТ / 100,
где Нт - норма расхода топлива на 100 км пробега, л.
Таблица 5.26 Нормы расхода смазочных материалов http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12059439/
Вид смазочных
материалов
Нормы расхода смазочных
материалов на 100 л топлива
при работе на бензине и
сжиженном газе
при работе на дизельном
топливе
Моторные масла, л
2,8
4,0
Трансмиссионные масла, л
0,3
0,4
Специальные масла, л
0,1
0,1
Консистентные смазки, кг
0,2
0,3
Примечание. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее трех лет, нормы расхода снижаются на 50 %, а при эксплуатации более восьми лет — увеличиваются на 20 %.
Запас количества покрышек Зпокр необходимых для выполнения транспортной работы, рассчитывают по формуле
Зпокр = Ас αТ Lcc Хк Дпокр / Lпокр,
где Хк - число колес автомобиля (без запасного);
Дпокр - норматив продолжительности хранения покрышек (Дпокр = 15 дн.);
Lпокр - средний пробег покрышки до списания.
Площадь стеллажа для хранения покрышек
Fст = lст bст,
где lст — длина стеллажа;
bст — ширина стеллажа, определяемая размером покрышки.
Длину стеллажа находят по формуле
lст = Зпокр / Зуд,
где 3Уд — число покрышек на один погонный метр стеллажа. При двухъярусном хранении Зуд = 6 -10.
Количество инструмента, хранящегося в кладовой определяют из условия наличия на складе 3 - 4 комплектов инструментов по каждой специальности рабочего. Инструменты хранятся на многоярусных стеллажах с ячейками.
Расчет площадей складских помещений FCK по удельным нормам на пробег в практике проектирования производят по удельным площадям на 1 млн. км пробега подвижного состава:
Fck = Lг fуд Кпс Кс Краз ,
где fуд — удельная площадь склада на 1 млн. км пробега (табл. 5.27);
Кпс Кс Краз — коэффициенты, учитывающие тип подвижного состава (табл. 5.28), списочное число (табл. 5.29) и его разномарочность (табл. 5.30).
5.8. Площади административных и бытовых помещений
Площади административных и бытовых помещений рассчитываются с учетом штатов предприятия и действующих норм проектирования этих помещений. К административным помещениям АТП относятся кабинеты директора и его заместителей; помещения отделов эксплуатации, технического, планового, бухгалтерии, кадров, снабжения; помещения диспетчерской, водительской, проходной; помещение центра управления производством; кабинеты начальников колонн и безопасности движения. К бытовым помещениям относятся гардеробные, умывальные, душевые, туалеты, курительные, столовая или буфет, пункт медицинской помощи и т. д.
Таблица 5.27 Удельные площади складских помещений на 1 млн. км пробега подвижного состава
Наименование
складских
помещений
Удельная площадь fуд склада, м2 на 1 млн. км
пробега подвижного состава
Легковые
автомобили
Автобусы
Грузовые
автомобили
Прицепы и
полуприцепы
Для хранения:
запасных частей
1,6
3,0
3,5
0,9
агрегатов
2,5
6,0
5,5
—
материалов
1,5
3,0
3,0
0,6
шин
1,5
3,2
2,3
1,7
смазочных материалов
2,6
4,3
3,5
—
лакокрасочных материалов
0,6
1,5
1,0
0,4
химикатов
0,15
0,23
0,25
—
Инструментально-
раздаточная кладовая
0,15
0,25
0,25
—
Промежуточный склад
15... 20 % от склада запасных частей и
агрегатов
Таблица 5.28 Коэффициент Кпс, учитывающий тип подвижного состава
Класс
подвижного
состава
Коэффициент Кпс
Легковые
автомобили
Автобусы
Грузовые
автомобили
Особо малый
0,7
0,3
0,4
Малый
0,7
0,6
0,4
Средний
1,0
0,8
0,8
Большой
—
1,0
1,0...1,5
Особо большой
—
1,6
—
Таблица 5.29 Коэффициент Кс, учитывающий списочное число автомобилей
Списочное число автомобилей
Коэффициент
До 75
1,4
От 75 до 150
1,2
От 150 до 300
1,0
От 300 до 600
0,9
От 600 до 800
0,8
Таблица 5.30 Коэффициент Краз, учитывающий разномарочность автомобилей
Число марок автомобилей в АТП
Коэффициент
Одномарочный
1,0
Двухмарочный
1,2
Трехмарочный
1,3
Более трех марок
1,5
Площади кабинетов управленческого персонала принимаются в пределах 12... 15 м2 на одного управленца, площади отделов и служб - из расчета 4 м2 на одного работника, водительская комната должна допускать одновременное нахождение в них 20 % водителей и кондукторов, выезжающих в час наиболее интенсивного выпуска автомобилей, при норме 1 м2 на одного человека с общей площадью не менее 18 м2. Площадь кабинета по безопасности движения принимается равной не менее 25 м2 при штатной численности водителей до 1 000 чел. и не менее 50 м2 при штатной численности водителей более 1 000 чел.
Умывальные, душевые и туалеты рассчитываются на 25 % работающих непосредственно в зданиях АТП в наиболее многочисленной смене и 25 % наибольшей численности водителей и кондукторов, возвращающихся с линии в течение часа. Число кранов умывальной, душевых кабин и туалетов определяется из расчета не более 20 чел. на каждый из них.
Расстояние между кранами умывальной комнаты должно быть не менее 0,7 м, площадь пола на один кран — 0,8 м2. Размеры душевой кабины 0,9 х 0,9 м, площадь пола с учетом раздевалки на один душ — 2 м2. Размеры кабины туалета — 1,2 х 0,9 м, площадь пола с учетом размещения умывальников — на одну кабину — 2... 3 м2. Расстояние от самого дальнего рабочего места до туалета принимается не более 75 м, площадь курительной комнаты определяют из расчета 0,03 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 9 м2 и не более 40 м2. Ширина проходов и коридоров — 1,25...2 м.
6. УКРУПНЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПТБ АТП
Экономическая эффективность капитальных вложений оценивается общими экономическими показателями, такими как рентабельность, срок окупаемости, минимизация затрат и т.д. Наряду с оценкой эффективности развития предприятия по общим экономическим показателям, для сопоставления и оценки различных проектных решений применяют целый ряд специфических технологических оценочных показателей. Наиболее распространенными из них являются:
• численность производственных рабочих на один автомобиль;
• число рабочих постов на один автомобиль;
• площадь стоянки на одно место хранения;
• площадь производственных и складских помещений на один автомобиль;
• площадь земельного участка на один автомобиль;
• стоимость строительства на один автомобиль.
При оценке перспективы развития предприятия на стадии предпроектной разработки технико-экономических показателей, бизнес-плана, а также при сопоставлении и оценке различных проектных решений может быть выполнен укрупненный технологический расчет ПТБ.
Укрупненный технологический расчет выполняется с использованием удельных норм (табл. 5.25), разработанных для комплексного АТП, работающего в следующих эталонных условиях:
1. Списочное число подвижного состава — 300 ед.
2. Тип подвижного состава:
легковые автомобили среднего класса (ГАЗ-З102);
автобусы — большого класса (ЛиАЗ-5256);
грузовые автомобили большой грузоподъемности (КамАЗ- 5320, без прицепа).
3. Среднесуточный пробег автомобиля — 250 км.
4. Условия хранения — открытое, без подогрева.
5. Категория условий эксплуатации — первая.
6. Природно-климатический район — умеренный.
Для предприятий, работающих в условиях, отличающихся от эталонных, удельные показатели корректируются с помощью коэффициентов приведения Knv (табл. 5.31— 5.38).
Использование укрупненного расчета при разработке технологического проекта может привести к неточностям и просчетам, которые могут в последующем стать причиной несоответствия пропускной способности ПТБ потребностям в ТО и TP, а также ухудшения технико-экономических показателей работы предприятия
Таблица 5.31 Удельные нормы укрупненного расчета ПТБ для эталонных
условий эксплуатации на один автомобиль подвижного состава для АТП
Показатели
АТП
легковых
автомобилей
для
автобусов
грузовых
автомобилей
Численность производственных рабочих
0,22
0,42
0,32
Число рабочих постов
0,08
0,12
0,10
Площадь производственных помещений, м2
8,50
29,00
19,00
Площадь административно- бытовых помещений, м2
5,60
10,00
8,70
Площадь стоянки, м2 на 1 автомобилеместо хранения
18,50
60,00
37,20
Площадь территории, м2
65,00
165,00
120,00
Таблица 5.32 Коэффициенты приведения Кпр1 по списочному числу
подвижного состава
Списочное
число
подвижного
состава
Численность
производственных рабочих
Число
рабочих
постов
Производственная
площадь
Площадь
админист-
ративно-
бытовых помещений
Площадь территории
25
1,66
2,30
2,05
1,85
1,90
50
1,44
1,89
1,80
1,63
1,60
100
1,24
1,40
1,35
1,36
1,30
200
1,08
1,14
1,12
1,14
1,10
300
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
500
0,90
0,86
0,90
0,90
0,92
800
0,83
0,75
0,82
0,85
0,86
1200
0,78
0,70
0,75
0,80
0,82
Таблица 5.33 Коэффициент приведения Кпр3 по наличию прицепного
состава
Количество
прицепного
состава, %
от числа
грузовых
автомобилей
Численность производственных рабочих
Число
рабочих
постов
Производственная площадь
Площадь
административно-
бытовых помещений
Площадь стоянки
Площадь территории
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
25
1,10
1,15
1,17
1,03
1,16
1,15
50
1,20
1,25
1,32
1,06
1,32
1,30
75
1,30
1,35
1,39
1,09
1,48
1,45
100
1,40
1,45
1,44
1,12
1,64
1,60
Таблица 5.34 Коэффициент приведения Кпр4 по среднесуточному пробегу
автомобиля
Среднесуточный пробег одного автомобиля, км
Численность производственных рабочих
Число рабочих постов
Производственная площадь
Площадь административно- бытовых помещений
Площадь стоянки
Площадь территории
100
0,55
0,78
0,64
0,82
1,00
0,82
150
0,70
0,89
0,76
0,88
1,00
0,92
200
0,85
0,95
0,88
0,94
1,00
0,96
250
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
300
1,15
1,04
1,12
1,08
1,00
1,04
350
1,30
1,07
1,24
1,16
1,00
1,08
Таблица 5.35 Коэффициент приведения Кпр5 по условиям хранения
автомобилей
Условия
хранения
Угол
расстановки
автомобилей
на стоянке,
Площадь стоянки
Площадь хранения
Доля автомобилей с независимым
выездом, %
50
67
100
50
67
100
Открытое
Без подогрева
90
1,00
1,10
1,32
1,00
1,05
1,16
То же
60
1,38
1,52
1,82
1Д9
1,26
1,41
»
45
1,42
1,56
1,85
1,21
1,28
1,43
С подогревом
90
—
1,40
—
—
1,20
Закрытое
Одноэтажное
90
0,95
1.05
1,27
0,97
1,03
1,13
Четырехэтажное
90
1,40
1,54
1,85
0,68
0,72
0,79
Таблица 5.36Коэффициент приведения Кпр6 по условиям эксплуатации
Категория условий эксплуатации
Численность производственных
рабочих
Число
рабочих постов
Производственная площадь
Площадь
административно-бытовых помещений
Площадь территории
I
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
II
1,08
1,07
1,07
1,04
1,03
III
1,16
1,15
1,15
1,08
1,07
IV
1,34
1,25
1,25
1,12
1,11
V
1,45
1,35
1,42
1,16
1,15
Таблица 5.37 Коэффициент приведения Кпр2 по типу подвижного состава
Тип, класс, модель подвижного состава
Численность производственных рабочих
Число рабочих постов
Производственная площадь
Площадь административно-бытовых помещений
Площадь стоянки
Площадь территории
Легковые автомобили
Малый класс (ВАЗ)
0,87
0,82
0,78
0,92
0,81
0,81
Средний класс (ГАЗ-З102)
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
Автобусы
Особо малый класс (РАФ-2203)
0,62
0,65
0,32
0,88
0,42
0,42
Малый класс (ПАЗ-3205)
0,70
0,74
0,48
0,91
0,66
0,62
Средний класс (ЛАЗ695 Н)
0,88
0,88
0,78
0,95
0,90
0,85
Большой класс (ЛиАЗ-5256)
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
Особо большой класс (Икарус-280)
1,56
1,52
1,50
1,15
1,70
1,60
Грузовые автомобили
Грузоподъемность:
до 1 т (УАЗ-451 М)
0,42
0,51
0,33
0,81
0,55
0,50
от 1 до 3 т (ГАЗ-5204)
0,56
0,64
0,50
0,85
0,83
0,72
от 3 до 5 т (ГАЗ-3307)
0,68
0,72
0,60
0,88
0,85
0,76
от 5 до 6 т (ЗИЛ-431410)
0,75
0,77
0,72
0,91
0,92
0,87
от 6 до 8 т (КамАЗ-5320)
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
от 8 до 10 т (КамАЗ-53212)
1,15
1,05
1,05
1,03
1,04
1,03
от 10 до 16 т (КрАЗ-250010)
1,35
1,30
1,30
1,15
1,50
1,50
Автомобили повышенной проходимости
1,20
1,15
1,25
1,06
1,05
1Д2
Автомобили-самосвалы
1Д2
1,08
0,96
1,05
0,85
0,88
Фургоны, цистерны, рефрижераторы
1,20
1,10
1,06
1,08
1,00
1,10
Газобаллонные автомобили СНГ/СПГ
Легковые
1,18/1,34
1,2
1,20/1,30
1,05/1,10
1,0
1,18
Автобусы
1,10/1,18
1,1
1,12/1,20
1,04/1,06
1,0
1,16
Грузовые
1,20/1,30
1,18
1,22/1,25
1,06/1,08
1,0
1,18
Таблица 5.38 Коэффициент приведения Кпр7 по природно-климатическим условиям
Климатический
район
Численность производственных рабочих
Число рабочих постов
Производственная площадь
Площадь административно-
бытовых помещений
Площадь территории
Умеренный
1,00
1,00
1,00
1,00
1,00
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный
0,95
0,97
0,82
0,98
0,93
Жаркий сухой, очень жаркий сухой
1,07
1,05
0,88
1,03
0,96
Умеренно холодный
1,07
1,05
1,04
1,03
1,02
Холодный
1,13
1,10
1,08
1,06
1,04
Очень холодный
1,25
1,15
1,20
1,08
1,10
Контрольные вопросы
Какие требования предъявляются к выбору или расчету исходных данных для разработки проекта предприятия? Какие основные исходные данные используются для технологического расчета системы ТО и TP автомобилей?
Какова последовательность расчета производственной программы АТП?
Какова последовательность расчета трудоемкостей по ТО и TP автомобилей?
Как выполняется расчет численности производственных рабочих?
Что такое годовой фонд времени рабочего места и годовой фонд времени штатного рабочего и как они определяются?
Как рассчитывается число универсальных и специализированных постов?
Как рассчитывается число постов и линий при поточном методе обслуживания?
Как рассчитывается число постов и поточных линий непрерывного действия?
Как выполняется расчет технологического оборудования АТП?
Как рассчитываются площади производственных участков АТП?
Как рассчитываются площади зон по ТО и TP автомобилей?
Как рассчитываются площади зон хранения (стоянки) автомобилей?
Как рассчитываются площади складских помещений АТП?
Как рассчитываются площади административных и бытовых помещений АТП?
Для чего и как выполняется укрупненный технологический расчет ПТБ?