Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 2
по теме «Методика проведения занятий со студентами отделения спортивного
совершенствования»
План:
1.
Организация работы с учащимися и студентами, имеющие высокие
спортивные результаты.
2.
Отличительные черты методики занятий со студентами в спортивном
отделении.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1.Физическая культура: учебник/ коллектив авторов; под ред. М.Я Виленского. –
М.: КНОРУС,2013. -424с.
2. Физическая культура: учебник / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. – Улан-Удэ, 2007.
– 229с.
Дополнительная литература:
3.Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для студ. вузов,
изучающих дисциплину «Физ. культ.», кроме направления и спец. в обл. физ. культ. и
спорта /В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2008.-366 с.
4.Сулейманов И.И. и др. Общее физкультурное образование: учеб. для студ.,
обучающихся по спец. «Физическая культура и спорт» /И.И. Сулейманов, О.А. Аюшеева,
Н.А. Коротаева.- Тюмень: Вектор Бук. Т.2:Физкультурное образование в системе
профессионального образования.-2000.-125 с.
1.
Организация работы с учащимися и студентами, имеющие высокие
спортивные результаты
Используя результаты медицинского осмотра студента, его индивидуальное
желание заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель
физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное,
подготовительное и специальное. На спортивное отделение зачисляются студенты
основной медицинской группы, имеющие сравнительно высокий уровень физического
развития и физической подготовленности, выполнившие стандартные контрольные
нормативы, желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО и ВО.
Занятия в спортивном отделении направлены в основном на подготовку к спортивным
соревнованиям в избранном виде спорта. Запись студентов в спортивное отделение
добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой
свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного
расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по
учебной дисциплине «Физическая культура».
Студенты спортивного отделения занимаются по программам спортивного
совершенствования согласно расписанию работы спортивных секций (группы не более 15
человек). Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки
(цикличность, волнообразность, единство общения специальной подготовки и др.).
Студенты спортивного отделения выполняют обязательные зачетные требования и
нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.
Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает
в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:
1.
Базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование
основ физической культуры личности;
2.
Спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в
избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы,
интересы, потребности.
1
Свободный выбор спортивной группы в основном отделении накладывает
определенные обязанности на самого студента. Выбрав вид спорта, студент должен до
следующего зачета по учебной дисциплине (т.е. до конца семестра или учебного года)
заниматься именно в этой группе. Он также обязан овладеть специальным теоретическим,
методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие для
всех зачетные и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической
подготовке, но и специфические спортивно-технические зачетные нормативы и
требования по избранному им виду спорта.
Занимающиеся в спортивном учебном отделении должны также пройти полный
курс теоретической, методической и профессионально-прикладной физической
подготовки и наряду с обязательными тестами дополнительно выполнить спортивнотехнические нормативы и требования в спортивном отделении по избранному виду
спорта. Обычно эти спортивно-технические тесты несколько выше, чем в обычных
группах в основном учебном отделении. Спортивно-технические нормативы и требования
в спортивном отделении ориентированы на Единую Всероссийскую Спортивную
Классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного
уровня.
Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для основного и
спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждой
образовательной организации исходя из материально-технического обеспечения учебного
процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого
студента, но чтобы их выполнить, некоторым занимающимся придется не только усердно
работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в
свободное время.
В рамках реализации программ для студентов спортивного отделения могут быть
реализованы следующие цели и задачи (на примере легкой атлетике, автор: Еремин Г.С.,
2016г.).
Целью программы являются: развитие основных физических качеств и
способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей
организма; освоение знаний о легкой атлетике, ее истории и современном развитии, роли
в формировании здорового образа жизни; освоение и совершенствование техники
легкоатлетических видов спорта.
Основными задачами обучения программы; укрепление здоровья и содействие
правильному физическому развитию студентов, обучение жизненно важным
двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, подготовка
разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных
спортсменов, готовых к выполнению испытаний ВФСК «Готов к Труду и Обороне».
Ожидаемые результаты данной программы: желание заниматься тем или иным
видом легкой атлетики, стремление овладеть основами техники бега, прыжков,
расширение знаний по вопросам правил соревнований, повышение уровня разносторонней
физической подготовленности, освоить технику бега на короткие и средние дистанции,
иметь представление о технике бега на длинные дистанции, развитие волевых качеств:
целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания. По
итогам трех лет обучения студенты должны знать и уметь: историю развития легкой
атлетики, освоить технику бега на короткие и средние дистанции, иметь представление
о технике бега на длинные дистанции.
Занятия в спортивном отделении характеризуются как процесс спортивной
подготовки.
Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс,
направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов. Наряду с
широкой общей физической подготовкой и профессионально прикладными формами
физической подготовки спортивная тренировка относится к числу основных направлений
2
системы физического воспитания. Основная цель – подготовка спортсменов. Спортивная
подготовка – сложный многоэтапный процесс, включающий спортивную тренировку,
спортивные соревнования и другие факторы, повышающие эффективность тренировки и
соревнований. Основными сторонами являются: физическая, техническая, теоретическая,
психологическая подготовка.
Эффективность тренировочного процесса зависит от успешности проведения
занятий и использования принципов спортивной тренировки, правильного распределения
их в процессе различных тренировочных циклов.
2. Отличительные черты методики занятий со студентами в спортивном
отделении
На тренировочном занятии реализуются две стороны:
-обучение движениям, совершенствование двигательного навыка;
-воспитания физических качеств.
В занятии необходимо реализовывать все стороны подготовленности спортсмена
(студента).
В отдельном занятии, являющемся самостоятельной структурной единицей процесса
подготовки, могут применяться различные средства, направленные на решение задач физической,
технико-тактической, психической и интегральной подготовки, создаются предпосылки для
эффективного протекания адаптационных и восстановительных процессов в организме
спортсмена. Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых цель и задачи
данного занятия, закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в
процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия,
особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха и др.
Существующая структура занятия, которое состоит из вводно-подготовительной, основной
и заключительной частей, определяется закономерными изменениями функционального состояния
организма спортсмена во время работы.
В вводно-подготовительной части проводятся организационные мероприятия, и
непосредственная подготовка спортсмена к выполнению программы основной части занятия.
Четкое начало занятия дисциплинирует спортсменов, приучает их к слаженным действиям,
концентрирует внимание на предстоящей деятельности. При правильной настройке на выполнение
программы занятия возникает предстартовое состояние, которое заключается в повышении
активности основных функциональных систем организма, что способствует более быстрой
подготовке его к предстоящей работе. Проведение в этой части занятия разминки, под которой
подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений, способствует
оптимальной подготовке спортсмена к предстоящей работе.
В основной части занятия, собственно, и решаются его главные задачи. Выполняемая
работа может быть самой разнообразной и должна обеспечивать повышение различных сторон
специальной физической и психической подготовленности, совершенствование оптимальной
техники, тактики и т. д. Продолжительность основной части занятия зависит от характера и
методики применяемых упражнений, величины тренировочной нагрузки. Подбор упражнений, их
количество определяют направленность занятий и его нагрузку.
В заключительной части занятия для приведения организма спортсмена в состояние, по
возможности близкое к дорабочему, и создания условий, благоприятствующих интенсивному
протеканию восстановительных процессов, напряженность работы постепенно снижают.
Занятия следует различать по основной педагогической направленности (основные и
дополнительные занятия, избирательной и комплексной направленности), по величине нагрузки
(занятия с большими, малыми и прочими нагрузками), по содержанию конкретных задач
(учебные, тренировочные, восстановительные и др.).
Основная педагогическая направленность занятий
В процессе подготовки спортсменов планируются основные и дополнительные занятия. В
основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач
3
периода или этапа подготовки, в них используются наиболее эффективные средства и методы,
планируются наиболее значительные нагрузки и т. п. На дополнительных занятиях решаются
отдельные частные задачи подготовки, создается благоприятный фон для протекания
адаптационных процессов. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях обычно невелики,
применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной мобилизацией
возможностей функциональных систем организма спортсменов.
По признаку локализации направленности средств и методов, применяемых в занятиях,
следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.
Программу занятий избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем
упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например,
развитие специальной выносливости), а построение занятий комплексной направленности
предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких
задач.
Занятия избирательной направленности. В практике широко применяют занятия,
способствующие преимущественному развитию отдельных свойств и способностей,
определяющих уровень специальной подготовленности спортсменов — их скоростных или
силовых качеств, анаэробной или аэробной производительности, специальной выносливости и т.
д. Выделяют занятия, направленные на техническое или тактическое совершенствование.
Совершенствование экономичности работы, повышение эффективности использования
функциональных возможностей важнейших систем в соревновательной деятельности, рост
психологической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляются обычно
параллельно с развитием других качеств с привлечением отдельных специфических приемов. Это
же можно сказать и о большей части работы, направленной на совершенствование техники. Работа
над техникой должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств и
способностей. Лишь в этом случае спортсмен будет владеть лабильной техникой,
соответствующей разнообразным задачам, которые необходимо решать в соревновании.
Существуют различные варианты построения занятий избирательной направленности.
Например, часто строят занятия, используя однообразные, наиболее популярные средства. Причем
в однотипных занятиях тренировочная программа весьма стабильна на протяжении определенного
этапа. Иногда занятия строят по такому же принципу, как и в предыдущем варианте, однако на
различных этапах тренировки в занятиях одной направленности применяют различные методы и
средства. И, наконец, третий вариант предполагает использование в каждом занятии обширного
комплекса различных однонаправленных средств, применяемых в режимах нескольких методов.
Вполне понятно, что особенности построения программ отдельных занятий не могут не отразиться
на эффективности тренировочного процесса.
Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий,
предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый
заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно
самостоятельные части. Например, в первой части применяют средства для повышения
скоростных возможностей, во второй и третьей — для повышения выносливости при работе
соответственно анаэробного и аэробного характера. В первой части решаются задачи обучения
новым техническим элементам, во второй — физической подготовки, а в третьей — тактического
совершенствования и др. (рис. 2). Другой вариант предполагает не последовательное, а
параллельное развитие нескольких (обычно двух) качеств.
Пример комплексного занятия:
1. Направленность занятия: совершенствование скоростных возможностей,
координации, специальной выносливости, техники и тактики.
Подготовительная часть. Медленный бег и общеразвиваюшие и специальные
упражнения, выполняемые на месте и в движении. Ускорения (15—50 м) со скоростью
80—95 % максимальной и паузами 30—60 с (30 мин).
Основная часть. Беговые упражнения без мяча со сменой темпа и направления (10
мин). Беговые упражнения с мячом со сменой темпа и направления (10 мин). Медленный
4
бег (5 мин). Беговые упражнения с мячом (30 с) и без мяча (60 с) с максимальной
скоростью и паузами 30—60 с (15 мин). Медленный бег (5 мин). Совершенствование
ударов по воротам из стандартных положений (10 мин). Жонглирование мячом (5 мин).
Игра на 1/2 поля в два касания со взятием ворот (30 мин).
Заключительная часть. Упражнения на расслабление. Медленный бег (20 мин).
Всего: 2 ч 20 мин.
5