Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика преподавания русского языка

  • 👀 1201 просмотр
  • 📌 1147 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Методика преподавания русского языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика преподавания русского языка» doc
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) Типы и структура уроков Б.Т. Панов «Типы и структура уроков РЯ» 1. Изучение нового 2. Закрепление знаний, умений, навыков 3. Обобщающее повторение 4. Урок контроля 5. Комбинированный урок – объединённый урок (выделяется факультативно) Изучение нового материала Структура: Организационный момент (1-3 мин.) (Тема, цель урока, введение в тему урока) Опрос и проверка д/з (5-7 мин.) (Зайдман «Учим всех и каждого») 1й этап. Виды опроса: 1. Индивидуальный опрос Опрос – проверка теоретических знаний учащихся. Плюсы: • проверка глубинных знаний ученика • материал представлен системно • развитие монологической речи ребёнка Минусы: • остальные ученики не включены в работу • большая потеря времени, если слабый ученик Приёмы активизации класса: • дополнить, исправить, оценить, приводить примеры Может быть тихим опросом (записывать ответ на диктофон) 2. Фронтальный опрос Короткие вопросы – короткие ответы Плюсы: • весь класс работает • большая экономия времени Минусы: • не все работает • нельзя проверить глубину знаний • нарушение целостности материала 3. Взаимоопрос (обобщающее повторение) Плюсы: • каждый говорит и каждый слушает • формируется умение передавать знания, сопоставлять • формируется умение оценивать, корректировать Минусы: • не объективная оценка • не тот материал излагать 4. Перекрёстный опрос Ученик задает вопросы другому ученику. Плюсы: • учатся формулировать вопросы Минусы: • потеря времени 5. Уплотнённый опрос Индивидуальный, и фронтальный, и по карточкам 6. Самоопрос 2й этап. Способы проверки д/з: 1. Визуальная проверка Проходим по рядам и смотрим. Плюсы: • экономия времени Минусы: • нельзя проверить качество 2. Сбор тетрадей (до середины 6го класса обязательно) Плюсы: • экономия времени Минусы: • не объясняется направленность выполнения 3. Проверка по цепочке Плюсы: • хороший ответ с места Минусы: • другие ученики не слушают 4. Индивидуальная проверка Один отвечает у доски 5. Фронтальная (в разброс) 6. По аналогии Аналогично домашние упражнения, задания 7. Выборочная проверка Только трудные случаи д/з Минусы: трудности для детей различны 8. Взаимопроверка Обмен тетрадями (нужен образец). 9. Самопроверка Плюсы: Учатся видеть свои ошибки и ошибки других детей 3й этап. Актуализация ранее изученного (3-7 мин.) Готовит детей к изучению нового материала. Этап вариативен. 4й этап. Изучение нового материала (5-15 мин.) 4 стадии изучения нового: 1. Предъявление материала (ученик воспринимает) 2. Разъяснение материала (ученик осознаёт) 3. Запоминание учениками 4. Воспроизведение материала учениками (учитель слушает, оценивает, рецензирует) 5й этап. Закрепление материала (первичное), (20-30 мин.) 5 стадий закрепления (на уроке изучения нового): 1. Работа с недеформированным текстом 2. Текст с одной деформацией (только данная орфограмма) 3. Текст с несколькими деформациями с несмешиваемыми явлениями (-лаг-//-лож- + запятые) 4. Текст с несколькими деформациями со смешиваемыми явлениями (-лаг-//-лож- + безударные гласные в корне слова) 5. Свободное письмо На уроке закрепления можно последние три. 6 этап. Задавание на дом (1-2 мин.) Дать образец выполнения, задании не должны быть сложнее, чем в классе (например, дом. упр. от 113, выполненного в классе). 7 этап. Итоги урока Может проводить сам учитель, либо кто-то из учеников. Помогает систематизировать. Итоги можно подвести, если в начале урока была поставлена цель. Методы обучения Метод – это способ деятельности учителя; форма взаимодействия учителя и учащихся, в процессе которого ученики получают знания, умения, навыки. Приём – составная часть метода; конкретные действия учителя и учащихся. Методы делятся на 2 группы: 1. Не проблемные • объяснительно-иллюстративный • репродуктивный 2. Проблемные • проблемного изложения • частично-поисковый • исследовательский Опираются на компоненты социальной структуры: • знания • способы деятельности • опыт творческой деятельности • эмоционально-оценочное отношение к миру Не проблемные Объяснительно-иллюстративный (информативно-рецептивный) – учитель даёт характеристику языкового явления и на примерах показывает как знания применять на практике. Репродуктивный. Когда необходимо выработать практические умения и навыки. Учитель демонстрирует образец способа деятельности, а учащиеся по образцу выполняют все остальные задания. Проблемные Частично-поисковый (метод эвристической беседы) В основе лежит диалог между учителем и учащимися; с помощью наводящих вопросов учитель подводит учащихся к решению проблемы. В основе всех проблемных методов лежит постановка проблемного вопроса или познавательная задача. Исследовательский. В основе ставится задача, и учащиеся самостоятельно приходят к решению проблемного вопроса или познавательной задачи Проблемного изложения. Ставится проблемный вопрос или познавательная задача, учитель сам объясняет новый материал, но объяснение выглядит как поиск знаний. Учитель показывает логику своих рассуждений, а детей включает в работу с помощью риторических вопросов. Урок закрепления знаний, умений и навыков Структура: 1. Орг. Момент (1-2 мин.) 2. Опрос и проверка д/з (до 10 мин.), этап обязателен. 3. Этап закрепления (25-30 мин.) Повторительно-закрепительные упражнения. Упражнения даются в порядке нарастания сложности. Должна быть смена видов деятельности. 4. Задавание на дом (около 2х мин.) 5. Итоги урока (около 2х мин.) Требования к уроку закрепления 1. Работа по развитию речи 2. Элемент новых знаний 3. Игровой момент 4. Самостоятельная работа под руководством учителя с обязательной проверкой в классе. Стадии закрепления смотреть в уроке изучения нового. Виды упражнений: 1. Анализ упражнения (см. «Учим всех и каждого») 2. Конструирование 3. Переконструирование 4. Подбор примеров 5. Самостоятельное составление примеров 6. Заполнение схем, таблиц 7. Дополнение схем, таблиц, алгоритмов, опорных конспектов 8. Составление схем, таблиц и т.д. 9. Списывание разных видов (осложнён., не осложнён.) 10. Диктанты разных видов 11. Нахождение, исправление ошибок разных видов и типов 12. Редактирование, преобразование 13. Заполнение первокарт, первоконвертов 14. Свободное письмо (сочинение, изложение) Урок обобщающего повторения Задачи: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся. Показать взаимодействия языкового материала. Структура: 1. Орг. момент (1-2 мин.) 2. Опрос (индивидуальный или уплотнённый) и проверка д/з. Д/з может носить дифференцированный характер (10 мин.) 3. Обобщение и систематизация материала (20-30 мин.) 4. Задавание на дом 5. Итоги урока (до 5 мин.) Отличие урока. Требования к уроку обобщающего повторения. 1. Проводится в конце изученного раздела, перед контрольной работой, в начале и в конце учебного года, в конце семестра. 2. Обязательно проводится срезовая работа без проверки в классе. 3. На таком уроке обязательно составляем схемы, таблицы, алгоритмы. 4. Часть упражнений может носить творческий или дифференцированный характер. 5. Должен присутствовать элемент работы по развитию речи. 6. Игровой момент (не обязательно). Комбинированный урок Структура: 1. Орг. момент (1-2 мин.) 2. Опрос и проверка д/з (5-10 мин.), обязательный этап, можно объединить с этапом повторения ранее изученного. 3. Изучение нового материала (5-15 мин.), все 4 стадии изучения нового включаются. 4. Этап закрепления (минимум 15 минут), желательно взять все 5 стадий закрепления. 5. Подведение итогов. 6. Задавание на дом. Урок контроля Виды, формы контроля 1. Диктант 2. Диктант + языковой разбор 3. К.р. тестового или не тестового характера 4. Контрольное изложение 5. Контрольное списывание 6. В 5м классе допустимо контрольное списывание 7. Самостоятельная работа Структура: 1. Орг. момент (3-5 мин.), позитивно настроить детей. 2. Предъявление контрольного задания. 3. Выполнение к.р. 4. Проверка. 5. Выполнение контр. задания (если есть). 6. Обсуждение трудных случаев, ответы на вопросы детей. Виды повторений 1. Текучее (на каждом уроке повторение предыдущего). 2. Сопутствующее (материал необходим для данного урока). 3. Обобщающее ( в начале года, в конце года, в конце четверти). Объединённый урок Липецкие учителя придумали в начале 60х годов. Признаки: 1. Доска для учителя, детей не вызывают. 2. Отказ от проверки д/з и отказ от индивидуального опроса. 3. Комментированное письмо – основной вид работы. 4. Ученик на уроке не вставал, отвечал, сидя. 5. Отметка по среднему баллу. Плюсы: • Практическая направленность (повышение грамматической грамотности) Минусы: • Перестала развиваться устная речь • Перестали изучать теорию • Перестали выполнять д/з • Отметки стали субъективными Такие уроки хороши, когда материал требует практических навыков. Структура: 1. Орг. момент (сводится к нулю). 2. Самостоятельная работа с включением материала из д/з (10 мин.). 3. Изучение нового материала (5-15 мин.). 4. Закрепление, соединённое с повторением. 5. Итоги урока. 6. Задавание на дом. Методика изучения орфографии План: 1. Цели и задачи данного раздела 2. Содержание обучения 3. Этапы изучения (место в школьном курсе) 4. Признаки методики указанного раздела 5. Виды упражнений 6. Затруднения учащихся и трудности самого учителя 1. Цели и задачи данного раздела Цель обучения: формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Существуют 2 уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная. В школе формируется относительная грамотность: умение писать слова с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определённому списку. 2. Содержание обучения Содержание обучения включает знания и умения. Знания: • понятие об орфограмме на практическом уровне • понятие о типах орфограмм • вид орфограммы (название) • условия выбора орфограммы • способ обозначения орфограмм • конкретные случаи отдельных слов • понятия о принципах русской орфографии (фонематический, фонетический, традиционные, дифференцированные написания) Умения: • применение правил на практике • нахождение орфограммы в недифференцированном тексте • вид орфограммы • находить и исправлять орфографические ошибки • умение выполнять работу над ошибками 3. Этапы изучения (место в школьном курсе) 1й этап: начальные классы – пропедевтический (предварительный) этап. Знания об отдельных орфограммах, об отдельных случаях написания. 2й этап: 5-7 классы – систематический этап. Орфография изучается вместе с другими разделами. 3й этап: 8-9 классы – аспектное изучение (в связи с другими разделами). Текучее и обобщающее повторение. 4. Принципы методики указанного раздела Осознанное усвоение грамотного письма. t - ? t - ? Знания об орфограмме Умения, применение Навыки (умения, доведённые до автоматизма) 5. Виды упражнений 1. Все виды диктантов 2. Контрольное списывание (осложнённое и не осложненное) 3. Орфографический разбор 4. Орфографический анализ (группировка орфограмм) 6. Затруднения учащихся и трудности самого учителя 1. Нет уроков обобщающего повторения 2. Нет преемственности и последовательности изучения орфографии 3. Линейный принцип изучения орфографии 4. Изучение заканчивается в 7 классе, а максимальный словарный запас увеличивается в старших классах 5. Орфографию учим на отдельных словах и предложениях, а ребенок работает с текстом 6. Не учитываются психофизиологические особенности ребёнка Пути систематизации материала в орфографии. (см. 1 пункт в трудностях) 1. Использование уроков обобщающего повторения 2. Группировка орфограмм по разным основаниям (например, по частям речи, по морфологии, по типам орфограмм, по принципам орфографии, по близким опознавательным признакам) Трудности в освоении орфограмм, связанные с особенностями русской фонетики, графики и орфографии 1. Наличие вариантов орфограмм 2. Наличие исключений из правил 3. С появлением у слов переносных значений 4. С лексической и грамматической омонимией (-гар-//-гор-) 5. Совпадение звуковой реализации разных фонем 6. Сложная этимология 7. Переплетение условий выбора орфограмм 8. Генерализация (или расширение) правил (ночь – ночной) 9. Интерференция (нарушение правил) Трудности в усвоении орфографии, связанные с особенностями дидактического материала. (Пути усложнения дидактического материала). 1. Длина слова 2. Структура слова (чем больше морфем, тем больше ошибок) 3. Количество орфограмм в слове и в тексте (орфографическая насыщенность (плотность) текста 4. Место опознавательного признака 5. Сочетание разных типов орфограмм в одном слове 6. Темп письма Работа над ошибками Индивидуальный учёт ошибок ФИО учеников * * * * * Орфограммы и пункторграммы Иванов - 1 2 - 1 Петрова 2 1 3 1 2 Сидоров - - 1 1 2 Урок работы над ошибками Весь урок занимать работой над ошибками не рекомендуется, лучше проводить рассредоточенную работу над ошибками (10-15 мин.). дать на дом упражнение с этой орфограммой (не более 2х орфограмм). Завести отдельную тетрадь («тетрадь подготовки к экзаменам»), где записывать орфограммы, номер плюс 2-3 примера. Делать закладки в школьном учебнике (именно этот ребёнок – именно эта закладка). Диктант «По следам ошибок». Методика изучения лексики и фразеологии 1. Цели и задачи данного раздела 1. Лексика служит базой для обогащения словарного запаса 2. Лексика формирует интерес к изучению русского языка, бережное отношение к слову 3. Лексика служит базой для усвоения стилистики и культуры речи 4. Лексика помогает ребёнку понять междууровневые связи (словообразование (дом – домик), морфология, синтаксис) 5. Лексика формирует у ребёнка умение работать со словарём 6. Через лексику ребёнку можно показать аспекты развития истории языка 2. Содержание обучения Знания: • понятие о ЛЗ слова • понятие о полисемии, антонимии, синонимии, омонимии (показываем как слово представлено в словарях, строение словарной статьи, цель использования в тексте, речи). • понятие о лексике с точки зрения происхождения и употребления слов • понятие о фразеологии и уместности их употребления в речи Умения: • находить изучаемое явление в тексте и его классифицировать • выполнять лексический анализ слова • пользоваться разными словарями • употреблять изучаемые языковые явления в собственной речи 3. Этапы изучения (место в школьном курсе) По учебнику Шанского изучается два года: • 5 класс – семасиология • 6 класс – лексикология, фразеология По учебнику Бабайцевой – один год, только в 5м классе. 1й этап: начальные классы (на практическом уровне без терминов) 2й этап: систематический (5-6 кл. Шанский; 5 кл. Бабайцева) 3й этап: 7-9 классы аспектное изучение 4й этап: 10-11 классы функционально-стилистический этап 4. Принципы методики указанного раздела 1. Экстралингвистический (сопоставление слова и реалии) 2. Парадигматический (или системный) – слово в системе 3. Лексико-грамматический (слово рассматривается в единстве лексического и грамматического значения) 4. Исторический 5. Функционально-стилистический (функция слова, роль в тексте) 5. Виды упражнений 1. Нахождение синонимов, антонимов, омонимов в тексте 2. Подбор примеров и их анализ 3. Нахождение и исправление лексических ошибок 4. Группировка лексических явлений, составление схем, таблиц 5. Лексический анализ 6. Упражнения, связанные с использованием словаря a. Анализ словарной статьи b. Составление словарной статьи c. Подбор иллюстративного материала к словарной статье d. Дополнение словарной статьи e. Сопоставление словарных статей в словарях разных типов f. Нахождение помет в словарях g. Составление собственного словаря 6. Затруднения учащихся и трудности самого учителя 1. Ученики не понимают, что переносное значение – это одно из значений многозначного слова 2. Не разводится стёртая и живая метафора (нос корабля, крыло самолёта) 3. В школьном учебнике сначала даётся тема» Омонимы»; потом «Синонимы»; затем «Антонимы» 4. Дети не отличают омонимы от многозначного слова 5. В школе не разводят лексику с точки зрения употребления и происхождения. Употребление Происхождение Обще­упот­реби­тель­ные Ограниченное употребление Устаревшие Совре­менные Неологизмы Жар­гоны Диа­лекты Про­фессио­на­лизмы Архаические Историче­ские Языковые Авторские (окказио­нализмы) 6. Указывать признаки заимствованных слов 7. Не выделяются в школе синонимы языковые и авторские Методика изучения морфемики и словообразования 1. Цели и задачи данного раздела 1. Является базой для усвоения орфографии 2. Морфемика и словообразование помогают показать междууровневые связи (с лексикой, со стилистикой) 2. Содержание обучения Учебник Шанского: 2 года (5 кл. – морфемика, 6 кл. – словообразование) Учебник Бабайцевой: 1 год (5 кл. – только морфемика) Учебник Разумовской: 5 класс (линейно), словообразование на указание частей речи. 3. Этапы изучения (место в школьном курсе) 1й этап: 1-4 класс (вводный курс) 2й этап: 5-6 класс (Шанский); 5класс (Бабайцева) – систематический 3й этап: 7-9 класс (в связи с изучением других разделов) – аспектный 4й этап: 10-11 класс – функционально-стилистический (роль языков явлений в тексте) 4. Принципы методики указанного раздела 1. Единство анализа и синтеза (т.е. соединение морфемного и словообразовательного анализов) 2. Опора на мотивированность производного слова (учительница учитель) 3. Синхронное изучение морфемики и словообразования (невеста невесть кто) 5. Виды упражнений 1. Морфемный и словообразовательный анализ 2. Подбор слов по схеме 3. Подбор слова по модели 4. Подбор слов с одноимённой морфемой 5. Построение словообразовательных цепочек 6. «Собери слово» (таблица) 7. Графический диктант 8. Кодовый диктант 9. Третий лишний 10. Группировка слов 11. Составление и разгадывание кроссвордов 12. Определение функций морфем в тексте 13. Составление собственных неологизмов, разгадывание авторских 6. Затруднения учащихся и трудности самого учителя 1. В начальной школе учат детей узнавать морфемы в лицо, поэтому в 5 классе они выделяют морфемы там, где их нет, а есть похожие явления 2. Дети не различают омонимию корней 3. Ученикам трудно выделить в слове, если в слове есть два суффикса или две приставки (например, «работая») 4. Ученикам трудно выделить суффикс j, если он вербально не выражен (например, заречный – заобье) 5. Дети не понимают и не видят нулевого окончания 6. Дети не различают формы слова и однокоренные слова 7. В некоторых учебниках встречаются слова со слабой степенью членимости (например, калина, малина) 8. В русском языке есть связанные корни и вариативные корни (друг – друзья – дружба) Методика изучения морфологии 1. Цели и задачи данного раздела 1. Создание базы для усвоения синтаксиса и пунктуации 2. Является базой для усвоения орфографии 3. Обогащение словарного запаса 4. Совершенствование речи учащихся на основе знаний законов грамматики (грамматические ошибки) 2. Содержание обучения 1. Понятие о слове как о части речи 2. Умение определять часть речи 3. Умение образовывать формы слова 4. Умение правильно употреблять слова в речи 5. Умение определять функцию части речи в тексте 3. Этапы изучения (место в школьном курсе) 1й этап: начальные классы (вводный курс) 2й этап: 5-7 классы – систематический этап (учебник Шанского линейно-ступенчатый, учебник Бабайцевой линейный) 3й этап: 8-9 классы аспектное изучение (в связи с изучением раздела «Синтаксис») 4й этап: 10-11 классы – функционально-стилистический 4. Принципы методики указанного раздела 1. Единство формы и содержания (структурно-семантический принцип) 2. Парадигматический (сопоставление исходных и косвенных форм) 3. Морфолого-синтаксический (изучение морфологии на синтаксической основе) 4. Исторический (вариативный. Выделяется не всеми авторами) 5. Функционально-стилистический (функционирование в тексте) 5. Виды упражнений 1. Обнаружить данную часть речи в тексте 2. Морфологический разбор 3. Постановка слов в указанную форму 4. Постановка слов в предложении в нужной форме 5. Составление парадигмы слова 6. Группировка слов (по частям речи, по разрядам) 7. Разграничение омонимичных форм 8. Составление и заполнение таблиц 9. Разные виды диктантов 10. Изложение, сочинение с грамматическим заданием Практические рекомендации 1. Каждая часть речи изучается с точки зрения 3х признаков 2. Необходимо детям объяснять логику морфологического разбора 3. С 5го гласа необходимо вводить материал о всех частях речи (даже не изученных) 6. Затруднения учащихся и трудности самого учителя 1. Определение имени существительного 2. Определение одушевлённости//неодушевлённости 3. Определение имён собственных//нарицательных 4. Категория падежа существительных 5. Род существительных (общий род) 6. Переход одного разряда в другой (у прилагательных) 7. Склонение числительных (количественные, порядковые, составные); правописание числительных 8. Местоимения: большое количество разрядов; морфологические признаки разные у разных разрядов; употребление в речи местоимений 9. Правописание местоимений 10. Глаголы: спряжение, наклонение 11. Причастие: отличие причастий от отглагольных прилагательных; правописание причастий, отличие причастий от деепричастий 12. Наречия и СКС: разграничение данных частей речи; правописание наречий 13. Служебные части речи: омонимические формы – разграничение; правописание
«Методика преподавания русского языка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot