Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1 Тема: Подготовка и выполнение курсовой работы
План:
1. Отличие курсовых и выпускных работ
2. Поиск литературы по теме исследования
3. Анализ учебников
4. Построение проблемы исследования
5. Методологическое обоснование темы курсовой работы
6. Структура и содержание курсовой работы
1. Отличие курсовых и выпускных работ
Основания
Курсовая работа
Выпускная работа
В чём назначение?
Включиться в поиск ответов на вопросы:
«Зачем? Чему? Как?»
Включиться в изучение условий организации обучения («Почему так надо обучать?»).
Поиск вариантов, их обоснование, построение своего варианта.
Что может выступать предметом изучения?
Процесс и состояние сформированности образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) у младших школьников. Организация различных видов деятельности на уроках (учителя и детей).
Условия (педагогические, методические) по организации деятельности в процессе обучения детей (учебной, познавательной, исследовательской, совместной и др.).
Отбор содержания.
Приемы работы.
Реализация программ, технологий
Что составит содержание исследования?
-Подбор, изучение и анализ литературы.
-Анализ программ, учебников, методических пособий.
-Изучение и анализ школьной практики по исследуемому вопросу.
-Проведение опытной работы (элементы констатирующего эксперимента).
-Анализ и интерпретация результатов опытной работы.
-Поиск и изучение проблем по организации деятельности учащихся (учителя) в процессе обучения предмету.
-Поиск и представление теоретического обоснования исследуемого вопроса (на основе анализа литературы, практики).
-Проведение опытной работы (элементы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
-Анализ, интерпретация результатов проведённой работы.
-Подготовка и представление материалов исследовательской работы (доклады на конференциях, статьи, презентации).
Какие исследовательские умения проявятся в выполнении работы?
-аналитические
-диагностические
-коммуникативно-речевые
-организационные
-проектировочные
-исследовательские
-методологические
- прогностические
-коммуникативно-речевые
Какие позиции может занимать студент?
- аналитик
- испытатель
- наблюдатель
- теоретик
- исследователь
- экспериментатор
Какие исследовательские шаги содержат работы?
-реконструкция опыта (собственного, учителя).
-поиск и анализ литературы.
-Разработка программы проведения исследования: формулировка цели, задач, этапов работы.
-разработка программы опытной (экспериментальной) работы: цели, задачи, содержание, подбор и обоснование методик для проведения собственно экспериментальной работы, способы фиксации и анализа полученных результатов.
-проведение элементов констатирующего эксперимента.
-интерпретация полученных результатов (качественный анализ);
-оформление работы в текст (научный).
-определение темы и проблемы исследования на основе исследовательских действий: реконструкции опыта, проведения интервью, анкетирования, анализа результатов детских работ, изучение литературы.
-построение предварительной гипотезы исследования на основе сопоставительного анализа полученных ранее материалов (анализ практики и литературы), выделения противоречий и установления возможных причин их появления.
-формулировка исследовательских вопросов, являющихся основой для обращения к литературе и практике;
-создание программы проведения опытно-исследовательской работы, включающую: этапы (цель, место, время), задачи, содержание (отбор которого идёт согласно проверяемой гипотезе), способы оценки результатов;
-организация и проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего и контрольного;
- фиксация и анализ проводимой экспериментальной работы;
-анализ и интерпретация полученных материалов в ходе экспериментальной работы;
-создание текста дипломной работы;
-подготовка доклада и выбор формы его представления.
Что может выступать в качестве результата проведённой работы?
-выявление трудностей в овладении детьми каким-либо предметным действием;
-установление причин их появления как со стороны деятельности детей, так и учителя;
-построение возможных путей выхода из трудностей;
-установление специфики методической деятельности учителя в организации образовательной деятельности школьников (изучение опыта работы учителей).
Главный результат – это выявление противоречий, формулировка гипотезы, которая не проверяется, но может быть представлена как рекомендации (условия);
-формулировка рекомендаций с наполнением их применения в методической деятельности учителя.
- проверка условий, сформулированных в гипотезе по организации деятельности учащихся на уроке в процессе изучения ими предметного знания;
-обоснование в использовании учителем определённых приёмов обучения;
-построение и проведение серии уроков с учётом выявленных условий в гипотезе в организации обучения детей;
-обоснованный отбор дидактического материала, способствующего изменению качества формируемых у детей практических действий;
-разработка серии упражнений, заданий, направленных на преобразование исследуемых образовательных результатов. При этом каждое упражнение, задание должны быть обоснованы, а не просто представлены материалом;
-создание программы (плана) деятельности учителя в осуществлении обучения детей предмету.
Выполнение курсовых работ в области методического, педагогического знания способствует более глубокому изучению отдельных её аспектов:
- из истории становления и развития какого-либо способа или средства обучения (становление современного метода обучения грамоте, организация внеклассного чтения и пр.);
- реализация в процессе обучения предмету определённого педагогического подхода (личностно-ориентированное обучение, деятельной поход);
- использование на практике отдельных методических приёмов и средств (реализация метода чтения рассматривания в становлении у младших школьников правильного типа читательской деятельности);
- формирование у детей предметных (метапредметных, личностных) действий.
В зависимости от обозначенных аспектов курсовые работы могут носить теоретический характер (изучение истории вопроса), практико-ориентированный (изучение школьной практики, опыта работы учителя), опытно-экспериментальный (изучение организации обучения).
Характер курсовой работы предполагает разное исследование: так при написании курсовых работ теоретического плана необходимо провести анализ, сравнение, классификацию существовавших методических концепций, их интерпретацию с позиций современного взгляда на изучаемый вопрос, установить обоснование в появившихся изменениях, как в содержании, так и в способах включения этого содержания в методическую деятельность педагога.
Выполнение курсовых работ практико-ориентированного и опытно-экспериментального характера предполагает исследование существующей практики обучения (наблюдение, анализ средств, деятельности учителя и учащихся на уроке (процесса и результатов), и др.).
2. Чтобы выйти на необходимую литературу по теме исследования, целесообразно по выделенным ключевым словам темы сформулировать исследовательские вопросы, которые показывают направление в поиске литературы.
Например: тема «Обучение младших школьников работе с упражнением на уроках русского языка» Ключевые слова: обучение – педагогический и методический аспект, упражнение – методический аспект, умение работать с упражнением – методический аспект, упражнения на уроках русского языка. Исследовательские вопросы для поиска литературы: Какую роль выполняют упражнения на уроках русского языка? Какова их типология, чем она обусловлена? Каким образом авторы учебников подбирают упражнения? От чего зависит расположение упражнений в учебнике? В чем состоит умение ребенка работать с упражнением? В чем оно проявляется? Ориентируясь на эти и другие вопросы, нужно начать поиск и анализ литературы.
Уточнив круг ключевых слов, отражающих тему, необходимо составить словарь (тезаурус) своей исследовательской работы. Поиск определений следует идти от словарей (толковый, педагогический, психологический, методический и др.). При этом важно не просто выписывать определение понятия, но и анализировать его, выделив при этом слова-признаки, установив взаимосвязь между ними, сравнить, дать свой комментарий (как понимаю, что для работы существенно).
Поскольку на одно понятие будет несколько определений, необходимо выбрать так называемое «рабочее», которое затем в процессе написания текста исследовательской работы оно будет отправным.
В процессе работы оформляется таблица, которая будет служить исходным материалом при написании текста курсовой работы
Источник
Определение термина (с выделением ключевых слов)
Сопоставление определений одного термина
Аналитический комментарий
По мере чтения литературы будут появляться другие толкования выбранных терминов, словарь работы необходимо расширять, при этом выявлять взаимосвязи и зависимости между ними. Четко обозначив при этом свое суждение относительно уточненного толкования понятия.
С какой литературы начинать изучать свою тему? Поскольку курсовая работа относится к учебно-исследовательскому виду, то целесообразнее начинать с учебной литературы (вузовских учебников). Этот шаг позволит пополнить или восстановить свои знания по изучаемой теме. При этом следует помнить, что учебники могут быть написаны разными авторами, которые представляют свое видение, следовательно, необходимо не только читать, но и анализировать, сопоставлять их позиции, выбирать и обосновывать свое понимание. Авторы учебников в списке литературы указывают фундаментальные работы ведущих ученых в изучаемой области, это позволит обратиться непосредственно к первоисточникам. Поэтому нужно четко обозначить для себя круг фамилий ученых, авторов учебников, пособий, известных широкому кругу.
Путь поиска литературы: от вузовского учебника к монографиям, публикациям (статьям) в журналах (ученый-методист – опыт работы учителя).
Рекомендации в организации работы с литературой:
1. Выберите форму фиксации прочтения: конспект, план, тезисы.
2. Если выбрали конспект, то необходимо определить его вид: текстуальный, свободный, тематический, схематический.
Приступая к конспектированию, необходимо прочитать текст, отметить в нём понятия и термины, соотнести с их с ранее составленным словарем, выбрать форму оформления конспекта (автор, название источника, выходные данные, количество страниц; изложение материала с комментарием или вопросами на полях).
Текстуальный (цитатный) конспект создаётся из отрывков первоисточников (монографий, учебных пособий, статей). Он строится из высказываний автора, которые сохранены в их первичном оформлении.
Этапы работы: 1. Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.
2. Записать отобранный материал, указывая страницы, оформляя цитаты в соответствии с требованиями.
3. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.
4. Обозначить на полях собственные вопросы, суждения по поводу выписанного.
5. Написать общий вывод по прочитанному (что позволит законспектированный материал решить в исследуемой теме).
Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он строится на неоднократном перечитывании текста, осмыслении и переформулировки в собственной речи материала.
Этапы работы:
1. Прочитать, изучить, осмыслить первоисточник, используя вопросы, структурирование текста.
2. Выписать основные мысли, цитаты, составить тезисы.
3. Используя подготовленный материал, изложить (сформулировать) основные положения, которые составят основу в выборе собственной позиции.
Тематический конспект – конспект на поставленный вопрос или на исследуемую тему. Он может быть обзорным или хронологическим, позволяет анализировать разные точки зрения на один и тот же вопрос, тему.
Этапы работы:
1. Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по исследуемому вопросу или теме (для обзора – работы разных направлений, для хронологии – история становления и развития).
2. Наметить план на основе выбранного материала.
3. Пользуясь планом, своими словами изложить материал.
4. Дать ему комментарий на основе сравнения и сопоставления позиций и идей.
5. Сформулировать свою точку зрения или выбор точки чужой зрения с обоснованием.
Схематический конспект – конспект, отражающий основные компоненты источника (программы, стандарты). Он способствует структурированию материала, установлению логики в изложении.
Этапы работы:
1. Прочитать текст, выделить его структуру.
2. Обозначить основные понятия, термины, используемые в источнике.
3. Составить схему, обозначив содержание каждого компонента схемы.
3. Если выбрали план, то необходимо разработать его пункты, которые могут состоять из вопросов. Вопросы отражают акцентологическое прочтение литературы относительно исследуемой темы. Вопросы могут быть направлены на осмысление содержания (что говорит автор о …), понимание позиции (что для автора является главным, отправным…, какую идею отстаивает, чем объясняет свою позицию, в чем смысл его идеи и пр.). Вопросы могут появиться и в результате предварительного исследования изучаемой темы.
Этапы работы:
1. Составить вопросы и расположить их в последовательности (составить план).
2. Отобрать литературу.
3. Составить глоссарий понятий, которыми пользуются авторы, определить свою позицию в употреблении термина.
4. Согласно пунктам плана сделать выписки, цитаты со своим комментарием. 5. Обобщить изученный материал в тексте – изложить свою позицию в исследуемой теме на основе анализа литературных источников.
4. Если выбрали тезисы, то необходимо помнить, что это краткая формулировка развернутого высказывания, которое не содержит фактического материала.
Этапы работы:
1. Прочитайте источник.
2. Проанализируйте наличие шрифтовых выделений – своего рода подсказку.
3. Разделите текст на смысловые части, используя план или отчёркивание.
4. Определите главную мысль каждой части (подчёркивая в тексте).
5. Осмыслив суть выделенного, сформулируйте своими словами (или найдите в тексте подходящую формулировку) и запишите тезис.
6. Тезисы пронумеруйте с тем, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.
7. Сформулируйте свою позицию по отношению к составленным тезисам.
5. Создание собственного текста на основе проведенного анализа источников предполагает интерпретацию прочитанного с представлением цитат из литературы. Следует избегать пересказа без анализа и указания автора (как отмечает …, как определяет …, автор (Ф.И.О.) относит …, по мнению … к …). Пишите текст аналитического обобщения по материалам сравнительно-сопоставительного анализа.
3. Обращение к школьным учебникам является обязательным при рассмотрении любого вопроса в курсовой работе, поскольку это связано не только с изучением содержательного аспекта, но и рассмотрением: последовательности формирования основных видов знаний (представлений, понятий, правил); специфики формирования у школьников практических действий с изучаемым теоретическим материалом; особенностями становления и развития основных мыслительных операций; выбора методических приемов в формировании учебных действий и пр.
Особую значимость анализ учебников приобретает в понимании исследуемой темы, т.к. в учебнике можно изучить такие важные вопросы для исследования:
-как строится материал?
-в чем происходит усложнение и преемственность в его изучении?
-каким образом авторы выстраивают работу с ним (задания, приемы работы и пр.)?
-на каком дидактическом материале и др.
Главное, в анализе учебника определиться с целью, основаниями (критериями, показателями), которые способствуют решению исследовательских задач.
Знакомство с учебниками следует начинать с анализа его методического аппарата. Это позволяет учителю за отдельным компонентом учебника увидеть возможности его включения в урок, в организацию деятельности учащихся.
1) Методический аппарат учебников – это текстовая и внетекстовая информация, которая может быть использована в процессе организации изучения учебного материала.
В качестве методического аппарата выступают следующие средства:
- построение учебника (форзац, условные значки, разделы, темы);
- иллюстративный материал (рисунки: предметные, сюжетные, репродукции с картин);
- схемы, модели, таблицы;
- тексты (художественные, учебные);
- задания.
Анализ методического аппарата предполагает установление назначения представленного материала в учебнике, возможности его включения на уроке. Чтобы осуществить анализ методического аппарата предварительно следует познакомиться с характеристикой учебника и учебных пособий, данных авторами.
Анализ можно зафиксировать в таблице
Компонент учебника
Назначение (цель)
Возможности
использования на уроке
Какую задачу решает этот компонент в формировании умения учиться
2) В качестве предмета анализа в учебнике может выступать: конкретная учебная тема; предметное содержание изучаемого умения; приёмы организации изучения темы, практических действий; способы реализации заявленной концепции авторов анализируемой системы; дидактический материал (формы, способы его представления) и др. Чётко обозначенный предмет анализа позволит вычленить основания для анализа с ориентировкой на задачу анализа
Так анализ темы учебника предполагает установление специфики учебного материала, его усложнение в ходе изучения темы детьми, направленность на формирование у детей предметных знаний и умений, универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Сравнительный анализ изучения темы в разных учебниках
Основания для анализа
Учебник 1
Учебник 2
Учебник 3
Аналитический комментарий
Место
Задачи
Содержание
Типы заданий
Приёмы включения детей в работу
и т.д.
Анализ отдельной темы (раздела)
Класс
Какие произведения изучаются
Какие
понятия формируются
у детей
Какие действия формируются
Аналитический комментарий
Анализ отдельной темы (раздела)
Класс
Формулировка раздела
Формулировка темы
Изучаемые понятия (представления, сведения)
Формируемые действия
Аналитический
комментарий
Предложенные варианты анализа не обязательны для всех курсовых работ. Нужно четко обозначить, что подвергается анализу (тема, раздел), выделить основания для анализа (типы упражнений, задания к ним, их усложнение, сам дидактический материал и пр.), обязательно фиксировать точные формулировки из учебников и делать комментарий.
4. Курсовая работа направлена на поиск проблемы, которую затем предстоит решать в выпускной работе.
Проблема исследования не рождается только на основе анализа литературы, поскольку каждый автор может видеть свои проблемные точки. Для курсовой работы нужно провести ряд исследовательских шагов (они и будут составлять организацию экспериментальной работы – констатирующий этап), которые позволят выделить противоречия, подойти к построению проблемы.
Постановка проблемы – исследовательское действие, которое строится на видении противоречий, возникающих в опыте, в беседе с учителем, в сопоставлении своих представлений и имеющихся в реальной практике проявлений изучаемого вопроса. Проблема не задается темой, она выбирается и формулируется самим исследователем.
Анализируя и сравнивая разные источники (опыт, интервью, детские работы), у исследователя появляются вопросы. Именно они и становятся основанием в постановке проблемы. Вопросов может возникнуть много и проблем может быть несколько. Формулировка проблемы зависит от того аспекта, с которого рассматривается объект исследования.
Проблема может быть сформулирована в виде вопросов или суждения. Структура проблемы может быть моносоставной или полисоставной При моносоставной структуре проблема может состоять из одного тезиса (проблема исследования – влияние совместной деятельности на качество организации подготовки детей к написанию изложения). При полисоставной структуре проблема может быть сконструирована следующим образом: а) выдвигается тезис и приводится некоторое основание (какова специфика подготовки учащихся к написанию изложения в условиях совместной деятельности); б) одновременно выдвигается несколько равнозначных тезисов (каковы условия организации совместной деятельности и способы подготовки учащихся к написанию изложений) [13].
Первый исследовательский шаг - интервьюирование. Проведение интервью с учителем-экспертом, который успешно работает по рассматриваемой теме, изучение его мнения, знакомство с практикой в организации обучения. Интервью позволяет обозначить и выявить как достижения учителя по изучаемой методической теме, так и выйти на трудности, пути их преодоления. Беседа с учителем способствует построению представлений о роли и назначении рефлексии в деятельности учителя, поскольку педагог, отвечая на вопросы, тем самым анализирует свою работу, а это помогает построить проблему и пути ее решения.
Интервьюирование как исследовательское действие направлено на поиск проблемных точек изучаемой темы и построение анкеты для широкого круга респондентов.
Подготовка вопросов к интервью начинается с постановки цели и предполагает развитие ситуации общения, в которую входят участники интервью. Искренняя заинтересованность в собеседнике, желание узнать чужое мнение диктует выбор вопросов. Первые вопросы должны быть направлены на знакомство с интервьюируемым: расскажите о себе (о профессиональной деятельности), что Вас больше всего радует в Вашей работе, что лучше всего удается. Такие вопросы позволяют расположить собеседника.
Следующие вопросы – вопросы, помогающие выявить мнение учителя, его опыт работы, установить «болевые» точки в деятельности педагога. Формулируя вопросы, следует выбирать те, которые не поставят собеседника в тупик. Следует избегать прямых вопросов, типа «Какие проблемы Вы испытываете в своей работе?» «Какие системы обучения Вам больше всего нравятся? Почему?».
Проведение интервью с учителем следует сопроводить выполнением таких условий:
- определить круг учителей, с которыми будет организовано интервью (это могут быть педагоги, у которых были на педагогической практике, педагоги, имеющие инновационный опыт работы);
- договориться заранее о времени интервьюирования (время интервью – не более 35 минут);
- рассказать, зачем проводится интервью;
- постараться «разговорить» педагога, поставив уточняющие вопросы;
- создать доброжелательную обстановку;
- провести интервью, а не предложить «ответить на вопросы» учителю дома;
- не критиковать высказывания учителей, а постараться понять;
- фиксировать интервью на диктофоне;
- поблагодарить учителя.
Вопросы для интервью рождаются с определённой целью. Именно цель интервью, каждого вопроса определит последующий анализ, позволит найти основания в комментарии и интерпретации полученной информации в ходе интервью. Вопросы проведенного интервью могут составить основу в анкете, которую уже проводят с большим количеством учителей для того, чтобы собрать больше информации по рассматриваемой проблеме или для ее доращивания .
Вопрос
Ответы учителей
Комментарий
Второй исследовательский шаг - составление и проведение анкетирования с учителями школы по изучаемой теме (в период педагогической практики). Анализ анкет даст возможность обозначить актуальность и значимость изучаемого вопроса в школьной практике, поскольку учителя имеют различные мнения и опыт осуществления работы.
Анкетирование (учителей, родителей, учащихся) позволяет не только собрать информацию по изучаемой теме, но и выявить проблемные точки в деятельности учителя.
При составлении анкет необходимо:
- во-первых, самому интервьюеру иметь достаточный запас знаний по исследуемой области, которые позволят не только сформулировать вопросы, но и спрогнозировать возможные варианты ответов.
-во-вторых, провести предварительно интервью с учителем, имеющим опыт и успех в изучаемой теме;
- в-третьих, сформулировать основную цель;
- в-четвертых, каждый вопрос решает свою задачу и должен последовательно раскрывать исследуемую тему,
- в-пятых, необходимо включать вопросы на выявление особенностей работы педагога.
Типичные ошибки в формулировке вопросов для анкеты:
1. Ставятся вопросы на выявление знаний учителя:
Выход из данной ситуации может быть следующим:
• предложить открытый вопрос:
- Вы считаете, что орфографическая задача – это …
Такая формулировка дает возможность педагогу свободно выражать свое мнение.
• предложить вопрос с вариантами ответов на него, среди которых могут быть разные точки зрения. В этом случае исследователю необходимо для себя решить, какую информацию дает выбранный учителем ответ:
2. Вопросы, которые предполагают однозначные ответы:
Вопрос в этом случае содержит много слов, а ответ будет один: да/нет.
3. Стремясь выяснить методический инструментарий в работе учителя, возникают вопросы типа:
А) Назовите методы и приемы обучения детей ….
Недостатком в данном случае выступает соединение общего (методов) и частного (приемов). Метод – это способ организации взаимодействия учителя с учеником в процессе достижения определенной цели на уроке. Педагог не может в конкретной ситуации на уроке использовать один метод, через какое-то время другой метод. Урок строится в логике определенного метода, который отражает организуемую учителем деятельность с детьми. Прием – способ взаимодействия при решении конкретной задачи по достижению цели.
Б) Какие упражнения, на Ваш взгляд, позволяют формировать у детей умение …?
Вопрос значимый с точки зрения инструментария учительской работы. Но он имеет подводный аспект – упражнение и задание. В данном случае необходимо разводить эти, казалось бы, похожие названия. Однако упражнение – вариант дидактического материла, призванного решать различные задачи. Поэтому каждое упражнение характеризуется с разных позиций.
Задание – это конкретизаций действий детей в работе с предложенным материалом.
4. Студенты боятся ставить рефлексивные вопросы учителю относительно осуществляемой им деятельности. Тогда как именно они позволят найти проблемную точку в исследуемой теме.
Например:
- Какие трудности испытываете Вы в организации обучения …?
Предлагая такой вопрос целесообразно предложить варианты ответов, которые могут свидетельствовать о рефлексивных умениях учителя относительно собственной деятельности
Обработку результатов анкетирования желательно вести следующим образом:
- изучить состав респондентов, дать качественную характеристику, выделить группы респондентов по разным основаниям, важным для исследования: стаж, система, по которой работает, учебники, программа, класс, и пр.;
- составить таблицу, в которой зафиксировать вопросы, ответы (если открытая анкета, то ответы должны быть записаны полностью, без купюр), распределив их по тем основаниям, которые были выбраны ранее;
- аналитический комментарий ответам (комментарий предполагает восстановление ответов респондентов относительно цели каждого вопроса без оценки). Анализ позволяет полнее понять то, что выбрали респонденты в анкете;
- аналитическое обобщение – высказывание своего мнения, суждения относительно цели и задач исследования. Формулировка выводов, в которых не только зафиксировано общее суждение, но оно подкреплено мнением (высказыванием) респондентов.
Третий исследовательский шаг - организация наблюдения за реальным воплощением в практике изучаемой темы. Для этого необходимо выбирать объекты изучения (приемы обучения, учебный материал, способы организации деятельности и др.), определить вид наблюдения, обозначить основания в его организации, разработать форму фиксации наблюдения, обработать полученные данные (протокол, комментарий и интерпретация). Анализ осуществленного наблюдения важен с точки зрения установления соответствия/не соответствия с тем, что было высказано учителем в процессе интервьюирования. На этом шаге происходит построение первых проблемных точек в изучаемой теме. Так как часто желаемые действия учителя, высказанные в анкете, не совпадают с реальной действительностью. В этом случае появляется вопрос относительно того, почему происходит разрыв между знаниями (о способах, приемах и пр.) и реализацией этих знаний на практике в деятельности учителя.
Четвертый исследовательский шаг - изучение организации включения детей в деятельность по анализируемой теме.
Помимо изучения деятельности учителя необходимо организовать наблюдение за деятельностью детей с целью выяснить, как они работают по рассматриваемой вами теме, как реагируют на задания, какие действия чаще всего проявляют. Для этого необходимо провести наблюдение за несколькими учениками (выбор детей осуществляете сами) и заполнить карту, в которой представлены деятельностные характеристики ребенка-участника образовательного процесса.
Карта наблюдения за деятельностью детей (согласно своей темы)
Ф.И. ученика
Предмет
Характеристики
русский язык
чтение
математика
Участие в деятельности:
- ведомый учителем;
-включается в общение;
- инициирует
Участие в формах сотрудничества:
- коллективной;
-в паре;
- в группе;
- сам с собою
Владение средствами деятельности
- ориентируется в учебнике;
- выбирает необходимые задания;
- оказывает помощь однокласснику;
- обращается за помощью к учителю
Выполнение упражнений (заданий) из учебника:
- формулирует цель (задачу);
- планирует выполнение задания;
- работает в соответствии с планом;
- осуществляет самопроверку;
- делает обобщения;
- ждёт указаний от учителя;
- полагается на мнение учителя в оценке своей работы
По результатам наблюдения необходимо вновь написать аналитический текст, где представлена деятельность ребенка. Такое наблюдение даст возможность установить проблемные точки в его деятельности, увидеть их причины, которые могут быть обусловлены не только с точки зрения самого ребенка, но и педагога. Поэтому и следует сопоставлять деятельность учителя и деятельность детей. Проведенное наблюдение позволит четче ориентироваться в теме курсовой работы.
Создав два текста описания по результатам наблюдения: учителя и учеников, можно установить зависимости между тем, что и как организует учитель и тем, как и в чем происходит отклик деятельности учителя в деятельности учеников.
5. Методологическое обоснование – это сконцентрированное представление темы курсовой работы в его методологическом аппарате. Оно состоит из следующих компонентов: введение и содержание.
Рассмотрим каждый элемент из введения:
⁕Актуальность – содержит анализ и интерпретацию прочитанной литературы, проведенных наблюдений. Представляет собой небольшой, но емкий текст.
⁕Объект исследования шире, чем предмет, он может содержать несколько предметов. Поэтому важно установить их характеристику и взаимосвязь.
Чаще всего объектом исследования выступает процесс, внутри которого порождена проблема. Предмет исследования – это какой-либо компонент указанного процесса, связи между ними и т.д.
⁕Цель исследования отражает предмет исследования, указывает на желаемый результат (спрогнозированный результат)
⁕Задачи последовательно отражают ход реализации цели исследования и структурируют текст курсовой работы:
⁕Методы исследования: теоретические, эмпирические, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа.
Теоретические: анализ; синтез; моделирование; индукция; дедукция; идеализация; мысленный эксперимент; обобщение; классификация. Для курсовой работы – анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, классификация.
Эмпирические: Назначение: диагностика состояния исследуемого объекта
- Метод педагогических наблюдений;
- Контент-анализ письменных текстов;
- Изучение педагогического опыта и опытническая работа;
- Диагностический эксперимент;
- Методы опроса;
- Методы экспертных оценок (рейтинга) и самооценки;
- Метод диагностирующих контрольных работ.
Педагогический эксперимент:
- Констатирующий – выявить состояние изучаемой темы: противоречия, сформулировать на их основе проблему исследования, наметить гипотезу. В курсовой работе проводится только констатирующий эксперимент
- Формирующий (обучающий) – проверить гипотезу на практике.
- Контрольный – установить изменения, выявить динамику в исследуемом предмете.
В выпускной работе должны быть представлены все виды экспериментов
Методы количественного и качественного анализа. Их назначение: систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями. Математические и статистические методы обработки. Составление таблиц, диаграмм, с последующих комментарием результатов как с точки зрения количественных, так и качественных показателей.
База исследования: место проведения эксперимента (школа, класс, количество детей)
Содержание работы отражает весь выше разработанный методологический аппарат
6. Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа имеет две части: первая - теоретическая, содержит анализ литературы по рассматриваемой теме, вторая – практическая, она включает в себя представление опытной работы (констатирующего эксперимента).
С учетом характера курсовой работы ее содержание может быть различным:
- так, если работа теоретического характера, то она включает в себя анализ истории разработки темы (обращение к работам известных методистов прошлого и современности), анализ учебников и пособий к ним. В курсовой работе будут также две главы, но в первой – представление анализа теоретических оснований в становлении и развитии темы, а во второй – анализ учебников прошлого;
- если работа практико-ориентированного характера, то в первой ее части представлен анализ литературы по теме, а во второй – описание инновационного опыта в решении актуальных аспектов изучаемой темы;
- если работа опытно-экспериментального характера, то в первой части анализ литературы, а во второй – представление проведенной исследователем экспериментальной работы.