Методика организации форм учебной работы в курсе социологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Методика организации форм учебной работы в курсе социологии.
Вопрос 1. Цели и задачи дисциплины "Методика преподавания социологии»
Вопрос 2. Источники, материалы, учебные средства преподавания
курса социологии.
Вопрос 3. Подходы к изучению социологии.
Вопрос 4. Особенности организации обучения в курсе социологии.
Использование технологии развивающего обучения.
Вопрос 1. Цели и задачи дисциплины "Методика преподавания социологии»
Дисциплина "Методика преподавания социологии» входит в учебный план подготовки специалистов по направлению подготовки 39.04.01 Социология
Профиль: Социология управления инновационными процессами квалификация магистр; типы задач профессиональной деятельности: научно-исследовательский; организационно-управленческий.
Курс призван подготовить слушателей к преподавательской деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых к преподаванию в высших учебных заведениях и других формах поствузовского и дополнительного образования.
Данный курс базируется на знаниях, приобретенных в процессе освоения таких общепрофессиональных дисциплин как: философия и методология социальных наук и специальных социологических дисциплин как: современные социологические теории, социология управления.
Особенность данного курса состоит в том, что он призван подытожить методическое содержание всех преподаваемых учебных курсов. С учетом специализации студента по научному направлению, предоставляется возможность – выполнять практические задания, связанные с дисциплиной специализации.
Цель курса – подготовить студентов к педагогической деятельности различного уровня, сформировать представление о работе преподавателя социологии, о методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания социологических дисциплин.
Студенты должны знать:
- методические требования, предъявляемые к основным формам учебной работы по преподаванию социологических дисциплин;
- основные методические требования при подготовке учебных материалов и учебных документов преподавателя (учебная программа, план лекции, занятия, учебное пособие и учебник и т.п.);
- методические особенности раскрытия основных тем курса социологии.
Студенты должны уметь:
- реализовать основные формы организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию социологии;
- отразить методические особенности основных форм учебной работы по преподаванию социологических дисциплин;
- разработать основные методические документы (программа курса, план лекции, план семинарского, практического занятия, других технологий учебной работы).
Студенты должны владеть:
- базовыми навыками профессиональной деятельности преподавателя;
- теоретическими и методическими компетенциями при изложении основных разделов курса социологии;
- основными методами преподавания социологических дисциплин, изложения разделов и тем, формулировки понятий и категорий
Содержание, организация и формы текущего и итогового контроля МПС
Учебный план дисциплины предусматривает аудиторную и внеаудиторную работу в объеме 72 час. Или две зачетные единицы (з.е.): аудиторных 36 час. лекции, практические занятия, самостоятельная работа 36 час. и дифференцированный зачет.
В ходе практических занятий закрепляются полученный знания и навыки, результаты самостоятельной работы над программой дисциплины.
Семинарские занятия проводятся в виде представления темы лекции из выбранной дисциплины в учебной аудитории, обсуждения ее достижений и недостатков в группе, выступления двух рецензентов. Тема лекции из списка дисциплин выбирается студентом самостоятельно, план согласуется с преподавателем. Работа над темой контролируется на консультациях в рамках занятий. По пропускам доп. письменная работа, дополнительные вопросы на зачете.
К зачету сдается индивидуальный кейс:
1. Лекция не менее 10 стр., содержащая все методические элементы, доработанная в соответствии с замечаниями очного обсуждения.
2. План практического занятия (5 вопросов для обсуждения, 5 вопросов для самоконтроля или 10 тестов, кроссворд), основная и дополнительная литература. Такое практическое занятие – методический тренинг – закрепляет получение теоретических знаний методики преподавания социологии, обеспечивает освоение основной и дополнительной литературы по преподаваемой проблеме.
3. Рецензии (2 рецензии по форме, представленные в ходе обсуждения презентации тем лекций).
Компетенции, знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться и развиваться студентами:
- на всех этапах обучения в вузе при изучении различных дисциплин учебного плана: при разработке электронных документов, решении информационно-поисковых и учебно-аналитических задач, проведении научных исследований, оформлении результатов самостоятельной работы, выполнении контрольных домашних заданий, подготовке рефератов, эссе, докладов, курсовых и дипломных работ; - в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;- в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной социальной информации, создания и ведения электронных документов, информационных массивов и баз данных, представления результатов исследования и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.
Вопрос 2. Источники, материалы, учебные средства преподавания
курса социологии.
Методика преподавания социологии – это система взаимосвязанных и взаимозависимых документов, приемов и процедур, без комплексного рассмотрения которых невозможно полноценное освоение данной дисциплины.
В зависимости от предмета изучения социологической дисциплины, преподаватель изучает специальную литературу и источники, как теоретического, так и эмпирического характера: учебники, справочники, монографии, материалы диссертаций по проблеме, результаты авторских научных исследований. Причем как из специально рекомендованных в рамках учебного курса фондов библиотеки, так и из доступных ресурсов сети Интернет, профильных сайтов.
Важное значение имеют материалы научной периодики: такие профильные журналы как: Социологические исследования (СОЦИС), Социологический журнал (Институт социологии РАН,, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены (ВЦИОМ), Экономическая социология (ВШЭ), Вестник экономики, права и социологии (Казань), Казанский социально- гуманитарный вестник (КФУ), признанные одними из самых авторитетных печатных изданий среди ученых социологов. Статьи журналов содержат результаты исследований ученых теоретиков и практиков, специализирующихся на проблемах разделов социологии. Рубрикатор данного журнала построен таким образом, что в зависимости от сферы вашего интереса, в рамках НИР или курса преподавания социологии, можно найти статьи, интересующие именно вас и подходящие для материала конкретных тем лекций по социологии.
В случае если тематика лекционного занятия предполагает использование большого количества примеров, то в данном случае необходимо использование источников, достоверно подтверждающих цифры, приводимые в ходе текста лекции. Подобного рода источником могут служить сайты госучреждений в сети Интернет, на которых размещена информация с приведением конкретных, проверенных, официальных цифр. Примером может служить официальный сайт Госкомстата РФ, ВЦИОМа, ФОМа и пр. Мероприятия, проводимые под эгидой данных организаций как, например, перепись населения, опрос потребительского сектора, мониторинги, различные соц. исследования дают возможность использования полученных ими данных в текстах лекционных занятий с ссылками на источники данных цифр.
В конечном итоге, методика преподавания социологии предполагает синтез материала лекционного занятия, полученного путем использования авторской точки зрения преподавателя и различных материалов и источников, который должен быть грамотно сформирован и изложен аудитории.
Вопрос 3. Подходы к изучению социологии.
Изучение социологии в вузе предполагает освоение категориального аппарата социологической науки, основных положений о структуре общества, закономерностях развития социальных отношений и социальной политики. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её основные элементы: личности, социальные общности институты. Социология изучает общество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. Такой подход к изучению сложного общества, называемый структурным анализом, обеспечивает возможность для познания структурных единиц общества (классов, слоёв, групп, личностей), социальных связей между ними (контактов, действий, взаимодействий, отношений), а также динамики социальных структур (социальных изменений, социального развития).
С точки зрения системного анализа общество рассматривается в своей организации как целостное и саморегулирующееся, как система, находящаяся в состоянии относительной стабильности и целостности. Руководствуясь этим подходом, изучение курса социологии целесообразно начинать с содержательных теоретических обобщений, представленных графически в структурно-логической схеме, которая через представленные в ней понятия охватывает весь курс общей социологии. Используя механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид (человек, личность) занимает в нём строго определённую позицию, или имеет определённый социальный статус, который обязывает его выполнять соответствующую социальную роль. Индивиды, выполняющие свои социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие, а регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия являются социальными отношениями. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности, в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи.
Вопрос 4. Особенности организации обучения в курсе социологии.
Использование технологии развивающего обучения.
Вопросы развивающего обучения, обеспечивающего интенсивное всестороннее развитие личности, находятся в центре внимания как общеобразовательной, так и высшей школы.
Научное обоснование этой теории было дано в трудах А.С. Выготского, который ещё в начале 30-х годов XX в. выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Знания, согласно его гипотезе, являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
В 50-60-х годах советский педагог В.В. Давыдов ввел в лексикон термин “развивающее обучение”, который довольно скоро вошёл в массовую педагогическую практику.
В существовавшей ранее концепции обучаемого развития /Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Дьюи/ утверждалось, что развитие всегда идёт впереди обучения, которое подчинено законам развития. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидов, однако эта концепция указывает на то, что решающая роль в развитии ребёнка принадлежит обучению, и поэтому обучение должно идти впереди развития.
В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Обучение должно идти впереди развития, максимально используя возрастные генетические предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.
Важнейшими дидактическими принципами развивающего обучения являются:
· целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
· системность и целостность содержания;
· ведущая роль теоретических знаний;
· обучение на высоком уровне трудности;
· продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
· вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова направлена на формирование теоретического сознания и мышления. Основой обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения.
Теоретические знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путём генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения, к которым можно отнести:
· наиболее общие понятия науки, выражающие причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные исходные представления и категории;
· теоретические образы, полученные путём мыслительных операций с абстрактными объектами.
Содержательное обобщение как постижение предмета через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития и есть развивающее обучение. Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, раскрытием их переходов, движения, развития.
В традиционном обучении обычно применяется линейный способ структурирования учебного материала, когда обучение идёт от рассмотрения частных факторов и явлений к их последующему обобщению на завершающей ступени обучения.
Согласно концепции развивающего обучения в дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. На начальной ступени обучения вводится общее абстрактное представление о каком-либо функциональном понятии, а в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями. Все вводимые в дальнейшем частные понятия помогают осмыслить уже имеющиеся общие представления.
Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль содержательных теоретических обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.).
У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным. Совокупность понятий упорядочивает и организует отдельные факты и регулярные, повторяющиеся события.
Часть вопросов теоретического курса может выноситься на самостоятельное изучение.
Основные требования к разработке лекции.
1. Подготовка включает:
- определение темы лекции (лаконичное, краткое, четкое);
- выделение главных вопросов (3-5 вопросов);
- определение объема материала по каждому вопросу;
- отбор и изучение литературного материала;
- подбор наглядного материала, ТСО, дидактического материала, опытных установок
- составление плана лекции;
- написание текста лекции (особенно в начале педагогической деятельности), разработка опорного конспекта.
2. Содержание лекции включает: вводную часть, где излагается формулировка цели и задач лекции, сообщение плана лекции, краткая характеристика проблемы, установление связей с предыдущим материалом. Основная часть содержит изложение базовых вопросов, доказательства, анализ проблемы, характеристику различных точек зрения, определение своей позиции. В заключении лекции содержатся выводы общего и частного характера, указание связи с практикой. А также представлены основная литература, установки для самостоятельной работы, методические советы, ответы на вопросы, контроль учебной дисциплины.
3. Критерии оценки качества лекции включают следующие принципы: оценка содержания и изложения. Первое – это научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные места, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику.Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные и межпредметные связи. Изложение должно реализовать следующие методики: Четкая структура лекции и логика изложения. Наличие/отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения. Подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: чтение с листа, без записей, тезисы.