Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика исследовательской работы

  • 👀 3050 просмотров
  • 📌 3003 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методика исследовательской работы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика исследовательской работы» docx
Методика исследовательской работы Лекция 4 • Методология и методы исследования • Сравнение квалитативных и квантитативных методов исследования • Квалитативные методы исследования: Интервью • Контент анализ, кодирование • Групповая работа 2 Типичные ошибки при написании исследовательской работы Введение • не доказана актуальность • не сформулирована цель и задачи работы • задачи не соответствуют проблеме • в качестве задач сформулированы очевидные этапы любой научной работы (изучить литературу по теме, освоить методику, разработать рекомендации) • слишком много задач Теория • слишком общий обзор, в котором излагаются общеизвестные факты • в обзоре отсутствуют ссылки на источник информации Методика • неадекватная методика, т.е. задачи лучше было бы решать другими способами • некорректная методика, т.е. методика спланирована так, что не позволяет получить необходимые данные • недостаточное/избыточное описание методики Данные • данные не представлены графически • рисунки и таблицы плохо читаются (перегружены или плохо подписаны) • объемные рисунки и таблицы не вынесены в приложения Выводы • отсутствует обсуждение данных • слишком много выводов • выводы слишком глобальны • выводы не связаны с содержательной частью работы (данными) Как составлять план исследования? • Вопросы требуемые ответа: ◦ в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление? ◦ каковы показатели, критерии его развития? • Необходимо соотнести методы исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. • В плане должны быть отображены следующие пункты: 1. изучаемое явление; 2. показатели, используемые для изучения явления; 3. критерии оценки; 4. используемые методы исследования ; 5. порядок применения тех или иных методов. 4 Стратегия исследования • это набор используемых в исследовательской работе методических решений, которые применяются для достижения цели. • Виды: ◦ квалитативная (качественная) стратегия исследования: ▪ получают данные и знания об исследуемом объекте в его естественной̆ среде ▪ отправная точка - не теория или тестирование гипотезы, а выделение новых фактов, открытие закономерностей̆, осознание и отражение значимости ▪ Для сбора данных используются квалитативные методы (интервью, наблюдение или дискурсивный̆ анализ документов и текстов) ◦ квантитативная (количественная) стратегия исследования: ▪ сбор объективных эмпирических данных ▪ собранные данные можно квантитативно (численно) измерить ▪ значительную роль играют ранние теории и исследования ▪ цель исследователя -постановка гипотез и их тестирование ▪ применяют квантитативные методы исследования (тестирование, анкетирование) ▪ присутствует статистический анализ ◦ Комбинированная стратегия исследования 5 Этапы проведения исследования • Накопление научного материала: ◦ изучение литературы и источников ◦ ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях ◦ консультация ◦ наблюдение • Осмысление собранного материала: ◦ сравнение ◦ измерение ◦ анализ и синтез ◦ обобщение ◦ аналогия ◦ моделирование • Проверка и уточнение фактов: ◦ критика ◦ уточнение сделанных выводов, корректировка ◦ обсуждение результатов ◦ эксперимент, проверка на практике Выбор стратегии исследования, методов исследования и методов анализа данных Сбор данных • Эмпирическое исследование: ◦ методы сбора данных – опрос, интервью, наблюдение, анализ документов и пр. ◦ информация об использованных средствах измерения/ограничения ◦ описание и размер генеральной совокупности, при необходимости, размер выборки и способ её построения ◦ процедура сбора данных (когда и как были собраны данные) • Практическое исследование (решение): ◦ описание (процесса) разработки решения ◦ при необходимости – ознакомление с эмпирическим исследованием проведенным в процессе принятия решения (в том числе, методы сборы данных) 8 СБОР ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ • Опрос • Наблюдение • Интервью • Измерение СБОР ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ • Внутренние источники: ◦ бухгалтерские отчеты; ◦ внутренняя статистика; ◦ материалы ранее проведенных исследований; ◦ досье клиентов. • Внешние источники: ◦ государственная статистика; ◦ отраслевая статистика; ◦ литература, выпускаемая фирмами; ◦ публикации рекламных агентств; ◦ материалы организаций по изучению рынка. Анализ вторичных данных • Алгоритм проведения 1. четко определиться со спецификой проблемы исследования; 2. подготовить предварительный план исследования; 3. отобрать подходящие данные в соответствии с проблемой исследования; 4. провести первичный анализ осуществить необходимые преобразования данных; 5. оценить полноту данных и, при необходимости, провести дополнительный поиск или сбор данных Методология ◦ Система стандартов, правил и процедур для создания, критической оценки и коммуникации соответствующего знания. ◦ Понятие "методология" имеет два основных значения: 1. система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии Способы и средства деятельности; принципы организации методов; обобщение методов; учение о методах научного познания; совокупность приемов и методов; методы, применяемые в научном познании; методы, используемые в практической деятельности; методы и средства деятельности 11 Методика • Методика–это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. • Методика зависит от: ◦ характера объекта изучения; ◦ методологии; ◦ цели исследования; ◦ общего уровня квалификации исследователя. 12 Классификация методов исследования Общенаучные методы Конкретно-научные Теоретические Эмпирические 1. Общетеоретические: • абстракция и конкретизация • анализ и синтез • сравнение • противопоставление • индукция и дедукция • моделирование 2. Социологические: • анкетирование • интервьюирование • экспертные опросы • рейтинг 3. Социально-психологические: • социометрия • тестирование • тренинг • игра 4. Математические: • ранжирование • шкалирование • индексирование • корелляция • Анализ литературы, архивных документов • анализ современных документов • анализ результатов деятельности • анализ понятийно- терминологической системы • построение гипотез • метод аналогий • построение мыслительного эксперимента • прогнозирование • наблюдение • беседа • дискуссия • опытная работа • создание диагностических ситуаций • самооценка, взаимооценка, экспертная оценка и др. • специфические методы (н-р, методы биоиндикации) • изучение продуктов деятельности Компоненты методики исследования 1. теоретико-методологическая часть; 2. концепция, на основании которой строится вся методика; 3. исследуемые явления, процессы, признаки, параметры; 4. субординационные и координационные связи и зависимости между ними; 5. совокупность применяемых методов, их субординация и координация; 6. порядок применения методов и методологических приемов; 7. последовательность и техника обобщения результатов исследования; 8. состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла. 14 Методы исследования • Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. • Специальные методы исследования • Общие методы исследования ◦ методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); ◦ методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); ◦ методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). 15 Сравнение квалитативных и квантитативных методов исследования 16 Методологические аспекты эмпирического исследования, которые формируют дизайн или план исследования • Проблема исследования (вопрос, гипотеза, цель в соответствии с практической необходимостью,…) • Стратегия (квалитативная, квантитативная, комбинированная) • Выборка (случайная, не случайная,…) • Методы сбора данных (анкетирование, интервью, тестирование,...) • Методы анализа данных (статистические методы, кодирование,…) • Результаты/выводы (описание, эмпирические обобщения, закономерности,…) 18 Типичные черты квалитативного исследования • Вербальное описание объекта исследования, его признаков и отношений между ними • Цель: достижение понимания существенных признаков объекта, а также необходимая логическая их интерпретация для получения правильных выводов • Данные собираются в естественной, настоящей среде; • В качестве инструмента для сбора информации предпочитают людей; • Используется индуктивный анализ; • Для сбора данных используют квалитативные методы (наблюдение, тематические интервью, групповое интервью, фокус-группы, проектные методы); • Объекты исследования выбираются согласно цели исследования, а не а основе способа использования случайной выборки; • Программа исследования формируется в процессе исследования, учитываются самые важные изменения. • Случаи рассматривают как неповторимые соответственно этому переводятся цифры19 Интервью • Интервью – это целенаправленная дискуссия между двумя и более людьми, которую проводят с целью сбора практически значимых и надежных данных, необходимых для получения ответа на контрольные вопросы и достижения целей исследования. • Интервью может применяться: ◦ на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; ◦ при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; ◦ как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого (его мысли, поведение). 20 Интервью Интервью не подходит, если Интервью подходит, если 1. Исследуют большое количество респондентов 2. Большинство вопросов являются закрытыми 3. 100%-ное получение ответов не является 1. Исследуют небольшое количество респондентов 2. Люди являются доступными 3. Большинство вопросов открытые и требуют длинных и подробных ответов обходимым условием 4. Желают сохранить анонимность респондентов 5. В центре широта материала и представительность 6. Цель – представить и суммировать факты 4. Каждый является ключевым лицом и ни от кого нельзя отказаться 5. Материал очень чувствителен и его рассмотрения требует доверия 6. Не возможно гарантировать анонимность, но конфиденциальность надо обеспечить 7. На центральном месте глубокое понимание значимости, типичность – второстепенна 8. Цель – понять явление 21 Респонденты могут находятся географически в разных местах Интервью как метод и/или иллюстративный материал • Какое количество интервью даст в итоге достоверные, валидные* результаты? ◦ * Валидность: мера соответствия, которая показывает насколько соответствуют поставленным задачам разработанная методика исследования и полученные результаты Интервью Не структурированное Структурированное Один респондент Несколько респондентов Самостоятельное заполнение респондентом анкеты По телефону Электронное (интернет) Очное групповое интервью Электронное групповое интервью Фокус- группа Фокус- группа 23 Типы интервью • Структурированное интервью = анкета (маркетинговое, социальное исследования) • Полуструктурированное интервью - (бизнес исследование, социальное исследование) Подходит когда: ◦ респонденты, вероятно, предоставят вам интересные данные в разных областях, но вы не уверены, кто именно будет предоставлять какую информацию; ◦ вы хотите иметь возможность обсудить результаты со своими респондентами и протестировать некие идеи не ограничиваясь жесткой структурой; ◦ ваш респондент нервничает из-за предстоящего интервью, Вы можете выслать ему вопросы заранее • Глубинное интервью (не структурированное) (этнография) ◦ Обеспечивает детальной информации, которая также может быть собрана с помощью анкетирования ◦ Обычно направлено изучение особого мнения эксперта Электронная форма интервью Асинхронное Синхронное Интернет- форум Чат 25 Техника проведение интеврью: ОЧНОЕ VS ТЕЛЕФОН Очное Телефон Преимущества Дополнительные детальные данные о не вербальном поведение (язык тела) в разрезе обсуждаемой темы Как правило, легко организовать, менее формальные, благодаря чему часто отдают ему предпочтение Недостатки Сложно организовать, особенно в случае занятых экспертов. Временные и финансовые затраты для обоих сторон. Интервьюируемому легче отменить встречу. Сложно провести если интервьюируемый является совершенно не знакомым человеком 26 Использование разных типов интервью с учетом характера цели Исследовать Описать Объяснить Структурированное (анкета) ✓✓ ✓ Полуструктурированное ✓ ✓✓ Неструктурированное (беседа) ✓✓ ✓= редко ✓✓= часто Контрольные вопросы • Базовые контрольные вопросы - повторение первоначального вопроса, который напоминает респонденту то, что вы спросили. Это полезно, если респондент отошел от темы. • Уточняющие вопросы - это вопросы типа «Что вы имели в виду?» И «Что заставляет вас так говорить?». Данные вопросы полезны для дальнейшего изучения контента ответа. • Конкретизирующие вопросы – например, «Какой именно…? • Молчание – интервьюер просто молчит и ждет, пока собеседник скажет больше. • Развивающие вопросы – когда собеседник, кажется, остановился в середине предложения или в середине идеи. Повторите последние несколько слов, которые они сказали с наклоном вверх, как вопрос, или добавьте «Расскажи мне больше об этом». • Косвенные/проективные вопросы – для развития темы, выражения идей или предложений, например «Задумывались ли Вы о …?» Или «Пробовали ли Вы…?» 28 Групповое интервью = групповая дискуссия • От 2 до 8 участников • Группа (выборка) формируется исходя из цели исследования! • Длительность дискуссии от 1 до 3 часов • Дискуссия ведется профессиональным модератором Групповое интервью … в каких случаях? • Когда у вас мало времени и вам нужно собрать мнения у группы людей, а не у одного или двух человек • Когда необходимо рассмотреть процесс или событие, собрать разные мнения о нем и о том, как улучшить его в будущем • Когда тема не является чувствительной, деликатной. При обсуждении темы участники должны себя чувствовать абсолютно свободно, не испытывать смущение или беспокойство • Когда вы знаете, что существует целый ряд мнений • Когда вы хотите собрать реакцию нескольких людей на событие, особенно когда оно актуально прямо сейчас Глубинное интервью (открытое интервью, глубокое интервью, не официальное интервью, интервью-беседа) • обеспечивает более детализированной информацией, которая также доступна и через другие методы сбора данных, такие как анкетирование • Недостатки: ◦ склонность к предвзятости; ◦ требует времени – для проведения интервью, транскрипции, анализа результатов. ◦ интервьюер должен обладать определенным опытом в технике интервьюирования, для того, чтобы получить наиболее детализированные и полные данные. Для этого интервьюированный должен чувствовать себя комфортно и вовлеченным в беседу. По части техники - интервьюер должен избегать да/нет вопросов и направляющих вопросов. ◦ Необобщаемость – достаточно сложно дать обобщение результатам интервью в с вязи с малой выборкой примеров и отсутствием случайной 31 Полуструктурированное интервью • Наличие схемы/плана интервью с темами и подтемами исследования: ◦ Для каждой темы/подтемы предусматривается наличие одного открытого вопроса ◦ Если Выше исследование предполагает наличие гипотезы, то дополнительно задают т.н. «направляющие» вопросы, которые должны быть основано на теоритической и научной литературе ◦ Контрольные вопросы - цель проверить поступающую информацию на достоверность, предлагая какие-либо альтернативные решения собеседнику 32 Метод фокус-группы • фокусированное интервью = групповая дискуссия • численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников; • группа формируется с учетом цели исследования; • длительность дискуссии от 1 до 3 ч; • дискуссию ведет модератор — опытный социолог или психолог. Метод фокус-группы - подготовка • написание программы (проблема, цель, задачи, объект, предмет исследования, совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. • подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. (аудио- или видеозапись, фиксирование особенностей высказываний и пр.) • набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома»; • написание организованного плана (приветствие, объяснение основных правил, формулирование вопросов, разбитых на смысловые блоки; время и продолжительность перерывов; благодарность участникам) Контент-анализ или анализ содержания ◦ Качественный ◦ Количественный • Алгоритм проведения 1. Первичное прочтение текста 2. Вторичное прочтение текста 3. Формирование кодов, укрупнение комментариев автора, сокращение текста за счет исключения ненужной информации 4. Составление структурированного текста, нескольких категорий и отрывков из него, необходимых для дальнейшего анализа ТРАНСКРИБИРОВАНИЕ (расшифровка) • Социологическое или маркетинговое интервью каждый раз подчинено четкой задаче. • Текст расшифровки будет зависеть полностью от тех пунктов, которые будут определены как важные, отправные, обязательные. • В текстах не нужны корявости, оговорки, ошибки и обилие слов-паразитов, повторы - они изымаются в процессе расшифровки. • Текст должен быть удобным для чтения. • В некоторых интервью авторам-исследователям нужны особенности и манера речи, чистота языка или наоборот - трудности в построении логичного предложения, подчеркнутая безграмотность, сленг, нецензурная лексика • Программы для расшифровки интервью: Express Scribe, Transcriber Pro, Voco, Dragon Dictation, RealSpeaker и др. • https://tvkinoradio.ru/article/article4589-6-programm-dlya-rasshifrovki-teksta КОДИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ • Порядок выполнения: 1. Определение категорий кодирования 2. Назначение условных обозначений категорий 3. Классификация релевантной информации a) Тестирование надежности кодирования (при необходимости) b) Измерьте надежность кодирования. c) Найдите источники ненадежности в кодировании. Принципы определения/подбора/формулирования кодов в интервью • Кодовое слово (код) должно отражать суть и характер интервью в целом и/или определенной его части • Код должен отражать конкретную тему, цель и задачи интервью • Кодовое слово может быть 1) полностью (явно) представлено в тексте или 2) его необходимо сформулировать исходя из содержания, сути интервью (изначально скрыто) • Количество кодов всегда ограничено. Для интервью в 9-10 минут оптимальное количество оригинальных кодов – 20 38
«Методика исследовательской работы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot