Справочник от Автор24
Экономический анализ

Конспект лекции
«Методика факторного анализа»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономическому анализу / Методика факторного анализа

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Методика факторного анализа», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Методика факторного анализа». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Методика факторного анализа», текстовый формат

МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА Под факторным анализом понимается методика комплекс­ного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа: детерминированный и стохастический; прямой и обратный; одноступенчатый и многоступенчатый; статический и динамичный; ретроспективный и перспективный (прогнозный). Детерминированный факторный анализ представля­ет собой методику исследования влияния факторов, связь ко­торых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы фак­торов. Стохастический анализ представляет собой методику ис­следования факторов, связь которых с результативным показа­телем в отличие от функциональной является неполной, веро­ятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда проис­ходит соответствующее изменение функции, то при корреляци­онной связи изменение аргумента может дать несколько зна­чений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, произ­водительность труда при одном и том же уровне фондовоору­женности может быть неодинаковой на разных предприятиях. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ АНАЛИЗЕ В детерминированном факторном анализе исполь­зуются следующие способы: цепной подста­новки, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, пропор­ционального деления, интегральный, ло­гарифмирования и др. Первых четыре способа основывают­ся на методе элиминирования. Элимини­ровать - значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при не­изменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности. Наиболее универсальным из них является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: адди­тивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комби­нированных). Этот способ позволяет определить влияние отдель­ных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каж­дого факторного показателя в объеме результативного показа­теля на фактическую в отчетном периоде. Используя способ цепной подстановки, рекомендуется при­держиваться определенной последовательности расчетов: в пер­вую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сна­чала следует изменить величину факторов первого уровня под­чинения, а потом более низкого. Порядок применения этого способа рассмотрим на следую­щем примере Соглас­но схеме, количество рабочих в данном случае - фактор первого уровня подчинения, количество отработанных дней — второго уровня, продолжительность рабочего дня и средне­часовая выработка - факторы третьего уровня. Это и обусло­вило последовательность размещения факторов в модели и соответственно очередность их исследования. Таким образом, применение способа цепной подстановки тре­бует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать. Данные для факторного анализа объема валовой продукции Показатель Условное обозначе­ние План Факт +,- Выпол­нение плана, % Валовая продукция, млн руб. ВП 160000 240000 Среднегодовая численность рабочих, чел. ЧР 1000 1200 Отработано всеми рабочими за год: дней часов D t 250 000 2 000 000 307 200 2 334 720 Среднегодовая выработка одного рабочего, млн руб. ГВ 160 200 Количество отработанных дней одним рабочим за год Д 250 256 Среднедневная выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. ДВ 640 781,25 Средняя продолжительность рабочего дня, ч П 8 7,6 Среднечасовая выработка, тыс. руб. ЧВ 80 102,796 Как нам уже известно, объем валовой продукции (ВП) за­висит от двух основных факторов первого уровня: численнос­ти рабочих (ЧР) и среднегодовой выработки (ГВ). Имеем двухфакторную мультипликативную модель: ВП = ЧР х ГВ. Алгоритм расчета способом цепной подстановки для этой модели: ВПпл= ЧРпл х ГВпл = ВПУсл =ЧРФ х ГВпл = ВПф = ЧРф х ГВф = Как видим, второй показатель валовой продукции отличается от первого тем, что при его расчете принята фактическая числен­ность рабочих вместо запланированной. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим в том и другом случае плановая. Значит за счет увеличения количества рабочих выпуск продук­ции увеличился на ……………. Третий показатель отличается от второго тем, что при рас­чете его величины выработка рабочих принята по фактическому уровню вместо плановой. Количество же работников в обоих случаях фактическое. Отсюда за счет повышения производительности труда объем валовой продукции увеличился на …………………… Таким образом, перевыполнение плана по объему валовой продукции явилось результатом влияния следующих факторов: а) увеличения численности рабочих б) повышения уровня производитель­ности труда Итого Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно дол­жна быть равна общему приросту результативного показателя: Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах. Если требуется определить влияние трех факторов, то в этом случае рассчитывается не один, а два условных дополнительных показателя, т.е. количество условных показателей на единицу меньше числа факторов. Проиллюстрируем это на четырехфакторной модели валовой продукции: ВП = ЧР х Д х П х ЧВ. Числен раб *кол-во дней отраб за год 1 раб * средню продолжительность раб дня *среднечас выработку ВПпл=ЧРпл х Дпл х Ппл х ЧВпл = ВПусл1=ЧРф х Дпл х Ппл х ЧВпл = ВПусл2=ЧРф х Дф х Ппл х ЧВпл = ВПусл3=ЧРф х Дф х Пф х ЧВпл = ВПф = ЧРф х Дф х Пф Х ЧВф = План по выпуску продукции в целом перевыполнен на ………… , в том числе за счет изменения: а) количества рабочих ∆ВПчр = ВПусл1 – ВПпл = б) количества отработанных дней одним рабочим за год ∆ВПд = ВПусл2 - ВПусл1 = в) средней продолжительности рабочего дня ∆ВПп = ВЛусл3 - ВЛусл2 = г) среднечасовой выработки ∆ВП чв = ВПф - ВПусл3 = Всего млн руб. Самостоятельная работа Показатель Условное обозначе­ние План Факт +,- Выпол­нение плана, % Валовая продукция, млн руб. ВП 234 899 230 000 Среднегодовая численность рабочих, чел. ЧР 500 550 Отработано всеми рабочими за год: дней часов D t 125 000 1 000 000 129 800 1 025 420 С помощью мультипликативных моделей (двухфакторной, трехфакторной и четырехфакторной) факторного анализа определить влияние факторов на выпущенную валовую продукцию.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономический анализ

Методика факторного анализа

МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА Под факторным анализом понимается методика комплекс­ного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величин...

Экономический анализ

Методы и приемы экономического анализа

НМИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВ...

Автор лекции

Трушина Н.Н.

Авторы

Бухгалтерский учет и аудит

Содержание, предмет, задачи и принципы экономического анализа

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ анализ Тема 1. Содержание, предмет, задачи и принципы экономического анализа Анализ – весьма емкое понятие, лежащее в основе всей практи...

Экономический анализ

Теория экономического анализа. Предмет, объект, методология и методика экономического анализа

Раздел 1. Теория экономического анализа 1. Предмет, объект, методология и методика экономического анализа 1.1.Экономический анализ как наука Анализ (г...

Экономический анализ

Экономический анализ как наука

Лекция № 1 Экономический анализ как наука Анализ (греч.) означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы. В диалектике анализ в...

Экономический анализ

Экономический анализ как наука. Предмет и объект ЭА. Ряды динамик. Индексы

Экономический анализ – лекции Лекция № 1 Экономический анализ как наука Анализ (греч.) означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, э...

Анализ хозяйственной деятельности

Экономический анализ

1.1.1. Экономический анализ Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функциони...

Анализ хозяйственной деятельности

Содержание, цель, задачи и принципы комплексного анализа хозяйственной деятельности

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ти...

Автор лекции

О. А. Филатова

Авторы

Экономический анализ

Экономический анализ.Содержание экономического анализа

Лекция1 «Эк анализ». Предмет, задачи и цели дисциплины 1. Содержание экономического анализа 1. Изучение явлений природы и общественной жизни невозможн...

Анализ хозяйственной деятельности

Анализ хозяйственной деятельности

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине Анализ хозяйственной деятельности Направл...

Смотреть все