Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика адаптивной физической культуры людей с нарушением слуха

  • 👀 1309 просмотров
  • 📌 1222 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Методика адаптивной физической культуры людей с нарушением слуха
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика адаптивной физической культуры людей с нарушением слуха» docx
Лекция: МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА План: Введение…………………………………………………………………….1 1 Основные понятия, цели и задачи АФК при глухоте…………………..2 2 Средства и методы адаптивного физического воспитания лиц с расстройствами слуха…………………………………………………………..…4 3 Особенности методики адаптивного физического воспитания глухих..9 Заключение………………………………………………………………..11 Библиография……………………………………………………………..12 Введение Физическое воспитание глухих как процесс формирования определенных знаний имеет свои специфические особенности. Связаны они с проблемой языка. Слово – средство систематизации непосредственных чувственных впечатлений, организации и регуляции познавательных действий, пополнение непосредственного чувственного опыта, воспроизведение опыта и включение его к новой системе связей. При глухоте этот алгоритм нарушается. Врожденная или рано приобретенная глухота при отсутствии необходимых коррекций имеет следствием задержку формирования словесного абстрактно-логического мышления. При этом сохраняются неповрежденными наглядно-действующие и наочно-образные формы мышления. Такая частичная задержка интеллектуального развития проявляется неустойчивостью интересов, быстрым пресыщением, недостаточной самостоятельностью, наивностью, внушаемостью. Таким образом, в процессе физического воспитания глухих необходимо расширять объем понятий, отражающих предметы и явления, и представления о взаимоотношениях этих понятий между собой. В процессе АФК необходимо развивать абстрактно-логическое мышление: средствами физического воспитания учить детей выделять существенные и несущественные признаки предметов или действий и на их основе формировать абстрактные понятия; устанавливать обобщенные связи между новыми и полученными ранее знаниями. С этой целью воспитания двигательного действия объединяют с процессами мышления: наблюдением, сравнением, обобщением, творчеством. 1 Основные понятия, цели и задачи АФК при глухоте Глухота – полное отсутствие слуха или такой его степень снижения, при котором разборчивая восприятия речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. Большинство глухих имеют остатки слуха, что позволяет им воспринимать определенные звуки. Такое положение определяют как слабо слушание или тугоухость. Сегодня еще не до конца понятны все причины нарушения слуха. Различают врожденную и приобретенную глухоту. Причинами врожденной патологии могли быть болезни матери или прием ею химиопрепаратов при беременности, травмы ребенка при рождении. Встречаются семейные наследственные формы глухоты. Приобретенная патология, как правило, является следствием осложнений инфекционных болезней, химических отравлений, травм и заболеваний нервной системы. Причина потери слуха и уровень поражения системы слуха имеют значение для оптимизации общения. При врожденных формах глухоты, как правило, не повреждается вестибулярная функция, в то время как при приобретенной глухоте она значительно поражена. Глухота влияет на снижение уровня здоровья. Теоретический анализ подтверждается практическими наблюдениями. Так, при глухоте отмечается дисгармоничное физическое развитие, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). Отсутствие речевого дыхания приводит к значительным нарушениям механики акта дыхания: значительное сокращение фазы выдоха, снижение жизненной емкости легких и экскурсии грудной клетки. В глухих больше выражена реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, а процесс восстановления происходит дольше. При некоторых нозологиям имеют место нарушения вестибулярной функции и вегетативных реакций. Как правило, отмечается быстрое утомление, снижение объема кратковременной памяти, затруднение при вхождении в учебный процесс. Нарушение двигательной активности может иметь следующие проявления: - проблемы сохранения статической и динамической равновесия; - низкий уровень развития пространственной ориентации; - замедленное овладение двигательными умениями и навыками; - увеличение времени двигательных реакций и реакций по выбору; - снижение становой силы; - отставание в прыгучести; - нерациональное распределение физических усилий во время движения; - низкий темп движений; - ухудшение двигательной памяти; - снижение способности идентифицировать людей и объекты; - неадекватное снижение чувства безопасности; - преимущество зрительно-мышечных представлений над мышечно-двигательными; - снижение точности восприятия; - снижение точности воспроизведения временных параметров; - недостаточно точная координация и неуверенность движений. Все это необходимо учитывать при подборе стратегии физкультурной работы с лицами, имеющими нарушение слуха. Таблица 1 – Цели и задачи АФК с лицами, имеющими нарушение слуха Цель и задача преподавателя Содержание практической работы - Знание и понимание ценностей ученика, его цели, проблем, желаний, стараний, интересов. - Знание и понимание убеждений ученика, диапазона его возможностей и способностей - Определить круг интересов ученика. - Выяснить содержание самостоятельных действий ученика. Выявить приоритеты ученика в выборе предметов деятельности, спортивного инвентаря. - Выяснить самооценку ученика, выявить причины его сомнений, опасений, тревоги, страхов 2 Средства и методы адаптивного физического воспитания лиц с расстройствами слуха В решении вышестоящих задач возможно применение средств и методов адаптивного физического воспитания коррекционного направления для повышения физической подготовленности слабослышащих лиц на основе спортивных игр, силовых упражнений и циклических видов двигательной активности. Физические упражнения – основное средство физического воспитания слабослышащих. Среди средств адаптивного физического воспитания, которые могут быть применены в работе со слабослышащими людьми особое место занимают спортивные игры. Спортивные и подвижные игры помогают детям с пороками развития усвоить жизненно необходимые двигательные навыки и умения, развивают волевые качества, дают возможность общения. Это способствует повышению общего жизненного тонуса профилактике осложнений, связанных с длительной гиподинамией, формированию двигательных компенсаций и помогает их адаптации к бытовым и социальным условиям. Для людей с ограниченными возможностями игровой метод представляется наиболее целесообразным. Улучшение нормальных контактов, которые вызваны патологическими нарушениями, в нашем случае – нарушением слуха, незрелость эмоциональной и волевой сферы, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, потребность в признании и самоутверждении – отчетливые признаки социально-психологической дезадаптации. Игра активизирует эмоционально-образное мышление, внимание, память, снимает умственную усталость, повышает самоотдачу, создает творческую атмосферу, способствующую преодолению замкнутости, застенчивости [2]. Игра позволяет моделировать ролевые отношения, вступать во взаимодействие с партнерами, что необходимо для формирования навыков общения среди детей с ограниченными возможностями. В частности, для коррекции двигательных нарушений слабослышащих людей считают целесообразным использование игры в настольный теннис. Настольный теннис, как спортивная игра, не требует сложной организации и материально-технического оборудования. Каждый игрок получает нагрузку в зависимости от своей физической подготовленности, поэтому его можно рекомендовать для включения в систему спортивной ориентации слабослышащих учащихся. Это объясняется не только доступностью игры в настольный теннис, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и, прежде всего, основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость), что имеет большое значение для нормального физического развития. Технику отдельного приема можно рассматривать как систему движений, которая направлена на решение определенного двигательного задания. Упражнения совершенствуют функции именно тех анализаторов слабослышащих учащихся, компенсирующее участие которых в их жизнедеятельности велико. Слух в настольном теннисе не играется большой роли, в то же время зрение, мышечно-суставная чувствительность и тактильные ощущения являются основными действующими анализаторами. Использование «теннисных» упражнений позволяет максимально развивать функции этих анализаторов слабослышащих людей для более эффективного их участия в компенсации утраченных в результате нарушения деятельности слухового аппарата качеств, способствует решению задачи воспитания слабослышащих полноценными членами нашего общества, которые способны жить и работать на уровне и вместе с слышащими. Популярность игры обуславливается доступностью ее усвоения. Она наряду с физическими качествами развивает хорошее ориентирование на звуковые сигналы, умение быстро принимать решения [4]. Спортивная игра в настольный теннис требует скорости и точности реагирования в ситуациях, которые неожиданно возникают, утоления внутренних неблагоприятных состояний и регулирования различных эмоциональных проявлений. Проведенные исследования функционального состояния теннисиста позволяют сделать вывод, что занятия теннисом способствуют совершенствованию функций анализаторов и развития приспособленности сердечно-сосудистой системы к нагрузке. Под влиянием тренировок повышается возбудимость органов чувств. Особенно заметно повышается чувствительность двигательного анализатора, увеличивается электрическая чувствительность глаза, острота проприоцептивной чувствительности пальцев и лучезапястного сустава. По мере развития новых координационных отношений в центральной нервной деятельности повышаются возможности систем внутренних органов через вегетативную нервную систему: возбуждение из коры мозга влияет на центры вегетативной нервной системы. На занятиях по настольному теннису коррекция двигательной сферы слабослышащих подростков осуществляется путем формирования новых и укрепление существующих зрительно-кинестетических связей. В процессе тренировки необходимо предусматривать целенаправленное формирование достаточного объема кинестетических компонентов и правильных временных структур двигательного образа [1]. Для решения задач адаптивного физического воспитания целесообразным будет проведение занятий по настольному теннису между слабослышащими детьми и их здоровыми сверстниками. Именно общение со слышащими сверстниками стимулировать интерес к занятиям. Процесс совместных занятий слышащих и слабослышащих сверстников, где первые создают атмосферу психологического восприятия, подавая помощь, проявляя великодушие и терпение, для вторых оказывается возможностью вхождения в коллектив. Такая интеграция полезна не только детям с ограниченными возможностями, но и ученикам массовых школ, которые находят друзей из специальных школ и учатся проявлять сочувствие не только к этим людям, но и к взрослым, пожилым людям со специальными потребностями, права которых ущемлены, что способствует в дальнейшем пониманию и уважению прав любого человека [5]. Известно, что ряд физических качеств имеет реальную основу для своего развития только в определенные сенситивные периоды. Так, акцентировать силовую подготовку нужно в те возрастные периоды, когда происходит значительный естественный рост силовых способностей. Силовая подготовка в процессе физического воспитания при условии постепенного нарастания нагрузки и усердной индивидуализации дает хороший эффект, не вызывая каких-либо отклонений, стимулирует функции многих систем и органов, а также способствует развитию других физических качеств. Для организации такой работы предусматривается проведение занятий, как правило, тренирующей направленности с широким использованием метода круговой тренировки, метода повторных и максимальных усилий с использованием умеренно большого сопротивления, а также метода стандартного отягощения, которое повторяется (в процессе занятий атлетической гимнастикой). Преимущественное внимание в процессе развития силовых качеств нужно уделять основным, наиболее важным мышечным группам: спины, груди, плечевого пояса, живота и нижних конечностей [7]. Занятия с силовой подготовки, особенно атлетической гимнастикой, в процессе которых применяются упражнения с отягощениями и на тренажерах, довольно популярны среди юношей. Одной из причин популярности данных упражнений является то, что в большинстве упражнений задействованы практически все мышцы тела. Одни из них находятся в движении, другие – в активном или пассивном напряжении. Мышечная сила способствует развитию организма слабослышащих людей, стимулирует коррекцию двигательных нарушений, способствует выявлению других двигательных качеств, координации движений и формированию правильной осанки. Упражнения силовой направленности имеют большое прикладное значение для слабослышащих людей, в том числи для их психологической адаптации в условиях их общения с нормальными сверстниками и вообще с полноценными людьми независимо от возраста и пола. Изменяя опорно-двигательный аппарат, развивая силу всей мышечной системы, совершенствуя двигательный анализатор, они непосредственно готовят организм к выполнению работ, требующих мускульных напряжений и которые придется использовать слабослышащим в трудовой деятельности [6]. В методику занятий физическими упражнениями адаптационной направленности для коррекции двигательных нарушений в процессе физического воспитания слабослышащих людей целесообразным будет включить использование занятий по плаванию, которые позволят улучшить здоровье и своевременно адаптироваться в обществе. Плавание в программе коррекции двигательных нарушений слабослышащих имеет оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение. Нахождение слабослышащих в горизонтальном положении в воде в состоянии своеобразной водной невесомости активизирует приток крови к мышцам, которые работают, нормализует тонус, способствует их развитию и укрепляет сердечно-сосудистую систему. Сильный приток крови к периферическим органам является хорошей профилактикой застойных процессов у слабослышащих людей [4]. Закаливающий эффект плавания формирует стойкий иммунитет к простудным и некоторых инфекционных заболеваний. При плавании спортивными стилями люди с ограниченными возможностями выполняют движения с большой амплитудой с участием крупных мышечных групп, что снижает вероятность мышечной атрофии, контрактур и способствует развитию координации и точности движений, гибкости, силы, а по мере подготовленности – скорости и выносливости. Для слабослышащих людей доступным является изучение и усвоение спортивных способов плавания. Основная работа на этом этапе должна быть направлена на укрепление функциональных систем организма, обучение двигательным навыкам и умениям, основам индивидуальной техники движений, воспитание привычки к занятиям спортом [5]. Особое значение в физическом развитии глухих и слабослышащих людей имеют упражнения, направленные на развитие выносливости, которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, содействию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности. Поэтому, как средства адаптивного физического воспитания слабослышащих людей для развития силы и выносливости возможно включение в процесс коррекции двигательных нарушений циклических видов двигательной активности: ходьбы, бега, спортивных игр. 3 Особенности методики адаптивного физического воспитания глухих Стратегия процесса физического воспитания базируется на следующих исходных данных, как причина патологии, ее проявления, наличие осложнений и сопутствующих двигательных нарушений. В формировании двигательных представлений, умений и навыков рекомендуется следующая последовательность тем [8]: - Положение головы (при глухоте часто для лучшего улавливания звука человек возвращает или наклоняет голову, что негативно влияет на осанку, позвоночник). - Правильное дыхание. - Рациональное положение (эта тема очень важна при поражениях вестибулярного анализатора). - Фундаментальные свойства движения. - Произвольные и непроизвольные движения. - Движение глаз, организует движение тела. • Координация сгибателей и разгибателей. - Движение и дыхание. - Рациональное действие. - Пространственные отношения как средство координации и рационализации действия. К особенностям методики физического воспитания глухих относятся следующие положения [1]: - учитель должен обладать знаковым языком; - занятия с глухими требуют более тщательной проработки рациональных наглядных понятийных сообщений; - более широко используется арсенал видеоматериалов (визуальных образов); - изучаемые действия всегда демонстрируются наглядно; - преподаватель, общаясь с учениками (например, в случае подачи нового материала), должен выбирать хорошо освещенное место, стоять лицом к ученикам таким образом, чтобы они хорошо видели его лицо и губы (артикуляцию); - во время словесного объяснения помнить о выразительность своей артикуляции: говорить медленно, ясно (дополнять язык соответствующими мимическими выражениями и жестами); - избегать мимики и жестов, которые не касаются рассматриваемой темы; - в процессе общения с учениками преподаватель должен видеть их глаза (обратную реакцию); - преподавателю время от времени необходимо спрашивать учеников, как они поняли материал, который он преподает; - лучше дважды проверить, чтобы убедиться в том, что ученики все поняли правильно, особенно, если речь идет о профилактике травм; - каждые 15 мин. делать перерывы (интервал обусловлен снижением концентрации внимания, после которого развивается утомление); - выбирать игры с простыми правилами, использовать наглядные тактильные и кинестезические подсказки (свет, яркие флажки, кегли, мячи); - избегать устных подсказок во время игры, при необходимости приостановить игру и объяснить правила всем игрокам вместе; - избегать шума; - организовывать взаимопомощи среди учащихся; - пытаться своевременно распознавать мимические проявления эмоций; - обеспечить хорошее освещение в помещении; - при поражениях вестибулярного аппарата избегать упражнений и игр, которые могут привести к негативным последствиям. Заключение Таким образом, адаптивная физическая культура глухих имеет ряд специфических задач: - развитие восприятия: вестибулярная тренировка; совершенствование пространственной ориентировки; развитие способности идентифицировать людей и предметы; повышение скорости переключения внимания с целью лучшего ориентирования; совершенствование реакции по выбору; повышение быстроты двигательных реакций. расширение мышечно-двигательных представлений; расширение объема двигательной памяти; - из умений и навыков при глухоте очень важно развивать: рационально анализировать ситуацию; способность устанавливать связи между предыдущим опытом и новыми знаниями; рациональное распределение физических усилий. Данные задачи решаются такими средствами физического воспитания: общеразвивающие физические упражнения; циклические аэробные упражнения (бег, ходьба, езда на велосипеде); дыхательные упражнения (с длительным выдохом); упражнения для позвоночника; упражнения для развития координации; элементы гимнастики; элементы акробатики; аэробика; танцевально-ритмические упражнения; танцы; виды спорта: бадминтон, баскетбол, вольная борьба и борьба греко-римским стилем, боулинг, бочче, волейбол, гольф, дзюдо, теннис, футбол, хоккей, хоккей с мячом, шашки, шахматы. Библиография 1. Байкина, Н. Г., Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Н. Г. Байкина, Б. В. Сермеев – М.: Советский спорт, 1991. – 61 с. 2. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с. 3. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Брискин, А. В. Евсеев, А. В. Передерий. – М. : Советский спорт, 2010. – 316 с. 4. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для ВУЗов / С. П. Евсеев. – Москва : Издательство «Спорт», 2016. – 614 с. 5. Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учебное пособие для вузов / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 158 с. 6. Стоцкая, Е. С. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / Е. С. Стоцкая. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. – 197 с. 7. Харченко, Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями : Учебное пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. – 112 с. 8. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры : учеб. / Л. В. Шапкова. – М. : Советский спорт, 2007. – 604 с.
«Методика адаптивной физической культуры людей с нарушением слуха» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot