Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московский финансово-юридический университет МФЮА
УТВЕРЖДАЮ
Ректор МФЮА
___________________А.Г.Забелин
“__” ____________________2011 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
КРАТКОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Москва 2011
Составители:
к.э.н., Анцева И.И., к.э.н., доцент Яковлева Н.Г.
В методических рекомендациях содержатся унифицированные требования к структуре, содержанию, оформлению краткого конспекта лекций по дисциплине учебного плана, разрабатываемого для студентов всех форм обучения.
1. Введение
1.1. Цель создания краткого конспекта лекций
Цель создания краткого конспекта лекций (ККЛ) – ознакомить студентов (слушателей) с теорией, методологией и известными методами и методиками конкретной дисциплины, таким образом, сформировав основной теоретический фундамент ее изучения.
ККЛ составляется с учетом авторского стиля разработчика составляющего его.
1.2. Актуальность создания краткого конспекта лекций
Актуальность создания ККЛ обусловлена необходимостью создания в сознании обучающегося четкого алгоритма изучения дисциплины, за счет структурного изложения каждой темы в виде краткой лекции.
2. Структура краткого конспекта лекций
Преподавателю необходимо составить структуру курса по определенной специальности (направлению) в соответствии с ГОС ВПО и учебно-методическим комплексом (разработанным и утвержденным в МФЮА).
Структуру ККЛ можно представить в следующем виде (составляется на основании разделов УМК МФЮА):
Тема № 1. Название раздела
План лекции:
1.1.Разбивка тематики на блоки.
1.2.
1.3.
Текст, структурированный по вопросам темы
Контрольные вопросы (не более 5-7)
Рекомендуемая литература (не более 10 наименований НЕ РАНЕЕ 2009 ГОДА)
Интернет-ресурсы (обязательно!)
Тема № 2. Название темы (С НОВОЙ СТРАНИЦЫ)
План лекции:
2.1.
2.2.
2.3.
Текст, структурированный по вопросам темы.
Контрольные вопросы (не более 5-7)
Рекомендуемая литература (не более 10 наименований НЕ РАНЕЕ 2009 ГОДА)
Интернет-ресурсы (обязательно!)
3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЛЕКЦИИ
Краткий конспект лекций – это изложение основных понятий, категорий и определений курса, без особых пояснений, примеров, иллюстраций, ссылок, экскурсов в прошлое, т.е. материал, дается в виде тезисов.
ККЛ не заменяют учебного пособия или полноценного курса лекций. Он являются подспорьем при самостоятельном изучении материала, подготовке к итоговому контролю, причем в большей степени для студентов очно-заочных, заочных форм обучения, экстерната, а также дистанционного обучения.
Текст ККЛ может сопровождаться схемами, таблицами, но в минимальном количестве, и только в тех случаях, если изложение материала требует обязательного использования перечисленных выше элементов.
3.1. Общие требования к лекции
1. Научность и информативность (современный научный уровень).
2. Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых теоретических вопросов.
3. Методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках.
4. Изложение материала в сжатом и доступном объеме для студента.
5. Контрольные вопросы (после каждой темы).
6. Рекомендуемая литература (базовый перечень, не более 3 названий) и основных интернет - ресурсов по дисциплине.
3.2. Структура лекции
Стандартная методологическая структура ККЛ:
1. Логическая блок-схема (в виде рисунка, схемы, таблицы).
2. Содержательная часть лекции.
3. Глоссарий по данной тематике (изучаемые понятия в рамках лекции).
3.3. теоретическое наполнение содержательной части лекции
1. Дать четкое понятие изучаемой тематики.
2. Доступно разъяснить все новые термины и понятия в рамках изучаемого раздела
3. Отразить ключевые элементы изучаемой темы.
4. Использовать приемы закрепления тематики (подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции).
4. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА КРАТКОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ
Текст письменной работы должен быть подготовлен машинописным способом и набран 14 кеглем шрифтом Times New Roman. Между строками текста должен быть полуторный интервал. Допускается использование 12 кегля шрифта Times New Roman и одинарного межстрочного интервала для таблиц и в рисунках (графиках, схемах).
В основном тексте обязательно выделение красной строки (абзацный отступ – 1,25 см.), выравнивание основного текста происходит по ширине, перенос слов автоматический. Текст печатается на компьютере с одной стороны листа формата А 4.
Поля: левое – 3 см, нижнее – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см. Каждый раздел начинается с новой страницы. Названия разделов и тем в тексте выравниваются по центру и выделяются жирным шрифтом.
Сокращение слов без пояснений и списка сокращений в кратком конспекте лекций не допускается.
Требования к литературе.
Согласно п.3.5. выписки из протокола заседания ректората с заведующими кафедрами №4 от 18.02.2013 г. список основной литературы необходимо указывать в соответствии с реально существующими в библиотеке учебниками (источники можно найти в Университетской библиотеке онлайн (http://www.biblioclub.ru/) или в Личном кабинете преподавателя.
Литература должна быть современная (желательно последних 3 – 4 лет, т.е. 2009-2012), оформлена по ГОСТу.
5. ОБЪЕМ КРАТКОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ
Объем краткого конспекта лекций рассчитывается исходя из приказа по оплате труда ППС МФЮА.
Общий объем
(ав.л)
Структура
краткого конспекта лекций
Примечания
до 10 ав.л. на 100 ч. лекций
(по учебным планам очного отделения)
1.Введение
2.Текст, структурированный по разделам согласно УМК
3.Контрольные вопросы
4.Рекомендуемая литература
Учебный материал излагается в виде тезисов – кратко, по существу.
В случае если превышен объем заявленных авторских листов, то материал приравнивается к курсу лекций, и расчет ведется как за курс лекций.
Курс лекций – представляет собой достаточно полное изложение учебного материала с разбивкой по лекционным темам, в соответствии с УМК МФЮА, и с включением того, чего нет в кратком конспекте лекций: пояснений, примеров, иллюстраций, ссылок, логических выводов, аргументаций и доказательств, таблиц, схем.
Стандартная структура курса лекций:
- введение, включающего краткую аннотацию курса, описание роли и значимости курса, его межпредметных связей;
- лекции, каждая по следующей структуре: краткий план лекции (изучаемые вопросы) в начале каждой лекции;
- текст, структурированный по вопросам лекции;
- контрольные вопросы в конце каждой лекции (не более 5-7);
- рекомендуемая литература (не более 10 наименований), а также основных интернет-ресурсов по дисциплине;
- глоссарий (составляется в случае отсутствия расшифровки терминов и ключевых понятий в тексте.)
Объем курса лекций рассчитывается исходя из приказа по оплате труда ППС МФЮА.
Общий объем
(ав.л)
Структура
курса лекций
Примечания
25-35 ав.л. на 100 ч. лекций
(по учебным планам очного отделения)
1. Введение
2. План (вопросы) лекции.
3. Текст, структурированный по вопросам темы.
4. Контрольные вопросы.
5. Учебно-методические материалы
4. Рекомендуемая литература
Учебный материал излагается достаточно подробно.
6. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ КРАТКОГО КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ
1. В случае разработки ККЛ преподавателями МФЮА:
1.1. ККЛ подлежит рассмотрению на заседании соответствующей кафедры (на основании приказа о закреплении учебных дисциплин за кафедрами).
Кафедра предоставляет ККЛ (электронную версию), внутреннюю рецензию (сканированную копию в электронном виде) и оригинал выписки из протокола последнего заседания кафедры в институт дистанционного образования (ИДО).
1.2. Заместитель директора ИДО в 5-дневный срок готовит отзыв о соответствии ККЛ требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности (направлению) и учебно-методическому комплексу, с учетом проверки на плагиат (оригинальность текста должна составлять не менее 70 %).
В случае наличия замечаний в отзыве ИДО ККЛ возвращается разработчику на доработку.
После доработки разработчик ККЛ вправе представить его на повторную экспертизу.
В случае возникновения спорной ситуации возможно представление внешней независимой рецензии.
1.3. При наличии положительного отзыва заместителя директора ИДО ККЛ передается в учебно-методический совет (УМС).
В случае положительного решения УМС ККЛ передается в ИДО.
2. В случае разработки ККЛ сторонними разработчиками:
2.1. ККЛ предоставляется в ИДО. Заместитель директора ИДО рассматривает ККЛ в течение 5 рабочих дней и готовит отзыв о его соответствии требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности и учебно-методическому комплексу, с учетом проверки на плагиат (оригинальность текста должна составлять не менее 70 %). Далее ККЛ с отзывом передается на соответствующую кафедру.
2.2. Кафедра в течение 5 рабочих дней рассматривает представленный ККЛ и предоставляет внутреннюю рецензию (сканированную копию в электронном виде) и оригинал выписки из протокола последнего заседания кафедры в ИДО.
В случае наличия замечаний в рецензии ККЛ возвращается разработчику на доработку.
Разработчик после доработки ККЛ вправе представить его на повторную экспертизу.
В случае возникновения спорной ситуации возможно представление внешней независимой рецензии.
2.3. При положительной рецензии кафедры ККЛ передается УМС на согласование.
В случае положительного решения УМС ККЛ передается в ИДО.
3. Для тиражирования авторских экземпляров ККЛ в бумажном варианте, необходимо отметить это в авторском договоре.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа краткого конспекта лекций
. АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Кафедра (наименование)
Ф.И.О. автора
Название курса лекций
Краткий конспект лекций
для студентов обучающихся
по специальности [направлению] (название и код)
Москва 2011
Приложение 1а
Образец оформления оборотной стороны титульного листа краткого конспекта лекций
Утвержден на заседании кафедры
Протокол №
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом МФЮА
Протокол №
Ф.И.О. автора. Краткий конспект лекций (наименование курса) для студентов обучающихся
по специальности [направлению](название и код).
Москва, МФЮА, 2011 г. 25 с.