Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Метапредметные результаты обучения английскому языку

  • 👀 706 просмотров
  • 📌 678 загрузок
Выбери формат для чтения
Хакни учебу с личным
помощником от Автор24 в Telegram
Бот, который шарит за учебу: объяснит, разжует сложную тему, поможет с планом и подгонит крутого эксперта. Залетай в бота и забирай личного помощника.
Перейти в бота
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Метапредметные результаты обучения английскому языку» docx Скачать
Лекция 5. Метапредметные результаты обучения английскому языку 1. Овладение универсальными учебными действиями. 2. Овладение ключевыми компетенциями. 3. Овладение межпредметными понятиями и знаниями. 1. Овладение универсальными учебными действиями. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как простой передачи зна­ний, умений и навыков от учителя к ученику к новому понима­нию функции школы развивать самостоятельное учение у школь­ников. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учеб­ные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения — иначе говоря, формирование уме­ния учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строи­телем» собственного образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благода­ря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению к понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепо­знавательные действия», «общие способы деятельности», «над- предметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Универсальные учебные действия: • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осу­ществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты; • создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую со­циальную и профессиональную мобильность; • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и на­выков, формирование картины мира, компетентности в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) организационные; 2) регулятивные включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логиче­ские, познавательные и знаково-символические; 4) коммуника­тивные действия. Организационные действия позволяют сделать учение целе­направленно организованным, обеспечивают ученику решение приоритетных учебных задач, увязывая их с реальными жиз­ненными целями и ситуациями. Организационные действия на­правлены на осознание, исследование и принятие осмысленных целей, позволяют сориентироваться в приоритетах, правилах, оценках и предпочтениях, выработать свою учебную и жизнен­ную позицию по отношению к учебному материалу и образова­тельной программе, учебным и жизненным перспективам, а так­же к собственной жизненной «траектории». Регулятивные действия обеспечивают возможность управ­ления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный пе­реход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельно­сти обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирова­ния, моделирования изучаемого содержания, логические дей­ствия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия обеспечивают возможности со­трудничества — умение слышать, слушать и понимать партне­ра, планировать и согласованно выполнять совместную дея­тельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выра­жать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффек­тивно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уме­ние и готовность вести диалог, искать решения, оказывать под­держку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действия­ми создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формиро­вания умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. 2. Овладение ключевыми компетенциями. Рассмотрение вопроса о формирования компетентностей следует начать с определений. Компетенция — это определённая область (сфера) деятельности, в которой индивид демонстриру­ет высокий уровень усвоенных стратегий успеха (например, об­разовательная компетенция учащихся, педагогическая компетен­ция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.). Стратегии, умения и практические знания о том, как осуществлять действия в той или иной области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, посто­янного самообразования, называются компетентностью. Други­ми словами, компетентность — это способность успешной дея­тельности за счёт усвоенных стратегий успеха, сформированных умений и приобретённых практических знаний. Компетентности классифицируются: • на ключевые (цифровая, интерактивная, информационная, социальная, лингвистическая); • по видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникатив­ная, профессиональная, предметная, профильная); • по сферам общественной жизни (бытовая, гражданско- общественная, культурно-досуговая, в искусстве, физкультуре, спорте, образовании, медицине, политике и т.д.); • по отраслям общественных знаний (в математике, физике, гуманитарных науках, обществознании, биологии); • по составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, пове­денческая); • по областям способностей (в физической культуре, ум­ственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, пси­хологические, социальные); • по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста-стажёра, руководителя). Это наиболее общие (универсальные) культурно выработан­ные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полу­ченных в образовательном процессе умений. К ключевым компетенциям в овладении иностранным язы­ком как учебным предметом относятся: • социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей; • коммуникативная компетентность — способность всту­пать в коммуникацию с целью быть понятым и понять других средствами иноязычного общения. Коммуникативная компе­тентность включает такие компоненты, как лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический и социокуль­турный; • предметная компетентность — способность анализировать и понимать язык как механизм познания и общения; • информационная компетентность — способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами ин­формации; • информационная компетентность — способность к приме­нению информационных технологий в овладении языком; • проективная компетентность — умение создать собствен­ный продукт, принимать решения и нести ответственность за них в индивидуальной или коллективной деятельности; • социокультурная компетентность — умение действовать в соответствии с родной и иной культурой, применяя общечелове­ческую мораль, культурную самобытность и правовые знания. Формирование у учащихся необходимых компетенций в учеб­ном процессе называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», а «прослеживаются условия происхождения данного знания» в практико-ориентированном образовательном процес­се. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. В образовательных стандартах для каждого предмета опреде­лён перечень формируемых компетентностей. ФГОС общего образования указывает следующие: • приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения; • освоение начальных лингвистических представлений, необ­ходимых для овладения на элементарном уровне устной и пись­менной речью на иностранном языке, расширение лингвистиче­ского кругозора; • сформированность дружелюбного отношения и толерант­ности к носителям другого языка на основе знакомства с жиз­нью своих сверстников в других странах, с фольклором н доступными образцами художественной литературы. Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований: ◦ Дидактические требования: чёткое формирование образо­вательных задач; определение оптимального содержания урока; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний; выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обуче­ния, стимулирования и контроля; реализация на уроке всех ди­дактических принципов. ◦ Психологические требования: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения; особенности самоорганизации учителя; организация познавательной деятельности; организация деятельности мыш­ления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; организованность учащихся; учёт возрастных особенностей. ◦ Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным; темы и ритм урока должны быть оптималь­ными; полный контакт учителя и учащихся; необходима атмо­сфера доброжелательности и активного творческого труда; сме­на видов деятельности; обеспечение активного учения каждого ученика. ◦ Требования к гигиене урока: температурный режим; про­ветривание; освещение; предупреждение утомления; чередование видов деятельности; физкультминутка; правильная рабочая поза учащихся; соответствие школьной мебели росту учащихся. 3. Овладение межпредметными понятиями и знаниями. Метапредметные результаты освоения основной образова­тельной программы общего образования должны от­ражать овладение межпредметными понятиями и знаниями: • овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; • освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • формирование умения понимать причины успеха/неудач учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в случае неудачи; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; • активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, пере­дачи и интерпретации информации в соответствии с коммуника­тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиа­туры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопро­вождением; соблюдать нормы информационной избирательно­сти, этики и этикета; • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ай стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осо­знанно строить речевое высказывание в соответствии с задача­ми коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым призна­кам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументи­ровать свою точку зрения и оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и по­ведение окружающих; • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества; • овладение сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности (при­родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответ­ствии с содержанием конкретного учебного предмета; • овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения меж­ду объектами и процессами; • умение работать в материальной и информационной среде общего образования, в том числе с учебными моде­лями, в соответствии с содержанием учебного предмета. Вопросы для обсуждения: • Что включают метапредметные результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования? • Как можно формировать у учащихся понимание причин собственных успехов и неудач? • Что такое «компетенция»? • Как можно классифицировать компетенции? • Какую роль в формировании компетенций играет практи­ческий опыт? • Почему компетенциями можно назвать практико-ориентированные способности, умения и знания? • В чём заключается новая функция школы в отношении к познавательной деятельности учащихся? • Как можно определить понятие «универсальные учебные действия»? • Какие существуют универсальные учебные действия? • Какая роль принадлежит универсальным учебным действи­ям в развитии самостоятельного учения школьников • Что относится к ключевым компетенциям в овладении иностранным языком? • В чём заключается специфика формирования компетенций учащихся? • Какие компетенции в области овладения иностранным языком называет ФГОС начального образования? • Какие требования необходимо соблюдать при формирова­нии компетенций учащихся?
«Метапредметные результаты обучения английскому языку» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Более 10 нейросетей для написания рефератов и решения задач
Найти нейросеть
Скачать, docx
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot