Метапредметные результаты обучения английскому языку
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5.
Метапредметные результаты обучения английскому языку
1. Овладение универсальными учебными действиями.
2. Овладение ключевыми компетенциями.
3. Овладение межпредметными понятиями и знаниями.
1. Овладение универсальными учебными действиями.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы развивать самостоятельное учение у школьников. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения — иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» собственного образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению к понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «над- предметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
Универсальные учебные действия:
• обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
• создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
• обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентности в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) организационные; 2) регулятивные включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Организационные действия позволяют сделать учение целенаправленно организованным, обеспечивают ученику решение приоритетных учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Организационные действия направлены на осознание, исследование и принятие осмысленных целей, позволяют сориентироваться в приоритетах, правилах, оценках и предпочтениях, выработать свою учебную и жизненную позицию по отношению к учебному материалу и образовательной программе, учебным и жизненным перспективам, а также к собственной жизненной «траектории».
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
2. Овладение ключевыми компетенциями.
Рассмотрение вопроса о формирования компетентностей следует начать с определений. Компетенция — это определённая область (сфера) деятельности, в которой индивид демонстрирует высокий уровень усвоенных стратегий успеха (например, образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.). Стратегии, умения и практические знания о том, как осуществлять действия в той или иной области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования, называются компетентностью. Другими словами, компетентность — это способность успешной деятельности за счёт усвоенных стратегий успеха, сформированных умений и приобретённых практических знаний.
Компетентности классифицируются:
• на ключевые (цифровая, интерактивная, информационная, социальная, лингвистическая);
• по видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная);
• по сферам общественной жизни (бытовая, гражданско- общественная, культурно-досуговая, в искусстве, физкультуре, спорте, образовании, медицине, политике и т.д.);
• по отраслям общественных знаний (в математике, физике, гуманитарных науках, обществознании, биологии);
• по составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая);
• по областям способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные);
• по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста-стажёра, руководителя).
Это наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.
К ключевым компетенциям в овладении иностранным языком как учебным предметом относятся:
• социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
• коммуникативная компетентность — способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым и понять других средствами иноязычного общения. Коммуникативная компетентность включает такие компоненты, как лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический и социокультурный;
• предметная компетентность — способность анализировать и понимать язык как механизм познания и общения;
• информационная компетентность — способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
• информационная компетентность — способность к применению информационных технологий в овладении языком;
• проективная компетентность — умение создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них в индивидуальной или коллективной деятельности;
• социокультурная компетентность — умение действовать в соответствии с родной и иной культурой, применяя общечеловеческую мораль, культурную самобытность и правовые знания.
Формирование у учащихся необходимых компетенций в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», а «прослеживаются условия происхождения данного знания» в практико-ориентированном образовательном процессе. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
В образовательных стандартах для каждого предмета определён перечень формируемых компетентностей. ФГОС общего образования указывает следующие:
• приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе
своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения;
• освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
• сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с фольклором н доступными образцами художественной литературы.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:
◦ Дидактические требования: чёткое формирование образовательных задач; определение оптимального содержания урока; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний; выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля; реализация на уроке всех дидактических принципов.
◦ Психологические требования: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения; особенности самоорганизации учителя; организация познавательной деятельности; организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; организованность учащихся; учёт возрастных особенностей.
◦ Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным; темы и ритм урока должны быть оптимальными; полный контакт учителя и учащихся; необходима атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; смена видов деятельности; обеспечение активного учения каждого ученика.
◦ Требования к гигиене урока: температурный режим; проветривание; освещение; предупреждение утомления; чередование видов деятельности; физкультминутка; правильная рабочая поза учащихся; соответствие школьной мебели росту учащихся.
3. Овладение межпредметными понятиями и знаниями.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать овладение межпредметными понятиями и знаниями:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неудач учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в случае неудачи;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различай стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде общего образования, в том числе с учебными моделями, в соответствии с содержанием учебного предмета.
Вопросы для обсуждения:
• Что включают метапредметные результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования?
• Как можно формировать у учащихся понимание причин собственных успехов и неудач?
• Что такое «компетенция»?
• Как можно классифицировать компетенции?
• Какую роль в формировании компетенций играет практический опыт?
• Почему компетенциями можно назвать практико-ориентированные способности, умения и знания?
• В чём заключается новая функция школы в отношении к познавательной деятельности учащихся?
• Как можно определить понятие «универсальные учебные действия»?
• Какие существуют универсальные учебные действия?
• Какая роль принадлежит универсальным учебным действиям в развитии самостоятельного учения школьников
• Что относится к ключевым компетенциям в овладении иностранным языком?
• В чём заключается специфика формирования компетенций учащихся?
• Какие компетенции в области овладения иностранным языком называет ФГОС начального образования?
• Какие требования необходимо соблюдать при формировании компетенций учащихся?