Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Метапредметные результаты обучения английскому языку

  • 👀 406 просмотров
  • 📌 378 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Метапредметные результаты обучения английскому языку
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Метапредметные результаты обучения английскому языку» docx
Лекция 5. Метапредметные результаты обучения английскому языку 1. Овладение универсальными учебными действиями. 2. Овладение ключевыми компетенциями. 3. Овладение межпредметными понятиями и знаниями. 1. Овладение универсальными учебными действиями. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как простой передачи зна­ний, умений и навыков от учителя к ученику к новому понима­нию функции школы развивать самостоятельное учение у школь­ников. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учеб­ные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения — иначе говоря, формирование уме­ния учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строи­телем» собственного образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благода­ря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению к понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепо­знавательные действия», «общие способы деятельности», «над- предметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Универсальные учебные действия: • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осу­ществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты; • создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую со­циальную и профессиональную мобильность; • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и на­выков, формирование картины мира, компетентности в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) организационные; 2) регулятивные включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логиче­ские, познавательные и знаково-символические; 4) коммуника­тивные действия. Организационные действия позволяют сделать учение целе­направленно организованным, обеспечивают ученику решение приоритетных учебных задач, увязывая их с реальными жиз­ненными целями и ситуациями. Организационные действия на­правлены на осознание, исследование и принятие осмысленных целей, позволяют сориентироваться в приоритетах, правилах, оценках и предпочтениях, выработать свою учебную и жизнен­ную позицию по отношению к учебному материалу и образова­тельной программе, учебным и жизненным перспективам, а так­же к собственной жизненной «траектории». Регулятивные действия обеспечивают возможность управ­ления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный пе­реход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельно­сти обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирова­ния, моделирования изучаемого содержания, логические дей­ствия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия обеспечивают возможности со­трудничества — умение слышать, слушать и понимать партне­ра, планировать и согласованно выполнять совместную дея­тельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выра­жать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффек­тивно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уме­ние и готовность вести диалог, искать решения, оказывать под­держку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действия­ми создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формиро­вания умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. 2. Овладение ключевыми компетенциями. Рассмотрение вопроса о формирования компетентностей следует начать с определений. Компетенция — это определённая область (сфера) деятельности, в которой индивид демонстриру­ет высокий уровень усвоенных стратегий успеха (например, об­разовательная компетенция учащихся, педагогическая компетен­ция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.). Стратегии, умения и практические знания о том, как осуществлять действия в той или иной области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, посто­янного самообразования, называются компетентностью. Други­ми словами, компетентность — это способность успешной дея­тельности за счёт усвоенных стратегий успеха, сформированных умений и приобретённых практических знаний. Компетентности классифицируются: • на ключевые (цифровая, интерактивная, информационная, социальная, лингвистическая); • по видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникатив­ная, профессиональная, предметная, профильная); • по сферам общественной жизни (бытовая, гражданско- общественная, культурно-досуговая, в искусстве, физкультуре, спорте, образовании, медицине, политике и т.д.); • по отраслям общественных знаний (в математике, физике, гуманитарных науках, обществознании, биологии); • по составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, пове­денческая); • по областям способностей (в физической культуре, ум­ственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, пси­хологические, социальные); • по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста-стажёра, руководителя). Это наиболее общие (универсальные) культурно выработан­ные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полу­ченных в образовательном процессе умений. К ключевым компетенциям в овладении иностранным язы­ком как учебным предметом относятся: • социальная компетентность — способность действовать в социуме с учётом позиций других людей; • коммуникативная компетентность — способность всту­пать в коммуникацию с целью быть понятым и понять других средствами иноязычного общения. Коммуникативная компе­тентность включает такие компоненты, как лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический и социокуль­турный; • предметная компетентность — способность анализировать и понимать язык как механизм познания и общения; • информационная компетентность — способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами ин­формации; • информационная компетентность — способность к приме­нению информационных технологий в овладении языком; • проективная компетентность — умение создать собствен­ный продукт, принимать решения и нести ответственность за них в индивидуальной или коллективной деятельности; • социокультурная компетентность — умение действовать в соответствии с родной и иной культурой, применяя общечелове­ческую мораль, культурную самобытность и правовые знания. Формирование у учащихся необходимых компетенций в учеб­ном процессе называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», а «прослеживаются условия происхождения данного знания» в практико-ориентированном образовательном процес­се. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. В образовательных стандартах для каждого предмета опреде­лён перечень формируемых компетентностей. ФГОС общего образования указывает следующие: • приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения; • освоение начальных лингвистических представлений, необ­ходимых для овладения на элементарном уровне устной и пись­менной речью на иностранном языке, расширение лингвистиче­ского кругозора; • сформированность дружелюбного отношения и толерант­ности к носителям другого языка на основе знакомства с жиз­нью своих сверстников в других странах, с фольклором н доступными образцами художественной литературы. Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований: ◦ Дидактические требования: чёткое формирование образо­вательных задач; определение оптимального содержания урока; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний; выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обуче­ния, стимулирования и контроля; реализация на уроке всех ди­дактических принципов. ◦ Психологические требования: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения; особенности самоорганизации учителя; организация познавательной деятельности; организация деятельности мыш­ления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; организованность учащихся; учёт возрастных особенностей. ◦ Требования к технике проведения урока: урок должен быть эмоциональным; темы и ритм урока должны быть оптималь­ными; полный контакт учителя и учащихся; необходима атмо­сфера доброжелательности и активного творческого труда; сме­на видов деятельности; обеспечение активного учения каждого ученика. ◦ Требования к гигиене урока: температурный режим; про­ветривание; освещение; предупреждение утомления; чередование видов деятельности; физкультминутка; правильная рабочая поза учащихся; соответствие школьной мебели росту учащихся. 3. Овладение межпредметными понятиями и знаниями. Метапредметные результаты освоения основной образова­тельной программы общего образования должны от­ражать овладение межпредметными понятиями и знаниями: • овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; • освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера; • формирование умения планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • формирование умения понимать причины успеха/неудач учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в случае неудачи; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; • активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, пере­дачи и интерпретации информации в соответствии с коммуника­тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиа­туры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопро­вождением; соблюдать нормы информационной избирательно­сти, этики и этикета; • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ай стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осо­знанно строить речевое высказывание в соответствии с задача­ми коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым призна­кам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументи­ровать свою точку зрения и оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и по­ведение окружающих; • готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества; • овладение сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности (при­родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответ­ствии с содержанием конкретного учебного предмета; • овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения меж­ду объектами и процессами; • умение работать в материальной и информационной среде общего образования, в том числе с учебными моде­лями, в соответствии с содержанием учебного предмета. Вопросы для обсуждения: • Что включают метапредметные результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования? • Как можно формировать у учащихся понимание причин собственных успехов и неудач? • Что такое «компетенция»? • Как можно классифицировать компетенции? • Какую роль в формировании компетенций играет практи­ческий опыт? • Почему компетенциями можно назвать практико-ориентированные способности, умения и знания? • В чём заключается новая функция школы в отношении к познавательной деятельности учащихся? • Как можно определить понятие «универсальные учебные действия»? • Какие существуют универсальные учебные действия? • Какая роль принадлежит универсальным учебным действи­ям в развитии самостоятельного учения школьников • Что относится к ключевым компетенциям в овладении иностранным языком? • В чём заключается специфика формирования компетенций учащихся? • Какие компетенции в области овладения иностранным языком называет ФГОС начального образования? • Какие требования необходимо соблюдать при формирова­нии компетенций учащихся?
«Метапредметные результаты обучения английскому языку» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot