Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Местоименно-соотносительные СПП

  • 👀 336 просмотров
  • 📌 278 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Местоименно-соотносительные СПП
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Местоименно-соотносительные СПП» docx
МЕСТОИМЕННО-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ СПП I. Общая схема (модель): [ + К= ОС ], (с. сл.) Хочу оказаться там, где всегда тепло. II. ОГЗ (смыслов. отн-я между ОС и ПЧ): корреляционно-пояснительное. Эти предложения строятся на основе двух соотносительных местоимений (местоименных пар): К (указ. слова) в главной части и релята (относительного слова) в придаточной части. Отсюда их название (соотносятся 2 равнозначных местоимения). 1) ОС ­= К ПЧ относится к К, который выполняет функцию ОС и является конструктивно обязательным. ОС не имеет валентности. Поскольку ОС является местоимением и лишь указывает на предмет, лицо, признак и т.д., но не называет их, оно нуждается в наполнении конкретным содержанием, для чего и служит придаточная часть. Таким образом, опорное слово и придаточная часть тождественны по своему содержанию, равнозначны. К выполняет 2 функции: 1) превращает ПЧ (придаточную часть) в аналог слова: – существительного (субстантивация) – прилагательного (адъективация) – наречия (адвербиализация) 2) +К вместе с придаточной частью образует блок, который выполняет функцию номинации предмета, лица или признака. Блок К+ПЧ употребляется в речи с разными целями: – умолчание: то, о чем я узнал – эвфемистически-описательное обозначение того, что нельзя назвать прямо – если человек не знает или забыл прямое название: то, что вы принесли. Хотя в стандартной литературной речи К обязателен, в разговорной речи и стилистически сниженных конструкциях он может не называться: Кто выучил, получит 5 = кто выучил, тот получит Кто выучил, тому поставят 5 – * Кто выучил, поставят 5 В зависимости от семантики и морфологической характеристики К выделяются подтипы МСП: 1) с именным К и 2) с адвербиальным К. МСП / \ и м е н н о й а д в е р б и а л ь н ы й / \ / \ субстантивный К адъективный К степени и обр.д. пространственный (кач.-степенной) тот так там то такой столько туда всякий, все таков настолько оттуда некто В качестве К выступают 4 разряда местоимений: 1) указательные: тот, то, так, там... 2) определительные: всякий, каждый, все, всё, везде, повсюду, отовсюду... 3) отрицательные: никто, нигде 4) неопределенные: что-то, что-нибудь, кто-то, некто, нечто... III. Средства связи – с.сл. С.сл. образует пару с К: тот-кто, то-что, такой-какой, так-как, столько-сколько и т.д. Корреляты и реляты (союзные слова) выражены местоимениями, которые относятся к одному морф. классу. Основные модели МСП (частные) 1) Именной субстантивный подтип; К – мест.-сущ.; ГЗ – атрибутивное [ тот ], (кто) //каждый, всякий, все, никто из тех, кто-то – лицо [ то ], (что) // всё, нечто, что-то, ничто – предмет 2) Именной адъективный; К – мест.-прилаг.; ГЗ – атрибутивное [ такой ], (какой); [ таков ], (каков). 3) Адвербиальный качественно-степенной [ так ], (как); [ столько ], (сколько); [ настолько] , (насколько) Каждый из этих К может употребляться с несколькими ЧР, вследствие чего возникают ЧГЗ: [ так + кач. нар. ] , (как) 1) степ. признака действия гл. 2) обр.д., мера действия СКС 3) мера состояния кр. прил. 4) степень качества [ настолько + кач. нар. ], (насколько) 1) степень признака действия гл. 2) мера действия СКС 3) мера состояния кр. / полн. прилаг. 4) степень признака [ столько + сущ. в Род. п. ] , (сколько) 1) мера кол-ва предметов или степень гл. качества предметов (для сущ. с кач. зн) 2) мера действия Таким образом, ЧГЗ в этом подтипе зависят как от семантики К, так и от семантики знаменательных слов, с которыми он (коррелят)сочетается. 4) Адвербиальный пространственный подтип; К – м-нар.; ГЗ – место, направление [ там / туда / оттуда ], (где / куда / откуда): там, откуда не возвращаются. В школе пространственный подтип называют придаточными места (т.е. обстоятельственными). Однако по своим свойствам они не отличаются от других типов МСП: 1) относятся к слову (и без ОС их нельзя построить): * пошел, откуда доносились голоса > туда, откуда 2) ср-во связи – с.сл.: характерно для присловных 3) К – обязателен (не характерно для обстоятельственных предл.). Вопрос о местоименных парах со значением времени: Иногда в число МСП включают СП с другими мест. парами: тогда–когда, затем –зачем, потому– почему и т.п. Рассмотрим пару ТОГДА – КОГДА. Такие предложения действительно похожи на МПС тем, что 1) в них возникает корреляция двух местоимений; 2) они имеют такие же фразеологизованные модели (Когда выучишь, тогда и приходи). В то же время они имеют признаки расчлененных структур: 1) К тогда и весь блок К + ПЧ занимают позицию детерминанта, т.е. относятся к предикату ГЧ. 2) К тогда не является обязательным и может не называться; при этом с.сл. когда превращается в союз. У придаточных пространственного подтипа иногда возникают непространственные значения: Почему мы всегда ищем новых путей там, где нужно использовать накопленный опыт – ГЗ уступки (хотя) Там, где тебя любят, ты чувствуешь себя как дома – ГЗ условия (если) Однако эти значения во многом возникают благодаря типизированным лексическим элементам, такие обстоятельственные значения встречаются и в других типах нерасчленённых СПП (а также в ССП и БСП). IV. К ­= ОС Позиция ПЧ – различается в разных подтипах. В именном субстантивном и адвербиальном пространственном подтипах позиция ПЧ по отношению к К – нефиксированная; в именном адъективном и адвербиальном качественно-степенном – обычно фиксированная (хотя в разг. речи возможны исключения). Структура гибкая. V. Тип структуры и позиция ПЧ Предложения этого типа имеют гибкую структуру: придаточное может находиться как до, так и после опорного (указательного в данном случае) слова. Позиция придаточного различается в разных подтипах и может быть фиксированной или нефиксированной. В именном субстантивном и адвербиальном пространственном подтипах позиция ПЧ по отношению к К – нефиксированная; в именном адъективном и адвербиальном качественно-степенном – обычно фиксированная (хотя в разг. речи возможны исключения). VI. Отграничение МСП от других типов присловных придаточных 1) МСП и ПАП: Его решение оказалось таким, каким и должно быть решение начальника – МСП Он принял такое решение, какого от него ждали – ПАП Адъективный подтип МСП похож на кач-выделит. подтип ПАП: оба имеют К такой. Однако в МСП К является именной частью сост. имен. сказуемого, входит в ГО и не может быть опущен – +К. В ПАП К является соглас. определением – +К. 2) МСП и ИОП Он узнал о том, что произошло – МСП субстантивного подтипа или ИОП? Обычно используются следующие критерии: а) в МСП при К обычно можно поставить всё или заменить его на всё: узнал обо всём, что произошло б) в ИОП К лексически опустошен, не образует устойчивой пары с с.сл-м, поэтому с.сл. можно заменить другим: рассказал о том, что произошло/где он был/зачем в) в МСП весь номинативный блок допускает замену словом или сл/соч.: узнал о случившемся VII. Фразеологизованные модели МСП Это такие модели, в организации которых, кроме 5 основных средств связи, принимают участие дополнит. средства связи – частицы: 1) Как аукнется, так и откликнется; Где потеряешь, там и найдешь ( R ), [ + К + и ] : фиксир. препозиц. ПЧ; усилит.-выделит. част. И в ГЧ. Основное ГЗ – как в данном подтипе; ДГЗ: 1) усилительно-выделит. (связано с семантикой частицы И) 2) сопоставит.-отождествит. (связано с фиксир. препоз. ПЧ) 2) О чем ни попросишь, всё сделает; Кого ни попросишь, никто не соглашается ( R + ни), [ + К ] : ПЧ нах. в препоз. и включает усилит.- обобщающ. част. НИ; К – определит. или отрицат. мест. ДГЗ: 1) усилит.-обобщ. (НИ), 2) Зн уступки. В школе МСП не выделяются как особый тип, а относятся к тем СПП, с которыми у них совпадает ГЗ: 1) им. субст. – мест.-определит. (разновидность прид. определит.); 2) им. ад. – нет; 3) адв. кач.-степ. – придаточные степени и образа действия; 4) простр. - придаточные места
«Местоименно-соотносительные СПП» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot