Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Мероприятия по сокращению расхода
топлива и масел на предприятиях АТ
Основные факторы, влияющие на расход
топлива транспортного средства:
1. Конструктивные;
2. Технологические;
3. Организационные.
Топливный баланс автомобиля в общем виде
характеризуется следующей зависимостью:
QΣ=Qдв+Qтр+Qf+Qw+Q j+Qα
где QΣ- суммарный расход топлива на движение
автомобиля;
Qдв - расход топлива на преодоление механических и
тепловых потерь в двигателе;
Qтр - расход топлива на преодоление потерь в трансмиссии;
Qf - расход топлива на преодоление сопротивления
качению;
Qw- расход топлива на преодоление аэродинамического
сопротивления;
Q j- расход топлива на преодоление сил инерции
автомобиля;
Qα- расход топлива на преодоление уклонов.
При движении транспортного средства по
горизонтальной дороге с постоянной скоростью
60 км/ч (т.е. отсутствуют составляющие Qα и Qj)
топливный баланс грузового и легкового
автомобилей выглядит следующим образом:
Грузовой автомобиль
Qw
24%
Qf
28%
Qдв
38%
Qтр
10%
Легковой автомобиль
Qf
17%
Qтр
10%
Qw
12%
Qдв
61%
Конструктивные факторы
Мероприятия по сокращению расхода топлива и
масел при организации перевозочного процесса:
совершенствовать организацию перевозочного процесса с
использованием современных логистических подходов;
расширять сферу применения специализированного
подвижного состава;
свести к минимуму нерациональные пробеги автомобилей;
не допускать не соответствие транспортного средства
перевозимому грузу;
контролировать работу автомобилей у заказчика и на
линии по выполнению объемов перевозок, а также
требовать от заказчика улучшения подъездных путей;
инструктировать водителей перед поездкой по новому
маршруту движения или пересадке на другой автомобиль.
Нормирование расхода топлива предназначено для:
определения нормативного значения расхода топлив по
месту потребления;
ведения статистической и оперативной отчетности;
определения себестоимости перевозок и других видов
транспортных работ;
планирования потребности предприятий в обеспечении ГСМ;
расчетов по налогообложению предприятий.
Распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р
с изменениями от 14 июля 2015 года введены в действие
методические рекомендации «Нормы расхода топлив и
смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Базовая норма расхода (в литрах на 100 км);
Транспортная норма (в литрах на 100 км);
Транспортная норма(в литрах на 100 тонно-километров);
Эксплуатационная норма (в литрах).
Увеличение норм расхода топлива
Условия увеличения
Работа в зимнее время года
Работа на дорогах общего пользования в горных
местностях:
– от 300 до 800;
– от 801 до 2000;
– от 2001 до 3000;
– свыше 3000
Работа на дорогах общего пользования со сложным
планом
Работа в городах с населением:
– свыше 5,0 миллионов человек;
– от 1,0 до 5,0 миллионов человек;
– от 250 тысяч до 1,0 миллиона человек;
– от 100 тысяч до 250 тысяч человек;
– в городах и поселках городского типа с населением
до 100 тысяч человек
Размер
увеличения
от 5 % до 20 %
до 5 %
до 10 %
до 15 %
до 20 %
до 10 %
до 35 %
до 25 %
до 15 %
до 10 %
до 5 %
Работа, требующая частых технологических остановок
Размер
увеличения
до 10%
Движение с пониженными скоростями:
– в диапазоне 20 – 40 км/ч;
– ниже 20 км/ч.
до 15 %
до 35 %
Срок эксплуатации:
– более 5 лет или с общим пробегом более 100 тыс. км
– более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс. км
до 5 %
до 10 %
Работа вне основных дорог общего пользования:
– для автомобиля в снаряженном состоянии без груза;
– для автомобиля с полной или частичной загрузкой
до 20 %
до 40 %
Учебная езда
до 20 %
Условия увеличения
Простой под погрузкой, разгрузкой в пунктах, где
запрещается выключать двигатель
до 10 %
Работа специальных автомобилей
до 20%
В дополнение к нормированному расходу газа допускается
расходование бензина или дизельного топлива для
газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
Заезд в ремонтную зону и выезд из нее до
5
литров
после проведения технических воздействий жидкого топлива
до 20 литров в
Запуск двигателя в зимнее время (при
месяц на один
температуре окружающей среды ниже 0 °С)
автомобиль
до 25 % от
Маршруты, протяженность которых превы- общего расхода
шает запас хода одной заправкой газа
топлива
на
маршруте
Снижение норм расхода топлива
Условие снижения
Размер снижения
Работа на дорогах общего пользования за
пределами городской зоны на дорогах с
до 15 %
равнинной слабохолмистой местности
Нормируемое значение расхода топлива для легковых
автомобилей:
Qн= 0,01∙НБ∙S∙(1 + 0,01∙D),
Qн– нормативный расход топлива, литры;
HБ– базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,
л/100 км;
S– расстояние, пройденное автомобилем, км;
D– поправочный коэффициент (суммарная относительная
надбавка или снижение) к норме в процентах.
Нормируемое значение расхода топлива для автобусов:
Qн= 0,01∙НТ∙S∙(1 + 0,01∙D) + Нот∙Т,
HТ– транспортная норма расхода топлива на пробег
автобуса, л/100 км
Нот– норма расхода топлива на работу отопителя, л/час;
Т – время работы автобуса с включенным отопителем, час;
D– поправочный коэффициент, %.
Нормируемое значение расхода топлива для грузовых
бортовых автомобилей и автопоездов :
Qн= 0,01∙(HТ∙S+HГР∙W)(1 + 0,01∙D),
где S– пробег автомобиля или автопоезда, км;
HТ– транспортная норма расхода топлива на пробег автомобиля или
автопоезда в снаряженном состоянии без груза:
HТ= НБ+HПР∙GПР, л/100 км,
где HБ– базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в
снаряженном состоянии, л/100 км;
для одиночного грузового автомобиля HТ=HБ.
GПР– собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
HПР– транспортная норма расхода топлива на дополнительную массу
прицепа или полуприцепа без груза, л/100 т∙км;
HГР– транспортная норма расхода топлива на выполнение работы при
перевозке груза, л/100 т∙км;
HГР=HПР; (на каждую дополнительную тонну перевозимого груза принимают
1,3 л/100 км для дизельных двигателей и 2 л/100 км для автомобилей с
бензиновыми двигателями).
W– объем транспортной работы для перевозки груза, т∙км;
W=GГР∙SГР,
где GГР– масса груза, т;
SГР– пробег с грузом, км.
Виды и сорта
масел (смазок)
Моторные масла
Трансмиссионные
и гидравлические
масла
Специальные
масла и жидкости
Пластичные(конси
стентные) смазки
Временная норма расхода масел в литрах (смазок в
кг) на 100 л общего нормируемого расхода топлива,
не более, для:
легковых, грузовых
грузовых
внедорожных
автомобилей и
автомобилей и автомобилей автобусов,
автобусов,
самосвалов,
работающих на работающих на работающих на
бензине, сжатом и
дизельном
дизельном
сжиженном газе
топливе
топливе
2,4
3,2
4,5
0,3
0,4
0,5
0,1
0,1
1,0
0,2
0,3
0,2
Использование автоматизированных систем
контроля и учета расхода топлива позволяет:
обеспечить непрерывный контроль количества
топлива в топливном баке;
вести учет расхода топлива в заданный период
времени;
вести расчет расхода топлива автомобилем за
смену;
определить экономию и перерасход топлива;
учет расхода топлива на обогрев салона.
Схема автоматизированной системы
контроля и учета расхода топлива
Пример отчета о работе транспортного средства
Режим рабочего времени и времени отдыха водителей
Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от
соблюдения режима труда и отдыха водителем, а также от
соблюдения скоростного режима движения транспортного средства.
Статистика показывает, что максимальный ущерб приносят аварии с
участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких
аварий является усталость водителя или превышение скорости
движения, допустимой для данного участка.
Существует положение об особенностях режима рабочего
времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15, а также
Европейское
соглашение,
касающееся
работы
экипажей
транспортных
средств,
производящих
международные
автомобильные перевозки (ЕСТР). Оно подписано в Женеве 1 июля
1970 г. и имеет в настоящее время ряд поправок.
Рекомендуемое время работы и отдыха водителей, учитывающее
приведенные выше нормативные документы, представлено на
следующем слайде
Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15.
Европейское соглашение регламентируемое международные
автомобильные перевозки (ЕСТР), принятое в России с 2010 г.
Режим работы
Ежедневное управление ТС
максимум 9 часов.
Еженедельное время управления ТС
максимум 56 часов
Время управления ТС без перерыва
максимум 4,5 часа
Режим отдыха
Длительность перерыва в управлении ТС минимум 45 минут
Длительность суточного отдыха одного
водителя в течение 24 часов:
без перерыва
минимум 11 часов.
с перерывом
12 часов.
Длительность суточного отдыха 2 минимум 9 часов
водителей в течение 30 часов
В целях минимизации рисков ДТП осуществляется проверка
выполнения указанных выше требований. Эти проверки осуществляются
без разграничения транспортных средств, предприятий и водителей, а
также независимо от места происхождения транспортного средства или
назначения рейса и проводятся с помощью любого типа тахографов.
Применение тахографического контроля на борту транспортного
средства в России
Тахограф – контрольное устройство, устанавливаемое на борту
автотранспортных средств и предназначенное для регистрации скорости
движения транспортного средства, а также режима труда и отдыха
водителей.
К ним предъявлялись следующие требования: независимо от водителя
регистрировать скорость и пройденный путь, относительно реального
времени. Поэтому первыми производителями тахографов были часовые
фирмы, так как в основе прибора был часовой механизм.
Основная задача, возложенная на тахограф – на текущий момент, это
прибор обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку
максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого
транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость
водителя или превышение скорости движения.
В настоящее время эксплуатируются два вида тахографов –
аналоговые и цифровые. Их принцип работы заключается в сборе и
обработке сигналов от коробки передач автомобиля для контроля
скорости движения, а также в фиксации времени движения транспортного
средства. Главные их отличия – в способе сбора, накопления и
отображения информации.
Аналоговые тахографы
Аналоговый тахограф внешне похож на спидометр. Для его работы требуется
специальный диаграммный диск, на котором записываются периоды работы автомобиля.
Диаграммный диск изготовлен из специальной бумаги, на которую последовательно
нанесены: слой черной краски, слой прозрачного пластика и белый слой оксида цинка.
Поверх этих слоев типографским способом нанесены шкалы и знаки. Когда игла самописца
тахографа производит запись, происходит удаление слоя оксида цинка и проступает черный
цвет подложки. Одновременно игла оставляет характерный след на слое пластика, который
используют при идентификации диаграммного диска и тахографа. Диск имеет отверстие
грушевидной формы, позволяющее установить его только в одном, строго
скоординированном, положении. На обороте диска нанесены графы, необходимые для
записей от руки.
С 16 декабря 2015 года вступил в силу Приказ Минтранса РФ № 348 «О внесении
изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами». Согласно
вступившему в силу Приказу, установить срок замены аналоговых тахографов на цифровые
перенесен до 1 июля 2016 года для всех категорий ТС, подлежащих оснащению.
Цифровые тахографы
Цифровые тахографы внешне чаще всего напоминают автомобильный
магнитофон или радиомагнитолу. Они включаются и выключаются
автоматически при повороте водителем ключа в замке зажигания. Для
работы такого тахографа необходима личная карта водителя, которая
вставляется перед движением в картоприёмник. Цифровой тахограф
имеет встроенный принтер и кассовую ленту, на которой можно
распечатать отчеты по записанным данным труда и отдыха водителей.
Принцип работы цифрового тахографа
базируется на обработке электрических
импульсов от датчика скорости на коробке
перемены передач и фиксации времени,
проведенного транспортным средством в
движении. Запись всей информации идет в
память тахографа и на цифровую карту
водителя.
Прибор
имеет
систему
самодиагностики и защиты сигнала,
благодаря чему практически исключаются
незаконные манипуляции с ним, такие как
отключение тахографа, подмотка пробега,
и прочие методы получения водителем
личной выгоды.
Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в
следующих режимах:
1) рабочий режим – режим вождения транспортного средства
(осуществляется регистрация режимов движения, труда и отдыха
водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей). Этот
режим активируется картой водителя – персональной картой, которая
выдается в единственном экземпляре сроком на три года.
2) режим контроля – режим проверки деятельности водителя (при
остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах). Он
активируется картой контролера, выдаваемой контролирующим органам
сроком до 5 лет.
3) режим корректировки установочных данных – режим внесения
изменений в идентификационные данные тахографа. Этот режим
активируется картой мастерской, которая осуществляет установку
тахографа на автотранспортное средство;
4) режим предприятия – режим проверки деятельности водителя, а
также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его
пробега и скоростного режима. Он активируется картой предприятия,
предназначенной для загрузки, показа, распечатки или блокировки данных
цифрового тахографа о действиях владельца или пользователя
транспортного средства..
Для контроля за режимами труда и отдыха могут применяться
различные методы в зависимости от оснащения проверяющего:
1) при отсутствии специальной
карты контролера, инспектор может
сделать распечатку на тахографе с
использованием карты водителя за
28 дней или считать карту водителя
стандартным картридером, а затем
обработать данные специальным
программным обеспечением;
2) при наличии карты контролера
контролер
может
сделать
распечатку с тахографа
за
последний год;
Эффективность использования тахографов
Исследование
Уменьшение
Сокращение
количества ДТП,
расходов на
%
техническое
обслуживание, %
Проект Samovar (Великобритания,
Нидерланды, Бельгия)
WKD Security GmbH(частная
транспортная компания, Германия)
Полиция Вены (Австрия)
Suedbaden Bus Co. (частная автобусная
компания, Германия)
–28
–40
–30
–60
–18
–40
–18
–59