Менеджмент качества на предприятии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Развернутый анализ лекции
Содержание лекции
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1. Организационный момент
Подготовить студентов к работе
Приветствует студентов;
Проверяет готовность студентов к уроку;
Организует внимание.
Приветствуют преподавателя.
2. Целеполагание, мотивация
Определить тему урока
Озвучивание интересного высказывания: Если бы рекламодатели тратили на улучшение своей продукции те деньги, которые они тратят на рекламу, их продукция не нуждалась бы в рекламе.
Уилл Роджерс
3.
Предлагает:
Определить тему урока.
Дают предполагаемые ответы, совместно с преподавателем определяют тему урока
Определить цели и задачи урока
Предлагает сформулировать цель, задачи урока.
Формулируют цель и задачи урока.
3. Изучение нового материала
Формировать представление об изучаемых понятиях.
Первичное обобщение и систематизация новых знаний.
Приведение аналогий успешных компаний, отображающих важность изучения темы организации управления качеством продукции на предприятии
Слушают
Переключить внимание на тезисы в презентации и схемы
Рассказывает о формировании системы качества на предприятии
Смотрят презентацию, задают вопросы
Рассмотреть слайд «Пирамида качества»
Предлагает рассмотреть основные компоненты качества в бизнес среде.
Организует беседу.
Смотрят на рисунок-схему.
Высказываются.
Иллюстрация управления качеством: понятие, функции, методы через визуальную технику.
Обращает внимание на функции и методы управления качеством
Обсуждают увиденное. Задают вопросы
Визуализация материала по теме качество продукции и его оценке
Особое внимание уделяет критериям качества продукции
Перечисляют самостоятельно критерии качества продукции до появления текста на слайде
4. Первичное закрепление
Закрепление знаний.
Раздает краткий тест по теме пройденного материала (Приложение 3)
Самостоятельно выполняют тестовое задание и сдают на проверку
5. Домашнее задание
Сообщить домашнее задание
Разъяснить методику написания эссе
Раздает распечатки домашнего задания каждому студенту (Приложение 4)
Знакомятся с содержанием домашнего задания.
6. Рефлексия
Проанализировать деятельность преподавателя и студентов. Дать оценку успешного достижения цели.
Предлагает вспомнить тему, цели урока.
Спрашивает достигнута ли цель урока, остались ли невыясненные вопросы?
Называют тему и цели. Задают вопросы. Дают оценку занятию.
7. Итог урока
Дать оценку работы группы.
Поблагодарить за работу.
Тезисный план лекции:
1 блок: Роль качества в бизнес среде
Если бы рекламодатели тратили на улучшение своей продукции те деньги, которые они тратят на рекламу, их продукция не нуждалась бы в рекламе.
Уилл Роджерс
Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды.
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет: выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира. Цикл Деминга.
Комплексная система управления качеством продукции (УКП) - это применение статистических методов на всех этапах производства, которая в наивысшей степени способствует экономичному производству продукции. УКП, развиваясь циклически, проходит через определенные этапы. Этот цикл называется циклом Деминга, а его реализация - оборотом цикла Деминга.
Понятие цикла Деминга не ограничивается только контролем качества изделий, его можно распространить на все управление производством. А именно, управление любыми процессами, включая управление качеством продукции, можно рассматривать как последовательность прохождения следующих важных этапов:
• План (PLAN) идентификация и анализ проблемы; оценка возможностей и планирование необходимых изменений.
• Реализация (DO) поиск решения проблемы и осуществление запланированных мероприятий.
• Проверка (CHECK) оценка результатов и выводы в соответствии с поставленной задачей.
• Исправление (ACTION) принятие решения на основе полученных выводов; если изменение не решает поставленную задачу следует повторить цикл, внеся коррективы в план.
2 блок: Формирование системы менеджмента качества на предприятии
Для успешного функционирования любого предприятия необходимо формирование и поддержание эффективной системы управления, составной частью которой является менеджмент качества. В основу формирования системы менеджмента качества могут быть положены МС ИСО серии 90001.
Деятельность по формированию и внедрению систем менеджмента качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы.
I. Предпроектный анализ и обучение.
II. Разработка политики и целей в области качества.
III. Проектирование системы менеджмента качества.
IV. Документирование системы менеджмента качества предприятия.
V. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии.
VI. Подготовка к сертификации системы менеджмента качества.
Анализ условий внедрения МС ИСО серии 9000 должен выявить возможность и целесообразность применения на данном предприятии этих стандартов. Подобный анализ целесообразно проводить по следующим основным направлениям:
- анализ действующей на предприятии нормативной и технической документации, устанавливающей требования к техническому уровню и уровню качества продукции, технологическим процессам ее производства и регламентирующей порядок проведения контроля качества и испытаний продукции;
- анализ состояния технологических процессов производства, полноты и правильности проведения контроля и испытаний;
- анализ состояния оборудования, технологической оснастки, инструментов, энергоносителей и других средств труда;
- анализ состояния работы по метрологическому обеспечению па предприятии;
- анализ состояния дисциплины поставок и качества, используемых в производстве сырья, материалов и комплектующих изделий;
- анализ укомплектованности предприятия кадрами и порядка подготовки и повышения квалификации.
Такой анализ проводится на основе данных обследования деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на качество продукции. При обследовании для получения информации используются нормативная, техническая, плановая и отчетная документация, статистические данные, а также непосредственные наблюдения и опрос специалистов предприятия.
Блок 3: Управление качеством: понятие, функции, методы
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции.
Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Объекты управления качеством продукции - это показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.
Субъекты управления качеством продукции - это органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления в соответствии с установленными принципами и методами.
К функциям управления качеством продукции на предприятии относятся:
o прогнозирование и планирование качества продукции;
o оценка и анализ качества продукции;
o контроль качества продукции;
o стимулирование качества продукции и ответственность за него.
Под методами управления качеством понимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества.
Выделяют следующие методы управления качеством:
1) организационные (административные):
а) распорядительные (директивы, приказы и т.д.),
б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения),
в) дисциплинарные (ответственность и поощрение);
2) социально-психологические:
а) социальные (воспитание и мотивация),
б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами);
3) технико-технологические:
а) технические методы контроля качества,
б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов;
4) экономические:
а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности,
б) ценообразование с учетом уровня качества,
в) финансирование деятельности в области качества.
Системный подход к управлению качеством предполагает формирование целевой подсистемы управления предприятием, подразумевающей упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах.
Системный подход к управлению качеством на предприятии предполагает использование следующих принципов:
- целенаправленности - позволяет установить границы управления и адресность управленческих решений;
- комплексности - охватывает все стадии жизненного цикла продукта, все структурные подразделения, руководство и весь персонал предприятия;
- непрерывности - обеспечивает процесс управления, ориентированный на постоянное улучшение системы;
- объективности - ориентирует на использование адекватных методов управления, выбор показателей, отражающих действительное состояние управления качеством, подбор управленческого персонала соответствующей квалификации;
- оптимальности - предусматривает необходимость обеспечения результативности и эффективности процессов управления качеством, в частности, и системы в целом.
Система управления качеством предприятия включает общие, специальные и обеспечивающие подсистемы.
К общим подсистемам управления качеством относятся:
- прогнозирование и планирование качества продукции;
- учет, анализ и оценка качества продукции;
- стимулирование качества продукции и ответственность за него;
- контроль качества продукции.
К специальным подсистемам управления качеством относятся:
- стандартизация;
- испытания продукции;
- профилактика брака;
- оценка соответствия и сертификации.
К обеспечивающим подсистемам управления качеством относятся:
- правовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- метрологическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- организационное обеспечение;
- технологическое обеспечение;
- финансовое обеспечение.
Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с управлением персоналом, инвестиционной и инновационной деятельностью, производственным менеджментом, окружающей средой, охраной труда и т.д. Различные части системы управления организацией могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.
Блок 4: Качество продукции и его оценка
Качество продукции — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.
Качество продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например, технический уровень продукции), а полезность — способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Факторы, влияющие на качество продукции
· Общественные ожидания, субъективные настроения потребителей;
· Качество проекта (совершенство конструкции);
· Качество исполнения (совершенство технологий);
· Уровень конкурентности рынка.
Необходимость учитывать субъективную сторону восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной.
Факторы, влияющие на сохраняемость продукции:
· влажность;
· свет;
· состав воздуха;
· механические факторы;
· биологические.
В результате этих воздействий происходят различные изменения.
Оценка качества представляет собой совокупность следующих операций: выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми.
Необходимость оценки качества продукции возникает при решении следующих задач:
- прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции;
- планирования повышения качества продукции и объемов ее производства;
- обоснования освоения новых видов продукции;
- выбора наилучших образцов продукции;
- обоснования целесообразности снятия продукции с производства;
- аттестации продукции по категориям качества;
- обоснования возможности реализации продукции за рубежом;
- оценки научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов на продукцию;
- контроля качества продукции;
- стимулирования повышения качества продукции;
- анализа динамики изменения качества;
- анализа информации о качестве продукции и др.
Оценка качества продукции должна производиться на различных стадиях ее жизненного цикла.
Оценка качества продукции
Количественная оценка показателей качества продукции производиться с целью:
— выбора наилучшего варианта продукции;
— повышения требований к качеству продукции в техническом задании на проектирование;
— оценки достигнутых показателей качества при проектировании и производстве;
— определения и контроля показателей качества после изготовления и в эксплуатации;
— определения соответствия достигнутых показателей качества требованиям нормативной документации и т.д.
Для оценки показателей качества продукции применяются методы:
— измерительный;
— расчетный или аналитический;
— статистический;
— экспертный;
— органолептический;
— социологический.
Качество продукции - физическая категория. Оно формируется на стадии маркетинговых исследований и опытно-конструкторских разработок.
Показатель качества продукции (ГОСТ 15467-79) - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.