Менеджмент физической культуры и спорта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Менеджмент
физической
культуры
и
спорта.
Функции
менеджмента
В настоящий момент времени среди специалистов сложилось две
основные
точки
зрения
на
соотношение
понятий
“управление”
и
“менеджмент”. Одни используют их как идентичные и взаимозаменяемые,
другие придерживаются мнения, что понятие “управление” значительно шире
понятия “менеджмент”.
В отечественных изданиях “управление” в самом общем виде
рассматривается как элемент, функция организованных систем различной
природы
(технических,
биологических,
социальных),
обеспечивающая
сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их
программ и целей. В рамках этого понятия можно вести речь и о
специфической управленческой деятельности человека в различных сферах неживой и живой природе и социальной жизни.
В физической культуре и спорте (ФКиС) правомерно употреблять
понятие “управление” ко всем названным сферам. Например, спортсмен
управляет
специфическими
транспортными
средствами
(автомобилем,
самолетом, яхтой, санями и т.п.); в ряде случаев воздействует на объекты
живой природы, управляя лошадью, собаками, оленями. При этом управление
не ограничивается только животными.
Поскольку ФКиС относится к сфере нематериального производства,
социальной жизни, то объектами управления выступают и спортсмены как
биосоциальные и социобиологические объекты (управление подготовкой
спортсмена), а также правомочно использовать “управление” применительно
к ФКиС как отрасли народного хозяйства. При этом управление ФКиС
представляет собой систему конкретных методов и форм сознательной
деятельности, направленной на обеспечение эффективного развития отрасли
ФКиС в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в
физическом совершенствовании.
Понятие “менеджмент” стало использоваться в нашей стране в начале
формирования в России рыночных отношений. Понятие заимствовано из
английского языка и отличается широкой трактовкой содержания.
Менеджмент”- это и эффективное использование ресурсов, таких как капитал,
здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной
эффективностью; “М”- это способ, манера общения с людьми, власть и
искусство управления, особого рода умелость и административные навыки,
орган управления, административная единица, теория и практика управления.
Довольно часто менеджмент трактуется как управление в конкретной
организации, как внутрифирменное управление
Менеджмент - это система рациональной организации управления
производственной деятельностью, направленная на эффективное достижение
запланированных результатов, это область человеческого знания, помогающая
осуществлять разумное и эффективное управление, это социальный слой
людей, профессионально занимающихся управлением.
Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного
управления
организациями
физкультурно-спортивной
направленности.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в
науку в конце 19 века. Основные усилия менеджмента как науки направлены
на объяснение природы управленческого труда, установление связей между
причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых
совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.
Менеджмент как искусство требует не только систематического
пополнения научных знаний, но и постоянного развития личностных качеств
менеджера, его способностей применять полученные знания в нестандартных
ситуациях реальной жизни, умения мотивировать подчиненных и т.п.
Менеджмент как функция реализуется посредством выполнения ряда
управленческих действий. Развитие разделения труда привело к тому, что
деятельность по управлению обособилась от производственной функции.
Менеджмент как процесс, представляет собой взаимосвязь таких
основных функций как планирование, организация, мотивация и контроль, а
также - коммуникация и принятие решения. Одной из важнейших
характеристик
современного
менеджмента
как
совокупности
профессионально подготовленных специалистов является ориентация на
“команду”, которая рассматривается как ключевой ресурс ее эффективной
деятельности.
Менеджмент нередко ассоциируется с аппаратом управления, его
структурным составом, характером связей между звеньями и уровнями
структуры управления, полномочиями и ответственностью работников,
занимающих
различные
должности.
Предметное
многообразие
менеджмента затрудняет его представление в виде четко сформулированных
правил и рецептов деятельности.
Поэтому современный менеджмент в ФКиС должен рассматриваться
скорее как система наиболее общих представлений о физкультурноспортивных организациях и “внутрифирменном” управлении ими.
МЕНЕДЖМЕНТ - совокупность принципов, форм, методов, приемов и
средств управления.
Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности
производства, лучшего использования ресурсного потенциала.
Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности, или
доходности
деятельности
производственного процесса.
фирмы
путем
рациональной
организации
Главная задача менеджмента - организация производства товаров и
услуг с учетом потребителей на основе имеющихся ресурсов и обеспечение
рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на
рынке.
Функции менеджмента - виды деятельности, необходимые для
осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой
деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ:
Планирование - функция управления, определяющая цели и задачи
деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая
методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
По содержанию и периоду планы могут быть видов:
оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее);
тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);
стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет).
ОРГАНИЗАЦИЯ:
Функция организации - обеспечение всем необходимым для нормальной
работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными
средствами и др.
Организация - процесс создания структуры предприятия, которая дает
возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение
общей управленческой задачи путем распределения ответственности и
полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами
работ.
Для успешной реализации функции организации необходимо учитывать
требования следующих локальных принципов:
Принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя
достижения общей цели;
Эластичности организации. При определении задач и ответственности
должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных
работников и административными предписаниями;
Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее
элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием
внешней и внутренней среды;
Непрерывного
совершенствования.
Предполагает
необходимость
систематической организационной работы по совершенствованию
процесса организации и реализации решений;
Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного
начальника;
объема
контроля.
Менеджер
в
состоянии
квалифицированно
обеспечить и проконтролировать работу ограниченного
числа
подчиненных;
Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
Соразмерности ответственности данным полномочиям;
Исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до
рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим
звеньям;
МОТИВАЦИЯ:
Мотивация - побуждение эффективно трудиться для достижения целей,
сформулированных в планах, с помощью экономического и морального
стимулирования и создание условий для проявления творчества.
Это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих
человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс
побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации
и (или) личных целей. (Теории мотивации – Маслоу, Макклеланд, Герцберг,
Врум, справедливости, Портера-Лоурера).
Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения
его к определенным действиям посредством активизации в нем определенных
мотивов.
Прежде,
чем
приступить
к
решению
этих
задач,
следует
проанализировать:
Процесс мотивации в организации;
Индивидуальную и групповую мотивации и зависимость между
ними;
Динамику мотивации деятельности каждого работника;
Как мотивация соотносится с результатами деятельности сотрудника.
КОНТРОЛЬ:
Контроль - функция пресса управления, целью которой является
количественная и качественная оценка и учет результатов работы. На
основании его данных производится корректировка ранее принятых решений
и нормативов.
Виды контроля:
Предварительный
(осуществляют
до
начала
деятельности
организации с целью проверки его готовности к предстоящей работе).
Текущий
(осуществляется
непосредственно
в
ходе
производственно - коммерческой деятельности).
Заключительный (итоговый) (связан с оценкой выполнения
организацией всех разделов бизнес - плана, и поэтому требует всестороннего
анализа сильных и слабых аспектов деятельности организации за истекший
период - с целью получения необходимой информации для последующих
этапов планирования).
Контроль осуществляется путем наблюдения, учёта и анализа всех
сторон деятельности организации.
По данным контроля:
Устраняются выявленные ошибки;
Проводится корректировка ранее принятых решений, норм, нормативов,
показателей бизнес-плана.