Механизмы и методы воздействия в СМК
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Механизмы и методы
воздействия в СМК
План лекции.
•
•
•
•
•
•
•
Манипулятивное воздействие в СМИ.
Воздействие СМИ на аттитюды.
Социально-психологические механизмы
воздействия в СМИ.
Убеждающее воздействие в СМИ.
Использование законов научения в СМИ.
Использование гипнотических и трансовых
приемов в СМИ.
Эффекты воздействия СМИ.
Воздействие психологический результат общения,
проявляющийся в изменении
эмоционального состояния, поведения
или внутренних установок хотя бы
одной из взаимодействующих сторон.
Структура социальнопсихологического воздействия
•
•
•
•
•
Субъ ект воздействия
Объ ект воздействия
Средства воздействия
Механизмы воздействия
методы воздействия.
Манипуляция
"вид применения власти, при котором
обладающий ею влияет на поведение
других, не раскрывая характер
поведения, которое он от них ожидает".
Признаки манипуляции
1) мишень – структуры психики
2) скрытое воздействие
3) воздействие, которое требует мастерства и
знаний
4) способ господства путем духовного
воздействия на людей через
программирование их поведения
5) ставит своей задачей изменение мнений,
побуждений и целей людей в нужном власти
направлении
Манипулятивны е технологии в
МК
• искажение информации:
фабрикация /подтасовка фактов,
манипулятивная семантика,
упрощение,
стереотипизация
• способ подачи информации:
утверждение,
повторение,
дробление,
срочность,
сенсационность,
отсутствие альтернативных источников
Формирование аттитю да механизм воздействия СМИ.
Компоненты аттитюда:
когнитивны й
аффективны й
конативны й
Социально-психологические
механизмы воздействия
•
•
•
•
•
идентификация,
подражание
внушение
заражение
эмпатия
Внелогическое воздействие
Убеждение
- воздействие на сознание личности
через обращение к ее критическому
мышлению.
- Средства убеждения:
аргументация, доказательство,
обоснование, опровержение, дискуссия,
формирование когнитивного
диссонанса у партнера.
Использование законов научения
в СМИ.
•
•
•
•
Выработка условных связей
Оперантное научение
Викарное научение
Латентное научение
Суггестивные психотехнологии
• Подпороговое воздействие
• Использование методов НЛП
• Использование методов
эриксонианского гипноза (трансовое
воздействие)
• Использование психоаналитических
методов
Приемы наведения транса
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
речевая динамика
воздействие звукосочетаниями.
показ трансового поведения
вызывание возрастной регрессии
перегрузка сознания
разрыв шаблона
техника полной неопределенности и
непредсказуемости
искусственные и несуществующие слова
техника рассеивания
персеверация (повторение)
Преодоление сопротивления
внушению
•
•
•
•
Трюизм («Все любят покупать»).
Иллюзия выбора
Команда, скрытая в вопросе
Использование противоположностей (“чем …тем …”)
• Полный выбор
• Избегание отрицательных частиц “нет” и
“не”.
• Конкретность и образность ключевых слов
Методы НЛП
• использовать все три
репрезентативные системы
• Манипуляция словами
• Мета – программы:
стремления “К” чему-то и “От” чего-то
“возможности – действия”
Психоаналитические методы
• Манипуляция основными инстинктами
(секс, агрессия)
• Психоаналитическая символика
• Актуализация детских переживаний
• Использование архетипов
Эффекты воздействия СМК
• Индивидуальный уровень:
индивидуальные реакции,
индивидуальный отклик, краткосрочные
и долгосрочные
• Общественный уровень: формирование
общественного мнения, установление
«пунктов повестки дня»
Эффекты воздействия МК
•
•
•
•
«Спираль молчания» (Ноэль-Нойман )
Информационного дефицита
Эффект прайминга
Эффект «установление пунктов
повестки дня» (agenda setting)
Прайминг
- предварительная подготовка аудитории
массмедиа
• Механизм: медиасообщения
активируют уже сформированные
понятия, мысли или знания, которые
связаны с содержанием этих
материалов (вплоть до моделирования
поведения).
Теория информационного
дефицита
Эффекты воздействия СМИ:
• Эффекты когнитивные: формирование установок;
определение «пунктов повестки дня»; расширение
представлений людей; уточнение ценностных
ориентации.
• Эффекты аффективные: формирование чувств
обеспокоенности, страха; влияние на моральное
состояние и степень отчуждения в обществе.
• Эффекты поведенческие: активизация (или не
активизация) какой-либо деятельности; направление
различных видов акций (например, политических
демонстраций); провоцирование альтруистических
проявлений (кампании благотворительности).
Модель Болл-Рокич и Де Флюэр
Циркулярная
реакция