Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Медико-тактическая характеристика происшествий

  • 👀 458 просмотров
  • 📌 401 загрузка
  • 🏢️ Самарский государственный медицинский университет
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Медико-тактическая характеристика происшествий» pdf
Самарский государственный медицинский университет Кафедра физиологии с курсом медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности Тема Л-8/2 « Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий ЧС техногенного характера » Доцент кафедры к.фарм.н., В.Н. Дмитрук Учебные вопросы: 1. Медико-тактическая характеристика транспортных и дорожно-транспортных аварий. 2. Медико-тактическая характеристика ЧС взрыво- и пожароопасного характера. 3. Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах. Медико-тактическая характеристика транспортных и дорожно-транспортных аварий Транспортные и дорожно-транспортные аварии и катастрофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу поражённых и погибших. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы. В России ежегодно на дорогах погибает более 30 тыс. чел., получают ранения – более 300 000 чел. Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составляют в среднем 94%; происшествия на водном транспорте – 4 %; на авиационном – 1,5 %; на железнодорожном – 0,5%. Жертвы при транспортных катастрофах Катастрофы Соотношение погибших к раненым Авиационные 10:1 Автомобильные 1:10 Железнодорожные 1:15 Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Основные виды ДТП – наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств. Основные механизмы возникновения повреждений: 1. От прямого удара транспортным средством. 2. От общего сотрясения тела человека вследствие удара. 3. От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету. 4. От трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги. Характер повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей. Частота повреждения отдельных анатомо-функциональных областей у пострадавших в ДТП  Голова – 91,5%;  Нижние конечности – 56,9%;  Грудная клетка – 41,5%;  Таз – 26,6%;  Верхние конечности – 22,4%;  Живот – 20,6%;  Шея – 2,5%. Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП – сочетанные черепномозговые травмы. Железнодорожные катастрофы На железных дорогах России в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских поездов. По железным дорогам перевозятся миллионы тонн химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами и др. При нарушениях эксплуатации, обслуживания и др. возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом. При железнодорожных катастрофах в структуре санитарных потерь преобладают механические травмы – до 90 %. Это ушибленные раны, закрытые переломы конечностей и закрытые черепномозговые травмы – до 50 %. Более чем в 60 % случаев – множественные и сочетанные травмы. Травмы с синдромом длительного сдавления возникают при несвоевременном высвобождении поражённых из деформированных вагонов и локомотивов. Величина потерь при некоторых железнодорожных катастрофах Количество Год Место катастрофы пострадавших погибших 1987 Станция Каменская 14 106 1988 Станция Арзамас 1 840 91 1989 Близ г. Уфа 623 575 1989 Г. Алма - Ата 195 32 1989 Станция Свердловск Более 1000 4 1996 Станция Литвиново 65 17 По характеру происшествия железнодорожные катастрофы подразделяют на столкновения, сходы, пожары, комбинированные катастрофы (столкновение + сход, столкновение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход + пожар). По характеру поражений выделяют катастрофы с механическими, ожоговыми травмами, с отравлениями, радиационными поражениями, загрязнением окружающей среды, а также с комбинированными поражениями и загрязнением окружающей среды. Часто катастрофы происходят ночью или рано утром, когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их деятельности, на перегонах, где скорость движения поездов достигает своего максимума, в малонаселенных, в труднодоступных местах. Поэтому информация о произошедшей катастрофе поезда нередко поступает с опозданием и в искаженном виде. О произошедшей катастрофе на железной дороге информация доводится до главного врача железнодорожной больницы (дежурного) по месту стоянки аварийно-восстановительного поезда и до начальника врачебно-санитарной службы железной дороги. На место ЧС в составе аварийно-восстановительного поезда следует санитарный вагон с аварийной врачебно-сестринской бригадой железнодорожной больницы, соответствующим оснащением и экипировкой. Авиационное происшествие – событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений. Авиационная катастрофа – происшествие, повлекшее за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия. В авиационных катастрофах часто гибнет весь экипаж и все пассажиры. В других случаях санитарные потери могут достигать 80 – 90% от общего числа людей, находившихся на воздушном судне. У оставшихся в живых, как правило, сочетанные травмы и комбинированные поражения. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов экипажа воздушного судна. Медико-тактическая характеристика ЧС взрыво- и пожароопасного характера Взрыво- и пожароопасные объекты – на которых производятся, хранятся, транспортируются взрыво- и пожароопасные продукты. Взрывы на промышленных предприятиях обычно сопровождаются обрушениями и деформациями производственных помещений, транспортных линий, выходом из строя технологического оборудования, энергосистем и утечкой ядовитых веществ. При взрывах на атомных станциях – выбросом радиоактивных веществ в атмосферу и загрязнением ими больших территорий. Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются быстрым повышением температуры окружающей среды, задымлением помещении распространением огня скрытыми путями. Наибольшие трудности при организации тушения пожаров возникают на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях с взрывоопасной технологией. Пространство, охваченное пожаром, условно разделяют на зоны: Активного горения и теплового воздействия. Поражающие факторы: высокая температура и продукты сгорания (ожоги, перегревание организма и интоксикация). Задымления: поражения токсичными продуктами сгорания (отравления). Основные факторы, определяющие величину санитарных потерь в очаге пожара и взрыва:  Масштабы пожара и мощность взрыва;  Характер и плотность застройки;  Плотность населения;  Огнестойкость зданий и сооружений;  Метеоусловия (скорость ветра, осадки и т.д.);  Время суток и др. Особенно массовыми потери бывают в местах скопления людей в закрытых помещениях (вагоны электропоездов и метро, театры, концертные залы, гостиницы, общежития и др.). При пожарах и взрывах в замкнутом пространстве (шахты, вагоны, производственные корпуса) почти у всех находящихся там людей возможны ожоги дыхательных путей. У пораженных в ЧС на пожаровзрывоопасных объектах возможны изолированные, комбинированные и сочетанные поражения:  Ранения различной локализации и характера;  Ожоги кожи, слизистых глаз и дыхательных путей;  Баротравма органов дыхания, желудочнокишечного тракта и слуха;  Отравления продуктами горения и др. Терроризм — «terror» лат. устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства. Словарь Даля Террористический акт − совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Проявления терроризма могут быть:  По целям: физическое устранение политических оппонентов, устрашение гражданского населения;  По масштабу: преступление против личности, групповое, массовое убийство и др.  По способу: применение огнестрельного, ядерного, химического или биологического оружия, организация взрывов и поджогов, взятие заложников и др. Организация медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера Принципы оказания медицинской помощи пораженным при любой транспортной катастрофы едины. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий зависит от медико-санитарных последствий, организации спасательных работ в очаге, возможностей действующей в зоне ЧС системы здравоохранения, наличия сил и средств, специально предназначенных для лечебно-эвакуационного обеспечения в этих условиях и др. Максимальный объем работ по оказанию пораженным первой помощи возникает сразу же после катастрофы. В период изоляции первая помощь в очаге ЧС оказывается в порядке само- и взаимопомощи, сотрудниками служб экстренной помощи (полицейскими, пожарными, спасателями и др.). Если в очаг прибывают фельдшерские и врачебные бригады, выполняются мероприятия первичной доврачебной и первичной врачебной помощи. Поражённые эвакуируются в ближайшие лечебные учреждения, где в зависимости от возможностей им оказывают первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь. Если район ЧС находится на большом расстоянии от ЛПУ, развёртывают двух-этапную систему лечебноэвакуационного обеспечения. Роль первого этапа медицинской эвакуации для оказания первичной врачебной (если она не была оказана ранее) и неотложных мероприятий первичной специализированной медикосанитарной помощи будет выполнять ПМГ ВЦМК «Защита» или иной полевой госпиталь. Вторым этапом медицинской эвакуации станут больницы, в которых пораженные будут получать специализированную медицинскую помощь. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОРАЖЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧС ДОРОДНО-ТРАНСПОРТНОГО, ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОГО ХАРАКТЕРА ОЧАГ ПОРАЖЕНИЯ I этап II этап ОКБ БСМП ВСМК ЛПУ БЛИЖАЙШИЕ К ОЧАГУ ЧС ЛПУ ПМГ ГБ ГБ ГБ ЛПУ ПМГ ПОСТРАДАВШИЕ: САМО-И ВЗАИМОПОМОЩЬ СПАСАТЕЛИ, Первая помощь БСМП ВСМК П. специализированная Доврачебная и и специализированная первая медицинская помощь врачебная помощь Неотл. мероприятия п. специализированной мед.-санитар. помощи П.специализированная и специализированная медицинская помощь Для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на территории России создается система быстрого реагирования для спасения пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на месте происшествия и в стационаре. Система быстрого реагирования предусматривает:  ведение спасательных работ, оказание медицинской помощи и эвакуацию пострадавших в стационар в течение «золотого часа»;  оказание неотложной медицинской помощи на месте происшествия и немедленную эвакуацию пострадавших в специализированные медицинские учреждения авиационным или специальным автомобильным санитарным транспортом;  заблаговременное определение лечебных учреждений, осуществляющих госпитализацию пострадавших при ДТП;  оборудование вертолётных площадок при лечебных учреждениях, принимающих пострадавших. На случай авиационных происшествий и катастроф для осуществления мероприятий по сохранению жизни пассажиров и членов экипажа, в гражданской авиации созданы поисково-спасательные и аварийноспасательные команды, в состав которых входят врачебно-сестринские бригады. Их укомплектованность и оснащенность должны соответствовать предстоящему объему работ – количеству пострадавших и характеру поражений. Медико-санитарное обеспечение поисковоспасательных и аварийно-спасательных работ организуют:  на территории объектов гражданской авиации (аэропорт, авиационный завод, учебное заведение гражданской авиации др.) – начальник медицинской службы объекта;  вне объекта – руководитель органа управления здравоохранения в районе своей ответственности. Начальник медицинской службы авиационного объекта заблаговременно организует взаимодействие с региональным и ведомственным здравоохранением, службой скорой медицинской помощи. Особенности организации и оказания медицинской помощи при взрывах (пожарах): 1. Необходимость оказания медицинской помощи большому числу раненых, обожженных, отравленным угарным газом и продуктами горения. 2. Необходимость тщательного розыска пострадавших на задымленной территории и внутри горящих помещений. Первая врачебная помощь оказывается в максимально короткие сроки и приближается к месту пожара. ЛПУ при поступлении большого числа пораженных усиливаются ожоговыми, травматологическими, токсикологическими и др. бригадами. Благодарю за внимание!
«Медико-тактическая характеристика происшествий» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot