Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Самарский государственный медицинский
университет
Кафедра физиологии с курсом медицины катастроф и
безопасности жизнедеятельности
Тема Л-8/2
« Медико-санитарное обеспечение
населения при ликвидации последствий
ЧС техногенного характера »
Доцент кафедры
к.фарм.н., В.Н. Дмитрук
Учебные вопросы:
1. Медико-тактическая характеристика
транспортных и дорожно-транспортных аварий.
2. Медико-тактическая характеристика
ЧС взрыво- и пожароопасного
характера.
3. Особенности медико-санитарного
обеспечения при террористических
актах.
Медико-тактическая
характеристика транспортных и
дорожно-транспортных аварий
Транспортные и дорожно-транспортные аварии и катастрофы занимают
ведущее место как по частоте, так и
по числу поражённых и погибших.
На дорогах мира ежегодно гибнет
около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы.
В России ежегодно на дорогах погибает более 30 тыс. чел., получают ранения – более 300 000 чел.
Из всех транспортных происшествий
дорожно-транспортные составляют в
среднем 94%; происшествия на водном
транспорте – 4 %; на авиационном – 1,5
%; на железнодорожном – 0,5%.
Жертвы
при транспортных катастрофах
Катастрофы
Соотношение
погибших к
раненым
Авиационные
10:1
Автомобильные
1:10
Железнодорожные
1:15
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в
процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при
котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства,
груз, сооружения.
Основные виды ДТП – наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание
транспортных средств.
Основные механизмы возникновения
повреждений:
1. От прямого удара транспортным
средством.
2. От общего сотрясения тела человека
вследствие удара.
3. От прижатия тела к дорожному покрытию
или неподвижному предмету.
4. От трения различных поверхностей тела
человека о части автомобиля или покрытие
дороги.
Характер повреждений, их локализация и
тяжесть зависят от вида ДТП, скорости
движения транспортного средства, его
конструктивных особенностей.
Частота повреждения
отдельных анатомо-функциональных
областей у пострадавших в ДТП
Голова – 91,5%;
Нижние конечности – 56,9%;
Грудная клетка – 41,5%;
Таз – 26,6%;
Верхние конечности – 22,4%;
Живот – 20,6%;
Шея – 2,5%.
Таким образом, большинство повреждений,
полученных при ДТП – сочетанные черепномозговые травмы.
Железнодорожные катастрофы
На железных дорогах России в постоянном
движении находится 42 тыс. грузовых и
20 тыс. пассажирских поездов.
По железным дорогам перевозятся миллионы тонн химически опасных, взрывоопасных и
легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с
радиоактивными веществами и др.
При нарушениях эксплуатации, обслуживания и др. возможны ЧС со значительными
человеческими жертвами, огромным
материальным и экологическим ущербом.
При железнодорожных катастрофах в
структуре санитарных потерь преобладают
механические травмы – до 90 %.
Это ушибленные раны, закрытые
переломы конечностей и закрытые черепномозговые травмы – до 50 %.
Более чем в 60 % случаев – множественные
и сочетанные травмы.
Травмы с синдромом длительного
сдавления возникают при несвоевременном
высвобождении поражённых из
деформированных вагонов и локомотивов.
Величина потерь
при некоторых железнодорожных
катастрофах
Количество
Год
Место катастрофы
пострадавших
погибших
1987
Станция Каменская
14
106
1988
Станция Арзамас 1
840
91
1989
Близ г. Уфа
623
575
1989
Г. Алма - Ата
195
32
1989
Станция Свердловск
Более 1000
4
1996
Станция Литвиново
65
17
По характеру происшествия железнодорожные катастрофы подразделяют на столкновения, сходы, пожары, комбинированные катастрофы (столкновение + сход, столкновение +
пожар, сход + пожар, столкновение + сход +
пожар).
По характеру поражений выделяют катастрофы с механическими, ожоговыми травмами, с отравлениями, радиационными поражениями, загрязнением окружающей среды, а
также с комбинированными поражениями и
загрязнением окружающей среды.
Часто катастрофы происходят ночью или
рано утром, когда отмечается наивысшая
степень утомления машинистов на фоне
монотонности их деятельности, на
перегонах, где скорость движения поездов
достигает своего максимума, в
малонаселенных, в труднодоступных
местах.
Поэтому информация о произошедшей
катастрофе поезда нередко поступает с
опозданием и в искаженном виде.
О произошедшей катастрофе на железной
дороге информация доводится до главного
врача железнодорожной больницы (дежурного)
по месту стоянки аварийно-восстановительного поезда и до начальника врачебно-санитарной службы железной дороги.
На место ЧС в составе аварийно-восстановительного поезда следует санитарный вагон
с аварийной врачебно-сестринской бригадой
железнодорожной больницы, соответствующим оснащением и экипировкой.
Авиационное происшествие – событие,
связанное с эксплуатацией воздушного судна,
происшедшее в период нахождения на его
борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение
воздушного судна и вызвавшее травмы людей
или не причинившее телесных повреждений.
Авиационная катастрофа – происшествие,
повлекшее за собой гибель членов экипажа или
пассажиров при разрушении или повреждении
воздушного судна, а также смерть людей от
полученных ранений, наступившую в течение
30 суток с момента происшествия.
В авиационных катастрофах часто гибнет
весь экипаж и все пассажиры.
В других случаях санитарные потери
могут достигать 80 – 90% от общего числа
людей, находившихся на воздушном судне.
У оставшихся в живых, как правило,
сочетанные травмы и комбинированные
поражения.
Повреждения тяжелой степени может
иметь почти половина пассажиров и членов
экипажа воздушного судна.
Медико-тактическая
характеристика ЧС взрыво- и
пожароопасного характера
Взрыво- и пожароопасные объекты – на
которых производятся, хранятся, транспортируются взрыво- и пожароопасные продукты.
Взрывы на промышленных предприятиях обычно сопровождаются обрушениями и деформациями производственных помещений, транспортных линий,
выходом из строя технологического
оборудования, энергосистем и утечкой
ядовитых веществ.
При взрывах на атомных станциях –
выбросом радиоактивных веществ в
атмосферу и загрязнением ими больших
территорий.
Пожары в зданиях и сооружениях
характеризуются быстрым повышением температуры окружающей среды,
задымлением помещении распространением огня скрытыми путями.
Наибольшие трудности при организации тушения пожаров возникают на
нефтеперерабатывающих и химических
предприятиях с взрывоопасной
технологией.
Пространство, охваченное пожаром,
условно разделяют на зоны:
Активного горения и теплового
воздействия.
Поражающие факторы: высокая
температура и продукты сгорания
(ожоги, перегревание организма и
интоксикация).
Задымления: поражения токсичными
продуктами сгорания (отравления).
Основные факторы, определяющие
величину санитарных потерь в очаге
пожара и взрыва:
Масштабы пожара и мощность взрыва;
Характер и плотность застройки;
Плотность населения;
Огнестойкость зданий и сооружений;
Метеоусловия (скорость ветра, осадки и т.д.);
Время суток и др.
Особенно массовыми потери бывают в местах
скопления людей в закрытых помещениях (вагоны
электропоездов и метро, театры, концертные залы,
гостиницы, общежития и др.).
При пожарах и взрывах в замкнутом пространстве
(шахты, вагоны, производственные корпуса) почти у
всех находящихся там людей возможны ожоги
дыхательных путей.
У пораженных в ЧС на пожаровзрывоопасных объектах возможны изолированные,
комбинированные и сочетанные поражения:
Ранения различной локализации и характера;
Ожоги кожи, слизистых глаз и дыхательных
путей;
Баротравма органов дыхания, желудочнокишечного тракта и слуха;
Отравления продуктами горения и др.
Терроризм — «terror» лат. устрашение
смертными казнями, убийствами и
всеми ужасами неистовства.
Словарь Даля
Террористический акт − совершение
взрыва, поджога или иных действий,
связанных с устрашением населения и
создающих опасность гибели человека,
причинения значительного имущественного
ущерба либо наступления экологической
катастрофы или иных особо тяжких
последствий, в целях противоправного
воздействия, а также угроза совершения
указанных действий в тех же целях.
Проявления терроризма могут быть:
По целям: физическое устранение политических
оппонентов, устрашение гражданского населения;
По масштабу: преступление против личности,
групповое, массовое убийство и др.
По способу: применение огнестрельного, ядерного,
химического или биологического оружия, организация
взрывов и поджогов, взятие заложников и др.
Организация медико-санитарного
обеспечения населения при
ликвидации последствий ЧС
дорожно-транспортного, взрыво- и
пожароопасного характера
Принципы оказания медицинской помощи
пораженным при любой транспортной
катастрофы едины.
Организация лечебно-эвакуационных
мероприятий зависит от медико-санитарных
последствий, организации спасательных
работ в очаге, возможностей действующей в
зоне ЧС системы здравоохранения, наличия
сил и средств, специально предназначенных
для лечебно-эвакуационного обеспечения в
этих условиях и др.
Максимальный объем работ по оказанию
пораженным первой помощи возникает сразу
же после катастрофы.
В период изоляции первая помощь в очаге
ЧС оказывается в порядке само- и
взаимопомощи, сотрудниками служб
экстренной помощи (полицейскими,
пожарными, спасателями и др.).
Если в очаг прибывают фельдшерские и
врачебные бригады, выполняются
мероприятия первичной доврачебной и
первичной врачебной помощи.
Поражённые эвакуируются в
ближайшие лечебные учреждения, где в
зависимости от возможностей им
оказывают первую врачебную, квалифицированную и специализированную
медицинскую помощь.
Если район ЧС находится на большом
расстоянии от ЛПУ, развёртывают
двух-этапную систему лечебноэвакуационного обеспечения.
Роль первого этапа медицинской
эвакуации для оказания первичной
врачебной (если она не была оказана
ранее) и неотложных мероприятий
первичной специализированной медикосанитарной помощи будет выполнять
ПМГ ВЦМК «Защита» или иной полевой
госпиталь.
Вторым этапом медицинской эвакуации станут больницы, в которых пораженные будут получать специализированную медицинскую помощь.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОРАЖЕННОГО
НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧС ДОРОДНО-ТРАНСПОРТНОГО,
ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОГО ХАРАКТЕРА
ОЧАГ
ПОРАЖЕНИЯ
I этап
II этап
ОКБ
БСМП ВСМК
ЛПУ
БЛИЖАЙШИЕ
К ОЧАГУ ЧС ЛПУ
ПМГ
ГБ
ГБ
ГБ
ЛПУ
ПМГ
ПОСТРАДАВШИЕ: САМО-И
ВЗАИМОПОМОЩЬ
СПАСАТЕЛИ,
Первая помощь
БСМП ВСМК
П. специализированная
Доврачебная и
и специализированная
первая
медицинская
помощь
врачебная помощь
Неотл. мероприятия п.
специализированной
мед.-санитар. помощи
П.специализированная
и специализированная
медицинская помощь
Для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на территории России создается
система быстрого реагирования для спасения
пострадавших и оказания им высокопрофессиональной экстренной медицинской помощи на
месте происшествия и в стационаре.
Система быстрого реагирования
предусматривает:
ведение спасательных работ, оказание
медицинской помощи и эвакуацию пострадавших в
стационар в течение «золотого часа»;
оказание неотложной медицинской помощи на
месте происшествия и немедленную эвакуацию
пострадавших в специализированные медицинские
учреждения авиационным или специальным
автомобильным санитарным транспортом;
заблаговременное определение лечебных
учреждений, осуществляющих госпитализацию
пострадавших при ДТП;
оборудование вертолётных площадок при
лечебных учреждениях, принимающих пострадавших.
На случай авиационных происшествий и
катастроф для осуществления мероприятий
по сохранению жизни пассажиров и членов
экипажа, в гражданской авиации созданы
поисково-спасательные и аварийноспасательные команды, в состав которых
входят врачебно-сестринские бригады.
Их укомплектованность и оснащенность
должны соответствовать предстоящему
объему работ – количеству пострадавших и
характеру поражений.
Медико-санитарное обеспечение поисковоспасательных и аварийно-спасательных
работ организуют:
на территории объектов гражданской
авиации (аэропорт, авиационный завод,
учебное заведение гражданской авиации др.) –
начальник медицинской службы объекта;
вне объекта – руководитель органа
управления здравоохранения в районе своей
ответственности.
Начальник медицинской службы авиационного объекта заблаговременно организует
взаимодействие с региональным и
ведомственным здравоохранением, службой
скорой медицинской помощи.
Особенности организации и оказания
медицинской помощи при взрывах (пожарах):
1. Необходимость оказания медицинской помощи большому числу раненых, обожженных, отравленным угарным газом и продуктами горения.
2. Необходимость тщательного розыска
пострадавших на задымленной территории и
внутри горящих помещений.
Первая врачебная помощь оказывается в
максимально короткие сроки и приближается к
месту пожара.
ЛПУ при поступлении большого числа пораженных усиливаются ожоговыми, травматологическими, токсикологическими и др. бригадами.
Благодарю
за внимание!