Материалы к занятиям по дисциплине «Сооружение, транспорт, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и газа».
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Национальный исследовательский университет
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ)
имени И. М. Губкина
Материалы к занятиям по дисциплине
«Сооружение, транспорт, хранение и сбыт нефти,
нефтепродуктов и газа»
(для групп ЭЭ-19-01, ЭЭ-19-02, ЭЭ-19-03, ВМ-19-01)
Голунов Никита Николаевич,
к.т.н., доцент кафедры проектирования и эксплуатации газонефтепроводов
e-mail: golunov.n@gubkin.ru
Москва, 2020
Национальный исследовательский университет
Российский государственный университет нефти и газа (НИУ)
имени И. М. Губкина
Лекция 3
Голунов Никита Николаевич,
к.т.н., доцент кафедры проектирования и эксплуатации газонефтепроводов
e-mail: golunov.n@gubkin.ru
Магистральные нефтепроводы.
Классы нефтепроводов
Магистральный нефтепровод (МН)
комплекс инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки нефти
из района добычи в районы ее переработки
I — от 1000 до 1200 мм
II — от 500 до 1000 мм
III – от 300 до 500 мм
IV – до 300 мм
четыре класса МН в зависимости от диаметра
1 – нефтяной промысел; 2 – нефтесборный пункт; 3 – подводящие трубопроводы; 4 –
головные сооружения (резервуары, насосная станция, электростанция и пр.); 5 – камера
пуска скребка; 6 – линейная задвижка; 7 – переход магистрального нефтепровода под
железной дорогой;
8 – переход магистрального нефтепровода через реку;
9 – переход магистрального нефтепровода через овраг;
10 – конечный пункт нефтепровода (нефтеперерабатывающий завод, морской порт,
железнодорожная эстакада, резервуарный парк)
3
Изменение геометрических параметров магистральных нефтепроводов под
действием давления
1.
2.
3.
«Варианты» (способы) определения объема трубопровода:
Просто геометрический объем (как произведение площади поперечного сечения на длину)
Геометрический объем трубопровода с учетом его «расширения» (увеличения диаметра) за
счет давления транспортируемой жидкости;
Вариант (способ) 2 + сжатие транспортируемой жидкости за счет давления.
4
Режимы течения жидкости в трубопроводе.
Число Рейнольдса. Ламинарное и турбулентное течение жидкости
Ламинарное течение (Re ≤ 2300) – слоистое
течение без перемешивания частиц жидкости и
без пульсации скорости и давления.
υd ρ
Re
μ
– скорость течения жидкости, (м/с)
d – внутренний диаметр трубы, (м)
– плотность жидкости, (кг/м3)
μ – коэффициент динамической вязкости (кг/мс)
– коэффициент кинематической вязкости (м2/с)
Турбулентнное течение (Re ≥10 000) – хаотичное
течение жидкости с постоянным перемешиванием
ее частиц, пульсацией скорости и давления.
Re
υd
ν
Исходя из числа Рейнольдса Re
определяется коэффициент гидравлического
сопротивления λ величина,
характеризующая потери энергии в
трубопроводе
5
Гидравлические аспекты транспорта по трубопроводам
Движение жидкости в трубопроводе
Направление перекачки
R
Х
Критерии определения толщины стенки трубопровода :
Несущая способность трубопровода (способность выдержать внутреннее давление)
Компенсация продольных и поперечных напряжений
«Противокоррозионный» запас на внешнюю среду
6
Расчет гидравлического режима магистрального трубопровода.
Уравнение Бернулли
Основное уравнение гидравлики – уравнение Бернулли.
Физический смысл: закон сохранения механической энергии для движущейся в трубе жидкости
P1
P2
v12
v22
z1
z 2 h1 2 h τ h м
ρ g 2g
ρ g 2g
Н – напор в трубопроводе, [м]
Р – давление в трубопроводе, [Па]
– скорость потока жидкости, [м/с]
z – геодезическая высотная отметка, [м]
– плотность перекачиваемой жидкости, [кг/м3]
g – ускорение свободного падения (9,8 м/с2)
h1-2 – потери напора по длине трубопровода, [м]
h – потери напора на трение, [м]
hм – потери напора на местных сопротивлениях, [м]
Основная причина потерь напора по длине
трубопровода – трение между перекачиваемой
жидкостью и стенками трубопровода
Напор в трубопроводе определяется исходя из объема транспортируемого продукта, расстояния до
потребителя, профиля земной поверхности, несущей способности трубы.
7
Расчет гидравлического режима магистрального трубопровода.
Уравнение Бернулли
В уравнении Бернулли сумма в скобках в левой части называется полным напором.
Полный напор состоит из трех составляющих в конкретной точке (сечении) трубопровода:
1. Пьезометрический (избыточный) напор, связанный с действием силы давления):
H пьез
p
g
2. Геометрический напор (геодезическая отметка), связанный с действием силы тяжести:
H геом z
3. Скоростной напор, связанный с изменением кинетической энергии движущейся жидкости (при
изменении скорости, например, при изменении диаметра):
H скор
v2
2g
8
Расчет гидравлического режима магистрального трубопровода.
Уравнение Дарси-Вейсбаха и гидравлический уклон i
9
Расчет гидравлического режима магистрального трубопровода.
Определение коэффициента гидравлического сопротивления λ
d
Δ – абсолютная шероховатость внутренней поверхности трубы (м). Значения
Δ при расчётах: новые трубы – 0,05 мм; трубы после нескольких лет
эксплуатации – 0,15 ÷ 0,25 мм; старые – 0,5 ÷ 1,0 мм.
10
Удельный расход электроэнергии (кВт*ч/1000т*км), металловложения и
стоимость магистральных нефтепроводов различного диаметра
Диаметр нефтепровода, мм
Скорость перекачки
нефти, м/с
219
273
325
377
426
530
720
820
1020
1220
0,8
0,9
30,6
44,9
31,2
23,6
18,7
1,0
1,1
36,5
43,4
23,8
35,7
23,1
27,9
16,5
18,5
12,3
14,0
1,2
1,3
53,4
61,9
50,3
44,6
20,4
23,4
15,8
18,1
10,3
11,8
8,4
10,4
8,6
1,4
1,5
1,6
34,0
41,5
23,6
13,3
14,8
16,4
11,5
12,8
13,9
9,5
10,5
11,4
10,2
1,7
1,8
20,5
23,6
27,4
18,4
20,4
15,2
16,6
12,2
13,3
10,6
11,1
1,9
22,8
18,3
14,4
11,5
Металловложения
(т/км)
31-37
46-52
55-64
64-82
85-102
95-105
Стоимость
строительства
(тыс. долл. за 1 км)
-
-
-
-
-
350
150-165 174-192 268-298 396-430
500
650
1000
1250
Пропускная способность, млн.т/год
5-10
10-20
15-30
20-50
40-80
Условный диаметр трубопровода, мм
500
700
800
1000
1200
11
Неустановившиеся процессы в трубопроводах
Неустановившиеся (или нестационарные) процессы – такие, при которых характеристики потока
перекачиваемой жидкости (давление, скорость, расход, температура) меняются не только от сечения к
сечению, но и в каждом сечении в зависимости от времени.
Неустановившиеся процессы возникают при проведении технологических операций, в том числе:
- включение/отключение насосов;
- полное/частичное закрытие задвижки;
- полное/частичное открытие задвижки;
- переключение резервуаров;
- сброс/подкачка нефти в трубопровод.
Николай Егорович Жуковский (1847-1921) – русский ученый, создатель аэродинамики как науки,
заслуженный профессор Московского университета, член-корреспондент Императорской
Академии наук по разряду математических наук (1894).
Впервые описал гидроудар в работе «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах» (1899)
Гидравлический удар – скачок давления в системе, заполненной жидкостью, вызванный резким
изменением скорости потока за малый промежуток времени.
Суть гидроудара – инерционные свойства потока, т.е. стационарное течение жидкости нарушается в
результате резкого закрытия (открытия) задвижки, включения (отключения) насоса и пр., в результате чего
происходит скачкообразное резкое торможение (ускорение) потока и ударное сжатие его частиц.
ΔP ρ c Δυ
12
Неустановившиеся процессы в трубопроводах
Способы защиты от гидроудара. Система сглаживания волн давления (ССВД)
1.
2.
3.
Увеличение диаметра трубы (коллектора), предназначенное для снижения скорости потока;
Увеличение времени закрытия запорной арматуры;
Применение демпфирующих устройств:
- регуляторы давления;
ССВД предназначена для уменьшения
- предохранительные клапаны;
крутизны фронта ударной волны,
- системы сглаживания волн давления.
возникающей на приеме НПС при ее
пуске/остановке, снижая воздействие
на МН (Ду700 – 1200мм) волны
давления, сбрасывая часть потока
нефти из приемной линии
магистрального нефтепровода в
резервуары-сборники, снижая величину
и скорость роста давления.
ССВД устанавливается перед НПС,
чтобы защитить участок
трубопровода выше (по течению) от
НПС от волн повышенного давления в
случае отключения насосов.
13
Гидравлический расчет нефтепровода.
Уравнение баланса напоров на участке нефтепровода
Под участком нефтепровода будем понимать перегон
между 2 соседними НПС, включающий первую по
ходу течения нефти станцию.
14
Гидравлический расчет нефтепровода.
Уравнение баланса напоров на участке нефтепровода
15
Гидравлический расчет нефтепровода.
Уравнение баланса напоров на участке нефтепровода
2
8Q L баланса напоров для участка НП.
Уравнение называется уравнением
h12
1,02относительно
Обычно
онорешается
неизвестного расхода Q методом итераций.
2
5
gd
8Q 2 L
hп H ст Q hк z 2 z1 1,02 2
gd 5
Гидравлическая
характеристика НПС
Гидравлическая характеристика
участка (линейной части) НП
H 1 Q hп H ст Q
8Q 2 L
H 2 Q hк z 2 z1 1,02 2 5
gd
Графическое решение уравнения баланса напоров для
участка НП называется совмещённой характеристикой
НПС и участка НП.
16
Гидравлический расчет нефтепровода.
Уравнение баланса напоров на участке нефтепровода. Графическая интерпретация
Точка А пересечения
гидравлических
характеристик НПС и
участка трубопровода
называется рабочей
точкой участка.
Координаты рабочей
точки:
Q* - фактический
(рабочий) расход
нефти на участке НП;
H* - фактический
(рабочий) напор на
выходе НПС
17
Гидравлический расчет нефтепровода.
Образование самотечного участка в трубопроводе (только на нисходящих участках)
Расход жидкости на самотечном участке равен расходу в в полненном
сечении (исходя из закона сохранения массового расхода)
18
Гидравлический расчет нефтепровода.
Влияние самотечного участка в трубопроводе – увеличение напора на НПС, что
приводит к росту количества электроэнергии и снижению энергоэффективности
19
Гидравлический расчет нефтепровода.
Методы увеличения пропускной способности
строительство новых насосных станций;
увеличение давления (напора) в трубопроводе за счет установки более
мощных насосных агрегатов;
строительство трубопроводов, параллельных основному магистральному
трубопроводу (лупингов);
строительство трубопроводов большего диаметра, чем основной
магистральный трубопровод (вставок);
термообработка (подогрев) транспортируемого потока;
использование депрессорных присадок, повышающих текучесть
транспортируемой жидкости;
использование противотурбулентных присадок, изменяющих структуру
турбулентности в направлении уменьшения гидравлического
сопротивления и пр.
20
Гидравлический расчет нефтепровода.
Методы увеличения пропускной способности. Лупинг
21
Гидравлический расчет нефтепровода.
Методы увеличения пропускной способности. Вставка
22
Гидравлический расчет нефтепровода.
Изменение линии гидравлического уклона при обустройстве лупинга и вставки
23